Форма физического воспитания в дошкольных учреждениях

Форма физического воспитания в дошкольных учреждениях

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей [10; c.28]. Одновременно она является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание.

Физическое воспитание как система мероприятий, направленных на развитие растущего организма ребенка, его функций, является приоритетной для всей воспитательной работы с детьми в ДОУ. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам. Одним из направлений совершенствования системы физического воспитания детей является включение физической культуры в специально организованный педагогический процесс, который должен осуществляться грамотными специалистами — руководителями по физическому воспитанию.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. Организованные физкультурные занятия (как в детских садах, так и семье), свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ; повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно. В процессе физического воспитания осуществляются следующие задачи [8; c.11].

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц. Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) — являются физические упражнения.

3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д. Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.

4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей.

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием.

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями. В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности, что позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.

1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.

Физическое воспитание благоприятствует и осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие методы. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека.

Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания. Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.). Кроме того, естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия на тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества фитонциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания рахитом. Для разностороннего влияния на организм следует принимать, целесообразно сочетая, все естественные силы природы [25; c.68].

Следовательно, можно полагать, что физические упражнения используются для решения задач физического воспитания, т.е. значительно повысят уровень и темп развития детей.

studbooks.net

Тема 11. Двигательный режим. Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях.

Необходимость рационального двигательного режима для полноценного физического, умственного развития ребенка, укрепления здоровья детей. Объем, интенсивность, длительность физических нагрузок в течение дня. Модель двигательного режима в ДОУ. Многообразие форм работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и их взаимосвязь: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультурные минутки, гимнастика после сна, индивидуальная работа и занятия с подгруппами); активный отдых (каникулы, дни здоровья, туристические прогулки, праздники, развлечения, самостоятельная двигательная деятельность); спортивные секции.

Тема 12. Организация и методика проведения физкультурных занятий в режиме дня детского сада.

Физкультурные занятия – основная форма организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям, их функционального совершенствования. Вариативные программы дошкольного образования и воспитания о месте физкультурных занятий в режиме дня, формах их проведения.

Задачи занятий: образовательные, воспитательные, оздоровительные, развивающие. Типы, содержание, структура, требования к отбору физических упражнений. Методика проведения занятий с детьми разных возрастных групп. Организация обучения на занятиях, обеспечение физической нагрузки (рациональное использование оборудования, способов организации детей, темп). Приемы контроля: пульсометрия, шагометрия, хронометраж. Эмоциональная и психическая нагрузка. Способы ее регуляции, индивидуальный подход к детям. Музыка на занятиях.

Контроль за самочувствием и поведением детей. Анализ, диагностика и оценка выполнения физических упражнений детьми: активность, качественные и количественные показатели. Предупреждение травматизма, анализ и оценка проведенного занятия. Особенности проведения занятия на свежем воздухе, занятий-тренировок, занятий контрольно-учебного характера в разновозрастных группах.

Тема 13. Организация и методика проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня.

Современные подходы к формам проведения. Обоснование требований к подбору физических упражнений для утренней разминки. Продолжительность комплексов, их смена. Методика проведения утренней разминки с детьми разных возрастных групп: организация детей, приемы проведения физических упражнений, дозировка физической нагрузки, работа над качеством выполнения физических упражнений, приемы регулирования дыхания. Гигиенические требования к условиям проведения разминки.

Особенности проведения гимнастики на свежем воздухе, в разновозрастных группах.

Физкультурные минуты и паузы. Их место в режиме дня, обоснование необходимости. Влияние на повышение умственной трудоспособности, улучшение функционального состояния организма.

Подбор физических упражнений, методика проведения.

Оздоровительная гимнастика после сна. Целесообразность сочетания физических упражнений, закаливающих процедур, массажа.

Требования к подбору физических упражнений, их направленность на формирование осанки, профилактику плоскостопия, улучшения функционального состояния организма. Последовательность, продолжительность, методика проведения физических упражнений, закаливающих процедур, массажа.

Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях. (Лекция 5-7)

1. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

2. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Гимнастика после дневного сна

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Закаливание в сочетании с физическими упражнениями

3. ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ

4. Физкультурное занятие – это основная форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам

5. Задачи физкультурных занятий:

Развитие физических качеств

Удовлетворение естественной биологической

потребности в движении

Обеспечение развития и тренировка всех систем и

функций организма ребенка

Обеспечение возможности демонстрации каждым

ребенком своих двигательных умений

Создание условий для всестороннего развития детей

6. Количество физкультурных занятий в неделю:

2-ая младшая группа (3-4 года) – 3 раза (по 15 минут)

средняя группа (4-5 лет) – 3 раза (по 20 минут)

старшая группа (5-6 лет) – 3 раза (по 25 минут)

подготовительная группа (6-7 лет) – 3 раза (по 30 минут)

7. Характерные черты физкультурных занятий:

Руководящая роль инструктора физкультуры

Строгая регламентация деятельности детей и

дозирование физической нагрузки

Постоянный состав занимающихся и их возрастная

8. Требования к физкультурным занятиям:

предыдущим (система занятий)

Обеспечение оптимальной двигательной деятельности

Соответствие занятия возрасту, уровню

инвентаря и оборудования

Музыкальное сопровождение занятия

9. СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ

ВВОДНАЯ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ) ЧАСТЬ

организма детей к

нагрузке в основной

Виды ходьбы и бега

Упражнения на внимание

формирование стопы и

• Упражнения в равновесии

на выполнение комплекса

• Давать четкие, краткие

1-ая младшая группа

2-ая младшая группа

10. СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ

мышечных групп для

воздействовать на одну и ту

же группу мышц 2 раза

• Основные виды движений

должны быть и новыми и

• Сначала нужно давать

внимания, а затем –

• Подвижная игра (не должен

повторяться тот вид

движения, в котором только

что упражнялись дети)

слово, музыка, выполнение

в свободном темпе)

• Создать условия для

вызывающие желание к

правил и качественного

1-ая младшая группа:

ОРУ: 3-4 упражнения

ОВД: 1-2 упражнения

2-ая младшая группа:

ОРУ: 3-5 упражнений

ОВД: 2-3 упражнения

ОРУ: 5-6 упражнений

ОВД: 3-4 упражнения

ОРУ: 6-7 упражнений

ОВД: 4 упражнения

ОРУ: 7-8 упражнений

ОВД: 3-5 упражнений

11. СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ

состояния к более

• Ходьба в спокойном темпе

• Игра малой подвижности

• Подведение итогов занятия

остановку после бега и

12. Типы физкультурных занятий:

Сюжетные физкультурные занятия

Тематические физкультурные занятия

Занятия ритмической гимнастикой

Занятия на тренажерах

Занятия с элементами у-шу, хатха-йоги и т.п.

13. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

14. Утренняя гимнастика – совокупность упражнений проводимых после утреннего пробуждения, предусматривающих поочередное включение в работу

только что работавших мышц, чередование

напряжения мышц с их расслаблением,

15. Значение утренней гимнастики:

Содействует обмену веществ

Поднимает эмоциональный тонус

Формирует внимание, целеустремленность

Вызывает радостные ощущения и эмоции

Улучшает жизнедеятельность организма

Дает оздоровительный эффект

16. Варианты проведения утренней гимнастики:

Игровая (2-3 игры разной степени интенсивности)

«Полоса препятствий» (применения различного

физкультурно-спортивного инвентаря и оборудования,

Оздоровительные пробежки (100-300 метров после 34 общеразвивающих упражнений)

С использованием детских тренажеров (детский

эспандер, гимнастический ролик, «Велосипед»,

17. Последовательность упражнений в утренней гимнастике:

укреплению мышц плечевого пояса, плечевых

суставов, грудной клетки и выпрямлению

Упражнения, направленные на укрепление мышц

спины, развитие гибкости позвоночника,

развивающие суставы ног, способствующие

формированию правильной осанки.

Упражнения, способствующие развитию и

укреплению мышц брюшного пресса и ног.

18. Продолжительность утренней гимнастики в разных возрастных группах

в основной части

19. ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

20. Гимнастика после дневного сна («бодрящая» гимнастика) – совокупность упражнений проводимых после дневного пробуждения, направленных на у

гимнастика) – совокупность упражнений

проводимых после дневного пробуждения,

направленных на улучшение настроения детей,

поднятие мышечного тонуса, а также

способствующие профилактике осанки и стопы

21. Продолжительность гимнастики после дневного сна 7-15 минут

22. Виды гимнастики после дневного сна

Разминка в постели

1.Дети просыпаются под звуки мелодичной музыки, вызывающей

2.Лежа в постели, дети выполняют 5-6 общеразвивающих упражнений

3.Выполнение 5-6 упражнений стоя

4.Переход в комнату с температурой 19-17 градусов

5.Выполнение танцевальных упражнений

6.Комплекс дыхательных упражнений

Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям

птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник»,

«конькобежец», «гимнаст», «цветок» и т.д.)

1.Разминка (ходьба, бег, прыжки, упражнения на профилактику плоскостопия

и нарушения осанки)

2.Лазание по гимнастическим стенкам, канату, веревочным лестницам,

3.Использование тренажеров (диск «Здоровье», детский эспандер, гантели,

«Бегущая дорожка», «Велосипед»

•Не менее 2-х раз в неделю по 5-7 мин.

•Дорожка из пособий и предметов, способствующих массажу стопы

(ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и т.д.)

ppt-online.org

Общая характеристика форм организации физического воспитания дошкольников.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.

а) Утренняя гимнастика.

в) Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями.

Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни.

Карманова Л.В., Шебеко В.Н. Физическая культура в старшей группе детского сада: Методическое пособие. — Мн.: Полымя, 1987. — С.5-14.

Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1978. — С.165-206.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М.: «Академия», 2001.

Теория и методика физического воспитания/Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, К.Х. Грантынь и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1979. — С.172-180.

Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1984. — С.62-75.

Шпак В.Г. Физическое воспитание детей от рождения до школы. — Витебск: Изд-во ВГУ, 1997.

Шпак В.Г. Спортивные упражнения и активный отдых в детском саду. — Мн.: Полымя, 2000.

1.Общая характеристика форм организации физического воспитания дошкольников

Формы организации физического воспитания детей в яслях:

Сеанс длится около 10 мин., содержит примерно 12-15 упражнений и приемов массажа.

Кроме специальных форм занятий, побуждение к активной двигательной деятельности происходит в играх, на прогулке.

К формам организации физического воспитания детей 3-6 лет относятся:

г) Физкультурные паузы

а) Подвижные игры

б) Прогулки и экскурсии

в) Индивидуальная работа с отдельными детьми

д) Праздники, досуги, Дни здоровья

Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся начиная с первой младшей во всех группах, но в каждой они имеют своеобразие по подбору упражнений и методике проведения.

Физкультминутки, имеющие преимущественное значение в старших группах детского сада, включаются в занятия и между двумя занятиями как момент активного отдыха и восстановления работоспособности детей.

Закаливающие процедуры используются во всех группах. Однако воздушные ванны в движении с постепенным снижением температуры, в помещении и на воздухе применяются по преимуществу в старших группах.

Подвижные игры и разнообразная самостоятельная двигательная деятельность детей на воздухе являются непременным содержанием повседневной детской жизни во всех возрастных группах.

studfiles.net

Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях

МИНИСТЕРСТВО УКРАИНЫ ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Факультет олимпийского и профессионального спорта

Кафедра теории физического воспитания, олимпийского спорта и образования

по дисциплине: Теория и методика физического воспитания

Тема: Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях

Общая характеристика форм организации физического воспитания дошкольников

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня

Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни

1. Общая характеристика форм организации физического воспитания дошкольников

Формы организации физического воспитания детей в яслях:

1.Индивидуальные сеансы физических упражнений и массаж. При воздушных ваннах воспитатель выполняет с ребенком движения, чередуя их с приемами массажа, улучшающими кровоснабжение, а также снижающими тонус мышц сгибателей. Используются как активные рефлекторные движения в ответ на применяемые взрослым зрительные, слуховые тактильные раздражители (манипуляции игрушками, перекладывание ребенка в неудобную позу и др.), так и пассивные (сгибание и разгибание рук, ног, туловища).

2.Групповые занятия (не более пяти-шести детей) в виде свободного перемещения в манежиках с игрушками, причем воспитатель стимулирует к определенным действиям, давая соответствующие игрушки.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня:

а) Утренняя гимнастика

в) Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями

Работа по физическому воспитанию детей в повседневной жизни

г) Самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений

Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.

Соотношение форм организации физического воспитания в различных группах детского сада определяется воспитательно-образовательными задачами.

2. Физкультурные занятия

Значение и задачи. Физкультурные занятия — основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Специальной задачей занятий является обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и развитие физических качеств.

Значение занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.

Содержание и структура занятий.

Содержание занятий составляют физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы, выражающиеся в двигательной деятельности детей.

Существующая в настоящее время трехчастная структура предусматривает реализацию на физкультурных занятиях физиологических, психических и педагогических закономерностей.

Это включение (постепенное) детей в основную деятельность; поддержание работоспособности на определенном уровне, снижение нагрузки, выравнивание функционального состояния и психологическая настройка на отдых или другой вид занятий.

Следовательно, работоспособность распределяется на занятии неравномерно и представляет 4 уровня.

В соответствии с этим, физкультурные занятия состоят из трех взаимосвязанных частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Для каждой части занятия одинаково важное значение имеют все задачи — образовательные, воспитательные и оздоровительные. Выполнение указанных задач обеспечивает всестороннее воздействие на детей.

Задачи вводно-подготовительной части заключаются в создании у детей интереса и эмоциональной настроенности к занятию, проверке степени готовности внимания, уточнения некоторых двигательных навыков, постепенной подготовке организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия.

С этой целью детям предлагаются знакомые упражнения или их варианты, содействующие воспитанию правильной осанки, профилактике плоскостопия, не требующие много времени на выполнение.

К таким упражнениям относятся строевые, ходьба и ее разновидности, бег с различными заданиями.

Заканчивается эта часть занятий ОРУ.

Продолжительность вводно-подготовительной части в младших группах 3-4 мин., в средней — 4-6 мин., в старшей — 5-10 мин.

В основной части занятия решаются задачи обучения и совершенствования двигательных навыков, развития физических качеств. После этого проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение.

Учитывая небольшую продолжительность оптимальной психической работоспособности детей, более трудные задачи намечают в начале основной части (например, ознакомление детей с новым материалом, выполнение упражнений, требующих высокой координации).

Длительность основной части в младших группах — 8-12 мин., в средней — 12-15 мин., в старших — 15-20 мин.

Заключительная часть занятия включает ходьбу интенсивного темпа с постепенным замедлением, что способствует снижению общей возбужденности и приведению пульса к норме.

Ходьба иногда может быть заменена малоподвижной игрой, включающей всех детей в умеренное движение и исключающей статические положения, которые противопоказаны организму после активных действий. После этого подводится итог проведенного занятия и дети переходят к другой деятельности.

Продолжительность заключительной части занятия в младших группах — от 2 до 3 мин., в средней и в старшей — от 3 до 4 мин.

3. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня

а) Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика — обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Она снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам.

Продолжительность утренней гимнастики в зависимости от возраста колеблется от 4-5 мин. в младшей группе до 10-12 — в старшей.

Она включает ходьбу, бег, прыжки, 6-8 ОРУ без предметов или с предметами. Сюда могут быть включены песня (в начале), игровые моменты, несложные подвижные игры, танцевальные шаги, разнообразные висы.

Усиление интенсивности нагрузки достигается нарастающим количеством упражнений, увеличением числа их повторений и продолжительности тех упражнений, которые вызывают наибольшую пульсовую реакцию — бега и подскоков.

При подборе упражнений для комплекса утренней гимнастики необходимо учесть следующее: 1) они должны соответствовать требованиям программы по гимнастике для детей данного возраста; 2) должны быть простыми по форме и в основном знакомы детям. Поэтому рекомендуется в утреннюю гимнастику включать упражнения, которые дети недавно выполняли на физкультурных занятиях (но не обязательно те, которые были на последнем занятии). Один комплекс проводится в течение недели, а затем меняется (выполнение комплекса в течение 2-х недель снижает интерес детей к ним).

Комплексы утренней гимнастики составляются следующим образом. Вначале надо организовать группу детей, сосредоточить их внимание, поэтому утренняя гимнастика начинается с построения, затем ходьбы в сочетании с легким непродолжительным бегом. Уместны здесь и специальные упражнения на внимание и быстроту реакции (например, изменение направления бега или резкая остановка по сигналу).

Затем дети перестраиваются для выполнения ОРУ.

Упражнения подбираются таким образом, чтобы последовательно прорабатывались различные мышечные группы: плечевого пояса, ног, боковые мышцы туловища, мышцы спины, брюшного пресса, стопы. Затем обязательно включаются упражнения, способствующие усилению обмена веществ в организме. Это различного рода подскоки, которые могут чередоваться с легким бегом.

В конце утренней гимнастики надо урегулировать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Здесь даются упражнения в ходьбе, можно включить танцевальные шаги, желательно с музыкальным сопровождением.

Утренняя гимнастика по возможности круглогодично проводиться на воздухе.

Физкультминутки проводятся не на всех занятиях, а на требующих большой усидчивости и внимания детей — занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, на некоторых занятиях по изобразительной деятельности.

Их цель — поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне.

Продолжительность физкультминуток 2-3-мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно вторая половина занятия — 12-16-я минуты).

Но нужно учитывать, что иногда при большой заинтересованности детей занятием, особенно когда используются пособия, физкультминутка может и помешать успешному проведению занятия. Следовательно, физкультминутки не должны рассматриваться как обязательные ежедневные мероприятия в режиме дня старших групп.

В подборе упражнения для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны в основном охватывать крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, подскоки, приседания в быстром темпе. В некоторых случаях, если дети долго держали в руках кисть или карандаш. Целесообразно включить упражнение для мышц кисти рук: сгибание и разгибание, круговые движения в лучезапястном суставе, сжимание и разгибание пальцев рук.

Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.

Дети выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место в групповой комнате.

Можно выполнить физкультминутки, используя музыкальное сопровождение. Дети могут выполнить под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть один-два куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями.

в) Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

Общие закаливающие мероприятия проводятся на протяжении повседневной жизни ребенка и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, рациональную одежду. Соответствующие возрасту воздушный и температурный режимы в помещении, регулярное проветривание комнаты.

К специальным закаливающим мероприятиям относятся строго дозированные воздействия ультрафиолетовым облучением, гимнастические упражнения, массаж, воздушные и водные процедуры, плавание, рефлексотерапия (иглотерапия), сауна.

В настоящее время существует несколько утвердившихся правил в проведении закаливающих мероприятий у детей, разработанных Г.Н. Сперанским:

Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье;

Необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;

Занятия должны осуществляться систематически;

Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст;

Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время, т.к. в холодное время степень воздействия закаливающими факторами в начале закаливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года;

Закаливающие процедуры проводятся только при положительных эмоциях ребенка;

Возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с того, что было в начале закаливания.

Закаливающие процедуры наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями. Активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде.

"Программа воспитания в детском саду" предусматривает применение закаливающих процедур во всех возрастных группах, начиная с первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, продолжительность и т.д.

Воздушные ванны в движениях обеспечивают непосредственное воздействие воздуха на обнаженную поверхность кожи в процессе двигательной деятельности детей.

Наиболее целесообразным и естественным видом такой ванны являются утренняя гимнастика и физические упражнения после сна.

После сна, лучше всего под музыкальное сопровождение, проводятся различные построения (по диагонали, противоходом, "змейкой", зигзагом и др.) с выполнением физических упражнений, способствующих формированию осанки, стопы, а так же подвижные игры с элементами танцевальных шагов, импровизацией танцевальных движений. При выполнении упражнений после сна не рекомендуется использовать комплексы утренней гимнастики и ОРУ. После воздушной ванны в движении переходят к водным процедурам.

К водным процедурам относятся: обтирание, обливание, купание.

Обтирание связано с легкими (массирующими) движениями в направлении от периферии к центру при помощи отжатой варежки. Проводиться процедура одновременно со всеми детьми (дети выполняют самостоятельно и помогают друг другу потереть спину).

Обливание по своему воздействию на организм ребенка значительно сильнее обтирания. Поток воды освежает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную работы, вызывает бодрость.

Наиболее доступно обливание водой до пояса после физических упражнений (в частности — после утренней гимнастики).

Дети обливаются самостоятельно, растирая при этом грудь, плечи, руки, после чего тщательно вытирают тело.

4. Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи программы по физическому воспитанию детей осуществляются в различных формах: подвижные игры, прогулки и экскурсии, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные задания детей различными видами физических упражнений, физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья.

Основу для успешного овладения двигательными навыками ребенок получает на систематических физкультурных занятиях.

Однако совершенствование, устойчивость приобретенных навыков и самостоятельное применение их ребенком в различных условиях жизни обеспечивается перечисленными выше формами организации занятий физическими упражнениями.

Прогулки и экскурсии.

Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств.

Хорошо выполняя различные упражнения в знакомом помещении или на участке детского сада, дети теряются в новой обстановке.

Поэтому прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения содействуют воспитанию необходимой ориентировки на местности, применению сформированных умений и навыков в непривычных условиях.

Прогулки планируются заранее в календарном плане и требуют тщательной подготовки.

Большое внимание следует уделить разработке маршрута движения, которым предусматриваются места отдыха детей в пути, естественные условия для проведения упражнений (ручейки, овраги, кочки, поляны, поваленные деревья).

Проводятся прогулки в основном летом, но могут проводится и зимой, с использованием лыж и коньков.

О дне проведения прогулки сообщается заранее для создания у детей настроения радостного ожидания.

Передвижение детей на прогулке свободное, без попарного построения (применяется при переходе дорог, железнодорожного полотна).

Во время прогулки можно запланировать физкультурное занятие, в которое включаются упражнения с использованием природных условий.

Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию.

В каждой возрастной группе находятся дети со слабым физическим развитием, с признаками каких либо отклонений от норм (начальная деформация позвоночника, стопы, низкая работоспособность после перенесенного заболевания и др.), а так же дети чрезмерно возбудимые или, наоборот, с пониженной реакцией на окружающее, застенчивые.

На основе учета типологических особенностей и состояния здоровья каждого ребенка задачи индивидуальной работы по физическому воспитанию заключаются в обучении детей не усваивающих программный материал в общем со всеми темпе; своевременном исправлении дефектов осанки и стопы; в улучшении физического развития ослабленных детей; в активизации малоподвижных, застенчивых детей и повышении их эмоционального тонуса.

Индивидуальная работа планируется в течение всего дня в часы игр и прогулок.

При обучении двигательным действиям воспитатель не только предлагает ребенку правильно выполнить упражнение, но и старается вызвать интерес к задаче. Он обращает внимание ребенка на основные, опорные элементы движения (упражнения), помогает ему понять, в чем заключается задача, и на основе этого предлагает решить ее самостоятельно. Другой характер имеет индивидуальная работа при выполнении упражнений корригирующего характера.

Самостоятельные занятия детей.

У ребенка сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя.

Стимулом самостоятельной двигательной деятельности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.

В группе детей 3-го года жизни целесообразны игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия: различные каталки (кони, петушки и т.д.), коляски, автомобили, мячи и шары. Из крупных пособий необходимы горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых дети упражняются в лазании, подлезании, ползании, перешагивании и т.д. под руководством воспитателя.

Для самостоятельной двигательной деятельности детей средней группы воспитатель подбирает двигательные игрушки, мелкие физкультурные пособия и игры в соответствии с указаниями типовой программы (для метания — мячи разных размеров, мешочки с песком и т.д.).

Для детей старших групп целесообразны игры с элементами спортивных игр — волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис.

Все указанное разнообразие самостоятельной двигательной деятельности детей предусматривается в плане воспитателя.

Физкультурный досуг, праздники, Дни здоровья.

Физкультурный досуг продолжительностью 30-45 минут организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, задания, разнообразные движения.

Досуг может иметь тематическую направленность, например, "Спортландия", "Зимние забавы" и др.

Иногда полезно его провести, объединив детей разного возраста. В этом случае одна разновозрастная группа занимается на площадке старшей группы с ее воспитателем, а вторая — на площадке младшей группы с воспитателем младшей. Детям даются дифференцированные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.

Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возрастов, проводятся не менее 3-х раз в год. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер. Например, праздник "Нептуна".

Один раз в квартал планируются Дни здоровья. Лучшее место для их проведения — лес, поляна, луг, где организуются игры, развлечения, соревнования в беге, метании, прыжках.

В программу включается и пеший туризм.

Зимой дети могут выйти в лес на лыжах.

Во все периоды года Дни здоровья сопровождаются эстафетами, подвижными и спортивными играми.

В дни организации физкультурного досуга, праздника, Дня здоровья физкультурные занятия в режиме дня не планируются.

Пралеска. Праграма выхавання і навучання дзяцей у яслях-садзе. – Мінск, 1995.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М.: "Академия", 2001.

xreferat.com