Физическое и психическое развитие ребенка 2 лет

Критерии развития ребенка в 5 лет

Ребенок в 5 лет уже перестает быть малышом, он становится самостоятельным и вполне взрослым дошкольником. Пятилетка уже многое умеет и знает. А чтобы его родители могли самостоятельно определить уровень развития своего ребенка, дальше мы расскажем по каким критериям им необходимо его оценивать.

К пятилетнему возрасту дети уже обладают большим запасом знаний об окружающем мире, который у них сформировался благодаря их активности, стремлению экспериментировать и задавать вопросы.

Основные свойства предметов. Дошкольник уже знает основные цвета и может рассказать об их оттенках (например, может отличить два оттенка одного цвета: светло-зеленый и темно-зеленый); может понятно объяснить, чем одна геометрическая фигура отличается от другой; может сравнить по основным признакам (форма, цвет, размер) большое количество предметов.

Ориентация во времени. Ребенок еще плохо разбирается в том, который сейчас час, но уже уверенно различает времена года, месяцы и дни недели. Особенно хорошо дети помнят те дни или месяцы, с которыми у них связаны яркие воспоминания, например, день своего рождения.

Внимание. Развивается способность детей концентрироваться на одном виде деятельности. Пятилетний ребенок уже может в течение 20-25 минут заниматься не очень интересным для него, но нужным делом, правда только вместе с взрослым. Дошкольник умеет действовать согласно правилам, которые ему задает взрослый, например, может найти на картинке изображения определенных предметов, и заштриховать их каким-либо образом, или из множества фигур выбрать только те, которые отвечают определенным условиям.

Память. К пяти годам объем памяти ребенка увеличивается не на много, зато ее устойчивость улучшается в разы. Особенно если память тренировать. Для этого можно использовать несложные средства и приемы, например, в качестве подсказки могут выступать рисунки, карточки, схемы.

Мышление. В этом возрасте у дошкольника преобладает наглядно-образное мышление, используя обобщенные наглядные средства, например, чертежи или схемы, он учится решать сложные задачи. В случаях, когда невозможно без практических действий решить поставленную задачу, дети прибегают к целенаправленному и планомерному наглядно-действенному решению. Если же для выполнения задания не требуется выполнение какого-либо действия, то ребенок часто находит ответ в уме.

Развитие ребенка в 5 лет позволяет ему решать простые математические примеры в пределах 10, раскладывать предметы по порядку в соответствии с заданием, например, от большего к меньшему по размеру, рисовать геометрические фигуры по клеточкам в тетради.

Психическое развитие дошкольника в этом возрасте дает ему возможность предвидеть отдаленные и близкие последствия своих поступков и действий.

Социально-эмоциональное развитие

Пятилетний ребенок уже начинает понимать зависимости и связи во взаимоотношениях людей и их социальном поведении. Он стремится познать не только себя, но и другого человека, как члена общества.

У дошкольника происходит изменение представления о себе, для него становится важным мнение его друзей о себе, их оценка. Повышается устойчивость и избирательность взаимоотношений с детьми. Ребенок хочет играть с теми детьми, которые, по его мнению, обладают положительными качествами («Он не дерется», «Она хорошая»), или с которыми ему интересно общаться. Общение дошкольников перестает быть ситуативным. Они охотно делятся друг с другом рассказами о том, где они были, что делали, что видели.

В 5 лет у ребенка развивается саморегуляция. Он начинает предъявлять к себе повышенные требования. Ребенок учится доводить до конца малоинтересную для него работу (наводить порядок в комнате, убирать игрушки). Дошкольник принимает общепринятые правила и нормы поведения. Он эмоционально переживает: соответствует ли его поведение морально-нравственным представлениям.

По мере взросления ребенка происходит его физическое развитие. Дошкольник становится достаточно сильным и выносливым, чтобы в течение длительного времени прикладывать небольшие физические усилия. Он может выполнять сложные движения, например: отбить мяч о землю несколько раз подряд; пройти по узкой скамейке, сохраняя равновесие; прыгать через скакалку; бегать на носках; кататься на коньках и двухколесном велосипеде. Эти умения говорят о том, что у ребенка развивается крупная моторика.

Мелкая моторика рук также совершенствуется. Дети в 5 лет уже могут сами одеваться и раздеваться, застегивать и зашнуровывать обувь.

В играх со сверстниками все больше времени занимает коллективное обсуждение правил игры. Дети пытаются указывать друг другу, как надо поступать в соответствии с правилами. Часто подобные обсуждения еще не раз возникают по ходу игры.

Пятилетние дети уже правильно произносят все звуки. Речь дошкольника уже не должна отличаться от разговора взрослого. Во время беседы ребенок легко использует интонацию, например, если он читает стих, то делает это громко, а если делится секретом с товарищем, то тихонько шепчет ему на ухо.

Словарный запас детей активно пополняется, они начинают использовать в речи многозначные и обобщающие слова, антонимы, синонимы, оттенки значений слов. Пятилетки учатся самостоятельно строить деловые и игровые диалоги, осваивают косвенную и прямую речь, правила речевого этикета. Могут в повествовательном или описательном монологе передать настроение героя, его состояние, отношение к событию, используя сравнения и эпитеты.

Круг чтения ребенка выходит далеко за пределы сказок. Он начинает интересоваться произведениями разнообразной тематики, в которых описываются другие страны, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В целом можно сказать, что развитие ребенка в 5 лет достигает того уровня, при котором он может не только самостоятельно обслуживать себя, но также учится принимать взвешенные решения и отвечать за их последствия.

ymadam.net

Психическое развитие ребенка 2 лет

За два года, от 1 до 3х лет, малыш делает такой гигантский шаг в развитии, который не сможет повторить ни один взрослый! От “продолжения мамы” он станет “Я сам!” и это, наверное, главный шаг в развитии личности малыша. Период 1-3 года называется ранним детством и в нем берут начало мышление, восприятие, внимание, память и речь. Это как раз те “5 столпов”, которые нужно развивать.

Психическое развитие ребенка до 2 лет. Я отдельный человек!

Главное достижение годовалого малыша – это осознание того, что он – отдельный человек. Он начинает понимать свою отделенность от окружающего предметного мира квартиры. Это случается не “вдруг откуда не возьмись”, это длитильный и почти незаметный процесс. Как же достигается осознание своей “отдельности”? С помощью манипулирования с предметами. Малыш влияет на предметы и постепенно начинает понимать, что происходящее зависит от него. У него выстраиваются причинно-следственные связи. Важный этап – это узнавание себя , простейшая, первичная форма самосознания. Помогите малышу узнавать себя в зеркале и на фотографиях. У малыша появляются первые представления о себе – самооценка, которая на самом деле является оценкой взрослого. Поэтому замечания, игнорирование попыток сделать что-то самостоятельно, неоцененность может привести к неуверенности в себе.

К первому году словарь ребенка едва ли состоит из 10-15 слов, но уже к двум годам = 200-300 слов. Малыш переходит в тадию активной речи и начинает воспроизводить звуки и отдельные слова. Через примерно три месяца употреблять однословные сочетания, а далее – вдусловные сочетания. Характерно, что малыш в этом возрасте не знает обобщений. То есть он может знать значение слова стул, шкаф, кровать, но не знать слова мебель.

Психическое развитие ребенка после 2 лет. Я сам!

Малыш окончательно осознает свою отделенность от предметного мира, у него формируется собственное Я и он начинает наполнять его “содержимым” из окружающего его мира: поведением, жестами, мимикой, словами мамы, папы, воспитательницы. Поэтому к концу третьего года жизни лююимыми играми вашего ребенка станут ролевые игры. Малыш начнет примерять на себя социальные роли: быть мамой, папой, воспитательницей, доктором. Поэтому будьте очень аккуратны в словах и поступках:) Ребенок старается быть самостоятельным. И уже начинает употреблять местоимение «Я».

У малыша появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший». Но в это же время у детей появляются первые признаки упрямства, агрессии. Всем известный кризис 3-х лет.

Словарный запас малыша к трем годам = 1000-1500 слов. Сроки и темпы овладения ребенком речью во многом зависят от его индивидуальных особенностей, условий его жизни. В конце второго и начале третьего года начинает формироваться связная речь. Главный показатель – это то, что единицей речи становится не слово, а предложение. И к концу третьего года малыш уже говорит связно, используя правльные конструкции предложений.

На что надо обратитьвнимание маме при развитии:

— Физическое и психическое развития очень связаны в возрасте 1-3 года.

— Малыш станет очень раним, поэтому хвалите его и не показывайте свое недовольство.

— Ребенок очень восприимчив к обучению, поэтому постарайтесь дать как можно больше впечатлений.

— Малыш стремится быть самостоятельным, поддерживайте его начинания.

super-parents.ru

Как развиваются дети в 4 и 5 лет

Ребенок, пройдя сложный кризис трех лет, переходит в средний дошкольный возраст. На этапе происходит стремительное психическое и физическое развитие. Родители обязаны знать, как совершается развитие ребенка 4–5 лет, чтобы помогать малышу преодолевать возникшие трудности.

Особенности физического формирования

В таком возрасте быстро развиваются мышцы и кости скелета. Поэтому важно знать особенности развития детей 4–5 лет. Дитя сильно меняется внешне и внутренне. Внутренние органы по форме соответствуют взрослому человеку. Это ведет к тому, что ребенок совершает больше физических нагрузок. Родителям важно знать стандартные показатели норм, чтоб в непредвиденных ситуациях помогать. Выявить и исправить, появившиеся отклонения.

  • Становятся уверенными, скоординированными движения.
  • Ребёнку, как и раньше требуется двигаться.
  • Динамично развивается моторика.
  • Появляется ловкость, скорость в движениях.
  • Неравномерно, но интенсивно растут мышцы. От этого наступает быстрая утомляемость. В период обучения и прогулок родитель обязательно должен учитывать эту особенность. Малышу нужны небольшие перерывы для восстановления сил.
  • В среднем за год рост прибавляется около 7 см, а масса тела увеличивается от 1,5 до 2 кг.
  • Силовые упражнения следует исключить, так как кости скелета еще мягкие и их формирование еще не закончено. Папам и мам стоит обращать внимание на осанку чада.
  • Изменяется тип дыхательной системы. До четырехлетнего возраста — брюшной тип, а после грудное дыхание.
  • При повышенных физических нагрузках, сердечный ритм сокращения нарушается. На лице появляются покраснения или, наоборот, возникает бледность. Сразу нужно переключить на другой вид деятельности.
  • Образовывается сенсорное восприятие.
  • К четырем годам вырабатывается дальнозоркость. Это объясняется тем, что хрусталик глаза имеет плоскую форму.
  • Слух чувствителен к звукам.
  • Нервная система неустойчива, поэтому не избежать капризов и истерик.
  • Воспитательные действия имеют эффективность.
  • Запреты детьми усваиваются трудно, поэтому нужно неоднократно его повторять, чтобы отложилось в памяти.
  • Важно! В этом возрасте следует объяснять и приучать к здоровому образу жизни. Соблюдать распорядок дня, выполнять утреннюю гимнастку, регулярные прогулки на свежем воздухе. Питание должно быть сбалансированным и отвечающее возрасту.

    Психическое развитие

    Психические процессы сильно меняются. Они становятся устойчивыми, осознанными. Начинают сформировываться волевые качества. Зная, как происходит психическое развитие ребенка 4–5 лет выстраивается правильная форма воспитания.

    Ребятишкам в пятилетнем возрасте хочется самостоятельности. Уже не так нуждаются в помощи старших. Учатся устанавливать свои правила. Но готовы сопереживать и осознавать чувства других людей.

    Стремительно развиваются творческие наклонности. Малыш создает сказочный мир, где выступает главным героем. Наделяет себя волшебными способностями. Фантазии связаны не только с прекрасным, но и спровоцировать страхи.

    Происходит социализация, при которой возникает желание быть услышанным не только в кругу семьи, но и со стороны сверстников. Игровая деятельность видоизменяется. Она расширяется, наблюдается сюжетная линия. В игровом процессе учатся дружить, делиться вещами, помогать друг другу, ссориться и сразу мириться.

    Проявляют ко всему любознательность, чем ставят взрослых в тупик, задавая вопросы. Они болтают часами, не останавливаясь ни на минуту. Перебивать не стоит, так как можно отбить интерес к познанию нового и неизведанного до сих пор.

    Эмоционально дети восприимчивы. Понимают похвалу и ругань, так как экспансивно чувствительны к словам. Поэтому браня, подбирать выражения нужно тщательно. Неприятные слова приведут к развитию нежелательных комплексов, которые сохранятся на дальнейшую жизнь.

    В пять лет интересуются половыми отличиями между девочкой и мальчиком.

    На основе психических особенности развития детей 4- 5 лет можно грамотно продумать способ целостного и гармоничного воспитания.

    Умственные особенности

    Любознательность ведет к формированию интеллекта. Без поддержки родителей не обойтись. Не отмахивайтесь от детишек, если просят поиграть, или что-то объяснить. Это провоцирует задержку психического развития. В старшем возрасте приводит к нежеланию учиться. Необходимые навыки, которые нужно развивать у реб?нка. У родителей часто возникает вопрос, что должен уметь ребенок к пятому году жизни.

    Математические способности

    Ребенок пятилетнего возраста, должен уметь:

  • Знать название геометрических фигур.
  • Сравнивать предметы по количеству.
  • Находить предметы.
  • Считать в пределах.
  • Вид мышления — наглядно-образный, где проявляется практический характер. Поэтому можно наблюдать следующее:

    1. Запоминание большого объема информации.
    2. Улучшение концентрации внимания.
    3. Нахождение различий между двумя картинками.
    4. Умение называть антонимы.
    5. Распознавание ошибок на изображении, объяснение правильного выполнения.
    6. Выполнение заданий занимает меньше времени, при этом нет реакции на посторонние предметы и действия.

    К четырем годам происходят серьезные изменения в речи:

  • Строят предложения из 9 слов.
  • Употребляют множественное число.
  • Знают свои личные данные — имя, фамилию, домашний адрес.
  • Называют профессии людей.
  • Поддерживают беседу.
  • Могут выучить стихотворение.
  • Ищут, находят предметы по описанию.
  • Повседневные способности

    Применять навыки самообслуживания. Уметь на леску нанизывать крупные бусинки. Рисовать прямые линии на бумаге, не отрывая кисть от поверхности. Раскрашивать изображения аккуратно не выходя за поля. Знать правую, левую руку.

    Называть времена года. Знать названия домашних животных. Уметь отличать овощи, фрукты, ягоды.

    Родителям надобно ежедневно занимать с малышом. Развитие интеллектуальных способностей пятого года жизни нужно для подготовки к школе. Чтобы в учебном процессе не возникло стрессовых ситуаций.

    Совет! На этом этапе развития прививайте бережное отношение к предметам, вежливость, приобщайте к совместному труду.

    Эмоциональные особенности

    Дети чувствительны в этот период жизни. Способны сочувствовать и сопереживать окружающим людям. Однако, многие родители сталкиваются с истериками. В большинстве случаев ребятенок пытается обратить на себя внимание или получить желаемую вещь. Чаще всего, мамы и папы сталкиваются с этой проблемой, то не ведают, как себя вести с малышом. Детская истерика появляется, когда ребенок не знает слова «нет». Или один из родителей разрешает, а другой запрещает. Такого не должно быть. Рассмотрим несколько примеров из жизни, где встречается капризы и упрямство.

    Мама со своим четырехлетним сыном отправилась на прогулку, по пути она встретила знакомую. Они заболтались. Сын тут же стал капризничать, тянуть за руку, при этом говорит: «Мамочка, идем!»…

    Что сделать в таком случае?

    Обратите на ребенка сразу внимание. В окружающей обстановке найдите чем можно занять дитя. Предложите ему покачаться на качелях или поиграть в песочнице. Так, он поймет, что мама проявляет по отношению к нему внимание. Ребенок будет занят, а мать сможет продолжить спокойно общение с приятельницей.

    В семье появилась долгожданная дочка Оля. Взрослые ее опекали, исполняли все ее прихоти. В 5-летнем возрасте сами ее одевали и раздевали. Окружающие стали отмечать, что Оля стала капризной, по любому поводу устраивала истерики.

    Что происходит с Олей?

    Не секрет, что за любленные дети зачастую капризны. Чтобы избежать подобной ситуации необходимо убрать повышенную опеку. Чрезмерное внимание приводит к непослушанию.

    Никита 4 года 5 месяцев

    Внезапно вполне послушный ребенок начал капризничать, каждый день закатывает маме истерики. Стал упрямым и непослушным.

    Не так давно в семье произошло прибавление. На свет раньше срока появился мальчик. И мама большое количество времени уделяет новорождённому. А капризы Никиты сводят маму с ума.

    Почему Никита так резко изменился?

    Из-за повышенной занятости мама перестала уделять старшему сыну время. Своими капризами он пытается обратить на себя внимание. Старайтесь проявлять заинтересованность по отношению к малышу.

    Каждый день мама после работы заходила за четырехлетним Славой в дошкольное учреждение. Вместе шли в супермаркет, где он, закатывал истерические крики, прося, что-то купить. Сразу падал на пол, начинает биться головой и рыдать. Мать, не находя иного выхода, покупала все, что Слава хотел.

    Как избежать подобной ситуации?

    • Исключите на время походы в те места, где малыш устраивает истерику.
    • Не обращайте внимание на действия просто уйдите.
    • Попытайтесь переключить внимание на что-то другое в момент истерики у ребенка 4 лет.
    • Установите в семье единые требования по воспитанию.
    • Соблюдайте последовательность в своих требованиях.
    • Сохраняйте спокойствие в момент всплеска истерики.
    • Оставляйте право выбора за малышом.

    Роль семьи имеет большое значение в формировании личности малыша, и влияет на эмоциональное развитие.

    Рекомендации психологов

    Специалисты разработали памятку правил для родителей, в которой позволит построить с малышом правильные взаимоотношения.

    Не устанавливайте много запретов. Чадо не способно освоить все сразу, в итоге возможна истерика. Рассказывайте спокойно о переживаниях, о тех чувствах, что испытываете. Реагируйте умеренно на всплеск гнева. Разбирайте сложные ситуации в которые попадает чадо. Старайтесь чаще хвалите, а не ругайте. Не пугайте страшилками, не говорите о смерти и болезнях. Расспрашивайте об интересах малыша. Давайте право играть со сверстниками. Отвечайте на все вопросы. Читайте книги. Проводите совместный досуг.

    В этот период закладываются основные черты характера. Поэтому крайне значимо принимать во внимание особенности развития детей 4–5 лет. В первую очередь от родителей завит физическое и психическое развитие. Важным фактором, является взаимоотношения отношение внутри семьи. Это влияние на будущую жизнь детей.

    pups.su

    / ЛЕКЦИИ по ПЕДИАТРИИ / Физическое развитие

    Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей. Ребенок — рост и развитие — возрастной этап — морфологические, физиологические и психологические качества Потребность выделения периодов (этапов) развития

    Значение анатомо-физиологических особенностей каждого периода: — научно-обоснованные разработки медицинских мер; — научно-обоснованные разработки социальных мер охраны здоровья и развития ребенка; — адекватные рекомендации режимов жизни, питания, воспитания; — адекватные рекомендации профилактики заболеваний.

    Периоды детства:1. Период новорожденности – от момента рождения по 28 день жизни. 2. Период грудного возраста – от 29 дня жизни до года. 3. Преддошкольный или ясельный период – от 1 года до 3 лет. 4. Дошкольный период – от 3 до 7 лет. 5. Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет. 6. Старший школьный возраст – от 12 до 17-18 лет.

    Период новорожденности делится: — ранний неонатальный период; — поздний неонатальный период.Ранний неонатальный период– период от момента перевязки пуповины до окончания 7 суток жизни (168ч). Этот период самый ответственный для адаптации ребенка к внеутробному существованию.

    Физиологические изменения в ранний неонатальный период: — начало легочного дыхания; — функционирование малого круга кровообращения; — изменение энергетического обмена и терморегуляции; — начинается энтеральное питание ребенка; — все функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия; — адаптационные механизмы легко нарушаются, что существенно отражается на общем состоянии новорожденного

    Поздний неонатальный периодохватывает 21 день (с 8 по 28 день жизни ребенка). Характеристика периода: — интенсивное развитие анализаторов (прежде всего зрительного); — начало развития координации движений; — образование условных рефлексов; — возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контактов с матерью; — около 3-недельного возраста дети начинают отвечать на общение улыбкой и мимикой радости (начало психической жизни ребенка).

    Период грудного возраста– от 29 дня жизни до года. Характеристика: — основные этапы адаптации к внеутробной жизни завершены; — механизм грудного вскармливания достаточно сформирован; — происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка.

    Преддошкольный или ясельный период– от года до 3 лет. Характеристика: — некоторое снижение темпов физического развития и большая степень зрелости основных физиологических систем; — интенсивно увеличивается мышечная масса; — заканчивается прорезывание молочных зубов; — стремительно расширяются двигательные возможности; — интенсивно развиваются все анализаторы; — совершенствуется речь; — четко определяются индивидуальные черты характера и поведения.

    Дошкольный период– от 3 до 7 лет. Характеристика: — идет дифференцировка строения различных внутренних органов; — интенсивно развивается интеллект, улучшается память; — совершенствуются координированные движения; — формируются индивидуальные интересы и увлечения; — увеличивается длина конечностей; — постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов

    Младший школьный возраст– от 7 до 11 лет: — происходит замена молочных зубов постоянными; — улучшается память, — повышается интеллект; — формируются самостоятельность и волевые качества, расширяется круг интересов.

    Старший школьный возраст– с 12 до 17-18 лет. — самый трудный период психологического развития, — формирование воли, сознательности, гражданственности, нравственности. — характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. — период полового развития и пубертатного скачка роста

    Физическое развитие — процесс изменения размеров тела, телосложения, мышечной силы и работоспособности детского организма и соответствие их возрастной норме. Физическое развитие и рост ребенка зависят от целого комплекса факторов: — биологических; — генетических; — социально-экономических; — бытовых; — алиментарных.

    К показателям физического развития, которые обычно рассматриваются врачами с целью контроля за динамикой процессов роста и развития относятся: — длина тела; — масса тела; — окружность грудной клетки; — окружность головы. Наряду с этими, могут рассматриваться также и другие показатели (например, кожно-жировые складки; окружности отдельных звеньев тела-бедра, голени, плеча и т.д.; форма позвоночника, форма грудной клетки, форма ног и стоп, показатели спирометрии, динамометрии, АД).

    Критерии оценки физического развития. У новорожденных и детей первого года жизни измеряют: — длину тела лежа; — массу тела; — окружность грудной клетки; — окружность головы. У детей от 1 года до 7 лет измеряют: — длину тела; — массу тела; — окружность грудной клетки; — окружность головы (до 3 лет включительно)

    У детей до 7 лет определяют: — длину тела; — массу тела; — окружность грудной клетки; — степень жироотложения; — форму позвоночника; — форму грудной клетки; — форму ног и стоп.

    У детей старше 7 лет измеряют: — длину тела стоя; — массу тела; — окружность грудной клетки (вдох, выдох, пауза); — показатели спирометрии; — показатели динамометрии; — становую силу; — артериальное давление; — определяют: степень развития мускулатуры; степень полового созревания.

    Законы нарастания роста и массы ребенка Вес тела доношенного новорожденного 3200-3500г. У новорожденных транзиторная потеря первоначальной массы тела: — дефицит молока и воды в первые дни жизни; — обезвоживание (потеря воды с дыханием и потом). Максимальная убыль первоначальной массы тела обычно наблюдается на 3-4-й день, реже – на 5-й и, как правило, не превышает 6%. Восстановление массы тела обычно наступает к 6-7 дню.

    Для ориентировочного расчета долженствующей массы тела в первом полугодии жизни можно использовать формулы:1. Масса тела при рождении + 800г?n, гдеn– число месяцев в течение 1 полугодия; 800г – средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение 1 полугодия. 2. Масса тела ребенка 6 мес. равна 8000г, за каждый недостающий месяц вычитается по 800г. 8000 — 800 (6-n)

    Для ориентировочного расчета долженствующей массы тела во втором полугодии жизни можно использовать формулы: 1. Масса тела при рождении + прибавка массы тела за 2 полугодие; (800?6) + 400 ? (n– 6), гдеn– возраст в месяцах; 400 – средняя ежемесячная прибавка массы тела за 2 полугодие. 2. Масса тела ребенка 6 мес. равна 8000г, за каждый следующий месяц прибавляется по 400г. 8000+400 (n-6)

    Длина тела доношенного новорожденного колеблется от 46 до 56см. Первые 3 месяца по 3 см; С 4 по 6 мес. – по 2,5см; С 7 по 9 мес. – по 2см; С 9 по 12 мес. – по 1,5-1см. В возрасте 1 года рост 75см

    Молочные зубы прорезываются в следующие сроки: — центральные нижние и верхние резцы – в период от 6 до 9 мес.; — боковые нижние и верхние резцы – от 9 до 12 мес.; В 1 год жизни – 8 зубов.

    Средние прибавки массы тела и длины у детей первого года жизни

    Возраст ребенка, мес.

    Возраст 6мес. – масса 8кг. До 6мес. ежемесячная прибавка 800г. Старше 6мес. – 400г

    Физическое развитие детей от 2 до 15 лет На 2 году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5кг; На 3 году жизни – на 2 кг; С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг; С 10 до 15 лет – на 3-4 кг.

    Ориентировочно долженствующую массу тела можно рассчитать по формулам: 1. Масса тела ребенка в возрасте 2-11 лет равна: 10,5кг + 2n, гдеn– возраст ребенка до 11 лет; 10,5кг – средняя масса тела годовалого ребенка. 2. В 10 лет ребенок весит 30кг: старше 10 лет – ежегодная прибавка составляет 4кг.

    После года скорость роста начинает замедляться. В течение 2 и 3-го года прибавки роста составляют соответственно 12-13 и 7-8см, а дальше становятся относительно равномерными. Прекращение роста, по Таннеру, относится у мальчиков к возрасту 17,5 лет, у девочек – к возрасту 16,5 лет.

    Для ориентировочного расчета длины тела у детей старше года можно использовать ряд формул: 1. Ребенок в возрасте 4 лет имеет рост 100см. Если возраст меньше 4 лет, рост равен: 100см – 8 (4-n), гдеn– число лет. Если возраст старше 4 лет, рост ребенка равен: 100 + 6 (n-4), гдеn– число лет. 2. Рост ребенка от 2 до 15 лет определяется исходя из роста 8-летнего ребенка, равного 130см. На каждый недостающий год от 130см отнимается 7см, на каждый последующий прибавляется 5см.

    Зубы:после года (14-16мес.) прорезываются малые коренные зубы (передние), в 16-20мес. – клыки, в 20-24мес. – задние малые коренные зубы. К 2 годам – 20 молочных зубов. Чтобы определить количество молочных зубов, которые должен иметь ребенок до 2 лет, следует от числа месяцев жизни отнять 4.

    После рождения — оценку основных антропометрических показателей проводят по соответствующим таблицам сигмального или центильного типа. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (перцентиля) детей данного возраста и пола.

    К группе внимания относятся дети с признаками в диапазонах 3-10 и 90-97 перцентиль, а в группу, требующую дополнительного обследования – дети с признаками, выходящими за пределы 3 и 97 перцентиля (группа диагностики). Каждый измеренный у ребенка признак (рост, масса тела, окружность груди) может соответственно помещен в свою область или свой «коридор» центильной шкалы в соответствующей таблице

    В заключении дается оценка уровня и гармоничности физического развития. Уровень физического развития определяется по ростуребенка, который является одним из главных индикаторов состояния здоровья

    Общая задержка физического развития: От 0 до 3 перцент I кор – очень низкий рост От 3 до 10 перц II кор – низкий рост Вариант нормы: От 10 до 25 перц III кор – ниже среднего От 25 до 75 перц IV кор – средний От 75 до 90 перц V кор – выше среднего От 90 до 97 перц VI кор – высокий Очень высокий: От 97 перц VII кор – очень высокий

    Показатели роста ± 10% от значения, полученных по формулам, физическое развитие — среднее, более > 10% — выше среднего, менее < 10% — ниже среднего.

    Средние сроки развития и возможные границы моторных актов у детей первого года жизни

    Средний возраст овладения

    Направленные движения ручек

    Шаги с поддержкой

    Нервно-психическое развитие детей

    ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ При характеристике нервной системы в педиатрии используются два определения-синонима: нервно-психическое развитие (НПР) и психомоторное развитие (ПМР).Критериями оценки НПР являются: — моторика; — статика; — условно-рефлекторная деятельность (1 сигнальная система); — речь (2 сигнальная система); — высшая нервная деятельность.

    Моторика (движение) — это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка. Для здорового новорожденного в спокойном состоянии характерным является так называемый физиологический мышечныйГИПЕРТОНУС и на фоне этого сгибательная поза. Мышечный гипертонус симметрично выражен во всех положениях: на животе, спине, в положениях бокового и вертикального подвешивания. Руки согнуты во всех суставах, приведены и прижаты к грудной клетке. Кисти согнуты в кулак, большие пальцы приведены к ладони. Ноги также согнуты во всех суставах и слегка отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Даже во время сна мышцы не расслабляются.

    Движения новорожденного ограниченные, хаотичные, беспорядочные, атетозоподобные — дрожащие. Тремор и физиологический мышечный гипертонус постепенно угасают после первого месяца жизни.

    В дальнейшем показатели моторики у здорового ребенка развиваются в следующем порядке: 1) сначала координированным становится движение мышц глаз (на 2-3 неделе), когда ребенок фиксирует свой взгляд на ярком предмете; 2) поворот головы вслед за игрушкой указывает на развитие шейных мышц

    3) мануальная деятельность рук развивается на 4 месяце жизни: ребенок приближает верхние конечности к глазам и рассматривает их, потирает пеленку, подушку. Движения становятся целенаправленными: малыш берет игрушку руками (на втором полугодии может сам взять бутылочку с молоком и выпить его и т.д.); 4) на 4-5 месяце развивается координация движения мышц спины, что проявляется вначале переворачиванием со спины на живот, а на 5-6 месяце — с живота на спину;

    5) когда к концу первого года жизни ребенок сам идет за интересным предметом в другой угол комнаты, то признаком моторики является не просто процесс ходьбы, а координированное целенаправленное движение всех мышц в необходимом направлении. За постепенным своевременным развитием моторики у человека можно проследить, наблюдая совершенствование движений пальцев от первого хватания карандаша ребенком первого года до манипуляций у взрослых лиц — рисование, игра на скрипке и пианино, лепка, вязание и т.д.

    Статика— это фиксация и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении. Первый признак статики —удерживание головы — появляетсяна втором-третьем месяце жизни,в 3месяца ребенок должен хорошо держать голову в вертикальном положении.Второй признак — малыш сидит — развит в 6-7месяцев. Кроме того, на 6-м месяце малыш начинает ползать, на 7-м — ползает хорошо.Третий признакребенок стоит — в 9-10месяцев. Четвертый признакмалыш ходит — к концу первого года жизни.

    Условно-рефлекторная деятельность это адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности. Главным рефлексом у новорожденного являетсяпищевая доминанта. Подошло время кормления, ребенок проголодался и он плачет — это хорошо. Пососал материнскую грудь, поел — успокоился, уснул. К концу первого месяца через несколько минут после начала кормления наступает небольшая пауза — ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь. На втором месяце формируется улыбка, на третьем — радостное движение конечностей при виде матери. Все это указывает на формирование условных рефлексов на внешние раздражители.

    При оценке ПМР нужно помнить, что признаки динамичны по времени. т.е. в каждом возрасте каждый критерий проявляется по-разному. Например. 1. Если 5-месячному ребенку показать яркую игрушку, то он прекращает движения, широко открывает глаза, рот — это так называемоеоральное внимание. При такой же ситуации на 8 месяце жизни ребенок должен не открыть рот, а потянуться за игрушкой руками. Наличие орального вниманияу ребенкак концу первого года жизни указывает назадержку НПР.

    2. Приближение незнакомого человека, матери, отца к ребенку 4-5 месяцев вызывает у негокомплекс оживления: радостное торжествование на лице, выраженная улыбка, малыш перебирает ручками, ножками. На 8-9 месяце жизни ребенок при появлении матери должен тянуться к ней руками, а на чужого человека у малыша возникает реакция страха и негативизма.

    До конца первого года возникает сенсорная речь: понимание малышом отдельных слов, которые звучат со стороны. Это обнаруживается поворотом головы, потягиванием ручек и т.д.Речь появляется у ребенка на4-6 неделе, когда он начинает аукать. Произношение первых звуков называется гуление (а, гу-у, э-э-э и т.д.). В 6 месяцев ребенок произносит отдельные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма и др.), не понимая их смысла, что называется лепет. К концу первого года жизни в лексиконе малыша уже 8-12 слов, смысл которых он понимает (дай, на, папа, мама и др.). Среди них имеются звукоподражатели (ам-ам — кушать, тик-так -часы) В2 года запас слов доходит до 300, появляются краткие предложения.

    Высшая нервная деятельность. Этот критерий развивается на основании становления нервной системы, формирования всех предыдущих критериев, воспитания и развития ребенка. Он является признаком созревания умственной способности и интеллекта человека. Окончательный вывод о состоянии высшей нервной деятельности можно сделать в 5-6 лет

    Для точной оценки своевременности становления НПР в зависимости от возраста ребенка условно выделено 6 этапов: І этап 0-1месяц; IIэтап 1-3месяца; IIIэтап —3-6месяцев; IVэтап —6-9месяцев; V этап 9-12месяцев; VIэтап —1-3года.

    Психомоторное развитие детей в I полугодии В возрасте 2 месяцев ребенок спокойно бодрствует, подолгу рассматривает висящие над ним игрушки, улыбается, когда с ним разговаривают, начинает держать или хорошо держит головку. В 3 месяца ребенок на обращенную к нему речь отвечает улыбкой, звуками, оживленными движениями рук и ног. Долго лежит на животе, поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, хорошо держит голову. В 4 месяца он начинает гулить, по звуку определяет местонахождение предмета, издающего звук, подолгу занимается висящими над кроваткой игрушками.

    В 5 месяцев он подолгу гулит, пускает пузыри, узнает близких ему лиц, различает интонацию, с которой к нему обращаются. Движения его рук четкие, он берет погремушку и долго держит ее в руке. Переворачивается со спины на живот, крепко упирается ножками, стоит при поддержке. В 6 месяцев он начинает произносить отдельные слова («ма», «ба», «да» и др.). Свободно сам берет игрушку и подолгу ею играет. Переворачивается с живота на спину, начинает передвигаться по манежу, немного подползая. При виде подносимой пищи сам открывает рот, хорошо ест из ложечки.

    Психомоторное развитие детей во II полугодии В 7 месяцев ребенок подолгу лежит, играя погремушкой, стучит, размахивает ею. Хорошо ползает, легко садится, держась за пальцы взрослого; стоит, держась за барьер. В 8 месяцев он громко повторно произносит различные слоги, ищет и находит глазами предметы, когда их называют. Выполняет по просьбе движения «ладушки». Игрушками постукивает, рассматривает их. Сам садится, сидит, ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и переступает вдоль барьера.

    В 9 месяцев он отвечает на заигрывание «догоню, догоню», играет в прятки, выполняет по просьбе взрослых некоторые движения – «дай ручку», «до свидания» и пр. С разными игрушками и предметами занимается по-разному. Свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке за обе ручки, ходит за каталкой. В 10 месяцев он знает название некоторых предметов и имена людей, повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги. В 11 месяцев он выполняет несложные поручения, сосредоточенно играет; накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольцо и др. Самостоятельно (без поддержки) стоит, ходит при незначительной помощи взрослых.

    Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей

    studfiles.net

    Шпаргалка по Сестринскому делу от "GABIYA"

    Навигация по записям

    Физическое и нервно-психическое развитие детей

    Под термином «физическое развитие ребенка» понимается динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, отдельных частей тела) в разные периоды детства.

    На рост и развитие ребёнка оказывают своё влияние

    1.эндогенные факторы — здоровье родителей

    2.факторы внешней среды — питание, заболевания, уход, воспитание и т.д. Степень физического развития зависит как от генетических особенностей, так и от социальных условий.

    Эндогенные причины находятся в зависимости от того влияния, которое оказывают на увеличение роста и массы тела эндокринные железы.

    В самом раннем периоде это влияние исходит из вилочковой железы, с конца первого года жизни — из щитовидной железы и с 3-4 лет — из гипофиза. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста и чувствительность тканей к их действию – определяется генотипом. Гормонами, способствующими росту, являются: соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. СТГ стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез.

    Экзогенные факторы — это те условия, в которые ребёнок попадает после рождения.

    Это прежде всего питание (пластический и энергетический материал). Количественно и качественно недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста.

    На рост ребёнка влияют движения, которые увеличивают рост костей, усиливают обмен веществ

    Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:

    3. Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);

    4. Статические функции (двигательные умения ребенка);

    5. Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

    Основные критерии физического развития детей разных возрастов:

    Пропорции тела: телосложение, осанка

    Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка.

    Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка .

    У доношенных рождённых рост колеблется от 46 до 60 см. В среднем –48-52 см

    За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см.

    Эмпирические формулы расчета антропометрических данных у детей

    Длина тела ( до 1 года)

    Дл. тела 6 мес. =66 см,

    < 6 мес = 66-2,5 см (на каждый недостающий месяц)

    > 6 мес = 66+1,5 см (на каждый свыше месяц)

    Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600 до 4000 г и в среднем равна 3-3,5 кг

    В норме у большинства детей к 3-5 дню жизни отмечается «физиологическая» убыль в массе до 5-8 %. Это объясняется большей потерей воды при недостаточном количестве молока. Восстановление физиологической потери массы тела происходит на 3-5 день максимум к 2 неделям.

    Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года.

    Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает.

    Ежемесячная прибавка массы тела у детей до года

    Эмпирические формулы расчета массы тела

    Масса тела (до года)

    Масса тела 6 мес=8 200 г.

    < 6 мес= 8200-800 (на каждый недостающий месяц)

    > 6 мес= 8200+400 (на каждый свыше месяц)

    1 год = 10,5-11 кг

    У новорожденного окружность грудной клетки составляет 33-35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см. в месяц.

    К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см., Эмпирические формулы расчета окружности груди

    Окружность груди (до 1 года)

    Окружность груди 6 мес= 45 см

    < 6 мес= 45-2 см (на каждый недостающий месяц)

    > 6 мес= 45+ 0,5 см (на каждый свыше месяц)

    Окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении.

    Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах – от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см.

    При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см.

    В первые 3- 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 –0,7 см.

    К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-47-48 см (в среднем 47 см.).

    Эмпирические формулы расчета окружности головы

    Окружность головы (до 1 года)

    Окружность головы 6 мес =43 см

    < 6 мес= 43-1,5 см (на каждый недостающий месяц)

    > 6 мес= 43+ 0,5 см (на каждый свыше месяц)

    Двухмерные центильные шкалы — «длина тела — масса тела», «длина тела — окружность груди», в которых рассчитываются значения массы тела и окружности груди на должную длину тела, позволяют судить о гармоничности развития.

    Обычно для характеристики выборки применяются 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й центили.

    3-й центиль — это такая величина показателя, меньше которой он наблюдается у 3 % членов выборки; величина показателя меньше 10-го центиля — у 10 % членов выборки и т. д.

    Промежутки между центилями названы центильными коридорами.

    Выделяют 7 центильных коридоров

    в 4—5-й коридоры (25—75-я центили), следует считать средними,

    в 3-й (10— 25-я центили) — ниже средних,

    во 2-й (3—10-я центили) — низкими,

    в 1-й (до 3-й центили) — очень низкими,

    в 6-й (75—90-я центили) — выше средних,

    в 7-й (90—97-я центили) — высокими,

    в 8-й (выше 97-й центили) — очень высокими.

    Гармоничным является физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела, то есть попадают в 4—5-е центильные коридоры (25—75-я центили) .

    Дисгармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (3-й коридор, 10— 25-я центили) или больше должных (6-й коридор, 75—90-я центили) за счет повышенного жироотложения.

    Резко дисгармоничным следует считать физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (2-й коридор, 3—10-я центили) или превышают должную величину (7-й коридор, 90— 97-я центили) за счет повышенного жироотложения.

    Нервно-психическое развитие детей до года

    Нервно-психическое развитие ребёнка еще в большей степени, чем развитие физическое, зависит от воздействия окружающей среды.

    При нормальном внутриутробном развитии и нормальных родах ребёнок рождается с достаточно развитой нервной системой. После рождения центральная нервная система продолжает развиваться и усложняться. В первые месяцы жизни ребёнка происходит интенсивное морфологическое развитие мозга и его структурных элементов.

    Масса головного мозга новорожденного составляет 1/8 массы тела, к году она

    достигает уже1/11 Основными показателями нервно-психического развития детей до года являются

    Физиологические рефлексы новорожденных;

    Формирование условных рефлексов (пищевые рефлексы, зрительные рефлексы, слуховые рефлексы);

    Эмоциональные реакции (улыбается, громко смеется, узнает мать и ухаживающий персонал, появление самостоятельного «комплекса оживления», негативная реакция на отнимание игрушки, привлечение внимания взрослого);

    Голосовые реакции и понимание речи (гулит, произносит слоги, произносит первые слова, знает 10-12-13 слов, понимает название отдельных игрушек, выполняет действия с игрушкой по просьбе взрослого, понимает запрет «нельзя»).

    Новорожденный ребёнок слышит, видит, ощущает боль, тепло, холод, воспринимает запахи и разные вкусовые раздражения. Хорошо выражены зевательный, сосательный и глотательный рефлексы.

    С первых же дней обнаруживаются хоботковый рефлекс, положительный рефлекс Бабинского, рефлекс охватывания МОРО, тонический рефлекс рук или рефлекс Робинсона,

    Положительны рефлексы: Бабкина, рефлекс Галанта, рефлекс Переса, глазной рефлекс Пейпера поисковый рефлекс.

    Отмечается также положительный глабелярный рефлекс и пяточный рефлекс Аршавского.

    Зрачковый и роговичный рефлексы положительны, мигательный рефлекс отсутствует.

    Движения глаз не совсем координированы, часто наблюдается физиологическое косоглазие, а также нистагм.

    gabiya.ru