Физические развитие детей раннего возраста

Особенности физического развития детей раннего возраста

Период развития ребенка от 1 до 3 лет классифицируется, как ранний возраст. И эти два года являются стадией активного физического развития малыша: значительное увеличение показателей веса и роста, совершенствование внутренних органов и их работы, укрепление мышечной системы, проявление бурной двигательной активности. Более подробная информация об особенностях данного возрастного периода в плане физического развития детей, приведена в данной статье.

Нормы веса и роста детей раннего возраста

Ежемесячная прибавка массы тела детей от 1 до 2-х лет составляет от 200 до 250 грамм, рост увеличивается, в среднем, на 1 см. На третьем году жизни дети начинают расти чуть медленнее, за год в весе прибавляют всего лишь до 2,5 кг, а в росте до 8 см. Замедленное прохождение этих процессов объясняется тем, что энергия маленького организма направлена на развитие внутренних органов и усовершенствование работы всех систем. Кроме того, значительная часть энергии уходит на двигательную активность, которая в раннем возрасте ребенка очень велика, ведь малыш уже научился и ходить, и прыгать, и бегать, и преодолевать несложные препятствия (лазание, перелазание).

Развитие двигательной активности

Опорно-двигательный аппарат у ребенка раннего возраста становится все крепче, в этот возрастной период интенсивно протекает процесс окостенения мягких костных тканей и хрящей. Этот процесс будет продолжаться еще много лет, но уже сейчас тело ребенка приобретает устойчивость в вертикальном положении.

К характеристикам физического развития детей до 3-х лет относится и укрепление мышечного аппарата. Дети раннего возраста все больше начинают выполнять сложных движений, которые требуют определенных силовых затрат, например, ходьба по ступенькам, залезание на лестницу и спуск с нее. Возрастной период от 2-х до 3-х лет характеризуется пиком двигательной активности маленького человечка. Ближе к школьному возрасту он снизится, при этом процесс снижения у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Именно этим и объясняется большая усидчивость девочек на уроках, чем мальчиков. В раннем возрасте дети активны и подвижны вне зависимости от пола. Но и здесь важную роль играют индивидуальные особенности как психического, так и физического развития каждого отдельного ребенка. Такие показатели, как темперамент, наследственность, в этом вопросе также из виду выпускать нельзя. Например, флегматики отличаются медлительность, поэтому дети-флегматики могут отличаться более спокойным поведением, они могут начать и ходить, и говорить позже, чем дети с другим типом темперамента. Незначительное отставание в развитии двигательных умений и навыков могут наблюдаться и у детей раннего возраста с повышенной массой тела. Маленьким толстячкам тяжело угнаться за своими сверстниками с нормальными показателями веса.

Но как бы активны не были дети младшего дошкольного возраста, они еще быстро устают, и часто после активной прогулки, ребенку требуется значительное время для отдыха. Поэтому важно чередовать подвижную деятельность с пассивной, чтобы у ребенка было время на восстановление сил.

Мелкая моторика рук у ребенка в период раннего детства продолжает активно развиваться: движения становятся более точными, амплитуда их становится более мелкая. Малыш уже может манипулировать карандашом (но не обязательно держит его правильно), ложкой, может управляться с застежкой-молнией. Но такие навыки, как застегивание пуговиц и завязывание шнурков для него еще трудны в освоении.

Развитие внутренних органов и систем организма

В период раннего детства значительные изменения происходят и в центральной нервной системе, она становится устойчивей. Малыш уже может удерживать внимание на одном предмете или действии более длительно, например, игра с одной и той же игрушкой может продолжаться до 10 минут. Периоды бодрствования ребенка увеличиваются до 6-8 часов, то есть это время он может обходиться без сна, при этом хорошо себя чувствовать.

Показатель работы сердечнососудистой системы у ребенка 2-3 лет приближается к норме показателей взрослого человека: 86-90 сердцебиений в минуту. Со стабилизацией количества сердцебиений снижается и напряжение во всей системе.

Работа желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста также характеризуется определенными изменениями: повышение тонуса кишечника, нормализация процессов регуляции прохода пищи по желудку и кишечнику, усиление перистальтики, укрепление мышечного слоя стенок желудка. А вот процессы пищеварения в раннем возрасте еще не совершенны, поэтому питание детей должно быть здоровым и сбалансированным. К концу 2-го года жизни дети уже чувствуют позывы к дефекации. Важно не упустить этот момент, в этот период нужно начать проводить действия по приучению ребенка к горшку.

Значительными изменениями в развитии у детей младшего дошкольного возраста отличается мочевыделительная система. Объем мочевого пузыря увеличивается в 3 раза, а число позывов к мочеиспусканию в сутки уменьшается до 10 раз. Дети раннего возраста уже начинают чувствовать и позывы к мочеиспусканию, реагировать на них. И это еще одна причина для того, чтобы начать процесс приучения ребенка к горшочку.

Из приведенной информации понятно, что период раннего возраста отличается особенно усиленной активизацией физического развития. Задача взрослых в этот период жизни ребенка — создать благоприятную среду для успешного протекания всех процессов его развития, а также поддержать и помочь в преодолении трудностей и освоении новых навыков и умений. В чем именно должна заключаться работа родителей и педагогов? В первую очередь — это соблюдение режимных процессов: дневной и ночной сон по режиму, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры (умывание, растирание) и закаливание, прогулки на свежем воздухе до 6-8 часов в день при благоприятных погодных условиях. Игровая деятельность и спортивные занятия — еще одна составляющая работы взрослых, направленная на успешное физическое развитие детей раннего возраста. Заключается она в привлечении ребенка к участию в подвижных играх, спортивных соревнованиях, занятий физкультурой. Программа названных мероприятий должна соответствовать возрастным особенностям развития детей, то есть несли посильную нагрузку для ребенка.

razvitierebenka.info

Особенности физического развития ребенка раннего возраста

Она развита у детей значительно слабее, чем у взрослых. Общая масса мускулатуры у ребенка дошкольного возраста составляет 20-22% по отношению к массе тела, т. е. в 2 раза меньше, чем у взрослого. Мышцы ребенка имеют волокнистую структуру, и по мере его роста, наряду с удлинением, происходит рост мышц, главным образом, в толщину. Скелетная мускулатура ребенка до 7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Брюшной пресс развит слабо и не в состоянии выдерживать большие физические напряжения. Происходит расслабление волокон и могут образовываться грыжи (пупочные). У мальчиков 6 лет слабо развито паховое мышечное кольцо, поэтому недопустимы чрезмерные нагрузки (возможно образование паховых грыж). Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Вот почему уже в этом возрасте необходимо следить за осанкой ребенка. Относительно слабо развиты мелкие мышцы кисти, поэтому дети не обладают точной координацией движений пальцев. Масса мышц нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей, что связано с высокой двигательной активностью ребенка. Несмотря на то что уже к 5 годам значительно увеличивается мышечная масса, возрастает сила и работоспособность мышц, однако дети еще не способны к значительным мышечным напряжениям, к длительным физическим нагрузкам. Систематически тренируя мышечный аппарат, надо помнить: деятельность с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет, чем та, которая требует статических усилий (длительное стояние или сидение). Учитывая быструю утомляемость, необходимо избегать чрезмерных физических усилий при выполнении физических упражнений.

Исследования показывают, что в зависимости от состояния центральной нервной системы (сильные уравновешенные нервные процессы, сильные неуравновешенные нервные процессы, слабые нервные процессы и т. д.) дети осваивают движения по-разному и только три движения формируются у всех детей одновременно:

1) поднимание и удерживание головы в вертикальном положении (1-1,5 месяцев);

2) поднимание головы из положения лежа на животе (4-5 месяцев);

3) поднимание туловища с опорой на предплечья (5-6 месяцев).

В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. Увеличивается рост и вес ребенка, меняются пропорции его внутренних органов: растет грудная клетка, развиваются легкие, опускается и становится более крепкой диафрагма, увеличивается сердце.

Совершенствуется работа дыхательной системы (увеличивается ее объем), органов пищеварения (они приобретают способность переваривать самую разнообразную пищу). Укрепляется иммунная система, при сохранении высокой ранимости организма ребенка по отношению к различным заболеваниям, постепенно растет сопротивляемость инфекциям, неблагоприятным условиям внешней среды.

На протяжении второго – третьего годов жизни в связи с интенсивным развитием активных движений развиваются скелет и мускулатура малышей. На втором году жизни ребенка заметно меняются пропорции его тела: увеличивается длина рук и ног, объем груди становится больше объема головы.

К 3 годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной кривизны устанавливается позже. Позвоночник отличается большой гибкостью, поэтому неблагоприятные воздействия могут привести к формированию неправильной осанки. Параллельно с развитием костной системы развивается мышечная система: увеличивается объем мышц и уменьшается количество в них жировой ткани, улучшаются их иннервация и кровоснабжение. К концу раннего возраста становятся ощутимыми половые различия в развитии мышечной системы – мальчики отличаются большей силой мышц, их большим объемом.

К 2 годам заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. К этому возрасту дети начинают контролировать акт дефекации, а иногда и мочеиспускания, что делает возможным привитие ребенку навыков опрятности.

Нервные процессы в организме ребенка раннего возраста отличаются слабостью и малоподвижностью. Низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, особенно на втором году жизни малыша, приводят к его быстрому утомлению. Вместе с тем к полутора годам дети становятся достаточно выносливыми, периоды бодрствования достигают 4-4,5 часов, многие переходят на одноразовый сон. К 2 годам работоспособность нервной системы повышается, периоды бодрствования увеличиваются до 5 часов.

На третьем году жизни нервная система ребенка становится более выносливой, однако вследствие повышенной возбудимости подкорковых структур, несовершенства и слабости регулирующей функции коры головного мозга поведение ребенка раннего возраста отличается ярко выраженной эмоциональностью. К концу раннего возраста деятельность центральной нервной системы становится более совершенной, усиливается ее регулирующая функция: ребенок уже способен сдержаться и не заплакать, если ему больно, более сосредоточенно и целенаправленно заниматься интересным для него делом, подчинять свое поведение некоторым правилам.

На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память, активно идет формирование второй сигнальной системы: расширяется словарный запас ребенка, он все лучше понимает речь взрослого. У детей, которые начинают говорить на втором году жизни, к концу раннего возраста свободное владение речью достигает степени автоматизма. Как показали специальные исследования, развитие речи тесно связано с развитием двигательного анализатора: дети, хорошо владеющие речью, более активны, легче включаются в игры, четко связывают слово с движением. Большое значение для совершенствования речевого центра и артикуляционного аппарата имеет развитие мелкой моторики: движений кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное стимулирующее действие на двигательный анализатор.

На современном этапе развития общества прослеживается явный поворот образования к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, приятие его личностных целей, запросов и интересов, создание максимально благоприятных условий для развития его способностей, учет особенностей социального и культурного контекста развития ребенка, сложности и неоднозначности его внутреннего мира, органическое соединение группового и личностного начал, делающее общественно значимое для ребенка личностно значимым. Мера развития ребенка выступает как мера качества работы педагога, образовательного учреждения, всей системы образования (Э.Д. Днепров, 1994).

Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание — неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья.

Роль физического воспитания в развитии ребенка раннего возраста имеет огромное значение. Поднимаясь вначале главным образом через посредство двигательной деятельности по ступеням самосознания, ребенок крепнет и развивается не как отдельное, изолированное существо, но как будущая социальная личность, так как именно познание своих сил и степень веры в них, приобретаемые в процессе действования, в большой степени определяют социальные черты личности и положение ее в окружающей среде. При той роли, которую в жизни ребенка играет двигательная деятельность, культура правильных движений составляет одну из основных задач физического воспитания. Твердая, правильная походка, стройное и устойчивое положение тела, сильный и смелый прыжок, правильный размах руки, быстрый бег и т. п.- все это моменты, которые играют чрезвычайно важную роль в возникновении и укреплении того чувства здоровья, бодрости и веры в свои силы, которое, является чрезвычайно важным и ценным в формирующейся личности ребенка. Его двигательная активность и двигательная одаренность, приобретенные им двигательные умения и ловкость определяют не только его физическое развитие, но и социальное положение, т. е. то место, которое он способен занять во время игр и занятий в зарождающемся детском коллективе (Е.А. Аркин, 1967).

С развитием двигательной сферы связаны особенности жизненного тонуса ребенка, энергетическое обеспечение организма и всех его систем, доминирующего настроения. Овладение движениями — это появление у ребенка возможности испытать «мышечную радость», возникающую при овладении им собственным телом. Более того, неразвитость сферы движений, неспособность наслаждаться и получать удовольствие от движений могут служить впоследствии существенным психологическим барьером, если, к примеру, возникает задача становления двигательного творчества (А.Д. Кошелева, 1993).

Если говорить о целенаправленности развития двигательной функции, то реализации только одной естественной потребности в движениях у ребенка будет не достаточно. Её нужно направлять в нужное русло, предусматривающее использования системы физических упражнений, разносторонне влияющих на организм ребёнка

Однако традиционные занятия физическими упражнениями, организуемые в дошкольном учреждении, не вполне обеспечивают эффективное физическое воспитание детей раннего возраста Многократное объяснение, повторение, страховка каждого ребенка при выполнении упражнения, ограниченность времени занятия снижают возможный эффект физических упражнений. Проблему оптимизации физического воспитания детей раннего возраста дошкольное учреждение может решить через привлечение к сотрудничеству семью (СО. Филиппова, 1998; Т.В. Волосникова, 1999; М.Н. Попова, 1999 и др.). Ведь известно, что решающее влияние на приобщение детей к физическим упражнениям оказывают личный пример родителей, их ценностные ориентации, совместные занятия с детьми, физкультурно-спортивные умения и физкультурная грамотность, в том числе правильная оценка культурно-воспитательной ценности занятий физкультурой и спортом (М.И.Сергеев, А.И. Гендин, А.Н. Фалалеев, В.И. Столяров, 1987).

Еще П.Ф. Лесгафт [87] отмечал, что «вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности» (С. 209).

A.M. Гендин, Р.А. Майер, В.И. Столяров, А.Н. Фалалеев (1985) отмечают, что жизнедеятельность ребенка, не представляя собой пока еще самостоятельный образ жизни человека, органически включается в образ жизни семьи, в образ жизни взрослых членов и, прежде всего, родителей. Здесь, несомненно, существует тесная взаимосвязь: нельзя изучать жизнь и поведение ребенка, в том числе его физическое воспитание и развитие, вне исследования образа жизни семьи, в которой он воспитывается, но точно также сколько-нибудь полная характеристика образа жизни родителей требует учета реального поведения детей, структуры их жизнедеятельности, направления и целей их воспитания в семье, практического вклада отца и матери в это воспитание.

Подобный подход объясняется главным образом тем, что именно эти два социальных института — семья и детские учреждения — имеют решающее значение для социализации дошкольника. По существу, это единственные каналы, через которые общество направляет и реализует воспитание будущего гражданина.

Однако родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми и испытывают трудности, обусловленные следующими причинами: незнанием возрастных особенностей детей и неумением учитывать индивидуальные; неправильно выбранным авторитарным стилем общения с ребенком; недостаточным владением двигательными умениями; неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности.

Следует отметить, что функциональные возможности организма дошкольников достаточно велики. Однако если до недавнего времени они недооценивались, то теперь произошел известный поворот во взглядах, и родителей приходится предостерегать против другой крайности — переоценки возможностей малыша (Э.С. Вильчковский, 1987).

Подбор физических упражнений для детей второго и третьего года жизни, указывают Э.И. Аршавская, В.Д. Розанова (1968), должен соответствовать развитию двигательных навыков у ребенка и содействовать своевременному появлению их. Ребенку нужно последовательно пройти все стадии развития, так как ускорение этого процесса может нанести только вред.

Большинство родителей готовы активно участвовать в интеллектуальном, психо-эмоциональном и физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них умений проведения подобной работы. Именно поэтому педагогический коллектив дошкольного учреждения, озабоченный состоянием здоровья своих воспитанников и заинтересованный в квалифицированной помощи родителям по формированию здоровья детей в семье, может организовать физкультурные занятия для детей раннего возраста с родителями и тем самым способствовать повышению физкультурной грамотности родителей. В то же время организация подобных занятий требует разработки соответствующей методики.

studopedia.ru

Физические особенности детей раннего возраста

Методическая разработка по теме:

Особенности физического воспитания детей раннего возраста

Особенности физического воспитания детей раннего возраста

Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей ясельного возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательных навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты); развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, а также положительных нравственных, моральных и волевых черт личности. Особенно важное значение имеет развитие движений. С этой целью проводятся утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия и др. Следует заботиться также о повышении двигательной активности ребенка на протяжении всего дня путем создания соответствующей обстановки, подбора физкультурных пособий и игрушек и побуждения детей к ее использованию. Обучение детей двигательным навыкам и умениям происходит главным образом на занятиях физической культуры. Занятия обязательны для всех здоровых детей. Они проводятся круглый год. С детьми второго и третьего года жизни по подгруппам(с детьми до 2-х лет по 8—10 человек, с детьми третьего года жизни по 10—14 человек). В физическом воспитании должен соблюдаться строгий дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих процедур, при подборе игр и физических упражнений, в их дозировке учитывается возраст, состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, а также индивидуальные особенности ребенка. Методика физического воспитания детей зависит от их возраста, но основные принципы ее во всех возрастных группах остаются одинаковыми. Некоторые отличия в методике проведения занятий по физическому воспитанию связаны лишь с анатомофизиологическими особенностями детей различных возрастных групп. Во время занятий нужно стремиться развивать и совершенствовать те двигательные навыки, которые наиболее необходимы в данном возрасте. Например, у детей первого полугодия жизни необходимо развивать двигательные навыки в поворотах со спины на живот, с живота на спину, несколько позже — навыки в ползании. У детей более старшего возраста развивать и совершенствовать двигательные навыки в основных видах движения: в ходьбе, беге, равновесии, лазании, метании и прыжках. Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие. Физическое воспитание детей на 2 году жизни В связи с развитием нервной системы в режиме детей второго года жизни увеличивается длительность бодрствования и уменьшается количество времени, отводимого на дневной сон. Для детей второго года жизни, воспитывающихся в одной группе, устанавливается два режима. До 1 года 6 мес. дети спят два раза по 2—2,5 ч и бодрствуют 3,5—4 ч подряд, после 1 года 6 мес. спят один раз 2,5—3 ч и бодрствуют 4,5—5 ч. Таким образом, время сна и бодрствования младших и старших детей не совпадает, что дает возможность воспитателю и няне уделять больше внимания той группе малышей, которые не спят. Заметив, что ребенок вовремя не засыпает или рано просыпается, а к установленному времени еще не хочет есть, воспитатель сообщает об этом врачу. При необходимости врач дает указание перевести ребенка на другой режим. Детей ослабленных, с неустойчивой нервной системой целесообразно несколько дольше оставлять в младшей подгруппе. К утренней гимнастике ребёнка следует приучать, как только он научился ходить. Комплекс её для самых маленьких (1 — 2 года) состоит из 3—4 упражнений имитационного характера («достать мяч», «поднять мяч»). В занятиях с детьми в возрасте от 1 года до 3 лет целесообразно использовать более сложные упражнения без предметов и с предметами (флажками, палкой, мячом). В физическом воспитании детей этого возраста большое место отводится подвижным играм и элементам плясок. Начиная с 3 лет упражнения усложняются, увеличивается их число (до 5—6) и число повторений. Помимо утренней зарядки дети (в зависимости от возраста) должны ежедневно упражняться в различных видах движений. С 3 лет малыши учатся бегу, прыжкам в высоту, метанию на расстояние, в цель, упражняются в равновесии, с 4 лет их можно учить ходить на лыжах, с 5 — плавать, играть в бадминтон, с 6 лет — кататься на коньках, играть в настольный теннис, выполнять элементы игры в баскетбол, городки. Детям дошкольного возраста не рекомендуется делать физические упражнения статического характера, силовые упражнения, приводящие к утомлению нервной системы, нарушению кровообращения и дыхания. Ребятам более старшего возраста можно рекомендовать занятия в спортивных секциях. Наиболее эффективны спортивные упражнения на свежем воздухе, так как они стимулируют обменные процессы. Вместе с тем родители должны учитывать рекомендации врачей-онкологов, предостерегающих от длительного пребывания детей на воздухе в туманную погоду в крупных промышленных городах. Младенец — это радость, надежда и счастье родителей. Как хочется видеть своего ребенка здоровым, крепким, сильным!

Физическое развитие детей раннего возраста в рамках дошкольного учреждения

Автор: Гришакина Марина Алексеевна

Населенный пункт: г. Москва

По развитию речи и движений период с 1 года до 3 лет является самым благоприятным периодом, так как у ребенка в раннем возрасте очень высокие потенциальные возможности и именно в это время, по данным современной педагогики, формируется интеллектуальная база, которая в дальнейшем используется ребенком. Поэтому, чем раньше ребенок оказывается в коллективе сверстников, чем раньше начинается его активное развитие под руководством педагогов, тем лучше.

Ученый физиолог И.М. Сеченов установил закон развития живых организмов «Функция творит организм, т.е. действуя, функционируя, орган развивается, при бездействии слабеет и чахнет». Полноценное нервно-психическое развитие малыша невозможно без достаточного количества движений. Для этого ему нужно предоставить место, удобную одежду, предметы, которые побуждали бы малыша к движению.

Физическая культура в детском саду для детей раннего возраста начинается с того, чего не могут предоставить малышу в полном объеме его родители:

  • Достаточное пространство для двигательной деятельности.
  • Необходимое оборудование для выполнения физических упражнений.
  • Время, которого у родителей часто не хватает из-за домашних хлопот.
  • Объема определенных знаний о физиологических особенностях ребенка до 3-х лет.
  • Работа детского сада в группах раннего возраста начинается с создания для детей особого пространства со специальными условиями, в котором дети смогли бы реализовать свою потребность в движении.

    В процессе физического воспитания детей раннего возраста решаются задачи развития движений детей раннего возраста с помощью специальных упражнений:

    — Обучение правильной ходьбе. Правильная ходьба вырабатывается путем постепенного (по мере многократного повторения) сужения дорожки от 40 до 10 см, по которой ходит ребенок.

    — Развитие чувства равновесия. Обучение ходьбе по ограниченной поверхности, поднимая ее на определенную высоту.

    — Профилактика плоскостопия. Правильному формированию стопы способствуют ходьба босиком, по наклонным плоскостям и специальные упражнения.

    — Формирование правильной осанки (укрепление мышц плечевого пояса, спины и живота). Выполняются упражнения с ползанием на четвереньках под предметами (под скамейками, дугами, воротами, шнурами) и перелезание через предметы (скамейки, бревно, мягкие модули).

    — Развитие координации движений. Выполняются упражнения с перешагиванием через различные предметы, упражнения с чередованием подъема на невысокие предметы и спуска с них.

    Развитие движений происходит на многократном повторе. От нового движения до умения проходит 4, 5 месяца в результате 240-260 повторов.

    Совместно с задачами развития движений решаются и другие задачи: ориентирование в пространстве, расширение двигательного опыта, активизирование познавательной деятельности детей, приобщение к совместной деятельности, воспитание самостоятельности, способности преодолевать трудности, развитие творчества движения, развитие сенсорных способностей, обучение применять несложное спортивное оборудование.

    В процессе физического воспитания учитывается повышенная возбудимость детей раннего возраста, их быстрая утомляемость и быстрое восстановление, а также физиологические особенности развития детей этого возраста. Взаимосвязь физического и нервно-психического здоровья безусловна и бесспорна. Поэтому физическая культура начинается прежде всего с психологического комфорта. У здорового ребенка высокая степень познания и высокая двигательная потребность, жизнь малыша должна быть богата разными впечатлениями и все это он получает в детском саду.

    В.Г. Алямовская. Ясли – это серьезно. М. 1999.

    С.Я. Лайзане. Физическая культура для малышей. М. 1987.

    М.Ф. Литвинова. Физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни. М. 2005.

    К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. Дети раннего возраста в дошкольрыхуччреждениях. М. 2002.

    Кострыкина Л.Ю. Рыкова О.Г. Корнилова Т.Г. Малыши, физкульт-привет!» М. 2006

    РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Глава 7. ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

    Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного

    Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении

    Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200—300, а к трем — до 1500 слов.

    Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

    В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

    В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства.

    uspeshnyjmalysh.ru

    Конспекты интегрированных физкультурных занятий "Физическое развитие детей раннего возраста"

    Задачами физического воспитания детей раннего возраста в детском саду является укрепление здоровья, обеспечение оптимального физического развития, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование основных двигательных навыков, а также развитие физических качеств. Все это способствует выработке у детей привычки к специальным занятиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту.

    Физкультурные занятия с детьми раннего возраста эффективнее проводить в спортивном зале. Дети занимаются в спортивном зале два раза в неделю. Занятия в спортивном зале позволяют увеличить физическую нагрузку за счет большой двигательной активности. Дети занимаются в спортивной форме (футболке и шортах) и босиком. Занятия босиком являются действенным, и, что важно отметить, необременительным для педагогов способом закаливания детей. Кроме того, ходьба босиком — это хорошее средство укрепления сводов стопы и ее связок, т.к. в этом возрасте стопа уплощена.

    Физкультурный зал оснащен специальным оборудованием для раннего возраста (скамейки, лестницы, доски, спортивный комплекс “Геркулес”, “Перекати поле” и т.д.). Нарисована яркая разметка для ориентировки в пространстве.

    Для детей раннего возраста физкультурные занятия планируются в игровой форме, по сюжету определенной сказки, т.е. интегрированные, на которых решаются не только задачи физического развитию, но и задачи сенсорного воспитания и развития речи.

    На физкультурных занятиях используется логоритмические упражнения, народные потешки, пальчиковая гимнастика, элементы самомассажа.

    Предлагаем вашему вниманию конспекты интегрированных физкультурных занятий.

    “В гости к Мишутке”

    Задачи:

    1. Повышать двигательную активность малышей.
    2. Упражнять детей в ползании, прыжках в длину с места, в ходьбе, перешагивая предметы.
    3. Формировать правильную осанку и укреплять свод стопы.
    4. Закреплять знания детей об эталонах цвета.
    5. Воспитывать интерес к физкультурным занятиям, вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и упражнениях.

    Пособия: дорожки – 2, массажная дорожка, блинчики – 5, погремушки, “ручеек”, 2 тоннеля, медальки для игры, игрушка – медведь, 3 корзины с шарами ( красный, желтый, синий).

    Инструктор встречает детей с медведем и от его имени приветствует детей:

    “Здравствуйте, детки. Вы меня узнали? … Покажите, как ходят медвежата. А как мишка рычит (дети изображают как мишка ходит, рычит). Молодцы, ребята, пойдемте за мной.

    По тропинке все ходили

    Вот так, вот так!

    Вот пенечки увидали

    Через них все зашагали.

    А потом они играли

    И друг друга догоняли.

    Вот так, вот так

    И медведя увидали.

    Вот он Мишенька сидит

    Погремушки дети взяли

    С ними быстро зашагали.

    Погремушки так гремят

    всех ребяток веселят

    Стали погремушки поднимать

    А потом их опускать!

    Поднимать и опускать

    Поднимать и опускать.

    А теперь все сядем дружно на пол

    Ножки вытянем вот так

    Погремушки не гремят на коленочках лежат

    Тихо-тихо все сидят, погремушки не гремят.

    А теперь на спинку ляжем

    А теперь все встанем дружно

    Станем вместе приседать

    А теперь все дружно мы попрыгаем.

    Подуем на погремушку.

    Тихо. Тихо все пойдем

    Перешагивать пенечки. (“блинчики”)

    Повторить 2 круга.

    Ходьба, дети подходят к мишки и берут погремушки по 2штуки.

    Ходьба, построение врассыпную.

    И.п. – о.с., погремушки к груди.

    Погремушки вперед, погреметь и опустить. (повторить 4-5 раз)

    И.п.- о.с., погремушки внизу

    Поднимать вверх и опускать

    (повторить 4-5 раз).

    И.п.- сидя, ноги вместе

    Наклоны вперед, погремушкой достать носки.(повторить 4-5 раз)

    И.п.- лежа на спине

    Поочередное сгибание и разгибание рук и ног(повторить 6-8 раз)

    Приседание (повторить 4-5 раз).

    Прыжки на двух ногах.

    Упражнение на дыхание.

    Воспитатель собирает погремушки и проводит с детьми упражнение “Солнышко”

    на развитие медленных, плавных движений, способствующих вытягиванию позвоночника, формирование правильной осанки.

    К ночи солнышко зайдет –

    Хорошо, хорошо солнышко смеется,

    А под солнышком всем весело живется.

    Опускаются на корточки и кладут руки под щечки.

    Выполняют пружинку (прыжки на месте), хлопая в ладоши.

    Инструктор по физвоспитанию готовит оборудование к ОВД

    Инструктор: Мишка нес домой малину

    Ягод полную корзину

    Шел, устал и корзинку потерял.

    (обратить внимание на то, что Мишка грустный)

    — Ребята, давайте поможем собрать ягодку в корзинки по цвету.

    2.ОВД:

    • Проползти в “берлогу” (тоннель)
    • Перепрыгнуть “ручеек” (через две линии, расстояние 20-30 см)
    • Собрать ягодки в корзинки по цвету.(собрать пластмассовые мячи по цвету: красный, желтый, синий)

    Повторить 2 раза.

    Инструктор убирает оборудование и раскладывает домики (плоские кольца) для подвижной игры.

    Воспитатель от имени медведя говорит:

    — Спасибо вам ребятки, помогли мне ягодку собрать, давайте с вами поиграем. Вы будете пчелками, мед в улей собирать (одевает детям медальки – пчелок).

    3.Подвижная игра “Пчелки и медведь”

    Дети – “пчелки” летают, жужжат. Появляется медведь.

    Инструктор: Мишка идет, мед у пчелок унесет. Пчелки домой!.

    Пчелки летят в свои домики.

    Воспитатель — Медведь идет к ним.

    Дети говорят: Этот улей – домик наш

    Уходи медведь от нас Ж-ж-ж-ж. Повторить 2 раза.

    Медведь предлагает поиграть еще в игру. Дети встают в круг.

    Малоподвижная игра “ Мишуткин шар”

    “Надувала мама шар, а мишутка ей мешал:

    Подошел и лапкой – хлоп!

    А у мамы шарик – лоп! -ш – ш –ш!”

    Дети прощаются с медведем.

  • Учить бросать мячик в цель;
  • Упражнять в ползании и переползании через препятствия;
  • Развивать координацию движений, ловкость;
  • Стимулировать с помощью игры двигательную и познавательную активность детей.
  • Пособия: ленточки по количеству детей, “дорожка”, скамейка, бревно, обручи, 4 цветка (красного, белого, синего, зеленого цвета), разноцветные бабочки по количеству детей

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Физическое развитие детей раннего возраста

    Физическое развитие детей раннего возраста

    Вот уже на протяжении 59 лет наш детский сад занимается воспитанием и обучением детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.

    За эти годы сменилось не мало дошкольных образовательных программ, требований к воспитательно-образовательному процессу, но неизменной остается задача физического воспитания детей дошкольного возраста. А с введением Федеральных государственных требований самостоятельной образовательной областью выделилась область «Здоровье».

    Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. Чтобы помочь родителям сохранить здоровье своего ребенка, наш детский сад выбрал физкультурно-оздоровительную работу приоритетным направлением.

    Давайте вспомним известную фразу древнего философа: «Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».

    Дети в отличие от взрослых испытывают органическую потребность в движении (как поется в песенке: «А у меня в ногах вечный двигатель, вечный бегатель и вечный прыгатель…»). И чем младше ребенок, тем труднее ему эту потребность подавить, так как всякая органическая потребность нуждается в удовлетворении. Стоит задуматься, а не лишаем ли мы малыша важного фактора здоровья и формирования личности, когда постоянно одергиваем его: «Не вертись! Посиди спокойно! Не бегай! Не прыгай…» Ведь нам никогда не приходит в голову лишить ребенка еды или сна. Так почему же мы ограничиваем его движения?

    Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

    Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

    Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в нем дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрена образовательная деятельность — «Физическая культура», которую следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступностью и целесообразностью упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.

    ФГОС как раз предусматривает все принципы организации физического развития детей, т. к. через интеграцию образовательных областей ребенок получает полноценное развитие.

    Вся физкультурно-оздоровительная работа в нашем детском саду выстраивалась в пять этапов:

    — I этап — Подготовительный (подбор и изучение методической литературы, мониторинг физического развития);

    — II этап — Работа с родителями (собрания, консультации, беседы, анкетирование);

    — III этап — Организационный (создание предметно-развивающей среды, разработка перспективного планирования, конспектов НОД, подборка дидактических и развивающих игр и др.);

    — IV этап – Основной (работа с детьми);

    — V этап – Заключительный (мониторинг физического развития).

    На первом этапе мы изучили методическую литературу по проблеме физкультурно-оздоровительной работы, выделив для себя физиологические особенности развития детей раннего возраста.

    Таким образом, умственное и нравственное развитие ребенка в первые три года, больше чем когда-либо в дальнейшем, зависит от его физического состояния и настроения. Темпы физического и психического развития в раннем возрасте высоки, но строение всех органов и систем еще не завершено, а потому и деятельность их не совершенна.

    Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

    Так как в своей педагогической деятельности мы должны учитывать запрос родителей, то на втором этапе нашей работы, мы поставили задачу познакомить родителей с ФГОС через беседы, консультации, общее родительское собрание, а также провели анкетирование родителей на тему: «Приоритетное направление в развитии детей раннего возраста».

    В анкетировании приняли участие родители 78 семей.

    Родителям было предложено проранжировать образовательные области относительно приоритета каждой области.

    Анализ результатов анкетирования показал следующее:

    — ОО «Социльно — коммуникативное развитие»— 56%;

    — ОО «Художественное творчество» — 48%;

    Итак, по представленным данным, можно увидеть, что 88% родителей на первое место поставили «Физическую культуру».

    Это позволило нам еще раз убедиться в том, что выбранное нами физкультурно-оздоровительное направление является актуальным и для родителей наших воспитанников.

    На третьем этапе педагоги детского сада занимались созданием предметно-развивающей среды: в группах обновлены физкультурные уголки; приобретено новое физкультурное оборудование, увлажнители воздуха, принадлежности для закаливания. Педагогами разработаны программы воспитателя; перспективное планирование; конспекты НОД, которые предполагают не только интегрированную образовательную деятельность через синтез образовательных областей, а предлагают целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка по тематическо — календарному планированию детского сада, который гармонично объединяет образовательные области с физическим развитием детей раннего возраста.

    Всю работу по физическому воспитанию и оздоровлению детей мы выстраивали, широко применяя игровую деятельность, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считалась основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания.

    Благодаря выстроенной нами системе физкультурно-оздоровительной работы мы смогли значительно снизить уровень заболеваемости у наших воспитанников. О чем свидетельствует положительная динамика индекса здоровья: 2012 г. – 24%, 2013 г. – 25%, 2014 г. – 28% (при норме 15-40%).

    Эффективность физического развития детей раннего возраста можно увидеть по результатам мониторинга: 2012 г. – 76%, 2013 г. – 88%, 2014 – 96%.

    В перспективе мы предполагаем расширить физкультурно-оздоровительную работу с детьми раннего возраста через сетевое взаимодействие с социумом.

    Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.

    Буклет «Федеральный государственный образовательный стандарт в ДОУ» Стандарт включает следующее требования: — к структуре Программы; — к условиям реализации Программы: — к результатам освоения Программы,.

    www.maam.ru