Физическая развитие детей подростков

/ Физическое развитие детей и подростков

Физическое развитие детей и подростков, методы их оценки

Показатели физического развития

Вместе с тем, подчиняясь закономерностям, физическое развитие зависит от ряда факторов социально-экономического, медико-биологического и экологического характера. Это позволяет рассматривать физическое развитие со времени изучения Ф. Ф. Эрисманом физического развития детей и рабочих подростков-текстильщиков Глуховской мануфактуры Московской губернии в 1878—1886 гг. как объективный показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.

Для детей старше 7 лет – каждый год.

Именно поэтому при возрастной группировке было бы неправильным считать число полных прожитых лет, так как при этом к 8-летним детям, например, пришлось бы относить и тех, кому только исполнилось 8 лет, и тех, кому 8 лет и 6 месяцев от рождения, и даже тех, кому 8 лет 11 месяцев 20 дней. Поэтому применяют другой прием, по которому к 8-летним детям относят детей в возрасте от 7 лет и 6 месяцев до 8 лет и 5 месяцев 29 дней, к детям 9 лет – от 8 лет 6 месяцев до 9 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.

Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.

Длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние пластических (ростовых) процессов в организме; этот наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития. Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов; в отличие от длины масса тела относительно лабильна и может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания. Окружность грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.

Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений. Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях, и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные.

2) определение степени жироотложения;

В зависимости от возраста детей программа антропометрических исследований может и должна меняться. Характеристика физического развития детей раннего и дошкольного возрастов должна дополняться данными о развитии моторики речи, но исключать некоторые функциональные исследования (определение жизненной емкости легких, мышечной и становой сил). При изучении физического развития подростков целесообразно включать в программу обследования ряд функциональных проб для определения состояния основных систем организма.

1. Генерализующий метод (метод поперечного сечения популяции) – основан на одномоментном обследовании физического развития больших групп детей различных возрастов. Каждая возрастная группа должна состоять не менее чем из 100 человек. Метод используется на большом числе наблюдений с целью получения возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории проживания детей. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, условиями жизни, питанием и т. д.

Антропометрические данные, собранные генерализующим методом, используются в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов мебели для дошкольных и общеобразовательных учреждений, оборудования мастерских, гимнастических залов, для гигиенического обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и других предметов детского обихода.

2. Индивидуализирующий метод (продольный срез) основан на обследовании конкретного ребенка, однократном или в динамике лет, с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфофункционального статуса с использованием соответствующих оценочных таблиц, давая возможность получить достаточную насыщенность каждой возрастно-половой группы по месяцам или годам жизни при сравнительно небольшом числе наблюдений. Данная методика позволяет определить особенности физического формирования организма из месяца в месяц (или из года в год) наблюдаемой группы детей в однородной совокупности.

Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых детей различных возрастно-половых групп. Полученные средние величины являются стандартами физического развития соответствующих групп детского населения. Чтобы полученные данные были приняты за стандарт, они должны отвечать определенным требованиям.

5. После формирования однородной и репрезентативной статистической совокупности должна применяться единая методика обследования, измерения, обработки и анализа данных.

studfiles.net

Физическая развитие детей подростков

ЛЕКЦИЯ № 14. Физическое развитие детей и подростков, методы их оценки

Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма – физического развития.

Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс формирования и созревания детского организма, с другой – степень этого созревания на каждом данном отрезке времени, т. е. имеет, как минимум, два значения. Исходя из этого под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма, характеризующий процесс созревания ребенка на определенном этапе жизни.

Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний.

Исследование физического развития проводится одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях. Изучение физического развития ребенка начинается с установления его календарного (хронологического) возраста. У каждого обследуемого ребенка должен определяться точный возраст на момент обследования, выраженный в годах, месяцах и днях. Это необходимо в связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, поэтому с учетом меняющихся темпов развития возрастная группировка проводится с различными интервалами («временным шагом»).

Для детей от 1 до 3 лет – каждые 3 месяца.

Для детей от 3 до 7 лет – каждые 6 месяцев.

Далее в программу унифицированных антропометрических исследований входит определение из всего многообразия морфологических и функциональных признаков ряда основных. К ним относятся соматометрические, соматоскопические и физиометрические признаки.

1) оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;

3) оценку степени полового созревания;

4) оценку состояния кожных покровов;

5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;

6) осмотр зубов и составление зубной формулы.

Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц) – спирометрия, мышечную силу рук (характеризует степень развития мускулатуры) и становую силу – динамометрия.

В дальнейшем полученные данные антропометрических измерений обрабатываются методом вариационной статистики, в результате чего получают средние величины роста, веса, окружности грудной клетки – стандарты физического развития, используемые при индивидуальной и групповой оценке физического развития детей.

Для изучения, анализа и оценки физического развития больших групп детей или отдельных индивидуумов применяют 2 основных метода наблюдения (сбора антропометрического материала).

Индивидуализирующий метод не противоречит генерализующему методу и является существенным дополнением к нему как в изучении процесса общего развития ребенка, так и в уточнении влияния средовых факторов в ходе этого развития.

1. Стандарты физического развития должны быть региональными.

2. Статистическая совокупность должна быть репрезентативна, поэтому каждая возрастно-половая группа должна быть представлена не менее чем 100 детьми (единицами наблюдения).

3. Статистическая совокупность должна быть однородна по полу, возрасту (с учетом гетероморфности, гетерохронности и полового диморфизма физического развития), этнической принадлежности (так как в физическом развитии народностей и наций имеются значимые различия), месту проживания (из-за возможного влияния биогеохимических провинций на физическое развитие) и состоянию здоровья.

4. Из группы наблюдения должны быть исключены все случаи «неоднородности» по состоянию здоровья: дети, имеющие хронические заболевания, протекающие с интоксикацией (туберкулез, ревматизм и т. д.), серьезные нарушения в деятельности органов и систем организма (врожденные пороки сердца, последствия полиомиелита, костного туберкулеза, травм нервной системы и опорно-двигательного аппарата и т. д.), эндокринные заболевания. При разработке материалов обследования детей раннего возраста исключают детей с выраженным рахитом, гипотрофией, недоношенных, двойни.

Общепринятых стандартов физического развития не существует. Различные условия жизни в разных климато-географических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обуславливают разный уровень физического развития детского населения. Кроме того, учитывая изменения показателей физического развития в динамике лет (акселерация и децелерация физического развития), региональные стандарты должны уточняться каждые 5—10 лет.

www.e-reading.club

11. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

• Это состояние морфологических и функциональных

свойств и качеств, а также уровень биологического развития

• В каждый период жизни физическое развитие указывает на физическую дееспособность (работоспособность) детского организма и его «биологический возраст».

• 1 этап до1 года усиленный рост (25 см.)

• 2 этап до 3 лет рост замедляется (идёт дифференцировка структур органов)

• 3 этап до 7 лет рост усиливается (качественная

структура органов в основном закончена)

• 4 этап до 11-12 лет рост замедляется усиливается дифференцировка органов.

• 5 этап до 16-18 лет интенсивный рост (период полового

• Масса тела (вес)также 5 этапов:

13.ФОРМИРОВАНИЕ КОСТНОЙ СИСТЕМЫ

• Позвоночный столб ( позже всех достигает окончательного развития)

• Черепная коробка (соотношение в начале жизни к росту 1:4, затем 1:7)

• Таз (сращение костей таза заканчивается к 15-16 годам)

• Грудная клетка (окостенение и дифференцировка особенно интенсивно происходит до 9 лет)

• Скелет верхних и нижних конечностей (изменяется структура кости и их рост до 1820 лет)

14.ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

• Мышечные волокна детей более тонкие, содержат много ядер, богато кровеносными сосудами

• 1-3 года – дифференциация отдельных структурных элементов мышечного волокна, развитие иннервации, усиленный рост скелетных мышц.

• До 6 лет приобретает функциональную зрелость

• От 6 до 12 лет усиленный рост мышц и развитие иннервации

15.ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

• Наиболее развитый к моменту рождения ребёнка спинной и продолговатый мозг

• Менее развитые – кора голвного мозга и мозжечок

• Формирование коры головного мозга. Особенно его борозд происходит в период от 7 до 14 лет.

• Речь развивается к 3-4 годам

• Функции синтеза и анализа, подражательная способность развиваются к 4-6 годам.

• Кора головного мозга преобладает над подкоркой, появляются элементы самоконтроля, познания 6-10 лет

• Особенно важный период развития ЦНС-период полового созревания.

16.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

• Неравномерность темпа роста и развития детского организма на этапе созревания

• А) ускоренный темп развития

• Б) замедленный темп развития

• В) нормальный темп развития

• Зависит от образа жизни, болезней, социальных факторов, питания,

• дети и подростки, имеющие гармоничное, соответствующее возрасту

физическое развитие, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья, так как адаптационные возможности ребенка, устойчивость его к различным нагрузкам (физического и психического порядка) в данном случае оптимальны. Замедление или ускорение созревания, напротив, рассматривается как фактор риска возникновения различных заболеваний.

17. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА КАЛЕНДАРНОМУ.

• Для определения биологического возраста используют показатели (морфологические, нейрофизиологические, гематологические, гормональные и др.), которые отражают зрелость систем организма.

• морфологические критерии (длина тела, ее погодовые прибавки)

• степень полового созревания.

• Норматив прорезывания постоянных зубов (количества зубов у детей старше 2 лет: 4п — 20, где п — число

полных лет ребёнка)

18.КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

• Первая группа — дети, не имеющие хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервнопсихическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

• Вторая группа — дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 раза в год более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

• Третья группа — дети, больные хроническими заболеваниями или с врожденной патологией в состоянии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

• Четвертая группа — лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных явлений (больные в состоянии субкомпенсации).

• Пятая группа — дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации).

Физическое развитие детей и подростков

Физическое развитие ребенка — совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его развития в каждый возрастной период.

К морфологическим показателям относятся длина тела (рост) и масса его, окружность грудной клетки, рост сидя, к функциональным — жизненная емкость легких, мышечная сила кистей, степень отложения жира, состояние органов опоры и движения (форма грудной клетки, позвоночного столба, нижних конечностей, стоп, развитие мышечной ткани, осанка), а также развитие движений и речи у детей. На физическое развитие оказывают влияние наследственность, болезни, климат и условия жизни.

Показатели физического развития заметно снижаются, если развитие ребенка проходит в плохих бытовых условиях, связанных с недостаточным количеством свежего воздуха, солнца, при неполноценном питании, недосыпании, малоподвижном образе жизни, сопровождается острыми и хроническими заболеваниями.

Физическое развитие имеет свои закономерности, согласно которым оно изменяется в течение жизни ребенка. У здорового ребенка эти изменения укладываются в определенные возрастные нормы. Для получения возрастно-по-ловых норм обследуют одномоментно большой контингент детей, однородный по возрасту, полу, национальности и т. д. Статистическая обработка данных о состоянии здоровья и физическом развитии детей позволяет определить средние показатели (нормы) физического развития каждой возрастной группы. Физическое развитие каждого ребенка в отдельности оценивается путем сопоставления его индивидуальных показателей со стандартными. Индивидуальная оценка физического развития проводится для определения соответствия между биологическим и календарным возрастом ребенка, особенностей динамики развития.

Физическое развитие является одним из важных показателей здоровья ребенка. Исследование физического развития осуществляют одновременно с изучением состояния здоровья во время медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях. При этом определяют соотношение хронологического и соматического возраста детей, степень гармоничности развития различных физических признаков, что дает врачу возможность прогнозировать развитие заболеваний и своевременно корректировать выявленные отклонения. На сегодняшний день существует два метода сбора антропометрического материала.

1. Индивидуализирующий метод — обследование конкретного ребенка, однократное или в динамике нескольких лет, с последующей оценкой биологического уровня его развития и гармоничности морфофункционального состояния с использованием соответствующих оценочных таблиц.

2. Генерализирующий метод — одномоментное обследование больших групп детей с целью получения региональных возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, питанием, условиями жизни и т. д.

Антропометрические данные, собранные генерализирующим методом, используют в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов мебели для детей, оборудования мастерских, гимнастических залов, для гигиенического обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и других предметов детского обихода. При проведении антропометрических исследований необходимы методическая безупречность и тщательность при сборе и обработке антропометрического материала, использование унифицированных методик, что делает результаты отдельных наблюдений, полученные разными авторами, сравнимыми между собой и позволяет широко использовать полученные данные. В исследованиях физического развития используют показатели соматометрии, соматоскопии и физиометрии. При проведении изучения физического развития необходимо соблюдать следующие требования:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков

– измерения проводятся на раздетом ребенке, который стоит по «стойкесмирно»;

– медицинский работник находится справа или спереди от ребенка

– все измерения проводятся между антропометрическими точками

– исследования проводят в первую половину дня в теплом, светлом помещении;

– антропометрический и медицинский инструментарий должен быть стандартизованным, метрологически проверенным, легко подвергаться обработке дезсредствами.

Для измерения используют ростомер или антропометр , медицинские весы, прорезиненную сантиметровую ленту, динамометр, спирометр, плантограф, калипер.

Одним из важнейших показателей здоровья растущего организма является физическое развитие. Под физическим развитием ребенка понимается степень развития морфо-функциональных признаков, которые, с одной стороны, определяют запас его физических сил, а с другой стороны, являются критерием нормальности процесса роста и формирования организма ребенка в каждом конкретном возрасте. Физическое развитие подчиняется общебиологическим законам, а также действию социально-экономических, медико-биологических и экологических факторов.

Детский организм является наиболее чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, что проявляется в виде нарушений физиологического течения процессов роста и развития. При этом установлено, что отклонения в сроках возрастного развития и дисгармоничность морфо-функционального состояния, как правило, сочетаются с изменениями в состоянии здоровья детей, и чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем более вероятность заболевания. В связи с этим оценка физического развития детей включается в качестве важного показателя в любую программу изучения состояния здоровья, от массовых профилактических осмотров детей и подростков до анализа отдельных патологических состояний. Существует балльная оценка состояния здоровья детей, в которой учтены группа здоровья и физическое развитие.

Изучение физического развития ведется комплексно по суммарным данным: соматометрическим, соматоскопическим и физиометрическим.

Оценка физического развития может осуществляться методом сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития; по шкалам регрессии; центильным методом; с помощью скрининг-тестов.

В последние годы широкое распространение в практике получил метод комплексной оценки физического развития, который предполагает не только определение морфо-функционального статуса (степени и гармоничности развития), но и установления уровня биологического развития детей.

Показателями биологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, число постоянных зубов («зубная зрелость») и др. В старшем школьном возрасте (пубертатном периоде), помимо указанных, определяют степень выражение вторичных половых признаков, сроки наступления первой менструации у девочек.

Достоверно установлено, что дети и подростки, имеющие гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья, так как адаптационные возможности ребенка, устойчивость его к различным нагрузкам (физического и психического порядка) в данном случае оптимальны. Замедление или ускорение созревания, напротив, рассматривается как фактор риска возникновения различных заболеваний — у крайних вариантов развития обычно выявляются значимые различия по ряду нозологических форм.

При ускоренном темпе развития у детей часто наблюдается снижение физической работоспособности, наклонность к аллергическим заболеваниям, гипертрофия миндалин, гипертонические реакции.Отставание биологического возраста у детей обычно сочетается со сниженными антропометрическими показателями, частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем.Морфо-функциональное состояние определяют по показателям тела, окружности грудной клетки в паузе, мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких. В качестве дополнительного критерия для дифференцировки превышения массы тела и окружности грудной клетки за счет жироотложения или развития мускулатуры используют показатели кожно-жировых складок. Путем сравнения полученных данных со стандартными (шкалы регрессии по длине тела, возрастно-половые стандарты функциональных показателей, таблицы средних показателей толщины кожно-жировых складок и др.) определяют морфо-функциональное состояние как гармоничное, дисгармоничное или резко дисгармоничное. Таким образом, при оценке физического развития по комплексной схеме заключение должно содержать вывод о соответствии физического развития возрасту и его гармоничности.Предложена схема индивидуальной оценки физического развития позволяющая выделить так называемые «группы риска» возникновения заболеваний на основании выявленных нарушений темпов развития и гармоничности морфо-функционального статуса.Дети, биологический возраст которых соответствует календарному, а физическое развитие гармоничное, наиболее благополучны в отношении здоровья.Дети с опережением или отставанием биологического возраста при сохранении гармоничности морфо-функционального состояния, а также дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, но имеющие дефицит массы тела, составляют группу первой степени риска возникновения заболеваний.Дети с опережением или отставанием биологического возраста, сочетающимся с любой дисгармоничностью морфо-функционального состояния, а также дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, но имеющие избыток массы тела, составляют группу второй степени риска.Все дети, имеющие резкую дисгармоничность в физическом развитии, как при нарушении сроков возрастного развития, так и развивающиеся соответственно возрасту, составляют группу третьей степени риска.Выделенные группы нуждаются в различных лечебно-диагностических мероприятиях:

1-я группа — углубленное обследование;

2-я группа — углубленное обследование и диспансерное наблюдение;

3-я группа — обследование, диспансерное наблюдение и амбулаторное или стационарное лечение.

studopedia.ru

Физическое развитие детей и подростков. Показатели и методы их определения. Понятия об акселерации, децелерации, стагнации

1. Физическое развитие детей и подростков. Основные показатели и методы их определения. Понятия об акселерации, децелерации,

морфофункциональных свойств организма,

определяющих их рост и развитие.

Значение изучения физического развития

детей и подростков:

1. Показатель здоровья детей и подростков.

2. Критерии эффективности проведения оздоровительных

3. Социальное значение: питание, условия быта и т.д.

4. Историческое значение.

7. Разработка стандартов физического развития (для

оценки физического развития, для изготовления детской

одежды, обуви и мебели).

3. Факторы, обуславливающие физическое развитие детей и подростков

4. Состояние здоровья

5. Экологическая обстановка

4. Показатели физического развития

отдельных частей тела, вес,

окружность головы, груди, плеча и

2. Физиометрические (жизненная

емкость легких, экскурсия грудной

клетки, мышечная сила рук,

становая сила и др.)

3. Соматоскопические (состояние

кожных покровов и слизистых

оболочек: цвет, тургор, влажность;

мышечной системы; опорнодвигательного аппарата: форма

грудной клетки, позвоночника, ног,

стоп; жироотложение; вторичные

5. 1.Соматометрические показатели

Определяется стоя и сидя.

Используется деревянный ростомер, горизонтальный

ростомер (для детей до 2-х лет), металлический

Точки соприкосновения тела с ростомером: лопатки,

ягодицы, пятки. Положение головы – нижний край

глазницы и верхний козелок уха должны находится на

одном уровне. Точность измерения 0,5 г.

6. Измерение роста деревянным ростомером и антропометром

Взвешивание проводится на рычажных или напольных весах.

Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при

взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от

роста, является менее стабильным показателем и может меняться в

зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса,

например, может составлять от 1 до 1,5 кг.

9. Измерение окружности грудной клетки

следующим образом: в положении стоя, руки опущены, при

максимальном вдохе, полном выдохе и спокойном дыхании.

Разница величии окружностей грудной клетки на высоте

вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки,

которую правильнее называть экскурсией грудной клетки

во время дыхания.

Экскурсия грудной клетки = окружность грудной

клетки на вдохе — окружность грудной клетки на

Если полученный результат равен 4 см и менее, его

расценивают как низкий. Если он равен 5 — 9 см — средний, а

если 10 см и более -высокий.

накладывают на нижние углы

лопаток при отведенных

стороны руках, при опускании

ложиться под углы лопаток.

Спереди сантиметровую ленту

прикрепления ІV ребра

Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ)

количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха. Для

определения используется спирометр. Обследуемый после глубокого

вдоха, зажав нос и взяв в рот мундштук резиновой трубки, выдыхает

до отказа весь воздух. По шкале прибора определяется объем

выдохнутого воздуха. Исследование повторяют 3 раза, учитывается

наибольший результат. ЖЕЛ является одним из основных показателей

состояния аппарата внешнего дыхания, широко используемым в

возможностях испытуемого можно

динамометрии. Используется для

измеряющий силу сжатия мышц

Обследуемый отводит руку вперед и

в сторону, обхватив динамометр

кистью, максимально сжимает его.

Измерение проводят 3 раза и

записывают наибольшую цифру.

Рука выпрямлена и отведена, кисть сжимает динамометр.

14. Становой динамометр

Обследуемый стоит двумя ногами на платформе,

наклоняется, берется за рукоятку динамометра

(которая должна быть отрегулирована на уровне

колен), выпрямляется, не сгибая колен. Из 3 измерений

динамометр регулируют по росту обследуемого с

помощью металлической цепи.

15. Динамометр становой

2. Рукоятка с крюком

4. Планка с крюком

5. Доска для закрепления планки

Телосложение — размеры, формы, пропорции

и особенности частей тела, а также особенности

развития костной, жировой и мышечной тканей.

1. Короткое туловище;

2. Длинные руки и ноги;

3. Длинные и узкие ступни и

4. Жировые отложения очень

5. Узкая грудь и плечи;

6. Мышцы обычно тонкие и

1. Широкая грудь;

2. Длинное туловище;

3. Плотная мышечная

4. Большая мускульная сила;

5. Довольно быстрый прогресс

в наращивании мышечной

1. Мягкая мускулатура;

2. Округлое лицо;

4. Широкие бедра;

5. Значительное количество

Зависит она от формы

позвоночника, равномерности развития и

а — нормальная; б — сутуловатая;

в — лордотическая; г — кифотическая;

д -выпрямленная (плоская)

1. Физиологический — привычное

2. Кифоз — искривление

позвоночника в сагиттальной

плоскости выпуклостью кзади .

3. Лордоз — изгиб позвоночника,

4. Сколиоз — стойкое боковое

отклонение позвоночника от

22. Формы грудной клетки

типа у здоровых людей

Напоминает усеченный конус с основанием, обращенным

вверх (область плечевого пояса).

Передне-задний диаметр ее меньше бокового, над- и

подключичные ямки выражены слабо, ребра по боковым

поверхностям направлены умеренно косо, межреберные

промежутки выражены не резко, плечи располагаются под

прямым углом к шее. Мышцы плечевого пояса хорошо

развиты. Надчревный угол (между реберными дугами)

составляет 90°, лопатки контурируются не резко.

Для определения величины надчревного угла ладонные

поверхности больших пальцев плотно прижимают к

реберным дугам, а концы их упирают в мечевидный

отросток (рис. 21).

Плоская, узкая, удлиненная (передне-задний и боковой

На ней отчетливо видны над- и подключичные ямки,

хорошо выделяются ключицы, межреберные промежутки

широкие, ребра по боковым поверхностям имеют более

Надчревный угол меньше 90°.

Плечи опущены, мышцы плечевого пояса слабо развиты,

лопатки отстают от спины (рис. 20).

Широкая, напоминает цилиндр.

Ее передне-задний размер приблизительно равен

боковому, а абсолютные величины диаметров больше

диаметров нормостенической грудной клетки.

Над- и подключичные ямки слабо выражены или не

видны, плечи прямые, широкие.

Межреберные промежутки узкие, слабо выражены.

Ребра располагаются почти горизонтально.

Надчревный угол тупой, лопатки плотно прилегают к

грудной клетке, мускулатура ее развита хорошо (рис. 20).

легких и плевры либо при первичных

изменениях самой грудной клетки

нормальная форма ее может

искажаться различным образом.

формы грудной клетки

б — паралитическая (по А. А.

выраженные. У нее еще более увеличен

горизонтально. Такая форма грудной

клетки развивается у лиц, страдающих

хронической эмфиземой легких. При этом

легкие незначительно спадаются во время

выдоха и размеры дыхательной экскурсии

грудной клетки уменьшаются. Если

сопровождается частым сильным кашлем,

при котором воздух вытесняется в верхние

их отделы, особенно расширяется верхняя

половина грудной клетки, и она

приобретает бочкообразную форму.

клетка характеризуется теми же

чертами, что и астеническая, только

более резко выраженными. Она

заболеваниями легких и плевры с

развитием в них фиброзной ткани,

что приводит к их сморщиванию и

уменьшению общей массы легких. В

отличие от астенической грудной

клетки паралитическая часто бывает

асимметричной, так как у нее

неодинаково с обеих сторон. Во

время дыхания лопатки смещаются

клетка («куриная грудь»)

встречается у лиц, перенесших в

детстве рахит. Ее переднезадний отдел удлинен, и

грудина килевидно выступает

поверхности как бы вдавлены

грудиной под острым углом.

втяжение нижней части грудной

клетки соответственно месту

клетки напоминает треугольник

с вершиной в области грудины.

воронковидным вдавлением в

отростка и нижней части

грудины. Поскольку такую

деформацию грудной клетки

сапожников, ее еще называют

установить причину этой

Отличается тем, что в верхней и

средней частях грудины имеется

углубление, напоминающее по

форме углубление лодки. В ряде

случаев такая грудная клетка

встречается при заболевании

Бывает при искривлении

позвоночника в результате

патологического процесса в

позвоночника, ревматоидном артрите и др.).

стоит, выпрямившись. В норме ноги соприкасаются в области

коленных суставов, при О-образной форме коленные суставы не

касаются, при Х-образной — один коленный сустав заходит задругой

Форма ног: 1 — нормальная (ось нижней конечности в

норме); 2 — 0-образная деформация нижней

конечности (варусная); 3 — Х-образная (деформация

нижней конечности (вальгусная)

При вышеуказанной позе у такого субъекта

соприкасаются не только пятки и колени, но,

как правило, и голени (за счет развития

Угол между осями бедра и голени

икроножной мускулатуры здесь может

наблюдаться щель, но колени при этом

Тип обозначается буквой N, градаций не

Следует отличать аномалии крайней степени

искривления осей ног – крайне вальгусное и

крайне варусное их положение, а также

асимметрию в длине ног — хромоту.

При указанной выше позе колени и

голени субъекта не соприкасаются,

между ними есть щель (просвет). Ось

кости голени образует с осью бедра

некоторый угол, обращенный вершиной

наружу. Степень выраженности просвета

между ногами оценивается баллами:

балл 1 (О1) — величина щели от слабого

просвета до ширины около 5 см, балл 2

(О2) — величина щели от 5 до 10 см, балл 3

(O3) — величина щели свыше 10 см, угол

между костями бедра и голени выражен

наиболее ясно. Кроме указанных трех

баллов О-образной формы ног, следует

отмечать кривые ноги – О4, где щель

(просвет) между ногами превышает 20

тип). Тип расположения oceй бедра и голени,

противоположный первому: угол между осями

бедра и голени обращен вершиной во внутрь.

При вышеуказанной позе колени субъекта–

заходят друг за друга, поэтому следует просить

испытуемого занять удобную для него позу, при

которой колени лишь соприкасаются. Тогда

между медиальными краями стоп образуется

заметное расстояние. Чем больше это расстояние

при соприкосновении колен, тем, следовательно,

сильнее выражен угол между осями бедра и

голени. Степень выраженности этого угла, а,

следовательно, величина расстояния между

медиальными краями стоп оценивается баллами:

балл 1 (Х1) — расстояние между медиальными

краями стоп не превышает 5 см, балл 2 (X2) —

расстояние между медиальными краями стоп от 5

до 10 см, балл 3 (X3) – расстояние между

медиальными краями стоп свыше 10 см.

Стопа — орган опоры и передвижения. Различают

стопу нормальную, уплощенную и плоскую.

Плоскостопие – уплощение свода стопы.

Для получения отпечатка стопы необходимо смазать

подошву водой, жирным кремом

красящими веществами . «Испачканными» ногами встать

на лист белой бумаги. Спину держим прямо, ноги

сведены вместе. На бумаге должен остаться четкий

отпечаток вашей стопы. Полученный отпечаток

высушивают и рассчитывают степень уплощения стопы по

проводят касательную к наиболее

выступающим точкам внутреннего края

из середины касательной

восстанавливают перпендикуляр до

вычисляют процентное отношение

длины той части перпендикуляра,

которая прошла через отпечаток (а), ко

всей его длине(а+б). Если перешеек

перпендикуляра — стопа нормальная, 5060% — уплощенная, свыше 60% плоская.

• на боковой стенке брюшной области на уровне пупка, на 2-3 см

• на груди на 2-3 см ниже молочной железы

• в подлопаточной области.

Жировая складка, оттянутая тремя пальцами левой руки ,

легко зажимается тупыми концами скользящего циркуля.

Прибор скользящий циркуль

Определяется по совокупности развития вторичных половых признаков:

волосистости на лобке и в подмышечной области, кроме того, у девушек — по

развитию молочных желез и времени появления менструаций, а у юношей – по

развитию волосяного покрова, кадыка и мутации голоса.

Развитие волос на лобке (Pubis – P)

1 стадия – единичные короткие (Р1)

2 стадия — занимают ограниченное пространство, более густые, длинные (Р2)

3 стадия – на всем треугольнике лобка длинные, вьющиеся, густые (Р3)

4 стадия – расположены по всей подмышечной впадине, длинные, вьющиеся (Р4)

Развитие волос в подмышечной области (Axillaris – A)

1 стадия – единичные (А1)

2 стадия — занимают центральный участок впадины, длинные, вьющиеся (А2)

3 стадия — расположены по всей подмышечной впадине, длинные, вьющиеся (А3)

Оволосение лица (Facialis – F)

1 cтадия – появление густого пушка над верхней губой (F1)

2 стадия – появление отдельных жестких волос на лице (F2)

3 стадия – наличие сформированных усов и бороды (F3)

1 стадия — ломающийся (V1)

2 стадия – установившийся мужской (V2)

Развитие кадыка (Zarings – Z)

1 стадия – не контурируется, но ясно выражен при пальпации (L1)

2 стадия – выступает (L2)

Развитие молочной железы (Mammae – Ma)

1 стадия – сосок поднят над околососковым кружком, молочная железа не

2 стадия – сосок и околососковый кружок выступают в виде конуса, молочная

железа несколько приподнята (Ма2)

3 стадия — сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железа

поднята на большом пространстве (Ма3)

4 стадия – сосок поднимается над околососковым кружком, молочная железа

развития детей и подростков по сравнению с

инсоляция; радиоволновая – электромагнитные

излучения; космическая радиация; повышенное

содержание углекислого газа)

• влияние отдельных факторов условий жизни

(алиментарная; повышенной информации)

комплекса факторов условий жизни

(урбаническая; социально-биологические факторы).

процессов биологического созревания всех органов

и систем организма.

1. экологический фактор;

2. генные мутации;

3. ухудшение социальных условий жизни и, прежде

всего, структуры питания;

4. снижение физической активности.

— это процесс, обратный ускорению — замедление

ppt-online.org