Факторы риска семей и детей

Характеристика семей «группы риска», основные понятия , структуры, причины возникновения;

ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как необходимый компонент социальной структуры, выполняющий многие социальные функции, семья играет роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является также основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей.[2, с. 5]

Семья – это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной.

Существенные изменения социально-политических, экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи. Семейное воспитание рассматривается или как первейшая обязанность родителей или понимается как всесторонне развитие самодеятельной творческой личности. В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье [ 3, с.261-265]

Все чаще и чаще говорят о семьях «риска». «Группа риска» — это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства:

пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;

убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;

побеги из дома, конфликты со сверстниками .

2. Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.

3. Засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.

4. Высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков .

Подчас члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. Поэтому первым и необходимым этапом работы является развитие надежды. Для этого следует рассказать членам семьи несколько историй о семьях, жизнь которых была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует рассказать о шагах, которые предпринимали люди в этой семье, о том, какие были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный отклик, короткими, чтобы не утомить людей. В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу – сбор, анализ и систематизации подобных историй, составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам .

Семья «группы риска» — разновидность семьи, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период, именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие, позволяло выделять категорию людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам .

Разные ученые выделяют различные группы факторов риска:

в) наследственные причины;

д) врожденные свойства;

е) нарушения в психическом и физическом развитии;

ж) условия рождения ребенка;

к) травмы внутриутробного развития и т.д.

л) социально – экономические:

н) несовершеннолетние родители;

о) семьи, ведущие аморальный образ жизни;

п) неприспособленность к жизни в обществе .

а) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем родителей; не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи чаще по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях выросли нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;

б) конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера, либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно, — демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

в) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов семьи отмечают различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинять своей воле другого и т.п.;

г) педагогически некомпетентные семьи. В них недуманные или устаревшие представления в ребенке заменяют реальную картину их. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к беспризорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку

Появлению трудных детей также способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между семьями разных поколений

В последние годы в научной литературе и массовых изданиях широко обсуждается тема жесткости и насилия по отношению к детям в семье. Насилие может принимать физическую и психологическую формы физического насилия в семье проявляется в избиении ребенка, нанесение ему ожогов, испытании голодом и т.п. Имеются слухи развратных действий по отношению к детям и сексуального насилия. Психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблениями и запугиваниями

Надо отметить, что жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. Жесткость создает основу для хронической психогенной травматизации , нередко вызывая повторные аффективные криминальные действия. Известны даже случаи убийства подростками своих жестоких родителей. В целом, следствием жесткого обращения с детьми бывает их асоциальное поведение в самостоятельной жизни

Все перечисленные факторы играют значительную роль в формировании и развитии семьи. Социальный работник должен устранять данные воздействия на семью. Необходимо тесное сотрудничество с такими семьями, и особенно с их детьми. Если специалист займется устранение этих факторов, то его деятельность будет давать результат .

studopedia.su

19_)Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска.

Семья группы риска — это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых.

Диагностика семьи — постоянно присутствующий элемент деятельности социального педагога.

В процессе первичной диагностики важно разобраться в обоснованности жалобы или проблемы, понимании родителями проблемы, ее причин, характере ожидаемой помощи от специалиста. Причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать в особенностях отношений родителей и детей, стиле воспитания, а также в искажении процесса саморазвития.

Диагностика семьи предполагает использование традиционных диагностических методик: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.

В процессе диагностики социальный педагог выявляет факторы, которые приводят к конфликтам и проблемам в семье. Определяются статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и национальная принадлежность.

В ходе обследования составляется «карта семьи» с характеристиками каждого ее члена, знаменательными семейными датами. Также отмечается способность адаптироваться к изменениям. Изучается сам ребенок, подросток: его здоровье, круг интересов и друзей, отношения в образовательном учреждении и вне его, проблемы, информированность о родителях (их вкусах, интересах, друзьях и авторитете на ра­боте, заботах, здоровье).

Учитывая сложность проблем которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.

Социально-педагогический мониторинг семьи — это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основное назначение диагностики и мониторинга — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование и т.п.

На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию и тактику социально-педагогической работы в отношении конкретной семьи и с семьями в целом, обеспечить адресность и результативность социально-педагогической поддержки и помощи.

Дети группы риска-категория детей, кот. в силу определ. обстоят своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества, ставших причиной дезадаптации несовершен.

Работа с детьми групп риска должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социал, педагогич. и психол. помощи, работа с детыми групп риска включ. след этапы:

1. социально-педагогич. и психол. диагностика обучающихся и их семей, постановка социального диагноза;

2. выявление всех проблемных подростков группы, изучения положения в семье;

3. изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включая его во внутр. деятельность.

Стадии работы с детьми группы риска и их семьями:

1. выявление (обноруж, сообщение о семье, учет семей и подростков находящ. в ТЖС);

2. индивидуал. проф. работа (соц. адаптация, реабилитация; меропр. по защите прав; оказание помощи детям; организ. обуч, отдыха.)

Диагностическая деятельность социального педагога заключается в сборе сведений о ребёнке. Это, в первую очередь, сбор социального анамнеза семьи ребёнка, изучение сети его социальных контактов. В процессе диагностической деятельности обязательно должна произойти первая беседа социального педагога с ребёнком. Это одно из наиболее сложных направлений в деятельности социального педагога по отношению к детям «группы риска» – установление контакта с таким ребёнком и создание доверительных отношений с ним. Такая работа требует от социального педагога наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках ребёнка. Сбор такой информации происходит на основе анализа личного дела ребёнка, собеседования с классным руководителем, индивидуальных бесед с ребёнком, наблюдения за ним во время уроков, на переменах и т.д.

Наибольшую трудность в работе по установлению контакта и дальнейшему взаимодействию социальные педагоги испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства, наркотическую зависимость, проявляющими неадекватное поведение. Социальному педагогу необходимо учитывать, что у данной категории детей ярко выражена враждебность и презрение к взрослым, бросившим их на произвол судьбы.

На этапе диагностики социальный педагог должен провести социометрию классного коллектива с целью выявления того статуса, который занимает ребёнок. Также на диагностическом этапе необходимо изучить уровень социального развития ребёнка, в том числе и определить степень удовлетворения его материальных потребностей.

studfiles.net

Факторы риска семей и детей

Разные ученые выделяют различные группы факторов риска, рассмотрим подход В.Е. Летуновой:

а) медико-биологические факторы:

б) группа здоровья;

г) группа здоровья;

з) заболевания матери и ее образ жизни;

м) многодетные и неполные семьи;

п) неприспособленность к жизни в обществе.

Наиболее важное и конкретное для работы социального работника представляет интерес классификация Беличевой. Она выделяет следующие факторы риска:

медико-социальные: (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);

2) социально – экономические (низкий материальный уровень семьи, плохие жилищные условия);

а) социально-демографические (неполные; многодетные; повторный брак);

б) социально-психологические (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость);

в) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи).

С.В. Тетерский выделяет семьи, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненных затруднений и нуждаются в помощи со стороны и судебной системы, системы социальной защиты и социального обслуживания:

а) семьи беженцев, вынужденных переселенцев;

б) малообеспеченные семьи;

в) семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой;

г) семьи воспитывающие детей инвалидов;

д) неполные семьи;

е) семьи военнослужащих срочной службы;

ж) семьи безработных;

з) семьи военнослужащих – контрактников;

к) семьи проживающие в неблагополучных регионах;

л) семьи, где родители долго не получают заработную плату

Всем этим семьям необходима психолого-педагогическая, реабилитационная, правовая, а так же социально – педагогическая помощь.

Как нам известно, личность подрастающего поколения формируется не вакууме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Последняя имеет решающее значение для процесса воспитания. Особенно важно влияние малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школа, класс, неформальные группы общения.

Каковы особенности той или иной семьи вызывающие или способствующие возникновению отклонений в поведении школьников? Они отражаются в изменяющихся классификациях семей, где часто появляются трудные дети. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют друг друга. Остановимся на них подробнее.

Г.П. Бочкарева выделяет:

а) семью с неблагоприятной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, нечувствительны по отношению к своим детям;

б) семья, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

в) семью с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы. Он вовлекается в аморальный образ жизни.

Б.Н. Алмазов выделяет 4 типа неблагополучных семей способствующих появлению трудных детей:

г) педагогически некомпетентные семьи. В них недуманные или устаревшие представления в ребенке заменяют реальную картину их. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к беспризорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку.

Появлению трудных детей также способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между семьями разных поколений.

В последние годы в научной литературе и массовых изданиях широко обсуждается тема жесткости и насилия по отношению к детям в семье. Насилие может принимать физическую и психологическую формы физического насилия в семье проявляется в избиении ребенка, нанесение ему ожогов, испытании голодом и т.п. Имеются слухи развратных действий по отношению к детям и сексуального насилия. Психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблениями и запугиваниями.

Надо отметить, что жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. Жесткость создает основу для хронической психогенной травматизации, нередко вызывая повторные аффективные криминальные действия. Известны даже случаи убийства подростками своих жестоких родителей. В целом, следствием жесткого обращения с детьми бывает их асоциальное поведение в самостоятельной жизни

Все перечисленные факторы играют значительную роль в формировании и развитии семьи. Социальный работник должен устранять данные воздействия на семью. Необходимо тесное сотрудничество с такими семьями, и особенно с их детьми. Если специалист займется устранение этих факторов, то его деятельность будет давать результат. Существуют также формы и методы работы социального педагога.

sites.google.com

Семьи "группы риска" как особая категория семей (стр. 1 из 9)

Семья. Семья «группы риска». Факторы риска. Семейное неблагополучие. Формы и методы социальной работы с семьями» группы риска». Социальная защита и поддержка семьи.

В настоящее [время] понятие «семья группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Семья группы риска — это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых. В данной работе рассматриваются такие понятия, как: семья «группы риска»; факторы риска, воздействующие на семьи «группы риска»; основное содержание социальной работы с семьями «группы риска»; формы и методы социальной работы с семьями «группы риска»; опыт социальной работы с семьями «группы риска» в России и за рубежом.

1. Семьи «группы риска», как особая категория семей

1.1 Характеристика семей группы риска

1.2 Факторы риска, воздействующие на семьи «группы риска»

1.3 Воздействие семейного неблагополучия на детей

2. Организация социальной работы с семьями «группы риска"

2.1 Основное содержание социальной работы с семьями «группы риска»

2.2 Формы и методы социальной работы с семьями «группы риска»

2.3 Опыт социальной работы с семьями «группы риска» в России и за рубежом

3. Опытно-эксперементальная работа социального работника с семьей «группы риска»

3.1 Социальное положение семей «группы риска», проживающих в п. Уруша

3.2 Результат проведенного исследования с семьями «группы риска» в п. Уруша

3.3 Предложения по дальнейшему развитию работы с семьями «группы риска»

Семья-это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений. Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождение детей, рождённых вне брака, ежегодно около 1миллиона детей остаётся без одного из родителей, доля неполных семей достигает 15% по стране, растёт преступность и что особенно опасно, увеличивается число преступлений совершаемых подростками [10, c.15] Поэтому семья является важным объектом оказания помощи в современном обществе. При этом следует учитывать, что многие формы права, регулирующие отношения семьи и государства, пришли в противоречия, потому что не соответствуют современным потребностям семьи и общества. Большинство законов, затрагивающих вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют. Все это требует принятия неотложных мер по укреплению и развитию социального института семьи. С вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года «Об основных направлениях государственной семейной политики» проблемы семьи стали решаться более активно, помощь и поддержка семьи реализуется в значительно большем объеме, чем прежде [2, с.163].

В настоящее время сложилась такая жизненная ситуация, что свыше 40 миллионов неблагополучных семей и 38 миллионов детей из этих семей нуждается в эффективной реализации государственной семейной политике. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические, и так далее. Такие семьи принято называть – семьями «группы риска». У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе [19, с. 64].

Научная новизна дипломной работы состоит в анализе и обобщении теоретических и концептуальных основ социальной работы, а так же систематизации понятийо-категориального аппарата социальной работы с семьями «группы риска».

Результаты дипломной работы могут быть использованы в практической и научной деятельности специалистов по социальной работе общеобразовательных учреждений.

Объект исследования дипломной работы – семьи «группы риска

Предмет исследования – социальная работа по решению проблем семей «группы риска», в условиях общеобразовательного учреждения.

Цель дипломной работы — найти решение проблем семей «группы риска» в общеобразовательном учреждении МОУ СОШ п. Уруша.

1. Охарактеризовать семьи «группы риска».

2. Выявить причины возникновения семей «группы риска» в МОУ СОШ п. Уруша.

3. Рассмотреть формы и методы работы с такими семьями.

4. Ознакомится с организацией деятельности МОУ СОШ п. Уруш.

Методы исследования : обобщение, классификация и систематизация, анализ литературы, анализ документов, анкетирование, тестирование.

1. СЕМЬЯ «ГРУППЫ РИСКА», КАК ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ СЕМЕЙ

1.1 Характеристика семей «группы риска»

Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как необходимый компонент социальной структуры, выполняющий многие социальные функции, семья играет роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является также основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей [24, с. 476].

Семья – это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной [26, с.69].

Существенные изменения социально-политических, экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи. Семейное воспитание рассматривается или как первейшая обязанность родителей или понимается как всесторонне развитие самодеятельной творческой личности. В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье [32, с.64]

устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

жестокое обращение с детьми (побои);

побеги из дома, конфликты со сверстниками [29, с.56].

Семьи группы риска характеризуются:

1. Слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.

4. Высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков [1, с.123].

Подчас члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. Поэтому первым и необходимым этапом работы является развитие надежды. Для этого следует рассказать членам семьи несколько историй о семьях, жизнь которых была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует рассказать о шагах, которые предпринимали люди в этой семье, о том, какие были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный отклик, короткими, чтобы не утомить людей. В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу – сбор, анализ и систематизации подобных историй, составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам [15, с.12].

mirznanii.com

Факторы риска для здоровья детей первого года жизни в зависимости от типа семьи Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Сенюшкин Андрей Николаевич, Репецкая Марина Николаевна, Подлужная Мария Яковлевна

Цель. Определить факторы риска для здоровья детей первого года жизни в зависимости от типа семьи . Материалы и методы. Для выявления факторов риска , определяющих здоровье детей первого года жизни в зависимости от типа семьи , был изучен перинатальный анамнез 144 малышей из полных семей, 36 из неполных и 73 из многодетных. Работа проводилась на базах детских поликлиник Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская детская клиническая поликлиника № 1» Мотовилихинского района города Перми. Результаты. Анализ амбулаторных карт показал, что риск возникновения различной патологии чаще регистрировали у детей из неполных и многодетных семей. Нами были проанализированы сроки реализации факторов риска для здоровья детей первого года жизни в разных типах семей . В возрасте 1 месяца у детей первого года жизни из полных семей достоверно чаще происходит реализация факторов риска 1-й группы (риск повышенной заболеваемости ОРВИ, нарушения состояния здоровья в период социальной адаптации), факторов риска 3-й группы (риск возникновения рахита, анемии, дистрофии) и факторов риска 5-й группы (риск гнойно-септической и внутриутробной инфекции). У малышей из неполных семей с 3-месячного возраста реализуются факторы риска 2-й группы (риск развития патологии ЦНС), а в многодетных семьях велика возможность реализации факторов 4-й группы (риск врожденной и наследственной патологии). Выводы. При определении факторов риска здоровью детей первого года жизни необходимо учитывать тип семьи (полная, неполная, многодетная). Выявленные сроки реализации факторов риска здоровью детей должны являться основой для разработки индивидуальных профилактических мероприятий.

HEALTH RISK FACTORS FOR FIRST-YEAR OF LIFE INFANTS DEPENDING ON TYPE OF FAMILY

Aim. To determine the risk factors for health of infants of the first year of life depending on the type of their families. Materials and methods. So as to reveal the risk factors determining the health of the first-year of life infants depending on the type of their families, perinatal anamnesis of 144 infants from full families, 36 from incomplete families and 73 from multi-child families was studied. The work was conducted on the bases of City Children’s Clinical Polyclinic №1of Motovilikhinsky region of the city of Perm. Results. While studying the ambulatory health cards it was detected that risk for occurrence of different pathologies was more often registered in children from incomplete and multi-child families. At present there are 9 risk groups singled out. We analyzed the terms of realization of health risk factors for the first-year of life infants from different types of families. In one-month-old infants of the first year of life from full families, reliably more often the following risk factors are realized: 1 (high risk for ARVI, impaired health status during social adaptation), 3 (risk for rickets, anemia, dystrophy) and 5 (pyo-septic and fetal infections). Beginning from the age of 3 months, infants from incomplete families have risk factor 2 (risk for development of CNS pathology) and in multi-child families there is a great possibility for realization of risk factor 4 (risk for congenital and hereditary pathology). Conclusions. When determining the risk factors for first-year of life infants , it is necessary to take into account the type of a family (full, incomplete, multi-child). The revealed terms of risk factors realization in infants should be the basis for development of individual preventive measures.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Сенюшкин Андрей Николаевич, Репецкая Марина Николаевна, Подлужная Мария Яковлевна,

Текст научной работы на тему «Факторы риска для здоровья детей первого года жизни в зависимости от типа семьи»

ФАКТОРЫ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА СЕМЬИ

А. Н. Сенюшкин1*, М. Н. Репецкая2, М. Я. Подлужная2

'Городская детская клиническая поликлиника № 1, г. Пермь, 2Пермский государственный медицинский университет им. академика Е. А Вагнера, г. Пермь, Россия

HEALTH RISK FACTORS FOR FIRST-YEAR OF LIFE INFANTS DEPENDING ON TYPE OF FAMILY

A. N. Senyushkin1*, M. N. Repetskaya2, M. Ya. Podluzhnaya2

'City Children's Clinical Polyclinic №1, Perm,

2Perm State Medical University named after E.A. Wagner, Perm, Russian Federation

Цель. Определить факторы риска для здоровья детей первого года жизни в зависимости от типа семьи. Материалы и методы. Для выявления факторов риска, определяющих здоровье детей первого года жизни в зависимости от типа семьи, был изучен перинатальный анамнез 144 малышей из полных семей, 36 — из неполных и 73 — из многодетных. Работа проводилась на базах детских поликлиник Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская детская клиническая поликлиника № 1» Мотовилихинского района города Перми.

Результаты. Анализ амбулаторных карт показал, что риск возникновения различной патологии чаще регистрировали у детей из неполных и многодетных семей. Нами были проанализированы сроки реализации факторов риска для здоровья детей первого года жизни в разных типах семей. В возрасте 1 месяца у детей первого года жизни из полных семей достоверно чаще происходит реализация факторов риска 1-й группы (риск повышенной заболеваемости ОРВИ, нарушения состояния здоровья в период социальной адаптации), факторов риска 3-й группы (риск возникновения рахита, анемии, дистрофии) и факторов риска 5-й группы (риск гнойно-септической и внутриутробной инфекции). У малышей из неполных семей с 3-месячного возраста реализуются факторы риска 2-й группы (риск развития патологии ЦНС), а в многодетных семьях велика возможность реализации факторов 4-й группы (риск врожденной и наследственной патологии).

Выводы. При определении факторов риска здоровью детей первого года жизни необходимо учитывать тип семьи (полная, неполная, многодетная). Выявленные сроки реализации факторов риска здоровью детей должны являться основой для разработки индивидуальных профилактических мероприятий. Ключевые слова. Факторы риска, дети первого года жизни, тип семьи.

© Сенюшкин А. Н., Репецкая М. Н., Подлужная М. Я., 2015 e-mail: permgdkp1@yandex.ru тел. 8 (342) 60 69 01

[Сенюшкин А. Н. (*контактное лицо) — главный врач; Репецкая М. Н. — доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой детских болезней лечебного факультета; Подлужная М. Я. — доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФДПО].

Aim. To determine the risk factors for health of infants of the first year of life depending on the type of their families.

Materials and methods. So as to reveal the risk factors determining the health of the first-year of life infants depending on the type of their families, perinatal anamnesis of 144 infants from full families, 36 -from incomplete families and 73 — from multi-child families was studied. The work was conducted on the bases of City Children's Clinical Polyclinic №1of Motovilikhinsky region of the city of Perm. Results. While studying the ambulatory health cards it was detected that risk for occurrence of different pathologies was more often registered in children from incomplete and multi-child families. At present there are 9 risk groups singled out. We analyzed the terms of realization of health risk factors for the first-year of life infants from different types of families. In one-month-old infants of the first year of life from full families, reliably more often the following risk factors are realized: 1 (high risk for ARVI, impaired health status during social adaptation), 3 (risk for rickets, anemia, dystrophy) and 5 (pyo-septic and fetal infections). Beginning from the age of 3 months, infants from incomplete families have risk factor 2 (risk for development of CNS pathology) and in multi-child families there is a great possibility for realization of risk factor 4 (risk for congenital and hereditary pathology).

Conclusions. When determining the risk factors for first-year of life infants, it is necessary to take into account the type of a family (full, incomplete, multi-child). The revealed terms of risk factors realization in infants should be the basis for development of individual preventive measures. Key words. Risk factors, first-year of life infants, type of family.

Основным направлением в деятельности участкового врача-педиатра является профилактическая работа с детьми первого года жизни [1]. С этой целью осуществляется регулярное наблюдение за ребенком с анализом всей информации, полученной педиатром медицинского учреждения. Для предупреждения формирования хронических заболеваний необходимо учитывать не только роль наследственных факторов, но и биологические, социальные и медицинские воздействия, получившие название факторов риска. Определение факторов риска для здоровья ребенка проводится участковым педиатром при поступлении новорожденного под его наблюдение. В настоящее время выделяют 9 групп риска [3]:

1. Группа с риском повышенной заболеваемости ОРВИ, нарушением состояния здоровья в период социальной адаптации.

2. Группа с риском развития патологии

3. Группа с риском возникновения рахита, анемии, дистрофии.

4. Группа с риском врожденной и наследственной патологии.

5. Группа с риском появления гнойно-септической и внутриутробной инфекции.

6. Группа риска по аллергическим заболеваниям.

7. Группа риска из социально неблагополучных семей.

8. Группа риска по тугоухости.

9. Группа риска по ВИЧ-инфекции.

Группы риска определяются по специальной поисковой таблице [2], в которой оценивают наличие экстрагенитальной патологии матери, акушерский анамнез, течение данной беременности и родов, а также раннего антенатального периода, социальный анамнез. Неполная семья расценивается как фактор социального риска. Считается, что многодетная семья как фактор не влияет на здоровье детей первого года жизни.

После определения группы риска врач должен составить план наблюдения ребенка на первом году жизни, включающий лабораторные исследования, консультации специалистов, необходимые профилактические мероприятия.

К сожалению, тип семьи не всегда учитывается как фактор риска в практической деятельности врача-педиатра.

Цель исследования — определение факторов риска для здоровья детей первого года жизни в зависимости от типа семьи.

Материалы и методы

Для выявления факторов риска, определяющих здоровье детей первого года жизни в зависимости от типа семьи, был изучен перинатальный анамнез 144 малышей из полных семей, 36 — из неполных и 73 — из многодетных. Работа проводилась на базах детских поликлиник Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская детская клиническая поликлиника № 1» Мотовилихинского района города Перми в 2012-2014 гг.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнительная характеристика детей первого года жизни из разных типов семей показала, что акушерский анамнез чаще был отягощен у матерей из многодетных семей (р < 0,001). Патологическое течение данной беременности отмечалось в большинстве

случаев у матерей из неполных и многодетных семей (р < 0,01-0,001). Осложнения в родах со стороны плода встречались в основном в неполных семьях в сравнении с многодетными (р < 0,05).

Генеалогический анамнез характеризовался низким коэффициентом отягощенно-сти, умеренный коэффициент в большей мере встречался в полных семьях в сравнении с многодетными (р < 0,05) без выраженной направленности генетического риска. Социальный анамнез чаще был отягощен в неполных семьях (р < 0,001-0,01).

Период адаптации в родильном отделении у новорожденных из полных семей, как правило, протекал без патологии (р < 0,01-0,05), незначительные отклонения отмечены у малышей из многодетных семей (р < 0,01). По-видимому, с этим связано более частое отсутствие вакцинации БЦЖ в роддоме у новорожденных из многодетных в сравнении с детьми из полных семей (р < 0,05).

При выписке из роддома у всех новорожденных определяли группы возможного риска здоровью (рисунок).

Рис. Распределение детей из разных типов семей при выписке из роддома по группам риска

Первую группу (риск повышенной заболеваемости ОРВИ, нарушения состояния здоровья в период социальной адаптации) ставили в большинстве случаев новорожденным из неполных и многодетных семей в сравнении с полными (р < 0,01). Четвертая группа (риск возникновения врожденной и наследственной патологии) чаще встречалась в многодетных семьях, чем у малышей из полных семей (р < 0,05). Риск появления гнойно-септической и внутриутробной инфекции (5-я группа) также чаще встречался в многодетных семьях (р < 0,05). Новорожденным из неполных и многодетных семей ставили в основном 6-ю группу (риск по аллергическим заболеваниям) (р < 0,01) по сравнению с малышами из полных семей. Группа риска «социально неблагополучная семья» (7-я группа) чаще отмечалась в неполных семьях (р < 0,05). Восьмую группу (риск по тугоухости) более часто ставили новорожденным из полных семей в сравнении с многодетными (р < 0,05). Девятая группа (риск ВИЧ-инфекции) отмечена лишь у новорожденных из неполных (2,8 ± ± 2,75 %) и многодетных семей (4,1 ± 2,32 %). Таким образом, риск возникновения различной патологии регистрировали преимущественно у детей из неполных и многодетных семей. Лишь по второй (риск развития патологии ЦНС) и третьей (риск возникновения рахита, анемии, дистрофии) группам риска не было существенных различий.

На следующем этапе работы были проанализированы сроки реализации факторов риска для здоровья детей первого года жизни в разных типах семей. В возрасте 1 месяца первая группа риска (повышенная заболеваемость ОРВИ) чаще встречалась у детей из полных семей (27,8 ± 3,73 %) в сравнении с неполными (8,3 ± 4,6 %) и многодетными (11,0 ± ± 3,66 %) (р < 0,001-0,01). Подтверждением данного фактора риска служит высокая заболеваемость детей из полных семей на первом месяце жизни (71,5 %). Кроме этого, отмечена

реализация риска повышенной заболеваемости у этой группы детей в возрасте 12 месяцев (34,9 ± 6,01 против 16,0 ± 7,33 % у детей из неполных семей, р < 0,05).

Реализация риска развития патологии ЦНС (2-я группа) в большей степени происходила в возрасте 3 месяцев, чаще у детей из неполных, чем из полных семей (р < 0,05). В шестимесячном возрасте риск возникновения данной патологии также чаще реализовался у малышей в неполных (р < 0,05) и многодетных (р < 0,05) семьях в сравнении с детьми из полных семей. Подобная тенденция сохранялась и у девятимесячных малышей (59,4 ± 8,68 % в неполных семьях против 29,9 ± 6,06 % в полных, р < 0,01).

В третью группу входят дети с риском возникновения рахита, анемии, дистрофии. Данный риск развития патологии реализовался у детей из полных семей уже в возрасте 1 месяца (р < 0,01-0,001 в сравнении с неполными и многодетными семьями). В течение года существенных различий в реализации этого фактора риска у детей из разных типов семей не выявлено. Однако в возрасте 1 года отмечен второй пик нарастания трофических расстройств у детей в полных семьях (р < 0,05-0,001 в сравнении с неполными и многодетными).

В родильном доме риск врожденной и наследственной патологии чаще определяли у новорожденных из многодетных семей (р < 0,05). Реализация этого риска произошла в многодетных семьях у детей в 6-месячном возрасте (р < 0,01 в сравнении с детьми из полных семей).

При рождении риск возникновения гнойно-септической и внутриутробной инфекции в основном регистрировали у новорожденных из многодетных семей (р < 0,05). Однако в возрасте 1 месяца этот риск реализовался у малышей из полных семей (18,8 ± 3,26 против 5,5 ± 2,67 % в многодетных семьях, р < 0,01). Данная

Пермский медицинский журнал

2015 том XXXII № 5

тенденция сохранялась у детей в 3-месячном возрасте (р < 0,01 в полных семьях в сравнении с многодетными).

Развитие аллергической патологии при выписке из родильного дома чаще отмечали у новорожденных из неполных и многодетных семей (р < 0,01). В течение первого года жизни существенных различий в сроках реализации данного риска у детей из разных типов семей не выявлено.

Социальный риск при выписке из родильного дома в большинстве случаев отмечался у новорожденных из неполных семей (р < 0,05). В дальнейшем значительных различий в сроках появления данного риска в разных типах семей не отмечалось.

В группу риска по тугоухости при выписке из роддома чаще входили новорожденные из полных семей (р < 0,05). Проявление данного риска у этих детей произошло в возрасте 1 месяц (р < 0,05-0,001 в сравнении с детьми из неполных и многодетных семей), сохранялось у 3-месячных малышей (р < 0,05-0,01 соответственно), в возрасте 6 и 12 месяцев (р < 0,01 в сравнении с детьми из многодетных семей).

В группу риска по ВИЧ-инфекции входили по 1-2 ребенка из каждого типа семьи, существенных различий в сроках реализации данного риска не отмечено.

Таким образом, в процессе исследования установлено, что у детей первого года жизни, воспитывающихся в разных типах семей, выявляются характерные риски возникновения различных заболеваний, которые определяют лечебно-диагностическую и профилактическую тактику действий врача-педиатра при наблюдении за данной категорией детей.

1. При выписке из родильного дома различные риски здоровью новорожденных чаще определяются у малышей из неполных и многодетных семей.

2. Реализация факторов риска появления повышенной заболеваемости ОРВИ, трофических расстройств, гнойно-септической и внутриутробной инфекции в большинстве случаев происходит у детей первого года жизни, воспитывающихся в полных семьях.

3. У малышей из неполных семей с 3-месячного возраста возникает риск развития патологии ЦНС, а в многодетных семьях велика возможность реализации риска врожденной и наследственной патологии.

1. Доскин В. А Амбулаторно-поликлини-ческая педиатрия. М.: Медицинское информационное агентство 2015; 504.

2. Красавина Н. А., Корюкина И. П., Ма-мунц М. А. Профилактическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие. Пермь: ГОУ ВПО ПГМА им. ак. ЕА Вагнера Росздрава 2008; 224.

3. Суринов В. А, Егорова А. И., Гаче-гов М. А, Гачегова Е. П. Диспансеризация здорового ребенка и новорожденных группы риска на педиатрическом участке. Пермь 1994; 77.

cyberleninka.ru