Духовно нравственное воспитание дошкольников родительское собрание

Родительское собрание по теме: "Современные проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка в семье"

«Любя своих детей, учите их любить Вас, не научите –

будете плакать на старости лет — вот, по-моему, одна

из самых мудрых истин материнства и отцовства».

Задачи: обсудить с родителями роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей; способствовать формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности.

Форма проведения: круглый стол.

Уважаемые родители, когда я готовилась к сегодняшнему собранию, то мне вспомнилась притча о Путнике Вечности, которую мне рассказала моя первая учительница. Я хочу вам ее рассказать.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

Не он… И этот не он… И тот не он… — говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

Где же обещанный Путник Вечности?

А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

— Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

— Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

— Ведь именно ему жить в будущем.

И от нас с вами зависит, каким он будет и какую жизнь он проживет. Представьте себе, что это ваш ребенок (модель ребенка). Каким вы хотите его видеть? Какими чертами характера он должен, по- вашему, обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?

У вас на столах лежат сердечки, на которых написаны черты характера. Выберите то качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка (выбирают сердечки и передают учителю).

Перечислить качества, которые прикрепила на доске (- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…)

— Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

К сожалению, не все дети обладают такими чертами характера и духовно-нравственными ценностями.

Давайте посмотрим на экран (фильм)

Недавно я стала свидетельницей такой же ситуации, которая произошла с участием наших детей, подобных примеров можно привести много.

Почему это происходит? Кто виноват?

Конечно же, мы с вами, взрослые являемся примером для подражания. Дети повторяют все ошибки, когда-то допущенные нами.

Пусть каждый из вас вспомнит и запишет 3 ошибки в воспитании, которые он когда — либо совершал. (мало внимания уделяется детям, излишняя опека, проявляем грубость — крик, равнодушие к действиям и т.д.)

Современные педагоги выделяют следующие ошибки родителей в воспитании:

Непонимание позиции ребенка.

Проявление равнодушия к проблемам детей.

Навязывают свое мнение.

Кричат, читают нотации.

Вашему вниманию предлагаются результаты анкетирования учащихся «идеальные родители»

Понимают своих детей (78%);

Любят своих детей (60 %);

Помогают решать проблемы (23 %);

Не кричат на своих детей (60 %);

Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей (82%);

Не читают нотации (20 %);

А теперь давайте посмотрим, совпадает ли ваше мнение с мнением детей.

Тест. Вашему вниманию предлагаются фразы, которые мы часто говорим своим детям. За каждую выбранную фразу поставьте себе один балл.

1. Сколько раз тебе повторять!

2. И в кого ты такой уродился?

3. Я в твое время!

4. Какая ты у меня умница!

5. А как ты считаешь?

6. Ты моя опора и помощник!

7. Все дети как дети, а ты.

Если вы набрали:

2-3 балла – вы живете с ребенком душа в душу.

4-5 баллов – свидетельствуют о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком.

— Дорогие родители, сегодня мы выяснили, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, нравственно зрелую личность, ребятам необходим родительский пример. Им нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью.

Я подготовила для Вас несколько советов, которые помогут вам в этом нелегком деле.

(Фильм с советами)

Мы увидели, что воспитание может быть плодотворным только тогда, когда оно озарено любовью родителей. Вашу любовь можно сравнить с теплом солнечных лучей.

У вас на столах лежат лучики солнца, запишите на них ответ на вопрос: Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь? (часто обнимаю, улыбка, доброта, похвала, )

Посмотрите, какая красивая картина получилась — идеальный ребенок согретый любовью родителей. Это и есть мечта каждой семьи, каждого родителя…

Однако в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает.

Поможет в решении проблем в воспитании нравственной личности памятка «Заповеди родителям»:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Признавайте свои ошибки, просите прошения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других.

3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?

4. Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

Автор: Черенкова Александра Петровна

pedportal.net

Сайт для воспитателей детских садов

Родительское собрание

«Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Характер и нравственное поведение ребёнка –

это слепок с характера родителей,

он развивается в ответ на их характер

на родительском собрании определяются следующие группы:

  • Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;
  • Призвать к самостоятельному педагогическому творчеству;
  • Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей.
  • Включить тихую мелодию;
  • Детские работы, фотографии;
  • Таблички с обозначением групп;
  • Варианты ситуаций;
  • Карточки с вопросами;
  • Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня вы станете участниками деловой игры.

    Мы рады встречи с вами. Сегодня побеседуем на тему, которая интересует нас всех: и вас, уважаемые родители и нас, воспитателей и наших с вами детей — что такое семья, счастье, домашний очаг.

    Основные наши условия – это создание непринужденной обстановки, которая поможет оперативному поиску новых идей и решений. Это позволит нам лучше узнать друг друга, поспорить, подумать, принять решения.

    Итак, правила игры:

    Внутри группы должен высказаться каждый, но помните: «краткость – сестра таланта», аргументы обязательны, идеи разрешается дополнять и развивать.

    Все участники должны быть доброжелательными и доверительными друг к другу

    Психологическая разминка «УЛЫБКА»

    У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей — улыбка — подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.

    В.А. Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке.

    Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.

    Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи

    во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

    «Правила родительской гармонии».

    (Каждой группе раздаются листы с вопросами, которые помогут в формировании идеи).

    1. В проявлении, каких родительских чувств нуждается ребенок?

    2. Нужно ли устанавливать равенство позиций ребенка и взрослого?

    3. На чем необходимо строить контакт с ребенком?

    4. Всегда ли ребенок должен походить на родителей?

    5. Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных отношений?

    Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

    СМИ, телевидение — 30%

    Детский сад — 10%

    Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье.

    Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он не один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.

    «Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности»

    Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.

    Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща. Подумайте:

    1) Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?

    2) Как учитываются возрастные особенности ребенка?

    3) Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?

    Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.

    Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (как наши дети здороваются)

    ответы родителей в микро группах

    Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации — такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

    Нравственные потребности начинаются

    1. с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять

    затруднительное положение или состояние другого.

    Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость — это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

    2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей — нравственная установка , которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы ». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.

    является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем

    Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?

    Рассмотрим некоторые законы семейной жизни

    Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

    ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

    Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

    ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

    Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

    ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

    Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

    Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание , так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

    ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

    Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

    В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

    ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

    ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

    Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.

    1. Ребенка постоянно критикуют, он учится . (ненавидеть).

    2. Ребенок живет во вражде, он учится. (быть агрессивным).

    3. Ребенок живет в упреках, он учится. (жить с чувством вины).

    4. Ребенок растет в терпимости, он учится. (понимать других).

    5. Ребенка хвалят, он учится . (быть благородным).

    6. Ребенок растет в честности, он учится . (быть справедливым).

    7. Ребенок растет в безопасности, он учится . (верить в людей).

    8. Ребенка поддерживают, он учится . (ценить себя).

    9. Ребенка высмеивают, он учится . (быть замкнутым).

    10. Живет в понимании и дружбе, он учится . (находить любовь в мире).

    Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убеж­денного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом до­брый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

    Практическое задание родителям

    Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.

    А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

    Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

    Вспомним русскую народную сказку: «Очень показательна сказка «Репка», которая символизирует крепкую связь разных поколений. Сама репка – это то огромное количество важных знаний, которое накоплено в течение многих лет разными представителями одного большого семейства. Основной смысл этой сказки – преемственность поколений, предложение жить полной дружной семьей, потому что одному человеку ну никак не осилить весь огромный родовой опыт.

    В сказках – кладезь мудрости воспитания. Сказка «Колобок» – о трудном ребенке.

    Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нем заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины.

    «В лучах родительского солнца»

    В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите по очереди, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю.

    с признаниями в любви.

    Организовать выставку рисунков родителей «познакомьтесь – это я!» (рисование родителями своих детей).

    Благодарю всех за работу! И в заключении небольшое четверостишие:

    dohcolonoc.ru

    Духовно нравственное воспитание дошкольников родительское собрание

    Чаркова Людмила Юрьевна

    для родителей детей, посещающих отделение дневного пребывания

    Дата проведения: 28 ноября 2014 года

    Место проведения: конференц-зал

    1. Вступление по теме собрания
    2. Сообщение по теме «Нравственное воспитание детей в семье»
    3. Тестирование родителей «Мой стиль воспитания ребенка в семье»
    4. Подведение итога собрания. Раздача тематических памяток и буклетов.

    Цель: вовлечь родителей в осмысление нравственных ценностей. Применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.

    Подготовка: 1. Тестирование родителей на тему «Мой стиль воспитания ребенка в семье».

    2. Изготовить карточки с характеризующими качествами нравственного человека.

    3. Заранее подготовить и раздать родителям памятки “Основы нравственных отношений в семье”, «Памятка родителям от детей»

    Уважаемые родители, сегодня на нашем собрании, мы обсудим вопросы нравственного воспитания детей в семье. Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

    «Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение» Эрих Фром.

    «Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души – невозможно» Монтень

    «Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй» Вильгельм Гумбольт.

    Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

    Нравственное воспитание это процесс целенаправленного формирования моральных черт личности, навыков и привычек поведения, которые выступают в роли регуляторов взаимоотношений людей в общественной и личной жизни.

    1 задача: Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям – взрослым и сверстникам, побуждать к проявлению положительного отношения к окружающим (любви к родителям, привязанности к воспитателю, сверстникам).

    Пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев детских сказок и др. (пожалеть, утешить, приласкать, сказать ласковое слово).

    2 задача: Приучать к выполнению элементарных правил культурного поведения в обществе (по показу и побуждению старших). Пользоваться вежливыми словами: «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «Спокойной ночи»; выражать просьбы спокойным тоном. Воспитывать положительное отношение к усвоению культурно-гигиенических навыков, развивать самостоятельность в самообслуживании.

    Сегодня, мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьёй и в семье.

    Говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего детства. (Раздать карточки с качествами, сделать выборку качеств, характеризующих нравственно воспитанного человека).

    Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье С.И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке. Понятие «добрый человек» — очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, к пожилым, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие. Это всё – понятия нравственности. Педагог М.Климова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

    Примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить и деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

    Сочувствие это одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности, а человеческие чувства помогают человеку, большому и маленькому, двигаться к поставленной цели.

    «Настоящим человеком становится только тот, — писал В.А. Сухомлинский, — у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки. Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, — вот одно из золотых правил воспитания подростков».

    Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

    Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

    Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.

    Во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.

    В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

    В-четвёртых, они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.

    В заключении, я хотела бы рассказать ещё одну историю. Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что — то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их себе в сумку. Детям было любопытно посмотреть, что кладёт старушка в сумку, но родители велели им держаться от неё подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на её приветствие. Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги…

    Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни! Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души. Давайте сегодня задумаемся о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца.

    2016.vospitately.ru

    Родительское собрание на тему: «Нравственное воспитание в семье»

    « Нравственное воспитание в семье »

    «Привязанность к семье и дому создается не нарочно,

    не лекциями и наставлениями,

    а прежде всего той атмосферой,которая царит в семье»

    Цель: обсудить с родителями основные правила и законы нравственного воспитания ребенка в семье.

    I. Вступительное слово учителя о Д.С.Лихачеве.

    II. Нравственное воспитание в семье.

    III. Работа с ситуациями.

    IV. Семейный плакат

    V. Работа с памяткой «Дети учатся жить»

    VI. Подведение итогов.

    Готовясь к собранию, классный руководитель предлагает детям нарисовать плакат «Семья глазами детей», готовит раздаточный материал «10 семейных заповедей», «Законы нравственного воспитания в семье» и памятку «Дети учатся жить. »

    Тема сегодняшнего собрания неразрывно связана с нравственным воспитанием в семье.

    Итак, нравственный человек, кто это?

    Наше общество нуждается в ярком нравственном примере — примере ответственного отношения к своему делу, своей жизни, судьбам Родины.

    Важную роль в определении личностью ценностных ориентиров может сыграть «прикосновение к иной судьбе», т.е. рассказ о людях, достойно прошедших свой жизненный путь, размышления авторов, вызывающих доверие, о смысле жизни, о добре и зле, об отношениях между людьми. Одним из таких людей являлся Д.С.Лихачев.

    Указом президента Р.Ф. В.В. Путина «О праздновании 100-летия со Дня рождения академика Д.С. Лихачева» 2006 год объявлен Годом гуманитарных наук, культуры и образования — Годом академика Д.С. Лихачева.

    Жизнь Лихачева — это история России. Личность Д.С.Лихачева сегодня стала не только научным, но и моральным примером человека и гражданина.

    Эрудиция Д.С.Лихачева, его педагогический талант и опыт, умение говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в тоже время, образно, ярко, делает его работы не просто книгами, но значительными явлениями всей нашей культурной жизни.

    Труды академика Д.С. Лихачева по русскому летописанию и по проблемам истории и теории русской литературы и культуры стали всемирно признанной классической филологической науки. Он автор более 500 научных работ и 600 публикаций по самому широкому кругу проблем: патриотическое и эстетическое воспитание молодежи, изучение литературы, охрана памятников культуры, музейного дела и т.д. Он писал о Родине, Величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном воспитании подрастающего поколения.

    Духовно-нравственное воспитание молодого поколения на идеях академика Д.С.Лихачева, сейчас, как никогда актуально.

    Нравственным проблемам посвящены его книги: «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном», «Я вспоминаю».

    Им сформулированы 9 заповедей, которые заслуживают того, чтобы их напомнить:

    1. Не прибегать к убийству.

    2. Не начинать войну.

    3. Не считать свой народ врагом других народов.

    5. Не присваивать себе плодов труда своего ближнего.

    6. Стремиться лишь к правде в науке и не использовать ее во вред кому бы то ни было или в целях собственного обогащения.

    7. Уважать идеи и чувства других людей.

    8. Уважать своих родителей и предков.

    9. Сохранять и уважать их культурное наследие.

    Глубина и значение этих мыслей находят практическое подтверждение в современных условиях.

    II. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

    История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.

    Проблема нравственного воспитания и сегодня остаётся очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл.

    Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья — ребёнок — общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети. Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

    Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

    Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    Сущность нравственного воспитания

    Воспитание — навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

    Нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности — не будет ничего, никакого воспитания.

    Что же представляет собой нравственное воспитание?

    Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в

    семье. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании

    основную, долговременную и важнейшую роль.

    Итак, семья — ребёнок — нравственность — вот цепочка, интересующая нас.

    Чувства — движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.

    Чувства — источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.

    Чувства — источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.

    Чувства — действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман».

    «Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания — понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

    Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

    Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации -такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

    Нравственные потребности начинаются

    1. с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять

    затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость — это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

    2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей — нравственная

    установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а

    приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с

    того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок

    всегда будет стремиться к добру.

    3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей

    является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем

    Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

    Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

    III. СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

    Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

    ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

    СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

    ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

    СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

    ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

    СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

    ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

    СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

    ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

    ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.

    Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие.

    Воспитать развитые нравственные потребности — главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

    1) Родители должны осознавать важность этой задачи.

    2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование

    продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего

    ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с

    анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

    3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

    Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

    Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

    Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего — Родины».

    Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

    У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

    Цель и мотив воспитания ребёнка — это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

    Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

    Нравственность ребёнка — это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

    Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

    infourok.ru

    Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей

    Интерес к воспитанию духовно-нравственной личности не угасал никогда. Но в начале 21 века, когда социально-экономические отношения вышли на первый план, изменилось и отношение к морально-ценностным нормам и поведению человека в обществе.

    Самая большая опасность, которая подстерегает в современном мире – деградация человека, как личности.

    Совместное родительское собрание с детьми — эффективный воспитательный метод

    Особенности нравственного воспитания

    В духовно-нравственном воспитании стали проявляться отрицательные черты: компьютеры и необдуманные просмотр телевизора вытолкнули на второй план книги, живое общение заменили виртуальные смс.

    Материальная сторона жизни стала доминировать над духовной, поэтому у детей исказилось представление о доброте, милосердие, сострадание и патриотизме.

    Что такое духовно-нравственное воспитание — составляющие

    Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие воспитатель-родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями.

    Семьи и детский сад – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности.

    Нравственные основы — цель духовно-нравственного воспитания

    Семья – залог нравственного воспитания

    Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей.

    Семейные ценности — основа духовно-нравственного воспитания

    К новым, современным традициям можно отнести семейный субботний вечер, совместный поход на каток, в кино. Отличным решением будет выбрать семейный праздник, который будет, значимым именно для данной семьи. Это может быть Новый год, день рожденье или 8 марта.

    Совет: необходимо как можно больше уделять времени для общения со своим ребенком. Читать ему книги, смотреть вместе мультфильм, интересоваться его жизнью и увлечениями.

    Кадры из добрых мультфильмов

    При просмотре мультфильмов, лучше отдавать предпочтение добрым советским мультфильмам, а не современным американским. “Влияние современных мультфильмов на развитие и воспитание детей” – станет отличной темой для следующего родительского собрания или консультации.

    Задачи, формы и цели духовно-нравственного воспитания в семье

    Задачи, которые должны ставить перед собой родители, просты:

    • научить детей отличать добро и зло, учить творить добро и быть милосердными;
    • формировать чувство уважения, любви к своей Родине;
    • ориентировать на нравственное воспитание дошкольников в семье, путем ознакомления с традиционными устоями семьи.
    • Суть духовно-нравственного воспитания в семье

      Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию в семье:

    • родительские собрания на духовно-нравственную тематику;
    • вечера-дискуссии;
    • открытые показательные выступления педагогов;
    • завлечение родителей для совместной деятельности: проведение выставок, конкурсов, театральных постановок;
    • индивидуальные консультативные встречи со специалистами: психолог, педагог и воспитатель;
    • совместные с детьми экскурсии;
    • активное участие родителей в жизни детского сада или школы (помощь в благоустройстве участка, в мелком ремонте, совместная подготовка праздников)
    • общий с родителя досуг.
    • При совместном с родителями духовно-патриотическом воспитании необходимо перед собой ставить следующие цели: формирование у детей положительного отношения к людям и окружающему его миру; знакомство с умением проявлять сострадание к людям; учить нести ответственность за свои поступки.

      Работа с родителями — совместные занятия

      Образовательное учреждение, как средство духовно-нравственного воспитания

      Прежде чем начать воспитательную работу с родителями по нравственному воспитанию детей, необходимо провести диагностические мероприятия. Выявить проблемные зоны, темы интересующие родителей больше всего. Чаще родители интересуются сенситивными периодами, кризисными скачками в развитии и готовностью дошкольника к школе.

      Формы работы по духовно-нравственному воспитанию

      На занятиях по социализации уместным будет познакомить детей с профессиями своих родственников. Формировать у них добросовестное отношение к любому делу.

      Отличным праздником, где напрямую будут взаимодействовать дети, и родители станут: спортивно-развлекательный праздник 23 февраля и праздник Мам к 8 марта.

      Утренники для младших школьников — один из методов воспитания

      Важно: родителям детей старшего дошкольного возраста (6 лет) следует помнить, что уровень развития познавательной и эмоционально-волевой сферы остается все еще на уровне младшего дошкольника, где основной вид деятельности — все еще игра. Постарайтесь доносить серьезные вещи в игровой форме.

      Взаимосвязь нравственного и патриотического воспитания

      Духовно-нравственное воспитание тесно переплетается с патриотическим воспитанием, ведь любовь к своему дому, городу, Родине влечет уважение и любовь к своей семье. В настоящее время все больше семей стараются привлекать детей к ознакомлению с историей своего края и человечества в целом. Правильным решением станет совместный просмотр фото книг, кинолент, посещение этнических музеев, галерей, тематических празднований. К тематическому гулянию можно отнести празднование Масленицы. Именно оно позволяет наглядно и практически познакомится с традициями и обычаями своего народа.

      Патриотическое воспитание — одна из главных составляющих духовно-нравственного развития

      Детям свойственно совершать необдуманные, эмоционально окрашенные поступки.

      Но на их фоне, все равно, можно просмотреть положительную динамику в нравственном воспитании. Дети уже могут давать оценку своим поступкам и реакциям, научились видеть поступки других людей, отличать хорошие и плохие дела, сформировался навык проявления милосердия, отзывчивости.

      Воспитание любви к родине — актуальность опыта

      Воспитание духовно-нравственных представлений — дело не одного дня и даже не месяца.

      Это повседневная работа родителей и педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и родному краю.

      detki.guru