Древний египет воспитание детей

Древний египет воспитание детей

Образование и воспитание в Древнем Египте. Дома жизни.

Образование и воспитание детей в Древнем Египте формировалось на протяжении нескольких тысячелетий. Описать подробно, как проходил процесс обучения в древности не представляется возможным из-за скупости сведений, которые мы имеем о древнеегипетских цивилизациях.

Простой люд грамоте, как правило, не обучался, да и ни к чему ему она была. Дети ремесленников, хлебопашцев, слуг обучались ремеслу у своих родителей и наставников в мастерских.

Но к обучению людей, которым предстояло заниматься управлением государства, заниматься архитектурой, строительством, врачеванием в Древнем Египте относились весьма серьезно. В конце второго тысячелетия до н. э. Египет стал бюрократическим государством, в котором все и вся подвергалось учету. Армия чиновников считала полученный урожай в хозяйствах, перераспределяла его, создавала законы и доводила до сведения людей приказы фараона, вела судебные тяжбы и оформляла брачные контракты.

Дети в египетской семье были в радость, особенно мальчики, которым предстояло стать наследниками. Наследники наследовали как имущество, так и должности своих родителей. Сохранились сведения, что будущий фараон Парамсес (Рамсес 1) за свою жизнь удостоился множества титулов: гражданских, жреческих, военных. В зрелом возрасте, когда он был возвышен фараоном и стал правителем всех рабов, большинство своих прежних титулов он передал своему сыну Сети.

Фараоны раздавали должности и титулы своим приближенным за заслуги перед государством. Эти должности и титулы были гарантированы государством им на всю жизнь, и не только, — они оставались в семье навсегда, то есть переходили по наследству. Если ты хочешь завещать свое место сыну, то должен уведомить об этом государственные органы. В то же время государство карало тех, кто вел себя недостойно. На одной гробнице существует надпись, что за недостойное поведение человек будет наказан. Надпись гласит: “Тебя не будет. Твой сын не будет на месте твоем” Существовали законы, по которым строптивый чиновник лишался должности, при этом одновременно его дети лишались всех привилегий и становились слугами.

Вот собственно те побудительные мотивы, в практическом плане, которыми руководствовалась основная часть населения Египта в древние времена. Кроме этого в своей жизнедеятельности египтяне руководствовались и установленными моральными принципами общежития. Существовали нравоучительные тексты, которые должен был знать каждый египтянин. Отступить от установленных моральных норм — это значит обеспечить себе жалкое существование в загробном мире. Все египтяне были верующими людьми и верили в загробную жизнь, которая для достойных людей будет достойной. Достойными людьми считались в Египте люди, строго выполняющие все божественные предписания наместника бога на земле – фараона. Вокруг фараона – его личности кипела жизнь в Древнем Египте. Проживая свою земную жизнь, фараон готовился к другой своей главной жизни – жизни, после смерти. О достойной загробной жизни вместе с фараоном мечтали все его подчиненные и, по мере возможности, для перехода в иной мир старались подготовить себе усыпальницы. Для создания усыпальниц для фараона и вельмож с их сложными мифологическими композициями, а также дворцовых комплексов, необходимы были обширные знания.

Судьба чиновника всецело была в руках непосредственного начальника, и, одновременно, судьба всех была в руках фараона. Не выполнивший свою задачу чиновник мог в одночасье лишиться всего, поэтому он был заинтересован, чтобы его подчиненные рьяно и квалифицированно выполняли свою работу, так как его жизнь всецело зависела от хорошей работы его подчиненных. Поэтому он принимал на должности детей своих подчиненных после того, как убеждался, что те обладают необходимыми знаниями. Существовала минимальная ступень для ответственного работника, с которой он начинал свою карьеру. Это был гарант государства, что дети чиновников будут иметь кусок хлеба. Далее продвижение молодого чиновника по служебной лестнице зависело от знаний и способностей.

Школы находились при храмах. И родители приводили детей с малолетства, когда они решали, что ребенок созрел для обучения. Сохранились сведения, что некий чиновник привел своего малыша в школу, когда ему исполнилось пять лет.

С рождения дети египтян бегали голышом. Мальчики носили ожерелье на шее, девочки – гребень в волосах и поясок. Мальчику перед школой давали набедренную повязку. Повзрослевшие девочки одевали платьица. Но девочки, вероятно, никогда не посещали школу – они довольствовались домашним обучением. Мальчики же учились порядка 12 лет.

Ребенок, прежде всего, учился читать, писать и считать. Папирус был слишком дорог, чтобы давать школьникам, поэтому практиковались дети на полированных пластинках известняка, разграфленного в линейку или в клетку. Затем повзрослевшему ученику доверяли чистый папирус, на котором он кисточкой красными и черными чернилами переписывал из “учебника” какие-либо религиозные тексты. Заглавие и начальные строчки текста писали красными чернилами, остальной текс — черными. Каждый писец обучался и рисованию, поэтому он рисовал и рисунки на папирусе. При этих школах были библиотеки, где хранились древние тексты: религиозные, назидательные и литературные произведения.

При обучении египетских чиновников уделялось много внимания заучиванию различных священных текстов.

На поздних ступенях образования уделяли много внимания изучению наукам.

Будущие чиновники должны были разбираться в строительстве, изготовлении различных технических устройств и даже в военном далее.

Чиновник должен был знать все, что ему может пригодиться в работе.

Например, он должен знать:

сколько материала необходимо для строительства тех или иных сооружений,

сколько нужно людей выделить для перевозки этого материала,

сколько провианта необходимо отправляющемуся в поход войску,

как поставить на пьедестал большую статую и т.д.

Эти сведения чиновнику были необходимы, чтобы сделать карьеру при дворце, и, в случае необходимости, выполнять ту или иную работу в зависимости от нужд государства.

Чиновники и жрецы были самыми образованным людьми в Древнем Египте. Чиновниками считались архитекторы, инженеры, художники, организаторы производства и даже военных специалистов.

Но все же мудрецами – учеными следует называть жрецов, которые занимались не только организацией религиозных обрядов, но и науками: астрономией, магией, философией.

Как и сыновья чиновников, они, как правило, становились жрецами по наследству. Школьников, которых готовили стать жрецами, учили, как и всех детей, читать, писать, считать. Но, после того как они освоят азы обучения, им все свое внимание переходилось переключать на изучение религиозных догм и религиозных обрядов.

Ученики сдавали экзамены. Того, кого признавали выдержавшим экзамен, освобождали от мирской одежды, далее купали, брили наголо, умащали тело благовоньями и одевали в жреческое одеяние.

Наиболее одаренные молодые люди, как чиновники, так и жрецы, могли посвятить себя наукам в университетах древности “Домах жизни”.

“Дома Жизни” располагались рядом с храмами. Там, кроме обычных помещений, где располагалась школа, были помещения, где жрецы хранили египетские ценности — религиозные и научные книги. Это были древние библиотеки, которые обслуживали жрецы- библиотекари. При библиотеках были залы для знакомства с книгами и рабочие места писцов, которые переписывали книги.

При Рамсесах «Дома Жизни» стали не только библиотеками и научными центрами, но и также политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные дела. Позже в Домах Жизни стали ставить первые театральные постановки, театрализованные мистерии.

Пьер Монтэ “Египет Рамсесов” Смоленск 2002 г.

history.limarevvn.ru

«Отправляемся в Древний Египет». Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

«Отправляемся в Древний Египет». Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Данное занятие знакомит дошкольников подготовительного возраста с Древним Египтом: его расположением на карте страны, искусством, условиями проживания. В занятие используются различные ситуации, которые развивают логическое мышление и воображение. Игровая форма помогает хорошему усвоению материала.

Задачи: Познакомить детей с жизнью Древних Египтян, их культуре и обычаю, о труде земледельцев, ремесла, искусство Древнего Египта, о богах которых они почитали, и письменность. Воспитывать интерес к культуре другой страны. Расширить кругозор детей.

Предварительная работа: Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Демонстрационный материал: Презентация с картинками.

Оборудование: Одежда – египтян, сделанная из белой ткани, различные бусы, муляжи фрукт, посуда, карточки с иероглифами – «священное письмо».

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Мы снова встретились с вами в этом зале чтоб продолжить наше путешествие по историй Древнего мира. Я хочу чтоб вы мне напомнили на прошлом занятие в кого мы превращались?

Дети: В первобытных людей.

Воспитатель: Правильно ребята в первобытных людей, мы с вами научились добывать пищу и одежду, мы теперь знаем как наши предки делали орудие труда. И сегодня мы с вами отправляемся в Древний Египет чтоб узнать расположение Древнего Египта и жизнь древних египтян. Страна Египет расположена в северо – восточной Африке где простираются огромные пустыни. Ребята кто мне скажет какая самая большая река в мире, которая протекает в Египте?

Воспитатель: Да, ребята это река Нил. Долина реки была покрыта зеленью по берегам росли финиковые пальмы, душистые акаций и высокий тростник — папирус. Ребята, а кто знает что делали из папируса?

Дети: Из папируса делали материал который был похож на бумагу.

Воспитатель: Да ребята бумагу, которую так и называли папирус. Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась все длиннее и длиннее. Для хранения ее сворачивали в трубочку – свиток. Ребята, а скажите мне какое письмо у египтян было в древности?

Дети: Они рисовали значки, которые назывались – иероглифы.

Воспитатель: Да, правильно ребята. В египетском письме более семисот иероглифов. Первоначально все они были похожи на рисунки. Трудно было выучить такое письмо. Вот сейчас мы с вами поиграем в игру в которой вы продемонстрируете как мы выучили иероглифов.

Игра «Разгадай иероглифы»

Ход игры: Выкрадываются карточки с иероглифами, а ребенок выбирает любую карточку и называет название данного иероглифа.

Воспитатель: Молодцы ребята вот вы и показали что вы знаете древнеегипетское письмо. А что же ещё есть в Египте интересного ребята?

Воспитатель: Семь самых знаменитых сооружений в старину называли «чудесами света», и первое из них – египетские пирамиды. Ребята а скажите мне как называли повелителя Египта?

Воспитатель: Так вот пирамиды – это огромные гробницы фараонов. А кто их охраняет?

Дети: Большой сфинкс.

Воспитатель: Действительно, только чудом можно назвать сооружения пирамид в древности, так как, не было даже железных орудий труда. Ребята, а из чего делали пирамиды?

Дети: Из каминных глыб.

Воспитатели: А где они брали каменные глыбы?

Дети: Они делали в скале глубокие отверстия на одной линий. Потом в эти отверстия забивали деревянные колышки и поливали их водой. Колышки разбухали, и камень давал прямую трещину.

Воспитатель: Да ребята вы говорите все правильно, потом они шлифовали

камни песком, чтобы поверхность была гладкая и ровная. Потом оставалось их поднять на высоту. А как поднимали камни на высоту?

Дети: делами из песка насыпь и тащили глыбы на верх.

Воспитатель: Молодцы ребята! Раз вы так хорошо знаете как строили в древности пирамиды, мы с вами сейчас перенесем глыбы для пирамид

Воспитатель: Ой как хорошо! Глыбы у нас уже есть для пирамид, а теперь давайте построим пирамиды.

Игра «Кто быстрее построит пирамиду».

Ход игры: Разложить детали пирамиды в разброс, а ребенок должен собрать в нужном порядке.

Воспитатель: Какие хорошие пирамиды вы построили. Но ребята египтяне ни всегда только работали. Они очень любили музыку и развлечения. Ребята а скажите на каких музыкальных инструментах играли древние египтяне?

Дети: Музыканты играли на арфах и лирах, флейтах, свирелях и барабанах.

Воспитатель: Когда гости наедались, со своим представлением выступали певцы и рассказчики, танце акробаты и жонглеры.

Так давайте представим что мы в пиршественном зале (ставим столы и несколько стульев накрывается стол фруктами и овощами, дети переодеваются в одежду египтян)

Вот и наши дети подготовились к пиру и будут нам сегодня читать стихи и танцевать.

Дети Чтение стихов

Я перед древностью склоняюсь,

И храмов древних гордый вид,

И вид прекрасных пирамид

Объять вниманием стараюсь.

В выжженной, жёлтой пустыне.

Ты растаял в дымке времён,

А мне плакать доныне.

Позабыт твой тайный язык.

Твои знанья хранят пирамиды.

Ниоткуда ты вдруг возник,

В этом мире зла и обиды.

Тебе нужен был знойный песок,

Тишина, беспредельность пустыни.

Где с неба лился лучей поток.

Где глядел на тебя лучезарный бог,

А ночью – далёкой, безмолвной свечой

Звезда скорби с небес светила.

Прошли века, эпохи миновали,

Но не смотря на это, до сих пор,

Египта древнего загадки оставались

Непознанною тайной всех времен.

Величество его колонн и храмов,

Окутанное шепотом песков,

И пирамид вершины неустанно,

Пронзают небо, словно статуи богов.

История неведомого царства

Папирусы заполнила собой,

И гордый сфинкс со взглядом властным,

Гробницы охраняет, словно часовой.

Как ослепителен Египет и прекрасен,

В туманном прошлом, загораясь как маяк,

Свой след в истории оставил не напрасно,

Для мировой культуры сделав первый шаг.

О сколько археологов трудились,

Чтоб разгадать загадки египтян,

Иероглифы читать их научились.

Богов неведомых узнали имена.

В пятом тысячелетии до нашей эры,

Цивилизация Египта родилась,

На плодородных почвах земледелов,

Междоусобною борьбой за власть.

Сначала люди жили в ямах и пещерах,

Святилища, для поклоненья духам, строили в шатрах,

Но в общине всегда вождь оставался первым,

Простой народ, в оковы рабства заковав.

Рабы все также жили бедно.

Когда для знати строили дома.

И росписью гробниц их покрывали стены,

И фараонов восхваляли имена.

Воспитатель Ребята какие замечательные стихи вы нам подготовили. А еще они нам приготовили красивый танец «Египетские цветы»

Воспитатель Молодцы ребята очень красивый танец вы подготовили. Спасибо за выступление. Я думаю если у египтян были такие танцоры им скучать не приходилось. Ну вот наше путешествие подошло к концу и мы с вами узнали много нового про Египет, и как они работали и как отдыхали. Египтяне это именно тот народ который создал такое чудо света, как пирамиды. Но на этом наше путешествие не кончается следующая остановка Древняя Индия.

Годовой план работы в детском саду по охране окружающей среды Годовой план мероприятий по охране окружающей среды в детском саду. № п\п Название мероприятия Дата проведения Участники 1 «Природа и.

Использование схем-моделей при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с миром растений. В своей работе при знакомстве детей с миром растений я использую различные схемы-модели. Они помогают детям лучше ориентироваться в мире.

www.maam.ru

1. Школа и воспитание в древнем Египте.

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н.э.

В Др. Египте огромную роль играло семейное воспитание. Египтяне уделяли заботе о детях много внимания, , по их верованиям, именно дети могли дать родителям новую жизнь после совершения погребального обряда. Все это отражалось на характере воспитания и обучения в школах того времени. Дети должны были усвоить мысль о том, что праведная жизнь на земле определяет счастливое существование в загробном мире. Ребенку надо было научиться слушать и слушаться. Физические наказания, были эффективным способом достичь повиновение.

Авторитет отца и наставника был священен. Существовал обычай передавать профессию по наследству от отца к сыну.

Институт «семейной школы»: Чиновник воин или жрец готовил своего сына к профессии, который тот должен посвятить себя в будущем. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников со стороны. Государственные школы в Др. Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Сначала будущий писец должен был научиться красиво и правильно писать и читать иероглифы; затем – составлять деловые бумаги. В отдельных школах, кроме этого обучали математики, географии, учили астрономии, медицине, и языкам других народов. Чтобы научиться читать ученику следовало запомнить свыше 700 иероглифов, иметь пользоваться беглым упрощенным и классическим способами написание иероглифов. В итоге таких занятий ученик должен был овладеть двумя стилями письма: деловым – для светских нужд и уставным, на котором писали религиозные тексты.

В эпоху Др. царства писали на глиняных черепках, кожи и костях животных. Но уже и в эту эпоху для письма стали использовать папирус, изготовленный из болотного растения. В дальнейшем папирус стал основным материалом для письма. Ученики переписывали тексты, которые содержали знание. На первоначальной стадии обучали прежде всего техники изображение иероглифов и не уделяли внимание их значению. Позднее школьников обучали красноречию, которое являлось важнейшим качеством писцов.

В эпоху нового царства (5 век до н.э.) в Египте появились новые школы, где готовили врачевателей. В школах Др. Египта дети учились с раннего утра и до позднего вечера. Попытки нарушить школьный режим беспощадно карались. Должность писца считалась очень престижной. Дети получали от отцов наставление о том, что обучение в такой школе обеспечит на долгие годы, даст возможность разбогатеть и занять высокое положение.

2 Школа и воспитание в Др. Индии.

История Др. Индии условно распадается на два периода: дравидско-арийский – до 6 в. до н.э. и буддистский – с 6 в. до н.э. Воспитание и учение детей носило семейно-школьный характер, роль семьи была главенствующей. Произошло образование четырех каст. Потомки ариев составляли три высшие касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой – шудры (наемные работники, слуги, рабы). Воспитание и обучение детей основывалась на идеи, что каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать членом своей касты. У брахманов ведущими качествами личности считались праведность и чистота промыслов, у кшатриев – мужество и смелость, у вайшьи – трудолюбие и терпение, у шудры – покорность, бесспорность. Главными целями воспитания детей высших каст были: физическое развитие – закаливание, умение управлять своим телом; умственное развитие – ясность ума и разумность поведения; духовное развитие – способность к самосознанию. У детей также воспитывали чувства: любовь к природе, самодисциплина, чувство прекрасного, сдержанность. Идеалом нравственного поведения считалось содействие общему благу. Образцы воспитание черпались прежде всего в сказаниях о Кришне. Суть обучения заключалась в том, чтобы перед учеником последовательно ставились постепенно усложнявшиеся задачи конкретного содержания, решение которых должно было привести к нахождению истины.

Первая ступень воспитания была прерогативой семьи. Оно начиналось после ритуала просвещения во взрослые – «упанаяма». Сроки «упанаямы» и содержание дальнейшего образование небыли одинаковыми для представителей высших каст. Для брахманов «упанаяма» начиналась в 8 летнем возрасте, кшатриев – в 11 летнем, вайшья – в 12 летнем. Наиболее широкой программа обучения была у брахманов; состояла в усвоении традиционного понимание вед, овладении навыками чтения и письма. У кшатриев и вайшья обучались по такой же, но сокращенной программе. Кроме того, дети кшатриев приобретали знания и навыки в военном искусстве, а дети вайшья – в сельском хозяйстве и ремеслах. Образование продолжалось до 8 лет, затем следовали еще 3-4 года, когда ученики занимались в доме своего учителя практической деятельностью.

Возникновение буддизма, главной задачей воспитание было внутренние совершенствование человека через самопознание. В этот период возник слоговой алфавит – брахми. К 3-му веку до н.э. выработались варианты алфавитно-слогового письма. В этот период начальное обучение осуществлялось в религиозных «школах вед» и в светских школах. Оба типа школ существовали автономно. Учитель в них занимался с каждым учеником отдельно. Содержание обучение учеников в «школах веды» отражало их кастовый характер и имело религиозную направленность. В светские школы учеников принимали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, обучение здесь носило практический характер. Содержание обучение школ при монастырях входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине.

В дальнейшем началось обучение в школах чтению и письму на местных языках, а при брахманских храмах стала складываться двухступенчатая система образования: начальные школы («толь») и школы полного образования («аграхар»( сообществами ученых и их учеников) Был расширен доступ к образованию детей из разных каст. В связи с этим здесь стали обучать в большем объеме элементам географии, математики, языкам; начали обучать врачеванию, ваянию, живописи и другим искусствам.

Выделялись три основных типа — брахманизм, буддизм и исламизм, преобладавший в период средневековья. Вследствие этого в Индии сложились и три системы воспитания: брахманская, буддийская, мусульманская. Брахманская и буддийская системы постепенно слились и образовали так называемую индуистскую систему воспитания:

Брахманизм идеология которого основывалась на признании фатальной неизбежности кастового расслоения общества, освященного Богом, по-прежнему делил людей.

В II–I вв. до н.э. стали открываться школы, доступные трем высшим кастам, где с 8 лет начинали обучаться брахманы, с 12 лет – кшатрии и вайшья.

Содержание образования носило религиозный характер, предполагало также изучение элементов математики, истории, этики, астрономии, грамматики, философии. Курс обучения предусматривал, кроме того, разнообразные физические упражнения. Обучение осуществлялось преимущественно в устной форме. Для брахманов оно длилось, как правило, 8 лет и состояло в заучивании гимнов и других религиозных текстов.

Начиная с VI в. до н.э. и до VIII в. н.э. господствующей в Индии была идеология буддизма. Буддийская система образования по сравнению с брахманской была более демократичной и не ориентировалась на кастовые различия. Она открывала доступ к образованию всем детям независимо от касты и пола.

воспитания было преимущественно религиозно-философским; позднее было введено обучение грамматике, лексике, медицине. образование было в основном религиозным, с которым уживалось сообщение специальных знаний. Общепринятые догмы религии распространялись по множеству каналов во всех слоях общества, достигая самых низших. При этом образование было всеобщим достоянием.

В эпоху европейского средневековья в Индии возникла и другая система образования – мусульманская. По исламской традиции у мусульман Индии существовало два типа учебных заведений – мектебы и медресе. Обучение в мектебах велось на арабском, в медресе – только на арабском. Мектебы создавались при мечетях и были аналогичны индуистским элементарным школам. Медресе были повышенными учебными заведениями, которые готовили молодых людей к профессии учителя, священнослужителя, судьи, врача и т.п.

По религиозным обычаям, посещение любых учебных заведений для женщин было невозможно. Однако почти в каждой богатой семье содержались учителя для обучения девочек. Широкой известностью пользовалась школа для девочек, созданная Акбаром при его дворце.

studfiles.net

Школа в Древнем Египте

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий здесь сложился определенный психологический тип человека: идеалом древнего египтянина считался немногословный, умевший терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы человек. В логике такого идеала и шло все обучение и воспитание.

В Древнем Египте был достаточно высок уровень семейного воспитания и обучения. Отношения между женщиной и мужчиной в семье строились на равноправной основе, поэтому и девочкам, и мальчикам в этих условиях уделялось равное внимание. Для мальчиков из привилегированных семей существовали школы.

Судя по древнеегипетским папирусам, египтяне уделяли детям много внимания, поскольку по их верованиям именно дети могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Праведная жизнь на Земле определяла счастливое существование в загробном мире предков. Как верили египтяне, боги, взвешивая душу умершего, вместо гирь на чашу весов кладут маат — кодекс поведения; если жизнь умершего и маат уравновешивались, то он мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и поучения детям, которые являлись стимулом формирования нравственности каждого египтянина. В этих поучениях отражалась идея необходимости воспитания и обучения: «Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец».

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: «Послушание — это наилучшее у человека». Учитель обычно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Наиболее эффективным способом достичь такого повиновения считались физические наказания. На ученика древнеегипетской школы постоянно сыпались удары. Физические наказания считались естественными и необходимыми. Девизом школы были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

Абсолютный и безоговорочный авторитет отца, наставника был освящен в древнем Египте многовековыми традициями. Имея в виду такие традиции, автор «Поучения гераклеопольского царя» XIII в. до н. э. писал: «Следуй отцам твоим, предкам твоим». Тесно связан был с этими традициями и обычай передавать профессию по наследству — от отца детям. В одном из папирусов, к примеру, перечислены 25 поколений зодчих, принадлежавших одной египетской семье.

Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, в ее недрах шли процессы, свидетельствовавшие 0 пересмотре идеалов личности, а с ними и целей воспитания. Из текста одного из древних папирусов, относящегося к 1-му тысячелетию до н. э., видно, что уже тогда в Египте имелись разные точки зрения относительно того, каким надлежит быть человеку. Автор, очевидно, спорит с теми, кто отходит от традиционной приверженности идеалу покорности и безынициативности: «Человек, живущий в вере, подобен растению, находящемуся в теплице». Однако эту мысль он подробнее не раскрывает.

Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось преимущественно через заучивание различного рода моральных наставлений, таких как, например: «Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в своем сундуке; лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, чем быть богатым и познать печаль». Заучивание подобных сентенций в школе было отнюдь не простым делом, поскольку они были записаны иероглифами на архаичном, далеком от живой речи языке.

Уже в 3-м тысячелетии до н. э. в Египте возник институт семейной школы: чиновник или жрец обучал своего сына, который должен был впоследствии сменить его в той или иной должности. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников.

maxbooks.ru

Воспитание детей в Древнем Египте

Воспитание детей в Древнем Египте

автор Наталья Бардушко в 5/5/2012, 12:16

Прежде всего детей должно было быть много, т.к. детская смертность была довольно высокой.Египтяне интересовались своим будущим и будущим своих детей, поэтому, как только ребёнок рождался, в «Доме жизни», где регистрировали ребенка, составлялся гороскоп, по первому крику новорожденного определялось, выживет он или умрёт. Обычно ребёнок оставался при матери, которая носила его в особой сумке, висящей на шее спереди, чтобы руки были свободны. Царицы и другие знатные дамы не обременяли себя: детей воспитывали кормилицы и няньки, а после 5 лет — воины и жрецы. Положение женщины в Древнем Египте было почти такое же как в нашем. Она могла свободно выбирать себе мужа, распоряжаться своим имуществом, завещать его по своему усмотрению. Но выйдя за муж, она подчинялась мужу. После свадьбы женщина получала имя своего мужа; если замужнюю женщину вызывали в суд, её называли сначала её собственным именем, а затем следовало имя её мужа. Например: «Мутемуйа, супруга писца Несиамона». Надо сказать, что в Древнем Египте женщины пользовались довольно широкими правами: женщина могла работать, была наделена правом собственности и наследования, могла заниматься сельским хозяйством и торговлей наряду с мужчиной. В «семейный бюджет» египетской семьи муж вносил две трети общего имущества, жена – одну. После кончины одного из супругов второй мог распоряжаться всем имуществом, но продавать или дарить мог только свою долю. Образованная женщина могла врачевать, быть управляющей, адвокатом в суде и получать за свой труд такую же плату, как и мужчина. Но воспитанием сыновей занимались прежде всего отцы.

Как правило дети наследовали профессии своего отца. К концу второго тысячелетия до н.э. Египет превратился в бюракратическое государство. Армия чиновников была громадной. Коррупция достигла угрожающих размеров и тогда был издан закон, который записан на стене одной пирамиды. "Тебя не будет, Твой сын не будет на месте твоем". Уличенный в коррупции чиновник лишался должности, при этом одновременно его дети лишались всех привелегий и становились слугами.

По этой причине государственный чиновник должен был быть честным и очень образованным человеком. Дети начинали обучение в храмовых школах с 5 лет, учителями были жрецы, обучение длилось 12 лет.

В 5 лет мальчик получал первую набедренную повязку и ему делали обрезание (первая инициация). Мальчиков и девочек коротко стригли, до совершеннолетия мальчики носили "локон юности" — боковую косичку, который при второй инициации, посвящался местному богу.

Известно, что сын Тутмоса III, будущий фараон Аменхотеп II не получал завтрака пока не пробегал определенную дистанцию и несколько раз не переплывал Нил. Он вырос выдающимся атлетом, стрела пущенная его рукой с боевой колесницы пробивала медный щит.

Другой принц, будущий фараон Рамзес II, достигнув 15 лет, получил от отца подарок — наложницу и ключи от всех гаремов страны. У фараоны их было, примерно 4, во всех крупных городах страны.

Рамзес II жил очень долго, более 90 лет, у него было 20 жен, тьма наложниц и более 100 детей. Один из его сыновей был первым археологом в мире! Но наследный принц, изучая древние гробницы, засыпанные песками, ранних династий искал не драгоценности, а настоящие сокровища — древние манускрипты со знаниями. Именно ему принадлежит мысль, что знания увеличивают печаль.

В Древнем Египте был достаточно высок уровень семейного воспитания и обучения. Отношения между женщиной и мужчиной в семье строились на равноправной основе, поэтому и девочкам, и мальчикам в этих условиях уделялось равное внимание.

Судя по древнеегипетским папирусам, египтяне уделяли детям много внимания, поскольку по их верованиям именно дети могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Праведная жизнь на Земле определяла счастливое существование в загробном мире предков. Как верили египтяне, боги, взвешивая душу умершего, вместо гирь на чашу весов кладут маат (дословно переводится как правда, но в более широком толковании) — кодекс поведения; если жизнь умершего и маат уравновешивались, то он мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и поучения детям, которые являлись стимулом формирования нравственности каждого египтянина. В этих поучениях отражалась идея необходимости воспитания и обучения: «Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец».

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: «Послушание — это наилучшее у человека». Учитель обычно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Наиболее эффективным способом достичь такого повиновения считались физические наказания. На ученика древнеегипетской школы постоянно сыпались удары. Физические наказания считались естественными и необходимыми. Девизом школы были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал». В стране, где палка играла такую значительную роль, муж имел право бить свою жену, а брат – сестру, однако, уличенные в этом за физические увечья наказывались законом. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, иначе получит 100 палочных ударов сам и будет лишён права на совместно приобретённое имущество.

Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, в ее недрах шли процессы, свидетельствовавшие о пересмотре идеалов личности, а с ними и целей воспитания. Из текста одного из древних папирусов, относящегося к 1-му тысячелетию до н. э., видно, что уже тогда в Египте имелись разные точки зрения относительно того, каким надлежит быть человеку. Автор, очевидно, спорит с теми, кто отходит от традиционной приверженности идеалу покорности и безынициативности: «Человек, живущий в вере, подобен растению, находящемуся в теплице». Однако эту мысль он подробнее не раскрывает.

Обучение в Древнем Египте имело целью подготовку к профессии в зависимости от видов деятельности, которой занималась семья. Семья была первичной ячейкой такого обучения. Жрецы, ремесленники, музыканты обучали детей своей профессии. Отцы-ремесленники при этом использовали различные игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Вне такого строго специального по направленности обучения было военное дело. Людей, предназначенных для военной службы, учили владеть оружием, выполнять различные физические упражнения, развивавшие силу, выносливость, ловкость.

Уже в 3-м тысячелетии до н. э. в Египте возник институт семейной школы: чиновник или жрец обучал своего сына, который должен был впоследствии сменить его в той или иной должности. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников. Дети же простых людей приобщались к занятиям своих родителей, чтобы заменить их, когда придёт время. Если египетские мальчишки играли чаще в подвижные игры, состязались в силе и ловкости, то девочки, не пренебрегая, конечно, и подобными занятиями, обожали танцы. Учились танцевать все девочки, без исключения, независимо от того, собирались ли они становиться профессиональными танцовщицами или плакальщицами. Кроме того, девочки любили жонглировать, петь и водить хороводы, обожали карусели. Мать учила их готовить и ткать, а вот стирали белье и одежду в Египте чаще мужчины. Чем выше был статус семьи, тем меньше работы по дому выполняла женщина. Для зажиточного древнего египтянина услышать от кого-нибудь фразу, что у его жены кожа слишком темная от загара было равносильно нанесению оскорбления.

Нашим же детям в наследие от Древнего Египта осталось такая радость как каникулы. Само слово римское это латинское название звезды Сириус — «Каникула» — означает «маленькая собачка», с ней римляне познакомились поближе, завоевав Египет. Восхождение звезды Сириус или созвездия Большого Пса для египтян было началом нового года и приходилось это время на самый жаркий период. С празднованием восхода Сириуса начинался и праздник Изиды, в Египте римской эпохи жрецы несли изображение собак или даже вели живых собак впереди колесницы Изиды. Этот период года римляне и назвали "египетской жарой", а римский сенат объявил дни отдыха в самое жаркое летнее время, когда звезда Сириус появлялась на утреннем небе; отсюда и происходит слово «каникулы».

dimonologia.forum2x2.ru