Дошкольный возраст охватывает период

Дошкольный возраст охватывает период

Социальная и возрастная педагогика на первое место ставит изучение процесса перехода с одной возрастной ступени на другую. Именно на данном этапе ребенок учится социально адаптироваться, интеллектуально развивается и формируется как личность. Особенности психического развития детей дошкольного возраста – это критерии, которые нужно знать.

Период дошкольного возраста является достаточно важным для правильного воспитания и развития детей. Данный этап разделяется на несколько возрастных групп, каждая из которых имеет определенные особенности. Методы воспитания детей, эффективные программы и технологии.

Воспитание детей дошкольного возраста – самая ответственная работа в мире. Педагоги, занимающиеся организацией и проведением воспитательно-образовательного процесса, должны быть профессионалами своего дела. В последнее время таких профессионалов становится все меньше. Какой же он, идеальный воспитатель дошкольного учреждения?

Развитие мышления у детей дошкольного возраста – это важный этап их становления как личности и правильного восприятия мира вокруг них. Изменение мировоззрения, умение отличать реальность от выдумки, размышления и их практическое применение – все это этапы развития детского мышления. Каковы его особенности, с какими трудностями сопряжен процесс?

К дошкольному возрасту относится период жизни ребенка от трех до семи лет. За это время малыш проходит долгий путь от младенчества до почти взрослости, и задача родителей и воспитателей – помочь ему. Развивая ребенка дошкольного возраста, стоит соблюдать ряд правил, которые помогут найти контакт с малышом и действовать максимально эффективно.

Дошкольный возраст разделяется на несколько периодов, каждый из которых имеет определенные характерные черты. В любом случае данный момент является очень важным, так как осуществляется активное развитие детей. Особенности формирования различных качеств и мышления у детей.

Детское дошкольное учреждение – учреждение разной направленности общеобразовательной программы дошкольного образования. В данных заведениях дети проводят практически каждый день. Возраст малышей, которые посещают данные заведения, варьируется от 2 до 7 лет.

Полоролевое воспитание мальчиков и девочек – одна из основных задач, которая ставится перед родителями и воспитателями детских садов. Гендерное самоопределение ребенка повлияет на всю его дальнейшую жизнь, и от правильности его будут зависеть психологическое и социальное становление человека.

Детство – это важный этап развития любого человека. Особенно большое значение приобретает формирование поведенческих навыков и закладка характера в дошкольном возрасте. Способности, заложенные в этот период, во многом определяют будущее развитие маленького человека.

При поступлении ребенка в детский сад его определят в группу к другим детям, близким по возрасту. В разные возрастные периоды дети способны проявлять навыки и умения, присущие их возрасту и уровню развития. Поэтому такое деление важно соблюдать и относиться к нему с пониманием.

deti.center

Теоретическое введение

Анатомо-физиологические и психические изменения и новообразования.

Основные виды деятельности дошкольника.

Интеллектуальное развитие дошкольника.

Развитие эмоционально-волевой сферы и свойств личности.

Рекомендуемая литература: [25], [26], [29], [44], [49], [63], [66], [106], [107], [116], [117], [124].

Анатомо-физиологические и психические изменения и новообразования. Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 7 лет. У дошкольника происходит окостенение скелета, увеличение мышечной массы. Веса мозга увеличивается от 1100 до 1350 г. Происходит быстрое развитие II сигнальной системы действительности. Наблюдается значительное снижение порогов слуховой, зрительной, двигательной чувствительности. Особое значение для развития восприятия имеет усвоение сенсорных эталонов (выделение определенным образом расчлененных и взаимосвязанных образцов свойств предметов: цвета спектра; геометрические формы; музыкальные звуки и т.п.). Лучше запоминаются наглядные образы. Происходит переход от совместно выполняемой работы со взрослыми к самостоятельному выполнению заданий взрослых. Наблюдается возрастающее осознание собственного «Я», образование «детского общества», осознание собственных поступков. Появляется чувство товарищества, а успехи в учении оцениваются как критерии успешного вхождения в коллектив;

Основные виды деятельности дошкольника. Ролевая игра – это деятельность ребенка, взявшего на себя функции взрослого в специально созданных игровых условиях, направленная на имитацию взаимоотношений и деятельности взрослых.

Сюжетно-ролевая играведущий вид деятельности дошкольника (в ней воспроизводят не только трудовые, но и социальные отношения взрослых, роли которых дети берут на себя). Дошкольники познают соотношение прав и обязанностей, учатся согласовывать свои действия; привыкают к дисциплине, самостоятельности, самоограничению, подчинению правилам. Вырабатывается способность замещать объекты, использовать символы. В игре развивается мышление и речь, в игре воспроизводятся действия взрослых.

Продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование, выполнение отдельных трудовых заданий. При этом у детей наблюдается стремление достичь нужного результата. Происходит это на фоне научения с элементами учебной деятельности. К данному возрасту можно отнести формирование эстетических переживаний и творческих способностей.

Интеллектуальное развитие дошкольника. Дошкольный возраст, это возраст «почемучек». Дети научаются решению задач наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим способом, происходит переход к действиям, осуществляемым во внутреннем плане, т.е. можно говорить и о богатстве воображения дошкольника. Осуществляется выполнение речью планирующей функции, которая предвосхищает действия. Наблюдается замещение предметов их изображениями, моделями, знаниями. Можно говорить о возникновении у детей познавательных задач направленных на получение знаний.

Происходит: переход от ситуативной к контекстной речи (понятной вне ситуации); возрастание регулирующей функции речи в поведении и психике; формирование внутренней речи.

Следует отметить, что только познавательные интересы ребенка заставят ответственно относиться к школьным обязанностям.

Развитие эмоционально-волевой сферы и свойств личности. У дошкольника происходит отделение себя от взрослого («Это я», «я хочу», «я могу» и т.п.). Ребенок не просто радуется, а констатирует «Я боюсь»; «Я рад»; «Мне стыдно» и т.п. Действия осуществляются в соответствии с общественными нормами. У детей развивается самооценка (что хорошо и что плохо). Происходит соподчинение мотивов, формирование иерархической системы мотивов (переход от «хочу» к «надо») т.е. можно говорить и о борьбе мотивов. Происходит становление произвольности психических процессов, выполнение нужного действия вопреки привлекательному, наблюдается ориентация на значение поступка в глазах окружающих (целеустремленность в работе имеющей общественную пользу или значимость). Вместе с тем, нужно отметить неумение детей-дошкольников самостоятельно поставить цели, их неустойчивость.

studfiles.net

Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте и ее особенности

Несмотря на то, что дошкольный возраст является стабильным периодом развития человека, именно в этот период начинают проявляться новшества, которые впоследствии перерастают в нечто большее. Не является исключением и социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

Социальная адаптация — важный этап в развитии дошкольника

Предпосылки к изменению социальной ситуации

Одним из главных факторов, который влияет на смену социальной ситуации в дошкольном возрасте, является кризис трехлетнего возраста. У ребенка начинают ярко проявляться такие личностные черты, как самостоятельность, активность. Ребенок как будто отделяется от взрослого, демонстрируя ему то, что он является уже самостоятельным человеком, интересы которого необходимо уважать и принимать во внимание. Он стремится максимально включаться в жизнь взрослых, однако при этом он еще не обладает должным уровнем знаний и необходимых для этого умений.

Таким образом, у ребенка возникает противоречие между его потребностями и нормами, которые все прочнее входят в его жизнь (начиная от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил).

Социальное развитие дошкольников

Решение этих проблем требует смены социальной ситуации, которая и происходит в это время.

Что представляет собой социальная ситуация?

В наиболее общем смысле социальная ситуация развития дошкольника представляет собой один из фундаментальных компонентов того или иного возрастного периода. Она характеризует основные аспекты взаимодействия ребенка с окружающими его людьми: семьей, сверстниками, другими взрослыми. Социальная ситуация каждого возрастного периода имеет свои отличительные особенности. В первую очередь это связано с тем, что механизмы взаимодействия постепенно расширяются; значимость роли тех или иных людей меняется. Это позволяет наблюдать за динамикой изменения социальной ситуации и выбирать наиболее приемлемый для того или иного случая способ взаимодействия.

Социальная ситуация -проявления

Отличительные особенности социальной ситуации дошкольного возраста. Общая характеристика

Что характеризует социальную ситуацию дошкольного возраста? Прежде всего, стоит отметить, что уже к началу этого периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем. Именно поэтому дошкольник имеет большую тягу к самостоятельности, растущее из года в год. Он постепенно покидает пределы родительского дома; в его жизнь входят как сверстники, так и другие взрослые люди.

Социализация детей — этапы

К моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенка уже окончательно не устраивает позиция пассивного наблюдателя, и он хочет уже активно участвовать в жизни взрослых.

Социальная ситуация в младшем дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте имеет свои отличительные особенности. Как мы уже указали выше, виды деятельности, которые становятся доступны ребенку младшего дошкольного возраста (3-5 лет) существенно расширяются. В своем поведении ребенок все еще воспроизводит действия взрослых; однако представление о них растет изо дня в день. Во многом это объясняется тем, что если ранее круг общения ребенка составляли главным образом члены его семьи, теперь он значительно разнообразнее.

Общение со сверстниками — важная составляющая социализации

Ребёнок имеет возможность активно наблюдать за профессиональной деятельностью многих людей, с которыми сталкивается дома и на улице.

Кроме этого он может активно взаимодействовать с соседями, окружением родителей и познавать тем самых всевозможные сферы их жизни, которые раньше были скрыты от него и недоступны. У него появляются первые друзья и дети, с которыми он будет проводить большую часть своего свободного времени.

Именно благодаря этому ребенку постепенно становятся доступны гендерные, возрастные, профессиональные модели поведения, которые впоследствии будут закрепляться и оттачиваться при помощи сюжетно-ролевых игр.

В младшем школьном возрасте это приобретает особо важную роль поскольку никакое обучение невозможно без участия элементарных игровых действий. Позднее виды деятельности будут усложняться, но именно игра останется ведущим видом деятельности до самого школьного детства.

Тестирование дошкольников психологом

Общение, осуществляемое ребенком-дошкольником, начинает становиться более разнообразным. Ребенок начинает понимать, что тон общения, допустимый для одного человека, может абсолютно не подходить для другого.

Одним из негативных эффектов такого поведения может стать формирующаяся детская манипуляция: понимая, что именно ожидают от него взрослые, он начинает понимать как преподнести себя тому или иному человеку.

Существенным отличием общения в младшем дошкольном периоде от предшествующих является также и то, что у общения появляется еще одна функция: познавательная. То есть, дети начинают обращаться к своему окружению не только для того, чтобы поручить от них очередную порцию заботы и ласки, но также – задать им интересующие вопросы, узнать что-либо. Это дает почву для развития познавательного интереса, который в зависимости от обстоятельств и поведения взрослых, будет в дальнейшем перерастать в более сложные поведенческие формы. Это позволит ребёнку успешно осуществлять обучение в наступающим позднее школьном детстве.

Направления социализации в схеме

Несмотря на то, что поначалу вопросы, задаваемые детьми, могут показаться нелогичными, странными, а порой и вовсе бессмысленными, пренебрегать ими все же не следует. И воспринимать их следует максимально серьезно. Почему? Именно в это время, в младшем дошкольном возрасте, у ребенка начинают проявляться зачатки познавательной мотивации. Развив их и обеспечив должную поддержку, родитель может разбудить в ребенке потребность в саморазвитии и активной познавательной деятельности.

Оставляя же детские вопросы без ответа, можно серьезно затормозить развитие этих качеств.

Помимо этого ребенок приобретает навыки и других форм и видов общения:

  • Ситуативное общение (осуществляемое в ситуации, когда необходимо получение похвалы, либо поощрения). Личностные качества собеседника оцениваются в контексте ситуации и в строгой связи с ней.
  • Внеситуатинвое (когда ребенок приобретает возможность давать собственную оценку не самой ситуации, а личности находящегося в ней человека). В это время ребенок учится формировать в своем сознании психологический портрет каждого, с кем так или иначе вступает во взаимодействие.
  • Домашний любимец — один из важный элементов социализации

    Ребенок не просто совершает поступки; он ждет оценки взрослых, а также поощрения или похвалы за них. Это создает в их сознании первичную базу социального опыта, который наверняка пригодится им в будущем. Ему уже требуется подчинять свое поведение своим интересам, а в более сознательном возрасте – уже известным ему нормам и правилам.

    Существенным моментом, предопределяющим дальнейшее развитие коммуникативной сферы в дошкольном возрасте, также является межличностное общение со сверстниками.

    Оно из года в год становится все более содержательным, а также начинает носить более длительный характер. У ребенка появляются постоянные друзья, со временем вырисовывается довольно определенный круг общения. Ребенок начинает понимать, с какими детьми ему интереснее проводить время, а какие не представляют для него особого интереса. Дети осваивают всевозможные формы сотрудничества. Роль сверстников в жизни ребенка существенно возрастает в целом. Если раньше поведение ребенка строилось исключительно на подражании взрослым, то сейчас они начинают обращать внимание и друг на друга, перенимая некоторые привычки, способы деятельности. Он прочнее входит в детский коллектив и начинает все больше испытывать его влияние.

    Роль игры в социализации неоспорима

    Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте начинает играть особую роль прежде всего потому, что именно с ее помощью ребенок оказывается способен разрешить главное противоречие, возникающие в это время. Он может принимать непосредственное участие в жизни взрослых, показывая усвоение им моделей социального поведения. С другой – оставаясь среди сверстников без непосредственного вмешательства в их жизнь.

    Особенности социальной ситуации при переходе от младшего дошкольного периода к старшему

    Основным отличительным моментом перехода от младшего дошкольного возраста к старшему является рост значимости в жизни ребенка второй сигнальной системы: таким образом, речь начинает играть главенствующую роль в общении и любом взаимодействии. Ребенок постепенно приучается к постановке и формулировке целей, в том числе в довольно дальней перспективе. Это отражается практически на всех видах деятельности, в том числе на игровой, которая по-прежнему остается основной в это время. В частности, поведенческий репертуар расширяется сюжетно-ролевыми играми, где существуют определенные правила, распределение ролей, иерархия и соподчинение мотивов и т.д. Для игры подбираются необходимые для этого игрушки, выбираются условия. Процессы, которые раньше были абсолютно неконтролируемы, приобретают произвольную основу.

    Сюжетно-ролевые игры могут иметь разные напрвления. в том числе, патриотическое

    Познавательная мотивация продолжает активно развиваться. Роль знаний и уже полученного и накопленного опыта усиливается. Сам ребенок со временем начинает осознавать их ценность.

    Социальная ситуация в старшем дошкольном возрасте

    В старшем дошкольном возрасте различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Окончательное становление внеситуативного, а также познавательного общения складывается уже к 5 годам. Задавая вопросы, ребенок ненавязчиво готовит себя к школьному обучению. Теперь взрослый для него – не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире. Поэтому в это время как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению, расширяющему границы познания ребенка. Делать это можно как в традиционной, так и игровой форме. Важно также не давать на детские вопросы прямые ответы, но и позволить ребенку самостоятельно принять участие в поиске знаний, чтобы дать ему шанс почувствовать радость открытия.

    Игры в 5-6 лет имеют целенаправленный характер

    Старший дошкольный возраст также отмечается тем, что если ранее игровая деятельность не носила целесообразный характер, сейчас же у игры окончательно вырисовываются цели, задачи, в ней распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц.

    Влияние коллектива сверстников на ребенка становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие он начинает обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем будет возрастать.

    Игры приобретают совместный характер

    Таким образом видно, что в наиболее широком смысле социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт.

    Кризис семилетнего возраста

    После того, как перемены, наступившие в дошкольном возрасте дали знать о себе в полной мере и окончательно укрепились, ребенок становится готов к выходу на новый этап развития. Очередная смена социальной ситуации наступит уже после очередного возрастного кризиса (похода ребенка в школу и начала школьного детства).

    Особенности психического развития у детей-дошкольников

    Дошкольный возраст охватывает период психического развития с 3 до 7 лет. В это время структура психики претерпевает значительные изменения. Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу. Рассмотрим особенности психического развития, отличающие детей дошкольного возраста более детально.

    Развитие детей-дошкольников происходит по нескольким направлениям

    Особенности развития когнитивных процессов в дошкольном возрасте

    Каковы особенности и основные этапы психического развития ребенка дошкольного возраста?

    Нельзя не отметить, что в дошкольном возрасте процессы когнитивной сферы приобретают важную особенность, предопределяющую их дальнейшее развитие – произвольность. Это говорит о том, что с определенного момента они перестают быть спонтанными, становясь контролируемыми и подчиняемыми волевой регуляции.

    Одной из причин этого является развитие сознания и усложнение форм поведения.

    Развитие речи — одно из частей психического развития

    Постепенно ребенок приступает к освоению знаковых систем, наиболее важными из которых являются язык и речь. В дальнейшем он будет использовать их для регуляции своей психологической жизни, ведения внутреннего диалога. Это, в свою очередь откроет возможности для интериоризации многих психических процессов в сознании детей (перехода из внешнего во внутреннее), а также выхода когнитивных процессов на новый уровень развития.

    Мышление в дошкольном возрасте

    Например, рассуждая о мышлении ребенка младшего дошкольного возраста, стоит отметить, что оно весьма своеобразно. И среди его закономерностей часто встречаются такие ошибки, часто отличающие развитие ребенка в дошкольном возрасте. Опишем их особенности кратко:

  • Трансдукция (переход от частного случая к частному).
  • Артифициализм (создание собственного мира, подчиняемого своим законам).
  • Синкретизм (нерасчлененность мышления).
  • Эгоцентризм (оценка происходящих вокруг событий и фактов исключительно со своей точки зрения при невозможности принять другую).
  • Анимизм (одушевление предметов).
  • Проблема с пониманием противоречий.
  • Эгоцентризм у малышей ждоминирует до 6-ти лет

    Со временем ребенок начинает преодолевать все эти недостатки мышления и постепенно они становятся все менее и менее выраженными. Эгоцентризм постепенно отступает. Благодаря этому у ребенка не только совершенствуется мышление, но начинает проявляться такое качество, как эмпатия – способность оценить, почувствовать и понять душевное состояние другого человека. Причем качество дает знать о себе даже в тех случаях, если психическое состоянием ребенка и чувства, которые испытывает в момент разговора собеседник, существенно различаются.

    Тем не менее, такие качества мышления как, например, обратимость, начинают формироваться в создании детей только к семи годам. К этому возрасту они начинают успешно решать предложенные логические задачи, понимая закономерности сохранения количества предметов, массы, а позднее – обратимости некоторых математических операций. Логическое мышление у детей начинает оформляться в самостоятельную форму, однако окончательно оно сможет сформироваться только к подростковому периоду.

    Показатели нервно-психического развития

    В периоде дошкольного детства у ребенка в той или иной степени сформированы все существующие виды мышления, однако основную роль в его развитии играют такие его виды, как образное и схематическое (в меньшей степени – словесно-логическое, пока еще не интериоризированное, но постепенно переходящее во внутренний план).

    Память в дошкольном возрасте

    Единой точки зрения, объясняющей закономерности и особенности психического развития процессов памяти в дошкольном возрасте не существует. На сегодняшний день сформулировано как минимум три теории, указывающей на ее специфику.

    Развитие памяти с помощью дидактических игр

    1. Существует два вида памяти, имеющих физиологическую и психологическую составляющую.
    2. Интенсивно развиваясь в младшем возрасте, память начинает снижать свои показатели в дальнейшем.
    3. Пик развития памяти достигается в десять лет. Затем наступает ее медленное ухудшение.
    4. Характерной особенностью памяти дошкольника является то, что в этот период ее процессы из непроизвольных постепенно становятся произвольными. И ребенок начинает ставить перед собой осознанные цели что-либо запомнить, вспомнить, узнать; для их достижения предпринимаются намеренные усилия. Такие изменения, в первую очередь, связаны с тем, что в возрасте от четырех лет у ребенка начинает складываться понимание мотивов деятельности и ее результатов.

      Объем кратко- и долговременной памяти детей возрастает, позволяя ребенку удерживать больший объем информации. Формирующееся логическое мышление позволяет структурировать эту информацию, придавая ей более структурированный и законченный вид.

      Развитие навыков общения у детей

      Важной характеристикой общения в дошкольном возрасте является и то, что ребенок уже в достаточной степени овладевает речью. При помощи речь становится намного легче донести до него информацию о правилах и нормах поведения, возможных поощрениях и наказаниях. Таким образом, реализуется одно из важнейших функций общения – познавательная. Вербальные средства также позволяют получать более эффективную обратную связь, давая ребенку возможность оповестить взрослого о своем настроении, состоянии и самочувствии на текущий момент.

      Развитие навыков общения происходит с младенческого возраста

      Кроме того, период дошкольного детства – это время, когда ребенок начинает общаться не только со взрослыми, но также и своими сверстниками. А после становятся более избирательными, стараясь взаимодействовать лишь с теми, кто по той или иной причине кажется ему более приятным.

      Если посмотреть на группы дошкольников, занятых той или иной деятельностью – например, творчеством, либо игрой, легко заметить, что уже в этот период у них наблюдается четкое распределение ролей. Выделяются лидеры, их ближайшее окружение, а также менее общительные и даже отвергаемые дети.

      Общение со сверстниками строится в дошкольном возрасте в несколько этапов. Вначале ребенок активно включается в активную деятельность, перенимая формы поведения у своего окружения, самостоятельно предлагая ему те или иные сценарии, или направляя деятельность более младших.

      Мотивы поведения у детей

      После этого ребенок начинает отделять себя от окружающих и воспринимать себя вне зависимости от других детей. Он старается продемонстрировать другим детям свои личностные качества, способности и таланты. В процессе совместной деятельности начинает проявляться характер ребенка и его личностные качества. Он уже показывает, что ему не нравится и чем он недоволен. Важную роль приобретает обратная связь: общаясь с детьми и делясь с ними какой-либо информацией, он уже обращает внимание на их реакцию, восприятие себя.

      Становление характера в дошкольном детстве

      Каковы особенности психического развития личности в дошкольном возрасте? Прежде всего, на основе взаимоотношения со сверстниками, а также с родителями у ребенка начинает формироваться самооценка, выражающая восприятие им самого себя и собственной деятельности. Именно этот фактор во многом станет определять особенности социализации ребенка в будущем, сделав ее существенно легче, либо затруднив ее.

      Проблемы в психическом развитии

      Однако далеко не всегда самооценка ребенка формируется достаточно адекватно и зачастую она может деформироваться под влиянием таких факторов, как давление взрослых, их отказ от восприятия ребенка таким, каков он есть на самом деле. Результатом этого часто становятся повышенный уровень тревожности, агрессии, страх перед окружающими людьми.

      Помимо самооценки младшему дошкольному возрасту присуще также формирование определенного уровня притязаний. В отличие самооценки уровень притязаний, требований к себе, осознан и более ситуативен.

      Поскольку дошкольник имеет уже довольно четкое понимание того, что вызывает у него симпатию, а что – нет, в ответ на некоторые раздражители у него могут проявляться такие качества, как тревожность и агрессивность. Однако далеко не всегда эти качества играют в процессе его социализации негативную роль. К примеру, агрессивность, не выходящие за пределы нормы, является обязательным отличительным качеством лидера, фундаментом целеустремленности; а тревожность – качеством, формирующим наблюдательность, способность к самоконтролю и самоорганизации.

      Ведущие типы деятельности в дошкольном возрасте

      Рассматривая психическое развитие ребенка как старшего, так младшего дошкольного возраста, нельзя обойти вниманием ведущие виды деятельности в этом периоде.

      Роль игры в психическом развитии детей

      Формирование представлений об окружающем мире, понимания особенностей человеческих взаимоотношений – все это начинает происходить в периоде дошкольного детства благодаря игре. Именно этот вид деятельности занимает центральное место в социальной ситуации этого возраста. Благодаря наличию определенных ограничений и правил и, при этом, довольно значительной свободы действий, игра позволяет психологическому развитию ребенка претерпеть существенные количественные и качественные изменения. Помимо предметно-манипулятивной деятельности, игра начинает охватывать и другие сферы (ярким примером являются, например, сюжетно-ролевые игры, где каждый участник должен действовать в соответствии с закрепленным за ним статусом).

      Важная роль игровой деятельности в дошкольном возрасте объясняется целым рядом значимых факторов.

      1. Игра позволяет ребенку включаться в различные формы активной общественно-полезной деятельности. Он усваивает наиболее типичные формы отношений между людьми и учиться ориентироваться в их сфере.
      2. При помощи игровых действий ребенок начинает видеть первые результаты, приносимые его деятельностью.
      3. Игра позволяет сделать ранее неконтролируемую деятельность ребенка более целенаправленной и организованной. Дети учатся более рационально распоряжаться своими ресурсами.
      4. Игра представляет собой наиболее мягкую форму соблюдения первых дисциплинарных и режимных моментов.

      Развитие творческого мышления — важный этап становления личности

      Самостоятельное значение приобретают также различные виды творческой деятельности. Поведенческий репертуар ребенка расширяется; в нем появляются новые виды активности, которые ранее не были доступны по тем или иным причинам.

      Ребенок начинает давать самостоятельную оценку процессу деятельности, результату; приобретает первые навыки прогнозирования и планирования. Он формулирует у детей ожидания и сопоставляет их с реальными результатами.

      Элементы готовности ребенка к школе

      Важное место в периоде дошкольного детства отводится формирования готовности ребенка к принципиально новому этапу в его жизни – поступлению в школу. Феномен готовности к школе включает в себя несколько базовых составляющих.

      Аспекты готовности к школе

      Кратко опишем их:

    5. Интеллектуальная готовность – овладение ребенком необходимой системой школьных знаний, умений, навыков, значимых для обучения. Способность ориентироваться в окружающем мире и сфере бытовых знаний на должном уровне.
    6. Мотивационная готовность – понимание смысла и цели школьного обучения. Наличие у детей должного уровня сформированности познавательной мотивации.
    7. Социальная готовность – понимание статуса школьника. Осознание того, какие именно перемены затронут жизнь ребенка после поступления в школу, какие особенности имеет жизнь учащегося.
    8. Физическая готовность – обладание ребенком должного уровня физического развития, выносливости, которые дают возможность беспрепятственно находиться на уроке в течение положенного времени.
    9. Оценивая психическое развитие и готовность к школе ребенка в дошкольном возрасте, необходимо принимать во внимание все вышеописанные особенности.

      Развитию логики помогает игра в шахматы

      И несмотря на то, что большей части компонентов школьной готовности чаще всего не уделяется должного внимания, они имеют исключительно важный смысл. Всесторонняя оценка, проведенная родителями, а также профессиональными педагогами, дает возможность отнести ребенка к группе детей:

    10. готовых к школьному обучению;
    11. находящихся еще на уровне игровой деятельности.
    12. Завершающим этапом дошкольного периода является кризис возраста 6-7 лет. В решении конфликтов, связанных с переходом, достаточно резкого перехода от привычной игровой деятельности к учебной, будет заключаться основная проблема психического развития детей старшего дошкольного возраста.

      detki.guru

      Дошкольный и преддошкольный возраст

      1. Дошкольный и преддошкольный возраст

      2. Период дошкольного возраста.

      3. Анатомо-физиологические особенности

      пищеварительной системы у детей.

      4. Анатомо-физиологические особенности

      мочевой системы у детей

      3. Анатомо –физиологические особенности детей преддошкольного периода

      года до 3 лет и характеризуется дальнейшим

      ростом и развитием ребенка.

      • Процессы роста и развития замедляются, хотя и

      остаются еще интенсивными. Наиболее бурно

      идет рост нервной, пищеварительной, костной,

      мышечной, иммунной систем.

      интенсивно. Повышается ее работоспособность, выносливость,

      устойчивость нервных процессов, идет активное становление

      психической деятельности, развитие речи.

      • Запас слов у 2- летного ребенка увеличивается медленно,

      понимание речи взрослого идет быстрее, чем становление

      • К концу второго года ребенок строит речевые цепи из 2-4 и

      более слов ( запас слов 200-400). С 2 лет ребенок может

      воспринимать сказки. В 3 года дети могут сообщить свой

      возраст и пол, запас слов увеличивается до 1000, говорят

      длинными фразами, с хорошими грамматическим управлением,

      с 3 лет ребенок говорит «Я», до этого он говорил о себе в

      третьем лице, начинает запоминать простейшие стихи.

      • В 3-5 лет появляется чувство страха. Идет развитие органов

      чувств, полное цветоощущение появляется у ребенка в 3 года.

      Развиваются двигательные навыки, умения, идет приобщение к

      активному труду, приобретение первых навыков поведения в

      коллективе. С 2 лет ребенок начинает рисовать штрихами.

      ткани, наименее развитыми в этом возрасте

      остаются мышцы, формирующие свод стопы,

      длинные мышцы спины, передней брюшной стенки.

      В 3 года ребенок начинает хорошо бегать.

      • Костная ткань еще бедна минеральными солями,

      богата водой, поэтому кости легко поддаются

      искривлению при неправильном сидении, стоянии,

      ношении несоответствующей обуви.

      • Суставные хрящи сохраняют высокую

      чувствительность к инфекционным и химическим

      воздействиям, легко растяжим связочный аппарат.

      • Сохраняется высокая пластичность и легкая

      ранимость всех систем организма ребенка при

      неблагоприятных воздействиях внешней среды.

      приучают кушать самостоятельно. К 2

      годам аппетит несколько уменьшается. С 2

      лет ребенка учат чистить зубы.

      На третьем году жизни контроль ведется по 5

      равномерно, изменяются пропорции. В 4 года

      наблюдается значительная прибавка в массе- первое

      «округление», в 5-7 лет-в росте- первое вытягивание.

      • Совершенствуются функциональные возможности

      ребенка: возрастает сила и выносливость мышц,

      повышается опорная и защитная функции костной

      системы, становятся более устойчивыми моторная и

      секреторная функции желудочно-кишечного тракта,

      повышается активность ферментов. С 4 лет ребенок

      пользуется вилкой, в его меню можно включать

      укрепляются связи между корой и подкорковыми

      образованиями, легче образуются условные рефлексы,

      растет любознательность, возрастает потребность в

      общении с детьми и взрослыми.

      • Развивается речь, координация движений, формируются

      навыки письма, усидчивость, чувство ответственности.

      С 4-5 лет начинают учить чтению.

      • Дети в большинстве случаев в этом возрасте худеют.

      Лордоз и выступающий живот, отмечаемые в первые 2

      года, к 4 годам исчезают. Движения неточные ,

      малокоординированные. Интенсивно развиваются

      мышцы, обеспечивающие прямостояние и ходьбу.

      Мышцы передней брюшной стенки в 4-5 лет еще

      неразвиты. Подъем непосильной тяжести может

      привести к расхождению мышц брюшного пресса.

      10. Питание ребенка старше 1 года.

      По сравнению с питанием младенцев, питание детей старше

      1 года претерпевает значительные изменения. Это связано

      с развитием жевательного аппарата, увеличением объема

      желудка, возрастанием функциональных возможностей

      пищеварительной системы. Однако во многом структура и

      функции желудочно-кишечного тракта еще несовершенны.

      Поэтому по-прежнему сохраняется необходимость

      щажения органов пищеварения, строгого контроля

      качества продуктов и их кулинарной обработки.

      При организации питания детей необходимо, чтобы

      качественный и количественный состав рациона

      соответствовал возрасту и отражал индивидуальные

      вкусовые пристрастия ребенка.

      масло, хлеб, сахар, соль, овощи, фрукты и ряд продуктов.

      2. По-прежнему сохраняет свое значение режим питания.

      Рекомендуется к 1,5 годам перейти на 4 разовое питание:

      завтрак, обед, полдник и ужин. Желательно

      придерживаться следующих рекомендаций:

      Калораж лучше всего распределить так:

      • от 1 до 3 лет — 1:1,2:4;

      • от 3 до 6 лет = 1:1:3,5.

      • 6. В меню обязательно должны входить горячие

      супы и борщи, горячие гарниры.

      4. Для введения каждого нового блюда необходимо 2

      — 3 дня, чтобы ребенок привык к нему. Важно,

      чтобы внешний вид блюд был привлекательным и

      13. Подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение (ДДУ)

      2. Ликвидацию вредных привычек (укачивание, кормление из

      бутылочки, пользование пустышкой и т. д.).

      3. Обеспечение основных навыков опрятности и самообслуживания

      (произвольное мочеиспускание и дефекацию, самостоятельное

      умывание, одевание, пользование столовыми приборами и т. д.).

      4. Обеспечение предварительной вакцинации в полном объеме для

      5. Проведение оздоровительных мер (при анемии, диатезе, частых ОРВИ

      6. Проведение санитарно-просветительной работы с родителями.

      7. Обеспечение постепенного увеличения длительности пребывания

      • в течение 1-й недели — 3—4 часа в день (до обеда);

      • в течение 2-й недели — 5—6 часов в день (до дневного сна);

      • с 3-й недели — 8—9 часов, т. е. полный день.

      виды (группы) адаптации по Р. В. ТонковойЯмпольской)

      I группа — физиологической адаптации (дети, не болеющие в

      период адаптации и легко переносящие ее) — длительность — 2

      болеющие ОРВИ в период адаптации 1—2 раза в легкой форме,

      без осложнений, длительностью 5—7 дней) — длительность

      — от 2—3 недель до 2—3 месяцев;

      III группа — патологической (тяжелой) адаптации (дети с

      неблагополучным социальным и биологическим анамнезом,

      болеющие ОРВИ 3—4 и более раз за период адаптации, обычно в

      тяжелой форме, часто с осложнениями; дети с психологическими

      переживаниями типа эмоционального стресса, извращенных

      поведенческих реакций, депрессии) — длительность от 2—3

      6 месяцев и более.

      15. Обязанности медсестры ДДУ

      медсестра выполняет лечебные,

      контрольные, профилактические функции с

      • профилактики заболеваний у детей;

      • стимуляции гармоничного развития

      личности ребенка в физическом, нервнопсихическом и социальном аспектах;

      • просвещения родителей по различным

      бодрствования с детьми проводились

      • по развитию речи и ознакомлению с

      • по совершенствованию движений;

      • по использованию в играх дидактического и

      • по рисованию, лепке, аппликации и т. д.

      17. В кратком виде основные обязанности медсестры ДДУ можно представить в следующем перечне:

      медсестры ДДУ можно представить в следующем

      1.Оказание неотложной помощи (и выбор дальнейшей

      2. Лечебная помощь больным детям.

      3. Профилактическая работа:

      • организация и проведение прививок;

      • организация и проведение врачебных осмотров;

      • посезонные профилактические мероприятия

      (витамины, фитонциды, фурациллин для зева и т. д.);

      • санитарно-просветительная работа с персоналом,

      детьми и родителями.

      — здоровьем персонала и заполнением санитарных

      книжек состоянием и работой пищеблока;

      санитарным состоянием помещений и мест общего

      — подбором мебели и игрушек по возрасту;

      — соблюдением режима дня;

      — качеством работы младшего персонала (санитарок

      5. Составление меню-раскладки и контроль за

      6. Ежедневный осмотр детей.

      7. Отчетно-учетная деятельность.

      19. Профилактика инфекционных заболеваний у детей от 1 года до 6 лет

      Профилактика инфекционных заболеваний у детей

      от 1 года до 6 лет

      Организацию рационального питания.

      Правильный уход за ребенком (организация режима дня, прогулок, соблюдение

      личной гигиены и т. д.).

      Исключение (по возможности) контактов с инфекционными больными.

      Адекватные физические нагрузки. Закаливающие мероприятия.

      Специфическая профилактика — это предупреждение того или иного конкретного

      инфекционного заболевания. Проводится в виде профилактических прививок с

      целью активной иммунизации детей.

      Смысл прививки: ввести ребенку ослабленного возбудителя, который не вызовет

      заболевания, но стимулирует специфическую иммунную реакцию антиген-антитело

      с образованием специфических антител.

      Результат — формирование активного иммунитета разной стойкости. Вследствие этого

      у ребенка при повторном контакте с возбудителем возможны следующие исходы:

      атипичная, легкая, стертая форма заболевания, без осложнений и с

      гарантированным сохранением жизни ребенка.

      20. Группы риска при проведении иммуннопрофилактики

      слизистых, респираторного тракта (экзема,

      нейродермит, бронхиальная астма). Дети с

      указанием в анамнезе на имевшие место

      аллергические реакции на ранее проводимые

      прививки или введение лекарств.

      2. Дети, перенесшие заболевания нервной

      системы (нейроинфекция, ч/м травмы), у

      которых ранее были судорожные припадки.

      3. Дети, часто болеющие ОРВИ, длительно

      болевшие заболеваниями легких, сердца, ЖКТ,

      ppt-online.org