Дошкольный возраст детей в рб

Дошкольный возраст характеризуется выходом за пределы своих семейных отношений и установкой взаимосвязей с новым для человека взрослым миром. Период, который проходит ребенок от момента своего рождения до вступления в школьную жизнь, является наиболее насыщенным по степени психического и физического развития. Именно на этом этапе происходит формирование всех необходимых качеств, которые делают его человеком. Дошкольный возраст обеспечивает общее развитие ребенка, которое служит фундаментом для приобретения в будущем различных специальных познаний, а также навыков. Этот период способствует усвоению в дальнейшем различных областей деятельности. Именно дошкольный возраст формирует свойства и качества психики маленького человека, которые являются отличительной чертой поведения, характера, а также отношения к окружающему миру.

Дошкольный возраст представляет собой период жизни и развития детей в возрасте от трех до семи лет. Именно эти годы характеризуются дальнейшим физическим развитием, а также ростом интеллекта ребенка. Движения детей становятся более свободными. Ребенок неплохо разговаривает. Мир детских переживаний, ощущений и представлений богат и разнообразен.

Рост и увеличение веса ребенка в этот период характеризуются неравномерностью. Изменяется в дошкольном возрасте и кожный покров. Он утолщается и становится намного эластичнее. При этом снижается количество находящихся в нем сосудов крови. Таким образом, кожа более стойко воспринимает различные механические воздействия. Окостенение костей скелета к пяти-шести годам еще не заканчивается, однако позвоночник принимает формы, как и у взрослого.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью. У детей особенно активно развивается система мышц, что значительно усиливает нагрузку на скелет.

Изменения претерпевает и сердечно-сосудистая система. Ее работоспособность и выносливость значительно повышается. Высокого уровня достигает и нервно-психическое развитие ребенка. При этом совершенствуется интеллектуальное взаимоотношение маленького человека с окружающим его миром. Постепенно растет запас слов. В этом возрасте с достаточной определенностью ребенок может выразить свое эмоциональное состояние – огорчение и радость, смущение и страх, жалость и разочарование. Именно в дошкольном периоде развиваются и становятся определенными моральные понимания ситуации. Тогда же появляется и понятие о возложенных обязанностях.

Обучение детей дошкольного возраста производится через ролевые игры. При этом у ребенка наблюдается стремление к взрослой жизни. В возрасте от трех до семи лет игра является основным видом деятельности, так как она способствует изменениям психики маленького человека. При этом особенно ярко происходит формирование знаковой функции сознания ребенка.

Производя игровую деятельность, маленький человек способен заместить различные предметы, а также взять на себя определенную роль. Именно в этом процессе для ребенка открываются взаимоотношения, которые имеют место между взрослыми людьми.

Развитие детей дошкольного возраста осуществляется и благодаря разнообразным видам творчества. Особое место в этом процессе занимает изобразительное искусство, в частности – рисование. По характеру изображений на бумаге можно судить о восприятии ребенком окружающего мира, о его воображении и памяти, а также мышлении. Именно при помощи рисунков дети передают свои знания и впечатления, которые они получают.

Большую роль в развитии детей играет и познавательный процесс. В этом периоде соединяется мышление, речь и воображение. Этот фактор лежит в основе полноценного обучения языкам (как родному, так и иностранным). В процессе воспитания усваиваются нормы нравственности, правила и формы культурных отношений. Вершиной развития личности маленького человека в дошкольном периоде служит формирование его самосознания, которое опознает собственные качества характера и способности, а также причины неудач и успехов.

fb.ru

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

Дошкольное детство – продолжительный отрезок жизни человека. В этот период рамки жизни ребенка стремительно расширяются от пределов семьи до страны и вселенной. Ребенок познает мир, усваивает отношения между людьми, разные виды деятельности. Дошкольник стремится к самостоятельности, желает включиться во взрослую жизнь, но не имеет такой возможности.

Дошкольное детство, как и другие периоды развития, играет важное место в становлении человека.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольного возраста

В период дошкольного детства четко проявляется противоречие между стремлением к взрослости и невозможностью взрослых отношений. Из этого противоречия появляется ролевая игра – деятельность детей, которая позволяет моделировать взрослую жизнь.

Роль игры в развитии ребенка настолько велико, что переоценить её значение просто невозможно. Здесь развиваются все психические процессы ребенка, формируется речь, усваиваются отношения, познается мир.

Как ведущий вид деятельности игра проходит ряд этапов развития:

  • 3-4 года – режиссерская игра, когда ребенок берет на себя роли всех героев (куклы, игрушки), разыгрывает свой сценарий, наделяет игрушки определенными особенностями, чертами и отношениями.
  • 4-5 лет – образно-ролевая игра, как переходный этап между режиссерской и сюжетно-ролевой игрой. Суть этой игры в том, что в режиссёрской игре ребенок может брать роль на себя: мамы, учителя, врача.
  • 5-6 лет – сюжетно-ролевая игра, требующая объединение нескольких детей, распределения ролей, наделения определенными характеристиками и отношениями.
  • 6-7 лет – игры по правилам. Дети непросто объединяются для игры, они устанавливают определенные правила: могут делиться на группы (семьи, классы, команды), определять стиль отношений (дружим, ненавидим), сферы игровой деятельности. Игры могут быть продолжительными (сериальными), напоминающими отношения целых улиц.
  • Игра в своем развитии выходит их манипуляций с предметами раннего детства. Сущность игровой деятельности переносится с предмета на живого человека, такого же субъекта. Ребенок относится к сверстнику в игре не как к объекту, а как субъекту, прислушиваясь к его мнению, учитывая его особенности. В ссорах и конфликтах дети учатся взаимодействовать друг с другом, общаться.

    В игре развивается мотивационно-потребностная сфера. У ребенка появляются конкретные желания, цели, мотивы. Сама деятельность претерпевает развитие в игре. Ребенок учится определять цель (что?), мотивы (почему?), условия (что нужно для игры?).

    В игре развивается воображение, речь, мышление, память.

    Развитие психических функций в дошкольном возрасте

    Сложный процесс развития речи завершается в дошкольном возрасте. Ребенок усваивает основные грамматические конструкции, учится понимать обращенную речь, формулирует инструкции. Всю дальнейшую жизнь будет обогащаться словарь человека. К семи годам язык становится средством общения и мышления. Человек мыслит с помощью слов. Значит, речь и логическое мышление полностью взаимосвязаны. Речь (язык) становится предметом изучения. Ребенок изучает новые слова, интересуется определенными понятиями. Развивается звуковая сторона речи. К пяти годам дошкольник должен полностью овладеть звуками речи. И если этого не случилось, значит, ребенок нуждается в помощи специалиста.

    В дошкольном возрасте происходит четкая дифференциация эмоциональных и перцептивных процессов. Восприятие уже не зависит от эмоций, оно направленное, аналитическое, осмысленное. Оно имеет собственные действия: наблюдения, поиск, анализ.

    В дошкольном возрасте появляется логическое мышление, основой которого является восприятие. К концу дошкольного возраста появляется логическое мышление, которое отличается от образного тем, что конкретные образы заменяются понятиями и словами. К 6-7 годам появляется способность обобщать, устанавливать связи, соотносить внешние данные с характеристиками предметов.

    Дошкольный возраст характеризуется доминированием памяти как процесса. Ни до, ни после дошкольного возраста не будет констатироваться такая легкость и прочность запоминания. Ребенок, как губка, впитывает в себя информацию.

    Развитие памяти также имеет свои особенности:

  • 3-4 года – непроизвольная память;
  • 4-5 лет – начала формирования произвольной памяти;
  • 5-7 лет дальнейшее формирование произвольной памяти.
  • Весь дошкольный возраст значение непроизвольной памяти достаточно велико.

    В дошкольном возрасте память оказывает влияние на формирование личности ребенка. Первые детские воспоминания относятся к периоду 3-4 лет.

    Дошкольный возраст называют периодом первоначального склада личности. Поэтому очень важно обратить внимание на развитие всех личностных компонентов личности ребенка.

  • Эмоциональная сфера. Дошкольный возраст не характеризуется обилием ярких эффектных вспышек. Их наличие свидетельствует о проблемах самочувствия или наличии девиантного поведения (неправильном воспитании). Эмоциональный фон дошкольника относительно стабилен. Переживания становятся более глубокими и длительными. У ребенка появляется способность сопереживать (эмпатия).
  • Мотивационная сфера. Соподчинение мотивов относится к важному новообразованию дошкольного возраста и характеризуется умением подчинять свои желания общим идеям и планам. В дошкольном возрасте появляются мотивы, не связанные с инстинктами или игрой. Мотивами поведения могут стать самолюбие, соперничество, стремление к успеху. В этом возрасте четко усваиваются моральные нормы.
  • Самосознание. Осознание себя как личности формируется к концу дошкольного возраста. Соответственно в этот период можно вести речь о самооценке. Если в младшем дошкольном возрасте дети знают о себе, что они хорошие, то старший дошкольник может оценить действия других детей, сравнить с собой. Дошкольный возраст характеризуется половой идентификацией. Именно в этот период ребенок четко осознает себя мальчиком или девочкой и соблюдают необходимые стили поведения. Ребенок определяет отношение ко времени, четко определяет прошлое (когда я был маленьким) и будущее (когда я вырасту).
  • Таким образом, центральными новообразованиями являются:

    • соподчинение мотивов;
    • развитие самосознание;
    • появление логического мышления.
    • Дошкольный возраст имеет большое значение для личностного и интеллектуального развития. Большинство успехов и проблем дальнейшей жизни имеют корни в дошкольном возрасте.

      Специфика возникновения. Лекарственная зависимость

      Лекарственной зависимостью называют психическое расстройство, которое возникает на фоне длительного употребления определенного медицинского препарата. Причем отмена приема лекарства может.

      В период межсезонья (осень, весна) часто можно слышать жалобы людей на депрессивное состояние. Под депрессией многие ошибочно понимают пессимистическое.

      Синдром нарциссизма. Основные вопросы

      Существует древнегреческий миф о юном и очень красивом парне, который влюбился в себя самого, когда разглядел собственное отражение в.

      Дебильность, как диагноз

      Дебильность — одна из разновидностей олигофрении, в результате которой человек с трудом анализирует и конкретизирует полученные данные. Двигательная активность.

      Идиотия является крайней степенью олигофрении (умственной отсталости), которая может возникнуть в силу факторов риска, повлиявших на пациента и в.

      Синдром Ганзера представляет собой серьезное психическое расстройство, которое сопровождается помрачением сознания. Человек, страдающий эти заболеванием, начинает говорить и действовать.

      Деменция – это заболевание, характеризующееся стойким и необратимым нарушением интеллектуальной деятельности человека, сопровождаемое различными отклонениями в поведении, физическом состоянии.

      Основные причины и симптомы дромомании

      Дромоманией называется психическое расстройство, при котором человек постоянно испытывает желание убежать из дома. Больные дромоманией убегают, что называется, «куда.

      Как проявляется деменция у мужчин, женщин и детей

      Сегодня человек сталкивается со множеством неприятностей, в том числе и с тяжелыми заболеваниями, которые делают людей бессильными. Большинство людей.

      Методы борьбы с нервным тиком

      С нервным типом сталкивался практически каждый человек на Земле. Далеко не каждый уделял этой проблеме должное внимание. Если тик.

      www.psyportal.net

      Младший дошкольный возраст

      До свидания, лето. Здравствуй, детский сад!

      Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада. Знакомить с традициями д/с, с правами и обязанностями детей в группе.

      3-4 неделя сентября

      Расширять знания детей о временах года: характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе, о жизни домашних и диких животных, птиц, труде людей. Осень в РБ.

      1 неделя октября,

      Формирование первичных представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду как ближайшему социуму.

      Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей.

      3 неделя октября

      Формирование первичных ценностных представлений о животных как «меньших братьях» человека.

      4 неделя октября

      Формирование представления о красоте (видеть, ценить и созидать красоту в окружающем мире в разнообразных ее проявлениях), взаимосвязи красоты и здоровья, красоты и доброты человека, внутренней и внешней красоте человека.

      День народного единства

      1 неделя ноября

      Дать первые представления о родной стране (название города, страны, республики), о правилах поведения в городе.

      Формирование представлений о формах и способах приветствий, культуры поведения, желания и умения устанавливать положительные взаимоотношения с людьми.

      3 неделя ноября

      Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней.

      Всемирный день здоровья

      3 неделя декабря

      Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

      1-2 неделя декабря

      Расширять представления о зиме, сезонных изменениях в природе. Формировать представления о безопасном поведении зимой; исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментальной деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать её красоту.

      3-4 неделя декабря

      Формирование представлений о Новом годе, как веселом и добром празднике (утренники; новогодние спектакли; сказки; каникулы; совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; пожелания счастья, здоровья, добра; поздравления и подарки; Лапландия – родина Деда Мороза и др.), как начале календарного года (времена года; цикличность, периодичность и необратимость времени; причинно-следственные связи; зимние месяцы; особенности Нового года в теплых странах и др.). Формирование умений доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки.

      Народная культура и традиции

      2 неделя января

      Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа (русского, башкирского).

      («Моя любимая игрушка, книга» и + ср.г. «Киндер страна», семейная коллекция)

      3 неделя января

      Помочь ребенку осознать значимость своей личности, своих индивидуальных предпочтений.

      Приобщение и формирование положительного отношения к театральному искусству.

      Формирование первичных ценностных представлений о добре и зле.

      2 неделя февраля

      Развитие музыкальности детей.

      День защитника Отечества

      Формирование первичных представлений о российской Армии, о мужчинах как защитниках «малой» и «Большой» Родины, всех слабых людей. Воспитание уважения к защитникам Отечества.

      4 неделя февраля

      Знакомство детей с Масленицей, приобщение к народным традициям.

      Воспитание чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них.

      2, 3 неделя марта

      Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях, расширять представления о простейших связях в природе.

      Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Формировать элементарные экологические представления.

      Формировать представления о работах,

      проводимых весной в саду и огороде.

      Привлекать детей к посильному труду на участке д/сада, в цветнике.

      Формирование первичных ценностных представлений о птицах как «меньших братьях» человека, их характерных признаках: окраска, поведение, пение, питание.

      studfiles.net

      Старший дошкольный возраст

      положительного отношения к процессу обучения в

      школе (предметам, урокам, оценкам, школьным

      принадлежностям, распорядку дня школьника,

      новой роли ученика и др.), труду учителя.

      Расширять знания детей об осени. Продолжать

      знакомить с сельскохозяйственными профессиями.

      Закреплять знания о правилах безопасного поведения

      в природе. Закреплять знания о временах года,

      последовательности месяцев в году.

      Формировать обобщенные представления о

      приспособленности растений и животных к

      изменениям в природе, явлениях природы.

      Дать первичные представления об экосистемах,

      природных зонах. Расширять представления о

      неживой природе. Расширять представления об

      отображении осени в произведениях искусства

      (поэтического, изобразительного, музыкального).

      Формирование первичных представлений и

      положительного отношения к профессии воспитателя,

      другим профессиям дошкольных работников,

      детскому саду как ближайшему социуму.

      1 неделя октября

      Приобщение детей к культурной жизни Башкортостана.

      Ознакомление с творчеством С.Т.Аксакова,

      дать знания о его вкладе в процветание родного края.

      2 неделя октября

      Развивать интерес, гордость к родному краю, его

      истории, природе, богатствам. Познакомить

      с символикой РБ: флагом, гербом, гимном.

      Всемирный день животных

      Формирование первичных ценностных

      представлений о животных как «меньших братьях»

      Формирование представления о красоте (видеть,

      ценить и созидать красоту в окружающем мире в

      разнообразных ее проявлениях), взаимосвязи красоты

      и здоровья, красоты и доброты человека, внутренней

      и внешней красоте человека.

      о России как о многонациональной, но единой стране.

      Воспитание уважения к людям разных национальностей. Москва — столица нашей родины. Закреплять знания о флаге, гимне, гербе России.

      Всемирный день приветствий

      2 неделя ноября

      Формирование представлений о формах и способах

      приветствий, культуры поведения, желания и умения

      устанавливать положительные взаимоотношения с

      Воспитание чувства любви и уважения к матери,

      желания помогать ей, заботиться о ней.

      1 неделя декабря

      Формирование представлений об инвалидах как о людях, которым необходимо особое внимание окружающих; о способах и формах оказания

      помощи инвалидам. Формирование первичных

      ценностных представлений о здоровье и здоровом

      2 неделя декабря

      Продолжать знакомить с зимой как временем года,

      с зимними видами спорта. Формировать первичный

      исследовательский и познавательный интерес через

      экспериментирование с водой и льдом. Расширять,

      обогащать знания детей об особенностях зимней

      природы (холода, заморозки, снегопады, сильные

      ветры), особенностях деятельности людей в городе,

      на селе; о безопасном поведении зимой. Знания детей

      о природе РБ зимой.

      В ожидании Нового года,

      Формирование представлений о Новом годе, как

      веселом и добром празднике (утренники; новогодние

      спектакли; сказки; каникулы; совместные с семьей

      новогодние развлечения и поездки; пожелания счастья,

      здоровья, добра; поздравления и подарки; Лапландия –

      родина Деда Мороза и др.), как начале календарного

      года (времена года; цикличность, периодичность и

      необратимость времени; причинно-следственные связи;

      зимние месяцы; особенности Нового года в теплых

      странах и др.). Формирование умений доставлять

      радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы

      Народные праздники, развлечения (Колядки, Аулак)

      Формирование позитивного отношения к истории и

      культуре народа. Дать детям сведения о народных

      праздниках. Воспитывать желание участвовать в

      Наше любимое увлечение

      (мир увлечений детей и родителей)

      Выработка общих интересов группы и детей и

      родителей. Расширение круга общения детей,

      формирование способов контактов с малознакомыми

      людьми, приобщение детей к ценностям сотрудничества.

      4 неделя января

      Приобщение и формирование положительного

      отношения к театральному искусству.

      1 неделя февраля

      Ребенок в мире музыки

      Приобщение и формирование положительного отношения к музыкальному искусству.

      3 неделя февраля

      Формирование первичных представлений о Российской

      армии, о мужчинах как защитниках «малой» и

      «большой» Родины, всех слабых людей (детей, женщин,

      стариков, больных). Воспитание уважения к

      Дать знания о русском празднике Масленица.

      Формирование духовной культуры, нравственно-

      Международный женский день

      Воспитание чувства любви и уважения к женщине,

      желания помогать им, заботиться о них.

      Формировать у детей обобщенные представления

      о весне как времени года, приспособленности растений

      и животных к изменениям в природе. Расширять знания

      о характерных признаках весны; о прилете птиц; о

      связи между явлениями живой и неживой природы и

      сезонными видами труда; о весенних изменениях в

      природе. Весна в РБ.

      Формирование первичных ценностных представлений

      о птицах как «меньших братьях» человека.

      Ст.гр.- Формировать обобщенное представление

      о зимующих и перелетных птицах, учить различать

      их по существенному признаку: возможность

      удовлетворения потребности в пище. Углублять

      представления о причинах отлета и прилета.

      Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

      Под.гр. — Расширять и систематизировать знания о

      домашних, зимующих и перелетных птицах, об

      особенностях приспособления к окружающей среде.

      Закреплять умения устанавливать причинно-

      следственные связи в природе. Учить правильно вести

      себя в природе. Знакомить с народными приметами.

      Программа "Пралеска" для детских садов в РБ.

      Меня часто просят опубликовать что-нибудь на педагогическую тему, теорию по воспитанию и обучению детей. Информации в интернете много, но отличить хорошее от нехорошего, а то и вредного, не каждому по силам. Особенно мамам молодым, не только без педагогического опыта, а порой даже без житейского. И поиск информации, и ее фильтрация, отнимают много времени. Я уже не говорю про авторское написание статей. А у меня так много интересов, да и семье время уделять надо. Поэтому я решила выкладывать на сайте выдержки из белорусской национальной программы для дошкольных учреждений «Пралеска». Я работала по этой программе будучи воспитателем, поэтому знаю ее хорошо, она вполне в комаровском духе.

      Вот что пишут авторы программы под руководством кандидата психологических наук, профессора Е.А. Панько.

      Программа носит символическое имя, данное ей еще в 1990-х годах – «Пралеска». Как весенний цветок белорусских лесов, что пробивает промерзшую землю, стремясь у жизни и солнцу, так и новые идеи гуманизации дошкольного образования преодолевают преграды авторитарной модели воспитания и обучения.

      Цель образования в дошкольном учреждении – гармоническое разностороннее развитие детей.

      Основные задачи воспитания и обучения:

    • Охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;
    • Формирование гуманных взаимоотношений с близкими, обеспечение эмоционального благополучия, психологического здоровья каждого воспитанника;
    • Обеспечение полноценного, своевременного, разностороннего психического развития ребенка (познавательных, эмоционально-волевых процессов, различных видов деятельности);
    • Воспитание личности ребенка, развитие ее творческого потенциала, способностей, выявление признаков одаренности;
    • Приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям.
    • Каждый возрастной период характеризуется специфической «социальной ситуацией развития» ( ), определенным соотношением условий социальной среды и внутренних условий, конкретными новообразованиями, их своеобразным сочетанием, ведущей деятельностью, в наибольшей степени влияющей на психическое развитие ребенка, подготовку его к переходу на новую возрастную ступень. С опорой на данный подход в «Пралеске» выделены следующие психологические возрасты: раннее детство , состоящее из двух стадий: младенческий возраст ( от рождения до года ) — «Малютки» , и ранний возраст ( от одного года до трех лет ) – « Малыши » ; дошкольное детство , включающее в себя также две стадии: младший дошкольный возраст ( от трех до пяти лет ) – «Почемучки» , и старший дошкольный возраст ( от пяти до шести-семи лет ) – «Фантазеры» .

      Содержание образования детей в вышеназванных группах стуктурированно по следующим направлениям:

    • «Я и мир вокруг меня»(«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и рукотворный мир»);
    • «Развиваемся в деятельности»(«Общение и речь», «Мир игры», «Познавательно-практическая деятельность», «Входим в мир прекрасного», «Приобщаемся к труду», «Учебная деятельность: предпосылки» — в группе «Фантазеры»).
    • Я планирую выкладывать педагогические задачи и пояснения к каждому направлению. Таким образом, у вас соберется полная информация по развитию и обучению детей на каждый возраст. Начну с «Малюток» и продолжу по возрастающей.

      klubkom.net