Дневное времяпрепровождение детей дошкольного возраста

Глава 2 Питание. Принципы рационального питания детей дошкольного возраста. Основные вещества пищи в питании дошкольников

2.1 Питание. Принципы рационального питания детей дошкольного возраста

Питание ребенка – ведущий фактор, обеспечивающий правильное развитие и функционирование всех органов и систем.

Рациональное..питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией, является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста. В то же время, правильно организованное питание способствует повышению устойчивости организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов [6].

Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей [8].

Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей.

Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо.

Таким образом, во всех ДОУ с продолжительностью пребывания детей более 3,5 часов организовывается горячее питание воспитанников, предусматривающее такое количество приемов пищи и их периодичность, чтобы длительность промежутков между отдельными приемами пищи не превышала 3,5 – 4 часов. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ [7].

Дети, посещающие ДОУ, основную часть суточного рациона питания (не менее 70%) получают именно в этих учреждениях. Поэтому организация питания в ДОУ должна предусматривать обеспечение детей большей частью необходимых им энергии и пищевых веществ. При этом основными принципами организации питания в ДОУ должны служить:

1. Адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей.

2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, витамины, минеральные соли и микроэлементы.

3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

4. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.

5. Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее питание).

6. Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).

7. Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд [14].

Рацион питания детей различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 4 до 6 лет. Как правило, дети, находящиеся в ДОУ в дневное время (в течение 9-10 часов получают трехразовое питание (завтрак, обед, полдник), которое обеспечивает их суточную потребность в пищевых веществах и энергии примерно на 75-80 %. При этом на долю завтрака приходится 25 % суточной пищевой ценности рациона питания, на долю обеда — 35-40 %, полдника – 15 %. Ужин, на который остается 20-25% суточной пищевой ценности, дети получают дома [2].

Для детей, находящихся в ДОУ 12 часов, можно организовать как трехразовое (наиболее распространенное), так и четырехразовое питание. В первом случае их питание состоит из завтрака, на который приходится 25 % суточной пищевой ценности рациона питания, обеда (25 %) и более калорийного, чем обычно, полдника (20-25 %), (так называемый «уплотненный» полдник). Реже предусматривается четвертый прием пищи – ужин, составляющий 25 % суточной пищевой ценности (при этом полдник делают более легким из расчета 10 % суточной пищевой ценности).

Основой организации рационального питания детей в ДОУ является соблюдение рекомендуемых продуктовых наборов, а также разработанных на их основе типовых рационов питания (примерных меню). Выход блюд и кулинарных изделий предусматривается в соответствии с действующей нормативной и технологической документацией [15].

studfiles.net

Примерное 3-дневное меню для детей в возрасте от 1 до 1,5 лет

1-й день — Селедочный паштет, картофельное пюре, молоко, хлеб с маслом и тертым сыром, фруктовый сок (завтрак в 8 ч); Салат из помидоров, овощной суп, мясное суфле с морковным пюре, тертое яблоко (обед в 12ч); Молоко с сахаром, печенье, свежие фрукты (полдник в 16ч); Творожная запеканка, молоко, фруктовое пюре (ужин в 20ч); Кефир с сахаром (ночное кормление в 24ч).

2-й день – Омлет, молочная каша, кофе с молоком, хлеб с маслом, фруктовый сок (завтрак в 8 ч); Тертая вареная свекла, суп картофельный, рыбное суфле с овощным пюре, фруктовое пюре (обед в 12ч); Молоко, сухарики, свежие фрукты (полдник в 16ч); Овощное пюре, кефир с сахаром, фруктовое пюре (ужин в 20ч); Кефир с сахаром(ночное кормление в 24ч).

3-й день — Ленивые вареники со сметанным соусом, чай с молоком, хлеб с маслом, фруктовый сок (завтрак в 8 ч); Тертая морковь, борщ, котлета паровая с пюре из тыквы, фруктовый сок (обед в 12ч); Кефир с сахаром, кукурузные палочки, свежие фрукты (полдник в 16ч); Гречневая каша, молоко, фруктовое пюре (ужин в 20ч); Кефир с сахаром(ночное кормление в 24ч).

Примерное 3-дневное меню для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет:

1-й день — Сельдь с отварной свеклой, молочная каша, кофе с молоком, хлеб с маслом и сыром, яблоко (завтрак в 8 ч); Салат из капусты, борщ украинский со сметаной, котлета с тушеными овощами, помидор, фруктовый сок (обед в 12ч); Кефир, выпечка с джемом, свежие фрукты или ягоды (полдник в 16ч); Овощная запеканка, молоко, фруктовое пюре (ужин в 20ч).

2-й день — Омлет с сосиской, помидор, кофе с молоком, хлеб с маслом, фруктовый сок (завтрак в 8 ч); Салат из огурцов и помидоров, суп рыбный, рыба отварная с картофельным пюре и свежей капустой, компот из свежих яблок (обед в 12ч); Молоко, ватрушка, свежие фрукты или ягоды (полдник в 16ч); Молочная каша, кефир, свежие фрукты (ужин в 20ч).

3-й день — Творожная запеканка, тертая морковь, чай с молоком, хлеб с маслом, свежие фрукты (завтрак в 8 ч); Салат из вареной свеклы, куриный бульон, рагу из курицы с морковью и зеленым горошком, свежий огурец, фруктовый сок (обед в 12ч); Кефир, домашняя булочка, свежие фрукты или ягоды (полдник в 16ч); Овощное рагу, кефир, фруктовый сок (ужин в 20ч).

От организации питания в дошкольных учреждениях во многом зависит состояние здоровья и развитие воспитывающихся в них детей.

Действующие нормы питания детей ясельного и дошкольного возраста полностью отвечают физиологическим потребностям детей указанных возрастных групп в основных пищевых веществах и энергии и вполне позволяют организовать рациональное питание воспитанников. Важно только обеспечить правильное составление рационов питания детей, правильную кулинарную обработку продуктов и строгий контроль за организацией детского питания.

В дошкольных учреждениях дети первого года жизни сейчас практически отсутствуют, но если они там есть, для них организуется индивидуальное питание по назначению врача. Для детей от года до 3 лет и детей от 3 до 7 лет составляются раздельные меню, так как отпускаемые ассигнования на питание детей этих двух возрастных групп и натуральные наборы продуктов имеют определенные различия.

Примерное 3-дневное меню для детей в возрасте от 3 до 7 лет:

1-й день — Каша геркулесовая с творогом, кофе с молоком, хлеб с маслом (завтрак в 8ч); Салат из редиса или редьки, борщ вегетарианский со сметаной, рыба, жаренная с картофельным пюре, компот из тыквы (обед в 12 ч); Кефир, пирог с курагой, свежие фрукты (полдник в 16ч); Омлет с тушеной капустой, кефир, свежие фрукты (ужин в 20ч).

2-й день — Рыба по-польски с овощами, чай с молоком, хлеб с маслом (завтрак в 8ч); Салат из свеклы с яблоком и черносливом, суп-пюре гороховый с гренками, плов с мясом, кисель клюквенный (обед в 12ч); Кефир, вафли, печеное яблоко (полдник в 16ч); Оладьи с творогом со сметаной, молоко, свежие фрукты (ужин в 20ч).

3-й день — Сосиска отварная с вермишелью, молоко, хлеб с маслом (завтрак в 8ч); Салат из помидоров и огурцов, суп перловый с мясом и овощами, азу с отварным картофелем, фруктовый сок (обед в 12ч); Молоко, домашняя булочка, фруктовое пюре (полдник в 16ч); Шарлотка яблочная с соусом, кефир, свежие фрукты (ужин в 20ч).

Дети, находящиеся в дошкольном учреждении на дневном пребывании (в течение 9 — 10 ч), полу- чают 3-разовое питание, которое обеспечивает примерно 75-80 % суточной потребности в основных пищевых веществах и энергии. Для детей, находящихся в дошкольном учреждении на удлиненном дне (12 — 14 ч), как правило, организуют 4-разовое питание, что предусмотрено отпускаемыми ассигнованиями. При этом питание в учреждении почти полностью покрывает суточную потребность детей в пищевых веществах- (для детей ясельного возраста установлены единые нормы для 12- и 24-часового пребывания). Однако в ряде учреждений, особенно там, где основная масса детей уходит домой довольно рано (в 17 — 18 ч), организуют 3-разовое питание, при этом состав полдника бывает более калорийным (до 20- 25% от общей суточной калорийности рациона). Для детей, находящихся на круглосуточном пребывании, предусматривается 4-ра- зовое питание, а в некоторых учреждениях (санаторных, для час- то болеющих детей) — 5-разовое.

Режим питания в дошкольных учреждениях должен соблюдаться особенно четко, так как от этого во многом зависит весь режим жизни детей. Для детей, получающих 3-разовое питание, обычно завтрак бывает в 8 ч 30 мин, обед — в 12 ч — 12 ч 30 мин, полдник — в 16 — 16 ч 30 мин. Ужин дети получают дома в 19 — 20 ч. При 4-разовом питании обычно завтрак и другие приемы пищи несколько сдвигаются на более ранние сроки: завтрак — в 8 ч, обед — в 11 ч 30 мин — 12 ч, полдник — в 15 ч 30 мин и ужин — и 30 мин — 19 ч. В круглосуточных группах детям целесообразно пе ред ночным сном (в 21 ч) давать стакан кефира или молока.

4. Под формированием рациона питания детей и подростков в организованных коллективах понимается обоснованный выбор пищевых продуктов, в том числе кулинарной продукции (блюд и кулинарных изделий), предназначенных для включения в рацион питания детей и подростков; обоснованный выбор пищевых продуктов, продовольственного сырья и полуфабрикатов, используемых для приготовления кулинарной продукции; составление рациона питания или меню (меню-раскладок) с последующим анализом и оценкой качественного и количественного состава рациона питания и постоянной корректировкой пищевой и энергетической ценности рациона и набора используемых в его составе продуктов.

При составлении рационов питания детей в дошкольных учреждениях (с обязательным участием медицинской сестры учреждения) необходимо максимально придерживаться утвержденного набора продуктов, который, как было указано зано выше, полностью покрывает физиологические потребности детей в пищевых веществах. Однако это не означает, что ежедневно необходимо использовать все продукты этого набора в указанных в нем дозировках. Некоторые продукты действительно включают в рационы детей ежедневно (хлеб, молоко, масло, сахар, мясо), хотя и здесь возможны колебания в количестве продуктов. В то же время такие продукты, как сыр, сметана, творог, рыба, яйца, более рацио- нально давать детям через день или даже через 2 — 3 дня (напри- мер, рыбу), но при этом дози- ровка продукта должна быть со- ответствующим образом увеличе- на. Важно только, чтобы в течение 10 дней все положенное количество продуктов было полностью израсходовано, тогда будет уверенность, что дети получили рациональное питание, соответствующее их возрастной потребности. Медицинская сестра дошкольного учреждения периодически проводит расчеты химического состава и калорийности пищи детей по коли- чествy фактически израсходованных продуктов в среднем за сутки. Исходные данные для этих рас- четов берутся из накопительной бухгалтерской ведомости фактического расхода продуктов за истекший месяц или любые 10 дней подряд каждого месяца, из которых высчитывается среднесуточный расход продуктов. Расчеты проводят раздельно для детей ясельного и дошкольного возраста. Это позволяет своевременно вносить необходимые коррективы в пи- таниe детей.

Составляя детские меню, необходимо обращать внимание на до- статочное разнообразие блюд в течение -недели и особенно в течение дня. Недопустимо, когда в суточном меню дают две каши, да еще крупяной гарнир ко второму блюду. Желателъно, чтобы дети получали течение дня два овощных блюда и только одно крупяное.

В состав обеда, как правило, включается вся предусмотренная утвержденным набором норма мяса. Выбор первых блюд для детей раннего и дошкольного возраста ничем не ограничен. Как тем, так и другим показаны бульоны (куриный, мясной, рыбный), супы на этих булъонах, заправленные овощами, крупами, клецками, галушками, вегетарианские супы, супы молочные, фруктовые.

В качестве вторых блюд детям раннего возраста дают паровые котлеты, биточки, тефтели, более старшим — эти же блюда можно давать в жареном виде; обеим возрастным группам можно включать в меню различные тушеные овощи с мясом, рыбой, птицей, всевозможные запеканки, детям дошкольного возраста чаще, чем детям до 3 лет, дают жареную рыбу, птицу, кролика, обжаренное и тушеное мясо, азу, гуляш, беф- строганов.

Учитывая, что в питании детей необходимо максималъно использовать различные овощи, как в свежем, так и в вареном виде, в состав обеда обязательно должен включаться салат, преимущественно из сырых овощей, желательно с добавлением свежей зелени. Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сушеные фрукты (например, готовить тертую морковь с яблоками, салат из свежей капусты с черносливом, изюмом, са- лат из вареной протертой свеклы с черносливом и т. п.).

В качестве третьего блюда луч- ше всего давать детям свежие фрук ты или соки, а при их отсутствии — компоты из свежих или сухих фрук- тов, а также консервированные фруктовые или овощные соки, фруктовые пюре для детского питания (промышленного производ- ства). Нежелательно давать детям кисели из концентратов, что до- вольно часто практикуется в до- школьных учреждениях. Этот продукт не имеет практически ника- кой пищевой ценности, витамины в нем отсутствуют, и включение такого блюда в рацион детей только перегружает их углеводами.

На завтрак и ужин детям можно давать различные молочные каши, отдавая преимущество гречневой и овсяной. Очень хорошо гото- вить каши с овощами или фрукта- ми (овсяную, манную или рисовую с морковью, черносливом, кура- гой, изюмом; пшенную и рисовую с тыквой, изюмом и др.). Каши следует чередовать с овощными блюдами (овощным рагу, тушеной капустой, свеклой, морковью в молочном соусе, овощной икрой). Можно готовить и смешанные крупоовощные блюда (овощные голубцы с рисом, морковные, кар- тофельные, капустные, свекольные котлеты с соусом, различные запе- канки). Очень полезны детям блюда из творога (сырники, запеканки, пудинги, ленивые вареники), а также из яиц (омлет натуральный, омлет с различными овоща- ми, с картофелем, с яблоками). На завтрак дети изредка могут получать колбасные изделия (сосиски, сардельки, вареную колба- су), жареную или отварную рыбу, вымоченную сельдь или селедочный паштет, приготовленный не- посредственно перед кормлением.

В качестве питья на завтрак обычно дают злаковый кофе на молоке (цельном или половинном), молоко, чай с молоком, а на ужин — лучше кефир, но можно и молоко, реже — чай с молоком. В качестве напитка в дошкольных учреждениях довольно часто дают детям простой чай. Дети во время завтрака охот- но пьют кофейный напиток на молоке, даже если он предлагается — ежедневно, т.к. от простого молока нередко отказываются. В детских коллективах не рекомендуется давать в качестве напитка какао (а многие детские сады им очень увлекаются). Во-первых, это блюдо довольно дорого, а во-вторых, в детской группе всегда есть дети, которые не переносят какао и шоколад и чувствуют себя ущемленными, ес- ли их лишают этого напитка, в то время как другие дети его получают. На завтрак и на ужин при возможности готовят детям салаты из свежих овощей и фруктов. Их можно давать в меньших дозах, чем на обед, но все же эти блюда значительно обогащают пищу детей витаминами и способствуют лучшему течению пищеварительных процессов. Особенно хорошо предлагать такие блюда летом, когда в жаркие дни у детей часто снижается аппетит. В летний период дошкольные учреждения получают дополни- тельные средства на проведение летней оздоровительной компании и часто расходуют их нерационально — на приобретение сладостей кондитерских изделий, не приносящих детям пользы.

Полдник в дошкольном учреждении обычно состоит из двух блюд — молочного напитка (кефира, ряженки, биолакта, молока и др.) и выпечки или кондитерских изделий (печенья, сухариков, вафель). Очень хорошо давать детям и третье блюдо — свежие фрукты или ягоды, фруктовый сок, фруктовое пюре. В тех группах, которые работают по продленному дню, но находятся на 3-разовом питании, в состав полдника можно включить какое-либо более калорийное блюдо — запеканку, шарлотку, пудинг, блюдо из творога, яиц.

Составленное меню фиксируется на специальном бланке меню — раскладки, где перечисляются все блюда, входящие в дневной рацион, их выход (масса одной порции), расход продуктов для приготовления каждого блюда (записывается дробью: в числителе — количество продуктов на одного ребенка, в знаменателе — количество данного продукта на всех детей, получающих это блюдо).

Меню для детей в возрасте до 3 лет и от 3 до 7 лет может быть общим, но раскладка с указанием соответствующего расходования продуктов обязательно должна быть раздельной. При этом в меню— раскладке необходимо каждый раз отмечать число детей этих возрастных групп, присутствующих в учреждении на данное число.

Для определения выхода блюд следует учитывать потери, про- исходящие при кулинарной обработке продуктов (холодной и тепловой), а также привар некоторых готовых блюд, пользуясь специальными таблицами. В тех случаях, когда по принятой рецептуре из-за низкого качества исходных про- дуктов не получается необходимо- го количества данного блюда, от- ветственный работник пищеблока в присутствии заведующей до- школьным учреждением сос- тавляет акт о сортности продук- та, в необходимых случаях про- водит пробную варку. Такой акт является основным документом для повышенного расхода продукта на данное блюдо.

В примерных меню, кроме раскладки про-дуктов, с учетом возраста детей и длительности их пребывания в учреждении, имеются сведения о содержании основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) и калорийности каждого блюда и всего дневного рациона в це- лом, что значительно облегчает подсчеты химического состава дет- ского питания в целях контроля его качества.

Составляя детские рационы, важно также учитывать индивидуальные особенности ребенка, национальные обычаи и привычки, а так- же природно-климатические условия. Так, при наличии у некоторых детей каких-либо отклонений в развитии или состоянии здоровья, им необходимо обеспечивать соответствующее питание (исключение из рациона некоторых блюд или продуктов при пищевой аллергии, дополнительное питание ослабленным детям, щадящее питание детям с заболеваниями органов пищеварения, почек и др.). Очень важно обеспечить правильное питание и индивидуальный подход к детям в период их адаптации к условиям дошкольного учреждения (особенно к детям раннего возраста, наиболее ранимым и труд- но привыкающим к коллективу). Большого внимания требуют так- же дети, вернувшиеся в детские учреждения после перенесенных заболеваний, когда сопротивляемость их организма к любым не- благоприятным факторам снижена. Соблюдение национально-территориального принципа питания детей является одним из мо- ментов профилактики ряда заболеваний и способствует нормальному развитию детей, особенно в учреждениях преимущественно с коренным составом воспитанников. Так, на территориях Крайнего Се- вера у детей, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях, при европеизированном типе пита- ния часто развиваются анемии, снижается острота зрения, появ- ляется кариес зубов. В то же время флора Крайнего Севера, многих районов Сибири дает широкие возможности использовать в пита- нии детей разнообразные дикорастущие ягоды (бруснику, чернику, морошку, голубику, жимолость, черную и красную смородину), что позволяет значительно обогащать детские рационы витаминами и микроэлементами. В питании детей, проживающих в районах Край- него Севера, рационально также ис- пользовать такие продукты мест- ной сырьевой базы, как оленина, речные и озерные породы рыб, мясо морских животных и многие другие, которые содержат большое количество водо- и жирорастворимых витаминов, минеральных веществ, редких микроэлементов. Детям, проживающим в районах Прибалтики, следует шире включать в рационы брюкву, ревень, перловую крупу, различные овощные салаты. Это предупреждает развитие такой, свойственной этим территориям патологии желудочно-кишечного тракта, как запоры. В республиках Средней Азии, Закавказья, в Казахстане в рационы детей рекомендуется особенно широко включать кисломолочные продукты, являющиеся одним из средств профилактики острых кишечных заболеваний, представляющих краевую патологию для многих районов этих территорий. Кроме того, в данных республиках используют блюда из нежирной баранины, риса, имеются богатые возможности для широкого применения различных овощей и фруктов.

5. Для правильной организации питания детей раннего и дошкольного возраста очень большое значение имеет вся обстановка, в которой происходит прием пищи. Следует позаботиться о том, что- бы дети были обеспечены соответствующей посудой, мебелью, чтобы удобно было сидеть за столом. Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными. Все это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалось положительное от- ношение к процессу приема пищи. Ни в коем случае нельзя отвлекать ребенка во время еды игрушками, сказками, посторонними разговорами. Сам процесс кормления дол- жен проходить спокойно, в добро- желательной обстановке. Начиная с самого раннего возраста у ребенка необходимо вырабатывать необходимые гигиенические навыки во время еды: соблюдать чистоту и опрятность, пользоваться салфеткой, уметь обращаться с посудой, приборами, не выходить из-за стола, не окончив еду, и пр. Во всем. этом большая роль отводится взрослым — родителям, а в до- школьных учреждениях — воспитателям.

В дошкольных учреждениях очень важно правильно организовать кормление детей в младшей ясельной группе, где обычно воспитываются дети, значительно отличающиеся по возрасту. Если в этой группе имеются дети, живущие по разным режимам (с одним и двумя дневными снами), часы кормлений этих двух подгрупп не должны совпадать. Тогда процесс кормления будет проходить более спокойно и персонал сможет уде- лить больше внимания каждому ребенку.

В организации питания детей, посещающих дошкольные учреждения, очень большое значение имеет обеспечение четкой преемственности между дошкольными учреждениями и семьей ребенка. Важно, чтобы домашнее питание дополняло питание в дошкольном учреждении. С этой целью родители должны систематически получать необходимую информацию о том, как организовано питание в учреждении, которое посещает ребенок, иметь конкретные сведения о составе питания, которое ребенок по- лучил в течение дня. С этой целью в каждой детской группе вывешивают дневное меню и рекомендации для родителей по составу домашнего ужина, который желательно дать ребенку. В некоторых учреждениях медицинские сестры и врачи разрабатывают и выдают родителям на руки памятки о том, как рационально кормить ребенка того или другого возраста, особенно, если у данного ребенка имеются ка- кие-либо отклонения в состоянии здоровья и требуется диетотерапия. В состав домашних ужинов следует включить такие блюда и продукты, которые ребенок не полу- чал в детском саду в этот день. При составлении детского рациона на выходные, праздничные дни, на время отпуска лучше ориентироваться на тот набор продуктов, который предусмотрен для них в до- школьных учреждениях.

Чтобы не нарушался режим питания, надо предупреждать родителей, чтобы утром, до отправления в дошкольное учреждение, они не кормили ребенка, так как это приведет к снижению аппетита и ребенок будет плохо завтракать в группе. Однако, если ребенка приводят в детский сад очень рано, ему можно дать дома стакан кефира или молока с небольшим кусочком хлеба, а также какие-либо фрукты.

  • Питание детей раннего и дошкольного возраста.
  • Особенности и режим питания дома и в условиях дошкольного учреждения.
  • Примерное меню детей в возрасте 1,5-3 года.
  • Примерное меню детей в возрасте 3-7 лет.
  • helpiks.org

    Принципы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста

    Для того чтобы добиться высокого уровня сформированности когнитивных процессов дошкольников и эффективно развивать их, необходимо учитывать принципы обучения, развития и воспитания дошкольников, в наибольшей степени характерные этому периоду.

    Рассуждая о познавательной деятельности ребенка-дошкольника необходимо отметить главную черту воспитания этого периода.

    Принципы воспитания должны базироваться на любви к ребенку

    Из объекта познания ребенок постепенно переходит в состояние субъекта, способного к активной преобразовательской деятельности.

    В саму структуру познавательной деятельности детей входят:

  • Цели (приобретение знаний, умений, навыков).
  • Способы (уже имеющиеся навыки и умения, которые способствуют достижению цели).
  • Методы.
  • Мотивы обучения (могут различаться в зависимости от условий).
  • Условия (среда, определенным образом организованная для достижения ребенком целей).
  • Результат (уже полученные ребенком знания и умения).
  • Для того чтобы процесс обучения детей-дошкольников строился успешно, необходимо позаботиться о том, чтобы в нем присутствовали его базовые структурные компоненты.

    Ключевым моментом, помимо всего прочего, является познавательный интерес, позволяющий ребенку самостоятельно организовывать собственную деятельность и проявлять активность.

    Главные принципы воспитания и обучения

    Рассмотрим принципы и методы воспитания и развития детей дошкольного возраста.

    Закономерности и принципы развития когнитивных процессов дошкольников

    В дошкольном возрасте внимание ребенка привлекает не только яркость и новизна предметов, но также эмоциональные переживания и чувства, так или иначе с ними связанные. Кроме того, внимание, как и большинство психических процессов в дошкольном возрасте, приобретает произвольность. Благодаря этому ребенок такого возраста может останавливать свое внимание и задерживать на необходимое время на том объекте или действии, которое им требуется. Улучшаются такие его характеристики, как устойчивость, концентрация, распределение и переключаемость.

    Развитие внимания — принцип от простого к сложному

    Принципы развития внимания дошкольников

  • Постепенное усложнение задач обучения, поставленных перед ребенком. Очень важно, чтобы на первых порах ребенок получал задания, справиться с которыми ему по силам – в противном случае его интерес надолго угаснет. Переходить к более продвинутому уровню можно только после того, как родитель убежден, что на текущем ребенок не испытывает никаких проблем.
  • Надежное запоминание инструкций, данных к заданию. Это позволит ребенку выполнять предложенные задания самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых, что является важной чертой воспитания.
  • Развитие самоконтроля детей. По мере продвижения обучения, ребенок дошкольного возраста должен ненавязчиво приучаться к тому, что выполнение заданий – это не воля его родителей, а интересное занятие, приносящее и пользу, и удовольствие прежде всего ему. Важную роль в этом играет правильно выбранные методы.
  • Для улучшения внимания дошкольников необходимо постепенно приучать к режимным моментам воспитания. Учитывая то, что совсем скоро ребенок пойдет в школу и в его жизнь войдет еще больше ограничений и запретов, эти методы важны особенно
  • По мере выполнения того или иного видом деятельности ребенком, важно следить за тем, чтобы нагрузка оставалась стабильной. Чрезмерная нагрузка может сразу утомить ребенка и ослабить его внимание.
  • Методы и сам материал для занятий должен представлять интерес для ребенка, сохранять яркость и эмоциональную наполненность
  • Важно эпизодически чередовать виды деятельности. Это не только поспособствует всестороннему развитию ребенка, но также улучшит такие свойства внимания, как концентрация и переключаемость.
  • Задание на развитие внимания для 5-6 лет

    Так же, как и внимание, память в дошкольном возрасте уже начинает становиться произвольной.

    Однако по большей части оно еще очень слабо контролируется ребенком. И поэтому, значительно легче ребенком запоминается то, что вызывает у него сильные эмоциональные реакции.

    Задача родителя в это время – помочь ребенку этого возраста усвоить базовые закономерности запоминания при помощи организованного обучения, подобрать методы, благодаря которым ребенок сможет контролировать процесс запоминания, «подключая» к этому волевые качества (что также является задачей воспитания).

    Виды памяти у дошкольников

    В младшем дошкольном возрасте запоминание детей механическое – ребенок усваивает материал после многократных повторений.

    К концу этого периода ребенок начинает уже понимать смысл запоминаемого материала. Развиваются навыки смыслового запоминания. Образная память также преобладает на ранних этапах возраста, затем, по мере развития речи на смену ей приходит словесная. Активно развивается двигательная память.

    Принципы развития памяти

  • Принцип построения ассоциативных связей. Память ребенка дошкольного возраста будет развиваться быстрее и значительно эффективнее в том случае, если ребенку предложить запоминать материал, выстроенный в строгую систему, где будут прослеживаться отчетливые логические связи. А информация подаваться для детей порционно, в виде самостоятельных лексических тем.
  • Принцип синестезии. Этот принцип предлагает задействовать в процессе запоминания максимальное количество органов чувств. Это дает возможность запоминать больше материала и сделать само запоминание более осознанным и эффективным.
  • Принцип связи с другими психическими процессами. Чем активнее в процессе обучения будет участвовать воображение и другие процессы, тем лучше она будет развиваться.
  • Механизм возникновения синестезии

  • Необходимо работать над улучшением таких характеристик памяти детей, как объем, качество запоминания, длительность
  • На ранних этапах для занятий необходимо использовать большое количество яркого наглядного материала. Однако по мере взросления ребенка все большую роль должны играть знаковые системы (цифры, буквы и т.д.)
  • Очень важно, чтобы работа проводилась над различными видами памяти – кратковременной и долговременной; слуховой, зрительной и двигательной и т.д.
  • Для развития логического запоминания ребенка возраста до 6 лет необходимо, чтобы материал, предоставляемый на занятиях, был четко структурирован.
  • Восприятие объединяет в себе не только другие психические процессы, но также опыт, накопленный ребенком. Оно позволяет не только отражать, но также перерабатывать полученную информацию и делать из нее определенные выводы. Воспринимая тот или иной объект, ребенок со временем учится не только видеть целостный предмет, но и его отдельные характеристики и свойства.

    Ребенок начинает накапливать информацию о тех предметах или видах деятельности, которые наиболее важны для него. У него формируется круг интересов.

    Принципы развития восприятия

  • Принцип последовательности обучения. Ребенок, начиная с самого младшего возраста, должен постепенно приучаться воспринимать все более сложные и детализированные объекты.
  • Принцип последовательности проявляется в необходимости выстраивать преподносимый материал в строгую систему
  • Принцип психологического комфорта. Для того, чтобы ребенок мог направлять, распределять и контролировать свое внимание, обстановка вокруг него должна быть максимально благоприятной и психологически комфортной.
  • Формирование слухового восприятия — принципы

  • Для того чтобы во время обучения восприятие ребенка дошкольного возраста активно развивалось, важно приобщать ребенка к различным видам деятельности, где он мог бы проявить себя. Досуг ребенка должен быть активным.
  • Особого внимания заслуживают ролевые игры детей. Их применяют для воспитания в ребенке норм поведения, актуальных для тех или иных социальных групп.
  • Нужно поощрять ребенка рассказывать о пережитых им событиях, пересказывать содержание прочитанных книг, просмотренных мультфильмов и телепередач.
  • Развитие восприятия через игрушки

    В качестве основы мышления чаще всего используется опыт, который ребенок уже успел накопить к тому или иному возрасту. Оперирование образами, словами, ощущениями со временем расширяет границы познания, позволяя ребенку приобретать все новые знания, умения и навыки.

    Конечно же, мышление дошкольника еще далеко от идеала – оно своеобразно и строится на особых, доступных только ребенку закономерностях. В частности у него наблюдаются попытки сопоставлять несовместимые и абсолютно не относящиеся друг к другу свойства предметов, перенос свойств от частного к частному.

    Занимательный материал для старших дошкольников — подготовка к школе

    Тем не менее, уже к пяти годам ребенку доступны понимание связей между простыми предметами или явлениями, способность к объяснениям, поиск общих закономерностей между предметами.

    Принципы развития мышления

    1. Принцип целеполагания обучения. Мозг и психика человека значительно практичнее, чем мы думаем. Именно поэтому исключительно важно, чтобы ребенок понимал не только что он делает, но и для чего все это
    2. Принцип сбора и сортировки и информации. Информация, преподносимая ребенку, должна быть правильно структурирована. Просто нагрузив ребенка фактами невозможно добиться от него работы мышления.
    3. Принцип практикоориентированности. Приобретя какие-либо новые знания ребенку необходимо применить их на практике. Это позволит вывести мыслительные процессы на качественно новый уровень
    4. Поскольку уровень мышления зависит, в основном, от познавательной активности ребенка, важно чтобы к этому возрасту у ребенка такого возраста уже сложилась потребность в регулярных занятиях, привычка к ним.
    5. Игры на развитие мышления: лото. шашки, кубик Рубика

    6. Необходимо поощрять ребенка рассуждать. Для воспитания этого качества даже если первое время он будет допускать ошибки, не стоит сразу исправлять его – лучше дать время на самостоятельное исправление своих недочетов.
    7. Развитие мышления строится на чувственном опыте. Именно поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок регулярно получал необходимые ему новые впечатления.
    8. Также как во многих других случаях воображение вначале носит непроизвольный характер, и лишь после выходит на уровень активных форм, контролируемых ребенком. Инициатором процессов воображения выступает уже не родитель или кто-либо из взрослых, а сам ребенок. Особенно ярко это проявляется в сюжетно-ролевых играх, а также творческой деятельности, которая приобретает новые черты, становясь разнообразнее и ярче.

      Благодаря воображению у дошкольников происходит обогащение словарного запаса и поведенческого репертуара ребенка.

      Оно также учит дошкольника планировать свою деятельность, просчитывая варианты развития событий, предполагаемый результат. Ребенок создает замысел и ищет пути, позволяющие воплотить его в жизнь.

      Что такое воображение и его роль в развитии

      Специфика воспитания, обучения и развития восприятия детей на разных этапах возрастного развития также различна. В раннем дошкольном периоде ребенок лишь незначительно преобразует реально существующие и хорошо известные ему предметы или явления. В старшем он уже пробует себя в создании принципиально новых образов, сюжетов. еще одной важной чертой, которая формируется у ребенка к концу дошкольного периода – умение четко разделять реальный мир и вымышленный, свою жизнь и фантазии.

      Принципы развития воображения

    9. Принцип связи воображения и речи (методы активного обучения). Ни одна мысль не может быть высказана до того момента, как она будет четко словесно сформулирована в уме.
    10. Принцип поощрения самостоятельной активности детей.
    11. Принцип поиска оптимального решения.
    12. Принцип воображения как формы построения диалога.
    13. Игры на развитие воображения

      • Развитию воображения способствует приобщение ребенка к любым видам творческой деятельности (начиная с раннего возраста). Именно поэтому ему всегда должны быть доступны краски, карандаши, пластилин и многие другие средства изобразительного искусства.
      • Дошкольников необходимо поощрять в сочинительстве, фантазировании. Но использовать подобные методы нужно с осторожностью — в сознании должна существовать достаточно четкая грань, разделяющая реальный мир и вымышленный.
      • Работа с пластилином отлично развивает воображение

        В дошкольном возрасте словарный запас существенно расширяется в связи с приобретенным им новым опытом. Сеть социальных связей ребенка расширяется, а общение приобретает уже внеситуативный характер. Ребенок начинает диалог с кем-либо не только потому, что того требует совместная деятельность, но ради удовлетворения совершенно иных потребностей (обмен информацией, разговор о взаимных интересах, взаимное времяпрепровождение).

        Пока еще недостаточно хорошо развитая речь детей зачастую приводит к тому, что в речи ребенка наблюдается словотворчество (придумывание ранее несуществующих, нелогичных слов и выражений), преобладание простых нераспространенных предложений в речи.

        Развитие речи — принципы

        Со временем в распоряжение ребенка также поступает функция планирования речи, а также внутренняя речь. Это позволяет ему сначала спланировать и тщательно обдумать и лишь затем высказать то, что ему нужно.

        Принципы речевого развития детей дошкольного возраста следующие

      • Взаимосвязь умственного, сенсорного и речевого развития. Уровень развития речи напрямую зависит от того, насколько активно ребенок познает мир вокруг себя. Взаимодействие с людьми и средой в свою очередь, активизирует мышление. Таким образом, легко прийти к выводу о неразрывности функционирования и созревания таких процессов психики, как речь, мышление, ощущение. Именно поэтому для полноценного развития ребенка недостаточно уделять одним функциям внимание, упуская из вида другие.
      • Например, наблюдая с ребенком за происходящим вокруг, родитель должен не только делать акцент на расширении понятийного аппарата, но и позволять ему анализировать события, делать из них выводы. Это также является обязательным элементом воспитания дошкольника.

        Расширение понятийного аппарата в игровой форме

      • Коммуникативно-деятельности подход напрямую указывает на практическую направленность развития когнитивных процессов, в частности – речи и воспитание в ребенке культуры общения. А также благоприятствует использованию этого психического процесса для эффективного общения ребенка и его успешной социализации.
      • Принцип развития «языкового чутья». Методы интуитивного изучения языков. Необходимо для того, чтобы ребенок усваивал, а затем и применял в повседневной жизни новые, ранее неизвестные ему речевые обороты и формы. В этом случае необходимые аналогии будут формироваться у ребенка после многократных повторений усваиваемого материала.
      • Метод азвития речи — через чтение

        Для того, чтобы речь ребенка могла в полной мере выполнять свою коммуникативную функцию (то есть служить средством общения ребенка с окружающими) необходимо, чтобы он регулярно имел возможность взаимодействовать с представителями самых разнообразных возрастных и других социальных групп. Это позволит ему не только обогащать словарный запас и учиться пользоваться речевыми конструкциями, но также усваивать нормы поведения, правила этикета и т.д.

        Обогащению активного словарного запаса для воспитания правильной речи как ни то иное способствует совместное чтение художественной литературы с ребенком.

        Изучив принципы и обучения воспитания дошкольников, можно составить максимально эффективную программу развития ребенка.

        detki.guru

        Как развить внимание у детей дошкольного возраста

        Психическое и физическое формирование ребёнка – это два взаимосвязанных понятия. Психическое здоровье характеризуется когнитивными функциями. Дети – это очень благодарные люди, и развитие внимания у детей дошкольного возраста при регулярных занятиях даёт очень хорошие результаты.

        Внимание – это не изолированная психическая функция. Работа с ребёнком наряду с тренировкой внимательности подразумевает подключение памяти, воли и остальных психических процессов в совокупности. Развивать эти функции целесообразно параллельно. Например, невозможно воспринять и воспроизвести информацию, если страдает память. А запоминать информацию человек не может, если он невнимателен. В свою очередь, внимание невозможно без адекватных мыслительных процессов.

        Характеристики внимания

        Внимание необходимо человеку, чтобы суметь вовремя отреагировать на изменяющиеся обстоятельства внешней среды. В процессе эволюции этот феномен развивался и оттачивался. Составляющие компоненты процесса – настороженность, бдительность, готовность действовать по первому сигналу — постоянно совершенствовались и оттачивались у наших предков.

        Для того чтобы внимание развивалось, оно постоянно должно подкрепляться ответными реакциями и действиями. Мышцы, которые реализуют ответную реакцию, следует постоянно тренировать.

        Вся познавательная деятельность ребёнка, направленная на объект исследования, складывается из следующих факторов:

      • избирательное восприятие объекта;
      • осмысление;
      • проговаривание вслух или про себя;
      • воображение;
      • переключение с одного объекта на другой.
      • Для того чтобы тренировать внимание у ребёнка, надо, чтобы объект изучения был привлекательным для него, и возникало желание что-то с ним сделать.

        Существует деление на следующие виды внимания:

      • произвольное;
      • непроизвольное;
      • послепроизвольное;
      • чувственное;
      • интеллектуальное;
      • природное;
      • социально обусловленное.
      • Все эти виды взаимосвязаны, один перетекает в другой при определённых обстоятельствах. Для формирования произвольного внимания необходимо к тренировке подключать работу с волей, мышлением, речью.

        Функции, свойства внимания

        Внимание выполняет следующие задачи:

      • активизация или торможение физиологических, психологических функций в зависимости от конкретной потребности;
      • восприятие, дифференцировка пришедшей извне информации;
      • замещение исходных данных благодаря ассоциативному мышлению;
      • обнаружение раздражителя, оценка его опасности для организма.
      • Концентрация – способность сосредоточиться на конкретном объекте.
      • Распределение на несколько объектов без ущерба для восприятия.
      • Интенсивность – чем больше интерес к какому-либо виду деятельности, тем выше интенсивность внимания.
      • Устойчивость — возможность сохранять внимательность длительное время, заниматься изучением какого-либо вопроса длительное время.
      • Объем информации, которую ребёнок может контролировать в своём окружении, демонстрирует, сколько раздражителей он удерживает в фокусе внимания. В норме — не более трёх объектов в 4-5 лет. Этот объём находится в прямой зависимости от кратковременной памяти, мышления, способности сосредоточиваться.

      • Способность переключения.
      • Возможность противостоять отвлекающим моментам.
      • Быть полноценным объектом могут только тот предмет или действие, которое интересно ребёнку в конкретное время или обеспечивает какие-то потребности организма.

        Способы оценки внимания

        Для оценки функций существуют специальные индивидуальные и групповые тесты, методики. К самым распространённым относятся:

      • Методика поиска начала и конца линий на рисунке.
      • Для оценки распределения, переключения, устойчивости, утомляемости используется методика, при которой детям даётся задание отметить определённым образом разные фигуры, например, треугольник – точкой, квадрат – галочкой и т. д. Время на выполнение диагностики — 2 минуты.
      • Параллельно оценивается краткосрочная память. Для этого ребёнку дают разноцветные картинки, просят поискать предметы и разложить эти изображения в заданной последовательности. А потом спрашивают, на каком месте та или иная вещь лежала первоначально.
      • Очень большое значение при проведении диагностических процедур имеет желание ребёнка участвовать в них.

        В зависимости от того, какая форма невнимательности преобладает, говорят о следующих видах нарушения внимания:

        1. Снижение устойчивости, концентрации — затрудняет познавательную деятельность и ведёт к нарушению мыслительных процессов, к сложностям с обучением.
        2. Уменьшение объёма – количественный показатель, который позволяет сконцентрироваться на нескольких отличительных свойствах предмета одновременно, ориентироваться на улице.
        3. Значимым нарушением является неспособность воспринимать информацию на слух, следовать словесным инструкциям. Данное расстройство говорит о том, что человек не воспринимает речь как носитель информации.
        4. Полное отсутствие внимания.
        5. Пограничные состояния, протекающие с нарушением внимания:

          • переутомление;
          • стрессы;
          • весенние гиповитаминозы;
          • социальная запущенность;
          • скандалы в семье;
          • астения после болезней;
          • нерегулярное пребывание на свежем воздухе, неполноценное питание.

          Патологические состояния, характеризующиеся сниженным вниманием:

        6. При маниакальных состояниях наблюдается ускорение ассоциативных процессов, пациенты не отслеживают события, которые могут происходить вокруг из-за того, что не успевают на них сосредоточиться: наблюдается порхающее сознание.
        7. При эпилепсии наблюдается инертность мышления, пациенты вязнут в неважных деталях и не могут охватить все необходимые детали объекта. Основной отличительный признак эпилептического типа – витиеватые фразы, вязкость мышления, ненужные усложнения.
        8. Последствия черепно-мозговой травмы, нейроинфекции проявляются взаимосвязанными нарушениями внимания, снижением интеллекта и другими функциями.
        9. Умственная отсталость характеризуется сложностью переключения с одного задания на другое. При постановке новой задачи дети соскальзывают на старое, уже знакомое решение, не могут следовать полученным инструкциям, синтезировать информацию, сделать выводы. Наблюдается сужение круга интересов. У этих пациентов невозможно развить произвольный вид внимания.
        10. Одним из первых симптомов шизофрении является нарушение активного внимания, что ведёт к нарушению познавательной деятельности, выхватыванию второстепенных деталей из происходящих вокруг событий. Сфокусироваться на обозначенном объекте ребёнок не может. Он моментально переключается и теряет интерес к происходящему.
        11. Вышеперечисленные патологические состояния должен диагностировать врач специалист. Когда имеется нарушение, стоит обратиться на консультацию, провести диагностический поиск и следовать полученным инструкциям. Зачастую при данном виде расстройства бывает достаточно регулярно заниматься, следуя определённым этапам, последовательным упражнениям в развитии внимания у детей.

          Методики тренировки внимания

          Для тренировки внимательности в детском и взрослом периодах жизни существуют свои подходы, закономерности. Настоятельно рекомендуется создать условия для комфортного обучения, предварительного объяснения предстоящих занятий, позитивной эмоциональной окраски, доверительного общения.

          Этапы развития внимания у детей:

        12. На протяжении первого года жизни у детей существует только непроизвольная внимательность.
        13. К началу второго года жизни постепенно совершенствуется исследовательская деятельность – это зачатки целенаправленного внимания.
        14. Со второго по третий годы дети могут выполнять словесные инструкции, целеустремлённо ищут взглядом названный предмет.
        15. В 4-5 лет ребёнок способен выполнять запутанные инструкции. Он постепенно развивает целенаправленную фиксацию, может стойко удерживать внимание не только на предмете, но и анализировать его свойства и взаимосвязь с факторами окружающей среды.
        16. В пяти – шестилетнем возрасте совершенствуется произвольная функция по собственному желанию и под контролем самоинструкций. Это хорошо видно в играх.
        17. В семилетнем возрасте волевое внимание уже сформировано. Его объём, устойчивость будут совершенствоваться всю оставшуюся жизнь.
        18. Хороший эффект дают развивающие игры, которых великое множество. Отличительно чертой этих манипуляций служит то, что дети легко обучаются тому, что окрашено позитивными эмоциями, подразумевает чередование умственной и физической активности.

          Начиная с 4-5 лет, наступает фаза мнимого психологического благополучия, или затишья. Теперь ребёнок становится послушным и покладистым, с удовольствием учится, у него повышается энтузиазм к изучению окружающего мира.

          При развитии внимания у детей 4-5 лет надо основываться на стремлении ребёнка в этот период времени к самостоятельности.

          Надо позволить ему сделать некоторые вещи самому и стремиться, чтобы он доводил до конца начатое занятие. Сейчас пришла пора дать возможность заявить о своих желаниях, высказать свои мысли. Попытка устанавливать удобные для него правила научит ребёнка правильно реагировать, понимать, сопереживать людям.

          Помогая создавать детям свой мир из фантазий на бумаге или из конструктора, необходимо стремиться, чтобы они объясняли словами свои цели и задачи, рассказывали о героях из своего мира. Таким образом происходит формирование и развитие внимания, речи у детей 4-5 лет. Человек становится главным героем, основным действующим лицом и добивается недостающего ему внимания.

          В этом возрасте появляется стремление дружить, заводить новые знакомства, общаться в коллективе с себе подобными. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста заключаются в том, что ребёнку надо давать возможность принимать участие в сюжетно-ролевых играх, например, в больничку, магазин, войну или разыгрывать эпизоды любимых сказок. Возможность спланировать последовательные действия, распределять роли в игре, научиться общаться, концентрировать внимание прекрасно тренируются в данной ситуации.

          Все недостатки воспитания и дефекты общения, которые были у ребёнка в это время, трансформируются в плохие привычки, отрицательные черточки в поведении.

          Математические игры должны учитывать, что дети в этом возрасте способны к следующим действиям:

        19. отличить овал, квадрат, прямоугольник и т. д.;
        20. расставить первые десять цифр в нужной последовательности;
        21. сравнить — меньше, больше, отличать количество предметов.
        22. Логические задания включают обычно следующие техники:

        23. определить различия двух картинок;
        24. построить конструктор из образца;
        25. сложить пазлы из 4-5 частей;
        26. 7-10 минут заниматься интересным для него делом, не отвлекая своё внимание;
        27. обобщать предметы по сходным признакам, подбирать противоположные по смыслу слова, запоминать словосочетания;
        28. знать названия профессий, стран;
        29. пересказывать любимые сказки;
        30. охарактеризовать различные фрукты, ягоды, овощи;
        31. назвать насекомых, рассказать про них;
        32. увидеть неправильно нарисованные фигуры.
        33. Родители, педагоги должны понимать, что ребёнок может продолжительное время заниматься интересным для него делом. Поэтому об окончании игры человека надо предупреждать заранее. Важно интересоваться мнением детей, отвечать на вопросы «почему» и предоставить возможность самим подобрать ответы.

          В этот период времени, развивая внимание у детей старшего дошкольного возраста, надо учитывать, что ребёнок уже полностью владеет языком, правильно произносит слова, строит предложения.

          Ему подвластны мелкие и крупные движения, обобщающие слова, интонация, восприятие произведений искусства, музыки. Дети в этом возрасте любят следующее времяпрепровождение:

        34. рисовать;
        35. лепить из глины, пластилина;
        36. вырезать;
        37. клеить;
        38. делать поделки, аппликации;
        39. помогать дома.
        40. Особенности развития младших школьников

          При анализе развития внимания у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать, что в 7-8 лет наступает переломный момент в жизни. Это время переоценки ценностей: на смену старым мотивам приходят новые мысли и стремления. Важно основывать тренировки внимания на том, что игра постепенно прекращает быть основным занятием ребенка. Развитие личности зависит от результатов его учебы, признания среди сверстников.

          Наступил момент, когда ребёнок думает, прежде чем что-то сделать, скрывает свои эмоции и переживания, наступает утрата детской непосредственности. При развитии внимания задействуют формирующееся чувство ответственности у детей младшего школьного возраста. Всё, что происходит вокруг, накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Функции высшей нервной деятельности в этом возрасте становятся произвольными и осмысленными.

          Но внешние раздражители еще являются сильным отвлекающим фактором, поэтому целесообразно выполнять следующие тренировочные упражнения:

        41. Запрещенная буква или слово: заранее проговариваются правила, что нельзя произносить какую-либо букву или слово в ответ на любой вопрос.
        42. Города и страны, когда называют столицы стран или продолжают названия городов, услышав последнюю букву предыдущего слова.
        43. Тренировка памяти и внимания – на столе раскладывают в определённой последовательности предметы 10-15 штук и дают возможность ребёнку запомнить, где что лежит. После этого можно поменять местами не более 3 предметов. Дети с удовольствием находят изменения в расположении предметов.
        44. Игра с линиями, у которых надо проследить начало и конец без использования карандаша. Для усиления интереса на одном конце линии изображается животное, а на другом его — домик. Дети сосредоточенно ищут зверушке дорогу к дому.
        45. Для развития устойчивости перечисляются неодушевлённые предметы и периодически среди них — животное или цветок. В этот момент ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Это весёлая игра для нескольких деток.
        46. Найти отличие на картинках – одна из самых любимых игр у детей. Периодически изображения придётся усложнять, что повысит эффективность обучения.
        47. Задание дорисовать или раскрасить вторую половинку картинки великолепно тренирует усидчивость, внимательность, мелкую моторику кисти.
        48. Существует большое количество упражнений. Необходимо помнить, что надо чередовать задания, чтобы процесс обучения всегда был интересным: поощрять стремление к обучению, учить последовательным целенаправленным действиям, стремиться доводить начатую работу до логического конца и всегда после себя убирать рабочее место или игровую зону.

          Тренировка мышц всего организма, подвижные игры, утренняя гимнастика также являются неотъемлемой частью занятий на внимательность. Подвижные «вышибалы» с мячиком дают возможность веселиться, двигаться, концентрироваться на нескольких внешних раздражителях.

          Формирование внимания заключается в регулярной, повседневной, целенаправленной деятельности. Занятия должны проходить в комфортных условиях. Постепенно создаются тренировочные ситуации с попыткой отвлечь внимание ребёнка и приучить его не реагировать на внешние раздражители. Демонстрация важности выполняемых действий, значимости труда ребёнка позволит воспитать дисциплинированность, серьёзное отношение к занятиям, сформировать поведенческие навыки, улучшить память и внимание.

          Необходимо помнить, что на фоне перенесенных инфекций, интоксикаций после инфекционных заболеваний наблюдается снижение всех функций нервной системы. Те же явления развиваются при авитаминозах. Для поддержания функций нервной системы необходимо, чтобы в питании был достаточный набор витаминов и микроэлементов. Особое значение имеют витамины группы В, аскорбиновая кислота, селен, магний.

          pups.su