Диагностика уровня развития речи у дошкольников

Диагностика уровня развития словаря дошкольников;

1. Цель и задачи диагностики словаря дошкольников.

2. Методика обследования уровня развития словаря дошкольников в разных возрастных группах.

1. Свободное овладение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения всех других сторон речи (грамматического строя языка, звуковой стороны речи, связной речи). Исследования последних лет показали необходимость включения в работу по развитию словаря детей таких задач как ознакомление с многозначными словами, с синонимами и антонимами, формирование умения точно использовать лексические средства родного языка. Раскрытие смыслового богатства многозначных слов, синонимов и антонимов способствует не количественному увеличению, а качественному преобразованию словаря за счет углубления понимания смысла уже известных слов.

Особенностью работы по обогащению и активизации словаря является ее связь со всеми видами деятельности дошкольников. Познавая окружающий мир, они усваивают точные названия предметов и явлений, их качества и взаимосвязи, углубляют и уточняют знания и представления. У детей дошкольного возраста очень развита ориентировка на смысловое содержание. Ф.А. Сохин отмечал, что слово для ребенка выступает, прежде всего, как носитель смысла, значения.

2. В обследовании уровня развития словаря дошкольников особенно важно выявить степень понимания детьми смысла (значения) слова. Для этого предлагается ряд заданий.

1. Составление предложений с многозначными словами. Цель: выявить уровень сформированности у детей умения точно употреблять слово и строить предложения и словосочетания с данным словом по законам грамматики.

Словесный материал: изолированные слова (существительные, прилагательные и глаголы).

Особенность этого задания состоит в том, что часто при правильном понимании значения слова у детей наблюдается неумение строить словосочетания с ним. По характеру сочетания слова с исходным можно судить о том, какие значения этого слова детям уже известны. Например, составляя предложение со словом «ручка», дети ориентируются на значение «письменная принадлежность» («Ручкой пишут», «Я пишу ручкой»). Но встречаются ответы, построенные и на других значениях этого слова: «У двери есть ручка», «Ручка у маленького ребенка». Слово «пушистый» может быть известно детям и в прямом смысле (Пушистый хвост у лисы) и в переносном (Пушистый снег). Наибольшей многозначностью обладают глаголы (лежит, идет).

1. Высокий уровень. Ребенок составляет предложение из трех (или более) слов. Например, «Листик упал с дерева», «Я нарисую на листике дом».

2. Средний уровень. Ребенок составляет предложение или словосочетание из двух слов. Например, «Легкая пушинка», «легкая задача».

2. Составление предложения со словами – синонимами. Цель: выявить умение правильно по смыслу соединять слова и умение дифференцировать значения синонимов. На основе этого определяется, насколько у детей сформирована точность словоупотребления, чуткость к смысловым оттенкам близких по значению слов. Например, маленький ребенок, крошечный жучек, малюсенькая капелька. Соединение слов в предложении раскрывает умение ребенка осмысленно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях. Например, «Легкий ветер», «Дул легкий ветерок».

Детям предлагают слова из синонимического ряда, например: большой-огромный-громадный; тайна-секрет-загадка.

1. Высокий уровень. Ребенок объединяет данные слова в одно предложение с пояснением их значений. Например, «Вот и нас собака большая, а у дяди Толи – огромная».

2. Средний уровень. Дети составляют словосочетания или предложения с разными словами. Например, «Смелый моряк, храбрый солдат».

3. Высокий уровень. Ребенок составляет словосочетания с одним и тем же словом: большой дом, огромный дом.

3. Подбор синонимов. Цель: выявить умение выбирать наиболее подходящее слово к заданному, вдумываться в смысл употребляемых слов и правильно их сочетать. Многие дошкольники употребляют для обозначения разных признаков одно и то же слово, например, «хороший» (хороший суп, хорошее платье, хороший рисунок и т.д.). Поэтому понимание и употребление синонимов необходимо для того, чтобы выразить свои мысли точнее.

Подбор синонимов предлагается в различных вариантах:

— в словосочетаниях, где исходным словом является многозначный глагол или прилагательное (идет поезд – идет весна, чистая посуда – чистая вода);

— в речевых ситуациях, способствующих активизации лексики, поиску и выбору наиболее точного в смысловом отношении слова;

— в изолированных словах, когда дети самостоятельно подбирают слова, отвечая на вопрос: Как сказать по-другому? (смелый – храбрый, отважный, мужественный; бросать – кидать, метать).

2. Ребенок объясняет смысл словосочетания в целом (Свежий хлеб только что испекли).

3. Ребенок просто заменяет существительное в предложенном словосочетании (идет весна – идет гроза).

4. Подбор антонимов.Цель: выявить умение сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по цвету, величине, весу и т.д.

Материал: картинки с предметами, различными по признакам (большой и маленький дом, длинный и короткий карандаш).

Педагог показывает картинку и дает начало фразы, которую ребенок должен закончить. Например, «Посмотри, этот карандаш длинный, а этот…».

— подбор антонимов к изолированным словам;

— подбор слов к словосочетаниям (свежий хлеб — …, свежий ветер — …);

— подбор сопоставлений (Что бывает узким, а что широким?).

1. Высокий уровень Ответы правильные по смыслу и грамматической форме (длинный – короткий, высоко – низко).

2. Средний уровень. Правильно подобраны антонимы по смыслу, но ошибки в грамматической форме (плакать – смех, добрый – зло).

3. Низкий уровень. Ответы с частицей «не», не правильные по смыслу ответы (высоко – невысоко, длинный – маленький).

5. Речевые ситуации. Цель: выявить умение подбирать синонимы и антонимы к определенным речевым ситуациям, выбирать точное по смыслу слово из синонимического ряда.

Пример речевой ситуации для детей: «Пошли две медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка пчела ужалила, и вернулся он к маме грустный. Как еще про него можно сказать? Какой он был? Если медвежонок был грустный, то он не просто шел, а … (брел, плелся). А второй медвежонок наелся меда и был …. Раз он был веселый, он к маме ….(бежал, скакал вприпрыжку).»

2. Средний уровень. Дети называют по одному слову.

6. Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу. Цель: выявить сформированность точности словоупотребления, уровень осознания смысловых отношений между словами.

Сознательное отношение к смыслу слов и выражений сказывается на улавливании разного рода бессмыслицы в речи чужой и своей. Особенно ярко это выражается в том, как дети реагируют на оговорки: они весело хохочут, ясно давая понять, что смешит их именно получившаяся нелепость. (А.Н. Гвоздев)

Варианты заданий для детей:

— оценить детские высказывания, типа «Мамочка я тебя громко-громко люблю», «Папа иди шепотом», «Мы польем цветы и они отвянут».

Характеристика ответов детей, в соответствии с разными уровнями.

1. Высокий уровень. Ребенок замечет и объясняет неточности (Иди шепотом – это неправильно, шепотом можно говорить).

2. Средний уровень. Ребенок дает свой правильный вариант («Папа иди шепотом» — «папа иди тихо»).

3. Низкий уровень. Ребенок не замечает смысловых ошибок.

7. Определение значения слова (ответ на вопросы «Что такое?», «Что значит?»).

Цель: выявить, в какой степени ребенок понимает значение тех или иных слов, включая многозначные слова.

В качестве словесного материала используют разные слова. Например, отвечая на вопрос «Что такое лес?», дети часто дают словарное определение «Это где много деревьев. В лесу растут деревья всякие».

Объяснение многозначных слов раскрывает глубину понимания детьми смысла. Например, «Сад – это где растут яблоки, груши. А еще есть детский сад, куда ходят дети».

1. Высокий уровень. Дети определяют значение слова по функциям предмета (мячом играют в футбол) или по родовым понятиям (мяч – это такая игрушка для детей).

2. Средний уровень. Ребенок дает описание предмета, указывает на отдельные признаки (Мяч круглый, у меня есть мяч).

3. Низкий уровень. Дети не могут определить значение слова.

studopedia.su

2.11 Диагностика уровня развития связной речи дошкольников

Критерии связной речи. Требования к рассказам дошкольников.

Цель и задачи обследования уровня связной речи детей.

Методика диагностики уровня связной речи детей.

1. Критерии детских рассказов, разработанные О.С. Ушаковой, помогают проанализировать и оценить качество и уровень развития связной речи дошкольников. К ним относятся:

– содержательность (насколько полно и интересно ребенок передал содержание готового литературного текста и собственного рассказа);

логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ без лишних вставок и повторений, пропусков существенных эпизодов);

грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений между собой, т.е. грамотное оформление высказывания);

точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом);

богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).

При обследовании связной речи выявляется умение детей составлять разные виды рассказов, в каждом из них проверяются следующие умения:

1) при пересказе литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику героев;

2) в описании (по картинке, по игрушке) отражать основные признаки и части предмета, называть его функции, назначение;

3) в повествовательном рассказе последовательно передавать развитие сюжета, использовать косвенную речь при передаче диалога героев;

4) составлять рассказ-рассуждение на основе проблемной ситуации, перечислять основные факты, события, делать соответствующие умозаключения, выводы.

Во всех видах рассказов важно отметить умение детей соединять части высказывания разными типами связей.

2. Особенность обследования связной речи состоит в том, что по результатам диагностики навыков связной речи можно судить об остальных направлениях речевого развития детей: развитие словаря, формирование грамматического строя речи, звуковой культуры речи.

Обследование проводят в форме индивидуальной беседы (не более 15 минут) с каждым ребенком. При правильных ответах следует поддержать, одобрить ребенка, при неправильных – не исправлять ребенка, но в протоколах отметить невыполнение. Кроме целенаправленной беседы для достоверности выводов по диагностике воспитатель должен пользоваться данными педагогических наблюдений за ребенком в процессе его общения со взрослыми и сверстниками. На основании результатов диагностики выделяют четыре уровня развития связной речи.

Высокий уровень. Ребенок может поддержать разговор на знакомую тему, самостоятельно пересказать хорошо знакомое художественное произведение, без помощи взрослого составить рассказ на наглядной основе (по предмету, по картине), рассказать о событиях из личного опыта. У ребенка достаточный запас слов, редко встречаются неточности и повторы в употреблении лексических средств, наблюдается владение способами согласования и образования слов, грамматические ошибки допускаются в отдельных, сложных словоформах. Ребенок правильно произносит все звуки языка, владеет навыками интонационной выразительности речи.

Достаточный уровень. Ребенок испытывает некоторые трудности при подборе нужного слова, при переходе от одной части рассказа к другой. Ребенок допускает грамматические ошибки в согласовании слов и построении сложных предложений. Наблюдается неправильное произношение некоторых звуков, речь ребенка не отличается яркой выразительностью.

Средний уровень. Ребенок может участвовать в общении, самостоятельно пересказать небольшое по объему литературное произведение, составить с помощью взрослого короткий рассказ на наглядной основе. Лексический запас ребенка немного ниже нормы, он часто повторяет одни и те же слова, смешивает слова из близкородственных языков (русского и белорусского). Ребенок допускает грамматические ошибки примерно в половине всех употребляемых слов в согласовании и образовании, использует однотипные предложения. Наблюдаются ошибки в произношении 3-4 звуков, речь ребенка не выразительна.

Низкий уровень. Ребенок с трудом поддерживает разговор на бытовые темы, пересказывает с помощью воспитателя, лексический запас ниже возрастной нормы, смешивает русские и белорусские слова, допускает много грамматических ошибок (более чем в половине слов), не владеет правильным произношением более чем 5 звуков.

Оценка по всем заданиям выставляется ребенку в баллах. Оценивается каждый ответ ребенка в соответствии с показателями уровней развития связной речи.

4 балла ставят за самостоятельный, точный и правильный по всем параметрам ответ.

3 балла получает ребенок за самостоятельный, но неполный ответ, с незначительной неточностью.

2 балла получает ребенок, допустивший неточность, отвечающий по наводящим вопросам на основе уточнений взрослого.

1 балл ставят ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, не понимает вопросы.

В целом, если 2/3 ответов оцениваются у ребенка в 4 балла – это высокий уровень развития связной речи. Если 2/3 ответов оцениваются в 3 балла – это достаточный уровень. Если 2/3 ответов оцениваются по 2 или 1 баллу, то соответственно определяется средний или низкий уровень.

3. Для проведения обследования уровня развития связной речи используются следующие задания.

Описательный рассказ. Ребенку предлагают составить рассказ описание по предмету или картинке, например про ежика. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок составляет описание, в котором есть все структурные части: начало, середина, конец и выражено свое отношение к объекту;

3 балла – в рассказе ребенка есть основные части без высказывания своего отношения к объекту;

2 балла – ребенок пропускает в рассказе начало или конец;

1 балл – ребенок только перечисляет отдельные признаки объекта.

Повествовательный рассказ. Ребенку предлагают серию сюжетных картинок, которые ему надо разложить в нужной последовательности и составить сюжетный рассказ. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и самостоятельно составляет рассказ, последовательно передавая развитие сюжета;

3 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и составляет рассказ с незначительной помощью взрослого;

2 балла – ребенок совершает все действия с помощью взрослого;

1 балл – ребенок просто перечисляет все, что изображено на картинках.

Творческий рассказ. Ребенку предлагают придумать рассказ или сказку без опоры на наглядность. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок придумывает самостоятельно рассказ или сказку с развернутым сюжетом или описанием;

3 балла – ребенок затрудняется выбрать самостоятельно тему, составляет рассказ на тему, предложенную педагогом;

2 балла – ребенок придумывает рассказ с помощью взрослого;

1 балл – ребенок не может составить связное высказывание даже с опорой на вопросы педагога.

Пересказ литературного произведения. Ребенку предлагают пересказать только что прочитанный воспитателем рассказ или сказку. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок полностью самостоятельно пересказывает текст, пользуется авторскими словами и выражениями, соблюдает последовательность изложения;

3 балла – ребенок самостоятельно пересказывает основные части текста, не переставляя их местами;

2 балла – ребенок пересказывает текст с помощью воспитателя, может поменять последовательность каких-либо частей;

1 балл – ребенок перечисляет отдельные эпизоды или действия, нарушает структуру текста.

Качество выполнения ребенком заданий оценивается и на основе критериев связной речи, которые характеризовались выше. Кроме того, следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент, черты характера, скорость мыслительных процессов и индивидуальные качества голоса (силу, темп речи).

Результаты обследования уровня связной речи каждого ребенка заносятся в протоколы обследования и обобщаются в сводной таблице для всей группы. На основе этих данных можно запланировать как индивидуальную работу с каждым ребенком, так и основные направления работы по развитию связной речи детей в группе.

1. Любина, Г.А. Детская речь: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.А. Любина. – Минск: Научно-методич. центр учеб. кн. и средств обучения, 2002. – 224 с.

2. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя iвыхаванне, 2003.–144 с.

3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

3.9 Диагностика уровня развития словаря дошкольников

Цель и задачи диагностики словаря дошкольников.

Методика обследования уровня развития словаря дошкольников в разных возрастных группах.

1. Свободное овладение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения всех сторон речи (грамматического строя языка, звуковой стороны речи, связной речи). Исследования последних лет показали необходимость включения в работу по развитию словаря детей таких задач, как ознакомление с многозначными словами, с синонимами и антонимами, формирование умения точно использовать лексические средства родного языка. Раскрытие смыслового богатства многозначных слов, синонимов и антонимов способствует не количественному увеличению, а качественному преобразованию словаря за счет углубления понимания смысла уже известных слов.

Особенностью работы по обогащению и активизации словаря является ее связь со всеми видами деятельности дошкольников. Познавая окружающий мир, они усваивают точные названия предметов и явлений, их качества и взаимосвязи, углубляют и уточняют знания и представления. У детей дошкольного возраста очень развита ориентировка на смысловое содержание. Ф.А.Сохин отмечал, что слово для ребенка выступает, прежде всего, как носитель смысла, значения.

I. Составление предложений с многозначными словами. Цель: выявить уровень сформированности у детей умения точно употреблять слово и строить предложения и словосочетания с данным словом по законам грамматики.

Словесный материал: изолированные слова (существительные, прилагательные и глаголы). Особенность этого задания состоит в том, что часто при правильном понимании значения слова у детей наблюдается неумение строить словосочетания с ним. По характеру сочетания слова с исходным можно судить о том, какие значения этого слова детям уже известны. Например, составляя предложение со словом «ручка», дети ориентируются на значение «письменная принадлежность» («Ручкой пишут», «Я пишу ручкой»). Но встречаются ответы, построенные и на других значениях этого слова: «У двери есть ручка», «Ручка у маленького ребенка». Слово «пушистый» может быть известно детям и в прямом смысле (пушистый хвост у лисы) и в переносном (пушистый снег). Наибольшей многозначностью обладают глаголы (лежит, идет).

1. Высокий уровень. Ребенок составляет предложение из трех (или более) слов. Например, «Листик упал с дерева», «Я нарисую на листике дом», «На листьях ползает гусеница».

2. Средний уровень. Ребенок составляет предложение или словосочетание из двух слов. Например, «легкая пушинка», «легкая задача».

3. Низкий уровень. Ребенок только повторяет названное слово.

II. Составление предложения со словами-синонимами. Цель: выявить умение правильно по смыслу соединять слова и умение дифференцировать значения синонимов. На основе этого определяется, насколько у детей сформирована точность словоупотребления, чуткость к смысловым оттенкам близких по значению слов. Например, маленький ребенок, крошечный жучок, малюсенькая капелька. Соединение слов в предложении раскрывает умение ребенка осмысленно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях. Например, «легкий ветер», «Дул легкий ветерок».

Детям предлагают слова из синонимического ряда, например: большой – огромный – громадный; тайна – секрет – загадка.

Характеристика ответов детей, в соответствии с разными уровнями:

Высокий уровень. Ребенок объединяет данные слова в одно предложение с пояснением их значений. Например, «Вот у нас собака большая, а у дяди Толи – огромная».

Средний уровень. Дети составляют словосочетания или предложения с разными словами. Например, «Смелый моряк, храбрый солдат».

Низкий уровень. Ребенок составляет словосочетания с одним и тем же словом: большой дом, огромный дом.

III. Подбор синонимов. Цель: выявить умение выбирать наиболее подходящее слово к заданному, вдумываться в смысл употребляемых слов и правильно их сочетать. Многие дошкольники употребляют для обозначения разных признаков одно и то же слово, например, «хороший» (хороший суп, хорошее платье, хороший рисунок и т.д.). Поэтому понимание и употребление синонимов необходимо для того, чтобы выразить свои мысли точнее.

— в словосочетаниях, где исходным словом является многозначный глагол или прилагательное (идет поезд, идет весна, чистая посуда, чистая вода, чистая совесть);

— в изолированных словах, когда дети самостоятельно подбирают слова, отвечая на вопрос: как сказать по-другому? (смелый – храбрый, отважный, мужественный; бросать – кидать, метать).

1. Высокий уровень. Ребенок правильно подбирает слова-синонимы на представленные (свежий хлеб – мягкий).

2. Средний уровень. Ребенок объясняет смысл словосочетания в целом (Свежий хлеб только что испекли).

3. Низкий уровень. Ребенок просто заменяет существительное в предложенном словосочетании (идет весна – идет гроза).

IV. Подбор антонимов. Цель: выявить умение сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по цвету, величине, весу и т.д.

Педагог показывает картинку и предлагает начало фразы, которую ребенок должен закончить. Например, «Посмотри: этот карандаш длинный, а другой…».

— подбор соответствующих слов к словосочетаниям (свежий хлеб – …, свежий ветер – …);

— подбор сопоставлений (Что бывает узким, а что широким?)

1. Высокий уровень. Ответы правильные по смыслу и грамматической форме (длинный – короткий, высоко – низко).

2. Средний уровень. Правильно подобраны антонимы по смыслу, но есть ошибки в грамматической форме (плакать – смех, добрый – зло).

3. Низкий уровень. Ответы с частицей «не», неправильные по смыслу ответы (высоко – невысоко, длинный – маленький).

V. Речевые ситуации. Цель: выявить умение подбирать синонимы и антонимы к определенным речевым ситуациям, выбирать точное по смыслу слово из синонимического ряда.

Пример речевой ситуации для детей: «Пошли два медвежонка гулять и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка пчела ужалила, и вернулся он к маме грустный. Как еще про него можно сказать? Какой он был? Если медвежонок был грустный, то он не просто шел, а … (брел, плелся). А второй медвежонок наелся меда и был … Раз он был веселый, он к маме … (бежал, скакал вприпрыжку)».

1. Высокий уровень. Дети подбирают по два-три слова разных частей речи к данной речевой ситуации.

3. Низкий уровень. Дети называют слово с частицей «не» или подбирают неточные по смыслу слова.

VI. Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу. Цель: выявить сформированность точности словоупотребления, уровень осознания смысловых отношений между словами.

Сознательное отношение к смыслу слов и выражений сказывается на улавливании разного рода бессмыслицы в речи чужой и своей. Особенно ярко это выражается в том, как дети реагируют на оговорки: они весело хохочут, ясно давая понять, что смешит их именно получившаяся нелепость (А.Н. Гвоздев).

— объяснить смысл словосочетаний (легкий чемодан, тяжелый чемодан, трудный чемодан или легкая задача, тяжелая задача, трудная задача);

— оценить детские высказывания типа «Мамочка, я тебя громко-громко люблю», «Папа, иди шепотом», «Мы польем цветы, и они отвянут».

Характеристика ответов детей в соответствии с разными уровнями:

Высокий уровень. Ребенок замечает и объясняет неточности (Иди шепотом – это неправильно, шепотом можно говорить).

Средний уровень. Ребенок дает свой правильный вариант («Папа иди шепотом» – «Папа иди тихо»).

Низкий уровень. Ребенок не замечает смысловых ошибок.

VII. Определение значения слова (ответ на вопросы «Что такое?», «Что значит?»).

Объяснение многозначных слов раскрывает глубину понимания детьми смысла. Например, «Сад — это где растут яблоки, груши. А еще есть детский сад, куда ходят дети».

Обобщающие слова дети часто объясняют через перечисление объектов, входящих в данную группу. Например, «Посуда – это кастрюля, чашка, тарелка».

Высокий уровень. Дети определяют значение слова по функциям предмета (мячом играют в футбол) или по родовым понятиям (мяч – это такая игрушка для детей).

Средний уровень. Ребенок дает описание предмета, указывает на отдельные признаки (мяч круглый, у меня есть мяч).

Низкий уровень. Дети не могут определить значение слова.

VIII. Придумывание рассказов с использованием слов близких или противоположных по смыслу. Цель: выявить сформированность умений точно отбирать и правильно сочетать слова.

Детям предлагают разные пары слов с одним общим, например «холодный – теплый», «свежий – теплый». Дети могут придумать разные рассказы: «Осенью идет холодный дождь. Птицы улетают в теплые края. А когда приходит весна, дует теплый ветерок, светит солнце, и птицы возвращаются», «Однажды мама купила в магазине свежие булочки. Они были такие теплые и пахли вкусно. Мне очень нравится кушать такие».

Для построения связного высказывания большое значение имеют произвольность, преднамеренность использования средств языка, умение избирательно пользоваться языковыми средствами, употреблять слова, словосочетания, синтаксические конструкции, которые наиболее точно передают замысел говорящего.

Высокий уровень. Дети включают в рассказ оба слова из предложенной пары, ориентируясь на значение (пример выше).

Средний уровень. Дети используют только одно из предложенных педагогом слов.

Низкий уровень. Дети придумывают только одно словосочетание.

Все результаты обследования уровня развития словаря детей педагог заносит в протоколы для каждого ребенка. На их основе составляется общая характеристика развития словаря детей данной возрастной группы, которая позволяет скорректировать основные задачи развития речи детей на определенный промежуток времени (на учебный год).

Анищенко, О.А. Развиваем в игре / О.А. Анищенко, Л.А. Вяткина, М.В. Мащенко – Минск: Нар. асвета, 2002. – 145 с.

Любина, Г.А. Детская речь: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.А. Любина. – Минск: Научно-методич. центр учеб. кн. и средств обучения, 2002. – 224 с.

Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 240 с.

studfiles.net

Диагностика развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Судакова Валентина Евгеньевна

Данная статья посвящена исследованию речевых умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня. Проведенное исследование позволило определить лексикограмматические и структурно-композиционные особенности построения дошкольниками текстов-рассуждений. Полученные результаты имеют большое значение для совершенствования методики развития речи детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

DIAGNOSIS OF REASONING SPEECH DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL AGE CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Судакова Валентина Евгеньевна,

Текст научной работы на тему «Диагностика развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Судакова Валентина Евгеньевна

Sudakova Valentina Evgenyevna

старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики

Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова dom-hors@mail.ru

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ-РАССУЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Senior lecturer of the Pre-school Education Science Department, Ulyanovsk State Pedagogical University dom-hors@mail.ru

DIAGNOSIS OF REASONING SPEECH DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL AGE CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

речь-рассуждение, диагностика, дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, уровни речевого развития.

The article carries out a research of speech activity of pre-school age children with general speech underdevelopment of the 3d level. The undertaken study defines lexical-grammatical and structural-compositional features of children’s speech building. The research results are relevant for improvement of the methodology for developing the speech of the children with general speech underdevelopment of the 3d level.

reasoning speech, diagnosis, pre-school age children (over-fives), general speech underdevelopment, levels of speech development.

В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей дошкольного возраста с различными видами речевой патологии. Одной из самых распространенных патологий является общее недоразвитие речи (далее — ОНР) 3 уровня, при которой отмечаются нарушениях во всех компонентах речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, которые проявляются, в первую очередь, в нарушениях смысловой и произносительной составляющих речи [1, с.14]. Вследствие этого у детей с этим видом нарушения речевого развития имеются существенные недостатки в составлении связных монологических высказываний — описаний, повествований и рассуждений.

В работах Р.Е. Левиной [2], Т.Б. Филичевой [3], В.К. Воробьевой [4] указывается, что к одной из главных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР 3 уровня, относится формирование навыков связной монологической речи. Это необходимо для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Ведь известно, что успешность обучения детей в школе обусловлена достаточно развитыми навыками монологического высказывания. В особенности рассуждения, так как при познании различных областей науки в процессе школьного обучения от ребенка требуется объяснять, доказывать и рассуждать.

Необходимо отметить, что в работах, посвященных речевому развитию детей с ОНР 3 уровня, особое внимание уделяется формированию умений построения текстов-описаний и повествований. Элементы обучения старших дошкольников с данным речевым нарушением объяснительной (доказательной) речи встречаются в работах Т.Б. Филичевой в соавторстве с Г.В. Чиркиной [5], В.К. Воробьевой [6] и др. Но целостной методики обучения речи-рассуждению детей с ОНР 3 уровня не разработано, так как считается, что это — один из сложных видов связной монологической речи даже при норме речевого развития, основанный на операциях логического мышления.

Данное предположение достаточно спорное. В исследованиях Л.А. Венгера [7] доказано, что к 6 годам дети пытаются строить рассуждения об объектах и явлениях окружающего их мира, основываясь на мыслительных операциях анализа и синтеза, а не только на основе фактов заученной аргументации. Наблюдения за старшими дошкольниками показывают, что дети в этом возрасте способны понять причинность окружающего мира и достаточно правильно

объяснить ее на основе наглядно-действенного мышления, опираясь на накопленную сумму знаний об окружающем.

Значимость и актуальность проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речи-рассуждению обусловлена тем, что данный тип речи является основой интеллектуально-познавательного развития ребенка, способствующий осознанному усвоению знаний, которое обеспечивает более успешное обучение в школе и преодоление возникновения вторичных дефектов. Поэтому целью исследования явилась разработка педагогических условий обучения речи-рассуждению старших дошкольников с данной речевой патологией.

Для определения педагогических условий вначале необходимо было изучить особенности владения речью-рассуждением у старших дошкольников с ОНР 3 уровня. Поэтому целью первого этапа исследования была разработка и апробация диагностики данного вида речи у детей. Описание проведенной работы представлено в данной статье.

Разработанная в рамках исследования процедура диагностики включала серию специальных заданий, целью которых было изучение особенностей речевых навыков составления текстов-рассуждений. Диагностика содержала 3 серии заданий: беседа о временах годах, объяснение правил любимой игры, решение проблемных задач. Данные задания были заимствованы из работ А.З. Зака [8] и Н.В. Семеновой [9] и адаптированы с учетом особенностей речевого нарушения и возраста детей.

Для определения уровня развития речи-рассуждения у старших дошкольников с ОНР 3 уровня были определены критерии, качественно и количественно характеризующие содержательную и структурную составляющие данного вида текста, разработанные в исследованиях О.С. Ушаковой [10]. К данным критериям относились следующие:

— целостность высказывания, то есть наличие главной мысли и соответствие ей микротем высказывания;

— содержательность высказывания, то есть наличие умения раскрыть существенные характеристики объекта и причинно-следственные связи при рассуждении, приводить логичные аргументы;

— структурность высказывания, то есть наличие при построении рассуждения всех частей: тезис — доказательство — вывод; последовательность изложения;

— связность высказывания, то есть использование способов связи смысловых частей (подчинительных союзов, вводно-модальных слов и т.д.) и между отдельными предложениями (цепная, параллельная связь);

— самостоятельность высказывания, то есть построение высказывания без помощи взрослого.

После определения направлений, заданий диагностики и критериев оценивания было

проведено экспериментальное исследование с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

3 уровня в количестве 60 человек.

Первое задание — беседа о времени года — предполагало, что ребенку в индивидуальном порядке предлагалось ответить на такие вопросы: «Какое сейчас время года?», «Почему ты думаешь, что именно такое время года? Докажи, объясни». При возникновении затруднений экспериментатор предъявлял ребенку картинку, с соответствующим временем года, просил внимательно ее рассмотреть, задавал уточняющие вопросы: «Что нарисовано?», «Какое солнышко на картинке?» «Как выглядят деревья?» и другие. После этого снова задавался вопрос, требующий доказательства, названного ребенком времени года.

Далее ребенку предлагалось следующее задание — объяснение правил любимой игры. Задание предполагало следующее: подумать и рассказать о любимой игре, постараться объяснить ее правила и аргументировать свой выбор. Данное задание было прототипом предыдущего, но более усложненным, так как не предусматривало предъявления наглядности, требовало оформления суждения или доказательства по памяти с опорой на личный опыт.

При выполнении этого задания в случаях затруднения ребенку задавались вспомогательные вопросы: «Как называется твоя любимая игра?», «Сколько человек может играть в игру?», «Какие роли есть в твоей игре?», «Какие правила игры?», «Почему в игре такие правила?», «Чем заканчивается игра?». Вопросы задавались в представленном порядке, так как ребенок, испытывающий трудности при объяснении правил и их аргументации, постепенно восстанавливал в памяти процесс игры и эмоциональные переживания, связанные с ним, что способствовало увеличению количества приводимых аргументов.

После проведения этого задания ребенку предлагалось решение проблемных задач. Суть первой задачи заключалась в следующем: в индивидуальной беседе дошкольнику предлагалось рассмотреть карточки с изображением этапов рисования кораблика. Карточки предъявлялись в неправильном порядке, то есть с нарушением последовательности этапов рисования. После рассмотрения ребенок должен был расположить их в правильном порядке и объяснить,

доказать, почему он их так расположил. Если ребенок затруднялся выполнить задание, то ему предъявлялся готовый рисунок с этапами построения на одной карточке, как ориентир выполнения задания. Данная проблемная ситуация была названа «Кораблик».

Далее ребенку предлагалась следующая проблемная задача — «Нелепицы». Суть данной задачи заключалась в том, что предъявлялась картинка, содержащая определенные нелепые неточности, не соответствующие действительности.

После проведения диагностической процедуры на основе анализа детских высказываний и с учетом выделенных критериев было определено 4 уровня развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

1 уровень — высокий, который характеризуется тем, что рассуждение выстроено логично, прослеживается главная мысль, представленная тезисом и подбором аргументов. Тема полностью раскрыта. Доказательная часть имеет несколько логичных аргументов (3-5). Структура рассуждения представлена полностью, тремя частями: тезис — доказательство — вывод. Лексико-грамматическое оформление рассуждения отвечает правилам: используются различные средства связи, вводно-модальные («во-первых», «во-вторых» и другие) и сложноподчинительные союзы («потому что», «так как»). Рассуждение составлено самостоятельно и имеет в общей сложности от 7-10 предложений.

2 уровень — средний. Рассуждение частично раскрывает тему, приводится 2-3 логичных аргумента, основанных на очевидных и хорошо знакомых связях. Структура рассуждения может быть неполная, представленная только доказательной частью, чаще отсутствует вывод. Основным средством связи является местоименная и формальная. Водно-модальные отсутствуют. Большинство предложений носят простой характер, распространенные сложноподчиненные предложения практически отсутствуют. В рассуждении используется союз «потому что», но не в составе сложноподчиненного предложения. При составлении рассуждения ребенок пользуется помощью взрослого.

3 уровень — ниже среднего. Тема рассуждения не раскрыта, главная мысль не прослеживается. Рассуждение представляет собой ответ на вопрос «Почему?», начинающийся с союза «потому что». Содержание рассуждения представлено 1-2 аргументами, которые не всегда отражают логику и существенные связи. При построении предложений не используются вводномодальные и сложноподчиненные предложения. Отмечаются грубые ошибки в грамматическом оформлении предложении: пропуск предлогов, союзов, неправильное согласование прилагательных и существительных. Рассуждение строиться по вспомогательным вопросам взрослого.

4 уровень — низкий. Рассуждение представляет набор отдельных несущественных аргументов, которые представлены в речи в качестве фраз, а не предложений. Структуры не наблюдается. Лексико-грамматическое оформление не правильное: не используются вводно-модальные и сложноподчинительные союзы. При ответе на вопрос «Почему?», опускается союз «потому что». Объем рассуждения составляет 1-2 предложения-фразы. Вспомогательные вопросы взрослого не оказывают влияния на содержание и структурное оформление.

Количественная характеристика результатов представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Показатели развития речи-рассуждения по результатам констатирующего эксперимента

Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа

средний 10 3 7 2

ниже среднего 57 17 73 22

низкий 33 10 20 6

итого: 100 30 100 30

Таким образом, анализ результатов показал, что большинство старших дошкольников с ОНР 3 уровня владеют речью-рассуждением на уровне ниже среднего, что выражается в следующих особенностях: в неполном оформлении структуры текста (пропуске частей), малом количестве аргументов (1 или 2 аргумента), в отсутствии сложноподчиненных предложений, в опускании вводно-модальных слов и подчинительных союзов. Необходимо отметить, что уровень понимания речевой ситуации у данных детей выше, чем уровень развития речевых умений, о чем свидетельствует использование показа действий при объяснении или доказательстве в ходе выполнений заданий.

По поведению детей в ситуации, требующей от них рассуждения, очевидно, что они стремятся рассуждать, но у них недостаточно развиты навыки построения данного типа высказывания, его речевого оформления.

Результаты, полученные в процессе диагностики очень важны, так как позволяют раскрыть речевые умения детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в составлении рассуждений и подтвердить возможность обучения данному виду речи. Полученные данные являются основой для разработки эффективной системы обучения речи-рассуждению старших дошкольников с данным речевым нарушением.

1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. М., 2010.

2. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма: избранные труды. М., 2005.

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М., 2008.

4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2009.

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Указ. соч.

6. Воробьева В.К. Указ. соч.

7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М., 1994.

8. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. М., 1996.

9. Семенова Н. В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2001.

10. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2004.

1. Filicheva T.B., Tumanova T.V., Chirkina G.V. Vospitanie i obuchenie detey doshkol'nogo vozrasta s obshchim nedorazviti-em rechi. Programmno-metodicheskie rekomendatsii. M., 2010.

2. Levina R.E. Narusheniya rechi i pis'ma: izbrannie trudy. M., 2005.

3. Filicheva T.B., Chirkina G.V. Ustranenie obshchego nedorazvitiya rechi u detey doshkol'nogo vozrasta: prakt. posobie. M., 2008.

4. Vorob'eva V.K. Metodika razvitiya svyaznoy rechi u detey s sistemnym nedorazvitiem rechi. M., 2009.

5. Filicheva T.B., Chirkina G.V. Op. cit.

6. Vorob'eva V.K. Op. cit.

7. Venger L.A., Venger A.L. Domashnyaya shkola myshleniya. M., 1994.

8. Zak A.Z. Razvitie intellektual'nykh sposobnostey u detey 6-7 let. M., 1996.

9. Semenova N. V. Obuchenie vyskazyvaniyam tipa rassuzhdeniy detey sed'mogo goda zhizni: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. M., 2001.

cyberleninka.ru

Диагностика развития речи у дошкольников

1. План работы на период с 21 сентября по 17 октября

2. Диагностика старших дошкольников

2.1 Методика диагностики развития речи дошкольников

2.2 Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении

3. Коррекционная работа с Плиско Валерием (3 гр)

4.Работа с родителями(рекомендации)

5. Работа с воспитателями(рекомендации)

6. Психопросвещение о нарушении развития речи

7. Психопрофилактика нарушений развития речи

8. Оценка гигиенического состояния с позиции педагога – психолога(оценка проводимого занятия для гр.3).

9. Анализ занятия

1. План работы на период с 21 сентября по 17 октября

Согласно годовому плану педагога – психолога, можно выделить направления деятельности и планируемые результаты в данном дошкольном учреждении.

Основные направления в деятельности:

1. Укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду.

2. Исследование динамики интеллектуального и личностного развития дошкольников, используя современные психологические диагностики.

3. Продолжать формировать у педагогов и родителей навыки психолого-педагогической компетентности в общении.

4. Расширять знания педагогического коллектива и родителей о здоровом образе жизни.

1. Сохранение естественных механизмов развития ребенка, предотвращая всякое возможное их искажение и торможение.

2. Развитие индивидуальных качеств детей с постоянным обнаружением новых творческих ресурсов.

3. Формирование у педагогов и родителей коммуникативных навыков и представлений о здоровом образе жизни.

Проведение первичной диагностики в группе № 4.

Участие в консультации педагогов на тему «Как помочь ребенку в период адаптации?»

Диагностика интеллектуального развития группы «Фантазёры». Выявление детской одаренности.

Проведение методики диагностики развития речи в гр.№ 3

Коррекционно-развивающее занятие с детьми гр. 4 по развитию когнитивной сферы.

Участие в родительском собрании. Выступление психолога на тему: «Возрастные особенности психолого-педагогического образования дошкольников»

Диагностика родителей. Анкета «Какой я родитель?»

Проведение мониторинга по изучению потребностей семей в социально-психологической помощи.

Оформление консультативно – психологической агитации в групповом родительском уголке на тему «Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению»

Диагностика интеллектуального развития детей гр. № 3

Участие в консультации педагогов на тему «Особенности психологической безопасности личности ребенка» (группа раннего возраста № 2)

Диагностика интеллектуального развития детей гр. № 4.

Проведение школы педагога «Комплимент как одно из средств гуманизации коммуникативных навыков дошкольников»

Диагностика уровня психического развития детей гр. № 2

Оформление информационной странички «Психолог советует»

Проведение игры- занятия для развития общения(гр.№3).

Психодиагностика. Изучение творческого потенциала педагогов(методика Е.Торранса для взрослых)

Проведение психогимнастики для детей, имеющих трудности в поведении.

Проведение методики изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении

Изучение эмоционального благополучия детей из семей группы риска среди сверстников(проведение социометрии).

Индивидуальное развивающее занятие с ребенком 4 лет с низким уровнем развития

2. Диагностика старших дошкольников

2.1 Методика диагностики развития речи дошкольников

Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.

Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С. (Время 1 мин.)

Задание Б. (Окончание слов).

Ход работы: ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По. ". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? Пона. " и т. д.

Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.

Задание В. (Образование предложений с данными словами).

Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:

1) девочка, мячик, кукла;

2) лето, лес, грибы.

Задание Г. (Подбор рифмы). Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма — это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет "день" ".

Задание Д. (Словообразование). Как будет называться маленький предмет?

мяч — мячик; рука — . ; солнце — . ; трава — . ; плечо — . ; ухо — . ; таз — .

Задание Е. (Словообразование). Если предмет сделан из железа, то какой он?

железо — . ; дерево — . ; снег — . ; пух — . ; бумага — .

Задание Ж. (Общий словарный запас). Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?

Задание З. (Исследование особенностей звукового анализа слова).

Инструкция: "Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву "д", сразу хлопнешь в ладоши".

Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.

Результаты методики диагностики развития речи

В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5 лет и 5 месяцев.

Основная масса участников исследования называли 3-4 слова на букву с, что соответствует среднему результату. Такие же результаты (75%) показали участники и по заданию, где нужно было дополнить слоги. Таким образом, можно говорить о среднем уровне развития у дошкольников навыков и умений воспроизведения и дополнения слов.

С заданием на правильное составление фраз справились в достаточном объеме только 35% дошкольников.

Одним из наиболее сложных заданий для участников было предложение подобрать рифмы к словам. Только 25% испытуемых успешно выполняли данный блок в методике.

Если говорить про задание на словообразование, то достаточно большое количество детей (75%) справляются с подобными заданиями успешно. Однако, не всегда удавалось дошкольникам составлять формы таких слов как таз, плечо.

Общий словарный запас средний и высокий у 70% дошкольников. Низким словарным запасом, исходя из результатов методики, обладают 30% испытуемых.

2.2 Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении

Подобрать 5-7 заданий для ребенка; несколько незаконченных предложений, например:

1.Мальчик весело смеялся, несмотря на то, что…

2. Если зимой будет сильный мороз, то…

3. Если взлететь высоко как птица, то…

4. Мальчик заболел, у него поднялась температура, несмотря на то, что…

5. Если наступит день рождения, то…

6. Девочка стояла около окна, хотя…

7. Если снег растает, то…

8. В комнате погас свет, несмотря на то, что…

9. Если пойдет сильный дождь, то..

10. Девочка стояла и плакала, несмотря на то, что…

Проводятся 3 серии эксперимента.

Первая серия. «Выполни задание». Ребенка просят выполнить словесное поручение. Например, на столе в беспорядке лежат карандаши. Испытуемому говорят: «Собери карандаши, положи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания спрашивают: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?».

Вторая серия. «Закончи предложение». Ребенка просят закончить предложения, читаемые экспериментатором.

Третья серия. «Закончи предложение наоборот». Инструкция к данной серии: «Я буду читать тебе предложения, а ты придумай конец фразы, но только такой, чтобы получилось как не на самом деле, а наоборот. Например, «Я лягу в постель, потому что не хочу спать».

Затем называют одну фразу и просят ребенка придумать концовку, проверяя, правильно ли он понял инструкцию. Так как во второй и третьей сериях исследования участвуют дети 6-7 лет, то группа испытуемых выполняла только задания первой серии.

Детей распределяют на группы в зависимости от развития умения устанавливать причинно-следственные связи.

1 уровень – дети часто затрудняются дать ответы на некоторые вопросы либо дают ответы с неверной причинностью.

2 уровень – дети, как правило, отвечают на все вопросы, редко дают неправильный ответ, но затрудняются в замене причинно-следственной связи.

3 уровень – дети отвечают на все вопросы, дают ответы только с правильной причинностью и верной заменой.

Выводы по проведенной методике.

В результате проведения данной методики удалось определить дошкольников в группы, основывающиеся на степень развития умения устанавливать причинно-следственные связи.

Так, 2 ребенка показали результат первого уровня, то есть 10% испытуемых затрудняются дать ответы на некоторые вопросы либо дают ответы с неверной причинностью.

3 уровень по показателю умения устанавливать причинно-следственные связи имеют 5 детей, что составляет 25% группы. Значит, именно такое количество дошкольников способны отвечать на все вопросы, давать ответы только с правильной причинностью и верной заменой.

Подавляющее же большинство (75%) дошкольников отвечают на все вопросы, редко дают неправильный ответ, но затрудняются в замене причинно-следственной связи.

3. Коррекционная работа с Плиско Валерием (3 гр)

В ходе диагностики развития речи у Плиско Валерия был выявлен низкий уровень развития словарного запаса.

Коррекционное занятие по расширению словарного запаса с Плиско Валерием.

Время занятия: 30-35 мин.

1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй». В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход игры. Психолог называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч психологу, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Психолог: — Овощи; Валерий: — Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Психолог: — Фрукты; Валерий: — Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Психолог: — Ягоды; Валерий: -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Психолог: — Деревья; Валерий: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т.д.

2. Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)». Раз и два, и три, четыре — Все мы знаем в этом мире.

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры. Валерий, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя», и так далее про пять имен девочек, названий фруктов, овощей, транспорта, рыб, животных и т.д.

3. Игра с мячом «Кто как разговаривает?» (Мяч лови, да поскорей Назови язык зверей).

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры. Психолог бросает мяч ребенку, называя животных. Ребенок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова тигр змея комар собака волк утка свинья мычит рычит шипит пищит лает воет крякает хрюкает.

4. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко» (Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет).

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры. Психолог, бросая мяч ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч психологу, должен ответить: — Сорока стрекочет. Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик? — Корова ест сено, а лиса? — Крот роет норки, а сорока? — Петух кукарекает, а курица? — Лягушка квакает, а лошадь? — У коровы теленок, а у овцы? — У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

4. Работа с родителями (рекомендации)

Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают слова в роде, в числе.

В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребенка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.

У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твердых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками.

Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться о взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослых должна быть: четкой, неторопливой; доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями; грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

В то же время не следует оценивать как положительное явление случаи раннего речевого развития.

Главная роль в коррекции речи ребенка раннего возраста принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат в семье.

Своевременная диагностика, а также коррекционно-педагогическое, медицинское воздействие на раннем этапе развития позволяют ребенку с психоречевыми нарушениями к 6-и годам приблизиться к возрастной норме по уровню общего и речевого развития.

5. Работа с воспитателями (рекомендации)

Для развития словарного запаса воспитателям можно порекомендовать проводить периодически физкультурные минутки(примеры приведены ниже).

1. Звериная зарядка.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться

кулачками потереть глаза

Любят долго потянуться

зевнуть, прикрывая рот ладошкой

Ну и хвостиком вильнуть

движение бедрами в стороны

А волчата спинку выгнуть

прогнуться в спине вперед

И легонечко подпрыгнуть

легкий прыжок вверх

Ну, а мишка косолапый

руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса

Широко расставив лапы

ноги на ширине плеч

То одну, то обе вместе

переступание а ноги на ногу

Долго топчется на месте

раскачивание туловища в стороны

А кому зарядки мало —

Начинает все сначала!

развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

Широким жестом развести руки в стороны.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.

Чок – чок, каблучок!

В танце кружится сверчок.

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

Движения руками, как при игре на скрипке.

Крылья бабочки мелькают –

Движения руками, как крыльями.

С муравьем она порхает.

Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок.

Танцевальные движения, как в гопаке.

Звонко хлопают ладошки!

Похлопать в ладоши.

Всё! Устали ножки!

3. От зеленого причала оттолкнулся пароход

Он шагнул назад вперед

А потом шагнул вперед

И поплыл, поплыл по речке

Набирая полный ход

ходьба на месте

В лесок по мошок —

Чтоб не холодно жить.

В лесок, во борок,

Грибы — ягоды собирать,

А в ножках — ходунешьки,

А в ручках — хватушечки,

А в роток — говорок,

А в голову — разумок.

Кружком, бочком повернись!

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!

Заинька, бей в ладоши!

Серенький, бей в ладоши!

похлопать в ладоши

Кружком, бочком повернись.

Мы на карусели сели,

ходить по кругу

присели на корточки

Вверх летели, вниз летели

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.

6. Психопросвещение о нарушении развития речи

Первые лепетные слова появляются у ребенка в конце первого — начале второго года жизни. Сначала это одно- и двусложные слова: «дай», «на», «мама», «ляля» (двусложные состоят из серии одинаковых слогов) и т.п. При попытке воспроизвести трехсложное слово малыш обычно опускает один из слогов: «мако» — молоко, «синя» — машина и т. п.

В возрасте от 2-х до 3-х лет у ребенка вызывают трудности приставки с- перед согласным звуком и на- : «пать» — спать, «лить» — налить. При произнесении многосложных и незнакомых слов малыш тоже испытывает затруднения.

К 4 годам он произносит все слоги в знакомых словах, приставки и окончания «не глотает». При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики, их обобщения и практического закрепления их в собственной речи. В формировании грамматического строя речи выделяется несколько периодов.

Первый период (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.) — период предложений включает два этапа: этап однословного предложения («Бух», «Би-би», «Мяу» и пр.) и этап предложений из нескольких слов-корней: «Ля-ля бух», «Дай мако». К концу второго этапа ребенок начинает объединять в предложение до 3-х слов: «Баба, ниси сину» — Бабушка, принеси машину

Второй период (до 3 лет) — период усвоения грамматической структуры предложения. Усваиваются падежные окончания существительных, различные формы глаголов и т. д. Происходит расширение структуры предложения до 5-8 слов, появляются сложные предложения: «Придет моя бабушка, пойдем гулять». В возрасте от 2,5 до 3 лет в предложениях, используемых ребенком, появляются союзы, предлоги: «Мама, положи на стол куклу и книгу».

Третий период (от 3 до 7 лет). К школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой грамматики, что позволяет ему перейти к освоению грамматических закономерностей при изучении русского языка

Одной из выраженных особенностей речи детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме активного и пассивного словаря. Дети с такой речевой патологией понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме. Употребление же слов в речи вызывает большие затруднения. Формирование грамматического строя при общем недоразвитии речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Усвоение грамматических форм, типы предложений появляются у таких детей примерно в той же последовательности, что и в норме, но в более медленном темпе. Наблюдается дисгармония развития всех систем языка, искажение общей картины речевого развития

7. Психопрофилактика нарушений развития речи

В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Для многих детей с фонетико-фонематическим, а тем более общим недоразвитием речи характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажении их звукослоговой структуры.

Так, обследование речи детей последних трех лет выявило недостаточное количество обобщающих слов (овощи, мебель, одежда и т. д.). Дети называют небольшое количество слов в каждой группе предметов: некоторые дети называют два-три наименования овощей, а назвать насекомых, рыб вообще затрудняются. Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры, регулярно проводимые психологом, воспитателями и родителями.

В игре можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. Благодарным материалом для развития устной речи детей является тема «Животные». В играх психолог обращает внимание детей на различные способы словообразования. Слова целесообразно разделить на три группы:

1. Слова, в которых основа слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется неизменной (у козы — козленок, у гуся — гусенок).

2. Слова с чередованием согласных в корне (у медведя — медвежонок).

3. Слова с различной основой слова (у овцы — ягненок).

Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных — это добавление суффиксов, где ведущий, объяснив правило образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов, называет первое слово (например, стол), а ребенок — второе (столик). Существительные для проведения этой игры лучше сгруппировать по сходству окончаний. Профессор Г. А. Волкова указывает, что глагольный (предикативный) словарь является основой фразы и мыслительной деятельности человека, и рекомендует логопедам иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:

1. Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).

2. Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает).

3. Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).

4. Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется).

5. Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает).

6. Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Игра на данную тему проводится после предварительной работы по картинкам. Ведущий произносит прилагательное, а ребенок называет прилагательное с противоположным значением (горячий — холодный, острый — тупой, грязный — чистый). Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший — плохой», «маленький — большой». Ведущий специалист в области логопедии Л. Г. Парамонова советует «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:

1. Величина — большой (маленький), высокий (низкий), широкий (узкий).

2. Форма — круглый, овальный, продолговатый, квадратный, четырехугольный.

3. Цвет — основные + промежуточные (оранжевый, голубой, серый).

4. Вкус — горький, сладкий, соленый, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный.

5. Запах — приятный, неприятный, смолистый, цветочный.

6. Температура — холодный, горячий, теплый, прохладный.

7. Материал, из которого сделан предмет, — деревянный, стеклянный, железный.

8. Принадлежность предмета — мамин, папин, лисий, мед¬вежий.

9. Другие признаки — шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.

Проводя работу по этим направлениям с опорой на наглядность (часто натуральную), мы закрепляем употребление в речи прилагательных в играх. Дети с общим недоразвитием речи часто допускают ошибки в образовании множественного числа имен существительных. Особенно трудно дети усваивают те формы множественного числа, при образовании которых наблюдается чередование согласных в корне слова (ухо — уши) или выпадение гласных (день — дни).

Свое общение с детьми надо строить так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать.

8. Оценка гигиенического состояния с позиции педагога – психолога (оценка проводимого занятия для гр.3)

Помещение, в котором проводится занятие, адаптировано к возрасту детей.

Расписание занятий, количество занятий и их трудность соответствует возрасту(5 лет), т.е. учитываются все когнитивные, физиологические и психологические особенности данного возраста.

Освещение и проветривание соответствует признанным стандартам для нормального функционирования организма детей — дошкольников.

Новый материал объясняется доступно для детей. При проведении занятия учитываются возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, в том числе и подвижность детей в данном возрасте. Поэтому новый материал разбит на несколько частей и его объяснение не превышает 2-4 минут.

При наблюдении за поведением воспитанников на занятии нами были выявлены следующие моменты: при объяснении нового материала у дошкольников ярко выражен интерес. На этапе закрепления – также. Когда воспитатель замечает, что дети начинают утрачивать внимание к материалу, проводит физкультминутки, после чего дошкольники с новыми силами включаются в работу. Проведение физкультминуток является постоянным мероприятием на занятиях, поэтому дети знают слова наизусть и активно участвуют в ее проведении.

9. Анализ занятия

1. Воспитатель на занятии показал высокий уровень знаний, эрудиции. Педагогическое мастерство находится на достаточно высоком уровне. Речь с дошкольниками качественна, грамотно построена, является доступной для детей данного возраста, что говорит о том, что воспитатель владеет знаниями детской психологии.

Основной установкой является признание самоценности и уникальности каждого ребенка. Формирование данной позиции осуществляется в процессе диалогического общения взрослого с ребенком при определенных условиях, выработанных этим воспитателем.

Внешний вид соответствует возрасту детей – воспитатель использует в одежде яркие детали, что естественным образом повышает интерес детей.

2. Дошкольники на занятии показали высокий уровень познавательной активности, самостоятельность, достаточно высокий уровень развития умений, знаний, навыков. Над умениями работать коллективно надо еще поработать. Дошкольники выражают заинтересованность в занятии. Степень организованности и дисциплинированности средний.

3. Занятие было эффективным, имели место наглядные материалы.

Материал построен на взаимосвязях с окружающей действительностью. Объем предложенной информации не превышал нормы. Для наибольшей эффективности занятие было выстроено следующим образом: информативная беседа, развивающая игра, обобщающий материал(систематизация). Данная структура построения занятия соответствует возрасту.

Наблюдается наличие обратной связи с детьми.

Воспитатель поступал на занятии психологически правильно: он не ориентировался на среднюю возрастную группу, т.к. жесткая ориентация на норму неприемлема. Для определения объективного подхода к конкретному ребенку кроме возрастных и функциональных норм развития были учтены возможность ситуативных изменений (снижение темпа, эмоциональное торможение — возбуждение и пр.). Дифференцировались психофизиологические особенности, связанные с функционированием нервной системы. Были учтены различения в темпе жизнедеятельности, стеничности, как показателе работоспособности, и пластичности нервных и психических процессов.

Поставленные цели в начале занятия были достигну ты, т.е. результаты соответствовали поставленной цели.

Развитию дошкольников в личностном и познавательном плане способствовали следующие методы и приемы, которые были использованы воспитателем на занятии:

— признание права ребенка на собственную точку зрения (собственное "я");

— сотрудничество и партнерство во взрослой и детской деятельностях.

— позитивное принятие личности ребенка с опорой на положительные ожидания (авансирование).

Т.о., в общем занятие соответствовало психологическим требованиям.

xreferat.com