Диагностика речи у дошкольников методики

Диагностика дошкольников: методики, тесты (примеры)

Тестирование дошкольников разными методами проводят и в детских садах, и перед поступлением в школу. Тесты для дошкольников помогают узнать о ребенке массу полезной информации, которая в будущем поможет выявить недочеты в воспитании и обучении; психологические факторы, которые могут мешать ребенку нормально развиваться; особенности, на которые следует обратить внимание при поступлении в школу и дальнейшем обучении.

Тестирование стало обязательным в большинстве учебных заведений. Образовательный процесс все время меняется, вносятся коррективы, образовательный план усложняется или упрощается, школы переходят на специальные формы обучения. Все это требует от ребенка усилий, способности к адаптации. А родители не всегда способны оказать своим детям квалифицированную помощь в этом вопросе даже хотя бы потому, что не знают, в чем именно следует помогать. Именно для этого существуют тесты для дошкольников.

В этой статье мы разберем разновидности диагностики, что все эти тестирования могут нам рассказать о наших детях, на что следует обратить особое внимание и к каким советам прислушаться.

Для чего нужна диагностика дошкольников

Диагностика дошкольников, методики различных видов и направленностей введены повсеместно, начиная с поступления в детский сад. Представляют они собой своеобразное тестирование. Разные методики действуют по-разному, однако есть у них одно общее свойство. Все они помогают родителям и педагогам разобраться в эмоциональном и психологическом состоянии ребенка, определить его готовность к школе или детскому саду, уровень знаний, сообразительность и многое другое.

Например, некоторые тестирования могут показать особенную предрасположенность будущего ученика к определенным предметам. Тогда имеет смысл отдать ребенка в специализированную школу с уклоном на иностранные языки, математику, лингвистику, информатику и так далее. В случае же если тестирование показывает недостаточный багаж знаний и умений, всегда можно заранее подготовиться к поступлению в учебное заведение и наверстать упущенное по какой-либо причине.

Также тестирование помогает разобраться в межличностных отношениях, комплексах, проблемах в семье, различных психологических отклонениях от нормы, найти пути решения проблемы и, что особенно важно, первопричину нарушения.

Ниже представлены некоторые особенно популярные методики диагностики по разным целевым направлениям.

Психологическая готовность к школе

Диагностика дошкольников, методики проверки готовности к школе — очень важный момент при поступлении в образовательное учреждение. Подмечено, что все дети развиваются по-своему, со своей скоростью и усердием. Некоторые родители полагают, что чем раньше ребенок пойдет учиться, тем быстрее и лучше будет развиваться. Вспоминая свой собственный опыт, люди часто жалеют, что не пошли в школу раньше на год или даже два, так как складывается ощущение потерянного впустую времени. Однако такая постановка вопроса не всегда соответствует действительности. Дети могут быть просто не готовы к процессу школьного обучения. К моменту поступления в школу должны проявиться некоторые качества, без которых учеба будет даваться достаточно тяжело. Например, усидчивость, любопытство, способность запоминать и анализировать поступающую информацию.

Для того чтобы оценить готовность к обучению, существует диагностика дошкольников. Методики предлагаются следующие:

  • Тест Керна-Йерасека — наиболее обширный тест, затрагивающий множество сторон развития ребенка.
  • «Дорисуй мышкам хвосты» и «Дорисуй ручки зонтикам» — тест помогает определить, насколько развита мелкая моторика рук.
  • Интерпретация пословиц — помогает увидеть развитость мышления и способность объяснять явления своими словами.
  • Диагностика познавательной сферы и внимания

    Для процесса обучения очень важно учитывать степень внимательности ребенка. Диагностика дошкольников, методики определения внимательности достаточно широко и в ассортименте распространены в педагогической среде. Заданий различного содержания на эту тему достаточно много, и все они являются эффективными и показательными.

    Для определения внимательности используют следующие тесты для детей 5 лет: «Найди и вычеркни», «Корректурная проба», «Треугольники». В первом тесте ребенку дают лист с нарисованными на нем различными геометрическими фигурами. За определенный промежуток времени необходимо особенным способом зачеркнуть фигуры определенного типа. В конце занятия итог подсчитывается с помощью формулы:

    N — количество просмотренных фигур,

    n — количество ошибок,

    t — время выполнения работы.

    При «Корректурной пробе» на листке напечатаны буквы. Ребенок должен зачеркнуть три названные преподавателем в каждой строчке.

    «Треугольник» требует от дошкольника рисования определенного типа этой фигуры на каждой строке. Психолог фиксирует ошибки и время выполнения работы, на основании чего затем объявляет результат.

    К таким тестам относится и графический диктант по клеточкам для дошкольников. Ребенок под диктовку рисует линии и фигуры, расположенные особенным, заданным преподавателем, образом.

    Диагностика математического развития

    Математика для школьника — это не только дисциплина. Развитый математический склад ума позволяет ребенку анализировать поступающую информацию, гораздо быстрее ее усваивать, а также применять на практике. Поэтому диагностика дошкольников, методики математического развития которой являются неотъемлемой частью, обязательно проводится в учебных учреждениях разных уровней подготовки.

    Среди игровых диагностик выделяют такие, как «Найди такой же», «Собери бусы», «Собери картинку». На этом этапе важно выяснить, насколько ребенок способен составлять общую картину из разных фрагментов, находить схожесть предметов, сопоставлять цвет, размер и геометрические формы.

    Диагностика эмоциональной сферы дошкольников: методики

    Стабильное эмоционально-психологическое состояние — залог продуктивного обучения, быстрого освоения в незнакомой обстановке, способности к самореализации и построению социальных связей. В процессе обучения в школе или детском саду ребенок приобретает не только знания об окружающем мире в ходе изучения конкретных дисциплин, но и учится осознавать собственную личность, ее положение в социуме, контактировать с людьми (сверстниками и учителями).

    Диагностика эмоциональной сферы дошкольников методики имеет достаточно разнообразные. Целью же их является выяснение самопозиционирования ребенка в окружающем мире и обществе, а также нахождение путей коррекции возможных комплексов и сбоев. Диагностика младших дошкольников проводится следующими методами:

  • Ролевые — ребенку предлагается принять и проиграть определенную роль (животное, члены семьи, неодушевленные предметы, сказочные персонажи).
  • Психогимнастические игры — в процессе таких игр у детей формируется принятие собственного имени и качеств характера, способность к самопознанию.
  • Коммуникативные игры — эти игры помогают детям научиться вербальному изложению своего отношения к окружающим людям, высказыванию собственного мнения и потребностей, оказыванию поддержки, контакту с окружающим обществом.
  • Интеллект и умственное развитие

    Диагностика деятельности дошкольников может проходить несколькими путями и тестированиями. Некоторые касаются исключительно способности к концентрации, другие отражают свободу фантазии и воображения, третьи показывают умение сопоставлять и так далее. Методики диагностики старших дошкольников призваны, в первую очередь, показать готовность ребенка к поступлению в школу, а также устранить самым быстрым путем возможные недочеты в образовании и понимании окружающего мира. Перед выпуском из детского сада с дошкольниками часто проводят следующие занятия:

  • «Скульптура». Данный тест показывает, насколько хорошо развиты у ребенка наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический виды мышления. Заключается задание в том, что ребенку за 5-10 минут предлагается вылепить из пластилина скульптуру. За результат выставляется от 0 до 10 баллов:

    0-1 — соответственно, если ребенок так и не смог придумать, что он будет лепить, за отведенное на задание время;

    2-3 балла выставляется за простейшие формы (шарик, кубик, брусок и так далее);

    4-5 баллов — простая поделка с маленьким количеством деталей;

    6-7 баллов — необычная поделка, но без особенного задействования фантазии;

    8-9 — скульптура оригинальна, с достаточным количеством фрагментов, но до конца не проработана;

    10 баллов — все вышеуказанные условия соблюдены.

  • «Узнай фигуры». Данная методика отражает развитость вида памяти, ответственной за узнавание. Данный вид развивается в наиболее раннем возрасте и отвечает за дальнейшее становление способности усваивать и хранить информацию.
  • Межличностные отношения

    Ни одна личность не может формироваться в изолированности. Для человека важна социальная среда, а уж для маленького человека — тем более. В процессе своего роста дети контактируют с родителями, родственниками, ровесниками, старшими и младшими детьми, учителями, тренерами и так далее. Все эти отношения влияют на становление личности и ее качеств. Будущее ребенка напрямую зависит от его общества и окружения. Для того чтобы определить, насколько благотворно влияют общественные отношения, существуют специальные тесты для детей 5 лет и старше.

    Один из наиболее знаменитых и часто используемых — Детский апперцептивный тест Беллак. С помощью этого исследования можно выявить ведущие мотивы и потребности ребенка, как ребенок воспринимает своих родителей и относится к ним (в том числе в аспекте семейной пары), особенности взаимоотношений с другими людьми, выявить внутриличностные конфликты, определить работу защитных психологических механизмов, узнать страхи, фобии, нарушения психики, помочь справиться с негативными их последствиями.

    А. Л. Венгер: вклад в диагностику развития школьников

    Леонид Абрамович Венгер — один из наиболее выдающихся российских и советских психологов, которые посвятили свою жизнь исследованиям особенностей психологического развития дошкольников. Большинство современных тестов так или иначе ссылаются на работы, которые когда-то проводил А. Л. Венгер. Доктор наук исследовал особенности развития восприятия окружающего мира и сенсорного воспитания маленьких детей. На основе этих данных он создал первые методики диагностики развития дошкольников. На основании его изысканий созданы программы «Развитие» и «Одаренный ребенок».

    Эти методики используются повсеместно в российских детских садах. Заключаются они в обучении ребят использовать и самостоятельно создавать самые разнообразные схемы, планы, чертежи. Итогом становится формирование специфического образного мышления.

    Один из самых используемых его тестов — рисуночный. Диагностика способностей дошкольников определяется исходя из особенностей сделанных ими рисунков человека, существующих и вымышленных животных, динамических изображений семьи. По рисункам можно определить соответствие миропонимания ребенка фактическому возрасту, выявить социальные роли и доминирующие личности из окружения и в семье, определить серьезные психические нарушения, депрессии, страхи и так далее.

    Диагностика развития речи дошкольников

    Диагностика речи дошкольников — важный момент для любого ребенка, определяющий его поступление в учебные заведения и способность продуктивно контактировать с миром. То, насколько хорошо он овладеет способностью излагать в устной форме свои мысли и понимать речь, будет зависеть, насколько правильно его поймут окружающие люди (в том числе учителя), и насколько качественно будет усвоена информация извне.

    Если графический диктант по клеточкам для дошкольников отражает, насколько развита внимательность и концентрация у ребенка, то для диагностики устной речи требуются свои методы, в основном вербальные.

    Для разных возрастных групп используют разные тесты, что вполне естественно. В различные этапы взросления ребенок должен овладевать все новыми способностями, планка тестирования должна подниматься в соответствии с требованиями к возрасту.

    Итак, для возрастной группы от трех до шести лет используют методику «Словарная мобильность». Данная методика содержит около шести заданий разной направленности и отражает объем словарного запаса. К тому же показывает, насколько ребенок может использовать знакомую лексику в повседневной жизни и различных ситуациях, требующих моментальной реакции.

    Для старшей возрастной группы используются более сложные тесты, показывающие, уровень развития речи, продуктивность ассоциаций, способность осмысления ситуаций на основе зрительного и слухового восприятия. К таким тестам относят методику Эббингауза. В заданиях этого метода тестирования имеются такие как «Вставьте пропущенные слова», «Расставьте точки и запятые», пересказ услышанного фрагмента текста, пересказ прочитанного материала, составление предложений из заданного набора слов, описание происходящего на динамических картинках, соотношение различных синтаксических форм предложений к картинкам, отражающим их смысл, и так далее.

    Профессиональное самоопределение

    Все чаще в современных детских садах и школах проводят тестирование по профессиональной ориентации в возрасте от пяти до восьми лет. Необходимость данного тестирования обсуждается регулярно. Методики имеют своих сторонников и, конечно, противников. Однако введено данное тестирование не просто так.

    Современная модель образования все больше старается сделать программу обучения компактной и узкоспециализированной. Все меньше предметов становятся обязательными, все больше переходят в статус факультативов и дополнительных занятий. А потому самоопределение в профессиональном плане в столь раннем возрасте, по мнению многих специалистов образовательной среды, — разумная экономия средств и времени. Специализированные тесты помогают узнать особенно ярко выраженные стороны характера и менталитета, хобби, привычки, занятия, которые приносят наиболее приятные ощущения, а затем помогают подобрать будущую профессию на основании полученных данных.

    Порой ребенок самостоятельно не может определиться с интересами и желаниями, в этом случае такой тест может ему подсказать, чем он может заняться в свое свободное время, на какие кружки или тренировки записаться, какие предметы изучать с репетитором на дополнительных занятиях. Но вот ограничивать дошкольника результатами теста не следует. Как бы ни менялась утвержденная система образования, развитие для формирования личности требуется всестороннее и полноценное. Такой тест может помочь определиться с жизненными увлечениями, но уж никак не должен урезать объема информации, положенной для гармоничного развития маленького человека.

    fb.ru

    Методика диагностика развитию речи детей

    Методики обследования речи и коррекции произношения, логопедия через Internet

    Приветствую вас в рассылке Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы !

    Сегодня в выпуске:

    1. Методики обследования речи дошкольников.
    2. Игра для коррекции произношения Пальчики учатся говорить .
    3. Логопедические занятия через программу Skype.

    Методики обследования речи дошкольников

    На сегодняшний день в арсенале логопеда присутствует достаточное количество методик для обследования речи (здесь и далее я буду иметь в виду обследование развития устной речи ребёнка-дошкольника с нормальным слухом и интеллектом). Давайте познакомимся с некоторыми из них.

    1. Обследование предпосылок речевого развития ребёнка раннего возраста.

    Разработаны специальные карты оценки коммуникативного развития детей раннего возраста до 2 лет (см. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения ), а также можно воспользоваться описанием и картой логопедического обследования ребёнка первого года жизни. (см. Альманах Института Коррекционной Педагогики, #8470;3, 2001(ссылка )

    2. Обследование понимания речи неговорящего ребёнка.

    Пользуемся для этого методикой, описанной в пособии Жуковой Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников .

    Если же при этом необходимо выявить интеллектуальное развитие, то можно воспользоваться методикой Стребелевой Е.А. Ранняя диагностика умственного развития (ссылка )

    3. Методика диагностики языковой способности ( для детей 3-7 лет) Микляевой Н.В.

    О ней я подробно рассказывала в прошлых трёх выпусках, поэтому вы можете найти этот материал в архиве рассылки .

    4. Нейропсихологическая диагностика речи

    О ней мы подробнее поговорим в следующем выпуске рассылки.

    5. Классическая логопедическая диагностика

    Ей пользуется в настоящее время большинство логопедов. Результаты этой диагностики заносятся в речевые карты, и в конце записывается логопедическое заключение с планом коррекционной работы. Сюда же можно отнести различные авторские варианты этой методики. Примером может служить Методика обследования речевого развития старших дошкольников Хваловой В.В. (ссылка )

    6. Тестовые методики определения уровня речевого развития детей.

    Для специалистов можно порекомендовать следующие:

  • Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Авторы О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. Тестовые задания разработаны для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет.
  • Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями. Авторы Кабанова Т.В. Домнина О.В.
  • Для родителей (и для специалистов тоже, разумеется) будут интересны более простые пособия. Они отличаются отсутствием вступительной теоретической части, отсутствием большого количества таблиц для заполнения с подсчётом среднего балла, наличием доступного для родительского понимания речевого и наглядного материала.

    • Борисенко М. Г. Лукина Н. А. Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию. (0–3 лет, 4–5 лет, 5–7 лет). С помощью этого пособия можно протестировать не только речь, но и особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, конструктивного праксиса и ручной умелости.
    • Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его возрасту. Очень подробное тестирование всех сторон речевого развития ребёнка от 2 до 7 лет.
    • Это, судя по всему, далеко не полный список методик. И если вы в своей практике успешно используете не представленную здесь методику, то, пожалуйста, поделитесь информацией о ней в комментариях.

      А теперь к практике. Сегодня я хочу представить игру, способствующую развитию не только речи, но и развитию тактильных ощущений (тактильного гнозиса)

      Игра Пальчики учатся говорить

      Необходимо приготовить карточки с наклеенными на них рельефными деталями из подручных материалов. На карточке также должен быть прозрачный кармашек, в который будет вкладываться картинка со словом. Лучше всего для этого подходят пластиковые странички из фотоальбома.

      Сначала берётся 2-3 карточки, в кармашках которых находятся картинки для проблемного звука (их можно подобрать с помощью программы Автоматизация согласных ). Ребёнок ощупывает пальцами рельефную фактуру под картинкой, описывает свои ощущения и запоминает картинку.

      Потом логопед просит ребёнка закрыть глазки и определить картинку с помощью пальчиков: Пусть пальчики сами назовут слово . Ребёнок получает картинку или приз за правильно произнесённое слово.

      Постепенно количество карточек в игре увеличивается.

      Логопедическое обследование через Internet

      В заключение сегодняшнего выпуска я хочу познакомить вас с методикой логопеда Ирины Петровны Денисовой, которая проводит занятия и первичные обследования через Internet, используя программу Skype. С ее услугами вы можете познакомиться на ее сайте или посмотрев ее видеозаписи на сайте YouTube. Обследование и консультации у неё бесплатны.

      На сегодня всё! До новых встреч!

      Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте Логопедические Программы .

      Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте Логопедические Программы .

      Особенности речевого развития детей: диагностика и методы коррекции

      В большинстве случаев родители бьют тревогу слишком поздно, обращая внимание на речевое отставание ребенка, когда ему уже исполнилось 4-5 лет. Хотя современная медицина настоятельно рекомендует как можно раньше вести малыша к специалисту для своевременной работы по развитию речевых навыков.

      Задержка речевого развития детей (ЗРР) ? такой диагноз все чаще ставят специалисты малышам в возрасте от 4 лет. Близок к нему и другой диагноз ? ЗПРР ? задержка психо-речевого развития. Первый подразумевает лишь задержку развития речи, а второй ? более серьезный ? и отставание в интеллектуальном развитии.

      Задержка речевого развития у ребенка: суть диагноза и причины

      Отставание речевых навыков ребенка от возрастной нормы и называется задержкой речевого развития. Ставится такой диагноз детям в возрасте до 4 лет, задержка речи в более позднем возрасте уже классифицируется как общее недоразвитие речи.

      В интеллектуальном плане дети с ЗРР ничем не отличаются от своих говорящих сверстников, но если не предпринять никаких мер, этот диагноз грозит перейти в ЗПРР – уже с проблемами с мыслительными процессами.

      Общепринятая периодизация речевого развития ребенка предполагает определенные речевые умения и навыки малыша на каждом возрастном этапе. Дети с диагнозом ЗРР не вписываются в эти рамки, не дотягивая до нужного уровня. Наблюдается отставание в произнесении звуков, первых слогов, слов, в построении словосочетаний и предложений, а чуть позже ? и в создании связных текстов.

      По умственным способностям дети с диагнозом ЗРР не отличаются от других

      Причинами задержки развития речи детей называют следующие факторы:

    • поражения и заболевания головного мозга, вызванные внутриутробными отклонениями (гипоксией, травмами, инфекционными заболеваниями матери); сложными (затяжными, стремительными и т. д.) родами; травмами и заболеваниями в младенческом возрасте;
    • невостребованность речевых проявлений, отсутствие стимулирования речи взрослыми: с ребенком мало разговаривают, не дают ему возможность словесно выражать свои желания и чувства;
    • отставание созревания нервных клеток, отвечающих за речевое развитие;
    • физиологическое или травматическое нарушение слухового аппарата.
    • Существуют определенные нормы развития речи детей в каждом возрастном периоде. Если на каком-то из этапов родители заметили несоответствие речевых навыков своего малыша норме, необходимо обращаться к одному из специалистов: невропатологу, логопеду, дефектологу, психологу или психотерапевту. И делать это надо как можно раньше.

      Диагностика речевого развития детей

      Специалисты ставят диагноз ЗРР на основе беседы с родителями, общения с ребенком и с помощью специальных тестов: шкалы Бейли для оценки развития грудных детей, шкалы раннего речевого развития, Денверского скринингового теста оценки развития ребенка и др.

      Задержка речевого развития диагностируется, если ребенок:

    • в 2 мес. мало лепечет;
    • в 8 мес. не откликается на свое имя, не понимает названия простых предметов и понятий, не выполняет простых действий;
    • в 2 года не любит повторять слова, имеет бедный словарный запас из единичных слов;
    • в 2, 5 года не может принести названные предметы, не знает названия частей тела, не умеет составлять словосочетания;
    • в 3 года в основе речи имеет отдельные слова, а не распространенные предложения, не всегда понимает смысл текстов или речи окружающих.
    • Чтобы нивелировать задержку речевого развития и стимулировать этот процесс, специалисты применяют массу способов развития детской речи.

      Диагноз ставится после обследования ребенка врачом и собеседования с родителями

      Методы коррекции речи

      Для коррекции речи ребенка применяются как медикаментозные методы, так и психолого-педагогические. Эффективным считается комплексный подход к лечению ЗРР.

      Большую роль играют родители, активно общающиеся с ребенком, задающие ему вопросы, требующие наиболее полного ответа, читающие малышу книги, обсуждающие с ним героев и все, что происходит в окружающей жизни. Параллельно необходимы занятия с логопедом и дефектологом.

      По предписанию невропатолога могут применяться препараты, улучшающие кровообращение мозга и стимулирующие умственные процессы: цинаризин, ноотропил, кортексин и др.

      Эти методы позволяют восстановить деятельность отдельных разделов мозга, отвечающих за речевую активность, дикцию, лексический запас, мыслительные способности.

      Массаж стимулирует двигательные функции и помогает развивать ощущения и восприятие, что позитивно отражается на речи.

      Все большую популярность приобретают дельфинотерапия (плавание с дельфинами), иппотерапия (езда на лошадях) и др.

      При этом не уменьшается значение специальных педагогических методик коррекционной работы с речью: арттерапия, музтерапия, развитие мелкой моторики, пальчиковые и подвижные игры, рисование, лепка и т. д.

      Родителям специалисты дают такие рекомендации:

    • главное ? не закрывать глаза на речевые проблемы малыша, не паниковать, не комплексовать, а просто помогать ребенку развиваться;
    • говорить с ребенком грамматически правильно, четко, внятно, в нормальном темпе, не растягивая слова, но и не торопясь;
    • ни в коем случае не сюсюкать и не повторять ошибки ребенка;
    • отвечать на все вопросы малыша и даже стимулировать постановку новых;
    • выслушивать ребенка до конца, исправляя ошибки в произношении по окончании монолога;
    • как можно больше читать книжек и давать слушать аудиозаписи;
    • во время игры активно разговаривать;
    • предпочитать задания на развитие речи и мелкой моторики рук;
    • выполнять все рекомендации специалистов.
    • Только совместные усилия к выбору методов развития детской речи дадут наибольшую результативность, и диагноз задержка речевого развития будет побежден.

      Снежана Лобанова | Все блоги автора (7)

      Опубликовано: 15 Марта, 2013, 14:40

      Диагностика развития связной речи у старших дошкольников

      Во второй экспериментальной части нашей работы мы своей целью ставили — выявить особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

      1. Изучить связную речь детей седьмого года жизни.

      2. Определить уровень успешности выполнения заданий методики по диагностике связной речи детей.

      3. Выявить особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

      В экспериментальной части нашей работы мы использовали серию заданий для исследования речи из Методики развития речи детей дошкольного возраста пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, авторы Ушакова О. С, Струнина Е. М

      Данная методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей. Для оценки выполнения заданий используется балльно-уровневая система.

      Исследование связной речи детей дошкольного возраста состоит

      1. Задание Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

      1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах; (3 балла)

      2) рассказывает, опуская начало (или конец); (2 балла)

      3) перечисляет отдельные качества. (1 балл)

      2. Задание. Воспитатель предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

      1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет рассказ; (3 балла)

      2) рассказывает с помощью взрослого; (2 балла)

      3) перечисляет нарисованное на картинках. (1 балл)

      3. Задание. Пересказ прослушанного текста.

      1) Ребенок воспроизводит все основные смысловые звенья; (3 балла)

      2) смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; (2 балла)

      3) пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней посторонней информации. (1 балл)

      Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Показатели:

      1. Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.

      2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.

      3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.

      4. Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.

      5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.

      6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.

      zhizn-rebenka.ru

      Диагностика речевого развития малышей в возрасте 3-4 лет

      Для всех детей в определенном возрасте обязательно прохождение проверки у логопеда. Если появились проблемы с речью, то ваши визиты станут частыми – врач проведет необходимую терапию.

      В любом случае для малышей от 4 лет проводится обязательная диагностика речевого развития. Это совсем не страшно, так что успокойте малыша перед походом к доктору.

      Существует несколько общепризнанных методик проверки речи. Самая простая форма проведения обследования — игровая. В возрасте 3-4 лет легче всего поправить дефекты, ведь речь все еще формируется. Не игнорируйте проверку у логопеда, ведь нормальная речь очень важна для дальнейшего развития малыша. Потом дефекты речи будет гораздо сложнее исправить, и у ребенка могут развиться серьезные комплексы.

      Первый прием у логопеда назначается детям в 4 года. Если родители замечают сильные дефекты: ребенок не говорит или говорит очень плохо — можно отвести его и раньше, в 3 годика. Родителям нужно понимать, что посещение логопеда обязательно в любом случае и крайне важно.

      Даже если вам кажется, что речь ребенка развивается прекрасно, малыш общительный, разговорчивый, все произносит правильно. Только специалист может заметить некоторые дефекты.

      В возрасте 3-4 лет их легко устранить, немного позанимавшись с ребенком. А вот позже они же могут обернуться серьезными проблемами с речью: заиканием, глотанием слогов… С такими проблемами тяжело учиться, работать, находить друзей, да и вообще, человек чувствует себя подавленно. А всего-то нужно было в детстве удостовериться, что у малыша все идет хорошо, без отставаний и проблем.

      Еще родителям стоит помнить: у детей до 3 лет речевое развитие только начинается. Это нормально, что они что-то произносят неправильно, имеют проблемы с согласными или гласными звуками. Эти проблемы «лечатся» дома, без помощи специалиста.

      Нужно разговаривать, читать ребенку сказки вслух. Так он слышит вашу правильную речь и постепенно запоминает, как произносится то или иное слово, звук.

      До 3 лет ваши коррективы речи ребенка должны быть минимальными. Просто правильно повторите для него неправильно произнесенное слово. Не стоит акцентировать внимание на неправильном варианте и уж точно не нужно ругать детей за ошибки.

      Как проводится диагностика

      Диагностика речи у логопеда всегда комплексная:

      Проблема речевого развития может заключаться не в самой речи, а в слухе. Например, снижение слуха, глухота на одно или оба уха. Тогда все остальные этапы не рассматриваются. Некоторые нарушения слуха не серьезные, но могут существенно навредить речи малыша. Тогда потребуется посещение ЛОР-врача, возможно, и операция. Если же исправить дефект слуха нельзя, то ЛОР порекомендует вам, как нужно заниматься с крохой.

      Состояние артикуляционного аппарата

      Проверка состояния носоглотки, гортани, голосовых связок, языка. Здесь тоже могут быть врожденные проблемы или последствия травмы, которые мешают правильно произносить звуки. Часто проблема кроется в строении носоглотки. Тогда назначается массаж для развития связок, разработки гортани.

      Проверяется произношение отдельных звуков

      Логопед просит детей произносить определенные звуки. Тут упор делается на шипящие согласные и звук [р]. Для правильного развития речи не должно быть дефектов произношения согласных. Исправить их помогут простые упражнения на шипение, рычание. Важно помнить, что больше 7-10 минут кроха не может концентрировать внимание на одном упражнении. Хороший специалист понимает это и периодически меняет задания.

      Обследование уровня психического развития

      Определение уровня психического развития крайне важно, особенно если врачом был выявлен серьезный дефект или отставание речевого развития. В возрасте 4 лет может быть поставлен диагноз «задержка речевого развития». Если нарушения психической деятельности все же есть, то для таких случаев существует своя шкала оценки речи, но проводит ее уже дефектолог.

      Особенности диагностики речи у дошкольников

      В старшем дошкольном возрасте проверка речи проводится перед поступлением в первый класс. Логопед должен определить, все ли нормально, сможет ли ребенок успешно учиться.

      Детей с сильным отставанием речевого развития, к сожалению, не принимают в обычные школы. Их направляют в класс коррекции. Но еще до школы вполне возможно снять этот диагноз, если родители будут заниматься с малышом.

      С малышом 4 лет логопед проводит занятия в игровой форме. Например, ребенку предлагаются картинки с изображениями животных, растений, людей. Слова подобраны так, чтобы сложные звуки находились в самом начале слова или же в конце.

      Еще один вариант — сложный согласный звук в середине слова. Малыша попросят произнести названия изображенных предметов. Так логопед сможет понять, в каком положении сложный звук дается ребенку с трудом. Часто такая простая диагностика бывает достаточной.

      Если проблем с произношением не выявлено, то врач еще немного поговорит с ребенком. Так он определяет объем словаря использованных слов. Логопед просит малыша назвать как можно больше слов на одну букву.

      Нормальный словарный запас детей 4 лет составляет от 1000 до 2000 слов. Меньше 1000 считается недостаточным показателем.

      Логопед проводит еще несколько тестов для малыша, предлагая ему:

    • подобрать слова-синонимы;
    • образовать уменьшительно-ласкательную форма слов (медведь-медвежонок, мяч-мячик);
    • назвать как можно больше названий чего-либо (деревьев, животных, профессий…);
    • пересказать известную малшу сказку или сюжет фильма.

    Таким образом, всего за 15-20 минут логопед получает полное представление об уровне развития речи, определяет, есть ли проблемы и дефекты, дает соответствующие рекомендации. Очень важно вовремя пройти эту проверку.

    rebenkoved.ru

    Методы обследования речи детей:

    Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. – 240

    ГЛАВА I. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

    Обследование фонематического восприятия

    ГЛАВА II. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

    Обследование понимания слов

    Обследование понимания предложений

    Обследование понимания грамматических форм

    Обследование понимания текста

    ГЛАВА III. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА

    Приемы обследования детей с полным или частичным отсутствием вербальных средств общения

    Приемы обследования детей, владеющих вербальными средствами общения

    Обработка результатов обследования

    Обследование грамматического строя языка

    ГЛАВА IV .ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ

    Обследование звукового анализа и синтеза слов

    Методические рекомендации к обследованию звукового анализа и синтеза слова у детей

    Анализ результатов обследования

    Общие методические рекомендации к обследованию письма у детей

    ГЛАВА V. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

    Процедура обследования и оценки состояния операциональных предпосылок

    Диагностика функциональных предпосылок письменной речи

    ГЛАВА VI. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ

    Общие методические рекомендации к обследованию чтения у детей

    Анализ результатов обследования и выбор путей коррекционного воздействия

    ГЛАВА VII. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

    Беседа с родителями

    Примерная схема опроса родителей заикающегося ребенка

    Примерная схема характеристики

    Особенности вербальной коммуникации и личности заикающегося школьника, выявляемые в процессе беседы

    Особенности письма и чтения

    Определения типа логопедического учреждения

    Схема логопедического и психолого-педагогического обследования заикающихся учащихся

    ГЛАВА VIII. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ V ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

    ГЛАВА IX. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ МИНИМАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    Выявление факторов риска по минимальному снижению слуха

    Обследование состояния слуховой функции

    ГЛАВА X. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

    Нейропсихологический метод изучения высших психических функций

    Анализ результатов обследования детей младшего школьного возраста

    Анализ результатов обследования учащихся старшего школьного возраста

    Приложение 1. Схема адаптированного нейропсихологического исследования дошкольников и младших школьников

    Приложение 2. Схема анализа результатов нейропсихологического исследования

    ГЛАВА XI. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Общая характеристика отклонений в развитии речи у детей раннего возраста

    Обследование речевого развития детей раннего возраста

    Обследование доречевого развития младенца

    Обследование речи ребенка преддошкольного возраста

    В Институте коррекционной педагогики РАО сотрудниками лаборатории логопедии осуществлялись в течение многих лет исследования нарушений развития устной и письменной речи у детей с сохранным интеллектом и слухом, в результате которых была выявлена специфика психических процессов, обусловливающих патологическое формирование речевой деятельности и ее сложное системное строение.

    Симптоматическому подходу к анализу речевых процессов было противопоставлено принципиально новое понимание речевой деятельности как сложного функционального единства, составные части которого зависят одна от другой и обусловливают друг друга.

    Так, была выявлена и проанализирована существующая в дизонтогенезе речевого развития тесная взаимосвязь между нарушениями слухового восприятия и отклонениями в речедвигательной сфере, между дефектами произношения и фонемообразованием, между устной и письменной речью, между звуковой и смысловой ее сторонами.

    Эти исследования позволили разработать широко распространенную в настоящее время психолого-педагогическую классификацию нарушений речи у детей. Дидактическим принципом ее построения является единство педагогического подхода к детям, имеющим различную этиологию речевых аномалий, но обнаруживающим общие отклонения в формировании фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Вместе с тем классификация предусматривает строгую дифференциацию речевых нарушений по степени владения системой языка и особенностям деятельности в процессе речевой коммуникации.

    В соответствии с принципом педагогической классификации было выделено такое состояние речевой аномалии, как общее недоразвитие речи, при котором у детей так или иначе нарушено нормативное усвоение всех основных компонентов языковой системы. Это открыло широкие возможности внедрения в логопедическую практику научно обоснованных фронтальных методов коррекционного воздействия на нарушенную речь и другие психические функции детей школьного и дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии, дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с нарушениями речи.

    Цель пособия — дать логопедам и учителям коррекционных образовательных учреждений и психолого-медико-педагогическим комиссиям не только конкретные приемы обследования нарушений речи, но и сведения, необходимые для анализа структуры речевых отклонений у детей и их всесторонней оценки.

    Значительное место отведено также теоретическому обоснованию адекватности применения тех или других методик, психолого-педагогическому анализу природы возможных речевых дефектов, выявлению особенности системного взаимодействия первичных и вторичных отклонений в картине речевых нарушений.

    Выбор предлагаемых в книге приемов обследования и их систематизация определяются научными позициями авторского коллектива, сформировавшегося в рамках научной школы Р. Е. Левиной. Через все главы пособия последовательно проходит единый методологический принцип системного анализа речевых нарушений. Конкретные методики обследования и принципы анализа полученных данных описаны с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи, влечет за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом.

    Методики обследования представлены в соответствии с частными задачами исследования нарушений той или другой стороны деятельности. Для каждой формы расстройства различных сторон речевой деятельности в пособии определяются специфические пути коррекционного обучения.

    Авторы пособия обращают особое внимание на вопросы, почему и с какой целью предлагаются те или иные приемы. Приемы обследования заикающихся детей и обоснование адекватности их применения рекомендованы в соответствии с психолого-педагогической системой преодоления заикания, которая была ранее разработана в лаборатории логопедии. В основе этой системы лежит представление о заикании как о специфическом проявлении недостаточности внутренних психологических и психофизиологических регуляторных процессов, включенных в коммуникативную речевую деятельность.

    Содержание пособия переработано и дополнено с учетом современного состояния проблемы диагностики речевых нарушений. Включены результаты исследований молодых специалистов ИКП РАО, работающих в русле научной школы Р. Е. Левиной: Т. А. Алтуховой, О. Е. Громовой, Е. Н. Российской, Е. Л. Черкасовой. Расширены возрастные рамки: в пособии представлен раздел, посвященный обследованию детей дошкольного возраста.

    studfiles.net

    Диагностика речи у дошкольников методики

    Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.

    Инструкция: "Вставьте пропущенные слова".

    Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.

    Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).

    Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.

    2. "Прочитай и перескажи".

    Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.

    Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочъи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.

    Муравей и голубка.

    Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

    На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

    Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

    Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:

    — Вы не видели моих птенцов?

    Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла.

    Обращаясь к ребенку, учитель говорит: "Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов".

    2. Ребенок, чашка, молоко.

    3. Из, клетки, чиж.

    4. Саша, лыжах, катается, на.

    Задание для углубленной диагностики.

    "Прослушай ряд слов и составь из них предложения".

    2. Пассажиры, трамвая, выходят.

    Перед ребенком на столе выкладываются две карточки с рисунками:

    Учитель говорит: "Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а мальчика в клетчатой рубашке — Ваней". Затем под этими картинками учитель раскладывает восемь отдельных карточек с напечатанными на них предложениями разной синтаксической сложности. Эти предложения представляют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия является то Петя, то Ваня (активные и пассивные конструкции): Ваня нарисовал Петю. Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Петя нарисовал Ваню. Ваней нарисован Петя. Петей нарисован Ваня. Петя нарисован Ваней.

    Далее учитель говорит: "Прочитай эти предложения. Положи отдельно те из них, где говорится о том, что рисовал Петя, и отдельно те, в которых говорится о том, что рисовал Ваня".

    Примечание: Если ребенок не читает, используется дейктическая жестикуляция. Предложения читает учитель. Ребенок показывает пальцем, кто рисовал: Петя или Ваня.

    "Покажи, где на картинке: — круг под квадратом; — квадрат над кругом; — круг на квадрате; — круг над квадратом".

    Тест различения и выбора фонем.

    Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики.

    Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое — на состояние фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое — фонематического анализа и восьмое — фонематического синтеза.

    Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в ряду звуков (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания.

    К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.

    Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш , то подними руку. Слушай:

    После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: "А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3′ (зъ). Слушай:

    Примечание: Звуки Ш, 3′, Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.

    "Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА ". После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: "А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ . Слушай:

    Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: "Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках".

    трава — дрова, уточка — удочка, крыша — крыса, мишка — мышка, бочки — почки.

    Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д , либо звук Т . Далее учитель спрашивает: "Все ли предметы тебе известны?" Ребенок обычно отвечает утвердительно.

    Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй — черный. Учитель вновь обращается к ученику: "Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т , а возле черного домика — со звуком Д ".

    Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С . Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце".

    Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово

    Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: "Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем — второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные".

    Затем учитель по очереди называет слова:

    нос, паук, школа, палатка, сковородка.

    "Назови первый и последний звук в слове

    Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: "Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове "ласточка" .

    "Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В ".

    Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:

    Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: "Сейчас я произнесу одно слово — это слово "чашка" . А ты отбери из этих четырех букв ( Ш, Ч, Ц, Т ) ту, которая соответствует первому звуку этого слова".

    "Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ ".

    Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков". (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)

    "Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу". (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)

    "Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках".

    adalin.mospsy.ru