Диагностика речевого развития дошкольников

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы развития связной речи у дошкольников

1.1. Психолого-педагогический аспект изучения связной речи у детей дошкольного возраста……………………………………………….

1.2. Специфика речевого развития у дошкольников……………..

1.3. Методика работы по развитию речи у дошкольников………

Глава 2. Применение диагностических средств в развитии дошкольников

2.1. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста

2.2. Диагностика уровня развития связной речи у детей старшего до-школьного возраста………………………………………………………

Глава 3. Экспериментальная работа по развитию речи дошколь-ников

3.1. Определение уровня речевого развития дошкольников средствами психодиагности-ки…………………………………………. …

3.2. Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возрас-та……………………………………………………….

Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоце-нить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.

В современном дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей. Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно большой и разнообразный словарный запас, который продолжает расширяться, большинство детей правильно произносят звуки родного языка, завершается в основном этап усвоения грамматической системы языка. Задачами развития речи продолжают являться обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все эти задачи достаточно успешно реализуются в ДОУ. Но конечная цель это овладение речью как средством общения.

По данным исследований дети старшего дошкольного возраста достигают сравнительно высокого уровня развития связной речи. Формирование связной речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные формы общения (деловое, познавательное, личностное) Но все это может быть реализовано вследствие организации эффективных форм, методов и приемов, вследствие использования наиболее рациональных средств обучения. Однако для построения правильной и эффективной работы, прежде всего, необходимо выявить нарушения и недостатки в речевом развитии ребенка, что проводится в процессе диагностического ис-следования. Коррекционно-профилактическую работу необходимо начинать с диагностики, которая является начальным этапом работы.

Диагностика речевого развития дошкольников предполагает подбор инструментария и методик, по которым возможна объективная оценка рече-вых возможностей детей дошкольного возраста.

Проблемы диагностики развития речи дошкольников рассматривались в исследованиях П. Давидович, О.С. Ушаковой, А.И. Максаковой, Г.В. Чиркиной и др.

Объект исследования – речевое развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – диагностика детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить особенности диагностической деятельно-сти по выявлению уровня развития речи старших дошкольников.

— провести анализ психолого-педагогической литературы по исследова-нию проблемы развития связной речи у дошкольников;

— определить особенности речевого развития у дошкольников;

— выявить специфику диагностики развития дошкольников;

— провести диагностическое исследование по выявлению уровня разви-тия речи у детей старшего дошкольного возраста;

— провести анализ результатов и предложит методические рекоменда-ции.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение; тестирование; математическая обработка данных.

refbox.org

А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь. Каковы компоненты речи? В таблице это выражено так: Развитие речи это. Формирование словаря. Грамматический строй.

Звуковая культура. Связная речь. Выявление уровня речевого развития происходит посредством диагностического обследования дошкольников. Диагностика речевого развития детей 2- 4 лет. Формирование словаря. Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме. Дошкольники должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек.

Части тела». Для закрепления имён существительных можно предложить варианты заданий. Вариант. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это. Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение. Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинке по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». Ребёнок рассматривая картинку, должен отвечать на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк?

Бабочка?» и т. д. Можно предложить игру «Кто как голос подаёт?» — взрослый спрашивает «Как поёт петух? Взрослый показывает или изображение, или какой- то предмет и просит определить его цвет, размер, какой на вкус. Например, лимон (жёлтый, кислый). Для дошкольников 3- 4 лет предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает: Слон большой, а мышь . Ребёнку можно предложить назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол — столик, яблоко – яблочко и т.

Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами лучше при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи? Употребление глаголов в разном времени можно закрепить с помощью вопросов типа, «Что делаешь сейчас? Чем занималась вчера мама? Что ты будешь делать завтра?»Правильное использование предлогов также проверяется с помощью вопросов по сюжетным картинкам или расположению предметов в пространстве.

Например, перед малышом стоит коробка, в ней лежит красный кубик, а на нём зелёный, перед коробкой сидит кукла, за ней – матрёшка. Ребёнку можно задать вопросы: «Где находится кукла? Зелёный кубик? Ошибки взрослый может услышать в повседневной речи дошкольников. Также можно попросить ребёнка повторить за родителем слова для проверки какого- то конкретного звука, например, твёрдый и мягкий звук «м» — мышь, мяч, Маша, мишка. Связная речь. Дошкольники должны уметь: внятно выражать свою мысль; рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? Части тела», «Профессии».

Для их закрепления используются игры: «Узнай по описанию»: взрослый загадывает какой- то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон), зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз); «Кто у кого?» — в таблице два окошка, в одном изображение взрослого животного, во второе – ребёнок должен положить изображение детёныша, у зайчихи кто? У курицы и т. д.«Назови ласково» — лиса – лисичка, утка – уточка, воробей – воробышек и т. Один- много» — один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т. Мяч давай, части тела называй» или «Мяч бросай, мебель быстро называй». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова.

Игра будет интересней, если участие будут принимать несколько детей. Для выявления понимания дошкольником назначения предметов используется игра «Что для чего?»: Чем рисует художник? С помощью чего пришивают пуговицу? Какой предмет понадобиться для игры в футбол? В какой посуде готовят первые блюда?

И т. д. Диагностика грамматического строя речи проводится с помощью аналогичных заданий, что и при обследовании дошкольников 3 лет. Для проверки употребления предлогов можно предложить такое задание. В карточке- таблице разложить геометрические фигуры по заданию, например, квадрат над треугольником, круг под треугольником, овал на квадрат. Звуковая культура речи. В этом возрасте дошкольники должны произносить чётко все звуки. В звуковой таблице отмечаются красным цветом гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные. Для выявления развития умений детей этого возраста дифференцировать слова, близкие по звучанию предлагается назвать изображения на картинках или повторить за взрослым: точка – дочка, коза – коса, жар – шар, уточка – удочка и т.

Проверить умение слышать определённый звук из звукового ряда можно следующим образом. Родитель произносит несколько звуков «т, п, а, л, и, д, и», ребёнку нужно хлопнуть тогда, когда услышит, например, звук «и». С помощью игры «Эхо» проверяется слуховое внимание. Взрослый произносит слоги и просит их повторить: пи- би; да- та; зо- со; жа- ша. Связная речь. Для этого возраста важно уметь: придумывать простые предложения из 3- 4 слов; составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений; пересказывать тексты объёмом 3- 5 предложений; выразительно читать стихи. Для продуктивного речевого развития полезно использовать наглядные пособия, разработанные самостоятельно. Так, чтобы ребёнок быстрее запоминал стихи, их можно представить в таблице, например: Диагностика речевого развития детей 5–6 лет.

Формирование словаря. Лексические темы дополняются «Праздники», «Музыкальные инструменты», «Животные севера и юга». Используются игры, что и при обследовании дошкольников 4- 5 лет. Понимание ребёнком смысловой стороны слова можно проверить, предложив ребёнку придумать окончание предложений: Осенью часто идёт моросящий. Взрослый называет слова, а ребёнку нужно хлопнуть, когда услышит звук «ш», в словах домик, волчок, шапка, кора, лиса, шишка, ручка, машина.

Звуковая культура речи. Взрослый называет слова, ребёнок определяет, на какой слог падает ударение и сколько слогов: удочка, машина, клубок, коробка, лошадь. Игра «Найди звук» — ребёнок должен определить положение заданного звука в слове, например, звука «с» — сова, роса, сор, рысь, коса. Игра «Твёрдый- мягкий» — ребёнку нужно определить, в какой позиции находится заданный звук. Новый звук отмечается в звуковой таблице цветовым сигналом. Определять количество звуков и букв в слове. Связная речь. Дошкольники этого возраста должны уметь: составлять простые и сложные предложения.

Диагностика Развития Речи Дошкольников Методики

Читать отчет по практике online по теме ‘ Диагностика развития речи у дошкольников ‘. Раздел: Педагогика, 71, Загружено: 13.03.2010 22:17:11. Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие.

Например, из заданных слов: с гор, весна, ручьи, наступила, побежали. Диагностика речевого развития детей 6- 7 лет. Формирование словаря.

Лексические темы те же. Можно использовать дополнительные задания: «Часть – целое» — ребёнку нужно назвать части или детали целого. Например, лицо (глаза, рот, нос, лоб, щёки, подбородок, брови), чайник (носик, ручка, дно, крышка) и т.

  • Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста . Создавать условия для благоприятного развития речи ребенка-дошкольника. Обеспечить творческий характер речи.
  • Диагностика развития речи детей дошкольного возраста (субтест из методики Эббингауза). Цель: выявление уровня словарного запаса.
  • Дидактические игры для развития слухового восприятия, развития навыков Методика диагностики связной речи дошкольников (Зайцева, Шептунова).
  • Назови одним словом»: грач, журавль, аист – это, пальто, куртка, плащ – это, кресло, кровать, диван – это и т. Профессии»: Кто водит автомобиль?

    Кто разносит почту? Кто тушит пожар? Кто лечит людей? И т. д. Для выявления у детей уровня использования в речи прилагательных предлагаются такие варианты заданий: Ребёнку предлагаются предметы или предметные картинки, ему нужно назвать их признаки: Мяч какой? Груша какая? Кресло какое?

    Цветы какие? Дошкольник этого возраста должен образовать прилагательные от существительных: стол из дерева какой? В таблице можно отражать все компоненты речи по всем ступеням возраста дошкольников. Звуковая культура речи. Дошкольник должен чётко произносить все звуки. Ребёнок либо произносит слова на заданный звук, либо повторяет предложения, например, Шла Саша по шоссе и сосала сушку; Зина закрыла замок; Рома рад Рите.

    Ребёнку предлагаются задания на звуковой анализ слова: выделить ударный гласный: удочка, пачка, игра. Н»: рыба, нож, лопата, носки, стакан, шарф.

    В пустую ячейку ребёнок должен положить соответствующую цветную карточку. В таблице опорные картинки, с помощью которых ребёнок составляет рассказ «Зима».

    specificationspa.weebly.com

    Диагностика развития речи у дошкольников (стр. 1 из 4)

    1. План работы на период с 21 сентября по 17 октября

    2. Диагностика старших дошкольников

    2.1 Методика диагностики развития речи дошкольников

    2.2 Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении

    3. Коррекционная работа с Плиско Валерием (3 гр)

    4.Работа с родителями(рекомендации)

    5. Работа с воспитателями(рекомендации)

    6. Психопросвещение о нарушении развития речи

    7. Психопрофилактика нарушений развития речи

    8. Оценка гигиенического состояния с позиции педагога – психолога(оценка проводимого занятия для гр.3).

    9. Анализ занятия

    Согласно годовому плану педагога – психолога, можно выделить направления деятельности и планируемые результаты в данном дошкольном учреждении.

    Основные направления в деятельности:

    1. Укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду.

    2. Исследование динамики интеллектуального и личностного развития дошкольников, используя современные психологические диагностики.

    3. Продолжать формировать у педагогов и родителей навыки психолого-педагогической компетентности в общении.

    4. Расширять знания педагогического коллектива и родителей о здоровом образе жизни.

    1. Сохранение естественных механизмов развития ребенка, предотвращая всякое возможное их искажение и торможение.

    2. Развитие индивидуальных качеств детей с постоянным обнаружением новых творческих ресурсов.

    3. Формирование у педагогов и родителей коммуникативных навыков и представлений о здоровом образе жизни.

    2.1 Методика диагностики развития речи дошкольников

    Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.

    Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С. (Время 1 мин.)

    Задание Б. (Окончание слов).

    Ход работы: ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По. ". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? Пона. " и т. д.

    Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.

    Задание В. (Образование предложений с данными словами).

    Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:

    1) девочка, мячик, кукла;

    2) лето, лес, грибы.

    Задание Г. (Подбор рифмы). Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма — это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет "день" ".

    Задание Д. (Словообразование). Как будет называться маленький предмет?

    мяч — мячик; рука — . ; солнце — . ; трава — . ; плечо — . ; ухо — . ; таз — .

    Задание Е. (Словообразование). Если предмет сделан из железа, то какой он?

    железо — . ; дерево — . ; снег — . ; пух — . ; бумага — .

    Задание Ж. (Общий словарный запас). Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?

    Задание З. (Исследование особенностей звукового анализа слова).

    Инструкция: "Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву "д", сразу хлопнешь в ладоши".

    Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.

    Результаты методики диагностики развития речи

    В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5 лет и 5 месяцев.

    Основная масса участников исследования называли 3-4 слова на букву с, что соответствует среднему результату. Такие же результаты (75%) показали участники и по заданию, где нужно было дополнить слоги. Таким образом, можно говорить о среднем уровне развития у дошкольников навыков и умений воспроизведения и дополнения слов.

    С заданием на правильное составление фраз справились в достаточном объеме только 35% дошкольников.

    Одним из наиболее сложных заданий для участников было предложение подобрать рифмы к словам. Только 25% испытуемых успешно выполняли данный блок в методике.

    Если говорить про задание на словообразование, то достаточно большое количество детей (75%) справляются с подобными заданиями успешно. Однако, не всегда удавалось дошкольникам составлять формы таких слов как таз, плечо .

    Общий словарный запас средний и высокий у 70% дошкольников. Низким словарным запасом, исходя из результатов методики, обладают 30% испытуемых.

    2.2 Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении

    Подобрать 5-7 заданий для ребенка; несколько незаконченных предложений, например:

    1.Мальчик весело смеялся, несмотря на то, что…

    2. Если зимой будет сильный мороз, то…

    3. Если взлететь высоко как птица, то…

    4. Мальчик заболел, у него поднялась температура, несмотря на то, что…

    5. Если наступит день рождения, то…

    6. Девочка стояла около окна, хотя…

    7. Если снег растает, то…

    8. В комнате погас свет, несмотря на то, что…

    9. Если пойдет сильный дождь, то..

    10. Девочка стояла и плакала, несмотря на то, что…

    Проводятся 3 серии эксперимента.

    Первая серия. «Выполни задание». Ребенка просят выполнить словесное поручение. Например, на столе в беспорядке лежат карандаши. Испытуемому говорят: «Собери карандаши, положи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания спрашивают: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?».

    Вторая серия. «Закончи предложение». Ребенка просят закончить предложения, читаемые экспериментатором.

    Третья серия. «Закончи предложение наоборот». Инструкция к данной серии: «Я буду читать тебе предложения, а ты придумай конец фразы, но только такой, чтобы получилось как не на самом деле, а наоборот. Например, «Я лягу в постель, потому что не хочу спать».

    Затем называют одну фразу и просят ребенка придумать концовку, проверяя, правильно ли он понял инструкцию. Так как во второй и третьей сериях исследования участвуют дети 6-7 лет, то группа испытуемых выполняла только задания первой серии.

    mirznanii.com

    Методика развития речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи детей дошкольного возраста — процесс длительный и непростой, требующий внимания родителей, а иногда и участия специалистов. Речь не является врожденной способностью человека, а формируется наравне с развитием других умений. Активное развитие речи происходит в возрасте 1-3 лет, поэтому крайне важно уделить особое внимание формированию общения именно в этом возрасте.

    Если речь ребенка раннего возраста связана главным образом с тем, что он воспринимает и делает в данный момент, то дошкольник начинает понимать и сам ведет разговоры о вещах более отдаленных, которые он может лишь вообразить, мысленно себе представить. При правильном построении работы над формированием общения связная речь дошкольников в возрасте 3-7 лет намного лучше, чем у некоторых их старших товарищей. Малыши могут похвастаться довольно обширным словарным запасом, умением активно и грамотно им пользоваться. Развитие речи у дошкольников включает в себя умение владеть речью как средством общения с окружающим миром, понимание речи взрослых, умение пользоваться ею во время совместной деятельности, формирование собственной речи, изучение родного языка. Чем раньше будет начато развитие связной речи у дошкольников, тем свободней ребенок будет чувствовать себя в дальнейшем общении и понимании происходящего вокруг.

    Развитие речи дошкольников можно разделить на 2 этапа:

  • Возраст 1-3 года. Период активного знакомства и освоения окружающего пространства. Характеризуется основной мотивацией к общению, увеличением словарного запаса. Слова между собой грамматически не связаны, нет четкого применения множественных чисел и предлогов.
  • Возраст 3-7 лет. Речь грамматически связная за счет собственного восприятия произношения фраз и предложений. Увеличение словарного запаса до 5 тысяч слов, применение множественных чисел. Появление дефектов произношения шипящих, свистящих звуков и букв.
  • Проблемы и диагностика

    Актуальность проблемы речевого развития детей довольно велика, т. к. с возрастом они все больше учатся и подражают взрослым. При минимальном лексическом запасе дети испытывают довольно большие проблемы в процессе дальнейшего обучения. Крайне важно следить за произносимыми словами и фразами, постоянно общаться с ребенком, читать литературу, включающую в себя составление рассказов по картинкам. Развитие речи дошкольников формируется под влиянием взрослых, поэтому необходимо строить полноценную речевую атмосферу.

    Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста имеет большое значение. Сюсюканье и изменение слов могут в дальнейшем негативно повлиять на речевое развитие детей дошкольного возраста. Наряду с новыми словами ребенок должен также овладеть и их значениями. Важно тщательно истолковывать значение нового слова, т. к. порой, не имея конкретного представления о значении того или иного слова, в разговоре ребенок не может четко выразить свою мысль. Произносимые не по возрасту сложные речевые конструкции или односложное общение могут также привести к отрицательному результату. В процесс формирования развития речи дошкольников можно и нужно включать игры, например, с названием предметов или составлением предложений по определенным сюжетам, ведь всем известно, что для детей игра — один из самых простых и действенных методов восприятия и изучения окружающего мира. Применение разного вида игр будет способствовать наилучшему результату — дидактических или творческих.

    Нельзя не принять во внимание влияние сверстников на развитие речи у старших дошкольников. Огородить ребенка от произносимых слов на улице, в детском саду или любом другом месте просто невозможно. Но в этом можно найти положительный момент — это является поводом и возможностью для объяснения недопустимости произношения определенных фраз и выражений и отсутствия их в словарном запасе культурного человека.

    На правильное и грамотное развитие связной речи может также повлиять и психологический фактор. Между речью и психологическим состоянием малыша стоит довольно тонкая грань. Начиная с 3 лет бурно развивается воображение и логика, и родители обеспокоены чрезмерным проявлением фантазии, начиная обвинять ребенка во лжи или большом проявлении эмоций. Делать подобное совершенно не нужно, т. к. это может привести к замкнутости, и ребенок совсем перестанет разговаривать. В данном случае лучше всего будет не ограждать малыша от фантазии, а направить ее в нужное русло.

    Нередко развитие речи детей дошкольного возраста требует вмешательства специалистов. Ожидание момента, когда малыш сам начнет разговаривать, может привести к ухудшению состояния. Многие родители сталкиваются с тем, что малыш начинает говорить довольно поздно или его словарный запас крайне невелик. Переживать по этому поводу не стоит, ведь это не является нарушением, и методы коррекции имеют очень щадящее воздействие. И такие детские состояния вполне удачно поддаются корректировке, принося малышам огромное удовольствие от полученного результата.

    В данном случае крайне важно взаимодействие специалиста с родителями, возможно даже составление особой индивидуальной программы, по которой малыш будет заниматься не только в логопедических и психологических группах, но и дома. При правильно выбранной тактике и совместной тщательной работе к окончанию корректирующего курса ребенок будет обладать необходимым словарным запасом, основами звуковой культуры речи и правильным построением предложений, что положительно повлияет на дальнейшее обучение.

    Существующие методики

    Методика развития речи у детей старшего дошкольного возраста — это комплекс упражнений, направленных на формирование связной речи у дошкольников. У каждого комплекса упражнений определенная направленность и специфика, исходя из этого, пренебрегать тем или иным комплексом не советуется.

    Для проведения анализа словарного запаса и правильности построения определенных фраз можно использовать упражнения, такие как:

  • перечисление слов, начинающихся на определенную букву;
  • составление фраз с включением слов и словосочетаний на выбранную тематику;
  • решение загадок на угадывание предмета по имеющемуся описанию.
  • При исследовании звуковой стороны речи предлагается разобрать слова по слогам, буквам и звукам. Для отработки дикции используются стишки-потешки, несложные скороговорки, фразы, содержащие определенные звуки. Данная методика развития речи детей дошкольного возраста позволяет уделить внимание использованию интонации, правильному голосовому звучанию, спокойному изъяснению.

    Упражнения на развитие грамматической составляющей направлены на правильное построение предложений:

    • образование существительных во множественном числе и разных падежах;
    • согласование существительных с прилагательными;
    • использование уменьшительно-ласкательных суффиксов;
    • образование глаголов с применением приставок.

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста состоит из упражнений на составление рассказа по готовым картинкам. Предлагается несколько картинок на определенную тему, которые ребенок должен составить в правильной последовательности и самостоятельно сочинить по ним рассказ. Рассказ может быть не только повествовательного характера, а, например, с описанием конкретного предмета или животного.

    Развитие монологической речи — это правильное построение речи одного человека перед определенной аудиторией. Обучение монологической речи у детей старшего дошкольного возраста включает в себя:

  • Составление рассказа исходя из определенного события или произошедшего факта. Рассказ может быть в объяснительной форме или сравнительной.
  • Подробное описание предмета.
  • Пересказ услышанного литературного произведения.
  • Повествование о себе или своей семье, любимом занятии.
  • Диалогическая речь — это разговор между двумя и более собеседниками, в процессе которого одни слушают, другие повествуют. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста может включать в себя:

  • беседы на конкретные темы;
  • коллективное обсуждение события, с выражением мнения и сложившегося впечатления;
  • создание ситуаций, требующих максимального речевого изъяснения;
  • ролевые игры;
  • совместную деятельность, требующую максимального изъяснения.
  • Диалогическая речь у детей дошкольного возраста активно развивается в быту, так как основное общение между людьми складывается из диалога. Ввиду этого стоит максимально обращать внимание на правильное построение и ведение диалога с малышами в период активного развития.

    Параллельно со всеми вышеперечисленными методиками будет развиваться логическое мышление ребенка, фантазия, представление об окружающем мире.

    Речевое развитие дошкольников является одной из важнейших составляющих в формировании будущей личности. Ни в коем случае не стоит пренебрегать этим фактом и оставлять вопрос развития связной речи без должного внимания. Важно помнить, что лучше вовремя вложить силы, время и терпение в развитие своего малыша и предотвратить возможные речевые нарушения, нежели позднее заниматься коррекцией языковой сферы.

    doshkolnik.net

    Диагностика речевого развития дошкольников

    Под кинетической основой речи понимаем способность выполнения серии артикуляционных движений. Примером служат: сначала вытянуть губы вперед — затем улыбнуться; открыть рот — показать широкий язык — поднять его на верхнюю губу — опустить на нижнюю губу — убрать в рот — закрыть рот; осторожно подвигать нижней челюстью вправо — влево; открыть рот — положить язык на нижнюю губу — покашлять с открытым ртом при этом язык находится на нижней губе. Работой кинетического механизма осуществления речевого акта обусловлена способность воспроизводить уже не отдельные звуки, а слова целиком, слоги. Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения.

    Физкультурные минутки на логопедических занятиях

    «Думающая шапочка» (Э. Баллингер). Кому понравится, чтобы его тянули за уши? Но если ты сам себя потянешь за уши — конечно, осторожно, — это может принести пользу. Указательными и большими пальцами рук потяни за края свои уши в стороны, как будто хочешь их распрямить. Начинай с верхнего края уха и иди вниз до мочки. После 15-кратного потягивания ушей ты сможешь лучше и внимательнее слушать.

    Дидактические игры для развития слухового восприятия, развития навыков звукового анализа и синтеза

    Оборудование; ширма, набор звучащих предметов — колокольчик, барабан, погремушка и др. Педагог за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети, отгадывая звучавший предмет, называют его.

    Диагностика уровня речевого развития дошкольников (5-6 лет) Безруковой, Каленковой

    Назначение: тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей. Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.

    Возраст: дети дошкольного возраста — 5-6 лет.

    Источник: Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 95 с.

    Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.

    Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком городе ты сейчас живешь? В какие дни недели мы отдыхаем? Какие звери живут в лесу? (35 слов) Кого поздравляют 8-го марта? С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз? Когда перелетные птицы улетают на юг? На каком этаже ты живешь? Что нужно делать, если ты собрался переходить улицу, но горит желтый свет светофора? Какой сейчас месяц? Какие ты знаешь сказки? (23 сказки)

    ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 12.

    Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

    Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках.

    А. скворечник, люстра, гнездо, гиря, кувшин, клещи, портфель

    Б. клен, рябина, колокольчики, одуванчик, дуб, ромашка, ландыш.

    В.синица, снегирь, ласточка, индюк, дятел, носорог, бегемот, рысь.

    Г. смородина, вишня, малина, редис, баклажаны, свекла, кабачок.

    Д. кепка, панама, комбинезон, пиджак, галстук, туфли, сандалии.

    ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 36.

    Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

    Рисунки: холодильник, хлебница, отвертка, кормушка, сети, половник, носилки (лист 5-6).

    Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом

    Рисунки (парами): сахарница — сахар; шуруп — отвертка; свитер — клубок; самокат — велосипед.

    ОЦЕНКА: установлена смысловая связь — 1 балл, не установлена —

    0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

    Задание 4. Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них. Рисунки: шуруп—гвоздь; кофта—свитер; пальто—шуба; табурет—стул.

    ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков I —

    1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4

    Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Рисунки:

    Девочка поливает сметаной вареники.

    Мальчик раскрашивает картинку.

    Девочка посыпает маком (солью, сахаром) печенье.

    Мальчик выбивает ковер.

    Девочка выливает воду.

    ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

    Задание 6. Послушай слова и скажи, какое лишнее. Объясни свой выбор. Слова:

    вишня, малина, крыжовник, ромашки, земляника;

    морковь, огурцы, репа, яблоко, кабачок.

    ОЦЕНКА: верный ответ — 1 балл, неверный — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 2.

    Задание 7. Растолкуй значения слов: маслёнка, пелёнка, селёдочница, дрессировщица, воротник, лыжник, шахматист, турист.

    ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

    Задание 8. Как называется профессия человека, который: работа­ет на тракторе, убирает двор и улицу, показывает фокусы, играет на гитаре, на скрипке, охраняет лес?

    ОЦЕНКА: правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

    Задание 9 .Догадайся, какое слово будет следующим.

    Образец: Курица — цыплёнок; свинья — поросёнок.

    Корова — телёнок; собака — ?

    Ворона — гнездо; муравей — ?

    Лётчик — самолёт; шофёр — ?

    Коза — козёл; курица — ?

    Рыба — удочка; бабочка — ?

    Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в опреде­лении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизмени­тельных и словообразовательных навыков и умений.

    Задание 10. Ответь на вопросы.

    Какую бочку мы называем дубовой?

    Какую змею мы называем ядовитой?

    Какую ветку мы называем сосновой?

    Какие лыжи мы называем горными?

    Какие очки мы называем солнцезащитными?

    Какую машину мы называем снегоуборочной?

    ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 7.

    Задание 11. Как изменится слово, если этих предметов будет больше, чем один?

    Слова: колесо, ухо, перо, молоток, пень, леденец.

    ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мально е количество баллов — 6.

    Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено и сколько.

    Задание 13. Назови иначе.

    Куст сирени — это.

    Сок черники — это.

    Ствол берёзы — эта…

    Косточка вишни — это.

    Варенье из земляники — это.

    Сок абрикоса — это.

    ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

    Задание 14. Закончи предложение.

    Шерсть козы — козья шерсть, а шерсть овцы .

    На гитаре играет гитарист, а на скрипке .

    Из клубники варят клубничное варенье, а из смородины .

    Хвост кошки — кошачий хвост, а хвост лисы .

    3адание 15. Догадайся, какое слово будет следующим.

    Сосна — сосновый, земляника — ?

    Лётчик — летать, дрессировщик — ?

    Длинный — длиннее, короткий — ?

    Рыбный — рыба, мясной — ?

    Задание 16. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся и что дела­ют животные.

    Задание 17. Послушай и повтори предложение, не меняя слов.

    На баяне играет баянист, а на скрипке — скрипач.

    Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.

    Задание 18. Послушай предложение и ответь на вопросы. Катя старше Иры на два года. Кто младше: Катя или Ира? Петю провожал дедушка. Кто уезжал?

    После завтрака дедушка прочитал газету. Что дедушка сделал раньше: позавтракал или прочитал газету?

    ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 3.

    Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фо­нологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического оформления речи.

    Задание 19. Повтори слова: экскаватор, эскалатор, архитектор, кора­блекрушение, водопроводчик, аэропорт.

    ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно (неправильным отве­том считаются пропуски, искажения, перестановки) — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 6

    Задание 20. Повтори слоги: па-ба-па; аши-асы-аши; шва-шва-жва; кра-гра-кра; сан-цан-цан.

    ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 5.

    А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. Слова: ваза, жёлудь, жук, коса, замок, шкаф, кактус, кувшин, галстук_

    ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) — 1 балл, неправильно (; пустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.

    Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [з]. Слова: ваза, жёлудь, жук, коса, замок, шкаф, кактус, кувшин, галстук.

    ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) — 1 балл, неправильно пустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество слов — 1 Максимальное количество баллов за все задание — 2.

  • Послушай слова и скажи, какой звук слышится первым. Слова: ваза, жёлудь, коса, утка, галстук.
  • ОЦЕНКА: правильно (назвал все начальные звуки) — 1 балл, не правильно (допустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.

    Б. Сколько звуков в слове «жук»?

    ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.

    Максимальное количество баллов за все задание — 3.

    Задание 24. Повтори предложения с разной интонацией.

    Мама ходила вчера в магазин?

    ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

    Задание 25 .Дай утвердительный ответ на вопрос.

    Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сфор­мированное™ связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и са­мостоятельного продуцирования/репродуцирования текста повество­вательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.

    Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы.

    Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел листик и на­колол на иголочки. Увидел ягодку и тоже наколол. Заметил он в луже голу­бую звезду. Хотел и ее наколоть, но ничего не вышло. Подумал ежик, поду­мал и решил накрыть ее лопухом — пусть до утра полежит. А утром вместо голубой звезды обнаружил он в луже большое красное солнышко.

    Вопросы: Когда ежик пошел гулять? Что видел ежик в лесу? Чем ежик накрыл звезду? Что увидел ежик в луже утром? Почему вместо звезды в луже оказалось солнышко?

    ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — О баллов. Максимальное количество баллов — 5.

    Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, так, чтобы получился рассказ. Картинки (даны вперемешку):

    1. На улице весна. Мальчик с девочкой вышли из школы и пошли до­мой. Перед ними на дороге оказалась большая лужа.
    2. Мальчик перепрыгнул через лужу и пошел дальше, а девочка оста­новилась около нее.
    3. Мальчик оглянулся, а девочка плачет.
    4. Мальчик вернулся, принес дощечку и перекинул ее через лужу.
    5. Мальчик помог девочке перейти через лужу.
    6. ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — О баллов. Максимальное количество баллов — 2.

      Задание 28. Составь рассказ по этим картинкам (картинки те же).

      а) в рассказе верно передан сюжет;

      б) в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная ин­формация;

      в) тема раскрыта полностью;

      г) ребенок не испытывает трудностей в формулировании содержания.

      а) сюжет передан частично;

      б) логическая последовательность событий не нарушена;

      в) в рассказе присутствует только основная информация (тема рас­крыта частично);

      г) ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании со­держания.

      а) рассказ не передает предложенный сюжет;

      б) нарушена логическая последовательность событий;

      в) ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.

      Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 8.

      Задание 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.

      Лев и медведь добыли мясо. Решили они полакомиться, но не смог­ли поделить добычу. Никто из них не хотел делиться. Стали они из-за мяса драться. Долго дрались, а потом ослабели оба и легли на землю. В это время мимо пробегала лиса. Она увидела мясо, тихонько под­кралась к нему и утащила к себе в нору. Так из-за своей жадности лев и медведь остались голодными.

      а) в пересказе полностью передано содержание текста;

      б) пересказ включает как основную, так и дополнительную инфор­мацию;

      в) при пересказе используется вариативность речи.

      а) содержание текста передано частично;

      б) в пересказе присутствует только основная информация;

      в) использованы лексика и синтаксические конструкции оригинала.

      а) пересказ не соответствует оригиналу;

      б) нарушена смысловая организация текста;

      в) значительные трудности в языковом оформлении текста. Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 6.

      www.psmetodiki.ru