Диагностика развития ребенка мое понимание

7. Диагностика готовности детей к школьному обучению.

Для обозначения уровня психического развития ребенка, по достижении которого его можно учить в школе использует разные понятия: «школьная зрелость», «готовность к школе», «психологическая готовность к школе».

Под школьной зрелостью в основном имеют ввиду функциональное созревание психики ребенка, которое является предпосылкой к обучению к школе.

Выделяют три аспекта школьной зрелости:

-интеллектуальный (в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга – дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление, сенсоматорная координация, развитие тонких движений руки и т.д.)

-эмоциональная зрелость (уменьшение импульсивных реакций, возможность длительное время выполнять непривлекательное задание)

-социальная зрелость (потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность выполнять роль ученика в ситуации школьного обучения)

Среди большей части американских психологов готовность к школе понимается как наличие у ребенка предпосылок к обучению в виде «вводных навыков».

Отечественные исследователи, вслед за Выготским считающие, что обучение ведет за собой развитие, считают, что обучение можно начинать, когда задействованные в обучении функции еще не созрели. Онии считают, что для успешного обучения в школе имеет значение качественный уровень личностного и интеллектуального развития – психологические предпосылки к обучению в школе. Поэтому последнее понимание «готовности к школе» обозначают, как «психологическая готовность к школе».

Л. И. Божович рассматривает два ее аспекта:

С точки зрения Выготского и Божович ребенок интеллектуально готов к школе, если он умеет обобщать, дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Эльконин и его сотрудники на первое место ставят умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия и умение ориентироваться на заданную систему требований. Н. Г. Салмина существенное место отводит семиотической функции. С точки зрения Н. И. Гуткиной сюда же нужно отнести качество речевого развития ребенка.

Характеризуя личностную готовность прежде всего имеют ввиду мотивационную и произвольную сферы, в работах Е. Е. Кравцовой указывается на необходимость учитывать умение ребенка общаться на соответствующем уровне со взрослым и сверстниками, с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высоким показателями сотрудничества и кооперации обладают высокими показателями уровня интеллектуального развития.

Л.И. Божович вводит понятие «внутренней позиции школьника» – сплетение двух потребностей (познавательные мотивы и социальные мотивы), способствующие возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде. К познавательным мотивам учения относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и во владении новыми знаниями умениями, навыками.

Социальные мотивы учения – потребность ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

В работах Гуткиной «внутренняя позиция школьника» рассматривается как критерий готовности к школьному обучению.

Особое место выделяется произвольности. Божович считала, что одной из предпосылок школьного обучения является возникновение к концу дошкольного возраста умение ребенка соподчиненять мотивы своего поведения и деятельности. Эльконин в качестве предпосылок необходимых для успешного овладения учебной деятельностью рассматривает умение ребенка возникающей на основе произвольной регуляции действий (сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; ориентироваться на заданную систему требований; внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу). Салмина тоже выделяет произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности.

Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. (Н. И. Гуткина). Так же важно, что бы необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, что бы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка (расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития). Если ЗБР меньше той, что требует программа обучения, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению.

Психологом могут быть выделены следующие цели диагностики готовности к школе:

1)понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе

2)выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации

3)распределение будущих 1классников по классам в соответствии с их ЗБР

4)отсрочка на один год (только по отношению к шестилеткам)

Методы диагностики готовности к школе можно разбить на следующие большие группы:

-тесты школьной зрелости (показывают степень функционального созревания психики, напр. Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека – рис мужской фигуры, срисовывание письменных букв, срисовывание группы точек)

-тесты готовности к школе (тесты достижения, тесты способностей) (показывают степень сформированности ЗУН, а так же уровень развития отдельных способностей, напр. Американский национальный тест гот. к школе)

-методы определения сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью.(например «графический диктант» Эльконина, «рисование по точкам» Венгера)

Указанные методы не дают полной картины готовности к школе, поэтому Н. И. Гуткиной была создана диагностическая программа, основанная на принципе необходимости и достаточности. Методики не явл. тестами и позволяют дать качественную характеристику психологической готовности к школе.

Программа отвечает требованиям:

1.обследование не должно быть слишком длительным 2.программа обследования должна включать в себя такие методики обследования ребенка, которые позволяют делать вывод о его развитии с точки зрения необходимого и достаточного уровня развития для начала обучения в школе, а не псих.разв. вообще.

В программе 4 части: мотивационная, произвольная, интеллектуальная, речевая.

Возрастной диапозон: 5 лет 6 мес. до 8 лет.

Целесообразно проводить два раза в год, который предшествует началу обучения (осенью и весной).

Краткое описание методики:

-методика «Сказка» (выявление доминирования познавательного или игрового мотива)

-методика «Внутренняя позиция школьника» (беседа (опросник) выявляющая ВПШ)

-методика «Домик» (выявляет умение ребенка воспроизводить зрит воспринимаемый образец, произвольную регулицю деятельности, особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсоматорной координации, тонкой моторики руки, )

-методика «Да и нет» (выявление умения действовать по правилу, для выполнения необходимы произвольное внимание, произв память, произв регуляция деятельности)

3.Интеллектуальная и речевая сферы

-методика «Сапожки» (игра с правилами определяющая обучаемость ребенка и применение им при решении задач операции обобщения; для выполнения необходимы произвольное внимание, произв память, произв регуляция деятельности)

-методика «Последовательность событий» (исследует такие качества мышления как обобщение, способность устанавливать причинно-следственные связи, выявляет уровень речевого развития, произвольного внимания, произв регуляции деятельности и кругозор)

studfiles.net

Данная методика применяется для исследования особенностей мышле­ния — его уровня, целенаправленности и критичности.

Испытуемому называют несколько часто употребляемых метафор и по­словиц (см. материал к данной методике) и просят объяснить их отвлечен­ный, переносный смысл. Можно предложить испытуемому привести соот­ветствующие примеры из своей жизни или из прочитанного. Буквальное ис­толкование пословицы или метафоры свидетельствует о недостаточности уровня обобщения. Если испытуемый верно объясняет переносный смысл пословицы, это еще не означает, что мышление у него совершенно не нару­шено, так как при объяснении пословиц испытуемым репродуцируются име­ющиеся у него знания — в этом случае не требуется обобщения нового мате­риала.

С помощью этой методики исследуется процесс обобщения нового ма­териала. Испытуемому дают карточки, на которых написаны специально подобранные пословицы (см. материал), и предлагают сгруппировать их, раз­делив на пары, либо аналогичные, либо противоположные по смыслу. При этом испытуемые обнаруживают не только понимание переносного смысла отдельных пословиц: сопоставляя их, они отделяют существенные признаки от второстепенных, случайных. Результаты исследования с помощью этого варианта методики в определенной мере свидетельствуют об особенностях ассоциативных связей, в частности, способствуют выявлению ассоциаций по «слабому» признаку.

О тнесение фраз к пословицам

Вариант предложен Б.В. Зейгарник. Испытуемому предлагают серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, и значительно большее количество карточек с фразами. Среди фраз имеются такие, кото­рые соответствуют переносному смыслу пословиц, и такие, которые сходны лишь в формально-лексическом отношении. Вначале убеждаются, что испы­туемый понимает переносный смысл пословиц, а затем ему предлагают по­добрать к каждой пословице соответствующую по смыслу фразу. Например, к пословице «Куй железо, пока горячо» даются на выбор три фразы: «Золото тяжелее железа», «Железо кует кузнец», «Не откладывай дело в долгий ящик». Трудность заключается не столько в истолковании переносного смысла по­словицы, сколько в возможности соскальзывания на приблизительный смысл. Выполняя это задание, испытуемый вначале уясняет переносный смысл по­словицы, а затем сопоставляет ее с фразами и таким образом как бы перено­сит усвоенный принцип работы на материал, содержащий новое. Этот вари­ант задания требует более высокого уровня обобщения, чем одно лишь объяс­нение переносного смысла пословиц и метафор.

Материал к методикам «Пословицы и метафоры»

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться

Любишь кататься — люби и саночки возить

Лучше меньше, да лучше

Поспешишь — людей насмешишь

Куй железо, пока горячо

Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива

Не красна изба углами, красна пирогами

Сделал дело, гуляй смело

Умелые руки не знают скуки

Не в свои сани не садись

Не все то золото, что блестит

Цыплят по осени считают

Прежде чем сделать, надо хорошо подумать

Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы

Умелые руки Каждый колодец хорошо покрыть крышкой

Зачем выбросил валенки, когда будет холодно, они очень нужны будут

Маленький мальчик прыгал лучше всех

Люблю зимой кататься на санках, лыжах и коньках

Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством

О деле судят по результатам

Цыплята вырастают к осени

Некоторые люди любят вкусно поесть, а трудиться не хотят

Не всегда то, что нам кажется хорошим, действительно хорошо

Папа купил мальчику новые санки

Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть

Что посеешь, то и пожнешь

Когда дрова горят — тогда и кашу варят

Яблоко от яблони недалеко падает

Как аукнется, так и откликнется

Каков поп, таков и приход

Не откладывай дело в долгий ящик

Если не знаешь дела, не берись за него

Зимой ездят на санях, а летом на телеге

Мальчик вышел на прогулку

Человек, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится

Не стоит кивать на обстоятельства, если дело в тебе самом

Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла

Зеркало висит криво Нельзя питаться одними пирогами.

Надо есть и ржаной хлеб

Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал

Медный браслет блестит как золотой

Мастер своего дела любит и умеет трудиться

Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их исполь­зовать

Темная ночь, глухая старуха, непроглядная темнота

Сильный характер, железная дорога, золото ярче железа

Человек высек на скале сердце, бесчувственное сердце

Один вкусный пирог стоит десяти невкусных

Торопливость может привести к нелепым результатам

Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать

Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих

sites.google.com

Диагностика развития ребенка мое понимание

Диагностика развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет

1. Познавательная сфера.

Задания с кубиками.

Предложите ребенку 10 кубиков с гранью в 8 см. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно, затем попросите ребенка построить поезд (4 кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других) или лестницу (5 горизонтальных рядов кубиков, стоящих друг на друге, каждый следующий ряд на 1 кубик короче предыдущего, первый ряд из пяти кубиков).

Выясните максимальные способности ребенка. Если необходимо, покажите, как построить нужную модель.

Задания с соотнесением предметов.

Предложите ребенку по вашему выбору задания, для выполнения которых требуется учет размера предметов (выстраивает пирамиду, складывание разных по размеру чашечек, матрешек и прочих предметов один в другой и т.п.).

Покажите ребенку собранную модель, а затем попросите его сделать такую же (это сложнее). Постарайтесь воздержаться несколько минут от подсказки и наблюдать за самостоятельной работой ребенка и сопровождающей ее речью.

Задания с предметами быта.

Ребенку предлагают найти среди расположенных на столе карточек с изображением знакомых ему предметов (30-40) карточку с таким же изображением, какое ему показывают. Для этого ребенка сначала спрашивают, что изображено на картинке, затем просят найти такую же картинку. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки убирают.

в 3 года – находит 5-6 изображений из 10.

1. Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: ставь на стул, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место.

2. Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он кушал на завтрак, во что любит играть, а также назвать свои имя и фамилию и повторить фразы:

— сегодня на улице много грязи и луж;

— его зовут Ваней, он учится в школе;

— Шура услышала свисток и увидела поезд;

— летом в лесу было много грибов и ягод.

А затем повторить:

4-7-1; 3-8-6; 2-5-9 и 3-4-1-7; 6-1-5-8; 7-2-9-6.

Покажите ребенку несколько простых объектов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спросите его: «Что это?»

в 18 месяцев – называет 1 объект;

в 2 года – называет 2-5 объектов;

в 2,5 года – называет все объекты.

Определение изображений по названию.

Покажите ребенку картинки, изображающие кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: «Где кошка?» или «Покажи мне кошку, платье…»

в 18 месяцев – указывает 1-2 картинки правильно;

в 2 года – указывает на 5 картинок.

Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко, машину, чашку, стол, корабль, поезд, автобус, грузовик, троллейбус, самолет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпку, шорты, носки, ботинки, сливу, лимон, грушу, арбуз, сыр, мальчика, девочку, тетю, дядю, дедушку, бабушку, младенца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковородку, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу.

Спросите, показывая на каждую картинку отдельно: «Что это?» или «Что тут нарисовано?»

в 2 года – называет 3-4 картинки;

в 2,5 года – называет многие картинки из групп: животные, люди, посуда, одежда, мебель;

в 3 года – называет все, за исключением 1-2 картинок из групп: животные, люди, посуда, одежда, транспорт, мебель.

Понимание простых конструкций.

Предложите ребенку выполнить несколько простых инструкций: «Дай маме мячик», «Положи его на стул», «Дай его мне», «Подними упавший кубик» и т.д.

в 18 месяцев – выполняет 2 инструкции;

в 2 года – выполняет 4 инструкции;

в 2,5 года – выполняет больше 10 инструкций.

www.psiholognew.com

Диагностика психологом ребенка в 3-4 года

Психомоторное развитие ребенка младшего возраста является неотъемлемой частью в познании окружающего мира и подготовке к дальнейшей жизни. Именно дошкольный возраст характеризуется рядом изменений и метаморфозов, от которых зависит кем станет маленький человечек. Как взрослым понять все ли в порядке, требуется ли помощь специалиста? Итак, обо всем по порядку.

Что происходит в первые 4 года жизни

Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:

Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.

В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.

Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.

Что оценивает психолог

Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.

Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.

Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.

Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:

  • посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
  • игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
  • мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.

Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:

  • внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
  • память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
  • мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
  • воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
  • эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.
  • Диагностика психомоторного развития

    Для этой цели существует ряд методик, которые могут установить причину, подобрать эффективную психологическую терапию. Такая диагностика позволяет определить нарушения на раннем этапе и своевременно провести коррекционную терапию.

    Психологическое обследование делится на 2 группы:

    1. Экспресс-диагностика, как правило, проводится в дошкольных учреждениях и определяет особенности психического развития.
    2. Углубленная диагностика, применяется по запросу родителей или воспитателей для определения психомоторных нарушений у ребенка, который находится в группе «риска», часто она носит консультативный характер.

    Диагностику развития ребенка проводит педагог-психолог, руководствуется определенными принципами, используя следующие методики:

  • «пирамида» определяет уровень формирования восприятия цвета, величины, обучаемости и т.д.;
  • «почтовый ящик» или «коробочка» оценивает способность пространственных представлений, навыки способности сравнения объемных и плоских конструкций, степень развития моторики;
  • «разрезные картинки» способность к моделированию, смысловому и пространственному соотношению частей и единого целого;
  • «доска с предметными вкладками» оценка умения соотношения изображения с формой, с помощью моторики и мышления.
  • Тестирование должно проводиться в спокойной, доверительной обстановке, в хорошем настроении малыша. Необходимо использовать максимум 3 вида метода во избежание искаженных результатов.

    Диагностика психомоторного развития ребенка должна проводиться только с согласия родителей. Самый ранний возраст для проведения тестирования – это 3 года.

    При выявлении, каких-либо изменений благодаря тестированию, нельзя навешивать «ярлыки» на ребенка, так как итог может быть ошибочным. По результатам диагностики психолог разрабатывает персональную коррекционно-развивающую программу для каждого случая. Она поможет педагогам найти индивидуальный подход и поможет корректировать то или иное нарушение психомоторного развития.

    В заключение хочется отметить, тестирование и разработку необходимой коррекционной терапии должен проводить только квалифицированный психолог. Не нужно самостоятельно пытаться проводить диагностику, так как результат будет ошибочным и может принести малышу лишь отрицательные эмоции, а родителям лишний стресс и негатив.

    karkusha.su

    (скачать файл можно внизу страницы)

    Индивидуальная дефектологическая карта развития ребёнка

    Фамилия, имя _____________________________________________________________________

    Дата рождения _________________________________

    Домашний адрес _____________________

    Из какого д/сада поступил ____________________

    Дата поступления ребенка в группу _____________

    От какой беременности по счёту ________________________________________________________

    Характер беременности ___________________________________________________________

    Роды (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные)_______________________________________

    Вес и рост при рождении __________________________________________________________

    Раннее психомоторное развитие

    (ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре — до года, после года)

    Данные о ходе речевого развития

    Первые слова __________________________ ( с какого возраста)

    Первые фразы __________________ ____________ (с какого возраста)

    Прерывалось ли речевое развитие _____________________

    Общее развитие ребенка

    I . Общие сведения

    1. Легко ли вступает в контакт при обследовании _______________________________________

    2. Представления ребёнка о себе и ближайшем окружении ___________________________________

    II . Характеристика интеллектуальной деятельности

    а) восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении) ____________________________________________________________________________________

    б) выделение в предмете существенных деталей, частей____________________

    в) умение дорисовывать предмет__________________________

    2. Восприятие пространства:

    а) верх – низ ____________________

    впереди — сзади __________________

    б) различает правую и левую сторону на своём теле, на теле другого человека

    в) может сложить разрезанную предметную картинку

    г) понимание предлогов

    3. Восприятие величины и количества:

    а) соотношение объектов по цвету

    б) узнавание и называние цвета

    в) выделение цвета в окружающей среде

    а) знает, дифференцирует основные геометрические фигуры

    б) выделение формы в рисунке

    а) знает части суток

    б) знает времена года

    Ш. Состояние общей и мелкой моторики

    IV . Произвольное внимание, работоспособность

    д) быстрота запоминания

    а) способность к обобщению

    б) подбор обобщающего слова

    в) исключение («4-ый лишний»)

    г) понимание серии картинок, связанных единым сюжетом

    д) установление причинно-следственных связей

    е) придумывание начала и конца рассказа по серии картинок

    ж) понимание подтекста, загадок

    а) регулирующая функция речи

    б) объём пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам)

    в) объём активного словаря (по картинкам)

    г) фонематический слух

    — рассказ по картинке

    — пересказ короткого текста

    — рассказ по картинке _________________________________________________________

    — рассказ по серии картинок

    VIII . Развитие элементарных математических представлении

    2. Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев

    а) на конкретном материале — счет вслух

    б) на конкретном материале — счёт «про себя»

    а) на конкретном материале

    5. Придумывание простых задач:

    IX . Конструктивная деятельность

    1. Умение строить по образцу

    2. Умение строить самостоятельно

    3. Умение строить по графическому рисунку

    X . Особенности социально-волевой сферы

    1. Эмоциональная реакция на сам акт обследования

    а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса

    б) наличие самоконтроля в деятельности

    3. Способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания

    4.Критичность к оценке своей деятельности

    5.Эмоциональная устойчивость поведения

    6.Контактность в общении с взрослыми, детьми

    Заключение по результатам обследования