Диагностика психического развития детей 3 лет

ВНИМАНИЕ . Мы ПЕРЕЕХАЛИ : www.vk.com/rukovoditeldc

— скоординированноеть движений, уверенное выполнение основных движений (прыжки, подлезание, пролезание и т.д.)

— скоординированноеть движений рук;

— Понимание речевой инструкции, достаточный объем понимаемых слов, обозначающих предметы быта, одежды, игрушек, транспорта;

— Наличие активной фразовой речи.

— имеет представление о понятии «Буква», знает несколько гласных букв;

— может составить простой рассказ о предмете на основе вопросов взрослого и при наличии наглядного материала;

— владеет несколькими обобщающими понятиями — «игрушки», «животные», «одежда», «посуда», «мебель», может найти лишний предмет в группе.

— осведомленность — ребенок, должен знать названия окружающих предметов, суметь ответить на вопросы: как тебя зовут, сколько тебе лет, во что ты любишь играть, что ты любишь кушать;

— может соотнести предметы по размеру;

— должен знать название минимум 3-х геометрических фигур, например круг, треугольник и квадрат, соотносить предметы по форме;

— знать основные цвета;

— иметь представление о понятии «цифра», знать несколько цифр, уметь считать до 5 — 10;

— Ребенок может соединить три части в целое;

-познавательный интерес — ребенок должен заинтересоваться новой игрушкой, найти способы игры с ней;

Цель: оценка мышления, умения соотносить предметы по форме, знание геометрических фигур.

Ход: педагог дает любую игрушку на вкладывание фигурок, норма — ребенок находит 3-4 геометрические фигурки по слову педагога, зрительно определяет место фигуры.

Цель: оценка моторики кистей рук, координации движений рук, оценка развития глазомера, владение основными цветами.

Ход: педагог предлагает ребенку покатать колечки, показывает как оттолкнуть ладошкой кольцо. Затем ребенок накидывает кольца с некоторого расстояния на столбик. Педагог просит брать кольцо определенного цвета.

— любая игрушка на развитие мелкой моторики с большим количеством липучек, шуршалок, пуговиц, молний, кнопок, крутилок, шнурочков.

Цель: оценка мелкой моторики пальцев рук, оценка познавательного интереса.

Ход: педагог показывает игрушку, оценивает интерес ребенка к новому предмету — ребенок должен начать рассматривать предмет, крутить вертушки, нажимать кнопочки и т. д., в целом объемной новой игрушкой ребенок может заниматься до 5-ти минут. В данном возрасте ребенок должен открыть и закрыть заклепки, пуговицы, молнии. Нормально, если возникают небольшие трудности со шнуровкой.

Цель: оценка владения понятиями «цифра», «буква», знания некоторых букв и цифр, умение определять первый звук в слове.

Ход: педагог раскладывает на полу гласные буквы и цифры от 1 до 9, просит ребенка найти ту или иную цифру или букву. На найденную букву придумываем слово, на некоторые найденные цифры выкладываем соответствующее количество счетных палочек.

Цель: оценка фразовой речи, умения составить рассказ из 3-4 предложений с опорой на наглядность и с помощью вопросов взрослого.

Ход: педагог показывает игрушку, задает вопросы о ней, ребенок должен четко отвечать полными предложениями.

Цель: оценка развития крупной моторики, понямания словесной инструкции, наличие тревожности.

Ход: педагог ставит ряд стульев, в конце держит обруч. Ребенок самостоятельно проходит по стульям, спрыгивает, пролезает в обруч.

Цель: оценка устойчивости внимания, владения обобщающими понятиями «игрушки», «одежда», «животные», общей осведомленности, умения выделять предмет, отличающийся от других по существенным признакам. Ход: педагог показывает набор картинок. Сначала рассматриваем и называем предметы, делим их на группы «игрушки», «одежда», «животные», «посуда», «мебель». Затем выкладываем перед реьбенком ряды из 4-х картинок, одна из которых лишняя по существенному признаку, например, мяч, кукла, платье, пирамидка. Просим найти лишний предмет. В данном возрасте ребенок может не объяснять причину выбора.

Цель: оценка умения отвечать на вопрос, оценка фразовой речи, общей осведомленности.

Ход: педагог задает вопрос о ребенке, например, сколько тебе лет, или, какое домашнее животное у тебя есть и т.д. ребенок отвечает.

Цель: оценка умения соединять части в целое.

Ход: ребенку предлагается несколько вариантов картинок деленных на три части. В данном возрасте ребенок может собрать картинки способом прикладывания, путем проб и ошибок.

Цель: оценка творческих навыков.

Ход: педагог предлагает дорисовать круг. Можно дать несколько разных фигурок.

xn—-gtbdabpn2a1adkh3c6d.xn--p1ai

Тесты для оценки психического развития детей трех лет

На четвертом году жизни для детей без задержки психического развития особенно характерно усиленное психомоторное развитие. Ребенок становится выносливым, может преодолевать большие расстояния, получает удовольствие от новых впечатлений, расширяет собственные познания об окружающем мире.

Что умеют дети в 3 года: особенности нервно-психического развития

Дети становятся более ловкими, улучшается координация мелких движений рук, повышается зрительный контроль. Именно на четвертом году жизни дети проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности. Малыши без задержки психического развития с огромным удовольствием пробуют рисовать, не заботясь о результате.

Колоссальное значение для них имеет именно сам процесс рисования, а не то, что получится в итоге. Именно поэтому готовые работы для малышей ничего не значат – они о них быстро забывают. Изобразительная деятельность играет огромную роль в психическом развитии детей 3 лет, диагностика которого обязательно должна проводиться на каждом этапе.

Дети в этом возрасте обязательно должны уметь и хотеть фантазировать. Стоит позволить им использовать разные ненужные с точки зрения взрослого предметы – они тут же найдут им применение. Это могут быть старые швабры, ненужные железки или деревянные бруски, из которых дети 3 лет соорудят машины, лодки и даже космические корабли.

Играя и фантазируя, дети стараются моделировать манеру поведения взрослых, таким образом подтверждая стремление к самостоятельности. Именно так малыши знакомятся с миром взрослых.

Естественно, что такой шаг в психическом развитии детей 3 лет возможен благодаря активному развитию речи. Малыши к этому возрасту уже способны четко и красочно выражать собственные чувства и эмоции. Каждое слово ребенка наполнено смыслом и обязательно узнаваемо, несмотря на некоторые возможные видоизменения.

Дети в этом возрасте уже имеют значительный словарный запас, используют многие части речи, общаясь со сверстниками и взрослыми. Малышу уже не сложно описать предметы и объекты, он способен мыслить наглядно-образно, строить связи, обобщать и даже решать простые задачки. Впрочем, логика мышления у детей 3 лет все еще существенно отличается от логики более старших детей или взрослого человека.

Как определить уровень психического развития детей: задания

Диагностика умственного развития ребенка 3 лет может быть проведена с помощью тестирования на основании заданий из таблицы ниже. Как правило, задержки в развитии могут проявиться недоразвитостью речевых и психомоторных функций, что обязательно скажется на основных видах деятельности.

Уже в возрасте 3 лет специальная диагностика поможет выявить некоторые особенности психического развития малыша. Так, например, если у ребенка имеются задержки психического развития церебрально-органического генеза, то для него будет характерно недоразвитие:

  • речевых функций (скудный словарный запас и несовершенная фонематическая сторона речи);
  • психомоторных функций (слабая мелкая моторика пальцев рук);
  • внимания (недостаточная концентрация, быстрое переключение внимания, повышенная отвлекаемость).
  • Диагностика детей 3 лет на предмет задержки психического развития соматогенного и психогенного генеза может быть проведена в домашних условиях. Подтверждающими признаками задержки развития станут:

    • недостаточная познавательная активность;
    • нежелание выполнять задания, сопровождаемое негативными эмоциями;
    • избирательная активность с выбором отдельных игр;
    • быстрая утомляемость.
    • В таблице ниже основные задания, которые можно предложить выполнить детям для диагностики их психического развития.

      Задания для выявления отклонений в развитии у трехлетних детей

      Обратите внимание, что в колонках указаны реакции на задания у здоровых детей и у малышей 3 лет с отклонениями психического развития. Наблюдая за дошкольником, можно будет сделать соответствующие выводы.

      rebenkoved.ru

      Диагностика ребенка 3 4 лет психологом

      Диагностика развития детей 3 – 4 лет

      Диагностика развития детей 3 – 4 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает шесть небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

      Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

      Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.

      Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».

    • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
    • Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно — 1 балл.
    • Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.
    • Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

      Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, взрослый ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.

    • Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку — 2 балла.
    • Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого — 1 балл.
    • Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).

      Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на две части, как показано на рисунке. Разложите части так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»

      После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.

    • Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях — 2 балла.
    • Ребенок выполнил задание путем проб — 1 балл.
    • Ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием — 0 баллов.
    • Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

      Процедура проведения. У взрослого и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).

      1. Взрослый берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.
      2. Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
      3. Взрослый поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.
      • Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков — 2 балла.
      • Ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов — 1 балл.
      • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
      • Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

        Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки (или предметы). Аналогичный набор находится у взрослого. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.

      • Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары — 2 балла.
      • Ребенок правильно назвал 3—5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания — 1 балл.
      • Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары — 0 баллов.
      • Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.

        Процедура проведения. Перед ребенком размещают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».

      • Ребенок запомнил 2 игрушки — 2 балла.
      • Ребенок запомнил 1 игрушку — 1 балл.
      • Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не понял инструкции — 0 баллов.

      Высокий уровень —8 —12 баллов.

      Гаврилушкина О.П. Комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

    • Файл формата pdf
    • размером 219,34 КБ
    • Добавлен пользователем user4591. дата добавления неизвестна
    • Отредактирован 07.08 22:34
    • Скачан 290 пользователями
    • Приведены основные признаки отставания детей младшего дошкольного возраста в овладении игрой.

      Представлен анализ состояния диагностики развития детей младшего дошкольного возраста.

      Дана характеристика развития детей младшего дошкольного возраста, дано описание методик и процедуры обследования.

      Анализ современного состояния диагностики.

      Развития детей дошкольного возраста.

      Социальная ситуация развития. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками.

      Характеристика ведущей деятельности.

      Характеристика речевого развития.

      Описание методик и процедуры проведения.

      Рекомендации к процедуре обследования.

      Обработка результатов диагностического изучения детей.

      Протокол обследования игры детей младшего дошкольного возраста.

      Основные признаки отставания в овладении игрой у детей младшего дошкольного возраста.

    • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
    • М. Айрис-пресс, 2005. — 384 с. В пособии изложены нормативно-правовые и концептуальные основы работы педагога-психолога в ДОУ общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего видов. Раскрыто содержание работы по всем направлениям профессиональной деятельности психолога образования. Приводится системный анализ возможных трудностей в работе специалиста психологической службы и.

    • 440,31 КБ
    • скачан 761 раз
    • изменен 06.12 17:34
    • М. Генезис, 2008. — 80 с. + диагностические карты. Комплект материалов для педагогов-психологов ДОУ (брошюра и 42 диагностические карты). Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития.

    • 1,93 МБ
    • скачан 1116 раз
    • изменен 04.08 02:37
    • М. Книголюб, 2003 — 72 с. (Психологическая служба). Книга предназначена для психолога дошкольного учреждения. Процесс адаптации ребенка к детскому саду очень особенный и этот материал помогает психологу выстроить систему занятий по данной проблеме. Представлен цикл занятий, которые помогут детям 2-4-х лет успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Игры и.

    • 131,46 КБ
    • скачан 1208 раз
    • изменен 13.07 15:36
    • М. Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Аннотация Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и.

    • 73,34 МБ
    • скачан 4622 раза
    • дата добавления неизвестна
    • изменен 11.08 10:02
    • будет удален через 14 дней
    • Спб. Речь, 2005 год, 384 стр. В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного.

    • 14,89 МБ
    • скачан 1311 раз
    • изменен 28.01 18:28
    • М. Генезис, 2005. — 176 с. Предлагаемая книга — сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок), которые направлены на то, чтобы помочь детям 3-9 лет понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Описанные процедуры могут использоваться в групповых занятиях с детьми или на индивидуальных встречах. В книгу включена также.

    • 28,60 МБ
    • скачан 2320 раз
    • изменен 31.01 02:12
    • Центр психологической поддержки и развития здоровьяпредоставляет услуги ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА:

      1Диагностика психического развития детей и подростков (возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы), нейропсихологические и патопсихологические обследования.

      2 Консультирование родителей и детей по вопросам воспитания. обучения, межличностных отношений. Разработка индивидуальных рекомендаций для родителей (по запросу).

      — комплексные и специализированные занятия по развитию познавательной деятельности для детей начиная с 8 месяцев

      — занятия с детьми младшего школьного возраста (внимание, память, мышление, мелкая моторика рук и координация движений) с целью развития произвольности и успешного усвоения школьного материала

      — с учётом психологических особенностей ребёнка (например, леворукости)

      — адаптивные занятия для детей, перенесших родовую травму

      — для детей с задержкой психического развития

      — с детьми (семьями), имеющими проблемы со здоровьем

      — коррекция гиперактивности. отвлекаемость внимания, двигательная расторможенность.

      — коррекция игровой деятельности, развитие навыков общения

      5 Преодоление детской агрессивности, тревожности, страхов

      6Диагностика психологической готовности к школьному обучению (интеллектуальная и личностная).

      7Развивающая работа с детьми, не готовыми к школьному обучению (индивидуальная и групповая работа с детьми от 5 до 7 лет): развитие познавательных процессов, произвольного поведения, тонкой моторики, навыков общения, актуализация позиции школьника.

      8Психологическая помощь при адаптации к школе с целью предупреждения школьной неуспеваемости.

      9Тренинги для подростков по вопросам личностного роста, межличностных отношений, самопонимания

      10Консультирование родителей и детей по вопросам воспитания. обучения, межличностных отношений. Разработка индивидуальных рекомендаций для родителей (по запросу).

      11 Комплексное индивидуальное психологическое сопровождение ребёнка с младенчества до поступления в школу с целью гармоничного развития личности и предупреждения нарушений в поведении

      Методы работы детского психолога

      Приоритетная концепция: экзистенциально — гуманистическое направление.

      Техники, используемые в работе: психогимнастика, проективный рисунок, библиотерапия, игротерапия, арттерапия, логотерапия, методы телесно-ориентированной терапи и.

      Краткое резюме детского психолога Центра психологической поддержки и развития здоровья:

      Высшее образование : Педагог-Психолог. Преподаватель дошкольной педагогики и психологии (Красноярский государственный педагогический университет).

      Опыт работы : 9 лет (в медицинском учреждении, частной практике).

      Специализация : 1. Детская психология 2. Патопсихология 3. Нейропсихология 4. Детско-родительские отношения

      Последнее повышение квалификации : 2010 г. — Медицинская психология (Красноярск)

      Статьи и публикации детского психолога Центра

      СТОИМОСТЬ индивидуального коррекционного занятия с детьми (аутизм, задержка психического развития, детский церебральный паралич): 2000 рублей / 1 час

      Источники: http://www.onln.pro/diagnostika-razvitiya-detej-3-4-let/, http://www.twirpx.com/file/557660/, http://psycentr.com/detskiy_psiholog

      Комментариев пока нет!

      Новорожденный ребенок всхлипывает во сне

      Не зря родители считают, что их крохи растут во далее.

      Давать смекту ребенку 9 месяцев

      отравление у детей Организм ребёнка далее.

      Вес ребенка 8600 в 4 месяца

      В этом возрасте далее.

      Боль животе мочеиспускании детей

      Жжение и боль при мочеиспускании Чаще далее.

      zdorove-rebenka.ru

      Диагностика психического развития детей 3 лет

      В наборе материалов, представленных для диагностики психического развития детей дошкольного возраста, представлены некоторые задания, предназначенные для психолого-педагогического обследования детей с 3 до 7 лет. Материалы взяты из набора, представленного С.Д. Забрамной (1998).

      Предлагаемый материал содержит описание известных психологических методик, апробированных в течение многих лет практической работы с детьми в психолого-медико-педагогических комиссиях, консультациях, диагностических центрах.

      Этот материал может быть использован практическими психологами.

      Выбор задания, с которого начинается обследование, зависит от индивидуальных особенностей детей. При заключительной оценке результатов обследования детей, имеющих задержки в психическом развитии, в первую очередь важно учитывать не возрастные нормы, а качественные своеобразия, определяемые структурой дефекта.

      Наиболее значимыми диагностическими показателями являются:

      1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования (адекватность поведения).

      2. Понимание инструкции и цели задания. Характер инструкции (вербальная, невербальная). Способность сохранять инструкцию до конца задания.

      Для детей с задержкой психического развития наиболее эффективной является невербальная инструкция. Часты случаи потери инструкции в процессе выполнения задания, из-за повышенной отвлекаемости, импульсивности, неорганизованности.

      3. Характер деятельности:

      наличие и стойкость интереса к заданию;

      целенаправленность и активность;

      способы деятельности (адекватность, рациональность);

      уровень сформированности (действует методом проб и ошибок, методом зрительного соотнесения, на основе представления);

      использование помощи, виды и мера пом ощи;

      У детей с задержкой психического развития также наблюдается снижение познавательной активности. Их умственные операции недостаточно сформированы, им трудны обобщения и абстрагирование признаков предметов. Слабо развита произвольная регуляция деятельности, отсутствуют навыки самоконтроля.

      4. Способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания (см. выше).

      5. Критичность оценки результатов своей работы.

      У детей с задержкой психического развития эмоциональные реакции на ситуации успеха и неудачи более адекватные (по сравнению с умственно отстал ы м и детьм и).

      6. Состояние моторики.

      У детей с задержкой психического развития недоразвитие моторики отмечается реже.

      7. Уровень речевого развития.

      У детей с задержкой психического развития отмечается бедность особенно активного словаря, трудности звукового анализа слова, возможны аграмматизмы и т.д. Существенно запаздывает развитие внутренней речи.

      Например, описание типичных результатов наиболее употребляемых методик.

      Пирамиды из четырех колец (предлагается с 3 лет): дети с задержкой психического развития выполняют это задание на более низком уровне по сравнению с нормальными сверстниками, но значительно лучше, чем умственно отсталые. В отличие от умственно отсталых проявляют интерес и понимают смысл задания. Нет грубых неадекватных действий. Используют помощь и осуществляют перенос на аналогичное задание.

      Доски Сегена (доска № 1 предлагается детям с 2 лет, доска № 6 — с 4 лет): дети с задержкой психического развития по характеру работы с досками Сегена ближе к нормально развивающимся детям. Различия имеются в качестве и темпе работы. Им нужна в большей степени помощь, организация деятельности («Не спеши!», «Попробуй по-другому»), поощрение в процессе выполнения задания. Снижение и неравномерность темпа могут быть вызваны как усложнением задания, так и физическим состоянием ребенка (астения и пр.).

      Коробочка форм (почтовый ящик) предлагается с 3—4 лет. Деятельность детей с задержкой психического развития отличается от работы умственно отсталых. Они проявляют интерес к самому заданию, реже случаи неадекватных действий. Лучше используют помощь.

      Разрезные картинки (предлагается с 3—4 лет): дети с задержкой психического развития начинают составлять знакомую картинку из двух частей к 4 годам. Возможны пробы. Картинка из четырех частей, разрезанная по горизонтали и вертикали, может вызвать трудности и в 5-летнем возрасте,

      однако после показа, способа действия (экспериментатор сам собирает картинку, а затем разрушает ее) ребенок выполняет задание. Допустимы примеривания. Составление картинок из четырех частей, разрезанных по диагоналям, требует специального длительного обучения.

      Методика психолого-педагогического обследования детей 3—5 лет

      www.vseodetishkax.ru

      Диагностика детей 2-3 лет

      НОВЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ИТОГОВ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

      Ключевые слова: программа диагностики, дети раннего возраста, качественно-количественная оценка, отклонения в развитии.

      Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Его правомерно выделяют в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. В этот период происходит становление всех органов и систем ребенка, развитие его психики. Эффективная воспитательно-образовательная работа с детьми до 3 лет возможна при условии систематического контроля за их развитием. Для создания программы психолого-педагогической диагностики нами были использованы методы изучения детей раннего возраста, разработанные отечественными учёными Л. А., Венгер, А.А. Катаевой, Э.И Леонгард, И.А. Коробейниковым, Я.А., Коломинским, Е.А. Стребелевой, 3. Л. Фрухт, Н. М. Аксариной, К. Л. Печорой, Г. М. Ляминой, Е.О. Смирновой Л.Н., Галигузовой Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой и многих других авторов [2, 3, 4, 5].

      – синхронно и точно выполняет движения, темп выполнения движений нормальный – 3 б;

      – отмечаются незначительные нарушения координации, замедленный или ускоренный темп – 2, 5б;

      – отмечаются наличие нарушений – трудности нахождения отдельных поз, переключения с одного движения на другое, персеверации, повышенный тонус – 1,5б;

      – действует неадекватно или испытывает серьезные трудности нахождения отдельных поз, движения не координированы –1б.

      – манипулятивная функция развита достаточно, использует захват двумя пальцами – большим и указательным, движения рук согласованные владеет предметными действиями, темп нормальный или замедленный – 3б;

      – манипулятивная функция несколько ограничена, ребенок использует захват двумя пальцами, но часто работает одной рукой, отмечается не достаточная дифференцированность и координации движений пальцев рук, поэтому ребенок не может самостоятельно зашнуровать ботинки, завязать бантик, темп нормальный или замедленный – 2,5б;

      – манипулятивная функция ограничена, ребенок использует ладонный захват, или использует захват верхней или нижней третью пальцев рук, от- сутствует согласованность действий обеих рук, характерны трудности в нахождении поз, наблюдается неловкость пальцевой моторики, нарушения дифференцированности, точности движений координации, тремор, не владеет предметными действиями – 1,5б;

      – манипулятивная функция резко ограничена – наблюдаются трудности при манипуляциях с предметами при наличии хватания ребенок, самостоятельно не расстегивает и не застегивает пуговицы на одежде – 1б.

      – зрительное соотнесение использует соотносящие действия – 3б;

      – примеривание или целенаправленные пробы, но трудности при выполнении соотносящих действий эффективно использование указательного жеста или речевой инструкции – 2,5б;

      – выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого, нет соотносящих действий –1,5б;

      – не сформировано восприятие величины или действует неадекватно – 1б.

      2.2 Зрительное восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции («Найди парные картинки»):

      – зрительное восприятие предметных картинок сформировано – уверенно сличает парные картинки – 3б;

      – зрительное восприятие предметных картинок несколько снижено допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно – 2,5б;

      – зрительное восприятие предметных картинок резко страдает – не сличает парные картинки даже после обучения – 1,5б;

      – зрительное восприятие предметных картинок не сформировано – действует неадекватно, не фиксирует взгляд на картинке –1б.

      – целостное восприятие предмета сформировано – действует самостоятельно методом целенаправленных проб, либо практическим примериванием – 3б;

      – целостное восприятие предмета несколько снижено – с заданием справляется самостоятельно после обучения – 2,5б;

      – целостное восприятие предмета резко страдает – с заданием не справляется и помощь не эффективна – 1,5б;

      – целостное восприятие предмета не сформировано – действия беспорядочные, не адекватные – 1б.

      – различает и называет части тела, дифференцирует их местоположение, но может ошибаться – 3б;

      – показывает по просьбе взрослого части тела и лица (голова, лицо, руки, ноги, спина) – 2,5б;

      – показывает части тела и лица по подражанию – 1,5б;

      – не ориентируется в частях собственного тела, помощь не принимает –1б.

      – самостоятельно ориентируется в пространстве группы, понимает вопросы, может показать, где что находится в группе –3б;

      – слабо ориентируется в пространстве группы, но после дополнительных уточняющих вопросов выполняет поручение – 2,5б;

      – ориентируется в пространстве группы с помощью взрослого–1,5б;

      – не ориентируется в помещении группы и на участке детского сада, помощь не принимает, либо ребенок самостоятельно не передвигается – 1б.

      – самостоятельно анализирует условия задачи, решает задачу либо методом проб, либо на уровне зрительной ориентировки, имеется почти постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путём анализа своих действий и «оречевить» её – 3б;

      – анализирует условия, поиск орудия и способа его применения происходит на уровне проб, после двух – трех попыток достигает результат – 2,5б;

      – отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения общепринятого орудия, не отбрасывает ошибочные варианты и не фиксирует верные, после некоторых неудачных попыток отказывается от выполнения задания – 1,5б;

      – в условиях практической проблемной задачи действует неадекватно – 1б.

      – действует целенаправленно, работает по показу или образцу, заинтересован в конечном результате – 3б;

      – целенаправленность резко снижается из–за неустойчивости внимания, пресышения деятельностью, выполняет задание только после подражания действиям взрослого – 2б;

      – не целенаправленная деятельность, после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается – 1,5б;

      – действует неадекватно, бесцельно, хаотично, не доступны даже совместные действия – 1б.

      – различает количество предметов один и много, большой и маленький, кирпичик, куб, шар –3б;

      – принимает и выполняет задание по показу, либо по подражанию, но затрудняется различать предметы по величине, форме по слову –2б;

      – не различает много и один, предметы по форме и величине, не понимает и не выполняет задание, действует неадекватно – 1б.

      – действует в соответствии с инструкцией, запоминает и выполняет 3 – 4 действия – 3б;

      – инструкцию понимает, запоминает и выполняет 2 – 3 действия – 2,5б;

      – запоминает и выполняет одно действие после неоднократного повторения – 1,5б;

      – задание не принимает и не выполняет – 1б.

      – представления об окружающем конкретны, развёрнуты, отвечает на все вопросы – 3б;

      – представления об окружающем конкретны, осознанны, но знаний недостаточно, в ответах на вопросы допускает грамматические ошибки – 2,5б;

      – представления об окружающем неполноценны, ограничены, знания бессистемны, фраза односложная, аграмматичная – 1,5б;

      – представления об окружающем резко ограничены, или отсутствуют, не дифференцирует имя и фамилию или только откликается на свое имя, узнает себя и родителей на фотографии, либо на вопросы не отвечает и отказывается сотрудничать со взрослым – 1б.

      – оптимальный уровень (высокий) – выполняет 2–3 предметно-игровых действия, игровые действия носят отобразительный, сюжетный характер,

      начинает играть вдвоём со сверстником; использует заместители; игровые действия сопровождает речью – 3б;

      – достаточный уровень (средний)– проявляет интерес к играм сверстников, но неустойчивый предпочитает играть в одиночестве или рядом, игровые действия носят отобразительный характер, заместители почти не использует, игру речью не сопровождает, игра не продолжительна – 2б;

      – допустимый уровень (ниже среднего) – интерес к игрушкам поверхностный, игровые действия процессуального характера, действиям других детей не подражает, интерес к игрушкам кратковременный – 1,5б;

      – критический уровень (низкий) значительное отставание от возрастных нормативов – ребенок самостоятельно не играет, использует игрушки не по назначению (грызёт, стучит, бросает, ломает) – 1б.

      – предпосылки к предметному рисунку ярко выражены – уверенно держит карандаш, чертит линии, узнает, и называет, что нарисовал, четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук – 3б;

      – предпосылки к предметному рисунку на достаточном уровне – пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными, прерывистыми линиями без определенного направления, понимает конечный результат своих действий, определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук – 2,5б;

      – предпосылки к предметному рисунку на допустимом уровне – есть стремление что-то изобразить (черкание), к конечному изображению безразличен, не выделена ведущая рука, нет согласованности действий обеих рук –1,6б;

      – предпосылки к предметному рисунку не сформированы, не использует карандаш для черкания по бумаге, либо действует неадекватно – 1б.

      – понимание речи в полном объеме, принимает активное участие в речевом диалоге 3б;

      – понимание речи ситуативное, на бытовом уровне – 2б;

      – понимание речи недостаточно (импрессивный аграмматизм) плохое понимание жеста, употребление примитивных стандартных жестов – 1,5б;

      – не понимает обращенную речь, не может осуществлять функцию общения, не компенсируется мимико–жестикуляторными средствами –1б.

      – анатомическое строение артикуляционного аппарата без отклонений – 3б;

      – незначительные нарушения – 2б;

      – значительные нарушения строения артикуляционного аппарата –1б.

      – собственная речь фразовая, хорошо понятная для окружающих – 3б;

      – собственная речь фразовая, но малопонятная для окружающих – 2б;

      – собственная речь состоит из звукоподражаний и отдельных слов – 1,5б;

      – собственная речь отсутствует, либо нет даже отраженной речи – 1б;

      – отвечает на вопросы фразой, грамматически правильно строит предложения, употребляет простые предлоги –3б;

      – отвечает на вопросы словом – 2,5;

      – высказывания на уровне звукоподражания, либо лепета –1б.

      – звукопроизношение соответствует возрасту –3б;

      – отмечаются незначительные дефекты произношения – 2,5б;

      – не сформирована фонетико-фонематическая сторона речи (звуки отсутствуют или замены и смешение звуков) – 1б.

      – развитие речи в пределах возрастной нормы

      – незначительное отставание в развитии речи

      – значительное или выраженное отставание в развитии речи.

      1. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 160 с.

      2. Организация и содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии / сост. Г.Н. Лаврова. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», – 2007. – 329 с.

      3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под. ред. Е.А. Стребелевой. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.

      4. Семаго, М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго – СПб.: Речь, 2005. – 384 с.

      5. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова – М.: МГППУ, 2002. – 128 с.

      6. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. Приказ №1155. – М, 2013. – 29 с.

      rabota-psy.livejournal.com