Диагностика мотивации учения дошкольников

Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников.

Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников.

(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок — в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.)

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: стимульный материал к методике.

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

Просмотр содержимого документа

«Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников.»

Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников.

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: стимульный материал к методике.

"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".

№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком

№1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".

Психолог выкладывает карточку с рисунком

№ 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".

№ 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"

. Психолог выкладывает карточку с рисунком

№ 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — и можешь стать, кем захочешь".

№ 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".

№ 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

multiurok.ru

Мотивация учения старших дошкольников

Количество просмотров статьи: 4977

Среди ученых и педагогов ведутся споры по поводу того, стоит ли дошкольников готовить к обучению в школе, к переходу от игровой деятельности к учебной. Аргументом в пользу важности подготовки детей к школе служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

Психологи и педагоги озабочены тем, что ежегодно увеличивается рост детей, не готовых к школе, не желающих идти в общеобразовательные учреждения, несмотря на то, что все чаще встречаются дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является изучение мотивационной готовности ребенка к школе.

Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И, хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее, социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.

Проблема мотивационной готовности является не достаточно разработанной, но существует большое количество методов, позволяющих изучать мотивационную сферу поступающего в школу ребенка. Педагоги интересуются вопросом мотивационной готовности детей к школе, прежде всего, потому, что на практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, между мотивацией ученика и успешностью его обучения.

Представляет интерес более обстоятельное рассмотрение данной проблемы в связи с тем, что педагогам приходится постоянно сталкиваться с одной из традиционных проблем – проблемой низкой учебной мотивации. Недостаток учебной мотивации – одна из главных причин низких результатов учебы. Но для того, чтобы попытки разрешения данной проблемы стали более реалистичными, чтобы создать педагогические условия развития мотивации учащихся в учебной деятельности, представляется необходимым более тщательно и глубоко разобраться в теоретическом обосновании понятий мотива и мотивации, выявить причинно-следственные связи между организационной стороной образовательного процесса в школе, личностными и профессиональными качествами педагога и мотивационной сферой личности учащихся.

Как известно, переходный период от дошкольного к школьному детству является наиболее сложным и уязвимым периодом для каждого ребенка. Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного к себе отношения. Необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно-психических затрат ему это будет стоить.

Все вышесказанное обусловливает актуальность исследования.

В этой связи целью данной работы является изучение мотивации учения дошкольников 6 – 7 лет.

Объект исследования – психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Предмет исследования – мотивация учения дошкольников 6 – 7 лет.

Гипотеза: формирование учебной мотивации дошкольников находится в зависимости от индивидуального стиля деятельности педагога, т.е. процесс обучения дошкольников возможен в форме развивающих, творческих игр, различных видов практической и изобразительной деятельности.

В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:

  • Дать общую характеристику учебной мотивации.
  • Выявить структурные компоненты готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
  • Провести экспериментальное исследование мотивации учения дошкольников 6 – 7 лет.
  • Теоретической базой исследования явились положения о проблемах влияния мотиваций на личность и проблемы психологии личности В.Г. Асеева; проблемы изучения мотивационной сферы личности Л.И. Божович и С.Л. Рубинштейна; проблемы формирования интереса к учению у школьников А.К. Марковой и других ученых.

    Элементы научной новизны и теоретической значимости исследования состоят в обобщении основных теоретических положений по вопросам мотивации учения дошкольников и готовности дошкольников к школьному обучению.

    Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования данные могут помочь дошкольным педагогам выявить иерархию учебных мотивов и определить мотивационную готовность детей к школьному обучению.

    Исследование проводилось в подготовительной группе детского сада № 47 г. Александрова Владимирской области. В исследовании принимали участие дошкольники 6-7 лет в количестве 20 человек.

    • 1 этап. Формирование выборки исследования.
    • 2 этап. Выбор методик, адекватных объекту и предмету исследования.

    Нами были выбраны следующие методики:

    1. Методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой

    Рис. 1. Уровни школьной мотивации дошкольников 6 – 7 лет по методике Н.Г. Лускановой.

    2. Опрос по методике Н.А. Нежновой «Беседы о школе».

    Рис. 2. Уровни сформированности внутренней позиции дошкольников

    6 – 7 лет по методике Н.А. Нежновой.

    Итак, старший дошкольный возраст и поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека.

    Проведенное исследование показало, что половина детей (50%) в группе имеет высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. У этих детей достаточно сформирована внутренняя позиция школьника. Это говорит о положительном отношении ребенка к школе и о школьно-учебной мотивации.

    Хорошую школьную мотивацию и начальную стадию формирования внутренней позиции школьника имеют 35% и 45% детей соответственно.

    10% детей имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

    Один ребенок совершенно не проявляет интереса к школе. Он имеет низкий уровень школьной мотивации, при этом он находится в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Внутренняя позиция школьника у такого ребенка не сформирована.

    Математико-статистический анализ результатов исследования показал, что расчетный коэффициент ранговой корреляции Спирмена попадает в зону значимости, следовательно, выдвинутая в начале исследования, гипотеза доказана.

    Таким образом, ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы — результат социальных влияний.

    1. Асеев В.Г. Проблемы мотивации и личность //Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1994. – 324с.
    2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М.: Психология и педагогика, 1995. – 398с.
    3. Выготский Л.С. Педагогическая психология //Психология: классические труды. – М.: Педагогика, 2006. – 514с.
    4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2002. – 191с.
    5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2012. – 715с.
    6. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. — М.: Академия, 2009. – 412с.
    7. Формирование интереса к учению у школьников/под ред. А.К. Марковой. – М.: Просвещение, 1996. – 391с.
    8. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Педагогика, 2009. – 393с.
    9. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1991. – 419с.
    10. journalpro.ru

      2. Диагностика и формирование мотивации учения у младших школьников*

      Выяснение мотивов учения вообще и мотивов учения младших школьников особенно – очень трудное дело. Во-первых, не всегда легко самому ученику осознать, что его побуждает учиться, а, во-вторых, некоторые мотивы могут быть замаскированы. В связи с этим при изучении мотивов учения желательно применять не одну методику, а несколько и разнообразных.

      С целью выявления того, как ребенок осознает свое отношение к школе, учителю, может быть проведена индивидуальная беседа по таким примерно вопросам (с детьми на пороге школьного обучения):

      1. Хочешь ли ты идти в школу? Почему?

      2. Где ты больше хочешь учиться: в школе или дома? Почему?

      3. Если бы тебе сказали, что можно еще год побыть дома, ты обрадовался бы или нет? Почему?

      В дальнейшем, когда ребенок уже учится, вопросы следует несколько изменить. Можно предложить следующие вопросы:

      1. С желанием ты ходишь в школу или нет? Почему?

      2. Какие уроки тебе больше всего нравятся? Почему?

      3. Какие уроки не нравятся? Почему?

      4. Зачем ты учишься? Мог бы ты не учиться?

      5. Если бы тебе сказали, что в школу ходить не надо, ты обрадовался бы или огорчился? Что бы ты стал делать?

      6. Если бы тебе предложили учиться во время каникул, обрадовался бы ты или огорчился? Почему?

      Ответы на эти вопросы можно обработать качественно или количественно, оценивая ответы (в баллах). Например, на вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу? Почему?» могут быть различные ответы: «очень хочется» с обоснованием «почему» – 3 балла; «хочется» без обоснования «почему» – 2 балла; «не очень хочется« – 1 балл; «не хочется» – 0.

      На вопрос: «Где ты больше хочешь учиться: в школе или дома? Почему?» могут быть такие ответы: «в школе» – 3 балла; «и в школе, и дома» – 2 балла; «дома» -1 балл.

      На вопрос: «Если бы тебе сказали, что можно еще год побыть дома, ты обрадовался бы или нет? Почему?» могут быть такие ответы: «огорчился» – 2 балла; «не очень огорчился» – 1 балл; «обрадовался» – 0.

      Отношения ребенка к школе, к учению проявляются и в сочинениях. Для выяснения мотивации можно предложить детям следующие темы сочинений:

      1. Для чего я учусь?

      2. Что мне больше всего нравится в учебе? Почему?

      3. Какие предметы люблю, а какие не люблю? Почему?

      Для выяснения места познавательных интересов (их широты, связи с содержанием учебных предметов) в системе мотивации, детям без специального предупреждения и подготовки можно предложить написать в классе в течение одного урока сочинение на одну из следующих тем (по выбору):

      2. Что я знаю о математике.

      3. Чем я люблю заниматься.

      4. Мой выходной день.

      Педагогическим экспериментом в области изучения мотивов может быть методика столкновения мотивов. Ее суть заключается в том, что учащиеся оказываются перед необходимостью выбора одного из двух мотивов, благодаря организации различных ситуаций.

      Ситуация 1. Задача 1 интересна тем, что при ее решении нужно мыслить, рассуждать, однако отметка за ее решение ставиться не будет. Задача 2 менее интересна, но за ее решение будет поставлена отметка в журнал. В этой ситуации столкновение двух мотивов – интереса к мыслительной деятельности и стремления получить отметку.

      Ситуация 2. Задача 1 интересна тем, что при ее решении надо рассуждать, мыслить, но она не трудная. При решении задачи 2 придется преодолевать большие трудности. Отметки за решение той и другой задачи будут ставиться одинаково. Задание считается выполненным, если решена одна из них. В этой ситуации обнаруживается столкновение мотивов – интереса к мыслительной деятельности и стремления к преодолению трудностей.

      Ситуация 3. За решение задачи 1 будет поставлена отметка в журнал. За решение задачи 2 отметка ставиться не будет: решая ее, дети просто тренируются, учатся решать задачи. Т. е. сталкиваются следующие мотивы: стремление получить отметку и стремление приобрести умение решать задачи.

      Ситуация 4. Задачи 1 и 2 одинаковые по трудности. Отметка за их решение ставиться не будет. Дети могут выбрать любую. Но тот, кто возьмет задачу 1, должен решать ее совершенно самостоятельно, а при решении задачи 2 ребенок в случае затруднения может рассчитывать на помощь учителя. Сталкиваются мотивы избегания неприя льная активность, любознательность, пытливость ребенка проявляется прежде всего в постановке вопросов. Естественно, что их характер может быть разным: вопросы, направленные на дополнение или поиск недостающей информации, на установление взаимосвязей свидетельствуют об интеллектуальной активности, познавательном интересе ученика на одном уровне; вопросы, направленные на воспроизведение информации, тоже могут говорить о познавательной активности, интересе, – но уже на более низком уровне.

      Постановка учащимися вопросов не только демонстрирует тот или иной уровень интеллектуальной активности, но и выполняет формирующую функцию, – средство активизации мыслительной деятельности младших школьников, средство стимулирования их познавательной активности.

      С целью диагностики уровня познавательной активности и познавательного интереса можно применять такие задания: письменно составить вопросы по пройденной теме, которые отражают основное ее содержание; задать вопросы по теме, которые только начинают изучать; сообщить в письменной форме, какие дополнительные сведения хочет получить ученик о предметах и явлениях, с которыми ранее встречался в жизни.

      Интеллектуальная активность (интеллектуальная инициатива, творчество) проявляется в самостоятельном составлении задач, упражнений. На уроке математики это могут быть такие задания: а) составить несколько задач, которые отражают основное содержание пройденной темы; б) составить задачи для контрольной работы по пройденной теме; в) составить задачи для математического сборника.

      Для того чтобы установить уровень усвоения темы и интеллектуальной активности, все составленные задачи можно классифицировать и оценить следующим образом:

      1) стандартные – одинаковые по типу с теми, которые решались в классе (1 балл);

      2) интересные, отличающиеся от стандартных важными особенностями, не рассмотренными на уроках (2 балла);

      3) оригинальные – принадлежащие к видам, не изученным в школе, или представляющие обобщение, или существенные изменения рассмотренных типов (3 балла);

      4) не по теме – не имеющие непосредственного отношения к рассматриваемой теме (0 баллов);

      5) неинтересные – стандартные, буквально повторяющие решенные в классе (0,5 балла).

      Показателями интеллектуальной активности (интеллектуальной инициативы) будет наличие и число интересных и оригинальных задач.

      Для диагностики интеллектуальной активности и в целях ее формирования можно создать такие экспериментальные ситуации.

      Ситуация 1. Детям предлагается для письменного ответа ряд вопросов – заданий, на которые очень трудно ответить. Их просят объяснить лексическое значение малознакомых слов, объяснить причины какого-либо явления, описать малознакомый предмет, т. е. задание заведомо трудное для младшего школьника. Для того чтобы выполнить это задание, нужен поиск новой информации.

      На следующий день эксперимент неожиданно повторяется; детям предлагается продлить работу. Предполагается, что самые пытливые, любознательные из них будут самостоятельно отыскивать недостающую информацию в учебниках, книгах и т. д.

      Ситуация 2. Детям предлагается рассмотреть малознакомый предмет и задать о нем любые вопросы. Инструкция формулируется следующим образом: «Что бы ты хотел (а) еще узнать, о чем спросить по этому объекту? Вопросы напиши на листочке».

      Далее проанализировать полученные вопросы с точки зрения того, что в них отражено: заглубленный поиск информации о предмете; б) стремление получить уточняющие сведения.

      В дальнейшей учебной работе учащихся следует познакомить с правильными ответами.

      Мотивация содержанием и мотивация процессом не занимают ведущего места в структуре мотивации младшего школьника. Вместе с тем они играют важную роль в формировании умения учиться. Диагностика этих мотивов помогает выявить различные уровни (от низкого к высокому).

      В мотивации содержанием: 1) интерес – занимательность; 2) интерес к фактам, правилам; 3) интерес к сути явлений, их происхождению (узнавать, откуда произошли числа, почему предмет называется определенным словом и др.).

      В процессуальной стороне младшего школьника может привлекать либо сам процесс совершения действия, либо возможность творить. В связи с этим можно выделить три уровня:

      1) исполнительский (решать задачи по математике, выполнять упражнения по русскому языку и т. д. );

      2) поисково-исполнительский (выводить правила по математике и русскому языку);

      3) творческий (самому придумывать задачи по математике, составлять упражнения по русскому языку).

      Для выявления уровня развития интереса к содержанию и процессу учения весьма успешно может быть использована методика М. В. Матюхиной «ВЫБОР ЛЮБИМЫХ ЗАНЯТИЙ НА УРОКЕ»*. Косвенно, по тому, какие занятия выбирает ребенок, можно судить о мотиве, – поскольку если даже мотив не осознается, – он проявляется в переживаниях, в желании что-то делать или не делать.

      Обследование проводится индивидуально, чтобы исключить влияние других детей. Каждому ученику 1, 2, 3 классов (по системе I-III) предъявляется следующий бланк:

      1. Напиши фамилию, имя.

      2. Прочитай все пункты от 1 до 12.

      3. Выбери (подчеркни), что ты больше всего любишь (сделай 4 выбора):

      1. Слушать, когда учитель приводит интересные примеры.

      2. Выводить правила на уроках математики.

      3. Выполнять упражнения по русскому языку.

      4. Узнавать, откуда произошли числа.

      5. Самому (самой) составлять упражнения по русскому языку.

      6. Решать задачи по математике.

      7. Узнавать, почему предмет называется определенным словом.

      8. Самому (самой) составлять задачи.

      9. Узнавать правила написания слов.

      10. Слушать, когда учитель рассказывает что-то необычное.

      11. Узнавать о математических действиях.

      12. Выводить правила на уроках русского языка.

      Перечень составлен таким образом, что число занятий, связанных с содержательной стороной (п. 1, 2, 7, 9-11), равно числу занятий, связанных с процессуальной стороной (п. 2, 3, 5, 6, 8, 12). В каждой из этих двух групп можно выделить подгруппы равных уровней: выбор учащимся 1 и 10 пунктов – свидетельство того, что его привлекает занимательность на уроке; 9 и 11 – факты; 4 и 7 – суть явлений; 3 и 6 – сам процесс действий; 2 и 12 – поисково-исполнительская деятельность; 5 и 8 – творческая деятельность.

      Возможно определение индивидуального уровня учебных интересов каждого ученика и класса в целом. С этой целью каждый выбор оценивается в баллах от 1 до 3:

      а) выбор занятий по пп. 1, 3, 6, 10 оценивается по одному баллу; следовательно, максимальная сумма (?mах) может равняться 4 баллам;

      б) выбор занятий по пп. 2, 9, 11, 12 по 2 балла (?max = 8 баллов);

      в) выбор занятий по пп. 4, 5, 7, 8 – по 3 балла за каждый (?max = 12 баллов).

      Таким образом, каждый ребенок может набрать от 4 до 12 баллов. На основе индивидуальных показателей можно составить картину по классам – от первого по третий: средний уровень; привлекательность занятий по русскому языку и математике; возможную необходимость внесения изменений в методику их преподавания.

      Для выявления интереса школьника к предмету может быть применена «МЕТОДИКА С КОНВЕРТАМИ». Ребенку предлагается выбрать конверт, на котором написано название учебного предмета (русский язык, математика, природоведение, изобразительное искусство и т. д.). После этого из ряда карточек с заданиями, – например, решить задачу; самостоятельно составить задачу; узнать об определенных математических операциях; узнать о происхождении чисел и др. – выбрать ту, на которой написано наиболее привлекательное для него. Это позволяет выяснить, что же привлекает ребенка: процессуальная сторона учения (решить. составить. ) или содержательная (узнать о чем-то. ); сам процесс решения (на исполнительском уровне) или самостоятельное составление задач, что характеризует уже творческий уровень.

      Формирование мотивов учения тесно связано с тем, как сам ребенок осознает процесс своего учения, свои успехи и неудачи, т. е. с уровнем развития самооценки. Завышенная самооценка мешает ему критически подойти к оценке своего отношения к учению. Заниженная самооценка создает неуверенность в своих силах и мешает ребенку проявить высокий уровень активности. Адекватная самооценка позволяет ему самокритично подойти к своей деятельности, увидеть, что известно, что еще удается с трудом, над чем еще надо работать.

      В целях диагностики и формирования самооценки можно практиковать письменный анализ учеником своей работы по таким вопросам:

      1. Как я работал на уроке (активно, не очень активно, с интересом, без интереса и др. ) ?

      2. Что было трудно при выполнении задания?

      3. Что я еще не понял?

      4. Как я справился с работой?

      Эта работа может выполняться на отдельных листочках или в специальной тетради «Моя учеба», в которой дети периодически делают соответствующие записи. Анализ их записей позволяет судить об уровне самооценки и ее изменения.

      studfiles.net

      Диагностика мотивации учения и пути её развития у младших школьников

      Диагностика мотивации учения у младших школьников

      В ходе исследования был проведен эксперимент в двух третьих классах, экспериментальном и контрольном средней школы №189 города Новосибирска. В классах по 20 человек.

      Экспериментальный класс очень дружный и дисциплинированный. На уроке с ними легко работать, так как каждый хочет ответить, никто не остается равнодушным.

      Но при этом в классе есть три человека, которые усваивают учебный с трудностями. Когда же в урок включаются коллективные или творческие задания можно заметить, как эти дети преображаются, пытаются ответить.

      В ходе экспериментальной работы при изучении и диагностике познавательных интересов и направленности учебных мотивов использовалась методика — методика выбора любимых учебных предметов.

      Цель: выявить направленность мотивов учебной деятельности и познавательных интересов детей младшего школьного возраста.

      Учащимся предлагалось из перечня предметов выбрать самые любимые. Эта методика проверялась, как в экспериментальном, так и в контрольном классе.

      По предметам, включенным в анкету, можно выявить направленность интереса к ним. (см. Приложение №1)

      На графиках 1 и 2 представлены обобщенные результаты.

      Анализ графиков 1 и 2 позволяет констатировать, что наибольшее количество учащихся в экспериментальном классе предпочитают такие уроки, как рисование — 80%, труд — 75%, физкультура — 55%. по мнению детей, на этих уроках больше присутствует творческой и активной деятельности. В контрольном классе предпочтение отдается таким предметам, как чтению — 70%, математике — 50%, природоведение — 50%. Так как на этих уроках узнают много нового, полезного.

      На втором месте в экспериментальном классе оказались остальные учебные дисциплины — математика, русский, природоведение, так как, по мнению детей, на таких уроках меньше всего присутствует творческая или игровая деятельность. В контрольном классе на втором месте оказались такие учебные предметы, как русский, музыка, труд, физкультура.

      В результате опытно-экспериментальной работы в экспериментальном классе при использовании интересных и увлекательных заданий, организации групповой и индивидуальной деятельности опираясь на опыт и потребности учащихся, у учащихся возрос интерес к учебным предметам: математике, чтению, природоведению, русскому языку.

      В контрольном классе интерес к учебным предметам остался без изменения.

      Диагностика мотивов учебной деятельности.

      Цель: выявить мотивы учебной деятельности младших школьников методом анкетирования.

      Учусь потому, что на уроке интересно;

      Учусь потому, что заставляют родители;

      Учусь потому, что хочу больше знать;

      Учусь, чтобы потом хорошо работать;

      Учусь, чтобы доставлять радость родителям;

      Учусь, чтобы не отставать от товарищей;

      Учусь, чтобы не опозорить свой класс;

      Учусь, потому что в наше время нельзя быть незнайкой.

      Учусь, потому что нравиться учиться.

      Учащимся класса предлагается из перечня мотивов выбрать те пункты, которые соответствуют их стремлениям и желаниям.

      По ответам можно выявить преобладающие мотивы учения детей младшего школьного возраста.(см. Приложение №2)

      На графиках 3 и 4 представлены обобщенные результаты.

      Анализ графиков 3 и 4 позволяет выявить преобладающие мотивы учения детей младшего школьного возраста. В экспериментальном классе преобладающими мотивами учения являются мотивы,- учусь потому, что хочу больше знать, доставлять радость родителям, чтобы не опозорить свой класс, нравиться учиться..

      В контрольном классе преобладающими мотивами учения являются мотивы, — учусь потому, что хочу больше знать, доставлять радость родителям, чтобы не опозорить свой класс.

      В результате проведенной работы в экспериментальном классе ведущие мотивы учебной деятельности остались, на высоком прежнем уровне, а также поднялся показатель мотива — учусь, потому что на уроке интересно — 20%, в наше время нельзя быть незнайкой — 10%, учусь, что бы хорошо работать — 5%, потому что нравится учиться — 10%, снизился уровень мотива — учусь, потому что заставляют родители — 10%.

      В контрольном классе ведущие мотивы учения не изменили своих показателей. Мотив учения — учусь, чтобы не отставать от своих товарищей поднялся на 5%, нельзя быть незнайкой на 10%.

      Оценка школьной мотивации

      Цель: выявить отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

      Для возможности дифференцировки детей по уровню учебной мотивации была использована следующая система бальных оценок:

      ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе, и предпочтении им учебных ситуаций оценивался в 3 балла;

      нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.д.) оценивается в 1 балл;

      ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивался в 0 баллов.

      Различия между выделенными ними группами детей были оценены по критерию «Стьюдента» и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

      25 — 30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий уровень учебной мотивации, учебной активности.

      Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

      20 -24 балла — хорошая школьная мотивация.

      Подобные показатели были характерны для большинства учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы они проявляли меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

      15 — 19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

      10 — 14 баллов — низкий уровень учебной мотивации.

      Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

      Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Некоторые дети часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

      Тебе нравиться в школе или не очень?

      Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

      чаще хочется остаться дома

      Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

      остался бы дома

      пошел бы в школу

      Тебе нравиться, когда у вас отменяют какие-то уроки?

      Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

      ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

      ты часто рассказываешь о школе родителям?

      Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

      У тебя в классе много друзей?

      Тебе нравятся твои одноклассники?

      Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки нами был использован специальный ключ:

      studbooks.net

      Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет

      Методика представляет собой модификацию для использования в коллективном эксперименте «Беседы о школе» (Т.А. Нежновой) и предназначен для учащихся первых классов и подготовительных групп детского сада. Модификация осуществлена А.М. Прихожан.

      Бланк ответов, на котором ребенок обозначает свой выбор.

      Работа может проводиться психологом с помощью ассистента. Но не учителя, работающего в данном классе. Каждому ребенку выдается бланк методики, на котором уже заранее написаны фамилия, имя ребенка и другие требуемые данные (см.бланк).

      Детям предлагается рассмотреть бланки, затем дается инст­рукция:

      «Вы все знаете буквы А и Б» — психолог пишет на доске буквы А и Б, поочередно указывает на каждую из них и спрашивает: «Это какая буква? А это?». После ответов детей вновь указывает на каждую букву: «Это А. Это Б».

      В классах, где все дети читают свободно достаточно просто написать буквы на доске и показать их.

      « А теперь каждый пусть посмотрит на лист, который ему дали. Что вы видите на нем?» (дети отвечают). «Правильно: строчки-прямоугольники, а в каждом из них буквы А и Б. Посмотрите». Психолог поднимает бланк, показывая на буквы а и Б, называет их.

      «Я буду рассказывать вам истории про две школы А и Б , а каждый из вас должен самостоятельно, ни с кем не советуясь, выбрать, какая из школ ему больше нравиться и подчеркнуть нужную букву. Давайте попробуем».

      «Представь, что есть две школы А и Б. В школе А в каждом классе есть живой уголок в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, но цветов в этой школе очень мало. В школе Б наоборот живого уголка нет, но много цветов. В какой школе ты хотел бы учиться? Если тебе больше нравится школа А, подчеркни букву А (показывает на доске, затем стирает), а если школа Б — букву Б <показывает на доске, затем стирает). Помни, надо подчеркивать только одну букв».

      «Это первый рассказ и, букву вы должны подчеркнуть в верхней строчке-прямоугольнике. Все нашли? Покажите». Психолог вместе с ассистентом ходит по классу, проверяя нахождение детьми верхней строчки прямоугольника.

      «Сейчас я повторю первый рассказ, каждый из вас зачеркнет букву той школы, в которой хотел бы учиться.

      «Представь, что есть две школы А и Б. В школе А в каждом классе есть живой уголок: в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, но цветов в этой школе очень мало. В школе Б наоборот живого уголка нет, но много цветов. В какой школе ты хотел бы учиться? Если тебе больше нравится школа А, подчеркни букву А (показывает на доске, затем c тирает). А если школа Б — букву Б (показывает на доске, затем стирает). Помни. Надо подчеркивать только одну букву».

      Вместе с ассистентом ходит по классу, проверяя, как дети поняли инструкцию и выполнили первое задание. В ходе дальнейшей работы инструкция может быть повторена как для группы в целом, так и для отдельного ребенка. Важно, однако, чтобы это не влияло на делаемый ребенком выбор. За правильным выполнением инструкции следует следить на протяжении всего выполнения методики.

      «Теперь поставьте ручки на следующую строчку-прямоугольник с цифрой 1 (рисует на доске перед буквами) и буквами А и Б. Все нашли? Покажите. (вместе с ассистентом проходит по рядам, проверяя). Слушайте следующий рассказ».

      Эта процедура должна повторяться перед каждым заданием. Перед заданием 10 – «В этой строчке — две цифры 1 и 0», а перед заданием 11 – «последняя строчка». В тех случаях, когда все дети в группе хорошо ориентируются на плоскости листа и знают цифры, подобная процедура может быть ограничена первыми тремя заданиями.

      Текст надо читать дословно. Повторять его психолог может столько раз, сколько потребуется для того, чтобы все дети в группе поняли задание, но заменять слова или перефразировать нельзя.

      1. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки чтения, математики, а уроки рисования, физкультуры, музыки — не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко — по одному разу в неделю. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б — букву Б.

      2. В школе А не делают замечаний, если встанешь во время уроков, поговоришь с соседом, выйдешь из класса вез спросу. А в школе Б от первоклассника требуют, чтобы он внимательно слушал учителя — и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку. Если надо что-то сказать или выйти. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б — букву Б.

      3. В школе А дети должны ходить в школу каждый день, а в школу Б ходят только, если хотят. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А. Подчеркни букву А. Если в школе Б — букву Б.

      4. В школе А дети носят разную одежду, школьной формы у них нет, а в школе Б все дети носят школьную форму. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б — букву Б.

      5. В школе А дети приходят в класс и их всех учит одна учительница, а в школе Б учительница может сама приходить к ребенку и учить его одного всему, что проходят в школе. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А. Подчеркни букву А. Если в школе Б — букву Б.

      6. В школе А детей учат учителя, а в школе Б уроки часто проводят воспитатели или другие взрослые: они им что-нибудь читают, показывают или рассказывают. В какой школе ты хотел вы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б — букву Б.

      7. В школе А первоклассникам никогда не ставят отметок, но всегда объясняют, что сделано правильно, а что неправильно. А В школе Б детям за выполнение заданий ставят отметки. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А. Подчеркни букву А. Если в школе Б — букву Б.

      8. В школе А дети на уроках узнают много нового и мало играют, а в школе Б много играют, а нового узнают мало. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б — букву Б.

      9. В школе А читают разные книжки и смотрят мультфильмы, а в школе Б — учатся по учебникам. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б — букву Б.

      10. В школе А часто читают сказки. А в школе Б детям сказки читают редко, зато часто рассказывают о других странах, о природе, о том, как что устроено — о том, что на самом деле бывает. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б — букву Б.

      11. В школе А у каждого ученика есть дневники, куда учитель ставит отметки, и ученик обязательно показывает дневник воспитателям. А в школе Б дневников нет, детям и воспитателям рассказывают, как дети учатся, что у них получается и что не получается. В какой школе — ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б — букву Б.

      infourok.ru