Диагностика двигательного развития дошкольника

28. Особенности моторно-двигательного развития детей с зпр

Двигательные нарушения у детей с ЗПР – составная часть ведущего дефекта. Полученные в различных исследованиях сведения о развитии движений у детей с ЗПР дают возможность охарактеризовать основное своеобразие их психофизического развития, отмечаются следующие нарушения:

— своеобразная моторная недостаточность;

— несформированность сложных координаторных схем;

— недостаточная ориентировка в частях собственного тела;

— неловкость ручной моторики;

— нарушение произвольной регуляции движений;

— недостаточная скоординированность и нечеткость непроизвольных движений;

— трудности переключения и автоматизации;

— недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, координация;

— задержка мышечной координации, что проявляется при езде на велосипеде, при беге, прыжках;

— с трудом сохраняют равновесие, стоя на одной ноге (в позе Ромберга), при ходьбе по прямой линии, прочерченной на полу;

— повышенная двигательная активность из-за недостаточности тормозных механизмов, а медлительность и двигательная пассивность встречаются реже;

— неумение подчиняться заданному (музыкальному или словесному) ритму;

— усложнение характера двигательной реакции сопровождается увеличением времени реакции. Время реакции выбора на простые сигналы у младших школьников с ЗПР существенно больше, чем при нормальном развитии;

— у многих детей наблюдаются гиперкинезы;

— некоторых детей наблюдаются мышечные подергивания;

— не умеют двигаться в группе, в строю;

При задержке созревания ЦНС у детей, задерживается и нарушается формирование интегративной деятельности мозга, что проявляется как в недостаточной сформированности более сложных форм произвольных движений, так и в наличии отдельных проявлений примитивных врожденных двигательных реакций.

Н.П. Вайзман отмечает у детей с ЗПР своеобразный двигательный облик: избыточность, излишество и богатство движений, непринужденность игровой моторики.

При экспериментальных исследованиях детей с ЗПР были выявлены нарушения двигательных способностей, связанные с координацией движений:

— недостаточная способность дифференцировать пространственные параметры движений;

— недостаточная способность к быстродействию, выражающаяся в сложности поддержания максимального темпа движений и в увеличении времени сложной двигательной реакции;

— недостаточная выраженность моторной ассиметрии;

— трудности сохранения равновесия.

особенности мелкой моторики

Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, ручного труда, письма. Обнаруживаются неточность и неловкость движений, трудности в воспроизведении поз руки и пальцев. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных движений, например попеременного сгибания в кулак и распрямления пальцев рук или сгибания большого пальца при одновременном распрямлении остальных пальцев той же руки. При выполнении произвольных движений, у детей часто проявляется излишнее напряжение мышц.

Двигательные способности детей являются частью общих способностей, существуют во взаимосвязи и взаимодействии с другими сторонами развития ребёнка, что определяет необходимость коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений у детей с ЗПР.

Диагностика двигательного развития детей

Движение для ребенка – это универсальное проявление жизнедеятельности, на различные раздражения он реагирует, прежде всего, движением.

Существует достаточно разнообразные врожденные и рано приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата у большинства детей. Дети с задержкой двигательного развития не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушением опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни.

Под синдромом задержки двигательного развития понимают запоздалое появление и становление позы и движения у ребенка. Большинство детей с нарушением двигательного развития составляют детей с церебральным параличом. К клиническим симптомам церебрального паралича относятся задержка психомоторного развития, сочетающаяся с характерными изменениями в двигательной сфере, такие как повышение или снижение мышечного тонуса, отсутствие врожденных реакций и др. Особенно сложно установления диагноза в первом полугодии жизни, когда неврологические расстройства еще не достаточно отчетливы.

При задержке двигательного развития начало самостоятельной ходьбы отмечено, в среднем, в двадцатимесячном возрасте. Для диагностики синдрома применяются временные критерии: отсутствие сидения в десять месяцев, начало ползания от двенадцати до восемнадцати месяцев и отсутствие ходьбы в четырнадцать месяцев. При задержке моторного развития на различных возрастных этапах отстает темп нормализации мышечного тонуса, угасания безусловных рефлексов, становления выпрямляющих реакций и реакций равновесия, сенсорно-моторной координации, произвольной двигательной активности, развития функции кисти.

Задержка развития двигательного аппарата ползанья, сидения, вставания на ноги не редко пугает родителей, но надо иметь в виду, что сроки освоения этих функций весьма индивидуально и если ребенок в год еще не начал ходить, то это еще не означает, что он болен. Но даже при отсутствии признаков какого-то заболевания, следует назначить общий массаж, гимнастику, ванны, проверить полноценность питания и режим ребенка. Эти и многие другие переживания родителей наилучшим образом разрешаются при профилактических осмотрах врача детского невролога .

Все сомнения можно исключить, при обращении в медицинский центр и получить квалифицированную консультацию детского невролога.

Если у Вас есть предложения, пожелания или замечания по работе наших медицинских центров, сообщите нам по телефону +7 913 370 99 11

Мы ценим Ваше мнение.

Время работы call центра:

Пн — Сб с 8.00 до 20.00

Вс с 9.00 до 20.00

Единый телефон для записи: 201-83-13

В нерабочее время и при перегрузке АТС просьба пользоваться формой онлайн записи.

Оператор перезвонит Вам при первой возможности.

Еженедельно в отделении педиатрии проходят БЕСПЛАТНЫЕ лекции по предродовому патронажу и уходу за ребенком в первый месяц жизни!

Ждем всех желающих!

Записаться на лекцию можно по телефону

+7 953 777 56 16

Экспериментальные исследования проводились на базе МДОУ №7 г. Соль-Илецка с детьми подготовительной к школе группы (далее ЭГ), не имеющих медицинских ограничений в занятиях физической культурой. Экспериментальным фактором стало внедрение системы физкультурных занятий с применением эффективных по сравнению с рекомендациями [28; 31] методов и приемов повышения двигательной активности детей 6-7 лет. Контрольной группой (КГ) были дети того же возраста МДОУ № 7 г. Соль-Илецка.

На начальном этапе была проведена комплексная оценка физического состояния детей на основе показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности. Изучение состояния здоровья детей проводилось на основе анализа индивидуальных медицинских карт: определялась группа здоровья, группа допуска к занятиям по физической культуре, выявлялось наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений, определялось гармоничность развития. Физическая подготовленность дошкольников оценивалась в процессе педагогического тестирования с использованием общепринятого комплекса тестов [30; 37]. После сравнения результатов с региональными нормативами обе группы (КГ и ЭГ) были отнесены ко второй подгруппе — дети первой и частично второй групп здоровья, имеющие основную группу допуска к занятиям по физической культуре, обладающие средним и ниже среднего уровнем физической подготовленности.

В процессе комплексной оценке физического состояния дошкольников помимо выявления индивидуальных характеристик каждого ребенка, мы определили и общегрупповые особенности, свойственные большей части обследуемых. Так, например, в процессе стоматоскопического обследования было установлено, что более 50% детей имеют функциональные отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, деформации стоп) и в связи с этим при тестировании физической подготовленности у большинства испытуемых зарегистрированы низкие результаты в упражнениях, характеризующих уровень развития силы мышц, туловища и гибкости. Значит, следует предусмотреть разработку соответствующих комплексов, направленных на формирование правильной осанки, укрепление «мышечного корсета», развитие гибкости.

Проведенное нами комплексное обследование физического состояния дошкольников опытных групп позволило сделать вывод об отсутствии достоверных различий в показателях физического развития и физической подготовленности между ними.

Оценка двигательной активности (ДА) проводилась путем вычисления общей и моторной плотности.

Общая плотность (ОП) представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах:

ОП = (полезное время / продолжительность занятия) х 100.

Педагогически оправданным считается время, используемое на объяснение, указания для объяснения точности выполнения, на показ, выполнение физических упражнений.

Моторная плотность (МП) занятия характеризует долю двигательной активности на протяжении всего занятия. Чтобы правильно высчитать этот показатель, необходимо время, затраченное на выполнение движений, разделить на продолжительность занятия и умножить на 100.

Если общая плотность занятия при правильной организации, приближается к 100%, то моторная плотность может быть оценена только относительно педагогических задач занятия. Наименьшая МП может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда 65-67% считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования движений, то моторная плотность должна приближаться к 80-90%.

Для оценки влияния физической нагрузки на организм ребенка, ее величины и интенсивности определяют ответную реакцию основных энергообеспечивающих систем (сердечно-сосудистой и дыхательной).

Частота сердечных сокращений (ЧСС) является информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку и характеризует расход энергии. По изменению частоты сердечных сокращений в процессе выполнения физической нагрузки и в восстановительном периоде можно оценить правильность выбора и соответствие мышечной нагрузки функциональным возможностям детского организма.

При правильном построении занятий с повышенной двигательной активностью детей частота пульса к концу вводной части (на 2-3 мин.) должна достигать 140 уд./ мин. что составляет 40 — 50% по отношению к исходному уровню (90-100 уд./мин.) В основной части занятия частота пульса должна колебаться в пределах 140-180 уд./мин. достигая максимальных величин при беге со средней скоростью и в подвижной игре. При проведении общеразвивающих и основных движений пульс должен находиться в пределах 135-15- уд./мин. В заключительной части — снижаться до 130-120 уд./мин. Таким образом, частота пульса при ОРУ должна увеличиться на 35-45%, при основных движениях — на 40-50%, при беге и в подвижной игре может увеличиться на 80-100%, в заключительной части снижается на 20-30%; в среднем ЧСС на занятии должна находиться в пределах 140-160 уд./ мин.

Для оценки двигательной активности детей подготовительной к школе группы на физкультурных занятиях мы использовали хронометраж и пульсометрию. Метод хронометража использовался для измерения моторной плотности занятия. Наиболее простой способ — использование секундомера с суммирующим устройством [44]. Методика проста: секундомер настраивается на рабочее состояние. Из двух рабочих кнопок во время хронометража используется одна — она нажимается в момент начала и окончания каждого периода движения ребенка. В конце наблюдения на малом циферблате стрелка показывает общее время движения за весь период наблюдения. Соотношение двигательной активности к общему времени наблюдения в процентах подсчитывается по формуле:

Проанализировав серию физкультурных занятий в опытных группах мы определили среднюю МП на них, которая составила не более 65-70%. Это, по нашему мнению, не оказывает оздоровляющий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия. А общая плотность занятий составила в среднем 75-80%, которая явилась следствием низкой физической нагрузки; нецелесообразным использованием времени занятия, чередованием умственной и физической деятельности; непродуманностью методов руководства и организации детей; командного стиля руководства педагога и других причин. Все это, в свою очередь, стало причиной шалостей детей, невнимательности, потери интереса к занятиям.

Параллельно с хронометражем, была использована пульсометрия. для более объективной оценки двигательной активности детей на занятиях. Результаты метода подтвердили предыдущие выводы и выявили средний уровень частоты сердечных сокращений детей 6-7 лет на занятиях, что составило 100-130 уд./мин. Средний уровень определяется суммированием ЧСС после: 1) вводной части; 2) ОРУ; 3) основных движений; 4) подвижной игры; 5) заключительной части и деления на 5 .

Таким образом, результаты диагностикиуровня двигательной активности детей привели нас к выводу, что данные типы занятий для детей подготовительной к школе группы в недостаточной степени позволяют совершенствовать двигательную активность и самостоятельную деятельность детей. В связи с этим возникла необходимость моделирования занятий с применением эффективных методов и приемов повышения двигательной активности и уровня работоспособности детей 6-7 лет.

См. Пути повышения двигательной активности детей 6-7 лет на физкультурных занятиях (Дипломная работа)

ВОЙТА ТЕРАПИЯ ИЛИ ПРОФИЛАКТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МАЛЫШЕЙ.

Главная Новости Реацентра ВОЙТА ТЕРАПИЯ ИЛИ ПРОФИЛАКТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МАЛЫШЕЙ.

ВОЙТА ТЕРАПИЯ ИЛИ ПРОФИЛАКТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МАЛЫШЕЙ!

Войта терапевт способен диагностировать (Войта диагностика) нарушение двигательного развития у детей уже с периода новорожденности, еще до отсутствия четкой неврологической симптоматики при классическом обследовании; дать оценку развития грудного ребёнка, позволяющую судить о его биологическом возрасте и степени угрозы развитию и назначить раннюю терапию.

Суть ВОЙТА ДИАГНОСТИКИ это не только пассивное наблюдение за ребенком, но и активный метод обследования с использованием соответствующих функциональных проб (нагрузок, провокаций).

О ВОЙТА ДИАГНОСТИКЕ

Нейрокинезиологическая диагностика по Вацлаву Войту — это скрининг (экспресс-метод), позволяющий оценить неврологический, моторный возраст ребёнка. Что это значит?

Есть понятие календарного (паспортного) возраста ребёнка (в соответствии с датой рождения), а есть понятие неврологического, моторного возраста (реальное развитие ребёнка на момент осмотра по целому ряду показателей). Задержка в развитии ребёнка может быть обусловлена целым рядом причин: патологией центральной нервной системы и органов чувств, генетическими аномалиями, соматической патологией, могут быть эмоциональные причины.

Нейрокинезиологическая диагностика по Вацлаву Войту включает:

— исследование спонтанной моторики ребёнка (наблюдение и анализ естественных движений ребёнка в состоянии бодрcтвования);

— оценка безусловных рефлексов, являющихся непроизвольной мышечной реакцией на чувствительный раздражитель. (Безусловные рефлексы имеют определённые сроки возникновения и угасания, что позволяет судить об уровне психомоторного развития ребёнка);

— классический неврологический осмотр;

— вызывание и анализ реакций положения.

Реакции положения — это провоцируемые рефлекторные позы и движения, возникающие в ответ на изменение положения тела. Вацлав Войта предложил использовать семь реакций, которые применимы для детей с периода новорожденности до полной вертикализации ребёнка.

На основании проведённой диагностики можно установить:

— состояние моторного (двигательного развития);

— возраст двигательного развития;

— прогноз для дальнейшего двигательного развития;

— план реабилитационных мероприятий;

— при проведении повторной диагностики можно оценить эффективность проводимой терапии.

К Войта терапевту можно обратиться самостоятельно или по назначению врача.

Показание к проведению Войта — диагностики:

Возраст от 0 до 1 года;

В возрасте от 6 мес. до 3-х лет с диагностируемыми:

Центральными нарушениями координации в грудном возрасте:

Двигательными нарушениями вследствие повреждений центральной нервной системы (церебральные парезы, апоплексия, рассеянный склероз и др.);

Периферийными параличами рук и ног (напр. плексус-парезами, расщеплением дужек позвонков, поперечным параличом и др.);

Различными заболеваниями мышц;

Заболеваниями и ограничениями функции позвоночника;

Повреждениями плеч, рук, бёдер, ног, носящими ортопедический или травматологический характер;

Проблемами с дыхательной, глотательной и жевательной функциями.

Задержкой стато-кинетического развития;

Синдромом Дауна и другие синдромы;

В возрасте старше 3-х лет – по показаниям.

Консультация предполагает сбор анамнеза, Войта диагностику, назначения и рекомендации, письменное Заключение специалиста.

Источники: http://www.xn--d1abbugjaxkh5b.xn--p1ai/katalog-statei/zaderzgka-dvigatelnogo-razvitiya-rebenka, http://doshkolniki.org/fizkultura/234-diagnostika-urovnya-dvigatelnoj-aktivnosti-detej-podgotovitelnoj-k-shkole-gruppy-na-fizkulturnyx-zanyatiyax.html, http://www.reacenter.ru/news/news_1_al_Otkritie-podrazdeleniya-Reacentra-v-g-Ijevsk.html

Комментариев пока нет!

Тест для диагностики готовности к письму ребенка

Для прогнозирования успешности овладения детьми графикой письма необходимо далее.

Ребенок 5 месяцев ютуб

Детская картинка дети детском саду

Дорогие друзья! Представляем вам замечательный далее.

Развитие сети дошкольных учреждений

Долгосрочная целевая программаРазвитие сети учреждений, реализующих основную далее.

Развитие способностей ребенка курсовая работа

Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике далее.

zdorove-rebenka.ru

Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников (наблюдения, эксперименты, проективные рисуночные тесты)

Составитель Н. Д. Денисова

Концепцией модернизации российского образования определены приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

Одной из важнейших задач модернизации является осуществление квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей ребёнка, начиная с раннего возраста.

Для реализации этого направления модернизации образования, городской научно-методический центр департамента образования администрации города Томска ориентировал работу специалистов образовательных учреждений на повышение эффективности и качества психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Результатом ее стал сборник психодиагностических материалов ? , необходимый и достаточный для выявления индивидуальных особенностей детей с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к их развитию, позволяющих проводить мониторинг динамики их эмоционального состояния.

В содержание сборника вошли методические материалы по диагностике эмоционального развития детей раннего возраста (К. Л. Печора), их познавательного уровня (А. А. Венгер), способов деятельности (Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард), развития речи, двигательной и волевой сферы (Н. А. Рычкова), а также стиля взаимодействия с родителями (В. В. Столин, А. Я. Варга), эмоционального самочувствия в семье (Е. Антонн, Е. Бине) эмоционального благополучия в детском саду (Г. Любина, Л. Микулик).

Представленные материалы прошли апробацию в дошкольных образовательных учреждениях города Томска, которая определяла соответствие выбранных тестов объекту исследования, соблюдение прав ребёнка в процессе диагностики. Результаты апробации и внедрения обсуждались на заседаниях методических объединений, проблемно-творческих групп, городских семинарах.

Актуальность представленных материалов заключается в том, что их комплексное использование позволит организовать психолого-педагогическое сопровождение, направленное на то, чтобы индивидуальный подход к развитию эмоционального мира детей в дошкольном образовательном учреждении стал более эффективным. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение предполагает не только раннюю диагностику, но и своевременную коррекцию нарушений в развитии детей.

1. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

1.1. Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника

Л. П. Стрелковой были разработаны следующие параметры эмоционального развития дошкольника:

?адекватная реакция на различные явления окружающей среды;

?дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

?широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

?адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Исходя из этого, в условиях детского дошкольного учреждения можно использовать разные методики изучения эмоционального развития ребенка.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Этими методиками могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада – при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах. Однако при использовании данного метода возникают следующие сложности:

?невозможно избежать субъективизма наблюдателя, так как интерпретируя результаты наблюдений, психолог (педагог) не ограничивается только научными представлениями, но и включает в оценку собственные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д.;

• наблюдатель может фиксировать только внешние выражения эмоций, а различные эмоции могут выражаться одним и тем же способом. Например, и от страха, и от удивления широко открываются глаза, увеличиваются зрачки; опущенные глаза и голова могут выражать застенчивость, страх или нежелание общаться; слезы могут быть вызваны страхом, печалью или гневом.

Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок при интерпретации результатов, следует отказаться от преждевременных выводов, тщательно фиксировать внешние проявления поведения, продолжать наблюдение по возможности длительное время и лишь, потом приступать к анализу результатов. Подтвердить или опровергнуть сделанные выводы можно с помощью специальных рисуночных методов.

Наблюдения за ребенком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния), который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Другой важный параметр – выраженность эмоций. Зачастую дошкольники не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или его эмоции «плоские», односторонние, невыраженные.

Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Эмоции детей более подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене от печали к радости, «от горя к веселью». Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.

Выделяют следующие ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает возможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.

studfiles.net

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Первые пять лет жизни ребенка принято разделять на два периода — период младенчества (от рождения до 3 лет) и дошкольный период (от 3 до 5 лет). Многие шкалы развития рассчитаны на оба эти периода. В данной статье мы рассмотрим проблемы диагностики развития дошкольников.

Следует подчеркнуть, что изучение особенностей развития дошкольников существенно отличается от исследования взрослых людей и более старших детей как по применяемым методам, так и по способу проведения работы. Главным принципом, которого придерживаются разработчики диагностических методик, является принцип естественности поведении ребенка, что предусматривает минимальное вмешательство экспериментатора в привычные повседневные формы поведения детей. Часто для реализации этого принципа используются разнообразные способы побуждения ребенка к игре, в процессе которой проявляются разные возрастные особенности развития детей.

Очень популярными являются разнообразные ШКАЛЫ РАЗВИТИЯ детей, предусматривающие проведение аналитических стандартизованных наблюдений за ребенком и последующее сопоставление полученных данных с возрастными нормами развития. Применение этих шкал развития требует специального опыта и должно выполняться специалистами-психологами. Но так как психолог имеет гораздо меньше возможности наблюдать ребенка в естественной обстановке, чем воспитатель, то целесообразно организовать сотрудничество психолога с воспитателем — путем перекрестного сравнения собственных оценок и наблюдений психологу с оценками и наблюдениями воспитателя .

Поскольку дошкольники уже овладевают речью, реагируют на личность экспериментатора, то становится возможным осуществление общения с ребенком и в ходе его проведение диагностики развития. Однако речь дошкольника еще находится в стадии становления, и иногда это ограничивает возможности применения вербальных тестов, поэтому исследователи отдают предпочтение невербальным методикам.

Наиболее важными для диагностики развития маленьких детей признается его моторная и познавательные сферы, речь и социальное поведение (А. Анастази, 1982, Й.Шванцара, 1978 и др.).

При проведении и оценке результатов диагностики развития дошкольника следует учитывать особенности личностного развития в этом возрасте. Отсутствие мотивации, интереса к заданиям может свести все усилия экспериментатора на нет, поскольку ребенок не примет их. На эту особенность дошкольников указывал, например, А. В. Запорожец, который писал: . даже когда ребенок принимает познавательную задачу и пытается ее решить, те практические или игровые моменты, которые побуждают его действовать определенным образом, трансформируют задачу и придают своеобразный характер направленности мышления ребенка. Этот момент необходимо учитывать, чтобы правильно оценить возможности детского интеллекта (А. В. Запорожец, 1986, с.204). И далее: . различия в решении сходных интеллектуальных задач младших и старших дошкольников определяются не только уровнем развития интеллектуальных операций, но и своеобразием мотивации. Если младшие дети побуждаются к решению практической задачи желанием достать картинку, игрушку и т. д., то у старших решающее значение приобретают мотивы соревнования, желания показать сообразительность экспериментатору и т. д. (там же, с. 214—215).

Эти особенности следует учитывать как при проведении тестов, так и при интерпретации получаемых результатов.

Следует учитывать и время, которое потребуется дня проведения испытаний. Для дошкольников рекомендуется отрезок времени на тестирование в пределах часа, учитывая и налаживание контакта с ребенком (Й. Шванцара, 1978).

При проведении обследований дошкольников УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА между испытуемым и экспериментатором превращается в специальную задачу, от успешного решения которой будет зависеть надежность получаемых данных. Как правило, опытный психолог для налаживания такого контакта проводит обследование в знакомой ребенку обстановке в присутствии матери или какого-то близкого родственника, воспитателя и т. д. Необходимо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций от общения с незнакомым человеком (страха, неуверенности и т. д.), для чего работу с ребенком можно начать с игры и лишь постепенно, незаметно для ребенка включать требуемые тестом задания.

Особое значение имеет осуществление постоянного наблюдения за поведением ребенка во время обследования — его функциональным и эмоциональным состоянием, проявлениями интереса или безразличия к предлагаемой деятельности и т. д. Эти наблюдения могут дать ценный материал для суждения об уровне развития ребенка, сформированности его познавательной и мотивационной сфер. Многое в поведении ребенка могут объяснить и пояснения матери, воспитателя, поэтому важно организовать сотрудничество всех трех сторон в процессе интерпретации результатов обследования ребенка.

Все диагностические методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим опыт коллективной работы. Как правило, тесты для дошкольников предъявляются устно или в виде тестов на практические действия. Иногда для выполнения заданий могут использоваться карандаш и бумага (при условии простых действий с ними).

Собственно тестовых методик для дошкольников разработано гораздо меньше, чем для детей более старшего возраста и взрослых. Рассмотрим наиболее известные и авторитетные из них.

Имеющиеся методы Й. Шванцара предлагает разделить на две группы: к первой принадлежат методы, направленные на диагностику общего поведения, а ко второй — определяющие его отдельные стороны, например, развитие интеллекта, моторики и т. д.

К первой группе можно отнести методику А. Гезелла. А. Гезелл с коллегами разработал таблицы развития, получившие его имя. Они охватывают четыре основные сферы поведения: моторное, речевое, личностно-социальное и адаптивное. В целом с помощью таблиц Гезелла обеспечивается стандартизованная процедура для наблюдения и оценки хода развития детей в возрасте от 4 недель до 6 лет. Наблюдается игровая деятельность детей, фиксируются их реакции на игрушки и другие предметы, мимика и т. д. Эти данные дополняются сведениями, полученными от матери ребенка. В качестве критериев оценки получаемых данных Гезелл приводит подробное словесное описание типичного поведения детей разного возраста и специальные рисунки, что облегчает проведение анализа результатов обследования.

При изучении дошкольников диагностированию могут подвергаться самые разные аспекты развития — от моторного до личностного. Для этого используется вторая группа методик (по классификации Й. Шванцары).

Так, например, существуют специальные шкалы, устанавливающие социальную зрелость детей, способность их к самостоятельному удовлетворению простейших потребностей, умению адаптироваться к разнообразным условиям окружающей среды. Достаточно известной является шкала Вайнленд, предназначенная для изучения способностей ребенка обслуживать себя и брать на себя ответственность (эта шкала пригодна также для обследования умственно отсталых детей и взрослых). Она содержит 117 пунктов, сгруппированных по разным возрастным уровням, и включает 8 областей поведения: общее самообслуживание, самообслуживание во время еды, при одевании, саморегуляцию, навыки общения, предпочитаемые занятия, особенности моторики, социализацию. Чаще всего данные, получаемые с помощью этой шкалы, используются для диагностирования умственной отсталости и принятия решения о помещении обследуемого в лечебные учреждения или интернаты.

Более поздней по времени создания является ШКАЛА АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ( ABC ), разработанная Комитетом американской ассоциации по изучению умственной неполноценности. Она может применяться для изучения эмоциональных или каких-либо других нарушений психики. Как и шкала социальной зрелости Вайнленд, она основана на наблюдениях за поведением обследуемых, и ее бланки могут заполняться не только психологом, но и педагогом, родителями, врачами — всеми, с кем контактирует ребенок. Шкала адаптивного поведения состоит из двух частей. Первая включает 10 областей поведения, таких как:

—самообслуживание (еда, туалет, гигиена, внешний вид, одевание, общее самообслуживание),

— физическое развитие (сенсорное, моторное),

— хозяйственная деятельность (обращение с деньгами, умение делать покупки).

—развитие языка (понимание, общение, выразительность),

— ориентировка во времени (знание числа, времени суток),

— домашняя работа (уборка дома, определенные домашние обязанности и др.),

— деятельность (игровая, учебная),

— саморегуляция (инициатива, настойчивость),

Вторая часть шкалы имеет отношение только к тем, кто демонстрирует отклоняющееся, плохо адаптированное поведение.

Для изучения некоторых способностей детей от 2,5 до 8,5 лет разработана шкала Маккарти. В нее входят 18 тестов, сгруппированных в шесть частично совпадающих шкал: вербальную, перцептивного действия, количественную, общих познавательных способностей, памяти и моторную.

Для оценки уровня умственного развития дошкольников чаще всего используются шкала Стенфорд—Бине, тест Векслера и тест Ранена. Для этих же целей могут использоваться и методики Пиаже. Они представляют собой шкалы порядка, поскольку предполагается, что развитие проходит ряд следующих друг за другом стадий, которые могут быть качественно описаны. Шкалы Пиаже предназначены главным образом для изучения когнитивной, а не личностной сферы ребенка и пока не доведены по формальным параметрам до уровня тестов. Последователями Пиаже ведется работа по созданию диагностического комплекса, основанного на его теории и предназначенного для диагностики психологии развития детей разного возраста.

Ж. Пиаже предлагает метод клинического исследования особенностей формирования когнитивной сферы ребенка, вводя понятие сенсомоторной схемы, то есть класса моторных задач, способствующих достижению цели при выполнении действий с предметами.

Для диагностики моторного развития часто применятся ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ Н. И. Озерецкого (Н. И. Озерецкий, 1928), разработанный в 1923 году. Он предназначен для лиц в возрасте от 4 до 16 лет. Задания расположены по возрастным уровням. Методика предназначалась для изучения моторных движений разного типа. В качестве стимульного материала используются простые материалы, такие как бумага, нитки, иголки, катушки, мячи и др.

В тест входят 5 субтестов, каждый из которых включает по 5 заданий.

1- й субтест направлен на диагностику статической координации. Изучается способность неподвижно стоять с закрытыми глазами в течение 15 сек., способность не терять равновесия, стоя на правой или на левой ноге, на носочках и т. д.

2- й субтест предназначен для изучения динамической координации и соразмерности движений. Ребенка просят передвигаться прыжками, вырезать фигурки из бумаги и т. д.

3- й субтест измеряет скорость движений и включает задания, требующие хорошей зрительно-моторной координации. Это, например, укладывание монет в коробку, прокалывание бумажных мишеней, нанизывание бус, завязывание шнурков и т. д.

4- й субтест направлен на измерение силы движений и включает задания на сгибание предметов, их распрямление и т. д.

5- й субтест предназначен для изучения так называемых сопровождающих движений — движений кистей рук, мимики и т. д.

За каждый правильно выполненный тест в ограниченный промежуток времени ребенок получает 1 балл. Процедура занимает 40—60 минут. Приводится таблица норм возрастного развития.

Методика Озерецкого получила мировое признание и в 1955 году была стандартизована американскими учеными и опубликована под названием Шкала моторного развития Линкольн—Озерецкого (А. Анастази, 1982).

Оценивая обсуждаемые выше шкалы, нельзя не отметить отсутствие строгого теоретического обоснования применения каждой из них для диагностики особенностей психического и личностного развития дошкольников. Исключение составляют методики Пиаже, которые опираются на созданную им концепцию развития. В отличие от зарубежных, отечественные исследователи стремятся строить систему диагностики, опираясь на разработанные в возрастной и педагогической психологии положения об особенностях, стадиях и движущих силах психического и личностного развития (труды Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и др.). Так, например, наиболее разработанным с этой точки зрения является комплекс методик диагностики умственного развития дошкольников, созданный под руководством Л. А. Венгера (Диагностика умственного развития дошкольников, М., 1978).

Основные принципы, которыми руководствовались авторы методик, следующие:

— нормы развития устанавливались не просто на основе возраста (как в тестах Бине), а с учетом особенностей воспитания и условий жизни детей; поэтому они .различались для детей одного календарного возраста, но были одинаковы для тех, кто воспитывался в определенной возрастной группе детского сада;

— в качестве показателей умственного развития использовались некоторые существенные характеристики познавательных действий (перцептивных и интеллектуальных);

—вводились не только количественные оценки успешности выполнения заданий, но и качественные характеристики способов их решения;

—диагностические задачи для детей каждой возрастной группы были представлены в доступной, зачастую увлекательной форме и включались в характерные виды детской деятельности.

Умственное развитие рассматривается авторами методик как процесс присвоения ребенком определенных форм общественного опыта, материальной и духовной культуры, созданной человечеством. Центральным звеном при создании методик стало познавательное ориентировочное действие как основная структурная единица познания. Как показали авторы исследования, именно овладение разными видами познавательных ориентировочных действий (в первую очередь перцептивными и мыслительными) лежит в основе умственного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Выделены три основных типа ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, различающихся в зависимости от особенностей соотношения между свойствами обследуемых предметов и применяемыми в процессе обследования сенсорными эталонами. Среди них действия идентификации, приравнивание к эталону и перцептивное моделирование. Первый тип выполняется при обследовании свойств предметов, которые полностью совпадают с имеющимися эталонами. Второй — задействован при необходимости использования образца-эталона для выявления свойств предметов, не совпадающих с образцом, хотя и близким к нему. Третий тип представляет собой соотнесение свойства обследуемого предмета не с одним эталоном, а с группой — построение его эталонной модели. В качестве показателей умственного развития выделяются также образное и логическое мышление. При этом авторы тестов признают, что разработанная ими система не включает таких важных параметров, как вербальное мышление и мотивация познавательной деятельности. Они отмечают, что получаемая система показателей умственного развития представляет собой только его операционально-техническую характеристику.

Для диагностики каждого типа действия и особенностей мышления предлагается система проб, которые доведены до уровня тестовых методик и стандартизованы на группах дошкольников разного возраста, посещающих определенные группы детского сада.

Так, действие идентификации диагностируется с помощью поиска цветового объекта, идентичного образцу, в цветовой матрице из 49 элементов (задания на выбор цветовых объектов).

Действие отнесения к эталону изучалось с помощью сортировки предметов по форме. Для этого ребенку предлагалось разложить по трем коробочкам с изображениями определенных геометрических фигур предметные рисунки (изображение таких предметов, как матрешка, гитара, электрическая лампа, ботинок и пр.). Детей просили найти коробочку, изображение на которой похоже на рисунок, и положить его туда.

Перцептивное моделирование представляло собой сборку абстрактных разнообразных фигур, состоящих из деталей геометрической формы, по образцу (представлявшему собой целую фигуру). Для правильного выполнения задания ребенок должен был уметь различать разнообразные геометрические фигуры (треугольники разной формы, трапеции, квадраты и др.) и правильно располагать их в пространстве (в соответствии с образцом).

Специальные диагностические приемы были разработаны для изучения особенностей образного и логического мышления.

Так, например, ребенка просили проследить на рисунке дорожку к домику, которая изображалась с помощью запутанных линий. Анализ действий ре бенка позволил определить уровень сформированное образного мышления.

Для диагностики логического мышления предлагалась таблица с геометрическими фигурами, расположенными в определенной последовательности. Некоторые квадраты были пусты, их-то и требовалось заполнить, выявив закономерности логического ряда.

Рядом авторов предпринимаются попытки на основе обобщения уже имеющихся диагностических методик и своих собственных разработок создать систему диагностического обследования дошкольников, которая позволяла бы не только выявлять разные уровни развития, но и обеспечивала бы лонгитюдные наблюдения за развитием детей.

В качестве примера можно привести систему обследования детей от 1 года до 6 лет, предлагаемую К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной, И. Келлер. Разработаны таблицы психического развития детей, по добраны соответствующие методы, представлены кри терии оценок получаемых данных (Методические рекомендации психологопедагогического обследования детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 6 лет, М., 1993).

Наряду с описанными выше и предназначенными для изучения разных аспектов развития дошкольников методиками достаточно много их разработано для диагностирования готовности детей к обучению в школе.

В результате обследования дошкольников выявляются дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе, позволяющей сформировать необходимый уровень готовности к школе. В ходе обследования выявляются и дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом должны быть сформулированы рекомендации по индивидуальному подходу.

Ключевые термины: шкалы развития, установление контакта, шкала адаптивного поведения, двигательный тест, перцептивные действия.

www.rusmedserver.ru

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

15. Моханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка / М. Д. Моханева. – М., 1999.

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

Технология обучения детей дошкольного возраста общеразвивающим упражнениям.

набор карточек с иллюстрациями упражнений

Основная гимнастика: развитие основных видов движений у детей дошкольного возраста.

Подвижные игры в дошкольном учреждении

Спортивные игры и упражнения в работе с дошкольниками.

медиатехника техника (проектор, ноутбук, экран)

Планирование и создание здоровьесберегающей среды в ДОУ

Тексты с примерами планирования

^ 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Задание и форма представления результата

Исторический аспект становления теории и методики физического воспитания.

Познакомиться с зарубежными системами физического воспитания, историей становления отечественной науки физического воспитания детей – конспект.

Теория и методика физического воспитания как наука: основные понятия

Выписать основные понятия ТиМФВ: физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовленность, физическое образование, рекреативный отдых, физическая культура и др. — конспект

Формирование здорового образа жизни детей средствами физического воспитания.

Составить схему, отражающую многообразие средств физического воспитания.

Формирование у дошкольников двигательных умений и навыков в процессе обучения движениям

Составить таблицу, обобщив все сведения по данной теме – таблица.

Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста.

Подобрать игры и упражнения для развития у детей быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

Особенности развития моторики детей от рождения до 7 лет

Познакомиться с особенностями развития моторики детей в первого года жизни составить таблицу.

Основная гимнастика: обучение детей строевым упражнениям

Выписать основные понятия по теме.

ОРУ в детском образовательном учреждении

Развитие ОВД детей дошкольного возраста

Познакомиться с методикой проведения ОРУ в разных возрастных группах – конспект.

Подвижная игра – средство всестороннего воспитания и развития ребенка.

2.1. Подвижные игры в детском образовательном учреждении.

2.2. Спортивные игры и упражнения в детском образовательном учреждении.

Представить разнообразие подвижных игр в виде схемы.

Технологи организация и проведения различных видов двигательной деятельности ребенка.

3.2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня

3.3. Организация рекреативного отдыха в дошкольном образовательном учреждении.

3.4. Самостоятельная двигательная деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении.

Познакомиться с особенностями методики проведения разных типов физкультурных занятий – составить таблицу.

Разработать конспект проведения физкультурного занятия в любой возрастной группе.

Познакомиться с вариантами проведения физкультурного досуга, физкультурных праздников, дней здоровья – конспект.

Составить рекомендации педагогам по организации самостоятельной двигательной деятельности детей в разных возрастных группах.

^ 8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, дискуссий

Раскройте понятие «физическое развитие».

Учение И. М. Сеченова и И. И. Павлова о высшей нервной деятельности составляет: а) естественно-научную основу ТиМФВ; б) психолого-педагогическую основу ТиМФВ; в) методическую основу ТиМФВ?

Целью каких средств физического воспитания является усиление положительного влияния упражнений на организм, закаливание организма: а) психогигиенических факторов; б) массажа; в) спорта; г) природных факторов?

Какой принцип организации физического воспитания позволяет использование различных программ физического воспитания: а) принцип последовательности; б)принцип вариативности; в) принцип доступности?

Какой принцип предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей: а) принцип научности; принцип природосообразности; в) принцип наглядности?

Какая группа задач физического воспитания включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков у детей: а) оздоровительные; б) образовательные; в) воспитательные?

В какую форму работы включается организация простейшего туризма: а) учебную работу (образовательную деятельность); рекреативный отдых; в) свободную двигательную деятельность детей?

Кто является основоположником научной системы физического воспитания в России: а) К. Д. Ушинский; б) П. Ф. Лесгафт; в) Н. И. Новиков; г) И. И. Бецкой?

Кого из современных авторов учебных пособий по ТиМФВиР Вы знаете? Перечислите.

При каком действии физических упражнений организм обеспечивается кровью, богатой кислородом: а) стимулирующем; б) трофическом; в) компенсаторном?

Какая качественная характеристика физических упражнений проявляется в движениях с ярко выраженной силой, скоростью, мощностью усиолий: а) экономичность; б) энергичность; в) плавность?

Какой принцип обучения движениям предполагает понимание детьми сути того или иного движения: а) принцип сознательности; б) принцип индивидуализации; в) принцип воспитывающего обучения?

Надежность двигательного действия свойственна: а) двигательному умению; б) двигательному навыку?

На какой стадии формирования двигательного навыка развивается дифференцированное внутреннее торможение: а) стадии иррадиации; б) стадии специализации; в) стабилизации условно-рефлекторного акта?

На каком этапе обучения движению преимущественно используются различные приемы словесного метода: а) этапе первоначального разучивания; б)этапе углубленного разучивания; в) этапе закрепления навыка и совершенствования техники?

При каком способе организации детей во время обучения движениям развивается точность двигательного действия: а) поточном способе; б) групповом способе; в) индивидуальном способе?

Какое физическое качество менее других обусловлено генетически и наиболее тренируемо: а) гибкость; б) сила; в) ловкость; г) быстрота?

Стрейчинговые упражнения наиболее эффективны для развития: а) ловкости; б) выносливости; в) гибкости; г) силы?

Как называется гибкость, проявляющаяся в способности выполнять движения за счет приложенных к движущейся части тела внешних сил (усилий партнера, внешнего отягощения): а) активная гибкость; б) пассивная; в) общая; г) специальная гибкость?

В какой период задачи формирования двигательных навыков имеют приоритетное значение, а задачи воспитания физических качеств носят опосредованный характер: период сопутствующего воспитания физических качеств; б) переходный период; в) период преднамеренного воспитания физических качеств?

edu.znate.ru