Детская психология 2010

Детская психология 2010

чтение и эффективное обучение

— для специалистов: изучить аспекты работы с детьми и особенности детско-родительских отношений. Получить представление о профессиональных инструментах практикующего психолога

Ключевые задачи дошкольного возраста для успешного развития ребенка и стратегии их решения

Особенности практико-ориентированных направлений в детской психологии

О понятии границы, когда «особенности» развития ребенка выходят за рамки нормы

Поучаствуете в разборе настоящих случаев психологической работы

Использовать игровые методики в обучении и развитии

Анализировать диалоги со своими детьми и клиентами

Понимать особенности возрастного и, в частности, детского психологического консультирования

Отличать нормальное психического развитие ребенка от патологического и работать над коррекцией

Записи онлайн-лекций и уникальные материалы от ведущих преподавателей Факультета психологии «Среды обучения»

проекта «Рисуем и играем вместе с мамой». Специалист по детско-родительским отношениям и возрастным проблемам детей и взрослых. В своей практике использует игровую, песочную терапию, кинезиотерапию и др.

Какие индивидуальные особенности ребенка нужно учитывать в процессе чтения?

Как практически любую книгу сделать интересной для вашего ребенка?

Как организовать подходящее окружение для читающего ребенка?

Как позитивно преодолевать сопротивление ребенка чтению?

Как сделать так, чтобы ребенок сам просил почитать?

Почему так сложно воспитывать детей?

— Откуда берется раздражение?

— Почему люди быстро взрываются?

— Межпоколенческая передача гнева

Способы самоконтроля и работы с гневом и раздражением

Почему дети злятся? Причины детского гнева

Способы обращения с детским гневом и агрессией

10 золотых правил игр с детьми от 2 до 9 лет

Как организовать игру с двумя и более разновозрастными детьми?

Почему так важно, чтобы дошкольники много играли?

В каком возрасте ребенку важно играть одному, а в каком нужны ровесники-партнеры?

Что делать, если вам скучно и вы не любите играть?

Что вынуждает детей вести себя плохо?

Почему наказания только ухудшают ситуацию?

Как определить, действует ли ребенок «в рамках разумного» или уже выходит за рамки возрастной нормы в своем поведении?

Как изменить поведение ребенка в лучшую сторону?

Вебинар № 2: «Позитивное воспитание. Братья и сестры: конфликты и нюансы воспитания. Что делать, если:»

Ваши дети постоянно ссорятся друг с другом… Старший постоянно задевает младшего.

Дети не могут поделить вещи и игрушки, если что-то нужно одному, то обязательно то же самое становится нужно другому.

Дети постоянно жалуются вам друг на друга и просят. Вам постоянно приходится вмешиваться.

Вы защищаете младшего ребенка и старшему часто «попадает», из-за этого он злится еще сильнее. Объяснения, что «маленький пока не понимает» совсем не работают

Дети буквально соревнуются в том, кто привлечет к себе больше внимания

Они обзываются, постоянно ссорятся, дерутся… Вы устали…

sredaobuchenia.ru

Рожденные с характером

Автор смысла – Виктoр Толкачев

Соавтор текста – Наталья Проскурня

Вдохновители проекта – дети Белонощенко (Наталия, Яна, Марта и Вовочка)

Эта книга – для родителей, которые хотят, чтобы их общение с детьми стало более осознанным и чутким.

Удивительно, насколько разными бывают дети! Поэтому так важно найти подход к каждому. Из этой книги вы узнаете о том, что движет поведением вашего малыша с рождения и как помочь ему быть счастливым.

Я, мама четверых детей, уже не представляю свою жизнь без этих знаний: я научилась понимать мотивы поведения каждого своего ребенка, перестала критиковать, начала уважать и ценить их индивидуальность.

Посвящается Виктoру Толкачеву – моему духовному отцу, который придал завершенность этой теории и представил ее миру. Он изменил жизни многих людей и продолжает воздействовать на нас даже после своего ухода из этого мира – через…

Затаенная боль. Дневник психоаналитика

Эта книга, выдержавшая несколько изданий во Франции, написана столь увлекательно, что будет интересна и специалисту, и самому широкому читателю. Эта книга поможет вам познать себя, своих детей, своих близких и окружающих. Она поможет вам обрести столь необходимое каждому душевное равновесие.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

ГЛАВА 1. У МЛАДЕНЦЕВ СВОЙ ЯЗЫК

ОЛИВЬЕ, КОТОРЫЙ НЕ ХОЧЕТ ДЫШАТЬ

ЗОЕ, НАРКОМАНКА ОТ РОЖДЕНИЯ

ФЛЕР, ДИТЯ ПОМОЙКИ

ГЛАВА 2. ПАПА УБИЛ МАМУ

КАК СТРОИТЬ САМОГО СЕБЯ

ГЛАВА 3. МАТИАС, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ СТАТЬ КОТЕНКОМ

ГЛАВА 4. МУКИ ОЖИДАНИЯ

АНЖЕЛА И СЕМЬ КАШТАНОВ

ЛЕА. ЖАЖДА РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ

ЛИШЕНЫ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ… А ЧТО ДАЛЬШЕ?

КОШКА НЕ ПЕРЕБЕГАЕТ ДОРОГУ!

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

Когда я занимаюсь пс…

Французские дети не капризничают. Уникальный опыт парижского воспитания

Французские дети не капризничают. Уникальный опыт парижского воспитания

Посвящается моим удивительно французским родителям, Биллу и Дороти Кроуфорд

Яйцо – oeuf… шляпа – chapeau…. Похоже… у этих французов… есть свои слова для всего!

French Twist: An American Mom’s Experiment in Parisian Parenting

Copyright © 2013 by Catherine Crawford Printed by arrangement with Janis A. Dorraud & Associates, Inc.

© Новикова Т.О., перевод на русский язык, 2013

VOICI LA SITUATION, или Во что мы ввязались

Как мать двух маленьких дочерей, живущая в престижном городском квартале среди благополучных семей, я часто не могла понять, что происходило с родителями из моего окружения. Рискуя показаться предательницей собственного поколения, должна сказать: не знаю, когда и как это произошло, но мне стало ясно, что, хотя мы г…

Мальчикам о девочках

Мальчикам о девочках

Здравствуй, дорогой читатель! У тебя в руках находится замечательная книга, подготовленная специально для таких мальчиков, как ты. В этой книге мы расскажем тебе о мире девчонок, о том, как правильно себя с ними вести, как понимать их. Ты открываешь дверь в удивительный мир, мир красивых и нежных созданий, которых называют женщинами. Удивителен он тем, что не похож на мир мужчин.

До сих пор ты наблюдал за девочками со стороны, но тебя все время волновало то, как же выглядят эти куколки при ближайшем рассмотрении. И наша книга призвана рассказать тебе об этих интересных созданиях. И это тебе необходимо хотя бы потому, что ты постепенно начинаешь продвигаться по миру взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Теперь, когда ты все чаще и чаще стал обращать внимание на этих загадочных и так не похожих на вас, мальчишек, глазастых и непонятных девчонок, тебе просто необходима помощь людей, которые помогут разобра…

Почему дети лгут? Где ложь, а где фантазия

ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ?

Где ложь, а где фантазия

Не будем вешать ярлыки!

«Мой ребенок — неизлечимый врун!», «Он только и делает, что врет!», «Он болтун и привирала, каких свет не видывал!», «Ложь — его вторая натура»… И это только малая часть эмоциональных высказываний, которые приходится выслушивать, когда речь заходит о такой, казалось бы, вездесущей проблеме, как детская ложь.

Кто не встречался с обманами детей, может со вздохом облегчения закрыть эту книгу. Вот только вряд ли найдется много таких родителей, педагогов, психологов или воспитателей. Да и что понимать под обманами? Где четкая грань между ложью и развитым воображением, между обманом и попыткой защитить себя или своих близких? Почему в одних случаях ложь — это однозначно плохо, а в других — мы сами знакомим с ее азами детей, а затем хвалим их за усвоенные уроки, восхищаясь, так сказать, тактичностью и воспитанностью.

Поэтому, прежде чем обвинять ребе…

Тайны мозга вашего ребенка

Сандра Амодт, Сэм Вонг

Тайны мозга вашего ребенка

От Сандры: Разумеется, посвящаю моим родителям

От Сэма: Вите, Бекке, Рите и папе

САНДРА АМОДТ – доктор наук, постоянный автор научных публикаций о головном мозге и вопросах его исследования в New York Times, Washington Post, El Mundo, Times.

СЭМ ВОНГ – адъюнкт-профессор неврологии в Принстонском университете, автор свыше 50 научных публикаций в Wall Street Journal, New York Times и др.

В 1994 году нью-йоркская корпорация Карнеги выпустила основополагающий отчет под названием «Исходные пункты: как обеспечить потребности самых младших детей». Хотя он включал лишь несколько предложений о развитии мозга у маленьких детей, внимание средств массовой информации к эволюции человеческого мозга значительно возросло.

Два года спустя благодаря этому беспрецедентному вниманию организация, которую я возглавляю, – Институт семьи и работы, совместно с корпорацией Карнеги, фондом Харриса и д…

Как дети добиваются успеха

Как дети добиваются успеха

HOW CHILDREN SUCCEED

Copyright © 2012 by Paul Tough

© Мельник Э., перевод на русский язык, 2013

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Посвящается Эллингтону, который предпочитает книги мусоровозам

Летом 2009 года, спустя пару недель после рождения моего сына Эллингтона, я провел целый день в младшей группе детского сада[1] в маленьком городке в штате Нью-Джерси. Эти два события не были связаны друг с другом: я присутствовал в комнате № 140 в детском саду Red Ban…

readli.net

Как правильно воспитывать ребенка сложно ответить однозначно, ведь не существует идеальной стратегии воспитания будущего поколения. Все малыши обладают индивидуальностью с рождения. Юные принцессы и маленькие джентльмены все разные. Одни крохи задумчивые и спокойные, другие – забавные любопытные, третьи непослушные непоседы, четвертые – замкнутые молчуны. Поэтому и тактика воспитательного процесса одинаковой быть не может. Характер малыша […]

Невоспитанный ребенок

Невоспитанный ребенок – это ребенок, чье поведение не соответствует принятым в обществе нормам этикета и взаимодействия. Характерны частые истерики, протесты, капризы, отказы, неустойчивость эмоциональных состояний, игнорирование потребностей окружающих, а также неумение устанавливать продуктивный контакт, как со сверстниками, так и с взрослыми. Невоспитанный ребенок своими поступками может ставить в неловкое положение родителей, для которых довольно значимым […]

Упрямый ребенок – это ребенок, вызывающий своим поведением проблемы эмоционального и воспитательного характера (в семье, детском саду, школе), такие как наличие постоянных споров и разногласий по серьезным поводам и из-за незначительных мелочей, нежелание слышать чужую точку зрения, а также ситуации, вызывающие повышение опасности для жизни самого ребенка (отсутствие послушания на проезжей части, пренебрежение правилами безопасности […]

Синий кит — задания, которые убивают

Синий кит – задания, которые убивают, возникли в соцсетях в виде квеста реальной жизни. «Синий кит» – это суицидальная игра, неведомая ранее смертельная новинка, поразившая интернет и расползающаяся в социальных сетях из-за популярности среди молодежи «ВКонтакте». Правила игры «Синий кит» следующие – ребенку предлагается выполнить 50 опасных заданий, например, лезвием нарисовать на руке синего кита, […]

Почему ребенок грызет ногти

Почему ребенок грызет ногти? Около тридцати процентов малышей от шести до десяти лет имеют навязчивую склонность грызть ногти. Данная привычка корнями исходит из психологии. Медицинская наука именует рассматриваемое пагубное пристрастие онихофагией. Неотвязному желанию обкусывать ногти менее подвержены девочки. Как утверждает медицина, этот феномен обусловлен высокой стрессоустойчивостью женского пола, а также развитостью эмоционального интеллекта. Чаще рассматриваемая […]

Школьная дезадаптация

Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего она встречается у школьников младшего возраста, но может проявляться также у детей, учащихся в старших классах. Школьная дезадаптация являет собой нарушение приспособления ученика к внешним требованиям, что также […]

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – это достаточно тяжелый и тревожный в большинстве случаев процесс. Вступление детей в ясли изменяет обычный ритм жизни родителей. Они чувствуют себя очень тревожно, поскольку привыкли, что их дети находятся всегда под их контролем. Те, в свою очередь, также переживают стресс, поскольку дома они привыкли к одному распорядку, […]

Как бороться с детским суицидом

Вы не знаете, что происходит в Интернете с вашим ребенком? Возможно, это происходит прямо сейчас! Мы живем в эпоху поисковой культуры. Уже давно запросы в Google/Yandex заменили для нас советы близких людей, а со своими девайсами мы, порой, проводим намного больше времени, чем друг с другом. Что уже говорить о наших детях, которые перенимают от […]

Как воспитывать девочку

Как воспитывать девочку? Существует ли в воспитательных методиках, наставляющих на путь истинный мальчишек и девчонок, различие? Большинство родителей неоднократно задумывалось о верности воспитательных мер, которые они практикуют. Считается, что девочки в реальной жизни менее защищенные, нежели мальчики. Воспитание девчушки – это довольно ответственный и хлопотливый процесс. К тому же, если учесть фееричную женскую фантазию, тонкую […]

Психология воспитания детей

Психология воспитания детей выведена в раздел науки в 40-х годах ХХ века. Целью этого направления является поиск решений в проблемах воспитания детских личностей, их гармоничного формирования, развития нравственности и т.д. Психология воспитания детей является основой педагогической психологии, которая помогает разрешить и понять проблемы каждого малыша и найти подход к представителю подрастающего поколения. Психология воспитания детей […]

psihomed.com

– Как быстро и стремительно всё меняется в этом новом для меня мире, как всё быстротечно и резко. Вот в моём прошлом, маленьком, тёплом и уютном домике всё было иначе, там почти всегда было спокойно и понятно, лишь изредка происходили маленькие катаклизмы, но я могла с ними легко …

Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5–6 классы)

В противоположном случае подросток пребывает в лихорадочных поисках близости со все новыми людьми, которые в конце концов кончаются неудачами. «Моя дочь до 9-го класса вообще не имела друзей. Я даже беспокоилась. Но теперь еще хуже стало. Она все свободное время проводит на …

Характер ребенка – приговор? Книга о том, как помочь ребенку выбрать профессию

Когда начинать? Родители спрашивают: в каком возрасте приводить ребенка на консультацию по профориентации? Отвечаю так: выбирать профессию, не сделав при этом грубой ошибки, можно лет в 15–16—17. Раньше бы я не рискнула назвать профессию. Представьте себе дерево: можно по листочкам …

Как стать супербабушкой. Советы и размышления

ДЕТСКИЙ НЕЛЕПЕТ Эллина, 4 года жалуется: – Меня мама сегодня по попе нашлепала. – За что? – Не знаю… Наверное, потому что любит. Она всегда потом говорит, что любит меня. Уж лучше бы не любила! А то так больно любит! 4. Следует помнить, что больше всего ребенок нуждается в слове …

Уже взрослый, еще ребенок. Подростковедение для родителей

Конечно, у каждого из вас – уникальная ситуация и развитие отношений в семье. Но, скорее всего, я уже работала с такими же детьми, как ваши. Я преподавала в четырех штатах, в шести школах, государственных и частных; работала во всех классах с детьми всех социоэкономических групп, …

Развивающие игры для малышей от рождения до 2 лет

Чем мы будем заниматься? Вам ничто не показалось странным? Такие маловажные для современного человека функции, как обоняние и вкус, практически «даны» новорожденному «в полном объеме», а крайне важные – зрение, слух и мышечное чувство – почти не развиты? Почему новорожденный …

Рождение мамы. Беседы о психологии материнства

ЧТО ВЫБИРАЕМ: МУЧИТЬСЯ ИЛИ ТРУДИТЬСЯ? Первый вопрос будущих мам на курсах подготовки к родам: «А это очень больно?» Далее следует: «Мне вот мама рассказывала…», «Подруга ТАКОЕ пережила!»… Часто ожидание малыша и подготовка к родам сопровождается страхом. А страх, как известно, …

Записки неримского папы

Мы дошли до машины. Я вытащил из тележки сначала раскачивающее. Потом подбрасывающее и почесывающее. Сложил все это в багажник. Последним вынул кресло. Точнее, я попробовал его вынуть. Оно не вынималось. Сразу раскрою интригу: кресло не просто не вынималось. Это была современная …

Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы»

Задание 2. Делаем волчок В конце книги вы найдете несколько кругов с указанным центром. Разделите круг на три части. Обозначьте, какая часть модели будет «двигательная», «думающая», «чувствующая». Пусть ребенок подберет для них цвет и раскрасит. Смастерите вместе волчок. Вместо …

Это было типичное каждодневное утро. Мама Таня встала очень рано. К сожалению, рано приходилось вставать каждый день и даже в воскресенье часто не удавалось выспаться. Четыре года назад дома появилось маленькое чудо – Машенька. Сейчас Машенька уже ходила в детский садик, а …

– Трень-брень гусельцы; трень-брень липовые! Дома ли лиса Кутафья во своём теплом гнёздышке? А один сынок у ней Терёшечка, а другой сынок Верёшечка? Понравилась лисе такая уважительная песенка. Говорит она сыновьям: – Больно баско поёт этот гусельщик, позовите-ка его поближе! …

Дошкольники: растем вместе. От 3 до 6 лет

Еда В этот период часто возникают проблемы с едой. Малыш вдруг становится разборчив или просто начинает от всего отказываться. Дело в том, что именно в возрасте трех лет у ребенка меняются пищевые предпочтения. Родителям приходится перестраиваться, и этот процесс не всегда …

Дети и деньги. Растим миллионера

Школа финансовой грамотности Финансовый кризис 2008 года заставил жителей многих зарубежных стран озаботиться проблемой повышения финансовой грамотности детей. При Еврокомиссии был создан экспертный совет, в обязанности которого входит помощь в написании школьного курса …

Семена успеха. Как родителям вырастить преуспевающих детей

День за днем С какими только родителями мне ни приходится работать – все они интересные, вдумчивые, творческие и заботливые. Есть семьи с двумя родителями и с родителем-одиночкой; есть семьи с работающими матерями и отцами и есть такие, где один из них сидит дома; с некоторыми …

Таинство детства. Беседы известного духовника с родителями

Нужны ли дети миру сему? Илья Гриц (далее – И Г.). Отец Виктор, мы хотели бы побеседовать с Вами о жизни с детьми в Церкви. Прошло уже более пятнадцати лет после того, как в России и других странах бывшего СССР стала возрождаться церковная жизнь. За это время выросло первое поколение …

romanbook.net

/ Урунтаева Г.А. Детская психология

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования

6 е издание, переработанное и дополненное

? a o a i c a i o :

доктор психологических наук, профессор А. И. Подольский; доктор психологических наук, профессор О.А.Карабанова

У73 Детская психология : учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А.Урунтаева. — 6-a изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

Учебник (предшествующие издания выходили под названием «Дошкольная психология») написан на основе базовых методологических и теоретико-психологических положений, принятых в отечественной психологии. Он дает полное представление о психологии как науке и о ее практическом применении. Изложение теории сопровождается конкретными примерами. Учебник имеет ярко выраженную практическую направленность: автор показывает, как применять полученные знания в процессе обучения и воспитания ребенка.

Для студентов средних педагогических учебных заведений. Может быть полезен также студентам педагогических институтов и воспитателям детских садов.

OAE 3159.9(075.32) AAE 88.8y723

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Урунтаева Г.А., 1996

© Урунтаева Г.А., с изменениями, 2006

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2006

© Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

Г л а в а 1. Предмет детской психологии .

§ 1. Из истории детской психологии .

§ 2. Основные закономерности психического развития .

§ 3. Движущие силы и условия психического развития .

§ 4. Возрастная периодизация психического развития.

Г л а в а 2. Принципы и методы детской психологии.

§ 1. Принципы изучения психики ребенка .

§ 2. Методы детской психологии .

§ 3. Как воспитателю изучать психические особенности ребенка .

Г л а в а 3. Общая характеристика психического развития ребенка

от рождения до семи лет .

§ 1. Особенности психического развития в раннем возрасте .

§ 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни .

§ 3. Психическое развитие ребенка от одного года до трех лет .

§ 4. Психическое развитие ребенка от трех до семи лет.

РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Г л а в а 4. Развитие бытовой деятельности.

§ 1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве .

§ 2. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве .

§ 3. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте .

Г л а в а 5. Развитие трудовой деятельности .

§ 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве .

§ 2. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте .

Г л а в а 6. Развитие игровой деятельности.

§ 1. Развитие игры в младенчестве и раннем детстве .

§ 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте .

§ 3. Характеристика других видов игровой деятельности

§ 4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка .

Г л а в а 7. Развитие продуктивных видов деятельности .

§ 1. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте .

§ 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте .

Г л а в а 8. Развитие общения дошкольников со взрослыми

§ 1. Развитие общения дошкольников со взрослыми .

§ 2. Отношение дошкольников к личности воспитателя .

§ 3. Развитие общения дошкольников со сверстниками .

? A C A A E III

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКА

Г л а в а 9. Развитие внимания .

§ 1. Функции и виды внимания .

§ 2. Развитие внимания в младенчестве.

§ 3. Развитие внимания в раннем детстве .

§ 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте .

§ 5. Руководство развитием внимания .

Г л а в а 10. Развитие речи .

§ 1. Развитие речи в младенчестве.

§ 2. Развитие речи в раннем детстве .

§ 3. Развитие речи в дошкольном возрасте .

Г л а в а 11. Сенсорное развитие.

§ 1. Сенсорное развитие в младенчестве.

§ 2. Сенсорное развитие в раннем детстве .

§ 3. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте.

Г л а в а 12. Развитие памяти.

§ 1. Развитие памяти в младенчестве .

§ 2. Развитие памяти в раннем детстве .

§ 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте .

§ 4. Руководство развитием памяти .

Г л а в а 13. Развитие воображения .

§ 1. Развитие воображения в раннем детстве .

§ 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте .

§ 3. Руководство развитием воображения .

Г л а в а 14. Развитие мышления .

§ 1. Развитие мышления в младенчестве .

§ 2. Развитие мышления в раннем детстве .

§ 3. Развитие мышления в дошкольном возрасте .

§ 4. Руководство развитием мышления .

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Г л а в а 15. Развитие самосознания .

§ 1. Развитие самосознания в младенчестве .

§ 2. Развитие самосознания в раннем детстве .

§ 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте .

§ 4. Руководство развитием самосознания .

Г л а в а 16. Развитие воли.

§ 1. Развитие волевого действия в дошкольном возрасте.

§ 2. Руководство развитием воли .

Г л а в а 17. Эмоциональное развитие .

§ 1. Эмоциональное развитие в младенчестве .

§ 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве.

§ 3. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте .

§ 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины .

Г л а в а 18. Нравственное развитие .

§ 1. Нравственное развитие в младенчестве .

§ 2. Нравственное развитие в раннем детстве .

§ 3. Нравственное развитие в дошкольном возрасте .

Г л а в а 19. Развитие темперамента.

§ 1. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет

§ 2. Характеристика детей с разными типами темперамента .

§ 3. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной

работе с дошкольниками .

Г л а в а 20. Развитие способностей .

§ 1. Развитие способностей дошкольника .

§ 2. Условия развития способностей в дошкольном возрасте.

Г л а в а 21. Психологическая готовность к обучению в школе .

§ 1. Социальная ситуация развития в период перехода

от дошкольного к младшему школьному возрасту.

§ 2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе .

Словарь психологических терминов .

Дошкольное детство — первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно в этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие. А значит, наряду с педагогикой и частными методиками курс детской психологии является одним из основных в подготовке воспитателей дошкольных учреждений.

Данный учебник предназначен учащимся педагогических учи- лищ, колледжей и студентам вузов. Его цель — раскрыть основные закономерности психического развития, показать главные приобретения ребенка от рождения до поступления в школу.

В основу учебника положен сложившийся в отечественной детской психологии подход к проблеме психического развития как к усвоению общественно-исторического опыта. При отборе материала мы опирались на фундаментальные положения отечественной психологии, разработанные Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, А.В.Запорожцем, Д.Б.Элькониным, С.Л.Рубинштейном, Л.А.Венгером, Л. И. Божович, А. А. Люблинской, М. И. Лисиной и др., поскольку на этих положениях строилась и строится система дошкольного образования.

Учебник состоит из четырех разделов. В разделе I рассматриваются предмет детской психологии, принципы и методы психологи- ческого изучения ребенка. В разделах II—IV показываются преобразования в главных сферах психики дошкольника: деятельности, познавательных процессах и личности.

Мы не ограничились рассмотрением психического развития ребенка только в возрасте o?ao—naie лет. В каждом разделе немаловажное место занимают периоды младенчества и раннего детства. Это вызвано следующими обстоятельствами. Во-первых, воспитателю необходимо иметь представление о развитии ребенка на более ранних возрастных этапах, чтобы понять логику, закономерности становления психических процессов, свойств и качеств личности в дальнейшем. Во-вторых, без учета психических особенностей, присущих младенцу и преддошкольнику, воспитатель

не сможет спроектировать их последующее психическое развитие. В-третьих, материал, касающийся формирования психики ребенка в младенчестве и раннем возрасте, необходим тем спе- циалистам-воспитателям, которые будут работать в ясельных группах детских садов и домах ребенка.

Отбирая и анализируя материал, мы исходили из его ценности и значимости для педагогической деятельности. Поэтому в каждой сфере психического развития мы выделили основные показатели, которые могут использоваться при постановке целей диагностики, для контроля за его ходом и при формулировании задач воспитания.

Для того чтобы связать психологические знания с педагогиче- ской практикой, мы рассмотрели некоторые принципы руководства тем или иным психическим процессом или функцией, например волей, самосознанием, памятью, вниманием, воображением и пр.

Изложение материала в учебнике сопровождается примерами, которые описывают разнообразные ситуации из жизни детей. Они подобраны из проведенных нами исследований. Примеры не только иллюстрируют теоретические положения, но и восполняют недостаток психологического опыта у студентов и учащихся, дают им повод для дальнейших размышлений и сравнения с фактами, полученными в собственной деятельности. К тому же примеры уточ- няют, раскрывают и наполняют смыслом научные понятия.

Учебник знакомит читателей с наиболее выдающимися отечественными психологами, их достижениями и основными положениями исследований.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

§ 1. Из истории детской психологии

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики

на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни. Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что

исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс не только количественных, но прежде всего качественных изменений, взаимосвязанно происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений. Так, непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и она делает резкий скачок.

Следовательно, развитие психики — не простое повторение пройденного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.

Психология, прежде чем стать самостоятельной наукой, в те- чение длительного времени развивалась внутри философии. По-

этому психология, в том числе и детская, имеет тесные связи с философией, ведь в основе понимания сущности человека, его сознания, личности, деятельности, психического развития лежат те или иные философские теории.

Детская психология взаимосвязана с другими отраслями психологической науки. Поскольку категории общей психологии используются во всех отраслях психологии, общая психология является их фундаментальной основой. В общей психологии были выделены такие феномены, как психические процессы, свойства и состояния, изучены их основные закономерности. В свою очередь, детская психология, используя генетический метод исследования, стала прослеживать их происхождение. Раскрывая законы развития психических процессов и свойств, детская психология помогает понять их динамику, структуру и содержание.

Психология развития, или генетическая психология, имеет с детской психологией общий предмет. Но если первая изучает общие закономерности психического развития человека на протяжении всей его жизни — от рождения до смерти, то детская — только в дошкольном возрасте. Она выясняет, какой фундамент закладывается в детстве и какое значение он имеет для дальнейшего развития. Психологию личности интересуют такие категории, как самосознание, самооценка, мотивация, мировоззрение и т.д., а детскую — как они складываются и проявляются на протяжении дошкольного детства. Детская психология, опираясь на закономерности социальной психологии, прослеживает, как зависят развитие дошкольника, его деятельность, поведение от особенностей социальных групп, в которые он включается (семья, сверстники, группа детского сада и т.п.). Для детской и педагоги- ческой психологии фундаментальной выступает проблема связи психического развития с воспитанием и обучением. Данные детской психологии помогают обосновать и выбрать соответствующие методы воспитания и обучения детей. Педагогическая психология выясняет, как влияют различные формы и методы воспитания на психическое развитие дошкольника. Психодиагностика, опираясь на показатели психического развития детей, разрабатывает методы контроля за его ходом, выявления и измерения индивидуаль- но-психологических особенностей личности ребенка.

Анатомия, физиология, гигиена помогают понять биологиче- скую сущность человека, роль созревания коры больших полушарий, развития нервной системы и органов чувств в психическом развитии, взаимосвязи психического и физического развития, особенно тесные в раннем и дошкольном возрасте. Педагогика и дошкольная педагогика, в частности, опираются на детскую психологию. Педагогика должна знать закономерности развития лич- ности и деятельности детей, чтобы способствовать их развитию и изменению, поэтому все педагогические проблемы должны полу-

чить психологическое обоснование. Знание возрастных особенностей дошкольников и законов психического развития необходимо для практики воспитания и обучения. Понимая переживания, желания, интересы ребенка, вовремя выявляя возникающие в его развитии проблемы, отклонения или одаренность, воспитатель устанавливает с ребенком тесные личные контакты, выбирает адекватные методы взаимодействия, воспитания и обучения.

Предпосылками оформления детской психологии в самостоятельную отрасль науки в середине XIX в. выступили запросы педагогической практики, осознание необходимости построения научной теории воспитания, а также разработка идеи развития в философии и биологии, появление экспериментальной психологии и связанных с ней объективных методов исследования. Все крупнейшие педагоги прошлого (Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) говорили о необходимости строить воспитание и обучение с опорой на знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Они не только проявляли интерес к детской психологии, но и сами были ее знатоками. Г.Гегель распространил на психологию разработанные им в философии принцип развития и диалектический метод и показал, что психическое развитие подчинено определенным закономерностям. Изучение этого процесса с помощью диалектического метода потребовало выяснения качественных отличий психики ребенка от психики взрослого, а также качественного своеобразия психики ребенка на разных возрастных этапах.

Становлению детской психологии как отдельной области науки, широкому проникновению в нее генетического принципа и объективных методов исследования способствовала эволюционная теория Ч.Дарвина (1859). Приспособляемость организма к природе Ч.Дарвин истолковал, опираясь на установленный им факт изменчивости видов, естественного отбора, протекающего в условиях борьбы живых существ за существование на основе изменчивости и наследственности. Психические явления Ч.Дарвин рассматривал как орудие приспособления организма к среде. Такой взгляд на психику и психические процессы предполагал изучение фактов приспособительного поведения животных и че- ловека, доступных внешнему объективному наблюдению. Вслед за открытием Ч.Дарвином законов эволюции в органическом мире встала задача изучить движущие силы психического развития, роль наследственности и среды в этом процессе, особенности взаимодействия ребенка со средой, адаптации к ней.

Сам Ч.Дарвин интересовался детской психологией. Он вел наблюдения за поведением сына от рождения до трех лет, а затем опубликовал данные о развитии моторики, сенсорики, речи, мышления, эмоций, нравственного поведения (1877). Ранее попытка подробного и последовательного описания психического разви-

studfiles.net