Детям о семье в церкви

Детям о семье в церкви

Авторы: Ольга Полякова, Алиса Орлова

Книга рассчитана на широкий круг читателей, но в первую очередь, на тех, кто стремится оказывать практическую помощь в устройстве детей в приемные семьи. В методическом пособии дано подробное описание всех этапов организации школы приемных родителей: от замысла до юридического оформления и составления учебного плана.

Книга состоит из семи глав и приложения с образцами документов, которые придется подготовить для регистрации школы и которые пригодятся в процессе организации ее работы. В разных главах читатель прочитает о юридических аспектах работы школы, о том, какие нужны специалисты, как найти учеников и что спрашивать на собеседовании, с какими учреждениями взаимодействовать. Отдельная глава посвящена самим занятиям: сделаны важные акценты в основных темах (особенности здоровья приемных детей, трудное поведение в период адаптации, принятие в семью ребенка-инвалида и т.д.).

Сборник материалов для работы по защите семьи, материнства и детства

Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства издан «Сборник материалов для работы по защите семьи, материнства и детства», в который включены общецерковные документы по вопросам семьи, материнства, детства, ювенальной юстиции, документы Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации РФ в 2014 г. и выступление на интернет-семинаре «Поддержка семьи» председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Димитрия Смирнова.

Духовно-нравственная поддержка детей и подростков с отклонениями в умственном развитии

Авторы: Ададуров А., Серебряков Е., Кадакина Н., Афанасьева В. под редакцией прот. Александра Михеева

Информационно-методическое пособие посвящено вопросам организации непрерывной духовно-нравственной поддержки детей и подростков с умственной отсталостью в условиях интерната, православного лагеря, церковного прихода.

Пособие составлено на основе опыта работы центра духовно-нравственной поддержки детей и подростков с отклонениями в умственном развитии «Чайка», действующего при приходе храма святителя Николая Чудотворца в пос. Лебяжье Ленинградской области.

Принципы осуществления церковной заботы о детях-сиротах

Документ «Принципы осуществления церковной заботы о детях-сиротах» составлен Комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия и направлен в епархии Русской Православной Церкви в качестве рекомендаций Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Пособие «Опыт духовно-нравственного воспитания детей с проблемами зрения и слуха»

В данной брошюре представлен совместный многолетний опыт коллектива сотрудников Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих и клира храма Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому по духовно-нравственному воспитанию и социализации детей со множественными нарушениями развития. Книга будет полезна священникам, педагогам и добровольцам в своей социальной и миссионерской работе с детьми-инвалидами.

needfamily.ru

Детям о Таинствах Православной Церкви

Многие родители задаются вопросом: как доступной, понятной ребенку форме рассказать о Таинствах нашей Православной Церкви? Как донести их суть до ребенка? Предлагаем вашему вниманию удобный и понятный рассказ в изложении Софии Руковой.

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия

Что такое таинство? Само это слово подразумевает что-то таинственное, что-то превышающее наше разумение, когда в результате наших человеческих действий и слов, в нашу жизнь приходит что-то такое, что невозможно выразить словами, и мы становимся лучше, чище, сильнее.

Вот определение таинства, которое дает нам Церковь. Таинство — это совокупность священнодействий и молитв, в результате которых на их участников нисходит благодать Святого Духа.

Таинств Церкви — семь: Евхаристия, Крещение, Миропомазание, Брак, Покаяние, Священство, Соборование, или Елеосвящение.

О таинствах Крещения и Миропомазания

Каждый человек является гражданином, или подданным своей страны. Все мы знаем, что когда в семье рождается ребенок, то ему выдают свидетельство о рождении. Согласно этому документу, новорожденный является полноправным гражданином страны, в которой он родился. Теперь родителям остается лишь постепенно научить свое дитя основным законам и нормам поведения данной страны.

Почти то же самое происходит и в таинстве Крещения. Однако с существенной разницей:

1) «новорожденным», а точнее — новокрещенным, может быть как младенец, так и взрослый человек, даже весьма преклонного возраста;

2) страна, «гражданином» которой становится новокрещенный, для всех одна — Царство Небесное;

3) «родители» новокрещенного называются восприемниками, или крестными отцом и матерью;

4) закон и нормы поведения сформулированы не людьми, а Богом и даны в Священном Писании, а точнее — в Евангелии;

5) в отличие от земных государств, в которых власть принадлежит разным людям или группам людей, в Царствии Небесном один Владыка — Бог-Троица, Бог-Творец.

Вот для того чтобы стать подданным, или гражданином Небесного, Божиего Царства и существует таинство Крещения.

Если крестится взрослый человек или даже подросток, то перед Крещением его оглашают. Слово «оглашать», или «огласить», означает сделать гласным, оповестить, объявить перед Богом имя того человека, который готовится к Крещению. Во время подготовки он изучает основы христианской веры. Его имя вносится в церковную молитву «об оглашенных». Он сам добровольно отрекается от власти сатаны и открыто (при свидетелях — членах Церкви) исповедует свою веру-доверие Христу («верую Ему яко Царю и Богу»).

За младенца оглашение принимают его восприемники (крестные), которые берут на себя ответственность за духовное воспитание ребенка. Отныне крестные молятся о своем крестнике (или крестнице), учат его молитве, рассказывают о Небесном Царстве и его законах.

Вот как совершается таинство Крещения.

Сначала священник освящает воду и в это время молится, чтобы святая вода омыла крещаемого от прежних грехов и о том, чтобы он через это освящение соединился с Христом. Затем священник помазывает крещаемого освященным елеем (оливковым маслом).

Елей — это образ милости, мира и радости. Со словами «во имя Отца и Сына и Святого Духа» священник помазывает крестообразно лоб (запечатление имени Божиего в сознании), грудь («во исцеление души и тела»), уши («в слышание веры»), руки (чтобы творить дела, угодные Богу), ноги (чтобы ходить по путям Божиих заповедей). После этого и совершается трехкратное погружение в святую воду со словами:

«Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь».

При этом человек, которого крестят, получает имя святого или святой. Отныне этот святой или святая становится не только молитвенником, заступником и защитником крещенного, но и примером, образцом жизни в Боге и с Богом. Это покровитель крещенного, а день его памяти становится праздничным днем для крещенного — днем именин.

Погружение в воду символизирует смерть со Христом, а выход из нее — новую жизнь с Ним и грядущее воскресение.

Затем священник с молитвой «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш» надевает на новокрещенного белую (новую) одежду (рубашку). В переводе со славянского эта молитва звучит так: «Подай мне чистую, светлую, незапятнанную одежду, Сам облеченный в свет, Многомилостивый Христос, Бог наш». Господь — наш Свет. Но о какой одежде мы просим? О том, чтобы все наши чувства, мысли, намерения, поступки — все рождалось в свете Истины и Любви, все было обновленным, как наша крестильная одежда.

После этого священник надевает на шею новокрещенного нагрудный (нательный) крестик для постоянного ношения — в напоминание слов Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф. 16, 24 ).

В Православной Церкви сразу вслед за Крещением совершается и другое таинство — Миропомазание. Как за рождением следует жизнь, так и за крещением, таинством нового рождения, следует миропомазание — таинство новой жизни.

В этом таинстве новокрещенный получает дар Святого Духа. Ему дается «сила свыше» ( Деян. 1, 2 ) для новой жизни. Таинство совершается через помазание святым миром — особым благовонным маслом, составленным из многих драгоценных веществ. Во время Миропомазания священник наносит знак креста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верхние части стоп, произнося при этом всякий раз слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

После этого новокрещенные и их восприемники с зажженными свечами в руках трижды по кругу обходят вслед за священником вокруг купели и аналоя (Аналой — наклонный столик, на который обычно кладется Евангелие, Крест или икона.), на котором лежат Крест и Евангелие. Образ круга — образ вечности, ведь круг не имеет ни начала, ни конца. В это время поется стих «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», что значит: «Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись».

Это призыв везде и всюду нести Благую весть о Христе, свидетельствуя о Нем и словом, и делом, и всей своей жизнью.

Покаяние — таинство примирения с Богом

Итак, таинство — это священнодействие, которое совершает священник благодатью Святого Духа.

Остановимся на таинстве Покаяния. Оно включает в себя исповедь и разрешительную молитву.

1) Исповедь. В присутствии свидетеля — священника мы просим у Бога прощения за свои грехи — те мысли, слова или поступки, которые отдаляют нас от Него. При этом мы испытываем сокрушение сердечное и желание никогда впредь не повторять ничего подобного.

2) После того как мы покаялись в своих грехах и выслушали наставление исповедника, священник читает разрешительную молитву. При этом Сам Господь прощает наши грехи. Он уничтожает их власть над нами. Таким образом Бог очищает наши души, примиряет с Собой и укрепляет нашу связь с Ним.

Однако самому человеку трудно увидеть и понять свое недостоинство перед Богом, свое отступничество, называемое грехом. Трудно признать, что мы не умеем любить, прощать обиды или несправедливости, оказывать милость. Нам не хочется прилагать даже самые малые усилия, чтобы сделать это. Кажется интереснее читать детектив или фантастику, чем вникать в Слово Божие. Ведь легкое чтиво не заденет нашей совести, в отличие от Священного Писания. Мы не задумываемся, что иная шутка может оскорбить, слово — причинить боль, сокрытая правда — привести ко лжи или предательству.

Нам трудно осознать свою вину, а еще труднее признать ее вслух, открыто и искренне при свидетеле. Здесь нужно подлинное мужество, за которое не получишь ни ордена, ни медали.

Покаяние ради примирения с Богом люди приносили еще в ветхозаветные времена, задолго до пришествия в мир Иисуса Христа. Тогда существовали особые очистительные обряды, посты, жертвы за грехи отдельного человека или даже целого народа ( Лев. 5, 5-6 ). Но уже псалмопевец царь Давид пел о том, что истинная «жертва Богу — дух сокрушенный» ( Пс. 50, 19 ). Другими словами, душа, сознавая свою вину, готова принять любое наказание от Бога, потому что скорбит от «ссоры» с Ним. Пророк Исайя, говоря об очищении, призывал от лица Божия: «Перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды, защищайте угнетенных, беззащитных, слабых» ( Ис. 1,16-17 ). А через пророка Осию Бог говорит, что для Него любовь, милосердие и Богопознание выше любых жертв: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговидения более, нежели всесожжении» ( Ос. 6, 6 ).

Во времена первых апостолов существовали два рода покаяния: тайное, в присутствии только священника, и публичное — перед церковной общиной. Апостол Иаков писал: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» ( Иак. 5, 16 ).

Исцелиться не столько от болезней телесных, но прежде всего — от грехов, поражающих душу. В таинстве Покаяния мы получаем от Иисуса Христа дар благодати, который несет подлинное прощение грехов и оправдание для нас.

Кто не знает, как грустно и плохо на душе, когда поссоришься с другом, братом или сестрой. И как радостно, когда мы снова помиримся! Кажется, все готовы отдать, чтобы не было ссоры, обиды. Тем более с нашим Господом! Радостно, светло и мирно становится на душе, когда осознаешь, что ты получил прощение от Творца, давшего тебе жизнь.

И все же… Только вчера, кажется, мы раскаялись в злом поступке или слове, а сегодня, даже против воли, все повторили сначала. Как же быть? Быть может, вчерашняя исповедь была напрасной, бессмысленной? Нет. Исповедь предполагает твердое намерение не повторять грех никогда, но Господь знает: враг — диавол — хитер, а человек слаб и не всегда может свои добрые намерения претворить в действие или, наоборот, остановить зло. И в таинстве Покаяния Господь приходит на помощь тому, кто жаждет вновь примириться с Ним.

Так не будем смущаться. Войдем в храм, подойдем к аналою. На нем лежат Крест и Евангелие -знаки нашего спасения, знаки присутствия Христа. Рядом стоит священник, готовый засвидетельствовать перед Богом наше раскаяние. Не надо придумывать, что сказать. К исповеди мы готовимся заранее. Сама совесть, если к ней прислушиваться, подскажет, когда и в чем мы отступили от Бога. А потому, подойдя к священнику, мужественно скажем: «Сознаю свою вину в том, что…» (далее слышат только священник и Господь). А потом, выслушав и приняв наставление, преклоним голову под епитрахиль (знак священства) и с благодарностью и трепетом услышим благодатные слова: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе, чадо, все согрешения твоя…» И тогда мир и тихая радость наполнят нашу душу.

Самое главное богослужение, совершаемое в храме, называется литургией, что значит, в переводе с греческого, «общее дело» или «общее служение». Иначе говоря, на литургию приходят, чтобы всем вместе, соборно, вознести молитвы Богу за весь мир, за все творение, за свою страну, за близких, а за одно и за себя, чтобы попросить силы для служения Богу и людям.

Центром литургии является Евхаристия. Это тоже греческое слово переводится как «благодарение».

В жизни мы часто благодарим людей — за пищу и одежду, за подарки и поздравления, за внимание и помощь в трудных обстоятельствах.

Таинство Евхаристии действительно начинается с благодарения. Мы благодарим Бога за жизнь во всех её проявлениях, за явные и неявные благодеяния, которые Он оказывает нам через людей или обстоятельства, за спасительные страдания и крестную смерть Сына Божия, Иисуса Христа, за Его воскресение и вознесение, за Божественное милосердие и возможность обращаться к Творцу.

Один замечательный богослов сказал: «Благодарение — это опыт рая», то есть тот опыт, который человек получил в непосредственном общении с Богом Творцом до своего грехопадения, до изгнания из рая.

Подобно тому как в жизни мы лично благодарим того, кто нам помог или нас одарил, так и благодарение возможно только в присутствии Того, Кого мы благодарим.

Молитвы благодарения и славословия постепенно подводят нас к самому главному — таинству преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Это таинство установил Сам Господь накануне Его распятия, во время Тайной Вечери (пасхальной трапезы) с учениками. Господь выбрал праздник Пасхи не случайно, ведь этот праздник посвящен освобождению избранного народа из египетского плена.

Сын Божий избирает Пасху, праздник воспоминания об освобождении от рабства, чтобы принести в жертву Себя для избавления всего человечества от власти греха, от власти смерти. Но прежде чем взойти на крест, Господь оставляет нам Себя на все времена в таинстве Евхаристии.

Вот Его слова, которые мы читаем в Евангелии и слышим на литургии: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и … сказал:

…примите, ешьте: сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов…

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: — Пейте из нее все, сия есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов».

И, воздевая дары (хлеб и вино) над престолом, священник возглашает:

Твоя от Твоих Тебе приносим о всех и за вся.

Бескровная жертва (хлеб и вино) с благодарением приносится за весь мир. В алтаре молится священник о том, чтобы хлеб и вино действием Духа Святого стали Телом и Кровью Христовыми. И эта молитва услышана: таинственным образом хлеб и вино становятся бессмертной пищей — Телом и Кровью Господа.

Как словосочетание «небо и земля» в Библии означают вселенную, так и слова «плоть и кровь» означают всю полноту Божества Господа Иисуса Христа. Причащаясь святых Христовых Тайн, мы принимаем в себя Самого Христа — Его любовь и мудрость, Его чистоту и верность, Его беспредельное доверие Отцу и бессмертие и многие другие Божественные достоинства, которые постепенно изменяют нас самих.

«Сие творите в Мое воспоминание», — заповедал Господь ученикам и всем нам.

За этими словами тоже скрыта тайна. Совершая Евхаристию, мы таинственным образом участвуем в той самой Тайной Вечере, на которой присутствует Господь со Своими учениками.

Как человек становится священником? Для получения обычной земной профессии достаточно учиться в соответствующем учебном заведении, сдать экзамены и получить свидетельство о приобретении профессии. А чтобы стать священником, еще необходимо свидетельство от Самого Господа в Его Церкви. Такое невидимое свидетельство и получает будущий священник в таинстве Священства. В этом таинстве ему дается благодать Святого Духа, сила свыше, для будущего служения.

Это было еще в незапамятные времена. Когда пророк Моисей состарился, сказал ему Господь: «Возьми себе Иисуса, сына Навина, и возложи на него руку твою, и поставь его перед священником и перед всем обществом, и дай ему наставление, чтобы слушалось его все общество сынов Израилевых» ( Числа. 27,18-20 ). Так и стало проводиться избрание Божиего служителя (вождя, царя, священнослужителя или позднее апостолов) через возложение рук, как повелел Сам Господь. Отсюда и название таинства — Рукоположение.

Это таинство происходит в собрании христиан. Епископ (высший чин священнослужителя) возлагает на будущего священника свои руки и омофор (Омофор — знак епископского сана в виде широкой полосы ткани на плечах), что означает возложение рук Христа. При незримом присутствии Господа епископ молится об избрании данного человека священником, помощником епископа.

Отныне, став священником, рукоположенный принимает на себя обязанность служить Богу и людям, как служил в Своей земной жизни Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы. Он проповедует Евангелие и совершает таинства Крещения и Миропомазания, от имени Господа прощает грехи раскаявшимся грешникам, совершает Евхаристию и причащает, а также совершает таинства Брака и Соборования. Ведь именно через таинства Господь продолжает Свое служение в нашем мире — ведет нас к вечной жизни в Царстве Божием.

Первые епископы были рукоположены апостолами, которых избрал Господь во время Своей земной жизни. Епископы стали рукополагать своих помощников, священников и диаконов, в тех приходах, где они не могли служить сами. Таким образом, в Православной Церкви таинство Священства через епископов идет от Самого Господа Иисуса до наших дней.

Существует три степени священства: дьякон (первая младшая степень), священник (вторая, или средняя степень ) и епископ (третья, высшая степень). Самая высокая степень — епископы. Именно они являются преемниками апостолов. Епископы управляют церквями в назначенной им области и могут совершать все таинства.

Вторая степень — священник, который стоит во главе прихода определенного храма. (Если храм большой, то священников обычно несколько.) Он может совершать все таинства, кроме Рукоположения (таинства Священства ). Наконец дьякон — начальная ступень к священству. Дьякон не может совершать таинств, но он помогает священнику при их совершении.

Священника в церкви легко узнать по особой одежде (облачению). Главное в облачении священника — епитрахиль (полоса ткани, обнимающая шею и скрепленная спереди) и наперстный крест, который носится на груди поверх одежды.

Кроме совершения таинств, священники молятся о здравии живущих людей и об упокоении умерших, провожают в последний путь только что умершего человека. Для этого совершается особая служба — отпевание. Часто через священника Господь подсказывает нам правильное решение в трудной ситуации.

Как в обычной семье главой является отец, кормилец семьи, так и в церковной семье (она называется приходом) главным является священник. Через него Господь дает нам духовную пищу: причастие, проповедь, отпущение грехов, совет, и потому его принято называть отцом, прибавляя при этом имя священника: отец Сергий, отец Николай и т.д.

Если мы год за годом регулярно исповедуемся у одного и того же священника, он становится для нас духовником (духовным отцом), а мы — его духовными чадами (духовными детьми). Зная особенности нашего характера, наши поступки и обстоятельства жизни, духовник не только во время подаст нужный совет, но и благословит на то или иное дело, на путешествие или перемены в жизни, призвав нам в помощь благодать Святого Духа.

Но над всеми нами — Отец Небесный, как сказал Христос: «Один у вас Отец, Который на небесах»( Мф. 23,9 ) — Бог.

Кто из нас не читал заключительных строк из сказки Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях:

…Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей.

Или, тоже у Пушкина:

Царь недолго собирался: В тот же вечер обвенчался.

Да и вообще, почти все сказки о принцах и принцессах заканчиваются счастливым концом — свадьбой, венчанием полюбивших друг друга героев, будь то Золушка и принц, Спящая Красавица и ее принц, Василиса Прекрасная и Иван-царевич… всех и не перечесть. Что же это за таинство, с которым связано счастье, радость семейной жизни и которое называется «венчание»?

Слово венчание значит коронование, от слов венец, корона, то есть некий царственный знак, ведь короновали всегда на царство.

Это потому, что во время венчания на жениха и невесту священник возлагает венцы — знаки царственного благословения свыше. Кто же этот Царь? Конечно, наш Господь Иисус Христос. Это Он входит в жизнь двух сердец, полюбивших друг друга, чтобы помочь им создать семью и вместе преодолевать все испытания. Заметим, что каждое таинство — это обновление человека, как бы новое его рождение. И в таинстве Брака человек тоже рождается заново, но уже не один, а в семье. Ведь в христианском браке двое становятся одной душой и одной плотью во Христе.

Сначала совершается чин обручения жениха и невесты, во время которого священник с молитвами надевает им обручальные кольца (в слове «обручение» легко различить корни слов «обруч», то есть кольцо, и «рука»). Кольцо, не имеющее ни начала, ни конца, — знак бесконечности, знак союза в любви безграничной, самоотверженной.

Затем священник, соединив руки жениха и невесты, ставит их перед аналоем с Крестом и Евангелием, что означает — перед Ликом Господа, в Его присутствии. При этом жених и невеста стоят на новом белом полотенце. Это символ начала нового совместного жизненного пути, но уже не порознь, а вместе.

Одна за другой следуют молитвы с прошениями о Божием благословении венчающихся. В них вспоминаются союзы Адама и Евы, праотцев Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Рахили, родителей Девы Марии — Иоакима и Анны, родителей Иоанна Крестителя — Захарии и Елисаветы как примеры для новобрачных.

От лица Церкви священник просит у Бога для нового союза крепости, мудрости и мужества в испытаниях, взаимопонимания, мирной жизни, здоровых и послушных Божией воле детей.

Священник берет венцы и возлагает их — — один на голову жениха, другой на голову невесты, произнося при этом: «Венчается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.» И — «Венчается раба Божия (имя невесты) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После этого, благословляя новобрачных, священник трижды возглашает: «Господи Боже наш, славою и честью венчай их».

«Венчай» — значит: «соедини их в плоть едину», то есть создай из этих двоих, до сих пор живших порознь, новое единство, несущее в себе (подобно Богу-Троице) верность и любовь друг к другу в любых испытаниях, болезнях и скорби.

Следует чтение из Послания апостола Павла к Ефесянам и из Евангелия от Иоанна. Апостол Павел призывает мужа любить свою жену, как Христос -Церковь, не жалея своей жизни, а жене — любить, чтить и слушаться мужа, как Церковь — Христа.

Отрывок евангельский рассказывает о браке в Кане Галилейской, где Господь совершил Свое первое чудо, претворив обычную воду в прекрасное вино. Для жениха и невесты, ставших уже мужем и женой, здесь немалый смысл. Теперь в совместной жизни им предстоит преобразить свои, еще не окрепшие чувства (подобные пресной воде) в подлинную любовь (подобную прекрасному вину).

И все присутствующие вместе со священником желают новобрачным долгих и радостных лет совместной жизни.

Таинство Соборования

Поговорим теперь о таинстве, может быть, самом загадочном и не всем понятном, — таинстве Соборования, или Елеосвящения.

Еще таинство? — спросите вы. — Разве мало тех таинств, о которых уже сказано?

Вспомним: 1) Крещение — таинство, в котором мы становимся гражданами Царства Небесного; 2) Миропомазание — таинство, в котором мы получаем дар Святого Духа; 3) Покаяние — таинство примирения с Богом и Церковью через отпущение (прощение) раскаянных грехов; 4) Евхаристия — — таинство, в котором происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы; 5) Священство, или Рукоположение, — — передача апостольской власти для совершения таинств от имени Господа Иисуса Христа; 6) Венчание, или таинство Брака, -Божие благословение союза мужчины и женщины, любящих друг друга, для создания семьи.

Это немало. Но вспомним еще, как много внимания в Своей земной жизни Господь уделял больным людям. Кто только не получал от Него исцеления! И слепые, и глухие, и хромые, и бесноватые, и парализованные, и умирающие. Часто Господь говорил исцеленным: «Иди и впредь не греши» ( Ин.8, 11; 5, 14 ). К сожалению, нередко болезни являются следствием греха — отступления от Бога и Его заповедей.

И в наше время не меньше, если не больше, страдающих как от телесных, так и от душевных заболеваний. Все чаще слышится вечный вопрос: кто виноват в этих болезнях’.’ Почему болеют дети или верующие и очень добрые люди? Почему далеко не всегда помогают врачи и лекарства?

В большинстве случаев виной тому грех наш, или наших предков. Это грех забвения Бога и Его заповедей. Когда нарушается связь с Богом, источником жизни, дух человека неизбежно заболевает, а где больной дух, там больное тело.

Но не все потеряно. Мы можем вернуться к Богу, раскаяться в грехах и получить прощение. Апостол Иаков пишет: «если кто болен, пусть призовет пресвитеров (священников) Церкви, и пусть (они) помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14-15 ).Ведь наша связь с Богом может быть нарушена и через забытые грехи, и через вольное или невольное участие в неправедных словах и поступках других людей.

Вот и дает нам Церковь таинство Соборования — таинство исцеления и очищения от последствий греха. Совершается оно соборно, то есть при участии нескольких священнослужителей. Это в храме. А дома, бывало, вместе с тяжело больными соборовались и домочадцы. Впрочем, для совершения таинства достаточно одного священника и одного мирянина.

К соборованию могут прибегать тяжело больные и не очень, старые и молодые, а иногда и дети с семи лет: ведь безгрешен один Господь.

В прежние времена соборовали чаще всего перед смертью. «На смерть собирают», — говорили несведущие и считали, что соборование — это таинство только для умирающих. А апостол пишет об исцелении болящего: «…и восставит его Господь…»

Сейчас, когда смерть все чаще приходит внезапно (например, из-за катастроф или злого нападения), христиане предпочитают быть всегда готовыми предстать перед Богом — — либо исцеленными и очищенными (освобожденными) от грехов перед уходом в иной мир, либо таковыми же для дальнейшего служения Богу и людям.

Как происходит соборование? В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с маслом (елеем) на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания — по числу читаемых отрывков из Священого Писания.

Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос — свет в нашей жизни.

Возгласом «Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков» начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан. Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Свое притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и «перевязал ему раны, возливая масло и вино» ( Лк. 10:34 ).

Звучат песнопения, это молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем следует чтение семи отрывков из посланий апостолов и Евангелий. После каждого евангельского чтения священники помазуют освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших — всего того, чем мы могли согрешить.

При каждом помазании читается молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (или рабу Твою) от обдержащие (охватившие) его (или ее) телесные и душевные немощи и оживотвори его (или ее) благодатию Христа Твоего»… Далее следует молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста, Иоанна Крестителя, апостолов и всех святых.

Так было и в евангельские времена. Евангелист Марк рассказывает, как двенадцать учеников Иисуса, посланные им на проповедь, «пошли, и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6,12-13 ). Такова сила Божия, сила имени Иисусова.

Заканчивается Елеосвящение соборующихся возложением Евангелия на головы. И священник молится над ними, говоря: «Господи Иисусе Христе, не мою руку грешную полагаю на головы пришедших к Тебе просить оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними, Спаситель наш, Сам прими рабов Твоих кающихся и подай им прощение…»

Через прощение грехов, в том числе давно забытых, приходит и очищение, и часто исцеление или терпеливое перенесение недуга ради Господа.

azbyka.ru

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва от скандалов и ссор в семье, с мужем, с детьми

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день.

В Православии семья, воспитание детей и отношения между супружескими парами имеет высокую значимость. Семью же называют «малым храмом» благодаря чему семейный очаг находится под заступничеством всех святцев и даже Всевышнего.

Как известно ничего идеального в этом мире не бывает. Также и в семье, где случаются различные разногласия и недопонимания, однако главное помните, что вы не просто пара, вы представляете собой целый союз, состоящий из двух людей и который отвечает не только за себя, но и за своих детей пред всем Святыми и Господом.

Молитва от ссор в семье

Для того чтобы избежать всяких настигших пару трудностей и унять все недоразумения можно обратиться за помощью к молитве, читать которую можно при разных образах.

Молитва от скандалов в семье произносится перед:

  • Пресвятой Богоматерью;
  • Защитником благочестивой семьи – Архангелом Варахиилом;
  • Ксенией Петербургской;
  • Апостолом Иоанном Богословом;
  • Чудотворным образом Богоматери «Умягчение злых сердец»;
  • Святцу Архангелу Рафаилу.

В православной религии существует огромное количество защитников семейного очага от скандалов в доме. Помимо вышеперечисленных Чудотворцев к числу покровителей можно также отнести таких Святцев как Феврония и Петр, которые смогли прожить счастливо в любви и согласии долгую жизнь, и умерли они в один час и в один день.

Есть также Святые Анна и Иоаким (родители Царицы Небесной), которые были действительно показателем идеальной супружеской пары. В молитве к этим образам можно обращаться при ссоре с мужем и других семейных невзгодах, когда дело уже идет до развода, а делается это для того чтобы семье вновь воцарил мир, а угасшая любовь новь возродилась.

А вот избежать ссор с детьми, защитить семейный очаг и сам брак поможет молебен произнесенный Святой Параскеве. Такое обращение в христианстве считается наиболее почитаемым так как избавляет от душевных терзаний.

Молитвенное обращение к Святым и Господу поможет Вам:

  • Преодолеть трудности и укрепить семейные узы;
  • Восстановить гармонию в доме;
  • Наладить контакт с детьми и достичь понимания;
  • После ссоры молебен поможет осознать неправоту, избавит от гордыни и позволит осознать свои ошибки;
  • В некоторых случаях семейные пары с помощью молитвы к чудотворному образу могут даже избежать развода.
  • Следует отметить, что для получения большего эффекта от молебного прошения необходимо посетить храм вместе со своей второй половинкой, чтобы прочесть молебен в надежде и вере на светлое и счастливое будущее.

    Молитва от скандалов

    Обращение к архангелу Варахиилу:

    «О великий архистратиже Божий архангеле Варахииле! Предстоя Престолу Божию и оттоли принося благословения Божия в домы верных раб Божиих, испроси у Господа Бога милосердия и благословения на домы наша, да благословит Господь Бог нас и умножит изобилие плодов земных, и подаст нам здравие и спасение, во всем благое поспешение, и на врагов победу и одоление, и сохранит нас на многая лета, всегда. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

    Обращение к Богородице:

    «Владычице Преблагословенная, возьми под Свой покров семью мою. Всели в сердца супруга моего и чад наших мир, любовь и непрекословие всему доброму; не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкаго расставания, до преждевременныя и внезапныя смерти без покаяния.

    А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненнаго запаления, воровскаго нападения, всякаго злаго обстояния, разнаго страхования и диавольскаго наваждения. Да и мы купно и раздельно, явно и сокровенно будем прославлять имя Твое Святое всегда, ныне и присно, и во веки веков. Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь».

    Обращение к Ксении Петербургской:

    «О, препростая образом жития своего, бездомная на земли, наследнице же обителей Отца Небеснаго, блаженная страннице Ксение! Якоже прежде к надгробию твоему недужнии и скорбнии припадавшии и абие утешениями исполняемии, сице ныне и мы, обуреваемии тлетворными обстоянии, к тебе прибегающе, с надеждою просим: помолися, благая небошественнице, дабы исправилися стопы наша по словеси Господню к деланию заповедей Его, и да упразднится богоборное безбожие, пленившее град твой и страну твою, привергающее нас многогрешных в смертное братоненавидение, гордое самовозбешение и хульное отчаяние.

    О, блаженнейшая Христа ради, посрамившая суемудрость века сего, испроси у Творца и Подателя всяческих благ даровати нам смирения, кротости и любве в сокровище сердца нашего, веры в укрепление молитвы, надежды в покаянии, крепости в многотрудном житии, милосерднаго исцеления души и тела нашего, целомудрия в супружестве и благопопечения о ближних и искренних своих, всего жития нашего обновление в чистительней бане покаяния, яко да всехвально воспевающе память твою, прославим, в тебе чудодействующаго, Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную во веки веков. Аминь».

    Храни Вас Господь!

    Смотрите еще и видео молитвы о семейном благополучии:

    ikona-i-molitva.info

    Детям «О девстве, браке и семье» на примере святой Царской Семьи

    О ДЕВСТВЕ, БРАКЕ И СЕМЬЕ

    «Уроки добротолюбия» (свящ. Алексей Мороз, пед. Т.А. Берсенева)

    Учебное пособие для среднего школьного возраста. Издательство «Сатис», 2006г.

    Святые любого народа — это его лучшие люди, в которых воплощен идеал нравственности и образец духовной жизни. Вся семья Романовых: Царь Николай II Александрович, Царица Александра Феодоровна, их дети — Царевич Алексей, Царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия — они святые, святые мученики, зверски убитые в 1918 году.

    Царская семья была взята из земной жизни в один день и час. И в этом чудесном явлении можно увидеть действие Промысла Божия, милость Господа к Своим угодникам. Как бы в награду за их безграничную взаимную любовь, крепко связавшую всех членов Царской Семьи в одно единое, нераздельное целое, момент разлучения души и тела наступил для них одновременно.

    Царская семья для нас — идеал любви и образ семейной жизни, ведущей к святости. Это пример отношений между юношей и девушкой, мужем и женой, мужчиной и женщиной, между родителями и детьми многодетной семьи.

    Царская Семья — наша молитвенная опора и поддержка в следовании высоким жизненным принципам.

    Государь Император Николай II

    Уже с ранних лет будущий Государь Император Николай II, как свидетельствует о нем его первая воспитательница, проявлял черты сильного характера. Он знал, чего хотел, и умел достигать того, к чему стремился. Удивительным образом сочетались в нем непреклонная воля и любвеобильное сердце. У Царя-мученика совершенно отсутствовали такие черты характера, как властность, высокомерие, резкость, напористость, которые многими часто и ошибочно принимаются за проявление воли.

    Напротив, Николай II отличался скромностью, душевной мягкостью, чрезвычайной добротой, природным благородством, верностью своему слову, сердечностью, отзывчивостью, исключительно бережным отношением к чувствам других людей.

    От своих наставников будущий святой знал, что воспитание не заканчивается в юношеском возрасте, что для того, чтобы успешно пройти жизненный путь, необходимо постоянно работать над собой. Известно, что борьба со своими недостатками и развитие природных талантов есть нравственный долг каждого человека. И наследник престола добросовестно следовал этим мудрым наставлениям. Постоянной, упорной работой над собой он развил в себе непоколебимое самообладание и никогда не выражал сколько-нибудь явно своих переживаний.

    Как наследник Царского престола, Николай Александрович получил прекрасное образование. Он блестяще закончил высший курс общеобразовательных, юридических и военных наук, в совершенстве владел четырьмя языками: русским, французским, английским и немецким. Николай II прошел доступную только наследнику престола всестороннюю военную подготовку, теоретическую и строевую, по всем родам войск — пехоте, кавалерии и артиллерии, а также во флоте. Как известно из его биографии, к своим служебным обязанностям он относился исключительно добросовестно и был во всех отношениях образцовым офицером, никогда не пользовавшимся никакими привилегиями.

    Царь Николай был физическим сильным, выносливым, купался в ледяной воде, почти никогда не болел. Был умелым наездником.

    Духовный мир Николая II — Помазанника Божия, священного лица, носителя особой силы благодати Духа Святого — недоступен рядовому человеческому пониманию. Он никогда никому, кроме Господа Бога, не открывал до конца своего сердца. Быть может, только одна Государыня Царица Александра Феодоровна знала всю глубину его души, сердца и мыслей. Приблизиться к тайне этой великой человеческой жизни, духовно подвластной исключительно Богу, может только глубоко верующий человек. Вот почему так много лжи существует вокруг Царя Николая II и его семьи.

    Государыня Императрица Александра Феодоровна

    Принцесса Аликс, будущая Императрица Александра Феодоровна, родилась в Германии и была шестою из семерых детей в семье. Аликс росла ласковой, нежной, немного застенчивой девочкой. В семье ее называли „солнышко» за добрый и приветливый нрав. Строгие нравственные принципы и чистоту Аликс унаследовала от своей матери, которая воспитывала детей в духе простоты и милосердия.

    Одежда всех детей в семье была скромна, так же как и пища: овсяная каша на завтрак, вареное мясо с гарниром на обед и рисовый пудинг, печеные яблоки, фрукты. Спали на простых солдатских койках. Утром, по викторианскому обычаю, введенному в систему воспитания английской королевой Викторией (бабушкой принцессы Аликс), — холодные ванны.

    Принцесса Аликс получила блестящее образование — уже к пятнадцати годам хорошо знала историю, литературу, географию, искусство, естественные науки и математику, владела немецким, французским и английским языками. По мнению многих, она была блестящей пианисткой, и у нее был хороший голос. Перед замужеством, благодаря своим успешным занятиям, получила при Оксфордском университете степень доктора философии.

    Принцесса Аликс была девушкой глубоко религиозной, воспитанной в лучших традициях лютеранской веры. Она была искренне и глубоко убеждена в истинности своего вероисповедания. Вместе с тем знала, что не может стать русской Императрицей, не приняв святого Православия. Однако перемена религии воспринималась юной Аликс как измена самым святым чувствам и убеждениям. Будучи исключительно честной даже сама с собой, отличаясь благородством и преданностью своим идеалам, она долго не решалась переменить вероисповедание даже ради великой любви к будущему супругу.

    Николаю Александровичу силой своей любви, а главное благодаря неоспоримой благодатности и превосходству Православия, удалось убедить Аликс в том, что она не совершает отступничества, что, принимая Православие, она приближается к Богу в самых верных и светлых формах общения Ним.

    Переписка Царевича Николая с принцессой Аликс

    в период помолвки

    Царевич Николай Александрович, будущий Император Николай II, и принцесса Аликс познакомились в 1884 году. Через десять лет, в апреле 1894 года, они были обручены и поженились в ноябре того же года.

    Май 1894 года. Из писем Аликс

    Бесценное мое сокровище, не могу уснуть, не написав тебе, так как поговорить, увы, мы не можем. Невозможно описать, как я по тебе скучаю и тоскую по тем двум часам, которые мы проводили с тобой наедине каждый вечер. Я так хочу, чтобы ты был здесь. Без тебя я чувствую себя такой одинокой. О, если бы только ты знал, как я тебя обожаю, и годы только укрепили мою любовь к тебе, и я желаю только одного: быть достойной твоей любви и нежности. Да благословит тебя Бог, моя дорогая любовь.

    Множество нежных поцелуев от твоей

    глубоко преданной маленькой девочки

    Твоя невеста! Как необычно это звучит, милый. Я все время думаю о тебе.

    Июнь 1894 года. Из писем Николая

    Моя бесценная дорогая, маленькая Алики, как я могу отблагодарить тебя, мой ангел, за то, что ты написала мне такую чудную открытку и длинное письмо, пока мы еще были вместе. О, это так меня обрадовало. Это меня просто встряхнуло, и каждую минуту я бегаю вниз в мою каюту, чтобы снова и снова перечитать твои послания! Ты просто прелесть, что позаботилась о том, чтобы доставить мне радость после нашего расставания. Я надеюсь, старый Бирофф доставил тебе мое письмо, которое я в страшной спешке написал вчера вечером, — я не хочу, чтобы моя дорогая легла спать в первую ночь разлуки, не получив хотя бы весточки от своего верного жениха! Ты себе представить не можешь, как сильно я по тебе скучаю. Милая. знай, что я тебя воистину люблю с каждым днем сильнее и больше.

    Много раз с любовью целую и благословляю тебя, бесценная, любимая моя Аликс. Да благословит тебя Бог!

    Вечно-вечно глубоко любящий тебя

    и искренне преданный

    который любит тебя больше, чем может выразить

    Июль 1894 года. Из писем Аликс

    Как только у меня выпадает свободная минутка, я сейчас же сажусь, чтобы тебе написать.

    Я только что вернулась со службы, где истово молилась за моего дорогого. Проповедь была чудесна. Да, дорогой, я была бы более счастлива, если бы мог приехать старый священник, потому что есть еще много вещей, объяснение которых мне хотелось бы от него услышать. Я хотела кое о чем спросить тебя, но не смогла, я тоже боялась, что мои вопросы могут причинять тебе боль. Постепенно с Божией помощью все прояснится. Это главная причина, почему, мой дорогой, бесценный Ники, я не хочу, чтобы сейчас состоялась наша свадьба. Я не чувствую себя к ней готовой — дело не в самой свадьбе, а есть другая причина — ты понимаешь, о чем я говорю (речь идет о принятии Православия принцессой Аликс. — авт.). С другой стороны, ты знаешь, как я мечтаю полностью принадлежать тебе — сердцем я уже совершенно твоя, и нити, которые связывают наши сердца, никогда не смогут порваться или ослабнуть. Ради тебя мне хочется быть сильной и здоровой, и во всех твоих делах быть рядом с тобой, а не быть помехой.

    Так, значит, тебе действительно, честно, нравится мое пение? Ну, тогда я снова начну свои уроки, как только приеду домой, и сделаю все, что могу, чтобы совершенствоваться, если этим доставлю тебе небольшое удовольствие.

    Август 1894 года. Из письма Николая

    Родная моя, бесценная.

    Горячо благодарю и целую тебя за твое милое письмо, оно сделало меня таким счастливым. Сегодня вечером у меня мало времени, чтобы ответить на некоторые из твоих вопросов, так как завтра в 5 утра полк должен быть готов выступать, и мне нужно вернуться из Петергофа в час ночи после большого приема. Я должен поблагодарить тебя, любовь моя, за то, что ты так открыто и прямо говоришь со мной и в такой доверительной манере. Я не могу выразить, как это меня трогает! Радость моя, не может быть ничего, о чем бы мы не сказали друг другу, правда? Никогда никаких секретов, нужно говорить о любой печали и непонимании! Если бы ты знала, какое это для меня утешение.

    Следующее мое письмо будет длиннее, дорогая, сегодня у меня нет времени, я буду спать только 2 часа — но это не страшно, наверстаю днем. Доброй ночи, моя милая Алики, прости за такой скверный почерк. Да благословит тебя Бог, моя бесценная невестушка. Много нежных поцелуев от твоего искренне любящего и глубоко преданного старого.

    Сентябрь 1894 года. Из писем Аликс

    Мой родной, драгоценный, дорогой Ники.

    Думаю, что тебе следует наградить меня медалью в честь моего юбилейного сотого послания; поторопись со своими письмами, чтобы догнать меня. Я надеюсь, что позднее придет письмо от тебя, так как ты знаешь, что я жадная — мне их никогда не хватает. Когда ты получишь это письмо, то, пожалуйста, свяжи первые 100 писем вместе. Интересно, сколько еще сотен я должна буду написать, пока мы не будем вместе в нашем маленьком домике.

    Ты можешь представить, как много сегодня я думаю обо всех вас и твоем дорогом отце. Я знаю, как серьезно ты должен сейчас молиться. Да благословит его Бог и хранит от всех напастей и даст силы, которые ему сейчас так нужны.

    Великолепное утро, Алиса уехала кататься верхом, Эрни пишет, остальные гуляют. Я на диване, в новом легком розовом платье; через широко открытое окно светит солнце. Плещет фонтан, щебечут птицы, воздух свежий — обычное осеннее утро, но все так радуются солнцу после этих дождей. Как бы я хотела, чтобы ты сейчас сидел рядом со мной в моей маленькой комнате. Так одиноко без тебя. вдали кашляет старый садовник, очищал граблями дорогу. Вот бы ты соскользнул ко мне с этого солнечного луча.

    Сентябрь 1894 года. Из писем Николая

    Мое дорогое Солнышко.

    Мне не хватает слов, милая, чтобы достаточно отблагодарить тебя за те два прелестных письма, которые как раз сейчас пришли. Как прекрасно ты украсила свое письмо № 100 — надо же, сколько их уже, и горе мне, я так отстал. О! Девочка моя, как хорошо, что ты так много написала своему мальчику, который чувствует гораздо сильнее, чем может выразить. Я прихожу в такое волнение, когда мне приносят твои письма, и не знаю, чего бы только не отдал, чтобы полететь к тебе и покрыть жадными, горячими и любящими поцелуями твое милое лицо. Нет, Алики, я не могу выразить, как ты мне нужна и как я жажду, чтобы мы скорее были вместе.

    . Я передал Папе твои приветы и твои пожелания и сказал ему, что ты усердно молилась за него в день его именин. Он был тронут этим, и он всегда говорит мне о тебе что-нибудь приятное, это греет мое сердце — ты не знаешь, как он тебя любит, он, который никогда не говорит о своих чувствах. Это меня безумно радует, милая. Но этой ночью он снова не спал и выглядит так плохо — мне больно видеть его в таком состоянии! Он начинает нервничать из-за своей слабости, но все же не слушает советы докторов. Что в таком случае можно сделать.

    О Алики, Алики моя, я знаю, что твое любящее сердце почувствует и поймет, как кровоточит мое! Я думаю, что я действительно сойду с ума с этими мыслями в голове, которые не оставляют меня ни на мгновение, с желанием видеть его снова здоровым, сильным и веселым и с ужасным желанием, от которого я умираю, приехать к тебе и снова сжать тебя в объятиях. Скоро будет два месяца, как мы расстались, и я не очень представляю, когда мы сможем встретиться. Это тяжело, но единственный способ преодолеть это — это молиться и просить Господа быть к нам милосердным, и да будет Его воля! Он лучше знает, что для нас хорошо, и я думаю, это такое блаженство — полностью отдаться Его воле со всеми своими печалями и радостями, чтобы Он вел нас по правильному пути.

    . Алики, дорогая, любимая, я только что спросил Папу, захочет ли он, чтобы я ехал с ними в Крым, и он ответил: „Нет», так как уверен, что кто-то меня ждет в Дармштадте. Итак! Радость! Меньше, чем через неделю я буду с тобой, моя родная девочка. Сейчас я действительно сойду с ума от счастья; блаженство снова увидеть, быть с тобой рядом, говорить с тобой, целовать тебя, мое милое маленькое Солнышко!

    Много нежных поцелуев в твой дорогой лобик, и остаюсь, обожаемое Солнышко, твой вечно любящий, преданный, верный и счастливейший, твой нареченный.

    . Я всегда перечитываю твои письма с новым наслаждением, и с какой радостью я слушаю твой милый голос, говорящий со мной. Только ты, только тебя я так глубоко и сильно люблю, о тебе мечтаю многие годы. О, быть любимым таким ангелом — это слишком божественно! Подумать только, ты ведь могла выбрать любого, кто бы тебе понравился, гораздо более достойного тебя, чем я — и душой, и телом. Почему же ты так долго ждешь своего любимого?

    Моя дорогая невестушка, моя Алики. Может быть, я скоро действительно помешаюсь, потому что я сейчас воспринимаю только одну мысль и только одно слово: „Аликс». Это для меня все твое имя стало символом всего хорошего, светлого, солнечного, любящего. Как будто внутри меня какой-то код — внутренний голос на все отзывается: „Аликс». О, как я люблю эти пять букв и как я люблю громко повторять их для себя. Еще четыре дня, а потом! Нет, не верится, что мы встретимся снова. Какая радость и несказанное счастье!

    Да благословит тебя Бог, мое драгоценное Солнышко. С нежнейшими поцелуями твой вечно любящий и верно преданный,

    В конце сентября 1894 года Николай Александрович послал телеграмму, в которой сообщал Аликс, что из-за болезни отца все-таки должен ехать со своей семьей в Крым. Встреча, таким образом, откладывалась.

    Сентябрь 1894 года. Из письма Аликс

    Мой родной, бесценный.

    Не могу тебе описать, в каком я состоянии. Я слишком несчастна, чтобы передать это словами. Каким ударом была для меня эта телеграмма, а для всех остальных — холодным душем. Когда я ее прочитала, я могла только смеяться, болтать и играть на пианино, как сумасшедшая, но когда я осталась одна в темноте в своей постели, дала себе волю, и слезы потекли ручьями. Я могу только тихо смеяться. Нет, это слишком тяжело — действительно, никогда ничего нельзя предвкушать в этом мире, так быстро разочаровываешься.

    Мы были слишком переполнены нашим счастьем, и Господь Бог решил нас испытать. А как ты должен себя чувствовать — о, если бы только пришло твое письмо с объяснениями, а то я так нервничаю в неведении! Может быть, ты не захотел, чтобы Папа отправился в одиночестве. Такое испытание: быть так близко и вдруг ускользнуть от своего маленького Солнышка. Здесь все тоже расстроились, так как с радостью ожидали твоего приезда, — все, вплоть до поваров. Но зачем я говорю это тебе и только расстраиваю тебя, ведь это случилось не по твоей вине. Я уверена, что бы там ни было, ты действовал правильно, только я сейчас не знаю, что думать и на что надеяться, боясь новых разочарований.

    Молись Богу, дорогой. Он — единственное для нас утешение. Лучший способ перенести наше горе — это утешать другие измученные души. Не думать о себе, а постоянно чем-то заниматься, читать и думать о других — это помогает в подавленном состоянии. Вспомним о нашем Господе Иисусе Христе, о том, как Он страдал, чтобы спасти нас, и тогда наш крест не так тяжело будет нести. „На каждом кресте своя надпись». Я думаю, что наша — это терпение.

    С любовью поцелуй за свою невесту своего дорогого отца. „Выполняй свой долг, это самое лучшее, остальное предоставь Богу».

    Царь Александр III, отец Николая Александровича, умер через месяц после того, как было написано это письмо, в окружении своей семьи и Аликс, которая прибыла за несколько дней до этого. Рядом с ними в этот тяжелый день находился святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. На следующий день Аликс была принята в лоно Православной Церкви с наречением имени Александра.

    За полгода помолвки Аликс написала Николаю 133 письма, а жених невесте — 127 писем. Бракосочетание восшедшего на престол Николая Александровича и Александры состоялось 27 ноября 1894 года. После свадьбы Александра Феодоровна записала в дневнике мужа:

    „Я никогда не верила, что в мире может быть такое полное счастье — такое чувство общности между двумя смертными. Больше не будет разлук. Соединившись наконец, мы связаны на всю жизнь, а когда эта жизнь закончится, мы встретимся снова в другом мире и навечно останемся вместе».

    Святая Царица-мученица Александра Феодоровна Романова

    „О браке и семейной жизни»

    Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь — жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве.

    Божественный замысел поэтому в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь и мужа, и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. Если же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина — не в самих брачных узах; вина — в людях, которые ими соединены.

    Брак — это божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле.

    После заключения брака они, двое, должны жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Прежде каждый был несовершенен. Брак — это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

    День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь.

    По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливыми очень велика, но нельзя забывать и о возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений.

    Святая Царица-мученица Александра Феодоровна

    Романова „О верности»

    Первым требованием к жене является верность, верность в самом широком смысле. Абсолютное доверие — это основа верной любви. Тень сомнения разрушает гармонию семейной жизни. Верная жена своим характером и поведением доказывает, что она достойна доверия мужа. Он уверен в ее любви, он знает, что ее сердце неизменно предано ему. Он знает, что она искренне поддерживает его интересы. Очень важно, что муж может доверить своей верной жене ведение всех домашних дел, зная, что все будет в порядке. Мотовство и безалаберность жен разрушили счастье многих семейных пар.

    Каждая верная жена проникается интересами своего мужа. Когда ему тяжело, она старается подбодрить его своим сочувствием, проявлениями своей любви. Она с энтузиазмом поддерживает все его планы. Она — не груз на его ногах. Она — сила в его сердце, которая помогает ему делаться все лучше.

    Верная жена делает жизнь своего мужа благороднее, значительнее, обращая его могуществом своей любви к возвышенным целям. Когда, доверчивая и любящая, она припадает к нему, она пробуждает в нем самые благородные и богатые черты его натуры. Она поощряет в нем мужество и ответственность. Она делает его жизнь прекрасной, смягчает резкие и грубые его привычки, если такие были. Ее муж во всех сферах своей жизни чувствует, как помогает ему ее любовь. Хорошая жена — хранительница семейного очага.

    Не все жены являются благословением для своих мужей. Они не протягивают руку помощи. Они нежатся на диванах, прогуливаются по улицам, грезят над сентиментальными романами и сплетничают в гостиных. Они абсолютно бесполезны и, будучи таковыми, становятся обузой для самой нежной любви. Вместо того чтобы сделать жизнь мужа сильнее, богаче, счастливее, они только мешают его успехам. Результат для них самих тоже оказывается плачевным.

    Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое я, посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь идет не так. Необходимы выдержка и терпение, нетерпение же может все испортить. Резкое слово может на месяцы замедлить слияние душ. С обеих сторон должно быть желание сделать брак счастливым и преодолеть все, что этому мешает.

    Еще один секрет счастья в семейной жизни — это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви.

    Нужно, чтобы все в жизни было общим. Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. каждый в своих планах и надеждах должен обязательно подумать и о другом. Друг от друга не должно быть никаких секретов. Друзья у них должны быть только общие. Таким образом, две жизни сольются в одну жизнь, и они разделят и мысли, и желания, и чувства, и радость, и горе, и удовольствие, и боль друг друга.

    Удерживайтесь от ссоры. Не ложитесь спать, затаив в душе чувство гнева. В семейной жизни не должно быть места гордости. Никогда не нужно тешить свое чувство оскорбленной гордости и скрупулезно высчитывать, кто именно должен просить прощение. Истинно любящие такой казуистикой не занимаются, они всегда готовы и уступить, и извиниться.

    В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности. Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь — это совершенное самоотречение.

    Александра Феодоровна Романова

    Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл.

    Конечно, с детьми появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей, как на несчастье, но так смотрят на детей только холодные эгоисты.

    3rm.info