Детям о православной семье

Детям о православной семье

Выходит шестое издание книги Зои Ивановны Зинченко «Детям о православной вере». Книга и до сих пор остаётся такой же востребованной, как и после её первого издания в 2003 году. Она хорошо зарекомендовала себя, и является серьёзным подспорьем для родителей желающих помочь своим деткам постичь премудрости православной веры. Сейчас на её основе во многих приходах работают воскресные школы. Наш патриарх, когда ещё был митрополитом Смоленским и Калининградским, рекомендовал преподавать её в своей епархии.

Книга вторая из четырёхтомного сборника Зои Ивановны Зинченко «Детям о православной вере» хорошо зарекомендовал себя, и является серьёзным подспорьем для родителей желающих помочь своим детям постичь премудрости православной веры. Сейчас на его основе во многих приходах работают воскресные школы. Наш патриарх, когда ещё был митрополитом Смоленским и Калининградским, рекомендовал преподавать её в своей епархии.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Начальные сведения о Православной вере

Царь и Создатель Вселенной

Бог есть Дух (Я. Грот)

О СВЯТЫХ АНГЕЛАХ

Мой Ангел-хранитель ( Л. Пошлина)

Ангел у колыбели ребёнка (Л. Чарская)

Поучитесь у пчёл (Протоиерей И. Наумович)

О КРЕСТЕ И КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ

Сила крестного знамения

О СВЯТЫХ ИКОНАХ

Толгская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

Царица-тропинка (И. Рутении)

О БЛАГОСЛОВЕНИИ СВЯЩЕННИКА

Молитва Егорки ( И. Рутении)

Поляна Добра и Любви (Н. Прохорова)

ПЕСНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

«Богородицу проси. » (С. Куцко)

Песнь Пресвятой Богородице

МОЛИТВА СВЯТОМУ ДУХУ

Помоги нам, Боже! (С. Радкевич)

ХВАЛЕБНАЯ ПЕСНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

Святые отцы о молитве

Тайна молитвы (Б. Ганаго)

МОЛИТВА О ЖИВЫХ

Молитва об отце и матери

Ты уж полюби меня! (Л. Ганаго)

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Святые угодники Божии

СВЯТОЙ ПРОРОК ИЛИЯ

Пророк Илия (Е. Дьякова. «Перед праздником»)

СВЯТОЙ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ

Гибель «Варяга» (Я. Репнинский)

СВЯТЫЕ ПЕРВОВЕРХОВНЫЕ АПОСТОЛЫ ПЁТР И ПАВЕЛ

Крещение Корнилия апостолом Петром (О. Чумина)

СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

Равноапостольный князь Владимир (Е. Дьякова. «Перед праздником»)

СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Благоверный князь Александр Невский (Е. Дьякова. «Перед праздником»)

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ

Удивительный игумен (Е. Перехвальская. «Преподобный Сергий Радонежски Преподобный Сергий

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК И ЦЕЛИТЕЛЬ

Детская молитва ( Из сборника протоиерея Г. Дьяченко «Искра Божия»)

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ

СВЯТЫЕ ПРАВЕДНЫЕ ИОАКИМ И АННА

Исцеление ( Б. Ганаго)

Утоли моя печали

СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ

«Сын твой будет жив» ( Б. Ганаго)

СВЯТЫЕ БЕССРЕБРЕНИКИ КОСМА И ДАМИАН

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. Православные праздники и посты

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

Пасхальный звон ( К. Фофанов, 3. Зинченко)

Пасха ( И. Шмелёв. «Лето Господне»)

Рождество ( И. Рутения)

Рождество (И. Шмелёв. «Лето Господне»)

Рождество ( 3. Зинченко)

Крещенье ( И. Шмелёв. «Лето Господне»)

В далёкой стране Палестине

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

Вербное воскресенье ( И. Шмелёв. «Лето Господне»)

«Христовы лесенки» ( И. Шмелёв. «Лето Господне»)

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Троицын День (И. Шмелёв. «Лето Господне»)

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Покров ( И. Шмелёв. «Лето Господне»)

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. Краткий конспект

Часть первая. Начальные сведения о православной вере

Часть вторая. Молитвы

Часть третья. Святые угодники Божии

Часть четвертая. Православные праздники и посты

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Важные сведения о православной вере

Божье творение (отрывок) (В. Малягин)

МИР СВЕТЛ ЫХ АНГЕЛОВ

Прощание с Ангелами (Б. Ганаго)

МИР ПАДШИХ АНГЕЛОВ

Влияние падших ангелов на человека

Коварные слова (Б. Ганаго)

Мои крестины (Г. Ермилов)

Первая Исповедь (отрывок) (В. Малягин)

Причащение (В.А. Никифоров-Волгин)

Таинство Соборования (Г. Ермилов)

Таинство Брака (Г. Ермилов)

Таинство священства (Г. Ермилов)

ХРАМ И ЕГО УСТРОЙСТВО

Свеча (В.А. Никифоров-Волгин)

Тайнодействие (В.А. Никифоров-Волгин)

Преждеосвященная (В.А. Никифоров-Волгин)

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ

Выбор (С. Зубович и И. Куликова)

МОЛИТВЫ НА СОН ГРЯДУЩИМ

СИЛА МОЛИТВЫ (поучительные рассказы)

Трясина (С. Сержантова)

Цветы для Спасителя (Н. Прохорова)

Предсказание (Е. Боганева)

Олины сны (Б. Ганаго)

Да воскреснет Бог! (Б. Ганаго)

В Рождественскую ночь (Б. Ганаго)

СВЯТОЙ ПРОРОК, ПРЕДТЕЧА И КРЕСТИТЕЛЬ ГОСПОДЕНЬ ИОАНН

СВЯТЫЕ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

Азбука святого Кирилла (церковнославянские буквы)

Сравнительная таблица чисел

СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

СВЯТОЙ ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ

Юрод (Иеромонах Роман)

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ

Краткий устав — схема Литургии Святителя

Святой апостол-евангелист Лука

ПРЕПОДОБНЫЙ АНДРЕЙ РУБЛЁВ

СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ

СВЯТЫЕ ЦАРСТВЕННЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ

Молитва святому благоверному Царю Страстотерпцу Николаю II

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. Православные праздники

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тропарь празднику Рождества Пресвятой Богородицы

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Тропарь празднику Воздвижения Креста Господня

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

К картине «Введение во храм» (А. Майков)

Тропарь празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы

Тропарь празднику Сретения Господня

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Благовещение (Л. Бутовский)

Тропарь празднику Благовещения Пресвятой Богородицы Благовещение (И. Шмелёв)

Тропарь празднику Преображения Господня

Яблочный Спас (И. Шмелёв)

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тропарь празднику Успения Пресвятой Богородицы

Главные православные праздники

ВАЖНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ

СВЯТЫЕ УГОДНИКИ БОЖИИ

Список использованной литературы

Книга посвящена описанию библейских ветхозаветных событий. Современная наука ничего не находит в Библии для их опровержения, а, напротив, своими изысканиями лишь подтверждает приводимые в ней факты.

В первой части книги «О сотворении мира» снимается покров с тайны происхождения Вселенной и человека. Через неповторимую красоту каждого дня Творения мы познаём величие, могущество и всеблагое промышление Творца о Своём творении.

Во второй и третьей частях описывается величайшая трагедия первозданных людей, которые использовали свою свободу не во благо. Но любящий Бог пообещал им Спасителя мира, и постепенно подготавливал эту встречу через Откровения, Святые Заповеди, пророчества, прообразы, молитвы и священно-служения.

Четвёртая часть предлагает читателям познакомиться с избранными псалмами святого царя пророка и псалмопевца Давида, которые входят в очень важную книгу Ветхого Завета — Псалтирь. Самое главное в ней — мудрые духовные советы-назидания на многие случаи жизни. Велика сила Псалтири! Наши предки знали об этом, и потому многие псалмы заучивались ими наизусть.

Книга проиллюстрирована большим количеством рисунков, снабжена различными научными фактами и гипотезами, украшена удивительными по красоте и мудрыми по содержанию стихами наших знаменитых поэтов: В. Брюсова, А. Майкова, А. Хомякова, Г. Державина, В. Соловьёва, К. Фофанова, В Афанасьева, И. Бунина, Н. Гумилёва и др.

О сотворении мира

КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

В. Брюсов. «О, Книга книг! Кто не изведал. »

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ТВОРЕНИЯ

К.К. Романов. «Бывают светлые мгновенья. »

Что говорят учёные?

ВТОРОЙ ДЕНЬ ТВОРЕНИЯ

А. Майков. Ночное небо

ТРЕТИЙ ДЕНЬ ТВОРЕНИЯ

И. Бунин. «И цветы, и шмели, и трава, и колосья. »

ЧЕТВЁРТЫЙ ДЕНЬ ТВОРЕНИЯ

ПЯТЫЙ ДЕНЬ ТВОРЕНИЯ

ШЕСТОЙ ДЕНЬ ТВОРЕНИЯ

БЛАЖЕНСТВО ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ В РАЮ

О жизни людей до принятия Закона

ГРЕХОПАДЕНИЕ АДАМА И ЕВЫ

Сохранился ли Ковчег до наших дней?

Суеверие в наши дни

С. Надсон. Вавилон (отрывок)

Мелхиседек благословляет Авраама

Явление Бога Аврааму

Принесение Исаака в жертву

В.Соловьёв. В Землю Обетованную

Иосиф спасает свою семью от голода

Пасха и исход евреев из Египта

Переход евреев через Чермное море

Другие чудеса во время странствования евреев в Землю Обетованную

О жизни людей до прихода Спасителя

СОРОКАЛЕТНЕЕ СТРАНСТВОВАНИЕ ЕВРЕЕВ

Ф. Сологуб. Медный змей

ВСТУПЛЕНИЕ ЕВРЕЕВ В ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ

Война с филистимлянами

Храм царя Соломона

В. Афанасьев. Пророк Иона

Падение Израильского царства

Падение Иудейского царства. Пророк Иеремии

Друзья пророка Даниила

В. Майков. Песнь Анания, Азария и Миаша

Падение Вавилонского царства

Священник Николай Уваров. На реках Вавилонский

Избранные псалмы царя Давида

О ПСАЛТИРИ И ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ

М. Розенгейм. Хвалебная песнь святым Кириллу и Мефодию

Русский алфавит в сравнении с церковнославянским

Краткая грамматика церковнославянского языка

Слова под титлами

Известные молитвы на церковнославянском языке

Н. Гумилёв. Георгий Победоносец

О СОТВОРЕНИИ МИРА

О ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ДО ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА О ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ДО ПРИХОДА СПАСИТЕЛЯ

www.xn--80aeopmfjx.xn--p1ai

Новый год в православной семье: с чистого листа

Новый год – это мандарины, салат «оливье», «Ирония судьбы», елка, Дед Мороз с подарками. Куранты, шампанское и загаданные желания в полночь. Новогодние школьные огоньки, вечеринки, фейерверки. Пьянки… Безусловно, в каждой семье каждый праздник имеет свои особенные традиции празднования. Но все же, если верить журналам и газетам, блогам и телевизору, – народный набор «аксессуаров» примерно таков.

Православная семья, которая всю жизнь своего дома выстраивает в соответствии с церковной традицией, не может принять антураж празднования Нового года в его общераспространенном виде. Во-первых, идет пост. Во-вторых, грандиозные празднества по поводу наступления следующего года обязательно ставят один из величайших православных праздников, Рождество Сына Божия, в конец длинной череды новогодних мероприятий. Так сложилось, а до революции Новый год, наоборот, лишь поддерживал череду святочных гуляний. Да и сейчас на Западе условный, часто лишенный своего значения Christmas все же явно превалирует над New Year.

И получается так. Кто-то пытается соединить Новый год из советского детства с традициями православного Рождества (ностальгия и нежелание лишать своих родных детей «настоящего детства»). А кто-то, наоборот, считает гражданский Новый год несуществующим для православной семьи праздником. Потому что его нет в церковном календаре.

Пост, церковный календарь и Старый Новый год

Но ведь если праздника нет в церковном календаре – это не значит, что его нельзя отпраздновать. В календаре нет дня рождения моей сестры, родившейся в пост, но это большой праздник для моей семьи. На столе – праздничные постные блюда. И нет никакого объедения и пьянства, конечно. Мы празднуем рождественским постом Ведение во храм Пресвятой Богородицы, престольные праздники, именины. Сам факт поста не означает, что эти даты будут перенесены на святки.

Календарь обычно был делом государства, а не Церкви и не природы

Отмечать Новый год 14 января? То, что наша Церковь, слава Богу, верна старому стилю, не означает, что Новый год должен отмечаться на месте «старого». В церковном календаре и 14-го нет никакого Нового года. Если следовать именно церковному календарю, то Новый год у нас приходится на 14 сентября, а не (или) на 14 января. В этот день читается канон Индикту или Новолетию. Так что уж если куда-то и переносить «настоящий новый год», то на начало сентября. А так, как ни крути, Новый год – вещь условная. Для каждого человека, по крайней мере, отроческого возраста, новый год начинается в день рождения. И начало этого личного нового года не совпадает с подобными рубежами даже родных братьев и сестер. Так что «гражданский новый год», смена одного настенного календаря на другой имеет право наступать в любой день года, и сейчас в нашей стране он наступает 19 декабря по юлианскому календарю. Когда-то наше российское государство отмечало Новый год в сентябре, а еще раньше – в марте. Потом перенесли начало года на январь. Может, когда-нибудь наши календари будут отсчитываться от 24 июня или от 8 октября. Да и порядковый номер года – тоже фикция: это не точное время от Рождества Христова. Вообще-то календарь обычно был делом государства, а не Церкви и не природы. Так что если праздновать смену цифр в дате, отмечать вывешивание нового настенного календаря, когда же это делать, как не 1 января?

Советские или дореволюционных традиции?

Соединить советский Новый год и православное Рождество Христово – это предложить своим детям Вместо-Рождество с рождественскими и парарождественскими атрибутами

Новогодние традиции дореволюционной России нам не подходят, ведь изменился календарь, изменились праздники и государство, а вслед за этим – и ритм жизни, школьные праздники, каникулы и выходные, общенародные гуляния и тому подобное. Мы можем и должны в своей семье жить жизнью Церкви, но мы не можем механически перенести все аспекты жизни дореволюционной России в наш дом. Сохранить и сберечь хотя бы основные новогодние советские традиции для детей, воспитывающихся в Православии, мы тоже не можем. Как минимум потому, что сложившиеся в те десятилетия новогодние обычаи в своей основе были сознательным повторением, противопоставлением и заменой Рождественского праздника. Со времен появления подобной традиции в России, и до сих пор во всем мире, елки наряжают к Рождеству. И подарки, и особенный стол в доме – все это Рождество, а никак не Новый год. Соединить советский Новый год и православное Рождество Христово – это предложить своим детям Вместо-Рождество с рождественскими и парарождественскими атрибутами, а после этого добавить собственно Рождество.

Изменившийся порядок расположения этих праздников, даты школьных каникул и государственных выходных требуют посмотреть на празднование Нового года новыми глазами, не опираясь ни на советские, ни на дореволюционных традиции. Так как это не церковный праздник, так как это вообще весьма условная дата, мы можем смело отмечать Новый год так, как это нам удобно.

Чего же мы ждем от празднования Нового года в православной семье? Того, чтобы пост остался постом. Чтобы это время осталось временем подготовки именно к Рождеству Христову. И чтобы время новогодних каникул осталось все той же подготовкой к Рождеству, но при этом осталось каникулами. Чтобы наши дети воспринимали праздники в соответствии с их истинной ценностью. И при этом – отдыхали, радовались, праздновали ничуть не меньше, чем их сверстники из нецерковных семей. И вот что у нас получается.

Новый год – небольшой праздник в череде праздников рождественского поста

Новый год – один из праздников, попадающих на рождественский пост. Это уже – нечто нетрадиционное для русского человека. В советские десятилетия это время не было постом, потому что поста не было, а для дореволюционного периода не было постом потому, что это были святки.

Чтобы Новый год был «одним из», в доме должны быть и другие праздники в пост. Чтобы он был «одним из», эти праздники должны и вправду быть праздниками дома.

Церковь начала петь рождественские песнопения – начинаем и мы. А еще ирмосы в храме – это знак: пришло время учить колядки

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Первый праздник рождественского поста – это Введение во храм Пресвятой Богородицы. К этому празднику мы уже украшаем дом снежинками и ангелами. И украшение дома, впрочем, как и украшение улиц, класса, ассоциируется у наших детей не с Новым годом, а с подготовкой к Рождеству и с этим праздником трехлетней Богородицы. На всенощной под Введение впервые поются рождественские ирмосы. Это уже предрождественская радость – услышать эти молитвы в храме. Церковь начала петь рождественские песнопения – начинаем и мы. Во время вечерней молитвы поем эти ирмосы. А еще ирмосы в храме – это знак: пришло время учить и повторять колядки, впервые ставим диски с рождественскими песнями. Праздничный стол на Введение никак не уступает новогоднему – это же двунадесятый праздник! Белая особенная скатерть, свечи на столе…

Святитель Николай. Праздник святителя Николая у нас особенно почитается. Это также особенные молитвы, храм и праздничное застолье. Но еще – это маленькое чудо. В память о тех мешочках с дарами, которые святитель подбрасывал ночью несчастным девушкам, во многих христианских странах детям дарят подарки. Так или иначе эта традиция бытует сейчас и в современных православных семьях. Именно накануне дня Николая Чудотворца наши дети раскладывают носочки на красивой расшитой салфетке. А наутро находят в этих носочках небольшие подарки-сюрпризы. В семье нашего знакомого священника дети выставляют в этот день сапоги за порог. Но это возможно, если соседи понимающие. А еще в честь праздника святителя Николая мы украшаем окна гирляндами. Подарки в носочках, мигающие гирлянды на окнах – все это создает чудесное настроение праздника, и все это – преддверие Рождества.

Начало поста – праздник воздержания, управления собой. Это могут понять дети уже лет с восьми. Конечно, одно из ощутимых проявлений поста – это особая еда. Отвыкаем от мороженого и пирожных. Привыкаем прежде чем съесть что-либо, подумать: это постное, или нет? То есть привыкаем управлять своими желаниями. А еще пост – это особенная, радостная еда – мандарины. Чудесный запах мандаринов – запах рождественского поста. Кому пришло в голову, что это запах Нового года? Ведь сезон цитрусовых начинается задолго до 1 января. Как раз в начале декабря. Как раз в пост, в то время, когда на столе должно быть больше овощей, фруктов… Так что мандарины, душистые абхазские мандарины – это запах рождественского поста в нашей семье.

Весь пост мы готовимся к Рождеству, именно к Рождеству. Со дня Введения во храм слушаем, поем, учим колядки. 7 декабря празднуется день памяти великомученицы Екатерины и остается всего месяц до Праздника. И мы начинаем делать подарки к Рождеству. Делаем по выходным, в редкие свободные часы между школами и прочими образовательными мероприятиями, в которые погружены все старшие дети. В 20-х числах начинаем учить стихи, роли для кукольного спектакля – именно сейчас, до начала каникул, чтобы потом только повторять. Делаем украшения из бумаги, фольги, ткани и наряжаем дом. Это самое радостное. Потолок, люстры, окна. Эти постные украшения – не совсем елочно-празднично-рождественские, скорее просто зимние. То есть не красные и золотые шары, а снежинки, ангелы из бумаги и из ткани, гирлянды из бумаги. Ведь это еще только подготовка к Рождеству. И еще нет украшений на иконах, конечно, еще нет елки. После дня святителя Николая мы продолжаем возвращаться к рождественским поделкам, но дом уже не украшаем. До самого сочельника.

Если мы учим стихи, готовим поделки к Рождеству, то и ждать дети будут именно Рождества

Что нам дает такое заблаговременное украшение дома? Дети сами изготавливают поделки, а это – творчество, труд, развитие фантазии. Младшим детям важно увидеть свою поделку полезной, то есть увидеть сделанного своими руками ангела на люстре, а не довольствоваться памятью о нем же, но в коробке. А еще… и в школах, и в магазинах, и вообще на улицах появляются украшения к Новому году. Если Рождество для нас – главный праздник, и мы будем украшать дом только к сочельнику, детям будет немного грустно, потому что везде уже царит блестящее сверкающее веселье, которого у нас в доме нет. Даже может быть завидно. В нашей особенности нет ничего плохого, мы и вправду – другие. Но это все-таки бывает грустно, даже если дети искренне разделяют убеждения родителей. А вот если мы с начала поста украшаем квартиру к Рождеству, то наш дом оказывается наряженным еще раньше, чем будет оформлен к Новому году школьный класс. При этом, после праздника святителя Николая мы останавливаемся. Значит, последние украшения – в честь этого святого. Выходит, на Новый Год уже нет особенных изменений в домашнем интерьере, и это делает для детей празднование новолетия менее значительным, чем праздник святителя Николая. И еще. Если мы учим стихи, готовим поделки к Рождеству, то и ждать дети будут именно Рождества, а все остальные даты, в том числе Новый год, будут промежуточными.

Школы обычно устраивают особые новогодние огоньки. Я сама училась в обычной школе, у меня были прекрасные отношения с одноклассниками, но за 10 лет я ни разу не побывала на этих мероприятиях. По-моему, ничего не потеряла. Мои собственные дети могут свободно выбирать: кто-то хочет и идет. А кто-то не хочет и не идет. Конечно, школьные елки не блещут высокой культурой, впрочем, как и большинство культурно-массовых развлечений в обычной школе. Отражение массмедийной поп-культуры, разбавленное особенностями местной самодеятельности. Первоклассникам обычно любопытно: что же это такое? А тому, кто учится в средней школе, может быть просто не интересно, если ребенок не привык дома к подобной культуре, имеет «выход» на настоящую культуру (в храме, на занятиях искусством). Как раз на елку в музыкальной школе тот же ребенок идет с удовольствием. В общем, зависит от самого ребенка, от конкретной школы.

Чтобы елки были радостью, лучше преподносит их детям в ограниченных количествах

А вот на специальные новогодние елки во всевозможные дома культуры мы не ходим. Именно потому, что мы любим елки, любим хорошие спектакли и концерты. Это – развлечение и праздник. Но это еще и тяжело. Дело даже не в нас, родителях (хоть нам двоим не хватает рук для каждого нашего ребенка, ведь за каждым усмотреть, утихомирить, каждому помочь – непросто), сами дети скоро устают от ярких, чудесных елок, которые в большом количестве и возбуждают, и утомляют. Поэтому, чтобы елки остались радостью, а не экзаменом на умение себя вести в экстремальных ситуациях, лучше преподносит их детям в ограниченных количествах. Раз их будет немного, они должны быть лучшими из возможных вариантов. Елка в консерватории или в сельском храме, в музее-усадьбе или дома – тут у каждого свои критерии «хорошести», свои возможности. Раз елок будет немного, эти праздничные мероприятия, конечно, должны выпадать на самые праздничные дни. То есть на святки, конечно, а не на пост. Таким образом, мы ходим и на елки, и на рождественские представления в театры на святках, когда по-настоящему праздник. Пошли бы и на новогодние, будь они на святках.

Также на Рождество мы ездим в гости, сами принимаем гостей, колядуем. Такая насыщенная программа в основном должна уложиться в пять дней от Рождества до начала школьных занятий. И еще надо сделать так, чтобы в один день было не более одного мероприятия. А значит, чтобы у детей каникулы были не только праздничными развлечениями, но и отдыхом, необходимо тихо и спокойно прожить дни, свободные от праздничных мероприятий, то есть дни перед Рождеством. Значит, никаких елок в новогодние дни, и никаких больших гостей. Тем более – это время строгого поста. Так что само собой получается: неделя перед Рождеством должна быть тихой и спокойной.

Поэтому мы не ходим на новогодние елки, кроме школьных. И чтобы не перегрузить детей. И чтобы не перебивать «аппетит» перед лучшими, рождественскими мероприятиями. Чтобы пост оставался постом.

Если есть возможность и желание куда-то пойти в предновогодние дни, мы бываем на концертах классической музыки, смотрим балет. Не более чем одно мероприятие, обязательно до Нового года, а не после него. И это имеет смысл только в том случае, если действительно будет культурным образованием для наших детей, а не потерей образования.

Если украшение дома, елку, подарки мы возвращаем Рождественскому празднику, то что же остается в доме новогодней ночью? Легкий праздничный, но постный стол, аналогичный воскресной семейной трапезе. Разрешение есть детям сладкое. Что же может быть еще особенного, что бывает только в новогоднюю ночь?

Так сложилось, что на сегодняшний день Новый год – единственный общенародный праздник в нашей стране. И самое интересное, что это еще и единственный семейный, единственный народный праздник, когда практически каждый дом ощущает себя частью государства Российского. Единственный праздник, в который в каждом доме звучит – часто единственный раз в году – гимн России. Как бы ни относились люди к государственной власти вообще и ныне существующей в частности, как бы ни относились эти люди к собственной стране, как бы редко ни посещали их мысли о Родине, в Новый год – и только в Новый год! – все слушают новогоднее послание Президента, и после боя курантов пьют шампанское под гимн России, а то даже и поют его. И получается, что сегодня главная песня Нового года – это не «В лесу родилась елочка», а гимн России. Новый год у нас – фактически народный день Российского государства. Это уже само по себе, по-моему, заслуживает поддержки. Заслуживает того, чтобы и мы присоединились к этому празднику.

Теперь именно так и воспринимают Новый год мои дети. Как ночь, в которую у нас очень поздний праздничный ужин. Мы дожидаемся назначенного времени, по интернету слушаем Президента, считаем бой часов на Спасский башне и вместе поем гимн нашей страны, любуясь ночной панорамой Кремля, с золотыми куполами его соборов, с флагом России на фоне синего снежного неба… Молимся на ночь, просим у Бога благословения на предстоящий год (получается, что подобная молитва у нас много раз в году – на дни рождения, годовщины, в церковный Новый год…). Выключаем свет. Младшие засыпают первыми. Старшие смотрят в окно на салюты и фейерверки…

Это и есть празднование Нового года в нашей семье. Телевизора у нас нет, но в интернете есть он-лайн трансляция речи Президента. Надежнее, правда, заранее скачать выступление вместе с боем курантов и гимном. Ведь Новый год на Камчатке наступает за несколько часов до того, как дело дойдет до Москвы, и записи из восточных регионов свободно гуляют по сети.

Чего мы лишили наших детей?

Основные детские атрибуты Нового года у нас возвращены Рождественской ночи. Так что «чудесная ночь» у наших детей наступает в ночь с 6 на 7 января по новому стилю. Наши дети оказываются не только не лишены всех основных детский новогодних радостей, но получают их в гораздо более полном, широком и глубоком объеме. Новый год у нас получился ночью государства Российского и боя курантов. То, что мои дети «опаздывают» с елкой и подарками на целую неделю, меня не смущает. В моем собственном детстве всегда было это «опоздание», и я даже не понимаю, чем это может быть плохо. Тем более, что все родители в нашей стране никак не смущаются тем, что и сами они опоздали с елками и подарками, ведь «цивилизованный мир» одарил детей и елкой, и подарками за неделю до них – 25-го декабря.

Что же осталось такого, что есть в новогоднем праздновании у наших соотечественников, но чего наши дети оказались лишены?

У нас нет мистического ажиотажа по поводу приближения и наступления Нового года. Сколько дней, часов и минут осталось до «часа икс». Какие символические цифры будут в новом календаре.

Нет никаких атрибутов новой общераспространенной религии, в которой особую роль играют «символы года». Поклонение им пропагандируют телевидение, дорогие рекламные щиты на улицах и дешевые сувенирчики в переходах, елочные украшения и открытки в любом магазине. Дети украшают школьные классы изображениями этих зверюшек, бабушки дарят внукам плюшевых змей, поющих дракончиков, пластмассовых крыс – в зависимости от того, чье именно изображение приносит в том году счастье человеку. Даже еда в новогоднюю ночь должна быть «угодной» покровителю года. Для дракона готовят мясо, а для овцы – зелень… В фойе нашей школы я увидела изображения коз зеленого цвета. Оказывается, наступающий год посвящен козе, да не простой, а деревянной, да еще сине-зеленой.

Суеверия – это религия людей, у которых была отнята вера

Чего еще нет в нашем доме? Бесчисленного количества суеверий, которые, кажется, умножаются с каждым годом. Скажем, во время боя курантов надо съесть бумажку, на которой написано желание, запивая ее шампанским. Желание, конечно, сбудется. Надеть на себя все новое (или хоть что-то новое), чтобы в Новом году все было… новым. Да, одежда, как и еда, должна быть угодной зверю года. Наверное, есть еще много того, о чем я даже не догадываюсь. И маленькие дети, и пожилые учителя – все об этом знают, и иногда им приходится удивляться невежеству моих детей. Но еще маленькой девочкой я знала о том, что подобные суеверия – это религия людей, у которых была отнята вера. И это не глупо, над этим нельзя смеяться. Потому что это – другая вера. Потому что это – грустно. Потому что это – страшно. Теперь и мои дети учатся жить с людьми, которые надеются угодить деревянной козе. Которые с верой и надеждой молятся морозному деду об исцелении больной мамы. Благоговеют перед способностью этого благого бородача видеть все добрые и злые дела каждого ребенка. Перед его властью награждать и наказывать детей. С людьми, которые знают о судьбе их знака зодиака в наступающем году. И это, прямо скажем, беснование – и есть основная причина для православной семьи отмежеваться от полного погружения в праздник Нового года, не впускать его в дом в том виде, какой он сейчас имеет.

Слава Богу, в таком количестве это безумие встречается только перед Новым годом. А в остальное время мы можем сами приносить праздники в мир, и мир в лице школы часто с готовностью и открыто встречает церковную жизнь. Впрочем, это другая тема.

…После тихих дней между Новым годом и Рождеством, когда вся семья собирается вместе, наступает долгожданный сочельник. В нашем доме появляется живая елка. Восьмиконечная золотая звезда. Квартира украшается мишурой, гирляндами, еловыми венками, рождественскими надписями. На иконах – белые полотенца, еловые ветки. Вечером на столе – белая скатерть, сено, деревянная миска с кутьей, зажигается свеча у вертепа… Но это уже, собственно, начало Рождества. Нас ждет ночная служба, а потом – подарки под елкой… Чудо Рождества, чудо праздника, который приносит радость, настоящую радость. Когда небо и земля вместе торжествуют, когда Ангелы и люди встречают один и тот же праздник. Сочельник, Рождественская ночь, святки, Крещение – все эти праздники уже на пороге. Праздники, которых наши дети не лишены.

Если мы сможем привести детей к радости Рождества Христова, то и Новый год, и другие подобные праздники отступят на второй план

Если эти, настоящие праздники, придут в наш дом, если мы действительно сможем привести детей, вместе с ними прийти к радости Рождества Христова, то и Новый год, и другие подобные праздники сами собой потускнеют, поблекнут и отступят на второй, третий, пятый план. Пусть будет в жизни наших детей Новый год. Как один из праздников рождественского поста. Который отдаленно напоминает о приближении Рождества. Который так отличается от всех праздников нашего дома. Ведь обычно наши торжества – это события только нашей семьи, или же праздники всей полноты Православной Церкви. Реже мы отмечаем дни исторической славы нашего Отечества. И только раз в году в наш дом приходит праздник того государства, в котором мы сейчас живем, совпадающий с наступлением нового календарного года.

Может ли новогодняя ночь «перебить» рождественские торжества? Да как же это возможно, если Рождество – это детские воспоминания, это объединение всей семьи, это елка и подарки, это исторические традиции нашей Родины, это служение Богу, это жизнь Вселенской Церкви, а Новый год… Новый год – это школьный огонек в конце второй четверти, это необычная ночь с боем курантов и пением российского гимна, виды Кремля и фейерверки на улицах. Это все интересно, здорово, но не может затмить даже день рождения ребенка. Тем более День Рождения Спасителя Мира, празднование которого соединяет все возможные представления о радости человека…

www.pravoslavie.ru

Семья – малая церковь. О проблеме воспитания детей в православной семье 29.10.2012 18:09

  1. I.Семья – ее значение в обществе.

Выражение «семья — малая церковь» дошло до нас с ранних веков христианства. Апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их «Домашнюю их церковь»[i].

Конституция РФ признаёт семью основным элементом общественной структуры и подчёркивает её роль в воспитании детей. Она не даёт определения семьи, но из ст. 18 можно сделать вывод, что это супруги, а если у них есть дети – то они и дети. Семья в конституционном понимании тесно связана с понятием «брак», и её образование касается исключительно пар, которые заключили брачный союз.

«Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения — родине и государству».[ii]

II. Основы семейных отношений.

Предназначение человека — стать наследником вечной жизни. У каждого на земле свой путь спасения. В православной культуре существуют две основные традиции достижения этой цели: монашество и семья.

Семья создана Творцом для умножения любви и продолжения жизни человечества на земле.

Семья начинается с брака, с того момента, как юноша и девушка определили свой выбор и приняли решение о совместном построении единой жизненной судьбы для себя и своих будущих детей.

Семья — это благословлённый Богом священный союз, естественная форма совместной жизни людей. Человеку дана возможность строить этот священный союз на основе любви и свободы.

Семья имеет религиозную основу. Обращаясь к истории, узнаём, что устойчивость единобрачия, как социального феномена, сформировалась в христианской культуре. Духовной и психологической основой супружества являются религиозные морально-нравственные представления, утвердившие семью фундаментальным общественным институтом. Муж: и жена после бракосочетания представляют собой единую плоть, неразрывную внешними обстоятельствами и имеющую своё продолжение в детях. Еврейские мудрецы говорили, что мужчину, у которого нет жены, «нельзя назвать человеком». По еврейским понятиям, мужчина без жены – это лишь половина человеческой сущности. Важная черта еврейской семьи – её сплоченность. Есть еврейское высказывание: «Семья подобна куче камней – вытащи один, и вся куча рассыплется».

В христианстве супружество понимается не просто как земное проживание мужчины и женщины, а как их устремлённость к совместному спасению в Вечности.

Единство семьи происходит из духовного и телесного единения мужа и жены. В супружестве важна не одинаковость характеров, а единая система нравственных ценностей, которая проявляется в совместном выборе жизненных целей.

Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно-религиозные, национальные и отечественные традиции своего народа. Она призвана пробудить духовную потребность личности в любви к ближнему, Отечеству, Богу. Семья призвана формировать самосознание личности, основанное на свободном внутреннем выборе служения Добру.

Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Идея создания этого праздника возникла у жителей древнего города Мурома (Владимирская обл.). На протяжении почти восьми столетий 8 июля православные христиане почитают память святых князя Петра и княгини Февронии Муромских.

Эта супружеская чета княжила в Муроме в XIII веке. Петр и Феврония при жизни являли собой пример супружеской верности и любви.

Именно в семье начинает формироваться душевное пространство личности, определяется диапазон переживаний ребёнка Родительское отношение к ребёнку имеет важное значение. Вся информация в детские годы воспринимается во всей полноте своей таинственной неповторимости.

Себастьян Брант (1457-1521), немецкий ученый, гуманист, поэт в своей сатирико-дидактической поэме «Корабль дураков», в главе «О воспитании детей» высказывает такую фразу: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, а родители пример всему…». Даже из такого, простого на первый взгляд, высказывания мы можем определить значение семейных отношений в воспитании детей.

Современная западноевропейская модель цивилизации, с её искажением, а затем и отрицанием христианских ценностей, развиваясь и утверждаясь на постулатах прогресса.

Живя в религиозных традициях православной семьи, ребёнок незримо строит в сердце храм своей души. И роль родителей – подобрать «материал» для строительства.

В настоящее время идеалы активно формируются средствами массовой информации, зачастую искажая подлинное понимание. Где мы можем встретить пример искаженного понимания? Именно в СМИ нам предлагают искаженный вариант данных понятий.

Главное в процессе воспитания дать ребенку правильное представление о подлинных ценностях. Ценности у каждого человека определяются в соответствии с «внутренним миром». Я бы выделил следующие:

Если с раннего возраста ребенку дать правильное представление о истинных ценностях, не подменяя их на ложные ценности субкультуры, то уже в зрелом возрасте он сможет сам определить для себя вектор, направленный на спасение души, устремленный в Вечность.

vdschool.ru

Материнство, семья, воспитание

Семья и дети – одни из главных ценностей любого православного человека. Более того, именно создание семьи и рождение детей – один из главных наказов, данных Богом первым людям, а через них и всему человечеству. Однако жизнь есть жизнь, и в любой семье могут возникать проблемы, которые нужно уметь правильно разрешать. Не менее важно и воспитывать ребенка в соответствии с православными традициями. Получить ответы на многие вопросы, касающиеся этих тем, можно из соответствующей литературы. И в нашем интернет-магазине Вы можете купить православные книги о воспитании детей в Москве, СПб и с доставкой по России.

Несмотря на современные тенденции, православная семья, объединенная верой, остается идеалом жизни для многих верующих. Люди продолжают вместе ходить в храм, любить и уважать друг друга, читать книги о православном воспитании, прививать детям основы веры, стремиться вместе к праведной жизни.

Мужчина является главой семьи, и он обязан уметь не только любить, но и прощать, заботиться о жене и детях, нести за них ответственность. Будучи опорой своего семейства, мужчина должен помнить, что он наделен особым правом от Бога, а потому все его поступки должны быть осознанными и верными.

Женщине отводится не менее важное место, ведь ее долг – проходить вместе с мужем и детьми через все тяготы жизни и невзгоды. Жена – главная помощница мужу, продолжательница рода, хранительница очага и создательница уюта. Вести праведную жизнь и искренне доверять Господу для нее также важно, как и для ее мужа.

Что же касается детей, то их роль еще более велика, так как они продолжают свой род, являются надеждой и гордостью родителей, скрепляют семью. Однако воспитывать их нужно согласно библейским заповедям, взращивая в них любовь к Богу и людям, чувство справедливости и долга, уча пониманию, состраданию и уважению окружающих.

Обо всем этом, а также о многих других важных вещах рассказывает православная литература о семье и детях по цене издательства. У Вас есть возможность заказать православные книги о семейных отношениях, материнстве и детях, приобрести ценнейший опыт, узнать, как правильно выстраивать отношения в семье, воспитывать детей и вести правильную семейную жизнь в традициях православия.

Обратите внимание, что в отдельном разделе нашего каталога есть православная литература для детей.

Ценность литературы о материнстве, семье и воспитании

Православная литература о воспитании детей, материнстве и семье – это уникальный источник знаний и мудрости. Она настолько многогранна, что может быть применима к любой области личной и семейной жизни. С ней Вы узнаете:

Как построить крепкие семейные отношения;

Как вести себя новобрачным;

Стоит ли прибегать к контрацепции и делать аборт;

Как выбирать имя новорожденному;

Как воспитывать ребенка;

Как избежать развода и сохранить семью;

Как вести семейный быт;

Какие акафисты читать во время беременности и после родов;

Какие молитвы способствуют семейному благополучию и так далее.

У нас Вы можете найти лучшие издания книг от разных авторов. Если Вы решите купить православные книги о семье и браке в интернет-магазине «Летопись», Вы сделаете правильный выбор и улучшите свою жизнь. Стоимость можно узнать в каталоге.

letopise.com

Православная психология детям и семье

Интересно, что у любого ребенка есть естественная природная потребность в определении четких границ между добром и злом, на этой потребности построен весь детский фольклор и даже вся современная киноиндустрия с культом супергероев. Православие, как наша генетическая ветвь христианства, наилучшим образом соответствует природной детской потребности определения «что такое хорошо и что такое плохо». Я, как автор темы, должна обозначить ее задачу. Сама, как человек невоцерковленный и делающий первые шаги в переформировании собственного мировоззрения с точки зрения православия, могу предложить постепенное знакомство и осмысление сути православного подхода к жизни в семье, воспитанию детей и решению проблем, связанных с детьми. Здесь приветствуется дискуссия, но будут баниться неуважительные выпады в сторону как православия, так и его оппонентов.

Что такое православная психология и психотерапия

Первый раз мы встречаем ее в Ветхом завете (Ветхий Завет, Второзаконие, 8:3). Моисей, успокаивая свой народ, утомленный сорокалетним исходом из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек».

В Новом Завете также встречается это выражение. Когда Христос был в пустыне и держал сорокадневный пост, «приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мтф. 4:3,4).

Человек создан Творцом существом духовным. А это значит, что если он забывает или не обращает внимание на эту отличительную свою особенность, то неизменно попадает в ситуацию конфликта (внутреннего, межличностного, социального…).

Светская (секулярная) практическая консультативная психология и психотерапия это знание о человеке как духовном существе не признают и не учитывают. Следовательно, попытки решать все проблемы человека осуществляются только на психологической (душевной) плоскости без учета духовной вертикали бытия. Таким образом, все еще продолжается мучительное блуждание психотерапии и психологии вдали от Истины, от «Земли Обетованной».

В психологии нет единого взгляда на природу человека. Это напоминает известную притчу о слепых и слоне. Попытка слепых, у которых была возможность дотронуться до слона и дать его описание, оказалась крайне неудачной. Понятно, что каждый из слепых описал ту часть этого животного, которая попала в его ограниченное поле восприятия. Эта притча очень хорошо иллюстрирует множество разнообразных теорий в современной психологии. Очевидно, что ей недостает целостности, достигаемой в результате познания как откровения, а не просто интеллектуального аналитического поиска, исследования и решения частных задач.

Несмотря на такое разнообразие теоретических представлений о психических качествах человека, психология накопила и множество эмпирических фактов. Она может многое рассказать о человеке того, что важно, полезно и применимо на практике.

Психотерапия за время своего развития по различным направлениям (а их боле 200) наработала большой и разнообразный опыт практической помощи людям с психологическими проблемами. Его нельзя не учитывать. Но не все из этого опыта применимо в православной психотерапии и консультировании.

Дать целостное «описание слону» можно в том случае, если у нас есть возможность взглянуть на него в целом. Вот этот целостный подход к человеку и предлагают применять православные психологи и психотерапевты. Работая с человеком на плоскости души (психики), нельзя не учитывать ее связь с телом и духом, а также взаимное влияние всех этих трех составляющих человеческой личности.

Представления о человеке и о методах психотерапии в разное время определялись разными подходами.

Возникновение и развитие психотерапии совсем не случайно совпало с постепенным оскудеванием веры, утверждением и развитием материализма в западном христианском обществе.

Бог умер (нем. Gott ist tot ) — это известное высказывание Ницше появилось в его книге «Весёлая наука» (1882г.):

«Величайшее из новых событий — что «Бог умер» и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия — начинает уже бросать на Европу свои первые тени».

Развитие психотерапии волнообразно происходило в рамках этого утверждения. Одна волна направлений сменялась другой волной. На смену поведенческой психотерапии пришел психоанализ, затем гуманистическая, экзистенциальная психотерапия….

Во время Второй Мировой Войны Виктор Франкл, австрийский психотерапевт, основатель экзистенциального направления психотерапии, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии, находился в застенках Освенцима. Он явился очевидцем того, что люди, имеющие смысл своего существования, не теряли внутреннюю силу (силу духа) и выживали. В статье «Основные понятия логотерапии» он пишет: «Наше поколение реалистично, потому что нам довелось узнать человека, каков он есть. В конце концов, человек изобрел газовые камеры; но человек был и тем, кто не теряя достоинства, шел в эти камеры с Иисусовой молитвой или «Shema Gisrael» на устах».

Из трагической для России истории ХХ-го столетия нам известно много примеров, когда именно сила духа помогала выдерживать невыносимые испытания. Она же давала человеку силы достойно совершить свой уход из жизни в мир иной.

Таким образом, Виктор Франкл в психотерапию ввел понятие Сверх-смысла или «нуса»-духа, описал нусо-динамику как поиски смысла жизни.

Наряду с Марселем (1889—1973), французским философом, основоположником т.н. католического экзистенциализма, и Хайдеггером, (1889-1976), немецким философом-экзистенциалистом, Франкла можно назвать философом (психологом) порога, т.е. мыслителем, который выходит за рамки атеизма, но не доходит до теологии, не принимая ее догматов.

В наше время в психотерапии идет «четвертая волна» – духовно-ориентированная психотерапия. Ее развитие осуществляется на базе различных религиозно-философский учений о человеке. Для западных психологов, незнакомых с православием и святоотеческим учением о человеке, это происходит чаще всего на стыке восточной философии и практики. Как таковые западные формы христианства оказались здесь бессильными.

В нашей стране интенсивно развивается психология, ориентированная на Восточное христианство – православная психология. Она опирается на достижения психологии, христианской философии и богословия, а также на богатейшее наследие святоотеческого аскетического опыта и православной антропологии..

Не случайно именно в наше, полное искушений, время возрос интерес к православной психологии. И формируется она как междисциплинарная наука. В ее развитии принимают участие ученые психологи, философы, культурологи, психологи-практики, и, конечно, богословы и священники….

Методология православной психологии требует выработки общего языка понятий. В процессе ее формирования необходимо определить общую цель, сформулировать задачи и четко обозначить вопросы, которые требуют насущного ответа. Все разногласия и трудности в принципе преодолимы, поскольку специалисты, занимающиеся этими вопросами, стоят на позиции христианского мировоззрения и принадлежат к Православной Церкви. Объединение в лоне Церкви является залогом того, что этот процесс завершится, преодолев все трудности и искушения.

Такова одна из задач образованного в Санкт-Петербурге Общества Православных психологов им. Феофана Затворника. Члены общества активно занимается как теоретическими разработками, так и практическим консультированием, психотерапией, проведением обучающих семинаров и т.д.

www.deti03.com