Дети с отклоняющимся развитием это

1.3 Психологические проблемы семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Рождение ребенка с нарушенным развитием – тяжелейший стресс для его родителей. На психику родителей оказывает разрушающее воздействие динамика отклонений в развитии у ребенка, так как родители находятся в длительной психотравмирующей ситуации. В результате, развиваются личностные нарушения, которые проявляются в эмоциональной нестабильности и различных эмоциональных состояниях родителей. Необходимо сохранить и поддержать психическое и психологическое здоровье членов семьи, имеющих такого ребенка, поскольку именно семья является основой личностного развития ребенка [Варнакова Ю.В.]

Семьи, которые имеют детей с нарушенным развитием, относятся к наиболее уязвимым и специфическим категориям населения. Вследствие проблем воспитания и ухода, а также невозможности самореализации возникает затруднительное полноценное функционирование, что приводит к натянутости и напряженности внутрисемейных отношений.

По данным психолого-педагогических исследований (Н.Л. Белопольской (1984), Н.Г. Корельской (2003), В.В. Ткачевой (1998) и др.) семьи, воспитывающие детей с нарушенным развитием, имеют ряд психологических проблем:

— родители из-за отсутствия перспектив в отношении своего ребенка испытывают нервное напряжение, беспокойство, тревогу, изнеможение, отчаяние, неуверенность, психологическую нагрузку, стресс;

— ожидания родителей не соотносятся с личностными особенностями своего ребенка, а, следовательно, это вызывает негодование, огорчение, раздражение и неудовлетворенность;

— проблемы самоактуализации и самореализации;

— происходит нарушение и искажение семейных взаимоотношений;

— родители чувствуют вину перед своим ребенком;

— родители ограничивают контакты с внесемейным окружением, происходит изоляция семьи от социума;

— в связи с экономическими затратами, социальными проблемами и эмоциональными переживаниями в семье создаются частые психотравмирующие ситуации;

— происходит формирование агрессивных форм поведения и взаимодействия семьи к окружающим людям.

Таким образом, родителям, воспитывающих детей с отклоняющимся развитием, необходима квалификационная психотерапевтическая помощь, без которой они не в состоянии целесообразно и адекватно взаимодействовать со своим ребенком.

Члены семьи, воспитывающие ребенка с нарушенным развитием, по мнению В.В. Ткачевой (1998), имеют личностные нарушения, и, как следствие, они нуждаются в особой работе, направленной на всю семью в целом [С.О. Ларионова].

Феномен экспектаций является психологической основой стрессовых и шоковых реакций родителей. Экспектации – это система ожиданий родителей в отношении ребенка и своего собственного поведения. То есть, на уровне бытового сознания они являются смутными представлениями о том, каким будет ребенок, каким будет его поведение, и как будут вести себя родители в новых для себя ролях матери и отца [Сорокин В.М.]

Многие родители воспринимают диагноз больного ребенка как приговор и как личную катастрофу, что представляет особую психологическую трудность. Причем чем меньше они знают о диагностируемом заболевании, тем острее может быть реакция. Родители не принимают диагноз и многократно прибегают к его перепроверке, используют различные формы лечения, от нетрадиционной медицины до магии, тратят много времени на выяснение причин болезни у ребенка.

Если экспектации отсутствуют, то это может привести к тому, что процесс воспитания больного ребенка заменяется просто физическим уходом, так как родители не имеют представления какие воспитательные методы к нему применять. Это, кроме заболевания, дополнительно может осложнить процесс формирования ребенка, время непродуктивных попыток лечения в ряде случаев продолжается до 5 лет. К этому времени родители много узнают о причине болезни, течении, осложнениях, но не об особенностях его воспитания и как в этих условиях развивается ребенок. Процесс воспитания как бы откладывается, что еще больше затрудняет процесс развития больного ребенка.

Шоковые реакции у родителей различные авторы оценивают по-разному, в зависимости от критериев купирования признаков состояния шока (Спок Б., 1990; Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., 2004). Это состояние может длиться до полугода. От того насколько был желанным ребенок, от индивидуально-психологических особенностей матери и отца зависит то, насколько быстро родители смогут выйти из состояния шока. Степень эмоциональной сплоченности родителей способствует их быстрой мобилизации. Из-за длительного переживания стресса от факта рождения больного ребенка у многих матерей появляются многочисленные соматические жалобы на боли в сердце, желудке, тошноту, сонливость, головокружение, потеря аппетита, озноб и пр. Отцы не так много времени проводят с ребенком, поэтому в меньшей степени демонстрируют признаки астенизации. Окружающие люди избегают разговоров на болезненную для матери тему, тем самым оставляя ее в состоянии психологического одиночества.

Более чем у 70% матерей, воспитывающих умственно отсталых детей, в процессе семейного консультирования было выявлено двойственное отношение к собственному ребенку. Отмечалось чувство постоянной тревоги за него, непокидающее ощущение какой-то опасности того, что должно произойти что-то неприятное. Отмечали, что до рождения не испытывали такой мнительности и тревожности, а теперь у них присутствует чувство собственной незащищенности и слабости. Чувство собственной слабости и невозможности уберечь собственного ребенка от чего-то непоправимого лишний раз только увеличивает чувство вины перед ним [Шипицина Л.М., с.194].

Амбивалентность отношения к своему ребенку наблюдается в том, что он в одно время может рассматриваться и как объект безграничной любви, и как источник душевных терзаний. Последнее, как отмечает большинство матерей, является причиной частых приступов раздражения к ребенку. Через какой-то промежуток времени появляется чувство вины.

Больше трети матерей с умственно отсталыми детьми отмечают, что на втором году жизни ребенка они начинают его стесняться, из-за недоброжелательности и праздного любопытства людей на улице, в транспорте и общественных местах. Опасаясь агрессии со стороны здоровых детей, многие родители стараются избегать общественного транспорта и выходят на прогулку с ребенком вечером. Родители, воспитывающие умственно отсталого ребенка, испытывают антипатию к здоровым детям, страх, что они обидят их сына или дочь. Многие матери отмечают, что вид здоровых детей вызывает у них чувство несправедливости [Шипицина Л.М].

Родителей с детьми у которых интеллектуальные нарушения окружающие воспринимают как людей, имеющих вредные привычки (наркоманы или алкоголики) или как психически больных. Это выстраивает стену между родителями и окружающими людьми. Поэтому родители делают все, чтобы сменить диагноз ребенка, к примеру, на ранний детский аутизм или на детский церебральный паралич. Родители сознают, что их ребенок с нарушениями интеллектуального развития не сможет в будущем стать самостоятельной и полноценной личностью, какие бы титанические усилия они к этому не прилагали. Дефект ребенка травмирует психику родителей и притормаживает их социальную активность. Можно выделить несколько особенностей в общении родителей и ребенка с нарушениями: родители не умеют создавать общую деятельность, выбирают неправильную модель воспитания, не желают общаться с ребенком [И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева].

Семейное благополучие, участие родителей в его физическом и духовном становлении, правильность воспитательных действий положительно сказывается на развитии умственно отсталого ребенка. Поэтому проведение целенаправленной работы с родителями, в первую очередь, с матерями больных детей, очень важная необходимость. В эту работу входит: исследование внутреннего состояния матери, обнаружение более сложных психологических моментов в жизни семьи, оказание психологической консультативной помощи. Поэтому нужно не оставлять родителей один на один со своей бедой, иначе это станет их личной трагедией. Родителям детей с интеллектуальными нарушениями необходимо поверить в собственные силы и возможности своего ребенка. Семьи с детьми с умственной отсталостью нуждаются в психологической поддержке (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А., 2000; Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., 2003; Краузе М.П., 2006) [Шипицина Л.М].

Для родителей детей с ДЦП наиболее травмирующим фактором являются двигательные нарушения ребенка. Двигательные расстройства дополняются внешней уродливостью, обезображенной фигурой ребенка, гримасой, характерными нарушениями речи, модуляцией голоса, постоянной саливацией. К этим внешним недостаткам постоянно привлечено внимание окружающих людей, что еще сильнее травмирует психику родителей (В. В. Ткачева, 1999)[В.С. Иванова].

Также дети с ДЦП испытывают трудности при передвижении и им необходима физическая помощь, постоянный уход со стороны близких. Переживания усиливаются поиском и покупкой специальных транспортных средств, а это дополнительные материальные затраты для родителей. У таких детей темп передвижения медленный, неустойчивая походка, а спуск или подъем по лестнице требует дополнительных приспособлений. Из-за всего этого родители испытывают глубокие эмоциональные переживания [И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева].

По данным Института коррекцион­ной педагогики, частота детского аутизма составляет 15–20 случаев на 10 тыс. детского населения. Наблюдается, что частота аутизма растет и не зависит от нации, расы или гео­графического фактора [А.С. Злобина]. Исследуя аутичных детей, опыт показывает, что им необходимо специализированное образовательное учреждение. Для родителей отсутствие такого учреждения является особой психотравмирующей проблемой. Специализированную реабилитационную помощь в основном дети могут получить в столице или крупных городах, в связи с этим дети вынуждены обучаться в обычной массовой школе [Кожанова Т.М].

Так как у ребенка нарушена способность устанавливать адекватный контакт с окружающим обществом и родителями в том числе, это является травмирующим фактором психоэмоционального статуса родителей. Нарушение социальной адаптации и неприспособленность в социально-бытовом плане мешают аутичному ребенку адаптироваться в социуме. Поскольку у ребенка отсутствует потребность в адекватном контакте, а именно, обнять, приласкать, поговорить с родителями, поцеловать их, то родителям тяжело принять этот факт (Е. Р. Баенская, M. M. Либлинг, 2004) Из-за ранимости и эмоциональной хрупкости своих детей, родителям приходится держать себя в определенных рамках (не делать резких замечаний, движений, не повышать голос). Родители сами становятся ранимыми и превращаются в эмоционального донора для своего ребенка [И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева].

Дети с задержкой психического развития имеют более радужное будущее, чем дети с другими нарушениями в развитии, потому что при проведении соответствующей коррекционной реабилитации их отклонения не постоянны во времени и эффективно лечатся. Дети с ЗПР в сознании родителей более перспективны, из-за временного характера и обратимости их нарушений. Разнообразные формы нарушения поведения детей с ЗПР (бессмысленное упрямство, немотивированная грубость, злобность и агрессивность, ярко выраженный эгоизм, желание постоянно быть в центре внимания) негативно воздействуют на родителей этой группы. Постоянные конфликты, социальная неадекватность и социально неприемлемые формы поведения детей, то есть аномальное развитие ребенка, зарождает у родителей чувство безнадежности и приводит к потере связи с ребенком [И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева].

К особой категории относятся дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности легко возбудимы и чрезмерно активны, что вызывает у родителей повышенное внимание и напряжение. Это приводит к истощению психического состояния и энергетического потенциала родителей.

У родителей с детьми с недостатками речевого развития возникает коммуникативный барьер, отгороженность и отчужденность в детско-родительских взаимоотношениях. Специфика развития детей с нарушениями речи (к ним относятся: алалия, афазия, дизартрия, заикание и другие тяжелые речевые нарушения) негативно отражается на психике родителей. Такие дети рассматриваются родителями как наименее перспективные в будущем в отличие от своих сверстников [Кожанова Т.М].

Родители детей с нарушениями слуха делятся на две группы: родители, у которых нарушена слуховая функция и родители с нормальным слухом. Родители, которые относятся к первой группе не испытывают особых трудностей в силу схожести болезни. Родители другой группы испытывают сложности во взаимоотношениях и воспитании своих детей. Родительские (в первую очередь отцовские) позиции и внутрисемейные отношения искажаются, провоцируется отрицательное отношение детей с нарушениями слуха к своим родителям, что приводит к разрушению ребенка как личности [Кожанова Т.М].

Немалые трудности испытывают родители детей с нарушениями зрения, а именно – ориентировка детей в пространстве. Одной из важнейших проблем является транспортная проблема. Родителей беспокоит то, как их дети самостоятельно будут преодолевать эту проблему. В таких семьях нарушаются детско-родительские взаимоотношения, потому что ребенок растет инфантильным, эгоистичным, личностно незрелым [Кожанова Т.М].

Дети со сложным дефектом должны обучаться в специализированных учреждениях интернатного типа, но родителям зачастую сложно принять решение и отдать ребенка в руки специалистов, поэтому дети подолгу остаются в домашних условиях без должного профессионального, педагогического внимания и обучения.

Психические, сенсорные, речевые, двигательные и эмоционально-личностные расстройства, характеризующие ту или иную аномальность детского развития, выступают основным психотравмирующим фактором, который определяет личные потрясения родителей с детьми с нарушениями развития. На переживания родителей больных детей оказывают влияние выраженный характер нарушений, их устойчивость, продолжительность и необратимость. Родители, которые психически здоровы и не имеющие психофизических нарушений более остро реагируют на рождение ребенка с нарушениями в развитии и это негативно влияет на их психику. Родители, имеющие нарушения сенсорного, двигательного и интеллектуального характера, легче приспосабливаются к нарушениям ребенка. Отклонение в его развитии не является психотравмирующим фактором для родителей. Родители связывают болезнь ребенка со своей собственной и воспринимают это как норму [И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева].

С появлением больного ребенка нарушаются внутрисемейные взаимоотношения, характер отношения членов семьи с окружающим обществом, своеобразность мировоззрения каждого из родителей. Все надежды на счастливое будущее ребенка рушатся в одно мгновенье, а для того чтобы обрести новые жизненные ценности и ориентации требуется продолжительный период времени. Это обуславливается рядом причин: психологическими особенностями характера родителей, их способностью принятия или непринятия аномального ребенка; наличием совокупности расстройств, которые характеризуют то или иное отклонение; отсутствие какой-либо поддержки семьи с больным ребенком со стороны общества.

Обязанности в семье обычно распределяются традиционно, то есть ложатся на женщину и включают в себя воспитание и обучение ребенка, в том числе с нарушениями в развитии. Мужчина является основным добытчиком в семье, не меняет свой привычный образ жизни, профиль работы, а значит, остается в привычных для него социальных отношениях. В силу своей занятости отец меньше чем мать уделяет внимание больному ребенку. Поэтому он меньше подвержен нервным стрессам и патогенным воздействиям на его психику, в отличие от матери аномального ребенка. В большинстве случаев все происходит именно так, но существуют и исключения из правил [И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева].

Женщина, родившая больного ребенка, испытывает более высокий эмоциональный стресс. То, что именно она родила больного ребенка, вместо ожидаемого здорового, приносит ей невыносимое страдание, поэтому она испытывает частые депрессии и истеричные состояния. Переживая за будущее ребенка, она ощущает страх, панику, чувство одиночества, не видит смысла в жизни. Так как мать постоянно находится в тесном контакте с ребенком, она испытывает повышенную физическую и эмоциональную нагрузку, что плохо сказывается на ее собственном здоровье. Зачастую у матерей таких детей снижен психический тонус, занижена самооценка, что выражается в утрате интереса к жизни, перспектив профессионального роста, несбыточности реализации запланированных ранее творческих идей, утрате заинтересованности в себе как в личности и женщине.

Еще до рождения ребенка у матери появляется чувство любви и привязанности. Эта любовь подкрепляется эмоциональной взаимностью ребенка: его улыбкой, оживлением при появлении матери и др. Но поскольку эти социально-психологические проявления у ребенка слабо выражены, то у матери проявляется депривация материнских чувств. В связи с появлением больного ребенка, его воспитанием, обучением и общением в целом, личность матери претерпевает существенные изменения, так как этот процесс занимает длительный период времени (В. А. Вишневский, 1987). Депрессивные состояния и переживания трансформируются в невротическое развитие личности и влияют на нарушение социальной адаптации матери.

Необратимые психические расстройства у ребенка вызывают у его матери стресс и различные заболевания соматического и психического характера. То есть болезнь ребенка, его психическое состояние влияют на состояние здоровья родителей, а в большей степени на здоровье матери [И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева].

Таким образом, семьи, воспитывающие детей с нарушениями развития, нуждаются в психологической помощи и поддержке, из-за огромного числа различных проблем, с которыми эти семьи ежедневно сталкиваются. Психокоррекционная работа позволяет также выявить важнейшую помощь семьям с детьми с нарушениями в развитии. Родители испытывают личностные переживания, связанные с дефектом ребенка, поэтому им необходима специальная помощь для устранения этих психологических проблем.

studfiles.net

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием

(из опыта работы)

В дошкольном возрасте у детей происходит качественный скачок в своем психическом и физическом развитии. В этот период у ребёнка сформировались такие процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В структуре дошкольного воспитания сенсорному развитию ребёнка уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет в дальнейшем адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. В отличие от проблемы сенсорного воспитания детей с условно нормальным развитием, это сторона развития изучена всесторонне, проблеме сенсорного воспитания детей с отклоняющимся развитием было уделено меньше внимания. А между тем известно, что у этой категории детей недоразвитие именно зрительного восприятия менее выражено по сравнению с другими базовыми функциями (более высокими сферами психики). По этому, относительная сохранность зрительного восприятия ( а также, в некоторых случаях, тактильного и слухового) позволяет принять в качестве исходной базы работу по совершенствованию этой сферы, что в свою очередь позволит успешно решать задачи по воспитанию их социально-бытовой приспособленности, познавательного развития, и наметить дальнейшие шаги к формированию таких личностных черт, как самостоятельность, независимость и др.

У каждой категории детей с отклоняющимся развитием специфика нарушения восприятия будет индивидуальна. Дети с задержкой психического развития отличаются несформированными представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности, из-за недостатков зрительного восприятия. Особенно ярко незрелость зрительного восприятия проявляются в дошкольном возрасте. У детей отмечаются трудности в выделении фигуры на фоне, сложности в опознании зрительно воспринимаемых реальных объектов и изображений, в построении целостного образа из отдельных мелких предъявленных частей. Дети затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов: когда изображение представлено в виде контура или неполным, недорисованным рисунком; изображения предметов наложенные друг на друга; перечеркнутые различными линиями; перевернутые предметы; схематичные рисунки. Дети с аутичными чертами, назвав какой-либо из цветов, часто не связывают это название с конкретным цветом. Ребенок, самостоятельно произнеся слово синий, может указать на зеленый или на какой-либо другой цвет. Устойчивой связи между словами, произносимыми ребёнком, и названием конкретного цвета не образовалось. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью выделяет наиболее яркие свойства, в основном лишь одно, по которому отличает предмет от других предметов. В рассматриваемом объекте "выхватываются" отдельные части, при этом недооцениваются другие важные для общего понимания детали, что подтверждает узость объема восприятия. Восприятие остается размытым и неточным. Цветовые эталоны ребенком воспринимается труднее поскольку, в отличие от формы и величины, не оказывают большого влияния на выполнение действий.

Отечественные педагоги (Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г., Семенова В.Я.) выделяют несколько этапов в формировании у детей дошкольного возраста представлений о цвете. Первый этап — идентификация и отождествление предмета. Изначально следует научить ребенка вычленять из разных предметов, совершенно идентичные (одинаковые, непохожие). Таким образом, у ребенка формируется способность фиксировать внимание на совершенно одинаковых игрушках и предметах окружающего мира. Одновременно следует ввести словесное обозначение идентифицируемых понятий: такой же предмет, одинаковые или разные. Только после того, как дошкольник будет обучен и у него сформируется навык идентификации предметов в целом, можно перейти к отождествлению отдельных качеств и признаков предметов. На втором этапе – детей учат находить идентичные предметы по цвету.

Взрослый обучает ребенка концентрировать свое внимание только на одном свойстве предмета – цвете. Ребёнка знакомя с основными цветами – красным, жёлтым, зелёным и синим, но сначала можно предъявлять только два (например, жёлтый и зелёный). На этом этапе можно отрабатывать инструкцию «Дай такой же» (по цвету). Третий этап это обучение ребёнка соотнесению цвета предмета с эталонами цвета. Для лучшего усвоения сенсорных эталонов взрослый дает словесное обозначение предмета. На четвертом этапе ребёнок учится выбирать предметы определенного цвета по словесной инструкции взрослого. Главная задача на этом этапе заключается в том, чтобы научить ребенка находить и подавать предметы определенного цвета. Пятый этап — формирование у ребенка навыка обозначать цвет с помощью речи. В особых случаях этот этап может быть разделен на более короткие фрагменты. Ребёнку оказывают дозированную помощь, используя различные способы речевой поддержки: можно называть цвет самим и попросить ребёнка повторить название; можно подсказывать первую букву или произнести первый слог слова, можно задать наводящий вопрос. На шестом этапе происходит обучение обобщению и классификации предметов по цвету. Седьмой этап — обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.). Данные этапы формирования цвета можно использовать в работе по формированию представлений о форме и размере предметов.

С детьми с отклоняющимся развитием работа по формированию сенсорного восприятия будет идти по этим же этапам, но в более длительном периоде времени. Там где обычный ребёнок «всё схватывает на лету», другому ребёнку потребуется многократное повторение и закрепление материала множеством методов.

Я, в своей работе с детьми с отклоняющимся развитием, использую программу с поэтапным обучением цвету, форме и размеру предметов. В начале программы ребёнку предлагаются игры с реальными предметами имеющие объёмное строение, в которых под руководством взрослого ребенок начинает воспринимать свойства предметов. Затем вводятся игры с карточками или моделями предметов в плоском изображении, где воспринимаются свойства, специально выделенные для облегчения восприятия. В этих играх ребенок учится манипулировать свойствами сначала в реальных действиях, которые в дальнейшем помогают расчленить перцептивные действия и модели предметов на элементы. Что позволяет перейти с усвоения перцептивных действий с уровня осязания на уровень зрительного обследования предметов. Дальше мы переходим к играм на плоской поверхности с картинками, которые нарисованы и не двигаются, с заданием на переключение внимания с одного свойства предмета на другое. Завершают программу игры, для разных видов восприятия, на различение ( или узнавание), определение и называние свойств предметов. На этом этапе можно определить, сформирован ли у ребёнка внутренний механизм восприятия предлагаемых свойств предметов.

Для достижения положительного результата в формировании восприятия у детей с отклоняющимся развитием, необходимо следовать основным принципам работы этой программы:

  • от простого к сложному;
  • последовательность и прочность усвоения материала;
  • работа на фоне благополучного эмоционального взаимодействия.

По результатам диагностики ( при этом применяются как традиционные диагностические методики, так и методы наблюдения, включающие анализ деятельности ребёнка и наблюдение за ним во время различных занятий), у 80% детей можно проследить положительную динамику формирования восприятия формы и цвета в установленные программой сроки. Детям, которые не освоили программу полностью, требуются повторные занятия для закрепления знаний.

Проводимая коррекционно-развивающая работа позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная, последовательная и планомерная работа по формированию восприятия у детей с отклоняющимся развитием, является благоприятным фактором для дальнейшего успешного развития детей.

  1. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза.– М.: Генезис, 2007 год.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук.- Ярославль, «Академия развития» 1998 год.
  3. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей

psycholog-school.ru

Вопрос 24. Психологическое сопровождение семьи ребенка с отклоняющимся развитием

Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, включает концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления деятельности специалистов.

Важнейшим теоретическим положением, определяющим роль социальных условий в психическом развитии ребенка, выступает положение о специфическом пути развития ребенка как особом процессе присвоения социально-культурного опыта во взаимодействии с миром взрослых (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д., Б. Эльконин). Социальная среда (в данном случае внутрисемейная атмосфера) выступает не просто как внешнее условие, а как источник развития ребенка. В процессе взаимодействия ребенка со взрослыми (родителями, лицами, их замещающими) возникают, развиваются и интериоризируются различные формы психической деятельности (А. Н. Леонтьев), зарождаются и формируются личностные качества.

Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, имеют базовые положения ряда теорий и исследований:

• психолого-педагогические закономерности развития ребенка с психофизическими нарушениями есть результат сложного процесса его социализации (Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Д. Б. Эльконин);

• развитие в условиях дизонтогенеза требует создания специальной коррекционно-развивающей среды (К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ю. Левченко,

B. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Псвзнер, В. Г. Петрова,

C. Я. Рубинштейн, У. В. Ульенкова).

Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимаются внутрисемейные условия, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками.

Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка (В. Р. Никишина, 2004). Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития.

Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, приобретает положение о психологической травмированности родителей этих детей.

Учитывается, что личность родителей, испытывающая воздействие сильного длительного психогенного фактора, оказывается на грани проявления своих возможностей и реализации жизненных целей.

Интерпретация особенностей личности родителей детей с отклонениями в развитии осуществляется с позиций целостного подхода, в рамках которого личность понимается как единство биологических и социальных факторов (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия).

Комплексное изучение личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии и разработка конкретных форм психолого-педагогической и психокоррекционной помощи этим лицам позволяют оказать им существенное содействие в преодолении сложностей социального приспособления и обретения социальной ниши как для себя, так и для своих детей.

В концепции подтверждается, что психическое развитие ребенка осуществляется в процессе его социализации (Л. С. Выготский). В качестве важнейшего института социализации ребенка с отклонениями в развитии рассматривается семья, где социализация происходит как в результате целенаправленного воспитания, так и по механизму социального научения.

Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность.

Личностные деформации родителей проявляются в виде поведенческих дезадаптации и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая ребенка (сильный стрессовый фактор). Это, в свою очередь, и объясняет травматизацию личности ребенка с психофизическими недостатками родителями, отсутствие в семье необходимых специальных коррекционных условий для его развития, нарушение процесса его социальной адаптации.

Все это в совокупности обусловливает острую необходимость в оказании семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, специальной психологической помощи.

В результате психокоррекционной работы с семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». Коррекция мироощущения и гармонизация самосознания позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку. Отношения родителей с ребенком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей. Воспитывая ребенка таким образом, родители дарят ему тепло, внимание и любовь. Родители внимательно выслушивают ребенка, помогают ему в постепенном разрешении его проблем. Родители принимают индивидуальность ребенка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребенка формируются адекватная самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим. Родители активно участвуют в процессе развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации. Они вместе с ребенком преодолевают трудности на его пути. Такая модель взаимоотношений формирует творческое сотрудничество между родителями (другими близкими) и ребенком. Это позволяет оптимизировать социальную детерминанту развития ребенка и его интеграцию в социум.

К сожалению, отсутствие государственной системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, и единой политики государства в данной области не позволяет разрешать многочисленные трудности этой категории лиц.

В качестве целей психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, рассматриваются:

• обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с психофизическими недостатками в семье;

• оптимизацию самосознания родителей;

• формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии.

Основные концептуальные положения

Психологическая помощь семье является важным направлением в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и ее трансформацию в коррекционную, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.

Психологическая помощь семье организуется с момента выявления у ребенка нарушений в развитии. Сроки ее реализации не могут ограничиваться совершеннолетием (18 лет/ 21 год) молодого человека с ограниченными возможностями здоровья. Психологическое сопровождение семьи должно осуществляться постоянно в течение всей жизни лица с психофизическими нарушениями в развитии.

Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.

Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов. Своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь оптимизирует личностное развитие ребенка и способствует снятию психологических проблем у самих родителей.

Направления психологической помощи семьям

психологическом изучении проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития;

психологическом консультировании семей;

психолого-педагогической и психокоррекционной работе с детьми и их родителями.

Цели и задачи психологического изучения семей

Основная цель психологического изучения семьи — выявление причин, трепятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями щоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются:

• определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;

• выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;

• определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;

• определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;

• определение путей гармонизации внутрисемейного климата;

• определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.

Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей ленов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, то связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса. Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.

Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей я значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те слабые зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.

Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить сугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также определить прогноз развития каждой конкретной семьи.

Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом редопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее. Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут оладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его эспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.

Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей с отклонениями развитии. Следует подчеркнуть, что у всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения эмоционально-волевой и личностной сферах (Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф). Личность

ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую очередь близкими и значимыми людьми, во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и, в свою очередь, гармонизировать внутрисемейную атмосферу.

Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии

принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи. В спектр диагностических мероприятий включаются все лица и факторы, влияющие на развитие ребенка. Выбор психодиагностического инструментария должен также отвечать поставленным требованиям.

принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку. Исследовательская работа не должна быть направлена на «потрясение» семьи и ухудшение взаимоотношений между ее членами. Напротив, она должна включать кроме диагностических и психокоррекционные, психотерапевтические аспекты. Этот принцип обязывает следовать и другому положению— принципу единства диагностики и коррекции, в соответствии с которым точное выявление причины нарушений

— конфиденциальности и профессиональной этики психолога. Этот принцип предполагает создание между членами семьи и психологом необходимых доверительных отношений. Информация личного характера, которую сообщают психологу близкие ребенка, не может быть разглашена или использована против членов семьи и ребенка с отклонениями в развитии.

— принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка. Этот принцип, представленный многоаспектно, позволяет определить причины, нарушающие гармоничное развитие ребенка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и внутрисемейные отношения.

Специализированная реабилитационная помощь семье должна осуществляться с момента установления диагноза ребенку с отклонениями в развитии. Ее осуществление должно не ограничиваться рамками детского или подросткового возраста, а продолжаться в юношеский и взрослый периоды. В связи с этим важное значение приобретает принцип изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни лица с психофизическими нарушениями (ребенка, подростка, молодого инвалида) К

принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, или лиц, их заменяющих. Реализация этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармоничных типов воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить проявление личностных акцентуаций членов семьи в целом, гармонизировать атмосферу в семье и отношение ее здоровых членов к проблемному ребенку.

Основные направления психологического изучения семей, воспитывающих

детей с отклонениями в развитии

Первый блок. Психологическое изучение ребенка (подростка, молодого инвалида) с отклонениями в развитии

Этот блок представлен исследованием факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими нарушениями:

— изучение особенностей личности различных категорий детей с отклонениями в развитии;

— изучение факторов, определяющих личностное развитие детей, подростков и молодежи с психофизическими нарушениями на разных возрастных этапах;

— изучение особенностей межличностного взаимодействия ребенка, страдающего психофизическими недостатками развития, со сверстниками, братьями, сестрами, друзьями и их влияния на его развитие;

— изучение эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития;

— изучение причин, препятствующих формированию адекватной личностной самооценки у ребенка с отклонениями в развитии;

— изучение особенностей формирования «системы Я» у детей с отклонениями

— изучение потребностей ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных

факторов, их определяющих;

— изучение межличностных отношений в малых социальных группах, состоящих из лиц с отклонениями в развитии (в классе коррекционной школы, в группе профессионального училища, в трудовом коллективе и др.);

— изучение формирования мотивации к труду в условиях семьи;

— изучение формирования мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе.

В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты диагностики.

Второй блок. Психологическое изучение родителей (лиц, их замещающих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии

— изучение личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;

— изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии;

— изучение факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и

материнскую) по отношению к ребенку с отклонениями в развитии;

— изучение уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей;

— изучение воспитательских качеств, умений и способностей родителей,

выступающих в качестве педагогов своих детей;

— изучение социально-культурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах

развития ребенка с отклонениями; |

— изучение ценностных ориентации родителей различных социально-культурных

групп в отношении ребенка с отклонениями в развитии;

— определение основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком;

— изучение моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей, страдающих различными аномалиями развития;

— изучение форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ребенка с отклонениями в развитии;

— изучение влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с отклонениями в развитии;

— изучение мотивационно-потребностной сферы родителей детей с отклонениями в развитии;

— изучение особенностей внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц), связанных с нарушениями развития ребенка;

— изучение влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими недостатками на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;

— изучение особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в развитии;

— изучение динамики родительско-детских и детско-родительских отношений под воздействием психокоррекции;

— сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в развитии;

— изучение родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии в зависимости от религиозных и культурных традиций семьи.

В каждом конкретном случае могут определиться и другие направления диагностики.

Третий блок. Психологическое изучение социального окружения семьи ребенка с отклонениями в развитии и факторов, влияющих на его социальную адаптацию

— изучение отношения различных социальных групп населения к детям, подросткам и лицам с психофизическими нарушениями;

— изучение влияния здоровых сверстников на характер и динамику развития ребенка с психофизическими недостатками;

— изучение макросоциальных условий, определяющих развитие и социально-трудовую адаптацию детей, подростков и молодых людей с психофизическими

— изучение макросоциальных условий, определяющих максимально возможную реабилитацию семей, в которых воспитываются и живут дети, подростки и молодые люди с психофизическими недостатками.

Психокоррекционная работа с детьми и их родителями.

Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Me каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.

Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с отклонениями в развитии, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей проблемных детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.

Принципы коррекционной работы с детьми и их родителями

¦ Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ.

¦ Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития.

¦ Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов. Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.

¦ Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы. Этот принцип ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.

¦ Принцип оказания личностно-ориентированной помощи. С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у ребенка с отклонениями в развитии, членов его семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.

¦ Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии. Этот принцип предполагает формирование положительных ценностных ориентации и установок у родителей ребенка, принятие его нарушений членами семьи и лицами социального окружения.

¦ Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии. С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного уровня родителей — фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.

¦ Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы. Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье.

В психокоррекционной работе с семьями выделяется два направления:

Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с больным ребенком и его родителем (чаще матерью). Здесь перед специалистом ставятся следующие цели:

• создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в развитии в семье;

• переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания;

• гармонизация психологического климата в семье;

• коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских. супружеских, родительско-детских, сиблинговых);

• формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).

Ориентируясь на эти цели, психолог решает следующие задачи:

обучение родителя (матери) специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;

обучение родителя (матери) специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;

коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;

коррекция внутреннего психологического состояния родителя: состояние неуспеха, связанное с недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость его «маленьких» успехов;

коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных желаний, эскапизма, примитивизации поведения и др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;

осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход родителя с позиции переживания за своего ребенка из-за его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;

повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка;

трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого родителем по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому; созидательная деятельность родителя, направленная на его ребенка, помогает ему самому, излечивая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.

1) демонстрация родителю (матери) больного ребенка приемов работы с ним;

2) конспектирование родителем (матерью) занятий, проводимых психологом;

3) выполнение домашних заданий со своим ребенком;

4) чтение родителем (матерью) специальной литературы, рекомендованной психологом;

5) реализация родителем (матерью) творческих замыслов в работе с ребенком.

Психокоррекционное направление реализуется в виде индивидуальной и групповой психокоррекции.

Задачами этого направления являются:

формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с отклонениями в развитии;

коррекция взаимоотношений в диаде родитель — ребенок с отклонениями в развитии;

коррекция личностных нарушений у родителей больных детей;

коррекция нарушенного психологического состояния родителей больных детей (тревоги, ожидания перманентного неуспеха в учебе своего ребенка, состояний, связанных с пониманием себя как несостоявшегося человека);

коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих больных детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так и в отношениях с социумом (скандальное поведение, неадекватные поведенческие реакции, агрессивное поведение, реакции протеста);

гармонизация интерперсональных отношений между диадой, представленной матерью с больным ребенком, и членами семьи; членами семьи и посторонними лицами.

ВЫВОД: следует констатировать, что отсутствие комплексной системы государственной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, не позволяет многим из них реализовать свои важнейшие жизненные потребности, одной из которых является потребность в обеспечении здоровья и будущего своего ребенка. Психологическая травматизация родителей больных детей с течением времени инвалидизирует их личность; таким образом вместо одно инвалида в социуме продуцируется два или большее число травмированных лиц, что в итоге, несомненно ведет к снижению стабильности в обществе и государстве. Это и объясняет потребность создания государственной системы психологической помощи таким семьям.