Дети из семей находящиеся в трудной жизненной ситуации

Особенности работы детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Характеристика трудных жизненных ситуаций. В последние десятилетия в силу ряда причин (экономических, социальных, социально-психологических и др.) значительно увеличилось количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это существенно изменило жизнь детей, воспитывающихся в таких семьях.

Понятие «трудная жизненная ситуация» в целом определяется (Дементьева И.Ф., Евграфова И.Н., Кусов А.Ф.) как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей). В научной литературе «трудную жизненную ситуацию» характеризуют как ситуацию социальной нестабильности, определяя ее как кризисную, стрессогенную, переломную, экстремальную, неопределенную и критическую.

Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого человека. Их возникновение является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром. Существуют трудные ситуации и у детей, причем есть все основания полагать, что в жизни детей они встречаются не реже, а возможно даже чаще, чем у взрослых.

Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что подросток хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека. Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности: нанести ущерб здоровью, травму его психике, затормозить его общее развитие, формировать социально дезадаптивного, инфантильного человека, не желающего трудиться и не умеющего создать здоровую семью, стать хорошим родителем для своих детей.

Трудные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения и формируется отношение к затруднениям, имеют различный характер. Это могут быть переходящие, быстротечные, будничные для ребенка события (не приняли в игру, упал с велосипеда, забыл ключ от дома и т.п.); кратковременные, но чрезвычайно значимые и острые ситуации (потеря близкого родственника, разлука с любимым членом семьи, резкая смена жизненного стереотипа) или, напротив, ситуации длительного действия, связанные, как правило, с семейной обстановкой (развод родителей, противоречивое или деспотичное воспитание, алкоголизм родителей и т.п.). Сюда же относятся ситуации, возникающие под влиянием факторов эмоциональной депривации (госпитализация, круглосуточное пребывание в детских дошкольных учреждениях и т.п.). Наиболее существенное влияние на детей оказывают острые психические травмы и хронические психотравмирующие воздействия, которые являются ситуациями повышенного риска и предрасполагают к возникновению дезадаптивных реакций.

Можно выделить ряд признаков, свидетельствующих о наступлении трудной жизненной ситуации: неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; нарушение текущей социальной деятельности; неопределенность перспектив развития событий; возникновение новой системы требований к субъекту, возникновение стрессовых состояний человека.

В трудной жизненной ситуации одновременно взаимодействуют несколько факторов:

поведенческий, указывающий на отсутствие сформированных моделей поведения в данной ситуации;

когнитивный, показывающий недостаток знаний, умений и навыков для нормальной жизнедеятельности в ней;

витальный, заключающийся в субъективном ощущении невозможности существовать в этой ситуации;

экзистенциальный, указывающий на «экзистенциальный вакуум», ревизию системы ценностных ориентаций и дискретность образа «Я»;

вероятностно-прогностический, состоящий в оценке вероятности жизненной ситуации.

Структура трудной жизненной ситуации включает в себя участников связанных с ней событий; деятельность, которая в ней осуществляется; временные и пространственные аспекты ситуации; ее переживание и интерпретацию объектом реальной жизненной трудности. Следовательно, необходимо обращать внимание на объективные факторы трудной жизненной ситуации, вызванные внешними обстоятельствами, влиянием социальной среды и ближайшего окружения человека; ее субъективные факторы, указывающие на восприятие трудности, связанное с социально — психологическими особенностями личности.

Выделим следующую типологию трудных жизненных ситуаций (К. Флейк – Хобсон):

Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности:

враждебная, жестокая семья;

эмоционально отвергающая семья;

не обеспечивающая надзора и ухода семья;

негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся);

чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека);

появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);

противоречивое воспитание или смена типа;

чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи:

помещение в чужую семью;

направление в детское учреждение;

Перечисленные ситуации охватывают наиболее существенные, значимые жизненные отношения ребенка, поэтому их наличие должно предопределять серьезные отрицательные последствия для развития личности.

Существуют и другого типа трудные ситуации, которые с большей вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого ребенка. Это так называемые ситуации «стресса обыденной жизни» — повседневные, повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ у доски и др.). Их влияние на развитие детской личности не менее велико, но именно в таких ситуациях ребенок приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения.

Следует заметить, что важное место в становлении у детей способов поведения в трудных жизненных ситуациях имеют:

1. Воспитательное воздействие родителей, поскольку стиль семейного воспитания в целом формирует личность ребенка. Можно выделить 3 группы детей, склад характера которых соответствовал определенным типам воспитательных воздействий, практикующихся в семье: авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети; авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети; снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети. Значительную роль играет собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессознательно) принимает для себя в качестве примера для подражания.

2. Воспитательное воздействие окружающей среды, целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций, формирование умений самостоятельно преодолевать трудности жизни. В этом плане значительные возможности имеются у системы образования. В первую очередь, это школьное образование, которое позволяет включать подростков в доступные их возрасту содержательные и социально полезные формы деятельности, способствует организации системы правильных отношений в коллективе, корректирует отрицательные проявлениях в учебной работе (лень, невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.). Целенаправленная образовательная деятельность способствует также нравственно-правовой сформированности личности, развитию позитивных поведенческих позиций; проявлению индивидуальных способностей и склонностей.

Еще одним направлением работы с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, являются уличные формы воспитательной работы по месту жительства с детьми и подростками, которые по разным причинам не охвачены организованными формами отдыха: создание трудовых отрядов для подростков 14-17 лет из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; организация спортивных клубов по месту жительства; формирование отрядов милосердия для оказания помощи пожилым людям и др.

Продолжением такой работы является организованная деятельность организаций отдыха и оздоровления детей, направленная на проведение специализированных, профильных оздоровительных смен для детей и подростков с девиантным поведением, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с ослабленным здоровьем, детей из многодетных семей, неполных семей, из семей безработных родителей. Здесь имеются все условия для организации отдыха, укрепления и сохранения здоровья, досуга детей и подростков с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей. Важное значение в процессе организации отдыха и оздоровления детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеет возможность их социализации и реабилитации за счет массового воздействия воспитательной среды, дифференциации интересов детей и подростков с учетом уровня их потребностей и ценностно-нравственной сферы, выбора разнообразных сфер общения и отношений в пространстве свободного времени, добровольности участия детей и подростков в предлагаемых видах и формах проведения свободного времени, а также реализации субъект-субъектных отношений взрослых и детей (подростков) на основе совместного интереса и деятельности. А реализуемые в рамках детских оздоровительных лагерей образовательные и воспитательные программы способствуют укреплению здоровья, формированию у них навыков здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, удовлетворяя потребность детей в полноценном отдыхе, социализируя и реабилитируя детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для более полного охвата такой категории детей в период каникул дополнительно создаются лагеря с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений, туристско-палаточные лагеря, лагеря труда и отдыха, дворовые площадки, турбазы, организуются походы.

studfiles.net

Дети из семей находящиеся в трудной жизненной ситуации

Статус проекта: Победитель конкурса

Организация: РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ПОДДЕРЖКЕ ИНВАЛИДОВ, ПЕНСИОНЕРОВ И ДРУГИХ МАЛОИМУЩИХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН "ГАРМОНИЯ"

Грантовое направление: поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

Организация социально-психологической поддержки малоимущим семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, выявление на ранней стадии социально дезадаптированных детей, профилактика детской преступности и безнадзорности. Оказание социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми в виде предметов первой необходимости, продуктов питания, одежды, предметов длительного пользования. Содействие координации и взаимодействию социальных служб города Москвы и общественных организаций в области выявления на ранней стадии социально дезадаптированных детей, а также оказания социально-психологической помощи несовершеннолетним из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Цель №1. Организация комплекса мероприятий по социально-психологической поддержке малоимущих семьей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, выявление на ранней стадии детей и подростков с социальной дезадаптацией, профилактика насилия в неблагополучных семьях, детской преступности и безнадзорности, помощь детям из неполных, многодетных и неблагополучных семей.

Цель №2. Содействие координации и взаимодействию социальных служб города Москвы и общественных организаций в области выявления на ранней стадии дезадаптированных детей, а также оказания социально-психологической помощи несовершеннолетним из семей, подвергшихся насилию в семье.

Задача №1. Организация и проведение работы по сбору и обработке информации о положении малообеспеченных семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задача №2. Организация и проведение работы по выявления на ранней стадии социально дезадаптированных детей и подростков.

Задача №3. Организация работы по оказанию социальной и психологической помощи с детям и подросткам с социальной дезадаптацией и малообеспеченным семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Задача №4. Содействие профилактике насилия в неблагополучных семьях, беспризорности, безнадзорности среди детей из малообеспеченных семей посредством привлечения их к интеллектуальному, творческому процессу и физическому развитию, участию в российских и международных конкурсах, фестивалях и соревнованиях.

Задача №5. Совместно с органами социальной защиты населения города Москвы содействие объединению усилий разных социальных служб, служб доверия, общественных и иных организаций, занимающихся оказанием социально-психологической помощи детям и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Задача №6. Распространение информационно-профилактической литературы среди подростков и их родителей.

Попадая на улицу, ежегодно количество подростков, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, и вовлеченных в криминальные структуры растет. Наблюдается так же рост количества подростков, принимающих токсические вещества. Каждый 5-й подросток из числа, находящихся на учете в милиции, состоит за употребление спиртных напитков, каждый 8-й — за употребление наркотических и токсических веществ. Особую тревогу вызывает распространение токсикомании у детей в возрасте 8-14 лет. В связи с чем, необходимо как можно быстрее, на раннем этапе выявлять детей группы риска на улицах и в неблагополучных семьях, и принимать соответствующие профилактические и реабилитационные меры. В ситуациях, когда семья не может самостоятельно разобраться в своих проблемах, воспитании и контроле своих детей, необходимо вмешательство со стороны общественности и органов социальной защиты с целью сохранения и и укрепления семьи.

В данной программе затрагивается проблема выявления на ранней стадии социальной дезадаптированности детей и подростков, которая проявляет себя

множеством различных и разнообразнейших феноменов от индивидуального

личностного недоразвития до криминализации общественной жизни. При этом

сама социальная дезадаптированность ребёнка является следствием тех или

иных отклонений в течении процессов его развития. Отклонения развития

индивида в детском возрасте возникают при сильном и длительном воздействии

негативных факторов, большинство из которых известно и многократно

описано в специальной литературе. Степень детско-подростковой социальной

дезадаптированности варьирует в широких пределах от небольших и быстро

преодолимых девиаций развития и поведения до появления таких ситуаций,

единственным выходом из которых представляется только суицидальный уход из жизни.

Как правило, социальные службы не занимаются выявлением причин отклонений в развитии детей и работают с детьми и подростками по факту, когда они уже совершили проступки. И по факту же предпринимают меры по минимизации влияния или устранению воздействия негативных факторов. Такие меры носят профилактический характер в том смысле, что направлены на предупреждение еще более серьёзных отклонений в дальнейшей жизни ребёнка. Ранняя профилактика имеет своей целью всестороннюю и комплексную оценку

социальной ситуации его развития и выявление такого рода факторов ещё до того момента, когда их длительное воздействие уже стало причиной появления отклонений в индивидуальном развитии.

1. Дети и подростки

3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

4. Лица, пострадавшие от насилия

5. Лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию

xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai

Защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Трудная жизненная ситуация – это ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного местожительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
  • дети, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети, жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
  • Законодательство Российской Федерации о защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации основывается на Конституции РФ, которая гарантирует защиту их прав, как в благоприятных условиях, так и сложных жизненных ситуациях, Федеральных законах «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ; «Дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ; «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года; «Об образовании»; Семейном, Гражданском, Уголовном кодексах, Кодексе законов о труде и иных федеральных нормативно-правовых актах и законодательстве субъектов РФ.

    Защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает формы устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и законных интересов, усыновление, опеку и попечительство, условия передачи и содержания детей в приемных семьях и другие вопросы (Рис. 34).

    Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления.

    Дети, оставшиеся без попечения родителей должны передаваться на воспитание в семью (на усыновление), под опеку или попечительство, или в приемную семью. В случае отсутствия такой возможности — в учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей: воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, в другие аналогичные учреждения. При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании (статья 123).

    Одной из приоритетных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является усыновление. По данным Министерства труда и социального развития (Департамент по делам детей, женщин и семьи), Государственной статистики, материалов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 1999 г. было усыновлено 13229 детей, из них иностранными гражданами – 6265.

    В отношении несовершеннолетних усыновление допускается только в их интересах, запрещено усыновление братьев и сестер разными лицами, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей (статья 124). Для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет необходимо его согласие (статья 132). Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия сохраняет его и после усыновления (статья 138).

    В случае отсутствия возможности для усыновления над ребенком может быть установлена опека (попечительство), которая устанавливается с целью их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и законных интересов.

    Опека и попечительство являются наиболее широко применяемой формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Под опеку и попечительство в 1998 г. было передано 59,2 тысячи детей, в 1999 г. – 58,5 тысяч детей.

    Приказ Министерства образования России № 199 от 19 августа 1999 г. «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» упорядочивает организацию выплаты финансовых средств на детей, находящихся под опекой.

    Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство – над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (статья 145).

    Дети, находящиеся под опекой (попечительством) имеют право на:

  • воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу с его стороны, совместное с ним проживание;
  • обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважения их человеческого достоинства;
  • причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
  • сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на его получение;
  • защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).
  • Дети, находящиеся в воспитательных, лечебных учреждениях или иных учреждениях социальной защиты населения имеют право на: содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на его получение; льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде по окончании пребывания в указанных учреждениях (статья 149).

    Ребенок, не достигший совершеннолетия, может быть передан в приемную семью на определенный срок. Передача ребенка в данную семью производится с учетом его мнения, а при достижении возраста десяти лет — только с его согласия. Ребенок, находящийся в семье сохраняет за собой все права.

    Устройство ребенка в приемную семью является одной из новых форм, которая в настоящее время получает все большее распространение. Так, если в 1998 г. в России было 876 приемных семей, в 1999 г. – 1369, в 2000 г. – 4,4 тысячи. В Государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации» определены факторы, сдерживающие развитие этой перспективной формы семейного устройства детей:

    1. несовершенство механизма финансирования;
    2. низкая информированность граждан о возможности взять ребенка на воспитание в семью без оформления усыновления.

    Статьёй 152 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрены ряд льгот приемным родителям и определены условия оплаты их труда.

    Порядок организации приемной семьи, передачи в нее ребенка на воспитание, материальное обеспечение регламентируется «Положением о приемной семье», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 года № 829.

    Отношения между органами опеки и попечительства и приемными родителями строятся на основе договоров.

    На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:

  • дети-сироты;
  • дети, родители которых неизвестны;
  • дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
  • дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.
  • На содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством РФ для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели.

    При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью на срок достижения им совершеннолетия приемным родителям выплачиваются денежные средства до достижения ребенком (детьми) возраста 18 лет.

    В настоящее время получают распространение и другие формы устройства детей: устройство детей в замещающие семьи, семьи патронатных воспитателей, которые создаются с учетом местной специфики, возможностей и условий.

    В связи с тем, что устройство в семьи мальчиков в возрасте 14-16 лет вызывает наибольшую трудность была введена такая форма, как воспитание в воинских частях. Вопросы зачисления, содержания, обучения и воспитания несовершеннолетних в воинских частях регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 года № 124 «Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия» и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 года № 745 «Об утверждении Положения о статусе воспитанников воинских частей». В соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, международным правом, несовершеннолетние зачисляются в воинские части на воспитание только с личного согласия. Они находятся на полном государственном обеспечении, удовлетворены всеми видами довольствия, обучаются в общеобразовательных школах после окончания, которых самостоятельно выбирают будущую профессию.

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей могут помещаться в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, к которым относятся: дома ребенка; детские дома; школы-интернаты общего типа; школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями; детские дома семейного типа; дома-школы; детские дома смешанного типа и др.

    Данные учреждения образуются с целью:

  • создания благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
  • обеспечения социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
  • освоения образовательных программ, обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства;
  • обеспечения охраны и укрепления здоровья воспитанников;
  • охраны прав и интересов воспитанников.

webkonspect.com

Понятие «семья в трудной жизненной ситуации». Особенности социальной защиты детей из семей в трудной жизненной ситуации

Особенности социальной защиты детей

из семей в трудной жизненной ситуации

Понятие «семья в трудной жизненной ситуации»

Категории семей в трудной жизненной ситуации

Социально – педагогический портрет ребёнка из

семьи в трудной жизненной ситуации

Особенности социальной защиты детей из семей в

трудной жизненной ситуации

Нормативно-правовое регулирование социальной

защиты детей, воспитывающихся в семьях в

связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и

взаимопомощью. Семья является также основной ячейкой организации быта и

культурного досуга людей

смена поколения людей

первичная социализация и воспитание детей

забота о нетрудоспособных членах общества. [24, с. 476].

Семья — это неотъемлемая составляющая социально-педагогической

деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом

определяется семейной ситуацией.

На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как

биологических, так и социальных.

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к

окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно,

формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими.

Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою

карьеру, по какому пути он пойдет.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой

семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной

4. 1.Понятие «семья в трудной жизненной ситуации»

объективно нарушающая жизнедеятельность

гражданина которую он не может преодолеть

(Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ

(ред. от 23.07.2008) "Об основах социального

обслуживания населения в Российской

Федерации" (принят ГД ФС РФ 15.11.1995))

5. Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации

жизненной ситуации — семья, попавшая в

ситуацию, объективно нарушающую

жизнедеятельность членов семьи ,

которую семья не может преодолеть

6. 2.Категории семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Семья с инвалидностью детей или родителей

Семья с проблемой неспособностью к самообслуживанию в связи с преклонным

Семья с проблемой сиротства

Семья с проблемой безнадзорностью детей,

Семья с проблемой безработицы

Семья с проблемой отсутствия определенного места жительства

Семья с проблемами конфликтов и жестокого обращения

Семья одинокой матери

Семья, воспитывающая детей с ограниченными возможностями

Семья, воспитывающая усыновленных и опекаемых детей

Семья беженцев, мигрантов

Аасоциальная семьи и др.

7. Семья группы риска

определенных обстоятельств своей жизни более других

категорий подвержена негативным внешним воздействиям со

стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в

семью группу риска, являются сложные жизненные

пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное

устройство в квартире родителями притонов для

криминальных и асоциальных элементов;

убийство одного из родителей на глазах детей другим

жестокое обращение с детьми (побои);

побеги из дома, конфликты со сверстниками

8. Характеристики семей группы риска

происходит в семье, неспособностью по этой причине

выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать

2. Слабая способность обсуждать словесно проблемы семьи;

члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается

им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и

в чем причины неблагополучия.

3. Засилье в семье эмоций, связанных с достижением власти,

доминированием, агрессией в противовес эмоциям,

связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.

4. Высокая степень риска по отношению к проблеме приема

алкоголя и наркотиков

9. 3.Социально – педагогический портрет ребёнка из семьи в трудной жизненной ситуации

оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с

ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие

недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети –

жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов,

экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети

из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети,

оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия;

дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в

воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных

учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в

малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети,

жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате

сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть

данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи

(Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в

Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ )

10. 3.Социально – педагогический портрет ребёнка из семьи в трудной жизненной ситуации

Высокая степень травматизации, отравлений(ежегодная

смертность до 10 тыс детей до 14 лет)

Попытки суицида (7 раз больше , чем в благополучных

Ранние сексуальные связи

Опасность психических заболеваний (2 раза больше

вероятность психических заболеваний, чем в благополучных

Низкий уровень позитивной социализации

Высокая степень риска криминальных эпизодов

11. 3.Социально – педагогический портрет ребёнка из семьи в трудной жизненной ситуации

12. 3.Социально – педагогический портрет ребёнка из семьи в трудной жизненной ситуации

Отсутствие открытых коммуникаций

Ненависть к себе

Роль жертвы во всех жизненных ситуациях,

13. 3.Социально – педагогический портрет ребёнка из семьи в трудной жизненной ситуации

насилие, — особенное поведение.Дети,

перенесшие сексуальное насилие,

демонстрируют следующие особенности:

мучают ночные кошмары;

начинают вести себя, как дети младшего

играют в сексуальные игры;

убегают из дома;

переживают трудности в школ

14. 3.Социально – педагогический портрет ребёнка из семьи в трудной жизненной ситуации

Задержку психического развития

Олигофрению различной степени

Ограниченность словарного запаса,

15. 4.Особенности социальной защиты детей из семей в трудной жизненной ситуации

1. Социальная защита семьи — это многоуровневая система преимущественно государственных мер по

обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в

ситуации риска интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите

семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса,

наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

а) денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

б) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и

в) юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский

всеобуч, научно практические конференции и конгрессы;

г) федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и

16. 4.Особенности социальной защиты детей из семей в трудной жизненной ситуации

деятельность, а так же взаимоотношения специалистов с семьями,

оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Социальная поддержка

семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного

свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни,

безработицы. Важную роль в социальной поддержки семей, в условиях

развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней,

которые решают следующие задачи:

а) сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки

б) предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального

обучения и трудоустройства;

в) содействие в открытии предприятий семейного типа;

г) профессиональная ориентация детей и подростков;

д) выплата пособий по временной не занятости;

е) консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;

ж) оказание помощи в кадровом обеспечении;

з) социально — психологическая работа с клиентами [35, с.330]

собой деятельность социальных служб по оказанию

социально-бытовых, социально-медицинских, психологопедагогических, социально-правовых услуг и материальной

помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации

граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В узком смысле слова она понимается как процесс

предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от

других, и неспособных самим о себе позаботится,

конкретных социальных услуг, необходимых для

удовлетворения потребностей их нормального развития,

Социальной обслуживание семьи — это одновременно и система

социальных услуг, бесплатно предоставляемых

преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на

дому и в учреждениях социального обслуживания, не

зависимо от форм собственности

18. 5.Нормативно-правовое регулирование социальной защиты детей, воспитывающихся в семьях в трудной жизненной ситуации

основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального

закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях

прав ребенка в Российской Федерации», соответствующих

федеральных законов и иных нормативных правовых актов

Российской Федерации и ее субъектов в области защиты

прав и законных интересов ребенка.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в

Российской Федерации» определяет основные направления

обеспечения прав ребенка в РФ.

19. 5.Нормативно-правовое регулирование социальной защиты детей, воспитывающихся в семьях в трудной жизненной ситуации

Российской Федерации. Ребенку от

рождения принадлежат и гарантируются

государством права и свободы человека и

гражданина в соответствии с

Конституцией РФ, общепризнанными

принципами и нормами международного

права, международными договорами

Российской Федерации, Семейным

кодексом Российской Федерации и др.

20. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской

Федерации объема дееспособности ребенка: принимают соответствующие нормативные правовые

акты, проводят методическую, информационную и иную работу с ребенком по разъяснению его

прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных аконодательством, поддерживают

практику правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Родители ребенка (лица, их заменяющие) помогают ему осуществлять самостоятельные действия,

направленные на реализацию и защиту его прав и законных интересов, при этом учитывается

возраст ребенка и пределы установленного законодательством объема его дееспособности.

Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые

в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за

воспитание, образование, охрану здоровья, социальную поддержку и социальное обслуживание

ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут

участвовать в мероприятиях, связанных с обеспечением защиты прав и законных интересов ребенка в

органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и

других органах, занимающихся защитой прав ребенка.

Общественные объединения (организации) и иные

некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по

подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей.

21. Защита прав ребенка в процессе осуществления деятельности, связанной с его образованием и воспитанием.

образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе учащихся в

возрасте старше 8 лет детских общественных объединений, кроме учреждаемых политическими

партиями, а также религиозных организаций. Детские общественные объединения действуют в

соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.

Администрация образовательных учреждений может заключать с органом общественной

самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

• Учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных и учреждений начального

общего образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей

ходатайствовать перед администрацией учебных заведений о проведении дисциплинарного

расследования деятельности работников, нарушающих и ущемляющих права ребенка. Если

учащиеся не согласны с решением администрации, они вправе обратиться за помощью в

уполномоченные государственные органы.

Учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по защите своих нарушенных

прав. Администрация не вправе препятствовать проведению таких мероприятий. Однако они не

могут проводиться в нарушение установленных законодательством требований соблюдения

общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному

• В учебных заведениях в местах, доступных для детей и родителей, вывешиваются тексты уставов,

правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти и местного

самоуправления, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой

22. Обеспечение прав детей на охрану здоровья

здравоохранения осуществляются мероприятия

по оказанию детям бесплатной медицинской

помощи, которая включает в себя профилактику

заболевания, медицинскую диагностику,

лечебно-оздоровительную работу, в том числе

диспансерное наблюдение, медицинскую

реабилитацию детей-инвалидов и детей,

страдающих хроническимизаболеваниями, а

также санаторно-курортное лечение.

23. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости

субъектов Российской Федерации обеспечивают профессиональную

ориентацию и подготовку детей, достигших 14 лет.

• В случае приема на работу детей, достигших 15 лет, им

гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное

рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются

льготы при совмещении работы с обучением, проведении

ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании

рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора

24. Защита прав детей на отдых и оздоровление.

местного самоуправления в пределах

своих полномочий обеспечивают права

детей на отдых и оздоровление, ведут

работу в связи с сохранением и развитием

25. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации,наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному

развитию, в том числе от рекламы алкогольной продукции и табачных

изделий, от пропаганды социального, расового, национального и

религиозного неравенства, а также от распространения печатной, аудио- и

видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию,

наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

• В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной,

нравственной, психической безопасности детей законом устанавливаются

нормативы распространения продукции, не рекомендуемой детям до 16

• Для обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности

ребенка, защиты его от негативных воздействий проводится экспертиза

(социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных,

компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

26. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

жизненной ситуации (за исключением

содержащихся и обучающихся в федеральных

государственных образовательных учреждениях),

осуществляется органами государственной

власти субъектов Российской Федерации. Детей,

государственных образовательных учреждениях,

защищают федеральные органы

государственной власти. Государство гарантирует

судебную защиту прав детей.

27. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

некоммерческие организации, в том числе международные

объединения в лице отделений, находящихся на территории

России, осуществляют свою деятельность по защите прав

детей в соответствии с принципами и нормами

международного права, международными договорами и

законодательством Российской Федерации. Эти

объединения могут в судебном порядке оспаривать

неправомерные действия должностных лиц, а также

родителей (лиц, их заменяющих), педагогических,

медицинских, социальных работников и других специалистов

в области работы с детьми.

28. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

участием детей и (или) защитой их прав, а также при

принятии решений о наказаниях, которые могут

применяться к несовершеннолетним правонарушителям,

должностные лица действуют в соответствии с

общепризнанными принципами и нормами международного

права, нормами, предусмотренными международными

договорами Российской Федерации. Это касается в первую

очередь гуманного обращения с несовершеннолетними,

оказания им квалифицированной юридической помощи.

Обязательными являются обеспечение приоритета личного и

социального благополучия ребенка, обеспечение

специализации правоприменительных процедур (действий)

с его участием или в его интересах, учет особенностей

возраста и социального положения ребенка

29. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

ответственности или от наказания с применением

принудительных мер воспитательного воздействия суд

вправе признать необходимым проведение мероприятий по

социальной реабилитации несовершеннолетнего.

Если ребенок нуждается в педагогической, психологической,

медицинской, юридической помощи или социальной

реабилитации, должностное лицо, осуществляющее

правоприменительную процедуру, сообщает в компетентный

орган о необходимости принятия соответствующих мер и

просит уведомить его о предпринятых действиях.

30. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

правонарушений несовершеннолетних, имеют право на:

— уведомление родителей или иных законных представителей о помещении их ребенка в учреждение

системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— получение информации о целях своего пребывания в учреждении системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правах и обязанностях, основных

правилах, регулирующих внутренний распорядок в данном учреждении;

— обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной

системы, органы прокуратуры и суд;

— гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

— поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их

количества; получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и

телеграмм без ограничения их количества;

— обеспечение на безвозмездной основе питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого

довольствия по установленным нормам, необходимым для сохранения здоровья и обеспечения

жизнедеятельности несовершеннолетних (для учреждений, обеспечение деятельности которых

является расходным обязательством Российской Федерации, указанные нормы утверждаются

— обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов, а также иных лиц, имеющих

право на оказание

31. Государственные пособия гражданам, имеющим детей

практике, выступают государственные пособия гражданам, имеющим детей.

В нашей стране система детских пособий (особенно ежемесячных пособий

на ребенка) в течение последних лет претерпела существенные

изменения. Федеральным законом РФ от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О

государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции от

05.12.2006 г. № 207-ФЗ) установлена единая система государственных

пособий гражданам, имеющим детейв связи с их рождением и

воспитанием. Она обеспечивает гарантированную государством

материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Статья 3 этого

закона устанавливает следующие виды государственных пособий

гражданам, имеющим детей:

• пособия по беременности и родам;

• единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских

учреждениях в ранние сроки беременности;

• единовременное пособие при рождении ребенка;

• ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

• ежемесячное пособие на ребенка;

• единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

32. Государственные пособия гражданам, имеющим детей

устанавливаются Правительством РФ в части, не определенной данным

законом. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на

ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми

актами субъектов Российской Федерации. Выплата государственных

пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда

социального страхования РФ, федерального бюджета, бюджетов субъектов

Российской Федерации, субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов

Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций.

Несмотря на то что в нашей стране система государственных пособий

семьям с детьми постоянно совершенствуется (отказ от универсальности

семейных пособий, адресный подход к выплате определенных видов

пособий наиболее нуждающимся семьям, увеличение их размеров,

введение так называемого «материнского капитала» и т.д.), российская

система социального обеспечения семей с детьми далека от

общеевропейских стандартов. Становится очевидным, что разработка

социальных стандартов защиты детства и дальнейшее

совершенствование гарантий детства представляют собой длительную и

объемную процедуру, предполагающую периодическое обновление,

отражающее в целом инновационные процессы всей государственной

ppt-online.org