Дети дошкольного возраста имеющие трудности в обучении

Причины трудностей детей обучении

Причины трудности обучения ребенка. Диагностика, лечение

Термин «трудность обучения » (отражающий трудности когнитивного научения) в настоящее время является более предпочтительным, чем «задержка умственного развития» или «умственная отсталость». В Великобритании степень трудности обучения классифицируют как:

• умеренную (IQ 50-70);

• глубокую (IQ менее чем 20).

Дети с лёгкими трудностями обучения обычно получают дополнительную поддержку ассистентов-помощников в обучении (learning support assistants, LSA) в общеобразовательных школах, в то время как дети с умеренными, сильными и глубокими трудностями обучения обычно нуждаются в обучении в специальных школах.

Сильные или глубокие трудности обучения обычно проявляются с раннего детства в виде общей задержки развития, тогда как умеренные трудности научения возникают только тогда, когда становится очевидной задержка в языке и речи. Лёгкие трудности обучения могут стать очевидными, когда ребёнок начинает учиться в школе.

Ребёнок с глубокими трудностями научения плохо говорит и будет полностью зависим во всех своих потребностях от родителей. Ребёнок с сильными трудностями научения обычно способен научиться минимальным навыкам самообслуживания и овладеть простой речью. И те и другие в высокой степени будут нуждаться в общем надзоре и помощи.

Встречаемость глубокой трудности научения — около 3-4 на 1000 детей. Большинство причин органические, независимые от социальных условий, в отличие от умеренной трудности научения (30 на 1000 детей), при которой превалируют дети родителей из низших социально-экономических слоев.

Расстройство развития координации (диспраксия ) — расстройство планирования и/или исполнения моторных действий при отсутствии значимых симптомов при стандартном неврологическом исследовании. Это расстройство высших корковых процессов и может быть связано с проблемами восприятия (как ребёнок интерпретирует, что он видит и слышит), использования языка и мышления. У детей могут быть:

• диспраксия планирования, при которой возникают трудности с:

— планированием последовательности или порядка координированных движений;

— действиями, которые включают манипуляцию объектами;

• диспраксия исполнения, где имеются трудности с:

— знанием, что делать, при неспособности сделать это;

— переходом от одной активности к другой;

Эти трудности могут влиять на прогресс в обучении и самооценку и обусловливают большие академические трудности, чем могли бы быть в данном случае. Симптомы включают проблемы с:

• почерком, который обычно неловкий, путаный, неправильный и плохо расположен в пространстве;

• одеванием (пуговицы, шнурки, одежда);

• использованием ножа для еды;

• копированием и рисованием;

• неопрятной едой с трудностью в координации откусывания, жевания и глотания (оромоторная диспраксия), этому часто сопутствует слюнотечение.

В первую очередь, педиатр-консультант оценивает состояние ребёнка и даёт рекомендации по коррекции отклонений. Также может быть полезной визуальная оценка. Диспраксия в её более лёгкой форме часто проходит нераспознанной в течение нескольких первых лет жизни, когда ребёнок приобретает базовые большие моторные навыки в нормальные сроки.

При соответствующей терапии (с акцентом на сенсорной интеграции, планировании последовательности и исполнении планируемого) и по мере созревании ребёнка его состояние должно улучшиться.

Дислексия — расстройство формирования навыков чтения, которое не пропорционально IQ ребёнка. Данный термин часто используют, когда уровень чтения у ребёнка на 2 года отстает от его хронологического возраста. Здесь требуется привлечение педагога-психолога, кроме того, оценке подлежат зрение и слух.

Дискалькулия. дисграфия — это расстройства развития навыков счёта и письма.

Сопутствующие коморбидные специфические расстройства обучения.

• Синдром дефицита внимания (СДВ).

• Плохие сенсорные интегративные навыки (осязание, равновесие).

• Депрессия, поведенческие расстройства.

Ведение специфических расстройств обучения. Оценке подлежат зрение и слух, а также нужна оценка терапевта-консультанта, физиотерапевта и педагога-психолога. Необходимо выявить коморбидные расстройства. Лечение направлено на улучшение приобретения навыков с привлечением поддерживающих педагогических и информационных технологий.

Неуспевающие дети. Причины трудностей в обучении

Гончаренко Татьяна Геннадьевна

Проблема школьной неуспеваемости является сегодня очень актуальной. Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих. То, что дети не усваивают материал полностью само по себе не так страшно.

Негативные последствия сказываются на формировании личности ребенка:

  • снижают его самооценку,
  • смиряют ребенка с неуспехом, неспособностью,
  • делают его пассивным, равнодушным к учебе, либо негативно настроенным на любое обучение.
  • Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос благополучным, успешным, счастливым человеком. И фундамент такого благополучия закладывается именно в школьные годы. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребенка и сделать все возможное, чтобы школа со своими жесткими требованиями и мерками не закладывала подводные камни в его будущей взрослой жизни.

    От чего зависят трудности в обучении:

  • от недостаточной или несвоевременной сформированности отдельных функциональных систем психики ребенка,
  • от задержки психического развития.
  • В свою очередь, можно выделит две основные причины, ведущие к такой несформированости детской психики:

    неблагоприятные условия жизни. негативное влияние окружающей среды: сложные семейные отношения, плохие бытовые условия, вредные экологические воздействия, педагогическая запущенность;

    специфика созревания мозга ребенка. Она заключается в неравномерном развитии отдельных областей мозга, наличием отклонений в их работе.

    Это может быть связано с неблагоприятным течением внутриутробного периода развития ребенка и патологическими родами. В последующем возникают трудности с определенными функциями психики — памятью, вниманием, мышлением, речью и связанных с ней письмом и чтением.

    Выраженная патология нервной системы (врожденная или рано приобретенная) и связанные с этим грубые нарушение работы мозга изучаются в рамках дефектологии, которую недавно переименовали в “специальную психологию” и “коррекционную педагогику”.

    Большая часть неуспевающих школьников имеют незначительные нарушения и обозначаются как минимальные мозговые дисфункции (ММД). Вследствие своей минимальности и парциальности эти отклонения никак ни проявляются в дошкольном детстве, но обнаруживают себя с началом обучения в школе. Большие интеллектуальные нагрузки, высокий темп обучения и строгий контроль результатов ложится непомерным грузом на еще не сложившиеся структуры мозга, обеспечивающие состояние психики.

    Трудности в обучении могут быть связаны с отсутствием взаимодействия между психическими процессами:

    ребенок не может освоить действия по пространственному анализу и синтезу, значимых для обучения счету, письму, чтению. Пространственные понятия складываются на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в реальном, жизненном пространстве;

    компьютерные игры с пространственными конфигурациями на экране не могут заменить ребенку игры в жмурки, прятки, догонялки и им подобные в многомерном реальном пространстве. Ранняя компьютеризация дошкольников является серьезной причиной позднего формирования взаимосвязей психических функций.

    Если психику ребенка представить в виде тумбы со множеством выдвижных ящичков, в которых хранится информация, то чтобы воспользоваться этой информацией, нужно знать, какие именно ящички и в какой последовательности выдвигать. Именно это нарабатывается в активных действиях, предметных и подвижных играх.

    Необходимо соответствие между педагогическими требованиями к ребенку и его возможностями, в том числе возможностями психики и нервной системы. Несоответствие и приводит к трудностям в обучении.

    vospityvaem-detej.ru

    Причины возникновения трудностей в обучении детей дошкольного возраста

    На современном этапе в условиях совершенствования и обновления системы образования и воспитания, гуманизации педагогического процесса особое значение придается обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Экологическое, демографическое, культурологическое и социальное неблагополучие в обществе привело к резкому увеличению числа детей, испытывающих трудности в обучении, которых в последствии отнесли к группе педагогического риска (дети риска).

    По мнению Г.Ф. Кумариной, дети риска — это дети, которые по состоянию здоровья, социального развития находятся как бы в пограничной зоне между полосами возрастной нормы и патологии, они испытывают трудности в обучении из-за соматических и психических расстройств той или иной степени выраженности [4].

    На основании анализа определений категории детей риска, сформулированных А.Д. Гонеевым, Г.Ф. Кумариной, Н.М. Назаровой, можно выделить ряд особенностей детей данной категории — это дети,

    • не имеющие отклонений в развитии (с сохранным интеллектом);
    • с низким уровнем школьной зрелости при поступлении в школу;
    • испытывающие трудности в обучении и в освоении социальной роли ученика;
    • соматически ослабленные;
    • имеющие повышенный риск школьной дезадаптации.
    • В то же время при более детальном изучении у них обнаруживается специфика двигательного, речевого, когнитивного и эмоциональноволевого развития, а также несформированность предпосылок овладения программным материалом.

      В зависимости от различного понимания сущности проблемы детей, испытывающих трудности в обучении, назывались и разные причины ее возникновения. Я.А. Коменский определил среди трудностей при обучении детей трудности (внутренние), которые обусловлены индивидуальными особенностями ребенка, и трудности (внешние), обусловленные воздействием на ребенка окружающей среды. Известный педагог одним из первых обратил внимание на индивидуальные особенности ребенка, являющиеся причиной затруднений в обучении.

      В дальнейшем был выделен целый ряд причин возникновения затруднений при обучении детей: психофизические (А. Бине, М.А. Голозко, Е.М. Захарьян, Т. Симон и др.), биологические (П.П. Блонский, Т.А Власова, М.С. Певзнер и др.), социальные (Е.А. Аркин, А.Б. Залкинд и др.), психологические (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, С.Л. Рубинштейн, С.Г. Шевченко и др.), педагогические (Г.Ф. Кумарина, Л.С. Славина и др.).

      Обобщение результатов психолого-педагогических и социальных исследований позволило причины возникновения трудностей при обучении разделить на две группы:

      • обусловленные нарушением познавательной деятельности ребенка;
      • не связанные с нарушением познавательной деятельности ребенка, а являющиеся следствием индивидуальных особенностей ученика и неблагоприятных условий социальной среды.
      • Вторую группу причин следует рассматривать как факторы риска.

        Причинами риска могут являться:

        • недостатки подготовки ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность;
        • длительная психическая депривация;
        • соматическая ослабленность ребенка;
        • нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов;
        • нарушение формирования так называемых школьных навыков (диcлексия, диcграфия, дискалькулия) и др.

          Следствием факторов риска являются состояния риска. В зависимости от того, на каком уровне индивидуальной организации адаптационные нарушения проявляются наиболее явно, выделяются четыре основные группы детей, причисляемых к категории педагогического риска:

          • дети социального риска;
          • дети академического риска;
          • дети риска по здоровью;
          • дети с комплексными проблемами [1].
          • Указанные факторы риска не связаны с нарушением познавательной деятельности ребенка. Их следует рассматривать как факторы, способные при определенных условиях стать причинами школьных трудностей в будущем, но не являющиеся противопоказанием для обучения по общеобразовательным программам. Это обусловлено тем, что дети риска имеют соответствующие возрастным нормам умственные способности, чем отличаются от детей с задержкой психического развития (ЗПР), относящихся к специальному (коррекционному) контингенту учащихся.

            Несоответствие методик и требований функциональным и возрастным особенностям развития ребенка способно вызвать не менее серьезные трудности, чем отклонения в состоянии здоровья или задержка в развитии [2,3, 4 и др.].

            По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, число детей старшего дошкольного возраста с расстройствами нервно-психической сферы составляет 30-40 %, а среди детей, поступающих в школу, свыше 60 %. На этапе же дошкольного возраста их число достигает 25% [1].

            Большое значение для успешного обучения детей группы риска имеет ранняя диагностика развития и уровня сформированности элементарных знаний и представлений, прогнозирование будущей неуспешности, ее предупреждение и профилактика.

            Одним из направлений в решении проблемы предупреждения неуспешности является научно обоснованная система подготовки дошкольников к обучению в школе (Е.А. Бугрименко, С.В. Гаврилова, Т.Н. Доронова, Г.Г. Мисаренко, Е.С. Слепович, Е.В. Соловьева, У.В. Ульенкова, Н.К. Усова, Г.А. Цукерман, Е.И. Щербакова и др.). В предшкольный период необходимо особое внимание уделять общему и интеллектуальному развитию детей, развитию их речи, накоплению детьми сведений об окружающем мире и формированию интереса к учению. Для детей, испытывающих трудности в усвоении программы дошкольного образования, необходимо создавать специальные коррекционно-диагностические группы, призванные обеспечить будущим первоклассникам равный со сверстниками стартовый уровень. Приоритетность этого направления при решении проблемы пропедевтики неуспешности обучения очевидна, однако сегодня оно не занимает, к сожалению, ведущих позиций.

            Говоря о неуспевающих школьниках и причинах их неуспеваемости, многие авторы (П.П. Блонский, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, Г.Г. Сабурова, Л.С. Славина, У.В. Ульенкова и др.) подчеркивали важность дошкольного детства для дальнейшего развития ребенка. По мнению П.П.

            Блонского (1929), неуспеваемость возникает не в ходе занятий, она уже существует с первого же дня этих занятий. Больше того. бывает даже второгодничество до школы.

            Многие авторы считают, что предупреждение возможных отклонений и трудностей в развитии ребенка следует начинать как можно раньше, при этом необходимо учитывать весь комплекс факторов риска и организовывать взаимодействие различных служб, специалистов, родителей и педагогов. Эту работу надо начинать с дошкольного возраста, потому что лучше предупредить это, чем исправлять.

            Мы считаем, что дифференцированных подход к обучению наиболее оптимальным путем решения проблем для детей, испытывающих трудности в обучении, который предполагает обучение детей с учетом их индивидуальных и групповых психофизиологических особенностей и возможностей.

            Литература.

            1. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. — М.: Ред-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995.
            2. Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
            3. Капустина, Г. М. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития / Г. М. Капустина // Дефектология. — 1994. — № 5. — С. 56-62.
            4. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др.; под. ред. Г. Ф. Кумариной. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

            xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

            13. Дети с трудностями в обучении: задержанное психическое развитие.

            Задержанное психическое развитиевид отклоняющегося развития, при котором наблюдается замедление темпа психического развития, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, или замедление темпа формирования различных характеристик когнитивной и эмоционально-личностной сфер.

            Группа детей с ЗПР выделилась относительно недавно – в середине 20 века (1950-1960гг). В обычной школе были дети, которые плохо усваивали материал программы (1-я группа процессов), а во вспомогательной школе, обнаруживались дети, которые обучались лучше, чем остальные больные дети (2-я группа процессов). Таких детей начали называть детьми с трудностями в обучении, а позже в отечественной специальной психологии для их обозначения появился термин «задержка психического развития» (промежуточная группа – дети с пограничной интеллектуальной недостаточностью). В системе специального образования создавались классы и школы для детей с задержкой развития, специальные дошкольные учреждения, группы в массовых детских садах. Были разработаны программы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. В соответствии с этими программами обучение детей происходило в более медленном темпе по сравнению с обучением нормально развивающихся детей.

            Задержка психического развития – определение для сборной группы разнородных нарушений. При задержке психического развития наблюдается нарушение темпа качественной перестройки психических функций, при ко­тором психика ребенка сохраняет организацию более раннего возраста. Термин «задержка» имеет два аспекта: 1-й аспект – временной – несоответствие уровня развития возрастным нормам; 2-й – временный – возможность преодоления задержки развития с возрастом при ус­ловии создания адекватных условий для развития детей.

            Клиническая характеристика. У детей с ЗПР отсутствует грубое органическое поражение головного мозга. В большинстве случаев диагностируются легкие неврологические симптомы в виде повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, повышенного мышечного тонуса, признаки двигательной неловкости. Поэтому говорят, что это дети с «минимальной мозговой дисфункцией» (ММД) — у них имеется легкое поражение головного мозга, которое вызывает его дисфункцию, то есть нарушение нормального функционирования. ММД может быть следствием множества этиологических факторов, действие которых относится к периоду перинатального развития (от 28 недель беременности до родов), а также в первые месяцы жизни ребенка, когда вредоносные факторы действуют на уже достаточно сформированный мозг, вызывая его поражение, а не недоразвитие. Эти органические поражения могут быть вызваны внутриутробной гипоксией плода, асфиксией, недоношенностью, результатом травматического, инфекционного и токсического поражения головного мозга на ранних этапах развития ребенка. Тяжелые последствия для мозга имеют травмы, и даже микротравмы головного мозга, которые приводят к изменениям его функционирования, и поэтому вызывают ЗПР.ЗПР может быть вызвана тем, что нервная система длительное время остается незрелой, и психика ребенка также сохраняет черты незрелости. Задержка развития ребенка вызывается также педагогической запущенностью и длительными хроническими соматическими заболеваниями (нет органического поражения мозга, а есть нарушение функционирования созревающего мозга).

            Дети с задержкой развития длительное время могут считаться совершенно обычными детьми и отличаться от нормально развивающихся сверстников лишь большей непосредственностью поведения, неусидчивостью, более «детским» типом поведения. Такие особенности легко объяснить и индивидуальностью ребенка, поэтому вплоть до поступления в старшие группы детского сада или в школу эти дети могут не выделяться среди других детей. Трудности становятся заметными, когда дети сталкиваются с необходимостью усвоения обязательной учебной программы, так как они медленнее усваивают учебный материал, им требуется большее число повторений, и они быстро забывают его. А дети старшего дошкольного возраста оказываются неготовыми к школьному обучению. При поступлении в школу такие дети продолжают вести себя как дошкольники, а игра остается основным объектом их интереса, учебная мотивация отсутствует или слабо выражена.Интересы детей сосредоточены вне учебной деятельности. Все, что связано с учебной работой, им дается трудно, поэтому не вызывает у них интереса. Однако эти дети любят подвижные игры и занятия физкультурой. Такие дети эмоциональны, впечатлительны, непоседливы, импульсивны, они с трудом подчиняются установленным правилам поведения, поэтому их поведение отличается непосредственностью. Дети быстро утомляются, они не выдерживают длительного напряжения и занятий, требующих умственных усилий, тяжело переключаются с одного способа работы на другие, от одних условий выполнения задания к другим. В условиях массовой школы дети понимают свои отличия от других детей, остро переживают свою несостоятельность, и это является еще одной причиной их нежелания посещать школу. Родители таких детей отмечают их неловкость, у них «все валится из рук», они часто падают, им трудно выполнять работу, требующую тонких движений рук и пальцев, например, рисовать, лепить, вырезать, они отличаются неаккуратностью во всем, что делают.Сильные стороны детей с ЗПР обнаруживаются при отсутствии утомления и истощения. Дети хорошо проявляют себя при выполнении доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке. Дети способны самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи, они могут сравнительно быстро понять учебный материал, правильно выполнять упражнения, исправлять ошибки в работе, внимательно выслушивать объяснения, стремятся понять задачу, учебный материал.

            studfiles.net

            Обучение детей дошкольного возраста – принципы и воплощение

            Дошкольное обучение – первое структурированное образование, с которым ребенок сталкивается при вхождении во взрослую жизнь. Оно охватывает временной промежуток от рождения до возраста шести лет, когда ребенок отправляется в школу.

            Важность обучения с ранних лет

            Этот период очень важный и ответственный, за это непродолжительное время ребенок активно осваивает все сферы: образовательную, чувствительную, интеллектуальную, взаимодействия, психическую.

            Столь стремительные и фундаментальные изменения помогают ребенку осваивать все новые сферы жизни. Благодаря этому рывку ребенок активно включается в образовательный процесс.

            Занятие рисованием в садике

            На сегодня ниша образовательных учреждений дошкольного образования активно развивается, только государственные детские сады не в силах обеспечит все интересы детей и родителей.

            Сегодня творческие школы, студии, кружки предлагают различные направления работы с детьми, среди которых танцы, гимнастика, ритмика, театральное искусство, иностранные языки, подготовка к школе. Развиваются и подходы к обучению ребенка.

            Очень важно развивать речь, органы чувств, двигательные навыки, кругозор ребенка.

            Домашнее обучение с родителями

            Ответственным этапом в организации дошкольного образования является планирование деятельности. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы не перегружать ребенка и оставить живой интерес. Современная педагогика укрепляет утверждение о том, что процесс обучения для маленького ребенка должен быть увлекательным и динамичным, только при живом интересе ребенка можно добиться существенных результатов.

            Дети имеют чрезвычайно нестойкое внимание, из-за этого процесс их обучения очень трудоемкий, требует особых навыков и огромных усилий. Существует немного методических материалов по развитию детей дошкольного возраста, это связано с индивидуальным подходом к обучению в детском коллективе. Другая точка зрения – частая смена ведущей концепции обучения. Взгляды на обучение дошколят менялись очень стремительно, фактически каждая эпоха вносила коррективы в учебный план детских садов.

            Урочные занятия у дошкольников

            К детям дошкольного возраста невозможно применить классно-урочную систему обучения. Внимание в этом возрасте еще не стойкое, дети не способны часами напролет заниматься отдельным предметом. Хотя для обучения школьников такая система вполне себя оправдывает.

            С самого начала развития дошкольной дидактики принципы образования детей раннего возраста не отличались от представлений об обучения старших детей. Но логично, что маленький ребенок не может учиться по шаблону старших школьников.

            В детском саду процесс обучения и воспитания идут параллельно друг другу.

            В ходе обучения детей необходимо придерживаться определенных принципов.

            Во время обучения ребенка младшего возраста должны предоставляться реальные знания. Нельзя упрощать материал до схематичности, коверкать его. Ребенок запоминает всю информацию в возрасте от 2 – до 7 лет. При неправильно сформированной базе представления ребенка будут сильно искажены.

            Принцип научности в изучении природы

            В процессе обучения ребенка следует формировать конкретные представления, знания об окружающем мире. Все полученные знания не должны конфликтовать со школьной программой. Это проблемой при обучении детей младшего дошкольного возраста занимается дидактика. Она старается так подготовить учебный материал, чтобы это было понятно детям юного возраста, но имело верную научную основу. Глубокая проработка учебной программы для ребят дошкольного возраста помогает создать мощную базу, на которую будет проще нанизывать весь школьный материал.

            Особенности научного подхода в процессе воспитания – формирование у детей единой картины мира и правильного представления о законах природы. Очень сложно указать тот возраст ребенка, когда формируются базовые понятия о мироздании. Многие представители дошкольного образования склоняются к мнению, что эти азы должны быть неотъемлемой частью процесса воспитания.

            С самого раннего возраста у детей нужно формировать верные представления об окружающем мире, основанные на современных научных знаниях.

            Знания об этом принципе есть у всех родителей, его целесообразность применения у малышей младшего возраста существовала со времен развития педагогики. Для познания нового ребенку необходимо видеть картинку, возможно, тактильно ощутить неизведанное. Так знания ребенка дошкольного возраста оперативно и естественно встраиваются в его картину восприятия.

            Такие особенности подтверждаются тем фактом, что любой повествовательный рассказ дети стараются представить в качестве образного ряда. Детям дошкольного возраста на основе простейших действий, умений работать с предметами проще формировать более сложные мыслительные операции – анализа, рассуждения, сравнения, счета.

            Через наглядные образы для ребенка происходит формирование мыслительной деятельности. Чтобы научиться считать мысленно необходимо много раз практиковать счет на реальных предметах. Изучение процесса обучения детей доказывают, что основную информацию ребенок получает через зрительное и слуховое восприятие. Этим органам чувств уделяется основное внимание при работе с детьми дошкольного возраста.

            Принцип наглядности — ребенок воспринимает информацию лучше

            В случае восприятия зрительной информации все сведения оперативно поступают в головной мозг. В то время как слуховое восприятие несколько растянуто по времени.

            Принцип наглядности для детей в детском саду – это обогащение и расширение чувственного опыта ребенка и его знаний о мире. Малыши воспринимают натуральные предметы: муляжи фруктов и овощей, макеты зданий, схемы, панно из растений, чучела животных. Особенности маленьких детей дошкольного возраста – умение воспринимать схемы, рисунки, иллюстрации, на этом умение строиться многие принципы обучения и воспитания.

            Принцип наглядности используется при закреплении связей между новыми и старыми знаниями, при изучении нового материала.

            К наглядным материалам предоставляются следующие требования:

            • реалистичность, все предметы должны быть максимально приближены к реальным предметам, иметь сходство;
            • достойное художественное оформление, воспитатели и родители должны приобретать или изготавливать макеты максимально качественно.
            • Весь учебный материал должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту и развитию. Особенности обучения ребенка младшего возраста – усвоение простого и понятого материала. Если знания слишком сложны и витиеваты, то процент усвоения их детьми резко снижается.

              Основная сложность в реализации этого принципа – определение готовности ребенка к усвоению знаний. Не всегда это определяется возрастом, все дети индивидуальны. Перед началом процесса воспитания педагог должен произвести диагностику уровня знаний ребенка.

              Задания должны быть доступными для ребенка

              Еще 15 лет назад существовал негласный запрет обучению детей письму и грамоте до момента исполнения ребенку пяти лет. Сегодня существуют множество учреждений дошкольного образования, которые принимают детей и более раннего возраста для подготовки к школе. Изменились представления современных родителей и учителей, темп и интенсивность нагрузки ан первоклассника не оставляет шанса на промедление. Результаты такой гонки за знаниями мы узнаем, через несколько лет, когда проанализируем уровень знаний, психическое развитие и состояние здоровья нынешних первоклашек.

              Обучение иностранным языкам можно начинать с 3-х лет

              Не стоит путать доступность с легкостью, слишком простые задания не будут вызывать усилия и умственное напряжение, будет отсутствовать база для последующих знаний.

              Важно создать ситуацию успеха, при которой решение сложной, но посильной задачи принесет радость и удовлетворение.

              Принцип активного участия в процессе обучения

              Особенности принципа — усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом.

              Ребенок должен принимать участие в обучении

              Во время работы с детьми воспитатель должен предусмотреть приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление. Негативно сказывается тот факт, что ребенок получает детально разжеванную информацию, на усвоение которой не затрачены его силы и время. Она может казаться простой и понятной, но отсутствие личностного участия делает ее далекой и неинтересной. В процессе воспитания необходимо соблюдать баланс.

              Познание должно представлять собой решение практических задач, активность, самостоятельность. В основе таких представлений лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.

              Принцип последовательного обучения

              Этот принцип воспитания призывает идти в обучении от легкого к трудному, от простого – к сложному. Все знания ребенка должны базироваться на предыдущем опыте. Объем новых знаний определяет педагог, который работает с ребенком. Время, эффективность усвоения, возраст ребенка в процессе познания должны быть ориентирами.

              Принцип последовательности на примере

              Теория и практика должны быть неотделимы друг от друга. Все знания должны подкрепляться на практике. Это очень интересно и трудно одновременно, не всегда в полной мере можно внедрить знания, которые получил ребенок небольшого возраста.

              Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку и учета возрастных особенностей

              Дети в дошкольном возрасте сильно отличаются по скорости восприятия, быстроте мышления, усидчивости, старательности, поведению. Все эти признаки формируются благодаря физиологическим, умственным способностям, методам воспитания, условиям жизни, подготовленностью педагога и родителей.

              Выявить основные особенности малыша можно, постоянно наблюдая за ребенком, примечая его поведение в различных ситуациях. Для детей постарше можно организовать коллективные беседы, которые помогут выявить особенности ребенка, степень усвоения знаний, характер. Даже в юном возрасте можно выявить лидерские качества, любознательность, умение придти на помощь.

              Такая диагностика очень важна, в раннем возрасте негативные черты характера и мыслительные особенности проще поддаются коррекции. Проверка всего детского коллектива может выявить ребят, которые быстро схватывают учебный материал, на которых можно опираться в процессе обучения.

              Занятия с учетом возрастных особенностей

              Очень важен в процессе воспитания учет физиологических и анатомических особенностей ребенка. Педагог должен быть ознакомлен с состояние здоровья каждого ребенка. При этом тактично и мягко скорректировать процесс обучения для максимальной эффективности. Если у ребенка проблемы, например, со слухом или зрением, то его необходимо посадить на первые парты, для лучшего восприятия.

              Обучение чтению по Зайцеву

              • Если у ребенка имеются ограничения по физической активности, то необходимо поставить педагога по физической культуре в известность.
              • Если ребенок очень импульсивен или даже агрессивен, то в процессе воспитания необходимо развивать волю и терпимость.
              • Если ребенок только недавно пришел в детский коллектив, то скорость речи и словарный запас ребенка ограничены. Поэтому при ответе малыша необходимо проявлять терпение не только педагогу, но и учить этому всех детей.
              • Есть дети, которые не привыкли умственно трудиться. Они предпочитают проводить время в играх и активных развлечениях. При работе с такими малышами необходимо включать интеллектуальные задания в двигательную активность. Моно показать преимущества активной мыслительной деятельности в играх и соревнованиях.

              Принцип взаимосвязи обучения и развития

              Эти два процесса взаимосвязаны и непрерывны, но вместе с тем требуют терпения. Еще вчера малыш ничего не умел, а сегодня овладевает разными умениями. Все это закономерно и естественно. Если на каком-то этапе в обучении есть трудности, нужно просто набраться терпения и двигаться вперед.

              Взаимосвязь обучения и развития у дршкольников

              Очень важно пробудить в ребенке тягу к самостоятельному познанию, тогда малыш сам будет стремиться познать новое и интересное. Обязательно хвалите ребенка создавайте ситуацию успеха – это самый верный стимул. Любите детей, тогда у вас непременно все получится.

              detki.guru

              Автор: Гончарова Дарья Вячеславовна

              Учебное заведение: Армавирский государственный педагогический университет

              Населённый пункт: Армавир

              Наименование материала: Статья

              Тема: Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

              Дата публикации: 06.02.2017

              Раздел: дошкольное образование

              Всероссийский педагогический конкурс

              Тема статьи: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

              Автор: Гончарова Дарья Вячеславовна

              «Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…» К.Д.Ушинский Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи. В педагогической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Но, предпринята еще одна попытка разработки практического материала, направленного на оказание помощи данной категории детей. Это объясняется тем, что: 1. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений; 2. Для того чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс; 3. У любого специалиста, работающего с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть возможность быстрого и эффективного выбора методики для конкретного ребенка. Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.

              Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

              Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры: — активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения; — способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; — творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами; — может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; — проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно- следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; — способен к принятию собственных решений. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая коррекция речевых нарушений у детей с применением наиболее подходящих и эффективных методов и приемов коррекции речевых недостатков. В педагогической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе.

              Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в дошкольной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества. Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна. Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму. Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку». 1-я строка (вершина «елочки») – одно слово; 2-я строка – два слова; 3-я строка – три слова; 4-я строка – четыре слова; 5-я строка (основание «елочки») – одно слово. Что пишется в каждой строке?

              Первая строка синквейна

              – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

              – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

              обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

              – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

              – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно: I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения). Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами- понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово- ассоциация», «предложение», введение символов этих слов. Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом). Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря.

              Формы организации образовательного процесса: 1. ООД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) . 2. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это? », «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие? », «Подбери признаки», «Кто что делает? » и другие). Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время. 3. Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает? », «Слова с противоположным значением» и др. 4. Речевые тренинги. 5. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие) . 6. Мультимедийные презентации. Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями: «слов-предметов», «слов-определений», «слов- действий», «слов-ассоциаций», схемой предложения. Вот так выглядят символы слов, которые на II этапе составят алгоритм дидактического синквейна. II этап – основной (январь – май первого года обучения). Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три. III этап практический (до конца второго года обучения). Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

              О чем можно составить синквейн? — о природе; — о картине и литературном герое; — о маме и папе; — о настроении; — по всем лексическим темам. Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания. Пример, составленного ребенком синквейна об осени: «Осень. Веселая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое время года. Красавица! » Синквейн о белке: «Белка. Рыжая, быстрая. Прыгает, скачет, бегает. Мне нравится ловкая белка. Дикое животное». Синквейн об апельсине: «Апельсин. Круглый, оранжевый. Висит, растет, зреет. Апельсин очень вкусный. Фрукт». Синквейн о дожде: «Дождь. Мокрый, холодный. Капает, стучит, льется. Я не люблю дождь. Вода». Синквейн о семье: «Семья. Дружная, веселая. Любит, помогает, гордится. Вся семья вместе-и душа на месте. Мой дом». Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко. На каком этапе ООД можно использовать прием составления синквейна? Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» образовательной деятельности. Таким образом, синквейн является одним из эффективных методов развития речи дошкольников. В чём же его эффективность и значимость? ? Синквейн является простым игровым приемом. Синквейн могут составить все.

              ? Развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей ? Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. ? Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС ДО. На базе МБДОУ детский сад № 17 пос. Красносельского Гулькевичского района, нами была проведена педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет по применению метода синквейн в развитии речи детей. Занятия проводились со всей группой детей – 15 человек. Было проведено вводное занятие (Приложение № 1), где мы знакомили детей с понятиями «слова- предметы», «слова-предметы неживые», «слова-предметы живые», «слова- признаки», «слова-действия»; с понятием «синквейн» и алгоритмом его составления. В этом возрасте не все дети еще владеют чтением, поэтому предлагаются наглядно-графические схемы, которые помогают детям быстрее усвоить эти понятия. На втором занятии (Приложение № 2), мы закрепляли пройденный материал. Дети уже самостоятельно составляли сенквейн по теме занятия.

              Сравнительная диаграмма оценки качества и устойчивости результатов

              До проведения педагогической диагностики

              После проведения педагогической диагностики Сравнительная диаграмма показывает, что использование метода синквейна сказалось результативности речевого развития: словарный запас у детей увеличился, речь стала богаче, ярче, дети не боятся высказывать свои мысли вслух. Делая вывод можно сказать, что синквейн помогает пополнить словарный запас; учит краткому пересказу;

              учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна– процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Синквейн помогает развить речь и

              мышление. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их). Синквейн позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми.

              Цель: Используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге. Задачи: Коррекционно – образовательные: уточнение, активизация словаря по теме «Сказочные герои»; обогащение экспрессивного словаря словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных). Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель. Воспитание интереса к художественной литературе. Коррекционно – развивающие: развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики, координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления. Воспитательные: в о с п и т а н и е д о б р ож е л ат е л ь н о с т и , н а в ы ко в сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности. ХОД: Педагог: Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением друг с другом. Педагог: Ребята, посмотрите на экран: здесь много полок с книгами скажите, где мы с вами находимся? Дети: В библиотеке. Педагог: А как по-другому мы можем назвать библиотеку, если в ней живут книги? Дети: Дом для книг, книжкин дом. Педагог: Молодцы, все верно. (На полу лежит книга) Педагог: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги? Дети: В шкафу, на книжной полке.

              Педагог: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами? Дети: Бережно, аккуратно, не рвать ее, не рисовать на страничках. Педагог: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (На экране появляется пустая раскрытая книга) Педагог: Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли. Голос из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне сказки. Педагог: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу? Дети: Да! Педагог: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну Зазеркалье. Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись? Дети: На ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т.д. Педагог: Сейчас мы с вами закроем глаза и попадем в волшебную страну. (Звучит мистическая музыка). Педагог: Вот мы и попали в сказочное Зазеркалье. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним? Дети: Да! (Идут по следам и находят конверт с заданием) Педагог: Ребята, сейчас посмотрим, что здесь находится? Давайте отгадаем загадку: У отца был мальчик странный, Необычный — деревянный. На земле и под водой, Ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный. Кто же это? Дети: Буратино.

              1 задание — «Выложи картинки по схеме»

              Схема составления синквейна: 1 строчка (Кто? Что?) –существительное-одно ключевое слово. 2 строчка (Какой? Какая? Какое?)- два прилагательных, характеризующих первую строчку.

              3 строчка (Что делает?)- три глагола, обозначающих действие относящиеся к теме. 4 строчка – предложение, показывающее отношение автора к теме. 5 строчка — одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке. 1. 2. 3. 4. . 5. Педагог: Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашей схемы.

              На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный) Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый) Кладем улыбку. На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает Буратино? (ходит) Помещаем ноги. Что еще он умеет делать? (учится читать) Кладем азбуку. Что еще он может делать? (любит Папу Карло) Правильно, добавляем и сердечко. Ниже мы составляем предложение по иллюстрации и выкладываем его. (Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь) А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино? (мальчик, человечек) Педагог: Ребята, а знаете, что мы с вами составили? Синквейн. Повторите, пожалуйста. Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам. Педагог: Идем дальше по следам. Вот полянка, давайте немного посидим на ней. (Присели на ковер) На полянке есть загадки Отгадайте без подсказки Называйте, посмелей Этих сказочных друзей!

              2 задание: «Отгадай синквейн – загадку»

              1. ? 2. Добрая, трудолюбивый. 3. Заботится, учит, воспитывает,. 4. Смастерил деревянную куклу. 5. Мастер на все руки. Педагог: Кто это может быть?

              1. ? 2. Мудрая, старая. 3. Плавает, ползает, живет в пруду. 4. Подарила золотой ключик Буратино. 5. Долгожительница. Педагог: Кто это может быть?

              1. ? 2. Добрая, умная.

              3. Воспитывает, помогает, заботится. 4. Любит порядок во всем. 5. Девочка с голубыми волосами. Педагог: Кто это может быть? Педагог: Ребята, вам понравились мои загадки? Дети: Да! Педагог: А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием.

              Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два — нагнулся, Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Педагог: А вы любите рисовать? Дети: Да! Педагог: Я предлагаю вам порисовать! А поможет нам схема, которую мы с вами выкладывали. (Показать алгоритм-модель синквейна)

              3 задание: Составь синквейн самостоятельно по схеме

              (Звучит спокойная музыка) Педагог: Давайте сядем за стол, попробуем составить каждый свой сенквейн , возьмем маркеры, только рисовать мы будем строго по схеме. (Сели за общий стол, взяли маркеры и зарисовывают слова – определения, опираясь на ассоциативные связи) Педагог: Отлично! Мы расколдовали сказочную книгу. Голос книги: Спасибо за вашу помощь, можете возвращаться обратно. (Закрываем глаза, звучит музыка, возвращаемся обратно). Педагог: Теперь с книгой все в порядке. Посмотрите на экран. Придумал и написал повесть — сказку «Золотой ключик или приключения Буратино» автор: Алексей Николаевич Толстой. Повторите, кто написал эту сказку?

              Педагог: Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось? Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме, а потом рисовали? Дети: Синквейн. Педагог: Ребята, продолжайте любить сказки. Мне очень понравилось, как вы пришли на помощь волшебной книге. Не будем забывать, как мы должны относиться к книгам? Дети: Беречь их, быть аккуратными при просмотре иллюстраций и чтении. Педагог: Правильно ребята. На этом наше занятие подошло к концу.

              Некоторые из работ детей

              1. Кукла. 2. Красивая, любимая. 3. Стоит, сидит, смеется. 4. Маша катает куклу на коляске. 5. Игрушка. 1. Дождь. 2. Сильный, холодный. 3. Капает, льет, стучит. 4. Я не люблю дождь. 5. Лужи.

              Программные задачи: 1) Образовательные: — Закрепить представления детей о перелетных птицах. — Продолжать учить детей составлять рассказ-описание о ласточке с применением дидактического синквейна. 2) Развивающие: — Упражнять в употреблении существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, сложных прилагательных. — Развивать монологическую речь, долговременную память. 3) Воспитательные: — Воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним. Оборудование: — демонстрационный материал «Перелетные птицы» — сюжетная картина «Ласточки» — картинка с изображением ласточки и гнезда ласточки — схемы для составления синквейна (на каждого ребенка) — мяч — картинки с изображением контуров птиц, наложенных друг на друга (на каждого ребенка) — цветные карандаши (на каждого ребенка) Ход.

              Игра «Птицы». Если птицу назову, В ладоши надо хлопнуть. А если что-то другое, — То ногою топнуть! Прилетели птицы: Голуби, синицы,

              Мухи и стрижи, Лисы, вороны, Галки, макароны, Воробьи и чайки, Грачи и балалайки, Снегири, кукушки, Гуси и ватрушки, Лебеди и совы, Дятлы и коровы. Прилетели под конец Утка, щука и скворец!

              2. Объявление темы.

              Педагог: По каким признакам мы отличаем птиц от других живых существ? Дети: Голова и тело покрыто перьями. У них есть крылья. Они умеют летать. Педагог: А каких птиц называют перелетными? Дети: Тех, которые осенью улетают, а весной возвращаются из теплых стран. Педагог: Каких перелетных птиц вы знаете?

              3. Вводная беседа.

              Загадывание загадки: Прилетела к нам с теплом, Путь, проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка.)

              4. Рассматривание с ю ж е т н о й

              — Какая ласточка по размеру? (Маленькая, очень красивая птичка.) — Какая у ласточки головка? (Головка у нее маленькая черненькая.) — Какая шейка? (Шейка коротенькая.) — Какой клювик? (Очень маленький треугольный.) — Какие крылышки? (Длинные, узкие, острые и сильные.) — Какой хвост? (Длинный, острый, сильный, на конце раздвоенный.)

              — Какие лапки? (Коротенькие, слабенькие, с маленькими коготками.) — Какого цвета оперенье на спинке (головке, крыльях, хвосте? (Головка, спинка, крылышки и хвост черные.) — Какого цвета грудка? (Грудка нарядная, белая.) — Что у ласточки под шейкой? (Под шейкой красно-синий «галстучек».) — Когда ласточки возвращаются домой? (Возвращаются ласточки в родные края последними, когда пригревает солнышко, зеленеет травка, листья на деревьях, оживают и весело суетятся насекомые.) — Где ласточки строят гнезда? (Живут ласточки поблизости от человека. Они вьют свои гнезда под крышами домов.) — Из чего они строят гнезда? (Из маленьких веточек, соломинок, сухих травинок, пушинок, волосинок и склеивают их землей, смоченной слюной.) — Чем питаются? (Мелкими насекомыми, мошками, комарами и ловят их в воздухе на лету.) — К а к у ю п о л ь з у п р и н о с я т ласточки? (Уничтожают нас екомых- вредителей, ласточки приносят большую пользу садам, лесам, полям и огородам.)

              5. Развитие лексико-грамматических категорий.

              Игра «Назови ласково». (С мячом.) — У ласточки … Черная голова – черненькая головка. Черная спина — … Острые крылья — … Длинный хвост — … Белая грудь — … Белый пух — … Острый клюв — … Пестрый галстук на шее — … Игра «Скажи одним словом» — Ласточка любит тепло – теплолюбивая ласточка. — У ласточки белая грудка – белогрудая ласточка. — Быстрые крылья — … — Длинный хвост — … — Насекомых едят — …

              6. Физкультминутка. Игра «Хочу быть птичкой».

              Мы по улице гуляли, (Шаги на месте.) Скворцов и ласточек считали. (Упражнение «Птица летит».) Раз, два, три, четыре, пять – (Указательным пальцем правой руки дети считают пальцы левой, начиная с мизинца и обратно с большого пальца.) Будем их считать опять. Рот открыли, смотрим в небо. (Головы поднимают вверх.) Влево, вправо. Я там не был. (Повороты головы вправо-влево.) Птичкой захотели стать (Руки вниз, удивление.) И руками стали махать. (Взмахи руками.) Крылья вверх и крылья вниз, Только слышен ветра свист. (Указательный палец делает круговые движения). Мы подпрыгнули, чтобы взлететь, (Прыжок, руки вверх.) Но пришлось на землю сесть. (Присесть.)

              7. Работа по составлению синквейна.

              Педагог: ребята мы на прошлом занятии составляли с вами синквей. Давайте попробуем еще раз составить синквейн по картинке. (Педагог показывает картинку с изображением ласточки). — Кто это? — Какая ласточка? — Что делает ласточка? — Составьте предложение о ласточке. — Обобщение или ассоциация.

              8. Составление синквейнов детьми.

              1-й вариант. — Ласточка. — Черно-белая, теплолюбивая. — Летает, вьет (гнездо, ловит. — Ласточки вьют гнезда под крышами домов. — Перелетная птица. 2-й вариант. — Ласточка. — Быстрокрылая, насекомоядная.

              — Проносится, чивкает, уничтожает (насекомых). — Ласточки прилетают в родные края последними. — Весна, тепло, счастье. 3-й вариант. — Ласточка. — Красивая, маленькая. — Кружит, строит (гнездо, охотится (за насекомыми). — Живут ласточки поблизости от человека. — Птица.

              Педагог: Ребята вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось и почему? Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме? На этом наше занятие подошло к концу.

              zhurnalpedagog.ru