Детерминанты развития ребенка

Детерминанты психического развития.

В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих возрастное психическое развитие. С точки зрения предпочтения авторами биологической или средовой, социально культурной детерминации выделяют:

1. биологизаторское (биогенетическое) направление – развитие психики предопределено врожденными и генетическими задатками (способности, черты характера, формы поведения). Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен (среда – лишь условие изначально предопределенного развития). Наследственность определяет и темп (быстрый или медленный), и предел (одаренность или посредственность). Сторонники:

теория рекапитуляции Ст. Холла (биогенетический закон Э.Геккеля (онтогенез представляет сокращенное повторение филогенеза), что позволило представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. Ребенок в первые месяцы жизни находится на стадии млекопитающего, во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны, затем – начальных ступеней человеческого состояния, развития первобытных народов, начиная с поступления в школу, усваивает человеческую культуру – сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже в подростковом возрасте – фанатизма Христианской культуры, лишь к зрелости поднимаясь до уровня культуры Нового времени.

Состояния и занятия маленького ребенка становятся отголосками ушедших веков. Ребенок закапывается в куче песка – его притягивает пещера также, как и его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью – значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям

евгеника (от греч. eugennes – хорошего рода) Ф. Гальтона – теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения

глубинная психология (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) – развитие определено биологическими потребностями, влечениями, переживаниями.

представитель конституциональной психологии Кречмер – психические особенности связаны с конституцией (типом телосложения).

социологизаторское (социогенетическое) направление – изначально человек чистая доска, а все его достижения и особенности обусловлены внешними воздействиями. Его истоки в идеях французского философа 17 в. Дж. Локка: на этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягащенный наследственностью, вырастет таким, каким захотят его видеть взрослые. Социальная среда – понятие широкое (общество, его культурные традиции, уровень развития науки и искусства, идеология, религиозные течения, система воспитания и обучения, ближайшее социальное окружение, которое постоянно расширяется)

теория социальных ролей Дж. Мида – развитие психики зависит от тех ролей, которые человек в обществе выполняет;

бихевиоризм – наука о научении, связка «стимул-реакция», чем больше связой, тем интенсивнее развитие.

3. Двухфакторые теории (конвергенция двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К. Бюлер, В. Штерн, А. Бине – считали, что оба фактора пересекаются, среда накладывается на факторы наследственности. Но: ребенок – пассивный участник происходящих в нем изменений

4. Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л.С. Выготского – признает вклад среды и наследственности в развитие, но при этом отмечает, что развитие возможно только благодаря наличию культуры как обобщенного опыта человечества. Ребенок развивается, вступая в особые отношения с окружающим миром: во-первых, он не приспосабливается, а активно присваивает себе опыт предшествующих поколений, во- вторых, это происходит только в общении с носителями культуры (взрослыми). В рамках этого учения: врожденные свойства – условия развития, среда – его источник, а движущая сила психического развития – собственная деятельность, точнее противоречие деятельностей через потребности (борьба старого с новым). А потребности вызываются внутренним противоречием процесса взросления и внешними стимулами.

studfiles.net

Детерминанты психического развития

Детерминанты психического развития — раздел Психология, Введение в психологию развития: учебное пособие Психическое Развитие Человека Совершается Под Воздействием Дв.

Психическое развитие человека совершается под воздействием двух основных факторов – наследственности и среды (факторы – это постоянно действующие обстоятельства, оказывающие существенное воздействие на психику человека). Понимание природы факторов обусловлено методологической позицией психолога [9,11].

Определение движущих сил психического развития ребенка – центральная проблема детской психологии. Исторически выделились следующие группы теорий с точки зрения предпочтения ими биологической или средовой, социально‑культурной детерминации.

1. В биогенетических теорияхформирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен. Биогенетические подходы нередко служат теоретической основой расистских учений об изначальном различии наций. Сторонником этого подхода был Ф. Гальтон, а также автор теории рекапитуляции Ст. Холл.

2. Социогенетические теории(сенсуалистический подход, утверждающий примат опыта) утверждают, что изначально человек – чистая доска (tabula rasa), а все его достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобная позиция разделялась Дж. Локком. Эти теории более прогрессивны, но их недостаток – понимание ребенка как изначально пассивного существа, объекта влияния.

3. Двухфакторные теории(конвергенции двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К. Бюлер, В. Штерн, А. Бине считали, что среда накладывается на факторы наследственности. Основоположник двухфакторной теории В. Штерн отмечал, что ни об одной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри; надо интересоваться – что в ней извне и что изнутри. Но и в рамках двухфакторных теорий ребенок по‑прежнему остается пассивным участником происходящих в нем изменений.

4. Учение о высших психических функциях(культурно‑исторический подход) Л.С. Выготского соглашалось с признанием вклада среды и наследственности в развитие, но при этом отмечало, что развитие возможно только благодаря наличию культуры как обобщенного опыта человечества [4]. Ребенок развивается, вступая в особые отношения с окружающим миром[9]: во‑первых, он не приспосабливается, а активно присваивает себе опыт предшествующих поколений; во‑вторых, это происходит только в общении с носителями культуры, воспитывающими и обучающими его взрослыми.

В рамках учения Л.С. Выготского врожденные свойства рассматриваются как условия развития, среда – как его источник (в ней содержится то, чем должен овладеть человек), а движущей силой психического развития является собственная деятельность человека – основная неаддитивная единица жизни, активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Проходя через разные жизненные периоды, человек вступает в различные виды деятельности.

Л.С. Выготский полагал, что развитие – это не простая функция, полностью определяемая «икс‑единицами» наследственности плюс «игрек‑единицами» среды, а исторический комплекс, отображающий на каждой данной ступени заключенное в нем прошлое. Другими словами, нельзя искусственно противопоставлять среду и наследственность, они действуют вместе и сосуществуют в одних и тех же функциях.

Структура человеческой индивидуальности неоднородна. Она включает в себя индивидные характеристики (биологический фундамент личности, формально‑динамические особенности), предметно‑содержательные и духовно‑мировоззренческие характеристики [9]. По мере взросления человека индивидуальность начинает все больше регулироваться духовно‑мировоззренческими качествами и освобождаться от биологических проявлений. Разные этажи индивидуальности испытывают неодинаковое влияние среды и наследственности: индивидные характеристики (темперамент, асимметрия полушарий, задатки способностей) обеспечивают устойчивость индивидуальности и мало подвержены средовым влияниям, а предметно‑содержательные свойства (черты личности, самосознание, характер) отвечают за изменчивость и потому более чувствительны к влиянию среды.

allrefs.net

Детерминанты психического развития ребенка

Психология развития имеет достаточно большую историю, но вопрос о детерминантах психического развития ребенка всегда стоял особенно остро. Среди первых попыток описать детское развитие можно назвать теорию английского философа Джона Локка (1632—1704), который считал, что родившийся ребенок подобен «чистой доске» (лат. — tabula rasa) и любая черта его личности обусловлена воспитанием. Локк полагал, что влияние окружающей среды особенно сильно в первые годы жизни ребенка: именно тогда он наиболее податлив и взрослые могут формировать его по собственному желанию. В противоположность взглядам Локка французский философ Жан-Жак Руссо (1712— 1778) склонялся к природной теории развития, полагая, что оно про исходит в соответствии с планом природы, которая как невидимый на став ник побуждает ребенка развивать различные способности на различных стадиях роста.

Противоречия концепций Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо иллюстрируют основной вопрос, который обсуждался во всех более поздних подходах к развитию. Что является основными детерминантами развития: природные факторы, связанные с наследственностью и созреванием, или факторы среды — воспитание и обучение? Ответ на этот вопрос очень важен для организации педагогической практики. Он заставляет по-разному описывать причины того или иного поведения ребенка и предлагает разные способы для моделирования либо коррекции процесса развития. Так, психолог, признающий приоритет природы, наблюдая за агрессивным поведением дошкольника, будет искать причину в наличии агрессивных тенденций у его родителей. Психолог, подчеркивающий значение воспитания, может назвать в качестве причины поведения средовые факторы, на пример привлечение внимания родителей как следствие ревности к младшим братьям.

Большинство теорий признает в качестве детерминант психического развития и биологические, п средовые факторы, однако придает им разное значение, хотя существуют и концепции, акцентирующие только одну группу факторов. Теории научения, например, придают основное значение среде. Их приверженцы утверждают, что большинство форм поведения приобретается через процесс научения, который не сводится только к школьному обучению, а представляет собой процесс накопления п переработки жизненного опыта в основном в поле целенаправленного воздействия взрослых на ребенка. Теории научения основываются на классическом бихевиоризме.

Несколько позже была разработана более мягкая теория социального обучения Альберта Бандуры (р. 1925), допускающая роль сознательного мышления ребенка. Бандура утверждал, что за счет наблюдения обучение людей в социальных ситуациях происходит быстрее, а какие-то аспекты поведения приобретаются исключительно за счет наблюдения. Бандура исследовал не только подражательное научение. Его внимание привлекала социализация ребенка — те механизмы, посредством которых происходит усвоение человеком социальных норм своего общества. Бандура считал, что в основе социализации лежит, с одной стороны, подражание окружающим ребенка моделям поведения, а с другой — поощрение и наказание обществом тех или иных типов поведения. При этом модели могут быть как реальными (родственники и друзья ребенка), так и вымышленными (герои фильмов, книг), соответственно, поощрение и наказание распространяется и на реальные, и на вымышленные модели поведения. В частности, Бандура обратил внимание на негативные последствия просмотра детьми фильмов, содержащих агрессивные действия, которые впоследствии не были наказаны. Думается, что, даже не принимая полностью взгляды ученого, для практической работы важны выводы А. Бандуры о роли наблюдения ребенка в его развитии и социализации и соответственно о родителях как моделях выучиваемых детьми образцов поведения.

В качестве наиболее яркой теории, противостоящей доктрине научения, можно привести концепцию Арнольда Гезелла (1880—1961), считавшего главной детерминантой развития созревание, которое разворачивается у детей в фиксированной последовательности, но в разных темпах. Гезелл выступал против попыток обучать детей с опережением графика внутреннего развития. Он полагал, что в подобном случае обучение не будет представлять ценности и только создаст напряжение между взрослым и ребенком. Здесь есть о чем задуматься многочисленным приверженцам и организаторам школ раннего развития детей: они должны понимать, что развивать раньше и больше, не значит лучше и эффективнее. Кроме того, для практики важна идея этого американского психолога о саморегуляции детского развития. Гезелл предложил перенести центр тяжести работы с детьми с императива «ребенок должен» на внимание к детским сигналам и подсказкам, таким как плач или непослушание, и соответствующую реорганизацию воздействия взрослых. Тогда взрослые начнут доверять ребенку, процессу его естественного роста и развития, вместо того чтобы подгонять его под кем-то придуманные рамки. В частности, если в литературе содержится мнение о том, что к четырем месяцам ребенок должен переворачиваться, а он это не делает, не стоит тревожиться: нужно спокойно ждать, когда ребенок сам этому научится. Сегодня резкая поляризация взглядов: природа или воспитание — в прошлом. Более поздние теории рассматривают развитие как взаимосвязь природы и воспитания.

Большинство исследователей выделяют две основные линии детского развития: познавательное (или когнитивное) и психосоциальное. Познавательное развитие предполагает последовательное нарастание мыслительных навыков. Психосоциальное развитие делает акцент на социализации ребенка и усвоении им ценностей культурного окружения. В указанных областях работало много известных исследователей. Для практического использования их результатов остановимся на представлениях о когнитивном развитии Ж. Пиаже и Л. С. Выготского. Психосоциальное развитие рассмотрим в соответствии с концепциями Дж. Боулби и Э. Эриксона.

Согласно концепции швейцарского психолога Жана Пиаже (1896—1980), развитие — это процесс активного конструирования, в ходе которого у детей формируются все более сложные и дифференцированные когнитивные структуры. Такие структуры ученый называл схемами; первоначально они имеют сенсомоторный характер, а позже становятся когнитивными. Для Пиаже развитие означает процесс изменения от менее совершенной функции к более совершенной, при этом интеллектуальное развитие всегда представляет собой организованный процесс ассимиляции (включения) нового материала на основе уже имеющегося знания и аккомодации (приспособления) старого к новому. Таким образом, ключевыми понятиями в теории Пиаже являются ассимиляция, аккомодация, организация и схемы. Чтобы показать, как они используются, приведем описанный Дж. Флейвелом пример с младенцами.

Ж. Пиаже представлялось важным, что младенцы имеют рефлексы, в частности сосательный. Ассимиляция здесь заключается в расширении объектов сосания и появлении через некоторое время у младенцев возможности предвосхищать сосание. Когда ребенок приобретает достаточный опыт сосания, он его аккомодирует и учится сосать не только то, что случайно попадет в его рот, но и предметы по собственному желанию. Схемы, которые использует ребенок при сосании, — сенсомоторные. Появление первых когнитивных схем Пиаже относит к 18 месяцам, когда у ребенка появляются первые умственные символические образы предметов. К этому времени ребенок уже умеет мысленно представить действия и их результат, прежде чем реально произвести их внешне. Получается, что ранее схемы, имеющиеся у ребенка, функционировали только при их реальном употреблении во время действительного применения к реальным данным. Теперь схемы функционируют сами по себе в уме ребенка и не требуют постоянного выполнения внешних актов.

Пиаже не был сторонником теории созревания, но еще меньше соглашался с теориями научения. Для развития, полагал он, необходима не просто среда, но активное равновесное взаимодействие с ребенком. В связи с этим Пиаже критиковал школьное обучение, поскольку в нем присутствуют ассиметричные властные отношения между учителем и учеником, что создает неравновесное взаимодействие между ними. В основе такого взаимодействия лежит необходимость ученикам приспосабливаться к познавательным схемам учителя. Как следствие — поверхностное обучение, неспособное порождать фундаментальные когнитивные изменения. Пиаже полагал, что фундаментальные изменения в познавательном развитии с большей вероятностью возникают в неформальном взаимодействии, которое улучшает возможности уравновешивания, ассимиляции и аккомодации. Кроме того, Пиаже считал, что развитие осуществляется стадиально.

Если швейцарского ученого интересовали преимущественно биологические основы развития интеллекта, то в трудах Льва Семеновича Выготского (1896—1934) наиболее полно представлена разработка механизма влияния культуры на развитие. В соответствии с его концепцией источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре. Такие культурные факторы, как язык, образование, семья, обычаи, являются детерминантами по отношению к уровню и темпам психического развития, в том числе интеллектуального. Следовательно, поведение людей можно определить как опосредованное с помощью культуры.

По мнению Л. С. Выготского, в основе развития лежит формирование высших психических функций (ВПФ), при этом решающую роль имеет знак. Основной знаковой системой человека является речь. Она позволяет человеку вовлекаться в опосредованное поведение, т.е. реагировать не только на то, что он видит и слышит, но и размышлять о прошлом и планировать будущее. Речь начинает активно развиваться в возрасте полутора-двух лет, после чего развитие отходит от натуральной линии и становится культурно или социально обусловленным. Таким образом, речь стоит в начале развития и является его наиболее важным, решающим фактором. Именно речь делает возможным последующее формирование у ребенка ВПФ.

Под высшими психическими функциями Л. С. Выготский понимал произвольное внимание, логическую память, высшие формы восприятия и мышления. Описывая процесс их формирования, он отмечал, что ВПФ не надстраиваются, как второй этаж, над элементарными процессами, но представляют собой сложное сплетение элементарных функций, действующих по новым законам. Таким образом. ВПФ едины по своей генетической природе, которая базируется на иных основаниях, чем системы элементарных психических функций, а именно на использовании знаков.

Л. С. Выготский особенно акцентировал внимание на социальном характере ВПФ. утверждая, что они строятся первоначально как внешние формы поведения и опираются на внешний знак, в силу чего в развитии внутренних опосредованных операций фаза применения внешних знаков играет важную роль. Ребенок переходит к внутренним знаковым процессам, когда пройдет фазу внешних знаковых процессов. Для иллюстрации этого положения Выготский приводил описание экспериментов по изучению запоминания у детей. Оказалось, что при первоначальном обучении детей запоминанию при помощи внешних опор ребенок быстрее переходит к внутреннему опосредованию запоминания и показывает лучший результат, чем если бы эти внешние опоры не использовались.

Взаимосвязь обучения и развития

Л. С. Выготский уделил большое внимание проблеме соотношения обучения и развития. Для этого он ввел два понятия: уровень актуального развития ребенка и зона его ближайшего развития. Уровень актуального развития определяется уровнем психических функций, которые сложились у ребенка в ходе предыдущего развития. Зона ближайшего развития определяется как различие между сложностью задач, которые ребенок может решить самостоятельно и с помощью взрослых. Она позволяет описать динамическое состояние развития, помогает определить его завтрашний день. Например, два ребенка могут продемонстрировать один и тот же уровень актуального развития, но тот, кто при помощи наводящих вопросов, примеров, показа выполнит более сложные задания, в будущем покажет лучшую динамику.

О соотношении обучения и развития можно говорить, только используя понятие зоны ближайшего развития (ЗБР). Обучение, которое ориентируется на уже завершенные циклы развития, не ведет развитие за собой. Если же обучение осуществляется с учетом ЗБР, оно является полноценным двигателем развития, а точнее, воздействует на ЗБР, пробуждает и приводит в движение у ребенка ряд внутренних процессов. Первоначально эти процессы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими, но со временем они становятся внутренним достоянием ребенка. Таким образом, обучение не есть развитие, но, будучи правильно организованным, оно ведет за собой детское развитие, вызывает к жизни ряд процессов, которые без обучения были бы невозможны. Вот почему правомерно говорить не о тождестве обучения и развития, но о переходе одного во второе.

Важно отметить, утверждал Л. С. Выготский, что обучение и развитие не идут равномерно, параллельно друг другу. Между ними устанавливаются сложнейшие динамические зависимости. При этом каждый учебный предмет имеет свое отношение к детскому развитию, которое меняется при переходе ребенка с одной ступени на другую. Для того чтобы создать ЗБР, т.е. породить ряд процессов внутреннего развития, нужны правильно построенные процессы обучения.

Применительно к современному ребенку особенно важным представляется большое внимание, уделяемое Л. С. Выготским, к игре, поскольку многие взрослые ее сегодня недооценивают. Выготский относил игру к ЗБР дошкольника, отмечая, что в игре ребенок всегда на голову выше самого себя. Хотя игра функционирует в отсутствие прямых инструкций взрослого, в ней используются созданные культурой средства (игрушки) и часто включается проигрывание социально-культурных ролей (мать, отец, жених, невеста, водитель и т.п.).

Завершая анализ детерминант психического развития, отметим, что современная отечественная психологическая теория и педагогическая практика опираются на работы Л. С. Выготского, творчески развивая и модифицируя его положения для разных целей.

5psy.ru

Детерминанты психического развития

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Факторы психического развития — обязательные и неизменные факторы развития психики, общие для всех индивидов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Условия психического развития — специфические особенности развития психики конкретного индивида, имеют вариативный и переменный характер.

На фоне типичных, общих для всех людей факторов психического развития проявляются специфические условия становления личности Так, общий фактор — социальная среда — проявляется через конкретные и условия социализации определенного индивида, в частности влияния его семьи, психологического микроклимата в ней характера отношений, содержания семейного воспитания.

Выделяются такие факторы психического развития, как биологический, социальный и активность самой личности

Биологический фактор психического развития — базовые свойства человека, выступают основой, исходным фактором становления личности. Биологический фактор психического развития человека формируется и вступает в действие еще до рождения ребенка, поэтому считается основой, фундаментом для развертывания психического развития.

Данный фактор включает в себя:

  • наследственность (качества, переданы индивиду от родителей через генотип),
  • врожденные признаки (особенности внутриутробного развития ребенка и процесса ее рождения),
  • результаты созревания нервной системы (рост и формирование связей аксонов и дендритов, миелинизации нейронов).

Социальный фактор психического развития — совокупность внешних общественных условий, с которыми индивид взаимодействует в ходе становления своей личности. Влияние социальной среды на психическое развитие индивида обеспечивает его социализацию. Параллельно с развертыванием социализации индивида, он включается в процесс индивидуализации[1].

Активность личности — условие и результат психического развития индивида, проявляется в его деятельности

Средством активности ребенка, что проявляется в деятельности, происходит двустороннее взаимодействие подрастающей личности с социумом протяжении взросления индивида и усложнение его психической организации a активность тоже обогащается, как содержанием, так и способами ее выражения.

Взаимосвязь обучения и развития

В отечественной психологии соотношение понятий «обучение и развитие» впервые было исследовано Л.С. Выготским. По его концепции психическое развитие индивида происходит более успешно, если обучение осуществляется в «зоне ближайшего развития» – ребенок под руководством взрослого должен выполнить то, чего он не мог бы выполнить самостоятельно, он должен обучиться, несколько опережая свои актуальные возможности. Отечественная педагогическая психология разработала специальную теорию развивающего обучения , составной частью которой является концепция проблемного обучения.

Обучением именуется деятельность учителя по передаче учащимся знаний и жизненного опыта, формированию у них умений и навыков.

Понятие «учение» подразумевает активность самого учащегося, его действия, направленные на приобретение знаний, умений и навыков, развитие способностей, самосовершенствование. Таким образом, процесс образования протекает как единство активности учителя (педагогической деятельности) и ученика (учебной деятельности). Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс практически всегда представляет собой единство обучения и воспитания. В-третьих, сам процесс такого воспитывающего обучения с позиции обучающегося включает освоение знаний, практические действия, выполнение учебных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Термин «развитие» указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций. Другими словами, для специалистов в области возрастной психологии, да и не только для них, может представлять интерес хотя бы примерный временной график появления конкретных форм поведения в жизни детей. Такой график позволил бы изучающим детское развитие сравнивать время появления определенных форм поведения у разных детей, принадлежащих как к одинаковым, так и к различным культурам или социальным группам.

Установление приблизительных возрастных норм компетентности ребенка в основных сферах жизнедеятельности позволяет оценить, насколько конкретный ребенок опережает сверстников в своем развитии (или, наоборот, отстает от них). Возрастные нормы могут быть полезны при разработке программ помощи детям, отстающим в развитии, или, например, при оценивании влияния различных условий жизни на развитие.

Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные (или двигательные) навыки. Когнитивная область (от лат. «cognitio» – знание, познание) охватывает все умственные способности и психические процессы, включая даже конкретную организацию мышления. К этой области относятся такие процессы, как восприятие, рассуждение, память, решение задач, речь, суждение и воображение. В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки. К ней относят присущий каждому из нас индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, т. е. то, как люди воспринимают социальную действительность и реагируют на нее. Развитие человека в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязано, что можно продемонстрировать на примере развития ребенка в первый год жизни.

См. также разделы Справочника :

[1] Индивидуализация — процесс формирования специфических, неповторимых признаков и свойств личности, которые определяют ее индивидуальность

ingorizont.ru

Детерминанты развития психики человека

Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека.

  • наследственность – это свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Действие фактора наследственности проявляется в индивидуальных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития. Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития.
  • среда – это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. На психическое развитие ребенка оказывают влияние макросреда (страна, этнос, государство, общество); мезосреда (регион, тип поселения, субкультуры); микросреда (семья, школа, сверстники).
  • активность – это деятельное состояние организма как условие его состояния и поведения. Принцип активности предполагает активное преодоление среды. Активность проявляет себя в активации, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.
  • движущая сила психического развития – это противоречие между достигнутым уровнем развития, знаний человека, навыков, способностей, системы мотивов и типов его связи с окружающей средой. Такое понимание движущих сил психического развития было сформировано в работах Выготского, Леонтьева, Эльконина.
  • Условия психического развития:

    1. обучение и воспитание;
    2. собственная активность личности.
    3. Закономерности психического развития:

      1.цикличность – это возраст, как стадия развития, темп и содержание развития изменяются на протяжении детства, т.е. циклы – это возрастные периоды, во время которых должны быть решены основные задачи возраста.

      2.неравномерность – это разные психические функции развиваются неравномерно, существуют наиболее оптимальные сроки для становления и роста отдельных психических процессов, такие периоды называют сенситивными.

      Возрастная сенситивность – присущее определенному сенситивному периоду, оптимальное сочетание условий для развития и становления определенных психических свойств.

      3. «метаморфозы» детского развития – психика ребенка на каждом возрастном этапе качественно иная, развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных преобразований.

      4.сочетание процессов эволюции и инволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, преобразуется (эволюция). Инволюция возникает, если не были созданы условия для развития функций, т.е. обратное развитие.

      5.интеграция психики – это перерастание отдельных психических состояний в черты личности. 6.пластичность психики и возможность компенсации.

      webkonspect.com