Декларация по дошкольному воспитанию

Развитие советской системы дошкольного воспитания

Издательство «Просвещение», М., 1967 г.

Приведено с некоторыми сокращениями

В нашей стране впервые в мире создана в столь широких масштабах государственная система дошкольного воспитания, наиболее полно отвечающая интересам семьи и задачам всестороннего развития детей дошкольного возраста, успешной подготовки их к школе.

Это ясли, ясли-сады, детские сады с дневным и круглосуточным пребыванием детей, широкая сеть детских площадок, дошкольные детские дома. Воспитание детей в этих учреждениях ведется на научных основах.

С первых дней Советской власти, реализуя программные требования, касающиеся вопросов борьбы за равенство женщины в политических правах с мужчиной, за вовлечение ее в производство, в активную общественную жизнь. Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание развитию сети дошкольных детских учреждений.

Проблемы теории общественного воспитания детей дошкольного возраста и развития дошкольных учреждений активно разрабатывались большевиками задолго до Октябрьской социалистической революции.

Основоположником советской дошкольной педагогики является Н. К. Крупская. Рассматривая вопрос об особенностях общественного дошкольного воспитания в условиях социалистического строя, она подчеркивала в книге «Женщина-работница» (1899), что новое общество должно не только обеспечить ребенку средства к существованию, но и заботиться о том, чтобы у него было все, что необходимо для полного, всестороннего развития.

На основе глубокого анализа явлений социальной жизни Н. К. Крупская указывала, что «женщина-работница не может не оценить всех благ общественного воспитания. Материнское чувство заставляет ее желать общественного воспитания детей, социалистического строя, победы рабочего дела!»

9 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров издал декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению. В состав этой комиссии вошел и отдел по дошкольному воспитанию, которому надлежало организовать общественное дошкольное воспитание в государственном масштабе. Этот отдел возглавляла член партии с 1902 года Д. А. Лазуркина.

20 ноября 1917 года была опубликована «Декларация по дошкольному воспитанию», в которой указывалось, что общественное воспитание детей важно начинать с первых месяцев жизни ребенка и что система дошкольного воспитания в Советской республике «является составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования».

Опубликованное 16 октября 1918 года «Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» снова подтвердило принцип единства и преемственности всех звеньев системы народного образования. В положении указывалось, в частности, что к единой школе присоединяется детский сад.

С самого начала дошкольные детские учреждения стали развиваться как учреждения государственные, светские, массовые и общедоступные. Это отвечало задачам раскрепощения женщины, выражало политику партии, направленную на осуществление начал коммунистического воспитания с дошкольного возраста.

Огромную роль в определении целей и задач общественного воспитания детей и дальнейшего развития системы дошкольного воспитания сыграл VIII съезд Коммунистической партии. Программа РКП (б), утвержденная съездом, подчеркивала важную роль общественного дошкольного воспитания.

Оно рассматривалось в программе как «одна из основ школьного просветительного дела», указывалось, что его задача состоит во всестороннем развитии и коммунистическом воспитании ребенка применительно к особенностям его возраста, намечалось создание широкой сети дошкольных учреждений (яслей, садов, очагов) в целях раскрепощения женщины.

Были определены две важнейшие функции детских учреждений: воспитательная и социально-бытовая.

В. И. Ленин в работе «Великий почин» назвал детские ясли и детские сады «ростками коммунизма». Эти учреждения, писал он, есть такие средства, «которые на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной, по ее роли в общественном производстве и общественной жизни».

Владимир Ильич считал обязательным активное участие всех советских учреждений и организаций, а также самих женщин в создании детских садов. «Сами женщины-работницы, — писал он, — должны заботиться о развитии таких учреждений, и эта деятельность женщины приведет к полной перемене ее старого положения при капиталистическом обществе».

Нельзя не отметить и особой роли в развитии дошкольного воспитания первого партийного совещания по вопросам народного образования (1920). В решениях этого совещания особо подчеркивалась необходимость организации широкой сети дошкольных учреждений и обеспечения их преемственности со школой.

Заботясь о развитии сети дошкольных детских учреждений, Советское государство всегда исходило из необходимости как можно полнее удовлетворить потребности и запросы семьи в уходе за ребенком и его воспитанием.

Естественно, что потребностям населения могут отвечать только детские дошкольные учреждения различных типов, и вопрос о типе дехекого сада, детских яслей в первые годы Советской власти был предметом самых горячих дискуссий.

На I Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию в 1919 году эта проблема обсуждалась всесторонне; было решено, что нуждам работающей матери наиболее соответствует детский сад с 9—10-часовым пребыванием ребенка, функционирующий круглый год.

Длительность пребывания обеспечивала также наиболее успешное решение задач всестороннего развития детей. В 1919 году специальным постановлением Народного Комиссариата просвещения была узаконена непрерывность работы стационарных дошкольных учреждений. Основные их типы: стационарные (постоянно действующие) и сезонные (временно действующие) — сохранились до сих пор.

Для детей, страдающих нарушениями физического и психического развития, были созданы специальные постоянно действующие государственные детские учреждения — детские сады и группы для глухонемых, для детей с нарушениями речи, двигательной сферы и др.

Возникли и некоторые другие типовые варианты учреждений, вызванные к жизни потребностями семьи. Среди них санаторные детские сады для физически ослабленных детей, детские площадки по месту жительства детей и т. д.

Система дошкольного воспитания складывалась в нашей стране, по сути дела, заново как по форме, так и по содержанию. Создание широкой сети детских садов происходило в условиях борьбы с огромными трудностями — с нехваткой средств, голодом, в условиях войны и интервенции и осложнялось отсутствием кадров и опыта организации общественного дошкольного воспитания. Тем не менее количество детских яслей и детских садов росло из года в год.

Очень показательной была в этом отношении Ивановская область. Здесь в районе развитой текстильной промышленности преобладающим был женский труд. До революции детских садов в Иваново-Вознесенске не было. Огромное количество малышей оставалось без надзора, пока матери были на работе.

В конце 1917 года Ивановский городской Совет через газету «Ивановский листок» обратился к молодым женщинам с призывом помочь в организации жизни детей и их воспитании. На этот призыв откликнулись целые рабочие коллективы.

Были созданы курсы по подготовке воспитателей, проведены десятки воскресников по ремонту и оборудованию помещений. В 1918—1922 гг. открылось несколько больших детских садов при текстильных фабриках в Иванове, в Кинешемском районе, в Шуе. Только в 1929 году в Ивановской области было открыто 150 детских садов, в которых воспитывалось почти 7 тыс. ребят.

Дошкольное воспитание быстрыми темпами развивалось в национальных районах Советского Союза, в союзных и автономных республиках. Чрезвычайно характерна картина развития детских дошкольных учреждений в Казахстане. До революции здесь не было ни одного дошкольного детского учреждения.

В 1917 году в г. Верном открылась первая детская площадка, воспитанниками которой были дети казахов, русских, татар, уйгуров, дунган и узбеков. К 1 июня 1921 года в республике насчитывалось уже 115 детских садов с контингентом 5320 детей. Женщины Казахстана все больше проникались доверием к общественному дошкольному воспитанию и с охотой отдавали детей в детские сады.

На содержание детских яслей и садов государство ассигновывало значительные средства. Быстрыми темпами росло число детских дошкольных учреждений после XIV съезда партии, в период индустриализации страны. В это время создание детских яслей и детских садов рассматривалось как важнейшая социально-политическая задача.

Строительство гигантов первой пятилетки, освоение необжитых районов на востоке страны требовало большого количества рабочих рук. Женщины активно вовлекались в общественное производство.

На селе примерно с 1925 года стали создаваться летние дошкольные детские площадки — сезонный вариант детского сада. Организации этих площадок много сил отдавали студенты-практиканты дошкольных факультетов педагогических институтов и Академии коммунистического воспитания.

Н. К. Крупская и А. В. Луначарский активно содействовали развитию общественного дошкольного воспитания в деревне. Выступая в 1927 году на XIII Всероссийском съезде Советов с докладом о народном просвещении в РСФСР, А. В. Луначарский отметил быстрый рост деревенских детских площадок: с 1925 по 1927 год количество детей, которых обслуживали детские площадки, возросло с 15 до 150 тыс.

В постановлении съезда подчеркивалась необходимость дальнейшего всемерного развития дошкольного воспитания в городе и на селе как непременного условия дальнейшего роста активности трудящихся женщин, а также улучшения школьного дела, для которого детский сад должен стать прочной базой.

В целях реализации решения XIII съезда Советов Наркомпрос РСФСР, наряду с развертыванием сети дошкольных детских учреждений на государственные средства, организует массовое движение общественности за создание детских яслей и садов с привлечением сил и средств общественности.

Так, в 1930 году проводится общественный смотр работы по дошкольному воспитанию с целью выявить недостатки дошкольных учреждений. Перед каждой организацией ставится задача проверить свое участие в развитии дошкольного воспитания и обсудить результаты на собраниях трудящихся.

Создавались бригады для проверки из представителей ВЦСПС, профсоюзов, кооперации, Колхозцентра. К работе Наркомпроса привлекаются представители ЦК комсомола, ВЦСПС, Детской комиссии при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете, представители Охраны материнства и младенчества, Колхозцентра и, конечно, актив дошкольных работников.

Наркомпрос РСФСР заключает ряд соглашений с Центрожилсоюзом, по которым последний обязуется провести работу по приспособлению имеющихся зданий для детских садов и строительству новых (за счет 10% отчислений от дохода товарищества); помогает Колхозцентру в организации дошкольного воспитания, рекомендует осуществить засев «гектара дошкольника», доходы с которого предназначить для строительства дошкольных учреждений.

Ярким примером этого движения является так называемый «дошкольный поход» (конец двадцатых и начало тридцатых годов). Инициатором его стала общественность Красноярского края. В результате похода в этом крае подавляющее большинство детей дошкольного возраста было вовлечено в детские сады и ясли.

Инициатива трудящихся Красноярского края была одобрена Наркомпросом РСФСР, и поход стал всероссийским. Его активно поддерживали отдел работниц ЦК ВКП(б), ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС. Итогом похода явилось расширение сети детских садов и улучшение качества воспитательной работы.

Темпы развития сети дошкольных учреждений в двадцатых годах были очень высоки. Однако качество воспитательной работы оставляло желать лучшего. Вследствие слабой педагогической подготовки кадров и отсутствия опыта имели место серьезные недостатки в содержании воспитательной работы.

Кроме того, детские сады и ясли не всегда имели достаточно хорошие помещения, не хватало оборудования и пособий. В этих условиях выдвинутая Наркомпросом в 1932 году задача осуществления дошкольного всеобуча не могла быть решена и правительство не утвердило этих предложений.

Государство, местные Советы и партийные организации уделяли много внимания развитию дошкольного воспитания, оказывали всестороннюю помощь органам народного образования в этом деле. Увеличивалась материальная помощь многосемейным, роженицам, расширялась сеть родильных домов, детских садов и яслей.

Большую роль в развитии системы дошкольного воспитания сыграли изменения порядка руководства и управления детскими учреждениями. Возникли так называемые ведомственные детские сады и ясли, которые комплектовались в основном детьми рабочих и служащих завода, фабрики и учреждения.

Это способствовало укреплению материальной базы дошкольных детских учреждений, закреплению кадров. Специальным постановлением СНК СССР от 3 мая 1937 года хозяйственным организациям и учреждениям, имеющим детские ясли и сады, предлагалось соблюдать установленные совместно народными комиссариатами здравоохранения и просвещения нормы строительства и санитарного содержания детских садов, их оборудования, питания и медицинского обслуживания детей.

Были разработаны и утверждены государственные строительные нормы и первые типовые проекты зданий для детских садов. Методическое руководство ведомственными детскими учреждениями и медицинский контроль осуществляли органы народного образования и здравоохранения.

В 1941 году сеть дошкольных детских учреждений в СССР достигла довольно высокого уровня. Работало 46 тыс. детских садов и яслей с контингентом 2 млн. воспитанников.

Учреждения дошкольного воспитания сыграли огромную роль в сохранении жизни и здоровья детей и в их воспитании в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Количество детских садов в эти годы не только не сократилось, но по ряду тыловых областей резко возросло.

Возникли учреждения нового типа — дошкольные интернаты и дошкольные детские дома, созданные, как правило, для детей, эвакуированных из прифронтовых районов.

Руководствуясь постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 9 января 1944 года, органы народного образования проводили большую работу по освобождению помещений детских дошкольных учреждений, используемых не по назначению; контролировали выполнение решения правительства, обязавшего наркоматы и ведомства обеспечивать свои детские сады необходимым мягким и жестким инвентарем.

Органы Наркомздрава СССР, руководствуясь названным решением, улучшили медицинское обслуживание детей.

Сеть дошкольных детских учреждений в городах и рабочих поселках быстро развивалась, укреплялась их материальная база.

Потребность населения в детских садах продолжала расти. Дошкольные детские учреждения получили всеобщее признание, родители ценили деятельность дошкольных детских учреждений в нелегкие послевоенные годы.

Развитие дошкольных детских учреждений являлось в послевоенный период одним из важных направлений деятельности органов народного образования. В 1949 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домов и улучшению их работы». Оно привлекало внимание широкой общественности к строительству детских садов, активизировало методическую работу и подготовку кадров.

21 мая 1959 года было принято еще одно постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР — «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста», направленное на развитие дошкольного воспитания.

В постановлении ставились очень важные вопросы организации и содержания работы детских садов и яслей. Подчеркивалась необходимость улучшения качества воспитательной работы и повышения заботы о здоровье детей и их физическом развитии. Указывалось, что актуальной задачей является установление преемственности в воспитании детей раннего и старшего дошкольного возраста.

Был создан новый тип дошкольного детского учреждения — ясли-сад, где по желанию родителей дети воспитываются с двух месяцев до семи лет.

Практика показала, что объединенные детские учреждения имеют большие воспитательные возможности и являются педагогически целесообразным типом детского учреждения. Детские «комбинаты» будут развиваться и впредь, не оставаясь, однако, единственным типом дошкольного учреждения.

Вопрос о правомерности существования объединенных учреждений ясли-сад, об их удельном весе по отношению к другим типам дошкольных учреждений решается в союзных республиках, городах и селах в зависимости от конкретных условий и возможностей. Продолжает функционировать и некоторое количество яслей, находящихся в ведении органов здравоохранения, где воспитываются малыши от 2—3 месяцев до 3 лет.

Большое участие в работе по расширению сети дошкольных детских учреждений принимает широкая советская общественность. Помимо сооружения зданий для них по государственному плану, успешно развивается строительство за счет средств предприятий, колхозов и совхозов. Это общественное движение возглавили Министерство просвещения РСФСР с Академией педагогических наук и Педагогическим обществом РСФСР.

С конца пятидесятых годов усиливается внимание к улучшению качества воспитательно-образовательной работы в детских садах. Улучшаются физическое воспитание детей, медицинское обслуживание. Больше внимания уделяется трудовому, нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников, оборудованию детских учреждений, в соответствии с требованиями современности.

Предметом особой заботы становятся вопросы воспитания и организации жизни детей в возрасте до двух лет, посещающих ясли-сады, так как дошкольные педагоги не имели ранее ни опыта, ни достаточной подготовки для работы с детьми этого возраста. Возрастает также ответственность дошкольных учреждений за подготовку детей к школе и создание условий для их всестороннего развития.

На протяжении всей истории становления и развития советской системы дошкольного воспитания партия, правительство, органы народного образования на местах проявляют постоянную заботу о подготовке кадров воспитателей и руководителей детских яслей и садов.

Основным типом учебного заведения по подготовке воспитателей становится дошкольное педагогическое училище (с 1921 года — педагогические техникумы, а в 1937 году переименованы в педагогические училища). Растет число дошкольных факультетов при педагогических институтах. Они готовят руководителей учреждений, методистов народного образования, преподавателей педагогических училищ. В настоящее время страна приближается к решению задачи укомплектования всех дошкольных учреждений воспитателями, имеющими среднее специальное и высшее образование.

Важное условие успешной работы дошкольных детских учреждений — организация систематической методической помощи воспитателям. Она осуществляется через широкую сеть областных, районных и городских методических кабинетов при институтах усовершенствования учителей.

В 1938 году Наркомпросом РСФСР было разработано и утверждено положение об этих учреждениях. Повседневное руководство работой воспитателей осуществляют заведующие детскими садами. С развитием многокомплектных учреждений (на 6—12 групп) появляется должность старшего педагога детского сада.

Работу по изучению и обобщению передового опыта на местах ведут дошкольные научно-методические кабинеты при министерствах просвещения союзных республик. Они издают методические письма и пособия для воспитателей и методистов, разрабатывают наглядные материалы (серии картин, диафильмов, учебные кинофильмы для дошкольников). Кабинеты организуют и проводят совместно с институтами усовершенствования учителей курсы по повышению квалификации работников дошкольных детских учреждений и семинары по актуальным проблемам дошкольного воспитания.

В определенной системе ведется и работа с родителями воспитанников детских дошкольных учреждений, а также широкая педагогическая пропаганда. Основными звеньями в работе с семьей являются родительские собрания, на которых ставятся доклады, проводятся беседы на педагогические темы. Немалое значение имеет индивидуальная работа с семьями.

Пропаганде передовых методов дошкольного воспитания среди населения много внимания уделяют центральная и местная печать, Всесоюзное радио. Для родителей дошкольников выпускается разнообразная литература.

Забота о подготовке квалифицированных специалистов для работы с маленькими детьми, о повышении квалификации работающих воспитателей, о расширении педагогической пропаганды с каждым годом возрастает в связи с неуклонным развитием сети дошкольных учреждений и контингентов детей.

На 1 января 1967 года детские сады, ясли-сады и ясли посещало уже более 8 млн. дошкольников, а к 1970 году, как предусмотрено директивами XXIII съезда КПСС, 12,2 млн. детей, проживающих в Российской Федерации и в других союзных республиках, будут охвачены общественным дошкольным воспитанием.

Данные развития сети детских дошкольных учреждений за предыдущие годы чрезвычайно показательны. Они говорят о неуклонно развивающейся во всех республиках тенденции к расширению общественного воспитания детей дошкольного возраста.

Решения XXII съезда КПСС, Программа Коммунистической партии Советского Союза, директивы XXIII съезда КПСС определили направление дальнейшего развития и совершенствования советской системы дошкольного воспитания. Задача состоит в том, чтобы обеспечить начиная с самого раннего возраста гармоническое развитие физических и духовных сил детей, удовлетворить в основном потребность населения в учреждениях общественного воспитания для дошкольников. При этом особое внимание уделяется развитию детских дошкольных учреждений на селе. Воспитательное влияние семьи должно будет все более и более органически сочетаться с воспитанием общественным.

Рассматривая достижения советской системы дошкольного воспитания, нельзя не сказать о том большом внимании, которое уде- ляется в нашей стране производству игрушек для детей. Советская дошкольная педагогика считает игрушку важным фактором умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Игрушка это первое произведение искусства, с которым имеет дело ребенок, это его первое учебное пособие, это воплощение его чувств по отношению к людям.

Педагогические проблемы детской игрушки привлекали в свое время внимание К. Д. Ушинского, а затем видных советских педагогов Е. А. Аркина, Е. А. Флериной, А. П. Усовой. Специальный Институт игрушки Министерства легкой промышленности СССР разрабатывает новые образцы игрушек, изучает их педагогическую ценность и технологию их производства.

Ныне около 700 предприятий, помимо выпуска своей основной продукции, занимаются изготовлением игрушек. Имеется 200 специализированных предприятий по изготовлению игрушек.

В Москве в ближайшей пятилетке будет построена крупнейшая фабрика игрушек, с годовым планом около 55 млн. рублей.

Уже ряд лет многие творческие организации трудятся над созданием образцов игрушек самых различных видов и жанров; в ряды старых «игрушечников» в последние годы влилось немало талантливой молодежи.

Свидетельством внимания партии и правительства, общественности к детской игрушке, понимания ее воспитательной роли является Всесоюзная выставка игрушки 1965 года, организованная в Москве. В результате анализа выставочным комитетом представленных образцов отмечены лучшие игрушки, вместе с тем забракованы некоторые; в результате было снято с производства 2000 образцов как устаревших, внесены предложения по освоению новых видов игрушек.

Спрос детских садов на игрушки очень велик, недаром постоянно растет их выпуск: например в 1959 году было изготовлено игрушек на 197,5 млн. руб., а в 1966 году уже на 500 млн. руб.

Забота о всестороннем развитии ребенка и создании для него радостного детства проявляется и в том, как поставлено издательское дело в нашей стране по выпуску литературы для дошкольников. В создании книг для маленьких участвуют лучшие писатели и художники. Ежегодно выходит большое число новых названий книг и переиздается классическая детская литература. Книги издаются миллионными тиражами.

www.detskiysad.ru

Декларация по дошкольному воспитанию

Становление и развитие советской системы общественного дошкольного воспитания в 1917-1920 гг. Декларация «О дошкольном воспитании» (1917 г.), «Декларация Наркомпроса по дошкольному воспитанию» (1920 г.). Деятельность дошкольного отдела при Наркомпросе. Открытие Института дошкольного воспитания (1918 г.), Центрального музея по дошкольному воспитанию, Петроградского института дошкольного образования (1918 г.). Основные положения I Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию (1919 г.). Основные требования к организации, содержанию и методам работы детского сада согласно «Инструкции по введению очага и детского сада» (1919 г.).

Развитие системы дошкольного воспитания в 1921-1930-е гг. II-й (1921 г.) и III-й (1924 г.) Всероссийские съезды по дошкольному воспитанию: основные вопросы. Основные типы дошкольных учреждений. Проблема совершенствования содержания и методов работы дошкольных учреждений, критика системы М. Монтессори, системы Ф. Фребеля. Педологическая «Программа изучения ребенка или детского коллектива». IV Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию (1928 г.): проблема создания программы для детских садов.

Развитие системы дошкольного воспитания в 1931-1941 гг., в период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. Общественное движение «Дошкольный подход». Разработка Проекта программы детского сада (1932 г.). Утверждение «Программ и внутреннего распорядка детского сада» (1934 г.). Значение постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936 г.). Разработка «Устава детского сада» и «Руководства для воспитателя детского сада» (1938 г.). Дошкольное воспитание в годы Великой отечественной войны: создание сектора дошкольного воспитания, возникновение дошкольных интернатов и детских домов, открытие санаторных детских садов. Значение постановления «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений <. >» (1944 г.). Роль «Устава детского сада» (1944 г.) в организации дошкольного воспитания.

Развитие детских садов и яслей в 1945-1961 гг. Рост потребности в детских садах и яслях. Мероприятия по расширению сети детских учреждений и улучшению их работы. Издание новых вариантов «Руководства для воспитателя детского сада» (1945 г., 1953 г.). Разработка основных проблем дошкольной педагогики.

Состояние общественного дошкольного воспитания в 1961-1986 гг. Основные государственные мероприятия. Утверждение «Программы воспитания в детском саду» (1962 г.), содержание воспитательно-образовательной работы. Издание «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» (1984 г.). Направления педагогических следований в области дошкольного воспитания.

Зверева, О.Л., Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]. — М., 1999.

История дошкольной педагогики [Текст] / под ред. Л.Н. Литвина. — М., 1989. — Гл. 21. — С. 252-256. Гл. 22. — С. 267-276. Гл. 23. — С. 279-286. Гл. 26. -С. 309-311. Гл. 27. — С. 313-319. Гл. 28. — С. 331-337.

Литвин, Л. Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию [Текст] // Дошкольное воспитание. — 1990. — № 3. — С. 56.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961 — 1986 гг.) [Текст] / под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой, З.И. Равкина. — М., 1987. — Ч. I. Гл. II.

Документы по народному образованию

От дошкольного отдела Народного комиссариата по просвещению (1917 г.) [Текст] // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; под ред. С.Ф. Егорова. — М., 1999. — С. 398.

Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию (1919 г.) [Текст] // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1988. — С. 130-136.

Инструкция по введению очага и детского сада (1919 г.) [Текст] // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1988. — С. 54-57.

Декларация по дошкольному воспитанию» (1920 г.) [Текст] // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1988. — С. 57-59.

Второй Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию (1921 г.) [Текст] // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1988. — С. 136-142.

Третий Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию (1924 г.) [Текст] // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1988. — С. 142-153.

Четвертый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию (1928 г.) [Текст] // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1988. — С. 164-176.

О педологических извращениях в системе Наркомпросов (1936 г.) [Текст] // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1988. — С. 64-67.

Организация работы и режим в детских садах в условиях Отечественной войны [Текст] // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1988. — С. 244-246.

О мероприятиях по расширению сети и улучшению работы детских садов (1944 г.) [Текст] // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1988. — С. 249

Устав детского сада (1944 г.) [Текст] // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1988. — С. 251.

Руководство для воспитателя детского сада (Программно-методические указания) (1945 г.) [Текст] // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1988. — С. 252-257.

О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста (1959 г.) [Текст] // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1988. — С. 290-293.

Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. Пояснительная записка (1984 г.) [Текст] // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1988. — С. 318-325.

О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе (1984 г.) [Текст] // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1988. — С. 329-332.

Положение о детском дошкольном учреждении (1985 г.) [Текст] // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1988. — С. 307-318.

cito-web.yspu.org

ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

Квалификация воспитателя во многом зависит от профессио-I нальной подготовки, которую он получил в колледже. Курс «Ме­тодика физического воспитания и развития ребенка» предусмат­ривает овладение учащимися теоретическими знаниями, практи­ческими умениями и навыками, необходимыми для формирова­ния физической культуры ребенка от рождения до 7 лет в разных : типах дошкольных образовательных учреждений. Учащийся дол­жен научиться грамотно планировать и проводить разнообразные формы организации двигательной деятельности ребенка, учиты­вать их групповые и индивидуальные достижения, анализировать и творчески корректировать его психофизическое и личностное развитие.

В курсе ставится задача обучения учащихся разнообразным фор­мам работы с родителями: проведение консультаций, бесед, вы-; ступлений на собраниях и др.

Важнейшей задачей профессиональной подготовки учащихся

является воспитание у них любви к своей будущей профессии,

развитие самостоятельности мышления, стремления к повышению

I знаний, умений и навыков, поиску творческого решения задач

I воспитания, ответственного отношения к делу.

Учащихся обучают самостоятельному изучению и анализу пе-Вдагогической литературы, умению обобщить опыт как своей рабо-§ты,так и опыт своих коллег. Их учат быть всегда в хорошей физи-■ческой форме, чтобы стать образцом физической культуры для

ребенка, родителей, товарищей по работе. Важную роль в подго­товке специалистов по физической культуре играет развитие лич­ности будущего педагога, соответствующей профессиональной модели, специалиста, который умеет правильно, грамотно орга­низовать тренировочный процесс воспитания двигательной куль­туры ребенка.

У педагога по физической культуре должны быть сформирова­ны следующие умения и способности:

• Дидактические способности — умение правильно строить пе­дагогический процесс; знание принципов, средств, методических приемов обучения; использование закаливающих процедур при проведении физических упражнений.

• Академические способности — творческое искание нового. Из­вестно, что все талантливые педагоги находятся в постоянном по­иске нового.

• Коммуникативные способности — умение установить добрые отношения с ребенком, родителями, товарищами по работе. Оно базируется на личностных и деловых качествах педагога.

• Перцептивные способности — умение заглянуть во внутрен­ний мир ребенка, узнать по его глазам, жестам и т.д. состояние здоровья, настроение, в котором он пришел на занятия.

• Экспрессивные способности — речь, мимика, жесты, панто­мимика. От этого зависит многое в воспитательно-образователь­ной работе с ребенком. Для воспитателя важно ярко, образно, ли­тературно правильно и четко пользоваться словом. П.Ф.Лесгафт писал, что учитель физкультуры должен владеть словом много луч­ше, чем учитель словесности.

• Организаторские способности — умение воспитателя органи­зовать прогулки, досуг, праздники и т.д., проявив при этом про­фессиональную компетентность, деловитость.

• Гностические способности — умение педагога анализировать деятельность своих подопечных и свою собственную, что позволя­ет в необходимых случаях корректировать стратегию и тактику обу­чения и воспитания ребенка.

• Суггестивные способности — умение внушить интерес к за­нятиям физической культуры, красоте движений. Педагога, обла­дающего такой способностью, дети ждут с удовольствием, радо­стью и с интересом занимаются с ним.

• Стрессоустойчивость — умение педагога управлять своими эмо­циями, активизировать механизм саморегуляции, проявлять вы­держку, терпение и спокойствие в критических ситуациях.

• Эмпатия — способность сопереживать, сорадоваться и огор­чаться; сопричастность к успехам и недостаткам ребенка, желание ему помочь и поддержать.

Педагогические навыки, вырабатываемые в ходе изучения пред­мета, динамичны. Они совершенствуются в процессе дальнейшей ! работы с ребенком.

Профессиональная подготовка учащихся колледжа осуществ­ляется на основе программы, которая состоит из: «Пояснительной записки»; «Содержания курса»; «Приложения».

В «Пояснительной записке» раскрываются задачи курса, харак-[ теристика типа уроков, формы самостоятельной работы учащихся | и учеты успеваемости.

«Содержание курса» предусматривает приобретение учащими­ся знаний по общим и методическим вопросам теории физическо-| го воспитания и развития ребенка.

В «Приложении» приводится список учебной педагогической литературы, примерный график прохождения курса, перечень до­машних заданий для учащихся.

На основе программы составляется рабочий план прохождения | курса. В нем отражается количество часов на каждую тему, после -; довательность прохождения их, а также задачи и содержание тео-| ретических уроков, семинарских и практических занятий, методи­ка их проведения. В рабочем плане намечаются вопросы для само­стоятельного изучения по литературным источникам, указывают­ся задания, характер письменных материалов, их объем и назна­чение; отмечается, на каких уроках проходит проверка выполнен-[ ного задания. В нем подробно перечисляются наглядные пособия, содержание видео- и аудиотеки, название необходимых измери-! тельных приборов и т. д.

Каждой теме дается список основной и дополнительной педа­гогической литературы, которая рекомендуется учащемуся; пере­чень материалов, имеющихся в методическом кабинете и в биб­лиотеке колледжа. Важно указать цель изучения дополнительной 1 литературы и формы отчетности по ней (аннотации, конспекты, I планы и конспекты консультаций, бесед, творческие работы, док­лады для родителей).

Продуманный и тщательно составленный рабочий план обес­печит высокие результаты освоения учащимися преподаваемого курса, будет способствовать привитию им определенных практи­ческих навыков, таких, как проведение физических упражнений, планирование, наблюдение и регистрация наблюдаемых фактов, анализ документов и просмотренных занятий. Таким образом уча­щиеся готовятся к непрерывной педагогической практике в до-, школьном образовательном учреждении. Рабочий план утвержда­ется на заседании предметной комиссии.

3.2.2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Учебная работа по курсу осуществляется в форме теоретичес­ких уроков, семинарских и практических занятий, самостоятель­ной работы учащихся. Закрепление знаний, профессиональных уме­ний и навыков учащихся проходит в процессе педагогической прак­тики в дошкольном образовательном учреждении. Углубленному изучению наиболее актуальных вопросов программы физического воспитания ребенка способствует выполнение учащимися курсо­вой работы.

Изучение предмета тесно связано с курсом «Физическое воспи­тание», а также с такими предметами, как анатомия, физиология, основы педиатрии и гигиены, психологии, педагогики и др.

При обучении используются разные типы уроков: урок по тео­ретической и практической проверке знаний, по сообщению но­вых знаний, урок-беседа, дискуссия, творческие уроки и др.

Наибольшее распространение в колледже получил урок сме­шанного типа. Он состоит из организационного момента, про­верки и закрепления знаний, формирования профессиональных умений и навыков, сообщения новых знаний, закрепления изло­женного на уроке материала, разъяснения домашнего задания. В зависимости от задач урока его структура может изменяться.

Содержание учебного материала излагается в разной форме: рассказ, лекция, беседа.

На уроках учащиеся работают с учебниками, программами, справочной и другой литературой. Они учатся работать с литера­турными педагогическими источниками, составлять план, конс­пекты, тезисы, рефераты, доклады. При этом педагог должен ста­вить перед учащимся четкие задачи и вопросы, конкретизировать форму отчетности (составлять план, тезисы, конспекты, беседы для родителей и т.д.) и определять время выполнения задания.

Более полному усвоению излагаемого педагогом материала спо­собствует использование средств наглядности (иллюстрации и де­монстрационный материал).

Обучая технике физического упражнения, педагог показывает на учащихся движение в целом, его отдельные элементы; методи­ку проведения разнообразных форм организации двигательной дея­тельности детей (физкультурных занятий, упражнений гимнасти­ки, подвижных игр, физкультминутки и т.д.).

На уроке применяются иллюстрированные материалы, рисун­ки, фотографии, плакаты и т.д., на которых изображена техника физических упражнений (прыжков, метания, лазания и др.), типы осанок; физкультурное оборудование, атрибуты; игрушки, инвен­тарь для проведения физических упражнений; таблицы классифи-

кации средств и методов физического воспитания, физических упражнений по возрастам, образцы документации по планирова­нию, планы и конспекты занятий, бесед, консультаций.

Большое место на уроке занимает использование чертежей, схем, рисунков, которые демонстрируются через эпидиаскоп, кодоскоп, диапроектор и др.

При изучении курса проводится просмотр диафильмов, видео­фильмов. В учебных целях можно использовать просмотр телепере­дач, например рубрику «Если хочешь быть здоров».

На уроках учащиеся обучаются пользованию измерительными приборами: метрономами (для изучения ритма движения), секун­домерами, шагомерами и др.

На семинарских занятияхуглубляются, конкретизируются тео­ретические положения, изложенные на уроках, проверяются и за­крепляются знания учащихся; вырабатывается умение работать с литературой по специальности; конспектировать ее; составлять пла­ны и конспекты докладов, консультаций, бесед для родителей; приобретаются умения устно излагать конкретные темы курса.

По каждой теме семинара учащимся дается список литературы, определяются задания, план их выполнения, формы отчетности. Организация семинарского занятия может строиться различно, на­пример: преподаватель напоминает задачи семинара, порядок его проведения и предоставляет слово для выступлений учащимся. Пос­ле этого присутствующие задают вопросы, а выступающие отвеча­ют на них. При подведении итогов преподаватель оценивает ос­новной доклад, характеризует его содержание и форму изложе­ния, использование наглядных пособий; оценивает доклады и вы­ступления остальных учащихся.

Практические занятияпроводятся как в колледже, так и в до­школьном образовательном учреждении. Учащиеся распределяют­ся по подгруппам. Все присутствующие на занятии должны быть одеты в спортивную форму.

На практических занятиях изучается техника строевых, обще-развивающих, спортивных упражнений, основных движений и ме­тодика обучения им в разных возрастных группах, репертуар и методика проведения подвижных игр, в том числе и спортивных. Учащиеся составляют конспекты, разрабатывают методику орга­низации различных форм двигательной деятельности (физкультур­ных занятий, утренней гимнастики, досуга, праздников и др.). Они составляют таблицы, делают зарисовки техники основных движе­ний, собирают комплексы физических упражнений.

Основная цель практических занятий — овладение практичес­кими навыками (проведение физических упражнений, овладение терминологией, подача команд и распоряжений, использование

пособий, снарядов), умелым сочетанием показа движений и слова. Учащиеся учатся анализировать методику обучения ребенка физи­ческим упражнениям, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения; вести записи наблюдений, выступать с анализом за­нятий.

Учебная практика ставит целью проводить беседы, консульта­ции для родителей.

Подготовка и участие учащихся в практических занятиях оце­ниваются преподавателями.

Параллельно с изучением курса в учебных аудиториях с целью наглядного подтверждения излагаемых теоретических задач педа­гогом организуются показательные занятия в дошколь­ном учреждении. При посещении дошкольного образовательного учреждения учащиеся знакомятся с созданием условий физичес­кого воспитания, самостоятельной двигательной активности ре­бенка, учатся умению предупреждать и исправлять ошибки ребен­ка, обеспечивать страховку, решать образовательные, воспитатель­ные и оздоровительные задачи, осуществлять закаливающие про­цедуры в сочетании с физическими упражнениями.

Рассматривая требования к воспитателю, следует отметить не­обходимость наличия у него таких качеств, как умение показывать и доступно объяснять физические упражнения, умение видеть груп­пу, контролировать самочувствие и поведение детей, владеть го­лосом и культурой речи, соблюдать педагогический такт и пра­вильный тон в общении с детьми, а также высокую степень его подготовки к занятиям и их направленность на осознанность и развитие творчества ребенка.

Во время обсуждения внимание учащихся обращается на орга­низацию физкультурных занятий: решение задач, реализацию прин­ципов и методов обучения, активизацию мышления, формирова­ние условий для творчества, исправление и предупреждение оши­бок детей, распределение нагрузки, времени, затрачиваемого на каждую часть занятия.

Педагог обращает внимание учащихся на выработку навыков правильной осанки, закаливающие процедуры и т.д.

При анализе различных форм организации двигательной дея­тельности определяется общая и моторная плотности на основе данных хронометража.

Вопросы для анализа и темы педагог дает заранее.

Руководство самостоятельной работой учащихся.Самостоятель­ная работа учащихся включает изучение записей материала, сде­ланных на уроке, и его анализ, проработку литературных источ­ников; выполнение заданий, составление аннотаций, разработку планов-конспектов физкультурного занятия и утренней гимнас-

тики, подвижных игр и т.д.; составление конспекта бесед, док­ладов, консультаций для родителей, сценариев физкультурных ; праздников.

Учет успеваемости.Знания учащихся проверяются на занятиях. Продуктивность занятий повышается при использовании разно-1 образных форм активизации и проверки знаний учащихся: устном и письменном опросе, выполнении контрольных работ, тестиро­вании, непосредственном проведении учащимися форм и методов обучения движению, подвижным и спортивным играм и т.д.

На практических занятиях учитывается знание методики рабо­ты с ребенком, качество выполненных заданий. На основе текуще­го учета успеваемости выставляется итоговая оценка.

Подготовка преподавателя к урокуимеет важнейшее значение. Искусство преподнесения знаний зависит от квалификации пре­подавателя, его личных качеств, знаний и отношения к предмету. К каждому уроку преподаватель тщательно готовится, придумыва­ет вопросы для учащихся, продумывает преподнесение нового и закрепление пройденного материала. Подготовка к уроку прово­дится с учетом подготовленности учащихся (в зависимости от днев­ного, вечернего или заочного отделения).

Преподаватель является примером в овладении движением, сло­вом, знанием методики. Он тактичен, выдержан, любит свое дело и учеников. Успех преподавания во многом зависит от педагоги­ческих и личностных качеств учителя.

Курсовые работы.Курсовая работа — одна из форм учебной деятельности учащихся. При написании курсовой работы учащий­ся приобретает навыки работы с литературой по специальности, связывает вопросы теории и практики, ведет наблюдения, орга­низовывает экспериментальную проверку гипотезы работы, фор­мулирует выводы. Написание курсовой работы требует инициати­вы и творчества, умения связать теорию с практикой.

Преподаватель консультирует учащегося, направляет и оцени­вает его работу.

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 27 ; Нарушение авторских прав

lektsii.com

К IV Всероссийскому съезду по дошкольному воспитанию

Статья опубликована в «Правде», 1928, 1 декабря и одновременно в журнале «На путях к новой школе», 1928, № 10–11, с. 111–115. Печатается по тексту журнала.

Нельзя сказать, чтобы в области дошкольного воспитания у нас не было движения вперед. Есть некоторый количественный рост учреждений, есть углубление работы, разработка ее теоретических основ, несомненное улучшение живой практики. Но все таки рост дошкольного сектора нашей системы народного образования убийственно мизерен и не находится ни в каком соответствии ни с гораздо более быстрым ростом всех других форм народного образования, ни с важностью задачи.

Съезду предстоит проработать весьма значительную и увлекательно интересную для каждого педагога, для каждого внимательного к своему ребенку родителя программу. Но мне кажется, что главная задача съезда — найти пути и средства для привлечения общественного внимания к борьбе за дошкольное образование. Нет еще в широкой нашей общественности понимания всего значения дошкольного дела, а между тем значение это поистине огромно.

Мы говорим сейчас о воспитании нового человека. При этом принято упрекать школу в том, что она не воспитывает. Это в значительной степени верно. Как раз в самое последнее время Наркомпрос и педагогические круги, равно как и руководящие партийные инстанции, комсомол и т. д., стали задумываться над необходимостью гораздо больше, чем раньше, определить классовый, воспитывающий характер нашей школы. Но кому же не известно, что, когда школа получает от жизни — нашей пестрой, неустроенной, очень разно к разным детям оборачивающейся жизни — ребенка восьми лет, ей приходится биться при ее еще слабых воспитывающих силах над почти готовым человеческим экземпляром? Кому же из педагогов неизвестно, что с каждым годом, начиная с 4–5 лет, воспитательная задача становится труднее, что после восьми лет в 3 года не сделаешь того, что можно сделать в полгода с шестилетним ребенком.

Социалистическое воспитание может делать гигантские успехи, если оно будет брать детей в раннем дошкольном возрасте и методически правильно и классово продуманно воздействовать на них для того, чтобы выработать из них коллективно мыслящие и действующие существа, чтобы заложить прочную базу реакций эмоционального и волевого характера на различные воздействия жизни. Можно прямо сказать, что гигантское дело быстрого перевоспитания новых поколений, массового появления людей нового склада ни в каком случае не будет достигнуто через школы, если мы не пересмотрим нашего отношения к дошкольным воспитательным учреждениям и не сделаем здесь огромного усилия к расширению и углублению работы.

Мы знаем, в каких болезненных формах происходит сейчас формирование новой семьи. Идеал наш в этом отношении на ближайшее время совершенно очевиден. Он диктуется объективными и вескими обстоятельствами. Мы должны стремиться к прочным брачным союзам любящих и уважающих друг друга граждан, которые всерьез и надолго объединяются для совместной жизни, общей работы, взаимной Помощи, рождения и воспитания детей.

Государство не может в настоящее время взять на себя воспитание детей в сколько нибудь значительной мере. Это воспитание ложится на родителей, а между тем будущее нашей страны, будущее революции теснейшим образом связано с тем, каких детей в состоянии воспитать современное взрослое поколение.

Что же мы видим в нашей действительности? Ребенок является страшнейшей обузой для брачующейся молодежи. Молодые люди беспрестанно прибегают к абортам, в конце концов тяжко разрушающим здоровье и жизнь женской половины нашего общества. Родившийся ребенок оказывается совершенно безнадзорным. Ужасающие факты читали мы недавно в «Комсомольской правде», факты замаривания ребенка, как будто бы из общественных побуждений — я де нужна для общественной работы, а ребенок тянет меня назад. Сообщение таких фактов в печати приводит всегда к целому граду горьких писем со стороны именно лучших среди молодых матерей, которые сетуют по поводу абсолютной невозможности соединить свои материнские обязанности с обязанностями общественными и задачами своего развития.

Коллективное воспитание детей является насущнейшей задачей. Ни в каком случае не выполним завет В. И. Ленина — поставить женщину и в бытовом отношении (как это уже сделано в правовом) рядом с мужчиной, как равную ему, пока мы не введем государственное воспитание детей. Но если это невозможно сейчас, то мы должны по крайней мере сделать все возможное, чтобы облегчить эту тяжкую сторону нашей жизни.

Одной из форм такого облегчения является, конечно, возможно более густая сеть советских детских садов (а равно и яслей). Но центральные и местные органы государства не в состоянии развернуть здесь достаточно широкой работы. К делу должны быть призваны и кооперация, и профессиональные союзы. Наконец, необходимо не только разрешить устройство детских садов жилтовариществами и вообще какими бы то ни было крупными объединениями населения, но и помочь организации самых простых форм кооперации — например, объединению нескольких матерей, имеющих маленьких детей, для совместного найма сколько нибудь квалифицированных нянь или даже для попеременного дежурства с детьми.

Само собой разумеется, что эти гибкие формы коллективного воспитания детей могут иметь смысл только в том случае, если и эта периферийная сеть будет поставлена под действительный контроль знающих руководителей и инспекторов дошкольного воспитания, которые смогут пресечь злоупотребления и дать реальную направляющую помощь. Надо помнить, что наше пестрое, далеко еще не единое общество, общество, разделенное классовой борьбой, дает возможность извратить принцип кооперирования и привести к созданию зажиточными, в большинстве случаев враждебными нам элементами своих собственных детских садов, которые будут закреплять за детьми все предрассудки прошлого, т. е. воспитывать в будущем поколении врагов социалистического строительства. Призывая нашу общественность к широкой самодеятельности в какой бы то ни было области, мы всегда должны следить за тем, чтобы не зашевелилась и враждебная нам общественность и чтобы наш призыв к самодеятельности не был использован против нас. Здесь нужна большая бдительность.

Но это, конечно, не значит, что мы должны так бояться контрреволюционных или мещанских волков, чтобы отказаться ходить в лес. Нет, мы обязаны понять, что без деятельного участия общественности — не только в смысле требований и критики с ее стороны, но и в смысле прямой ее активности — ни в одной области народного просвещения, и в особенности в области дошкольной, мы не сможем достигнуть вполне удовлетворительных результатов.

Особенно резко и интенсивно процесс формирования новой семьи происходит в городе. Но и в деревне мы видим мучительно протекающие творческие процессы. Пусть в деревне формы семьи еще отливаются по старинке, пусть крестьянке даже не приходит в голову вопрос о том, как ей воспитывать детей, но со стороны великолепно видно, какой обузой в пору деревенской страды является для крестьянки ее детвора, в какой огромной мере детвора эта, присоединяясь ко всей тяжести домашнего хозяйства, не дает даже самым передовым, наиболее рвущимся к свету крестьянкам заняться самообразованием и общественной деятельностью. И сколько происходит самых ужасных явлений вследствие детской безнадзорности, сколько лишних детских смертей, сколько всякого рода искалеченных существований на этой почве. Детские площадки, как только они начинают осуществляться в том или другом селе, находят поэтому сейчас же огромный отзвук в сердце крестьянки, — то, до чего не додумается пока еще индивидуалистически мыслящая деревня, вдруг бросается в глаза крестьянке. Коллективное воспитание детей, хотя бы на временных площадках, становится популярной идеей и вызывает самодеятельность населения.

Но надо идти в этом отношении дальше, надо закреплять детскую площадку, превращая ее в детский сад, очаг.

Идет гигантская работа по коллективизации всей жизни деревни. Будут расти и укрепляться колхозы. Колхоз сам собой наталкивает на мысль о яслях, о детских садах при колхозе, о воспитательных учреждениях, обслуживающих детей всех членов коллективного хозяйства.

Открываются новые перспективы для роста коллективного воспитания в деревне. И если бы мы могли приступить к осуществлению такого плана, — чтобы в каждом колхозе у нас был коммунист–педагог, горящий идеей вложить новые, глубоко коллективные чувствования и волевые реакции в новое поколение, — какие глубочайшие превращения могли бы быть достигнуты на этой почве, каких блистательных новых людей можно было бы создать из детей колхозов (т. е. из детей крестьян, уже перешагнувших грань индивидуализма), к которым приложены были бы еще и продуманные, проверенные методы коллективного воспитания! Это закрепило бы в психофизиологических реакциях новых индивидуальностей то, что пока было осуществлено только как экономическая форма. Гигантскими шагами пошло бы подтягивание крестьянской психологии, форм сознания и чувствования крестьян к социализму.

Вопрос о воспитании, с одной стороны, и вопрос об освобождении женщины от ее размельченной, распыленной работы с детьми, часто столь уродливой и вредной и для матери и для ребенка, — вот два огромных вопроса в социалистическом строительстве, к разрешению которых может привести только героический сдвиг в области дошкольного воспитания.

От души желаю, чтобы IV съезд вместе с Наркомпросом нашел пути и средства для того, чтобы растолкать общественное мнение, пробудить его от той спячки, в которой оно пребывает.

Я не могу не сказать, что смешно и стыдно то положение, когда дошкольное воспитание только потому, что в царские времена оно жило в пренебрежении, рассматривается как какая то роскошь — оно де нам не по средствам. В те времена, когда Коммунистическая партия не была еще у власти и когда Н. К. Крупская и некоторые другие товарищи глубоко, в духе общего строя наших идей рисовали перед собою перспективы той усиленной педагогической работы, которую поведет руководящая партия пролетариата, когда получит власть в свои руки, — рисовались грандиозные перспективы самоотверженных усилий страны для правильной постановки воспитания новых поколений начиная с самого раннего возраста. В первые годы после Октября, благодаря порыву первого революционного энтузиазма, на воспитание молодого поколения было обращено столько внимания, что некоторые иностранцы называли нашу тогдашнюю убогую, со всех сторон осажденную республику — республикой для детей. Можно было увидеть повсюду монументальные надписи о цветах жизни — детях; и мы гордились тем, что дворцы и особняки были отданы под нужды дошкольного воспитания. Энтузиазм в первых своих порывах прошел, пришла серьезная эпоха продуманного, экономного строительства. Многое оказалось гораздо более трудным, более дорогим, чем мы предполагали вначале, и средства к осуществлению даются очень туго.

Но разве в эпоху индустриализации, в эпоху не меньшего энтузиазма, хотя и вошедшего внутрь, более серьезного и критического, который сейчас освещает наше строительство, не пора нам, на одиннадцатом году советской власти, при многомиллиардном бюджете вернуться наконец к такой капитальной задаче, как забота о детях?

Почти уже спала с нас ужасная обуза детской беспризорности. Мы уже заканчиваем ее ликвидацию. Болезнь постепенно (и довольно быстро) исцеляется. Но пусть на смену лечению страшной язвы — беспризорности станет с неменьшей настоятельностью, с неменьшей требовательностью перед государством, партией, профессиональными союзами, всем пролетариатом и крестьянством, всей общественностью нашей задача коллективного воспитания наших детей.

Всесоюзный культурный поход за ликвидацию неграмотности, начатый в мае 1928 г. по инициативе комсомола (см. комментарий к статье «Культпоход комсомола»), уже с первых своих шагов показал, какие огромные результаты дает широкое привлечение общественности к решению социально–педагогических задач. Учитывая опыт культпохода, Наркомпрос РСФСР решил направить общественную инициативу на подъем «дошкольного сектора», рост которого, по словам Луначарского, не находился «ни в каком соответствии ни с гораздо более быстрым ростом всех других форм образования, ни с важностью задачи».

История дошкольного воспитания в СССР еще не написана, и будущему историку еще предстоит оценить тот вклад, который был внесен в развитие дошкольного дела в конце 20–х годов. На 1 декабря 1926 г. дошкольными учреждениями (детскими садами, яслями, детскими площадками) было охвачено лишь 0,7% детей дошкольного возраста. Через год, 1 декабря 1927 г., — только 0,8%. «Если дело пойдет и дальше таким сногсшибательным темпом, — отмечала Н. К. Крупская, — то мы будем обслуживать всех детишек дошкольными учреждениями лишь через 990 лет. Надо придать работе совершенно иной размах… Но чтобы придать делу необходимый размах, надо действовать методами культпохода. Надо разбудить в этом направлении инициативу населения, организовать его самодеятельность» («На путях к новой школе», 1928, № 10–11, с. 108–109).

Эту задачу и должен был решить IV Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, в день открытия которого, 1 декабря 1928 г., была напечатана в «Правде» публикуемая статья Луначарского.

В своем обращении к съезду Луначарский подчеркнул тесную связь дошкольного дела с общими проблемами воспитания нового человека, которые приобрели особую актуальность в конце 20–х годов (см. статью «Воспитание нового человека» и комментарий к ней). Успехи, социалистического воспитания, по словам Луначарского, во многом определяются дошкольной работой. «Можно прямо сказать, — подчеркивал он, — что гигантское дело быстрого перевоспитания новых поколений, массового появления людей нового склада ни в каком случае не будет достигнуто через школы, если мы не пересмотрим, нашего отношения к дошкольным воспитательным учреждениям и не сделаем здесь огромного усилия к расширению и углублению работы».

Особую социальную остроту в условиях социалистической реорганизации деревни приобретал, по мнению Луначарского, вопрос о дошкольном воспитании крестьянских детей (которые в 70 раз меньше, чем городские дети, были охвачены дошкольными учреждениями).

Дошкольное воспитание, по его словам, откроет «новые перспективы коллективного воспитания в деревне», создаст «блистательных новых людей… из детей крестьян, перешагнувших грань индивидуализма», закрепит «то, что пока было осуществлено только как экономическая реформа». С помощью социалистического дошкольного воспитания «гигантскими шагами пошло бы подтягивание крестьянской психологии, форм сознания и чувствования крестьян к социализму».

Важнейшую социальную функцию дошкольного воспитания Луначарский видел также в том, что оно способствует «освобождению женщины от ее размельченной, распыленной работы с детьми, часто столь уродливой и вредной и для матери и для ребенка», способствует активному вовлечению женщины в социалистическое строительство.

И в обращении к съезду, и в своих последующих выступлениях Луначарский подчеркивал, что «воспитательная работа обязательно должна начинаться в дошкольном возрасте, что начинать ее с возраста школьного уже ненормально» (см.: К единой системе народного образования. М.–Л., 1929, с. 13).

«Если мы хотим воспитать нового человека, т. с. воспитывать новые рефлексы, новые склонности, — говорил Луначарский в заключительном слове на VII съезде Союза работников просвещения, — то мы должны помнить, что проводим пока еще эту воспитательную работу крайне нерационально, поскольку мы начинаем с 8–летних детей. Я как то сказал и держусь за этот афоризм, что в дошкольном возрасте можно человека лепить, гнуть, в комсомольском возрасте — только ломать, а дальше уже — «горбатого могила исправит». (Смех.) Если мы упустим этот дошкольный возраст, то дальше человек уже застывает, костенеет. Самое главное, самое основное воспитание, которое оставляет след на всю жизнь, — это воспитание дошкольное. Если мы, социалисты, уверенно утверждаем, что будущее поколение должно вырасти непохожим на нас, а гораздо лучшим, чем мы, если мы действительно хотим служить будущему, то нам нужно помнить, что мы до тех пор общей системой нашего просвещения будем худо служить будущему, пока не начнем воспитание ребенка с того возраста, когда его можно еще лепить, гнуть. У нас же получается так, что мы начинаем работать уже над тем поколением, которое застывает, отвердевает»

(А. В. Луначарский и Н. А. Скрыпник. Народное образование в СССР в связи с реконструкцией народного хозяйства. М., 1929, с. 131–132).

IV Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, как и рассчитывал Наркомпрос РСФСР, положил начало широкому «дошкольному походу». В статье «Дошкольный поход (первая сводка с фронта)» обозреватель журнала «Народное просвещение» Вл. Новицкий отмечал: «Вопреки предсказаниям нытиков, скептиков и маловеров идея дошкольного похода нашла живой отклик в массах. Дошкольный поход превратился в мощное общественное движение, разбивающее рамки аппаратного фетишизма, и показал невиданные доселе формы инициативы масс… Общий итог — за 3 месяца сеть дошкольных учреждений удвоена» («Народное просвещение», 1929, № 12, с. 110–111).

Организационное руководство «дошкольным походом» осуществлял специальный штаб. Штаб предложил коллегии Наркомпроса «срочно заняться» вопросом подготовки дошкольных кадров: «увеличить в три раза количество дошкольных отделений педтехникумов, создать при 50 школах второй ступени дошкольные уклоны, восстановить дошкольное отделение при II МГУ, расширить дошкольное отделение Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, организовать годичные курсы на 4500 чел. для подготовки дошкольных работников для колхозов и мест» (там же, с. 112).

26 июня 1929 г. по инициативе Наркомпроса в Большом театре состоялось объединенное заседание представителей центральных и московских партийных, комсомольских и профсоюзных организаций, которое обратилось ко всем трудящимся с призывом «объединенными усилиями обеспечить развитие дела дошкольного воспитания в стране». «От дошкольного похода, — говорил на этом заседании Луначарский, — мы ждем громадных результатов, потому что большой поход по борьбе с безграмотностью показал… чудеса — удесятеренный темп и в десять раз меньший расход на ликвидацию неграмотности каждого отдельного лица… Запоздала революционная весна на детской улице, но теперь уже, кажется, она приходит окончательно, теперь она начинает проявлять себя быстрыми действиями, скоро у нас здесь зазеленеют и зацветут равнины нашего отечества» (А. В. Луначарский. О дошкольном походе. — «Народное просвещение», 1929, № 7, с. 10–13).

lunacharsky.newgod.su