Деятельностный метод обучения и воспитания

Деятельностный метод обучения

Концепцию “учения через деятельность” предложил американский ученый Д.Дьюи. (Дьюи Дж. Школа будущего. — М.: Госиздат. 1926 Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. — М.: Педагогика. 2000) Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание — следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.

Главное в деятельностном методе — это сама деятельность, деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.

1. Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.

2. Принцип непрерывности — означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей

3. Принцип целостности — предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.

4. Принцип минимакса — заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности — предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6. Принцип вариативности — предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7. Принцип творчества — означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым учеником индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний)

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод, на основе которого строится сегодня обучение в школе, недостаточен для решения поставленных задач. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в

пространство учебной деятельности на уроке.

2. «Открытие» нового знания

Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.

3. Первичное закрепление.

Выполняются тренировочные задания с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действий.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

5. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости новых знаний. Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, вербальная деятельность и виды невербального самовыражения, т.е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие, решение коммуникативных (проблемных) задач.

Взаимодействие — одна из целостных и существенных характеристик обучения в контексте деятельностного подхода. Универсальность этой категории в том, что она представляет и описывает совместную деятельность учеников, их общение как форму деятельности в качестве условия, средства, цели, движущей силы. Механизм подобного взаимодействия видится в сочетании способности не только действовать, но и воспринимать действия других. При этом речь идет о взаимодействии учащихся, как между собой, так и с педагогом.

Взаимодействие при этом есть способ бытия — общение и способ действования — решение задач. “Среда учения — деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности, необходимое условие для этого — отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения” [Леонтьев А.А. Психологические аспекты личности и деятельности // ИЯШ 1978, №5]. Во взаимодействии “учитель — ученик”, “ученик — ученик” главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов бытия. Понимание и принятие нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении коммуникативных задач. Коммуникативная задача — проблема, требующая разрешения противоречия: ты знаешь — я не знаю, ты умеешь — я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность). Решение коммуникативной задачи требует сначала сформировать потребность (например, в виде вопросов), потом — как эту потребность реализовать. Субъект может реализовать ее сам, может обратиться к другому. И в этом и в другом случае он вступает в общение: с самим собой или с другим. Ответы на вопросы решают задачу или выводят на новую задачу. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально-познавательного плана, которые осознаются самим учащимся как жажда знаний, необходимость в усвоении этих знаний, как стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это такая деятельность, которая, соотносясь со специфически человеческой познавательной, интеллектуальной потребностью, характеризуется положительным эмоциональным фоном, способствующим мотивации учащегося настойчиво и увлеченно работать над учебной задачей, противостоя другим побудителям и отвлекающим факторам. Понятие учебной задачи является при этом одним из центральных, в учебной деятельности такая задача выступает как единица процесса обучения. Согласно Д.Б. Эльконину, “основное отличие учебной задачи от всяких других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект” [Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. — М. Институт практической психологии, Воронеж:НПО “Модек”. 1995]. Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик: сам формулирует проблему, сам находит ее решение, решает, самоконтролирует правильность этого решения.

Принципы как составная часть деятельностного подхода

· принцип субъективности воспитания;

· принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

· принцип учета сензитивных периодов развития;

· принцип со — трансформации;

· принцип преодоления зоны приближающегося развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;

· принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;

· принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;

· принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

· принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

· принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;

· принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

· принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.

Деятельностный подход ориентируется на сенситивные периоды развития школьников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания.

Деятельностный подход в обучении учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.

Специфика деятельностного подхода в воспитании и обучении заключается в преимущественной ориентации его на оказание помощи воспитаннику в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности.

Основные задачи образования сегодня — не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования XXI в. помогает деятельностный метод обучения.

studbooks.net

Деятельностный метод обучения и воспитания

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие . Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка .

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов :

1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет «вести за собой» умственное развитие.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Важной задачей современной системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательной, активной деятельности учащихся. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий .

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком — совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса .

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД

Целенаправленные универсальные учебные действия заключаются :

  • в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • в создании условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
  • Основная цель системно — деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

    Для этого учитель ставит ряд вопросов:

    • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
    • какие методы и средства обучения выбрать;
    • как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
    • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

    Структура урока с позиций системно — деятельностного подхода состоит в следующем:

  • учитель создает проблемную ситуацию;
  • ученик принимает проблемную ситуацию;
  • вместе выявляют проблему;
  • учитель управляет поисковой деятельностью;
  • ученик осуществляет самостоятельный поиск;
  • обсуждение результатов.
  • Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные, были получены также американскими и российскими исследователями.

    sites.google.com

    Методы обучения и воспитания школьников. Кейс метод и его особенности

    Кейс метод относится к активным методам обучения и воспитания школьников, способствующим их самореализации, и является элементом технологии проектирования. Данный метод наиболее эффективен в старших классах, так как работа с документами, информационными материалами, диаграммами, графиками, таблицами требует навыков анализа, обобщения, умения самостоятельно мыслить, выражать и отстаивать свою точку зрения.

    Когда применяется кейс метод

    Кейс метод предполагает деятельностный подход в обучении, развитие навыков анализа и принятия решений, формирование устной коммуникации. Метод анализа ситуаций особенно полезен для учащихся, которые не всегда хорошо воспринимают традиционное обучение и сосредоточены больше на запоминание фактического материала, чем на развитие мыслительных навыков.

    Кейс метод невозможно использовать без предварительной подготовки школьников. Начальным этапом применения кейс метода является имитационное проектирование, когда совместно рассматривается и разбирается конкретный пример ситуации, или используются уже готовые материалы, описывающие ситуацию реальной действительности.

    В рамках кейс метода обучения обычно предлагаются конкретные ситуации, в которых описана проблемная ситуация. Моделируемые ситуации под названием «кейсы» используют для того, чтобы воздействовать на воображение учащихся. Исходная информация (текстовая и цифровая) может быть представлена в виде «кейсовых книг». Работа над «кейсовой книгой» осуществляется в группе.

    Метод кейсового обучения используется: а) как основной материал изучаемого курса; б) как дополнительная часть курса при обсуждении конкретной проблемной ситуации; в) как проработка отдельной проблемной ситуации.

    Кейс метод наиболее эффективен в случаях, когда требуется охватить большой массив фактического материала, когда требуется выработать у учащихся навыки анализа и обсуждения проблем, умение участвовать в дискуссии.

    Дидактические принципы кейс метода

    1.Индивидуальный подход в обучении – в процессе совместной деятельности над «кейсовой книгой» каждый школьник опирается на собственный стиль познания, собственные способности мышления и возможности дополнять и развивать групповое суждение.

    2.Вариативность как свобода и возможность выбора, так как метод опирается на разнообразный материал (текстовый, цифровой) и на различные способы его обработки.

    3.Наглядность обучения обеспечивается широким набором информационных материалов, которые касаются задач, решаемых в кейсах.

    4.Прагматичность в познании определяется тем, что работа с кейсами направляет восприятие на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопросы.

    5.Активность обучения обеспечивается непосредственным вовлечением в решение «реальных» проблем.

    6.Проблемность обучения опирается на конкретные проблемы, возникающие в реальной практике жизни, науки, образования, бизнеса.

    Виды ситуаций, при которых применяется кейс метод

    • иллюстративные ситуации, ориентированные на умение идентифицировать проблему;
    • нормативные ситуации, требующие структурирования представленного в ситуации материала;
    • функциональные ситуации, основанные на теоретическом знании, требующие аргументации и степени доказательности выбранного решения;
    • стратегические ситуации — наиболее сложные ситуации, состоящие из множества противоречивых критериев выбора и не позволяющие окончательно оценить эффективность выдвигаемого решения. Такие ситуации привлекательны тем, что ориентируются на концептуальное знание.
    • Организация работы на основе кейс методов обучения и воспитания

      Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленности с данной информацией.

      Объем работы, которая потребуется для описания ситуации, зависит от того, какие материалы, по мнению педагога, потребуются учащимся. Проблемная ситуация, которая предлагается к обсуждению, вначале описывается в ходе лекционного материала. Затем начинается сбор информации по ситуации. Материалы для кейсов учащимися находятся в различных источниках. Работа может идти в формате дебатов, обсуждения в ходе «круглого стола», публичных слушаний, а также в формате исследования.

      Варианты организации могут быть следующие:

      1) Обучающиеся изучают материала кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем дополнительной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

      2) Обучающиеся знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

      3) Обучающиеся получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним в группе, осуществляя живое обсуждение реальной ситуации и аналитический процесс групповой выработки решения, составляющий сущность метода. Данный вариант подходит для кейсов, иллюстрирующих какие-либо теории, концепции.

      4) Обучающиеся продумывают наиболее эффективную форму преподнесения материала. В итоге сравниваются несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.

      В отличие от традиционных методов обучения и воспитания, кейс-метод ориентирован на научение, а не изучение чего-либо, т.е. он предназначен для развития умения самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность. Здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения знаний.

      Методические рекомендации по разработке кейса

      1. Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
      2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.
      3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели.
      4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науки.
      5. Определение источников и методов сбора информации.
      6. Выбор техник работы с данным кейсом.
      7. Определение желаемого результата по работе с данным кейсом.
      8. Создание заданной модели.
      9. Апробация в работе обучения.

      Методы обучения и воспитания на основе кейса не только реализуют личностно-ориентированный подход и принцип со-творчества, но и позволяют моделировать формы работы, адекватные социальному опыту школьников, что способствует развитию их самосознания.

      pedagogical-page.ru

      «Технология деятельностного метода обучения».

      Технология деятельностного метода обучения.

      Холоденко Елена Викторовна,

      учитель русского языка и литературы

      «Надо учить не содержанию науки,

      а деятельности по её содержанию»

      В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, с компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

      Что же представляет собой учение как деятельность?

      Термин «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» определяет любую активность, любую работу человека. Осмысленная и целенаправленная деятельность школьников по овладению знаниями определяется как учебная деятельность.

      Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры.

      Что же означает деятельностный подход?

      Деятельностный подход– это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника, её планировании и реализации.

      В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю — не знаю», «умею — не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

      Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.

      Что же предполагает деятельностный подход?

      Деятельностный подход к обучению предполагает:

      • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

      • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

      • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

      • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

      • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

      Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

      ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;

      ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;

      СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

      ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

      АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

      Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

      1. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитие осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Процесс познания должен быть организован, как самостоятельная деятельность познающего. Учитель — организатор процесса

      2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

      3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе – обществе — самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

      4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний)

      5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

      6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

      7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

      Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

      Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

      Технология деятельностного метода обучения включает в себя систему деятельностных шагов.

      Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда учитель говорит меньше, чем его ученики.

      Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

      Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения. Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

      • формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

      • формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

      • формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

      Нужно дать детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением — одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

      Деятельностный подход на уроках осуществляется через :

      — моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

      — использование активных и интерактивных методик;

      — участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;

      -вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

      Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:

      — работают с источниками информации;

      — решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

      — анализируют современные общественные явления и события;

      — осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

      — аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;

      — выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

      Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно-деятельностный подход необходимо осуществлять на различных этапах урока.

      На этапе мотивации (самоопределении) к учебной деятельности осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке.

      На данном этапе идет настрой детей на работу, проговариваются задачи урока («потренируемся в ……..», «познакомимся с ………» и т.п.)

      На этапе актуализации знаний идет подготовка детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, указываются ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Проблемный вопрос мотивирует детей к изучению новой темы. Одновременно проводится работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

      На этапе проблемного объяснения нового материала внимание детей обращено на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, затем формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью схем.

      Предлагая обучающимся систему вопросов и заданий, учитель подводит их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения подводится итог.

      На этапе первичного закрепления ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

      При проведении самостоятельной работы с самопроверкой можно использовать индивидуальную форму работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. Создается для каждого ребёнка ситуация успеха.

      Следующий этап- включение в систему знаний и повторение . Здесь дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках. При повторении использую игровые элементы: сказочные персонажи, соревнования. Это способствует положительному эмоциональному фону, развитию у детей интереса к урокам.

      При подведении итога урока фиксируется изученное новое знание и его значимость. В конце урока проводится самооценка учебной деятельности и согласовывается домашнее задание. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.

      Системно-деятельностный подход, используемый на уроках русского языка и литературы, нацелен на развитие личности, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

      Технология деятельностного метода в изучении русского языка и литературы реализуется через:

      1) принцип д еятельности ученик получает знания не в готовом виде, а добывая их сам;

      2) принцип непрерывности преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастныхособенностей развития детей;

      3) принцип целостности – у учащихся формируется обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе);

      4) принцип минимакса – ученику предлагается возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);

      5) принцип психологической комфортности снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы;

      6) принцип вариативности формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

      7) принцип творчества максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

      Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы:

      Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

      Образовательная цель : расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

      Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

      Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

      3. Урок обобщения и систематизации знаний.

      Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

      Образовательная цель : систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

      4. Урок развивающего контроля.

      Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

      Образовательная цель : контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

      Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

      Преимущества деятельностного подхода:

      — у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;

      — формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;

      — возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;

      — интерес к предмету побуждает к чтению дополнительной литературы, что расширяет их познания в области данной науки.

      Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, т.е. успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать. Народная мудрость гласит: «Я слышу – и забываю, вижу – и понимаю, делаю и умею».

      Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?» Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить и принять идею системно-деятельностного подхода, как основы стандартов второго поколения, владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть профессионально компетентным во всех его аспектах.

      Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.

      Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова. М.,Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»).

      Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. — Волгоград: Учитель, 2008.-118 с.

      Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.,Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»)

      infourok.ru

      Реализация технологии деятельностного подхода как эффективное условие повышения качества образования

      1. Теоретическое обоснование темы проекта

      Сущность деятельностного подхода в педагогике

      В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.

      Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка.

      Вместе с тем, деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного ученика, учитывающий его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры субъективного мира, по своей сути является личностно – деятельностным подходом. Поэтому вполне естественно в целях постижения его сущности выделением два основных компонента – личностный и деятельностный.

      Основные понятия деятельностного подхода

      Деятельность человека – это особая важная форма активности, в результате реализации которой осуществляются преобразования материала, включенного в деятельность (внешние предметы, внутренняя реальность человека), преобразования самой деятельности и преобразования того, кто действует, то есть субъекта деятельности. Наиболее глубокий исследователь проблем психической деятельности в их единстве с проблемами педагогики В.В. Давыдов заметил: “Не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности”. Добавим: внешней или внутренней для человека. Естественно нельзя классифицировать в качестве деятельности такую форму активности, как мечты или фантазии. Многообразие типов деятельности (и это в первую очередь относится к внутренней деятельности и соответствующей категории) отражают такие понятия, как “духовная деятельность”, “взаимодеятельность”, “общение”, “целеполагание как деятельность”, “смыслообразующая деятельность”, “жизнетворчество как деятельность”. Деятельность воспитателя управляющего и организующего деятельность воспитанников, отражается категорией “метадеятельность”, или “надпредметная деятельность”. Необходимость ведения подобной категории обусловлена тем фактом, что педагог как бы поднимается над всеми доступными ему и его воспитанникам видам и формам деятельность, усваивает их на профессиональном уровне с целью эффективного использования в интересах воспитания питомцев как субъектов в деятельности и жизнедеятельности в целом. Таким образом, воспитание предстает как деятельность по организации других видов деятельности, в которых не в меньшей степени воспитывается и сам педагог. Некоторые авторы категорию метадеятельность относят к описанию личной жизнедеятельности воспитанника. Здесь имеется в виду тот факт, что воспитанник сам организует свою деятельность и находит свой смысл в ней, преобразуя тем самым свою ценностно – смысловую сферу. Воспитание в таком понимании предстает как метадеятельность по преобразованию воспитанником своей ценностно-смысловой сферы посредством самоорганизации деятельности.

      Принципы как составная часть деятельностного подхода

      Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:

    • принцип субъектности воспитания;
    • принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
    • принцип учета возрастных периодов развития;
    • принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
    • принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
    • принцип обязательной рефлексии всякой деятельности;
    • принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
    • принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.
    • Деятельностный подход в обучении – это реализация вывода психологической науки: знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность; процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся.

      Технология деятельностного метода – инструмент, позволяющий решить задачу по смене задач образования – с формирующей на развивающую, т.е. построение образовательного пространства, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы.

      Деятельностный метод в системе развивающего обучения позволяет достигнуть цели – готовности к саморазвитию. Образовательная технология деятельностного подхода позволяет:

    • достигать поставленных целей по конкретному учебному предмету;
    • обеспечивать внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, демократизации, преемственности, личностно-ориентированного подхода;
    • ориентировать на развитие творческой деятельности.
    • Подготовка и проведение уроков деятельностной направленности является на сегодняшний день для педагогов одной из наиболее актуальных проблем.

      Дидактическая система разработана Ассоциацией “Школа 2000…”:

      Механизмы организации учебного процесса

      в традиционном и деятельностном способах обучения

      Как видим, при объяснительно-иллюстративном способе обучения деятельность задаётся учителем извне, а потому чаще всего не воспринимается школьниками и становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, личность школьника здесь не представлена, более того, она может восприниматься и как нечто, тормозящее действия учителя. Педагог организует свою деятельность, транслирует готовое содержание, контролирует и оценивает его усвоение. В обязанности ученика входит лишь выполнение предложенных учителем репродуктивных действий.

      В основе деятельностного способа обучения — личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идёт процесс развития интеллекта ученика, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки школьников, развития их творческого потенциала. Психологически грамотно организованный процесс обучения обеспечивает возможность формирования иного типа личности: человека знающего, коммуникабельного, рефлектирующего, способного к саморазвитию.

      Решение основных задач, связанных с процессуальными внутренними изменениями в учебном процессе, предполагает следующее:

    • активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
    • организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;
    • обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.
    • Поэтому на каждом уроке необходимо стремиться к тому, чтобы учеником была осознана цель предстоящей деятельности (цель является основным компонентом деятельности, который определяется как предполагаемый результат);

      осмыслены и внутренне приняты мотивы познавательной деятельности, связанные с самим процессом познания и его результатом (внутренние мотивы учебных действий, конкретизируя потребность в учебной деятельности, ориентируют детей на способы получения знаний, а не на результаты); предоставлена возможность выбора средств в процессе осуществления познавательной деятельности (учащиеся часто в ходе правильно организованного учебного занятия просят у учителя разрешения на обсуждение возникшей проблемы в микрогруппе, обращаются к словарям, справочной литературе, учебнику, если все остальные возможности исчерпаны, просят перенести рассмотрение вопроса на следующий урок, чтобы появилась возможность её обсуждения дома с родителями и т.д.); обеспечена возможность самостоятельного выполнения учебного действия, даже если оно ошибочно (реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется в процессе выполнения учеником системы учебных действий: школьники первоначально не умеют самостоятельно ставить учебные задачи и выполнять действия по их решению, до определённой поры им помогает в этом учитель, но постепенно соответствующие умения приобретают сами ученики; богатство освоенных действий и гибкость в их применении в значительной мере определяют степень сложности для ученика учебной деятельности); создана ситуация, в которой ученик имеет возможность увидеть достигнутый индивидуальный результат, удержать его, порадоваться достигнутому, произвести его самооценку.

      В этом случае личностное овладение знанием из зубрёжки и надоедливых повторений превращается в процесс интенсивного умственного развития, благодаря которому возможности мышления ребёнка существенно расширяются. Это основной путь школьника к самосознанию (познанию человеком самого себя) и развитию своего интеллекта.

      2. Актуальность проекта

      Акцент в развитии педагогических технологий во всех развитых странах мира делается на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике. Решение этих задач возможно при организации учебного процесса на основе деятельностного подхода в обучении.

      3. Аппарат исследования

      Аппарат исследования проблемы реализации деятельностного подхода в обучении обучающихся класса обусловлен содержанием проекта. Это: анализ литературы по проблеме проекта; изучение и обобщение педагогического опыта в области реализации технологии деятельностного подхода; моделирование; анкетирование; наблюдение.

      Целью исследования является – создание модели нового перспективного адаптивного класса как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям на основе реализации технологии деятельностного подхода

      Объект исследования – образовательный процесс.

      Предмет исследования – педагогические условия использования технологии деятельностного подхода в образовательном процессе.

      Ход исследования определился следующей гипотезой: существенная зависимость между содержанием, характером образовательного процесса, ориентированного на самоопределение личности школьника и уровнем управления этим процессом позволяет предположить, что эффективные результаты возможны, если:

    • разработаны педагогические основы управления образовательным процессом, включающие теоретический аспект;
    • моделирование образовательного процесса на деятельностном подходе, — и организационно-педагогический аспект;
    • содержание, формы и методы построения образовательного процесса с использованием технологии деятельностного подхода;
    • В соответствии с целью и гипотезой в работе ставятся следующие задачи:

      1. Изучить и проанализировать проблему готовности ребенка к обучению.

      2. Уточнить и конкретизировать понятия “технология деятельностного подхода”, “качество образования”.

      3.Осуществить моделирование развития класса.

      4. Разработать педагогические основы управления образовательным процессом, построенным на основе деятельностного подхода.

      5.Повысить квалификацию учителя с целью включения в инновационную деятельность по внедрению технологии деятельностного подхода в обучении.

      6. Разработать методические рекомендации по педагогическим основам управления образовательным процессом, построенном на реализации деятельностного подхода.

      4. Ожидаемый результат

    • Создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу;
    • Содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения;
    • Учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, создает атмосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться), обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска);
    • Постепенное наращивание познавательных задач с обязательным выходом на государственные стандарты на финише;
    • Развивая личность, оберегая индивидуальность учащихся, учить осознавать себя членами единого коллектива успешно решающего задачи обучения и воспитания.
    • 5. Реализация деятельностного подхода в практике образования

      Цели образовательной и воспитательной систем класса будут достигнуты при помощи использования деятельностных технологий.

      Основные задачи класса.

      Задачи определяются по трем направлениям учебно-воспитательного процесса.

      1. Задачи развития.

      • Определить содержание обучения в начальной школе (1–4 кл.) развивающего, общего характера. Вести развивающее обучение по УМК “Школа 2000”
      • Создать условия для выявления, развития и реализации способностей учащихся;
      • Развивать познавательные, исследовательские навыки школьников, поощрять творческую активность учащихся
      • Развивать умение ставить цель, планировать работу, трудиться и добиваться результатов, анализировать и оценивать свою деятельность.
      • 2. Задачи обучения.

      • Обеспечить достижение всеми учащимися требований обязательного содержания минимума образования по образовательным областям базисного учебного плана.
      • Используя возможность инновационной программы развивающего обучения 1–4 классах по УМК “Школа 2000”, различных локальных инноваций повысить качество обучения школьников на предметном уровне;
      • Повысить уровень сформированности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих “умение учиться”.
      • Предоставить возможность каждому учащемуся получить дополнительное образование в соответствии со своими интересами.
      • 3.Задачи воспитания.

        • Воспитание жизнеспособной личности физкультурно-оздоровительными средствами с использованием форм и методов здоровьесберегающих технологий.
        • Формировать умение эмоционально-ценностно воспринимать мир.
        • Прививать навыки самоорганизации.
        • Воспитывать гражданина, патриота на основе общечеловеческих ценностей.
        • План работы по реализации проекта см. в приложениях.

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai