Что тесно связано с развитием речи ребенка

Развитие речи – развитие мышления

“Хочешь воспитать в детях смелость ума,

интерес к серьезной интеллектуальной работе,

самостоятельность как личную черту,

вселить в них радость творчества,

то создавая такие условия,

что бы искорки их мыслей образовали,

царство мысли, дай им возможность

почувствовать себя в нем властелином ”

Как известно, период от 6 до 12 лет – очень важный период для развития ребенка. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы; воспитывается активность, инициатива самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности. Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебный труд школьников, что бы максимально развить способности каждого из них, сформировать интерес к учению вообще и к отдельным предметам в частности.

Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился:

– способность ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру, различные предметы и явления;

– способность помнить, думать, соображать;

– способность говорить и понимать речь других людей;

– способность быть внимательным.

Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельности человека.

Развитие речи ребенка тесно связано с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи, в частности, с потребностью, совершенствовать и обогащать ее. Начинать эту работу надо с первых дней обучения ребенка в школе. Моя задача – в доступной для учащихся форме раскрыть основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определенной информации, организации и планирования деятельности, воздействия на мысли, чувства, поведение людей.

Цель – показать, что развитие речи у детей младшего школьного возраста тесно связано с развитием их мышления.

– исследовать особенности и развитие речи и мышления;

– учить культуре и технике общения( интерес и внимание к окружающим, умение выразить мысли и чувства, культура спора, умение доказывать свою правоту и соглашаться с чужой).

Развитие мышления детей в начальных классах, исследование развития мышления

За первые три – четыре года обучения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направления: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогощающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно – действенного, наглядно – образного и словесно – логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном развитии двух фаз: подготовительной и исполнительной.

Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно – действенное мышление, но может отставать образное и словесно – логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Все это в конечном счете может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.

Особенности развития речи и мышления

С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. Однако, это происходит не сразу, а лишь к концу младшего школьного возраста, примерно к 3-4 классам. В школьном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляет его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводят к развитию высших форм интеллектуальной деятельности

Речь как средство развития мышления

Известно, что современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Возникают вопросы: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления?

В отвлеченном мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Таким образом, обладание языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылку для развития мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал: “Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут развиваться знания”.

Однако, отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Мыслительная работа стимулирует речь. Обогащение речи, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, что бы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечит связь мышления и речи.

Значит, речь шлифует мысль, совершенствует ее, развивает мышление. Такова диалектическая связь развития речи и мышления.

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, то есть выделяется как особое деловое общение с взрослым.

Характер отношений между учениками, между учениками и учителями:

– умение учащихся слушать ответы соучеников;

– умение ученика корректно высказывать свою точку зрения;

– предоставление учителем возможности для ученика проявить индивидуальные особенности;

– использование личного опыта ученика;

– эмоциональная удовлетворенность учащихся на уроке;

– оценка учащимися оптимальности способа деятельности на уроке;

– уважительное уважение учителя к каждому ученику.

В развитии речи выделяют три линии:

– работа над словом;

– работа над словосочетанием и предложением;

– работа над связной речью.

Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения – представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста и графико – орфографические умения.

Объяснительная речь – самая сложная форма речи в младшем возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно – следственные связи. Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание.

Развитие мышление – основа речевых упражнений

Важнейшим источником материала для речевых упражнений является сама жизнь – все то, что окружает детей, их собственный опыт. А в опыте школьников особенно ценна его часть – наблюдение. Соединение материала наблюдений и непосредственного опыта с материалом, почерпнутым из книг, так же служит средством развития мышления и речи школьников, особенно в связных текстах.

Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем более в ней выступает говорящий, его лицо, он сам. Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая связана с проявлением индивидуальности человека.

Для обучения средствам речевой выразительности используются следующие упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просяще и т.д.) самые обычные слова: возьми, принеси, помоги и т.д. Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение: “Дай мне куклу”, “Мама пришла за мной” и т.д. При этом не надо забывать, что интонация учителя – образец для подражания, поэтому, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно попробовать выполнить его самому.

Понятнее, доступнее становится окружающий мир, когда знаешь, почему одну ягоду назвали земляникой, а другую – черникой, почему одна порода собак – овчарки, а другая – лайки, почему один цветок – одуванчик, а другой – колокольчик.

Развитие речи на уроках окружающего мира

Для развития речи детей я использовала уроки окружающего мира. Выбор этой цели на уроках, знакомящих школьников с природой, историческими событиями, объясняется следующим:

– развитие речи идет в этом случае в непринужденной, свободной атмосфере, на основе живого интереса учащихся к объектам природы, к историческим событиям, прошлому нашей страны;

– природа предоставляет большие возможности для речевого развития.

На каждом уроке окружающего мира, намечаю задачу развития речи, учитывая при этом своеобразие изучаемого материала и целесообразность выбора речевой задачи. В этом случае дети лучше усваивают изучаемый материал, знания приобретают качества системности и становятся для учащихся актуальными.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Консультация детского психолога

На этом сайте детский психолог отвечает на вопросы родителей

Развитие речи у самых маленьких. Рекомендации родителям

Вот основные направления для работы с ребенком при развитии речи:

  • Расширение опыта
  • Работа над поинманием речи
  • Работа над мотивацией к речи
  • Работа над произношением
  • Выберите несколько маршрутов прогулок, сделайте их узнаваемыми для ребенка, рассказывайте во время прогулок обо всем, что видите и что происходит. Однако если видите, что ребенок устал и не слушает, дайте ему отдохнуть в тишине, пусть сам посмотрит на происходящее, возможно у него возникнут некоторые вопросы. Иногда именно избыток информации может тормозить желание ребенка самому чем-то заинтересоваться Главное здесь не переусердствовать и соблюсти баланс — информации должно быть столько, сколько он может воспринять. Со временем места прогулок станут привычными и ребенок сам начнет называть то, что вы видите. Теперь вы можете задать несколько вопросов. (А это дерево высокое? А где куст шиповника? А что это за здание?)
  • Больше трогайте разные по типу поверхности. Называйте названия этих поверхностей ребёнку. Описывайте их характеристики (шершавая, гладкая, твёрдая, мягкая)
  • Больше слушайте разные звуки. Песни, гаммы, звуки природы. Предлагайте ребёнку повторять эти звуки
  • Больше смотрите и наблюдайте вместе с ребёнком. Что это за дерево? А что там на небе? А что там вдалеке? Давай рассмотрим этот листик, что ты видишь? Посмотри, это звёзды, а это луна и т.п.
  • Развивайте мелкую моторику ребенка. Как ни странно, она неразрывно связанна с речью. Чем больше ребенок работает пальчиками, тем лучше это для развития речи. Пусть ребенок под вашим присмотром поиграет в конструкторы с мелкими деталями. Дайте ему миску с фасолью или горохом — пусть перекладывает их из одной миски в другую. Попробуйте первые мозайки. Пусть потренируется брать бусинки и нанизывать их на шнурок. Используйте игры-шнуровки. Применяйте пальчиковые игры
  • Посещение зоопарков, музеев, парков и других мест будет рождать все новый опыт, а это ребенку поможет видеть все новые ситуации, которые мозг будет обрабатывать с большей эффективностью, если всему этому будет дано название. Ребенок скорее запомнит, что обезьяны любят бананы если увидит обезьянку, которая сидит на ветку и чистит банан, нежели сначала увидит картинку или фильм об этом. А вот после, уже по книжке, можно закрепить полученные знания о животных. Живые примеры в зоопарке и яркие эмоции, которые ребенок получает от увиденного заставляют память работать лучше в том числе и на запоминание речи.
  • Читайте книги и рассматривайте картинки вместе с ребенком. Пусть покажет человека, который идет, мальчика, который пишет, картинку, где светит солнце. Пусть назовёт то, что он видит на картинке
  • Время от времени повторяйте несложные стихи, скоро ребенок начнет повторять, потом говорить за вас несколько слов из стихотворения — сначала рифмующиеся, затем другие.
  • Пойте и ставьте ребенку песни с понятными словами
  • Работа над пониманием речи

  • Как можно больше разговаривайте с ребёнком. Сопровождайте свои фразы жестикуляцией
  • Рассказывайте о том, что вы сейчас делаете
  • Называйте предметы. Называйте имена людей
  • Пойте, читайте стихи и книжки, комментируйте картинки
  • Считайте игрушки, дома, людей
  • Чаще спрашивайте мнение ребёнка
  • Озвучивайте чувства ребенка если вы точно знаете, что именно он сейчас чувствует («Ты расстроился», «ты очень рад» и т.д)
  • Спрашивайте у ребенка о том, что он уже знает.
  • Работа над мотивацией к речи

  • Не спешите исполнять просьбу ребенка, подождите, может он попросит вас об этом словами (если вы знаете, что он может сказать нужное слово, «помоги», «нарисуй», «книжка» и т. п.)
  • Давайте положительную обратную связь, когда ребёнок пробует использовать речь
  • Если какое-то слово ребенок произнес особенно четко, предложиите дополнительно поиграть в игры со словами, раз у него так хорошо получается
  • Одобряйте любые попытки что-то сказать, даже если это у него не очень получается
  • Разговаривайте больше сами
  • Работа над произношением

    • Играйте в «Попугайчика»: Вы говорите слоги, ребенок повторяет. Начинайте с одного слога (па, та, ба). Затем соедините два слога (папа, пата, паба, баба). Это необязательно должны быть значимые слова, главное, чтобы слоги различались минимально -одним звуком. Переходите с более сложным сочетаниям тогда, когда ребенок уже освоился с простыми. Более сложные: папаба, папабу, пабабу.
    • Произносить длинные слова легче если их разделить на слоги. Можно тренироваться с картинками: Разрежьте картинку с изображением на 2-3-4 части (по количеству слогов). Получится пазл. Например, рисунок с коровой разрежьте на 3 части и собирайте корову, произнося каждый слог по очереди. (кладете первую часть «-ко», вторую «-ро», третью «-ва» )
    • Тренируйтесь произносить слова, сначала простые, затем сложные
    • Произносите чистоговорки, стихи, просите ребенка повторять
    • Разговаривая с ребенком, говорите чётко, громко, внятно и не быстро
    • Читайте ребёнку как можно больше
    • Спасибо большое. Получается мы ничем своему ребенку не помогали, а все ждали и нервничали, потому что он не говорит. На прогулах мне казалось мало предметов, которые могут заинтересовать, в итоге, только на кошек, собак и птиц отвлекаемся и их называем.

      Очень полезная информация! Спасибо! Моему сыну год и 10 мес. Были проблемы по неврологии из-за преждевременных родов и гипоксии, но двигательного характера (мышечная дистония), интеллект не пострадал, слава Всевышнему! Сейчас бегает, прыгает, взбирается по лесенкам, танцует, узнает героев всех мультиков, книжек. Очень любит музыку! Но говорит очень мало! Деда, держи — (все время это говорит))), баба, дай, ти-ти (телефон), кися мяу, ва-ва (лягушка), аф-аф (собачка)))), пару раз назвал по имени брата — Эльдар (причем даже "Р" выговорил!) — ну вот пока и все! Поем песенки, стараемся читать ему побольше, но он очень активный и подвижный, долгими занятия не бывают — соскакивает и бежит! Как совместить обучение с подвижными играми, пожалуйста, подскажите! Заранее благодарю, Эмма.

      В этом возрасте долгое занятие не получится. В среднем, занятие длится 1-2-3 минуты. Лучше не переутомлять. А подвижные игры в этом возрасте — это аналог занятий для ребёнка. Дети сильно развиваются в процессе физических игр не только физически, но и интеллектуально.

      В развитии лучше следовать за ребёнком, помогая ему развивать то, к чему сейчас у него интерес.

      Здравствуйте, статья очень поучительная, спасибо. Моему сыночку полтора годика, растет в двухязычной среде. Месяцев в 9 начал четко говорить отдельные слова, а теперь болтает много, но на "своем" никому не понятном языке. Может он еще не может определиться на каком языке ему говорить, а может стоит обратиться к специалистам?

      В процессе своего развития дети проходят через стадию "своей" речи.

      Если у вас есть сомнения, вы можете обратиться к логопеду. Они хорошо ориентируются в стадиях развития речи и, услышав ребёнка, смогут сказать, к какой стадии относится речь и соответствует ли она возрасту.

      Здравствуйте, ребёнку год и десять месяцев,волнует то что он не договаривает слова,может говорить пока ,но говорит ка,нет шипящих букв и буквы Р!чаще говорит на своём,с растоновкой ,эмоциями,но никто не понимает что он нам поведал!стоит беспокоиться?или наладится и мы заговорим нормально

      В процессе освоения речи ребёнок проходит через стадию "тарабарского языка". Со временем, звукопроизношение нормализуется.

      Узнать, насколько речевое развитие вашего ребёнка соответствует возрастной норме можно обратившись на личный приём к логопеду.

      А мы благодаря игрушке «Говорящая ферма» Chicco развиваем речь, воображение, моторику рук. Знакомимся с английским языком, ведь дети дошкольного возраста запоминают английские слова непроизвольно, им не нужен перевод слов и текста, чтобы понимать, о чем речь. Говорящая ферма развивает все чувства ребенка, позволяя ему учиться, играя. Многообразные звуковые и световые эффекты пробуждают в ребенке желание наблюдать, слушать, учится. Говорящая ферма имеет множество развивающих и познавательных функций. Она с легкостью приобщит ребенка к миру музыки и пополнит его знания об окружающем мире. Этот уникальный игровой центр, при своем компактном объеме вместил не только всех жителей фермы, и цифры, но и может похвастаться большим спектром для развития наших чад.

      Здравствуйте! Я и муж являемся носителями разных языков. Русского и арабского соответственного. Скажите пожалуйста, не повредит ли ребенку, если мы с ним будем разговаривать на двух этих языках. Не затянет ли процесс обучения речи. Или лучше все-таки сразу обучать одну языку.

      Результаты наблюдейний за детьми показывают, что если ребёнок растёт в билингуальной среде (где говорят и на одном и на другом языке), то ребёнок осваивает оба этих языка.

      Однако, если супруги говорят на одном языке между собой, а с ребёнком один супруг говорит на одном языке, а второй на другом, то это мешает освоению языка.

      Здравствуйте, в статье написано, что мозг сначала выполняет задачу освоения ходьбы. Ребенку год и три, до сих пор не ходит, не стоит самостоятельно, ходит только у опоры и ползает. Недавно начал говорить что-то на своем, особенно когда стоит перед зеркалом. Предметы не называет и не показывает. Как он будет их показывать, если он все время ползком в горизонтальном положении. Невролог сказал, что здоров, но ленится ходить и это может отразится на развитии речи. Так ли это? Я постоянно с ним разговариваю, показываю предметы, он смотрит с итересом, но никак не пытается повторить. Любит читать книжки, сам приносит их ползком.

      Каждый ребёнок развивается в своём темпе.

      Но прав ли невролог в том, что поздняя ходьба вредит развитию речи? Я где-то читала, что, наоборот, ползание способствует развитию мозга

      На развитие речи сказываются очень многие факторы: внутриутробные, как проходили роды, как складываются отношения ребёнка и матери, какой эмоциональный фон в семье, как выстраивается жизнедеятельность ребёнка, как развивается эмоциональная сфера.

      Сфера двигательной активности (ползание, ходьба, мелкая моторика) связана с развитием речи. Они идут вместе (смотря что понимать под речью, ведь ребёнок сразу после рождения начинает кричать. Это тоже способ коммуникации).

      Большое спасибо за подробный ответ, в общем однозначно сказать нельзя, много факторов

      Да, сильно много факторов

      Здравствуйте, как ребенка заинтересовать к книжкам, сказкам, нам 2 года и 1 месяц, проблема в том, когда я начинаю читать, сынок отбирает книжку и закидывает в дальний угол, даже свою беру книгу, он все-равно выхватывает и убирает её в сторону, пыталась просто давать ему книгу чтобы он её просто посмотрел, она ему не интересна и все,если рассказываю сказки, то просто закрывает мне рот рукой, а перчаточные куклы отодвигает в сторону. Как быть? Ему интересно бегать на улице, на площадке и смотреть мультики, дома он играет в паровизик машинки и любит смотреть мультики, но стараюсь вообще не включать телевизор в его присутствии. Как же тогда мне развивать с ним речь? Спасибо за внимание, с уважением Екатерина.

      Добрый день, Екатерина.

      В развитии ребёнка важно прислушиваться к его собственным желаниям и интересам. Дети интуитивно чувствуют, что им сейчас нужно. Если ребёнку не интересно сейчас слушать книгу или смотреть картинки в ней, а интересно поиграть в паровозик, то вы можете поиграть с ним в паровозик. Если вы будете вместе с ним озвучивать паровозик, если вы будете проговаривать происходящее в игре, то это тоже будет развивать речь. Речь развивается в деятельности, а в деятельности, которая интересна, речь развивается быстрее.

      Спасибо большое за ответ, будем стараться. )

      Здравствуйте! Подскажите, нам 1,6. Сынок очень развит в плане физическом . Все показывает, все понимает. Есть книга по развитию речи, занимаемся с 1,3. Все показывает по ней, и все действия. Но..меня смущает то, что мы мало совсем говорим. Мама, папа, баба. Дай, говорит, когда просит и я прощу его сказать. А-а, это на собаку, типа ав,ав. Ка-ка, Зорина качели кач, кач. Дядя может сказать, но не четко. Няня, мое имя Аня, но надо все это просить . И..он говорит "агу", гу, гу когда бегает и говорит на своем, то произносит это то же. Не постоянно, стал недавно агукать, дня 3. Что делать, меня так смущает это агуканье((

      Речь у ребёнка развивается медленно. Ребёнку нужно некоторое время в жизни и на то, чтобы поагукать, полепетпть, поговорить на «своём языке», поиспользовать простые слова…на всё это нужно время. Ещё 1,5 года назад ребёнок совсем ничего не знал о мире, а сегодня уже умеет столько говорить!

      Если у Вас есть серьёзные сомнения относительно речевого развития, то обратитесь к логопеду или неврологу для консультации.

      deti.zazzy.ru

      4.2. Развитие произносительной стороны речи ребенка в онтогенезе

      Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. В первые месяцы после рождения у ребенка интенсивно развиваются слуховой, зрительный, двигательно-кинестетический анализаторы. В настоящее время доказано, что процесс сенсорного развития, в том числе и восприятия речи, осуществляется с необходимым участием двигательных импульсов. Развитие движений у ребенка рассматривается как фактор стимуляции и подкрепления его лепета.

      Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. Однако проходит длительный подготовительный период, прежде чем он сможет произносить членораздельные звуки речи.

      Первыми звуками ребенка являются крики, которые представляют собой безусловно-рефлекторную реакцию на действие сильных внешних и внутренних раздражителей.

      А.Н. Гвоздев описывал крики новорожденных как выдыхания при более или менее раскрытой полости рта, вследствие чего получается звук гласного типа разной степени открытости. Характерным является то, что крик невозможно развить на отдельные составляющие его элементы, выделить в нем те или иные звуки.

      Уже в первые месяцы после рождения выявляется взаимосвязь между развитием двигательной и голосовой активности. У детей период гуления (2–6 месяцев) совпадает с активизацией их общей моторики. У ребенка появляются ощупывающие движения, он оказывается в состоянии отводить большой палец, направлять руки к объекту и осуществлять его произвольный захват под контролем зрения. В это время у ребенка появляется «комплекс оживления». Входящие в его состав двигательные и голосовые реакции становятся активной формой общения ребенка с взрослым.

      В состоянии эмоционального возбуждения ребенка поток тактильно-кинестетических раздражений от сокращающихся мышц поступает в центральную нервную систему на определенный интервал времени раньше, чем соответствующие аутослуховые и аутозрительные раздражения, что и закладывает тот базальный компонент второй сигнальной системы речи, о котором говорил И.П. Павлов. Те звуковые комплексы из внешней среды, кинестетические эквиваленты которых у ребенка имеются, он не только правильно слышит, но и начинает подражательно воспроизводить.

      В этот период ребенок начинает осваивать совокупность гласных, которая начинается с освоения широкого гласного [а], а спустя некоторое время ребенок осваивает систему из трех гласных [а, и, у].

      Период лепета (5–9 месяцев) характеризуется дальнейшим совершенствованием моторики ребенка: формируются функции сидения, ползания, захвата предметов и манипулирования ими.

      В 5–6 месяцев у ребенка появляются сочетания губных и гласных звуков [бааа, мааа], а также язычных звуков [тааа, лааа], которые затем сменятся цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом [тя-тя-тя] и т.п., затем – цепи со стереотипным шумовым началом, но с уже меняющимся вокальным концом [те-тя-те] и т.п., и наконец, появляются (к 1 году) цепи из сегментов с меняющимся шумовым началом [ма-ля, да-ля. па-на. па-нa-нa, a-ma-нa] и т.п. Ребенок овладевает структурой открытого слога, который является основной структурной единицей русской речи.

      Многими исследователями отмечается, что в период от 9 до 18 месяцев («период лепетных псевдослов», по определению Винарской) происходит начальный этап речевого развития ребенка. Для этого периода характерно интенсивное формирование артикуляционной моторики и тонких дифференцированных движений рук. Появляется активная манипулятивная деятельность. Ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу, постепенно начинает ходить без посторонней поддержки.

      Первые слова в фонетическом отношении элементарно просты. Они состоят из одного или двух открытых слогов. В двусложных словах слоги преимущественно одинаковые [ба-ба, ма-ма, би-би] и т.п., что напоминает повторение слогов в лепете. Постепенно ребенок выделяет из слова ударный слог, который характеризуется динамическим напряжением и занимает в большинстве случаев начальную позицию.

      Таким образом, доречевой период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого простого слова. Развитие фонетической стороны речи тесно связано с развитием двигательной сферы, с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. Концепция Выготского о зоне ближайшего развития позволяет рассматривать совокупность эмоционально-выразительных коммуникативно-познавательных средств, формирующихся в раннем детском возрасте, как возрастную предпосылку будущего освоения ребенком родного языка.

      Постепенно увеличивается количество произносимых звуков. Овладение звуками речи происходит в определенной онтогенетической последовательности: губные раньше, чем язычные, взрывные – раньше, чем щелевые. Это объясняется тем, что произнести звук в момент размыкания органов речи намного проще, чем в течение некоторого времени держать их приближенными друг к другу для образования щели аффрикаты, необходимой для прохода воздушных струй; затем осваиваются аффрикаты и сонорные.

      Условно последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе можно представить следующим образом:

      – к первому году – появляются смычки органов артикуляции;

      – к полутора годам – появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель);

      – после трех лет – появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка;

      – к пяти годам – появляется возможность вибрации кончика языка.

      Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам. При условии своевременного формирования фонематического слуха (в норме к 1 г. 7 мес. – 2 годам) у ребенка в норме к пяти годам нормализуется звуковая структура речи.

      В качестве основного решающего момента, обеспечивающего возможность вхождения звуков в активную речь, является доступность артикуляционных операций при образовании звука. Так, С.Н. Цейтлин, ссылаясь на А.Н. Гвоздева, говорит о том, что неусвоенность звуков [в, в’, ф, ф’] объясняется еще не выработавшимся умением создавать необходимую для этих звуков щель между верхними зубами и нижней губой. Неспособность поднять кончик языка делает невозможным произнесение твердых звуков [н, д, т, с, з, л]. Механизм вибрации, необходимый для звуков [р, р’] и работа по поднятию передней части языка [ш, ж, щ, ч] также сложны для всех детей.

      В основе артикуляции лежит тонкая дифференцированная работа языка и губ. У детей со стертой дизартрией, вследствие ограниченной подвижности губ и языка, выполнение этих артикуляционных движений вызывает еще большие трудности по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие.

      В работе И.Н. Горелова * обобщаются как литературные данные, так и собственные наблюдения о ходе развития речевой деятельности. Приводим таблицу, составленную Гореловым.

      * Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. – Челябинск, 1974.

      Интеллект и речь в онтогенезе

      Возраст Уровень деятельности Рецепция речи Активная речь

      Эмбрионогенез Безусловные рефлексы Возможные условные реакции – –

      1–2 нед. Безусловные рефлексы Возможные условные реакции Положительная реакция на интонацию Начало гуления

      К 3 нед. Нестойкая фиксация зрачка Условные реакции Реакция на колыбельную песню Гуление

      К 4 нед. Стойкая фиксация зрачка Условные реакции Реакция на интонацию Интонированное гуление

      К 2 мес. Узнавание матери и бутылочки Реакция на голоса знакомых Интонационные эхолалии

      К 5 мес. Стойкое различение цвета и формы Условные реакции со всех афферентных систем Произвольное адекватное хватание «Ожидание» обращения. Опережающие реакции на интонацию Некоторые силлабические фонации

      К 6 мес. Разнообразные манипуляции с игрушками Узнавание всех знакомых Адекватные эмоциональные реакции Нестойкие реакции на имя Лепет «Императивные фонации».

      К 7–8 мес. Активное различение игрушек Сочетание игрушек Познание функции предметов («катание», «нанизывание») Понимание некоторых просьб («Дай ручку!») Стойкие реакции на свое имя и имена матери и некоторых знакомых Лепет Силлабические эхолалии

      К 1 году Инвариантность свойств предметов Различение по функциональным признакам в отвлечении от других Игра («Прятки») Адекватное понимание 60 слов в различных простых предложениях в ситуации Самостоятельное употребление 26 слов-предложений Воспроизведение 45 слов-предложений С усвоенным значением – 28

      К 2 годам Группировка по функции Выполнение по образцу задач на действие со знакомыми предметами Аналогия Обучение сложным играм Рисование (линии, кружочки) Адекватное понимание различных простых предложений на базе 470 слов в ситуации Понимание «ошибок» при слушании сказки (ранее известный текст считается истинным) Первые предложения Формальное воспроизведение 310 слов С усвоенным значением – 158

      К 3 годам Группировка предметов по вторичным признакам (цвет, форма) Некоторые сериации и классификации Планирование последовательных действий Сложная игра Рисование предметов Адекватное понимание распространенных простых предложений на базе 815 слов. Вне ситуации – около 50% Предложения простые и 3-членные с 805 словами. С усвоенным значением – 610. Вне ситуации – около 400

      К 4 годам Умение обучать других Первые трудовые навыки Готовность всех основных операций Адекватное понимание распространенных и сложносочиненных предложении на базе 1730 слов Вне ситуации – 70% Предложения сложносочиненные с 1160 словами С усвоенным значением – 970 Вне ситуации – 800

      К 5–7 годам Возможность школьного обучения, обучаемость интеллектуальным играм Трудовые умения и навыки Адекватное понимание сложных с причинно-следственной связью предложений на базе 2650 слов. Вне ситуации – 70% Предложения сложноподчиненные с 2000 слов С усвоенным значением – 1280 Вне ситуации– 1000

      Гореловым выделены раздельные стадии онтогенеза по интеллектуальному и речевому развитию. Развитие языковых и интеллектуальных способностей проходит несинхронизированно, а с явным опережением интеллектуальных возможностей относительно речевой. Для подтверждения этого положения приводит таблицу, составленную Гореловым.

      Интеллектуальные и речевые стадии в онтогенезе

      Интеллектуальные стадии Речевые стадии

      1. Узнавание и первые дифференциации (3–6 мес.). 1. Лепет и первые реакции на собственное имя и имя матери (5–7 мес.).

      2. Первые направленные предметные действия (7–8 мес.). 2. Первые слова-предложения (9–12 мес.).

      3. Различение предметов по функции (9–12 мес.). 3. Первые предложения (к 2 годам).

      4. Группировка по функции, действие по образцу, «беспредметное рисование», игра (самообучение и элементы обучения других) (к 2 годам). 4. Первые возможности понимания чужой и употребления собственной речи вне ситуации (к 3 годам).

      5. Группировка по вторичным признакам. Предметные рисунки. Усложненная игра с активным обучением других (к 3 годам). 5. Беглая речь, словотворчество (к 4 годам).

      6. Готовность всех основных операций, первые трудовые навыки, интеллектуальные игры (4–7 лет). 6. Сознательное отношение к правилам языка, исправление ошибок в речи других. Качественный скачок в сфере полисемии слова (к 7 годам).

      studfiles.net

      Что тесно связано с развитием речи ребенка

      Речевая деятельность осуществляется специфическими речевыми механизмами, представляющими сложную организацию речевой фун­кциональной системы, вместе с тем формирование речи тесно связано с развитием мышления.

      Мышление представляет собой главное орудие развития системы лексических и грамматических значений.

      Усвоение даже конкретного значения слова связано с тем, что ре­бенку приходится соотносить услышанное звучание (слово) с тем или иным конкретным предметом, действием или воспринимаемым (зри­тельно или тактильно) качеством предмета. Овладение же обобщаю­щим значением слова (а как известно, в любом слове заключено обоб­щение) требует включения более сложных процессов — сравнения однородных предметов и выделения в них типичных общих признаков. Эти операции неполноценны у детей с нарушенным интеллектом.

      Некоторые слова в языке нельзя прямо соотнести с определенным конкретным предметом (вчера, сегодня). Целый ряд слов представляет собой сложные понятия, которые формируются постепенно по мере накопления знаний, социального опыта, понимания значения этих слов в контексте (добрый, злой; весна, зима и т.д.). У детей с нарушенным интеллектом накопление опыта, знаний идет искаженно, медленно и не только в силу дефектов познавательной деятельности, но и вследствие снижения познавательной активности.

      Усвоение грамматической системы языка и прежде всего смысловой (семантической) структуры предложения требует, чтобы ребенок струк­турно воспринимал ситуацию, т.е. дифференцировал бы в ней практиче­ским образом производителя действия, само действие, предмет, на ко­торый направлено действие. Эти дети длительное время воспринимают ситуацию глобально, нерасчлененно.

      Усвоение значения целого ряда грамматических категорий связано с развитием особого вида умственной деятельности — многочислен­ными сопоставлениями слов по звучанию и значению (слон-слоны, ушел-ушла и т.д.), практическим выделением элементов, за счет ко­торых образуется разница в значении, типизацией этого значения, его дифференциацией от других значений.

      Большую роль играет мышление и в процессе порождения речево­го высказывания: создание смысловой программы высказывания, вы­бор языковых единиц (слов, грамматических форм) в соответствии с их значением, контроль над построением речи — все эти операции осу­ществляются механизмами, относящимися к уровню интеллектуаль­ной деятельности.

      Не менее отчетливо просматривается роль мышления и в процессе действия понимания. Понимание высказывания строится с одновремен­ным учетом значения всех входящих в него единиц (слов, их последо­вательности, грамматического оформления, структуры предложения), что предполагает взаимосвязь разных уровней анализа и синтеза.

      Таким образом, анализ структуры речевой деятельности в интере­сующем нас аспекте показывает, какую роль играет мышление в усво­ении языка и в процессах использования его в целях коммуникации.

      Однако мы коснулись только лексико-грамматического строя речи. Овладение ее звуковой системой также невозможно без определенного уровня развития аналитико-синтетической деятельности: для усвоения фонематического состава слова и его реализации в звучащей речи тре­буется сформированность слуховых и произносительных дифференцировок. Вместе с тем известно, что процесс формирования любых дифференцировок, в том числе и названных, при нарушениях интеллекта происходит гораздо более замедленными темпами, чем в норме. Но глав­ное даже не в этом. Как отмечалось ранее, все дети проходят такой этап в развитии, когда из-за функциональной незрелости речедвигательного анализатора не могут правильно воспроизводить звуковой состав слов. Но дети с нормальным развитием очень быстро начинают осознавать дефекты собственного называния слов и языковую норму. Это осозна­ние является важнейшим стимулом для развития моторных функций речевого аппарата и совершенствования правильного произношения.

      Как возникает это осознание? Для того чтобы понять дефект соб­ственного и норму правильного произношения, ребенок должен овла­деть навыком сравнения (механизмом сличения) по звучанию (глобаль­но) слов, произносимых им самим (например, «масына» — машина) и тех же слов, произносимых взрослыми. Таким образом, формирова­ние звуковых образов связано не только с развитием слуховых и про­износительных дифференцировок, но и памяти, внимания, умственных операций сравнения слов по звучанию. Очевидно, что нарушение ре­чевого развития у детей с олигофренией связано с недостаточностью всех рассмотренных ранее интеллектуальных операций, что и опреде­ляет специфику данной формы речевого недоразвития.

      Методические указания. Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.

      Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях, можно выделить следующие:

      1. Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно про­говаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку кон­текст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.

      2. Объяснение происхождения данного слова (хлебница — по­суда, в которой хранят хлеб; кофейник — посуда, в которой варят кофе; чайник — посуда, в которой кипятят чай, и т.д.).

      3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом — очень большой дом, тот, который вы­ше всех других домов).

      4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это забор высокий или низ­кий?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.

      5. Подбор названий предметов к действиям и названий дейст­вий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпите­тов к предмету; однокоренных слов.

      6. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.

      7. Составление предложений по опорным словам.

      Мы предлагаем различные задания для того, чтобы развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям, сформировать у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации. Весь лексический материал подобран по частям речи (глагол, имя существительное, имя прила­гательное, наречие). Особое внимание логопед должен уделить ра­боте над однокоренными и сложными словами.

      СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

      Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи — научить их связно и последователь­но, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

      Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; обучение составлению пере­сказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок.

      Данный раздел предусматривает логопедическую работу с деть­ми, владеющими простой разговорной речью. Их словарный запас включает достаточное количество слов обиходно-разговорной лекси­ки; объем понимаемой речи приближается к возрастной норме.

      Дети могут рассказать о себе, о своих товарищах, об интересных эпизодах из собственного опыта. Однако анализ детских высказы­ваний подтверждает, что их речь еще не соответствует возрастной норме. Даже те звуки, которые они умеют правильно произносить, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко.

      Например: «Ева и Сялик игали. Масик бёщиль пальку летьку, щабака щётлить. Щабака бизит воду, то дощаль пальку». (Лева и Шарик играли. Мальчик бросил палку в речку, собака смотрит. Собака бежит к воде, чтобы достать палку. Для этих детей характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффри­каты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

      Особенностью звукопроизношения этих детей являются недоста­точное озвончение звуков б, д, г в словах, замены и смешения звуков к, г, х, д, л’, й, которые в норме формируются рано («вок гом» — вот дом; «тот тусяй молято» — кот кушал молоко; «моля любка» — моя юбка).

      Фонематическое недоразвитие у детей описываемой категории проявляется в основном в несформированности процессов диффе­ренциации звуков, отличающихся наиболее тонкими акустико-артикуляционными признаками, а иногда захватывает и более широкий звуковой фон. Это задерживает овладение звуковым анализом и син­тезом.

      Диагностическим показателем недоразвития речи является нарушение слоговой структуры наиболее сложных слов, а также сокращение количества слогов («вототик типит вотот» — водопро­водчик чинит водопровод; «ватитек» — воротничок). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: пере­становки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении со­гласных в слове («вототик» вместо животик, «вленок» — львенок, «кодовода» — сковорода, «той» — стол, «вей» — дверь, «вок» — волк и т.п.). Типичными являются также персеверации слогов («хихист» —хоккеист, «ваваяпотик» — водопроводчик); антиципа­ции («астобус» — автобус, «лилисидист» — велосипедист); до­бавление лишних звуков и слогов («лимонт» —лимон).

      Бытовой словарь детей с общим недоразвитием речи в коли­чественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью. С наибольшей очевидностью это выступает при изучении активного словаря. Целый ряд слов дети не могут на­звать по картинкам, хотя имеют их в пассиве (ступеньки, форточ­ка, обложка, страница).

      Преобладающим типом лексических ошибок становится не­правильное употребление слов в речевом контексте. Не зная на­званий многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стенадом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашиваетпишет).

      В словаре детей мало обобщающих понятий; почти нет анто­нимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обусловливает частые случаи нару­шения лексической сочетаемости.

      Анализ высказываний детей с общим недоразвитием речи вы­являет картину выраженного аграмматизма. Характерными для по­давляющего большинства являются ошибки при изменении окон­чаний существительных по числам и родам («много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы», «гнезды» и т.п.); при согла­совании числительных с существительными («пять мячев, игодом», «два руки» и т.п.); прилагательных с существительными в роде и падеже («я рисую краскам ручкам»).

      Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опуска­ние («я идаю батиком» — я играю с братиком; «книга лезит тае» — книга лежит в столе); замена («нига упая и тая» — книга упала со стола), недоговаривание («полезя а заболь» — полезла на забор; «посьля а уисю» —пошла на улицу).

      Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффик­сов («деревко», «ведречко»), прилагательных («мехняя шапка», «глинный кувшин», «деревкин тул», «стекловая ваза»). Они до­пускают много ошибок при употреблении приставочных глаголов (вместо переходитидет, вместо спрыгиваетпрыгает, вместо пришиваетшьет).

      Указанные недостатки в сфере фонетики, лексики, граммати­ческого строя с наибольшей отчетливостью проявляются в различ­ных формах монологической речи (пересказ; рассказ по картине, серии картин; рассказ-описание).

      Приведем пример: «Коська вовит мыську. Кот аез (залез) боти­нок, сто мыську помать. Он помотель (посмотрел), ее там нет, убезял».

      При пересказе помимо речевых трудностей наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности событий, пропуск звеньев событий, действующих лиц.

      Рассказ-описание для детей малодоступен. Они обычно ограни­чиваются перечислением отдельных предметов и их частей.

      Например, описывая машину, ребенок перечисляет: «У ней колесы есть, кабина, кузов, матоль, люль, литяк (рычаг), педали, фали, кудов, стоб глюз возить (чтобы груз возить)».

      Некоторые дети оказываются способными лишь отвечать на вопросы.

      Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т. п.

      Вне специального внимания к речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, не обращаются с вопро­сами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Это обуслов­ливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.

      Одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребенка является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи и детского сада. В процессе логопедических заня­тий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуали­зировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окруже­ние, хороший эмоциональный настрой. Другими словами, в основе высказываний ребенка должен лежать непосредственно речевой мотив.

      Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Указанные направления коррек-ционной работы тесно связаны между собой. Так, например, уточне­ние и расширение словаря осуществляется в ходе работы над пред­ложением.

      Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

      • распределение их в порядке нарастающей сложности;

      sites.google.com

      Речевое развитие детей подготовительной группы

      Призентация поможет познакомить коллег, родителей, с задачами познавательного и речевого развития детей 6-7 лет.Что формирование речи является одной из основных задач подготовки дошкольников к обучению в школе.

      Содержимое разработки

      «Речевого развитие детей

      в подготовительной группе».

      «Учить ребенка каким-нибудь, неизвестным ему словам, – он будет долго мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на

      В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

      текстов различных жанров детской литературы;

      формирование звуковой аналитико-синтетической

      активности как предпосылки обучения грамоте».

      Развитие речи детей перед школой в подготовительной группе детского сада преследует такие цели – развитие речевой среды, формирование активного и богатого словарного запаса, развитие связной речи детей, выработку у детей основ культурной речи, усовершенствование умения правильного произношения звуков. Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой. Традиционно выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи

      детей в свободном общении с педагогом и

      сверстниками, а также специальные речевые

      Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в различных видах деятельности — игре, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой и бытовой деятельности и т.д. Специальные речевые занятия нацелены на формирование готовности ребенка к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения: ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом воспитателя, получает новые знания о языковой системе родного

      языка, учится оценивать продукт собственной

      Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей — наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации. Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно.

      Поэтому формирование правильной речи является

      одной из основных задач дошкольного

      Исходя из выше сказанного, можно выделить

      следующие задачи познавательного и речевого развития:

      • Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
      • 2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

        3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.

        4. Формировать бережное отношение к окружающему

        миру, закреплять положительные эмоции, умение их

        5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности. 6. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

        Чтобы речь наших детей развивалась в норме

        соответственно возрасту мы:

        1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию: — Составлению творческих рассказов; — Составлению рассказов по картине, по

        серии картин; — Пересказам.

        2. Очень важно с детьми разучивать стихи — это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом, дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. 3.Работаем над ЗКР. Улучшению звукопроизношения хорошо способствуют скороговорки и чистоговорки. 4. Дети очень любят отгадывать и загадывать загадки. Это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?». 5. И еще учеными доказано, что через игру

        ребенок усваивает знания быстрее.

        А в заключение дадим Вам несколько советов:

        что надо делать дома: 1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью; 2. Во — вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться

        к специалистам (логопеду, психологу,

        3. Чаще читайте с ребенком. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.

        Следует быть чуткими к ребёнку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребёнок благополучно пройдёт, все стадии речевого развития и накопит достаточный багаж.

        videouroki.net