Что такое творческое воображение у детей дошкольного возраста

28.Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

29.Психологические особенности пожилого и старческого возраста.

Старение – процесс длительный, плавный, не существует точной границы, которая отделяет старость от среднего возраста. В целом, старение – процесс индивидуальный, у одних людей он начинается раньше, у других позже. Календарный возраст – объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемой в абсолютных физических единицах времени. В разные периоды истории общества и в разных культурах начало старости определялось следующим образом: Пифагор – 60 лет, китайские ученые – 70 лет, английские физиологи XX века – с выше 50 лет, немецкий физиолог М. Рубнер – 50 лет старость, 70 лет – почтенная старость. Ю. Б. Гарнавский предлагает весь период позднего возраста делить на отдельные группы: пожилой возраст (его еще называют инволюционным или предстарческим) – от 50 до 65 лет; старческий возраст — от 65 и выше. Е. С. Авербух, отечественный психиатр условно выделяет возраст 45-60 лет как пост репродуктивный (климактерический) период, предшествующий пожилому (предстарческому — 60-75 лет) и старческому возрастом. По мнению автора людей свыше 90 лет следует считать долгожителями.

«Психологическая старость» проявляется возрастно-органическими нарушениями психики, личности и поведения. Наблюдается снижение адаптационных возможностей личности с частым развитием разнообразных дезадаптационных реакций.

У людей в позднем возрасте, как правило, падает активность, замедляются психические процессы, ухудшается самочувствие. В процессе старения меняется отношение явлениям и событиям, изменяется направленность интересов. Во многих случаях происходит сужение ин круга интересов частое брюзжание, недовольство окружающими. Наряду с этим имеет место идеализации прошлого, тенденция к воспоминанию. У старого человека за частую снижается самооценка, возрастает недовольство забой неуверенность в себе.

Влияние социальных и психологических на процесс старения личности заключается в обрыве привычных социальных и психологических связей и отношения личности пожилого человека, что приводит по существу к социальной деривации, неблагоприятно воздействующей на личность. Это эффект усиливается в большинстве случаев в ситуации физического и психологического одиночества, столь частой в позднем возрасте.

Социально — психологическая недооценка или обесценивание пожилых людей тест, но связана с другими неблагоприятными для них полноценного функционирования обстоятельствами. К ним в первую очередь относятся: потеря работы, вынужденный уход на пенсию, утрата личностно — значимых социальных ролей. В результате человек лишается своего профессионального будущего. Он также оказывается выключенным из системы межличностных связей, в которую входят представители разных поколений.

Старение и старость не являются болезнью, патологией, хотя в этот период происходят сложные изменения в строении и функционировании всех систем организма.

Итак, в период наступления поздней взрослости человек сталкивается с необходимостью решения совершенно новых для него проблем, связанных с изменением его социального положения, с ролевой непосредственностью, с собственными возрастными изменениями. Существует необходимость изменения прежнего образа жизни, перестройки существующего динамического стереотипа поведения, принятие новой социальной роли, изменения само восприятия.

Кроме внешних изменений происходят изменения в представлении, которое было у человека в отношении самого себя. Новое видение самого себя может побудить к перестройке субъективной картине мира. Для человека является значимым и важным, чтобы мир был знакомым, безопасным. Чувства беспомощности и бесполезности являются источником страха и апатии.

Таким образом, можно говорить о большом количестве психологических и физических факторов влияющих на процесс старения. Не существует единого, универсального способа приспособления старости. Влияние оказывает и личность самого человека, его поведения, привычки, потребность в социальных контактах и любимый стили жизни. Так для одних оптимальным является совместное проживание с детьми и внуками, для других — самостоятельность, независимость, возможность заниматься любимым делом.

studfiles.net

Сайт для воспитателей детских садов

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.

Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества.

Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.

Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Воображение бывает воссоздающее или творческое:

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема).

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение — это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство — это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

  • До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
  • В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
  • В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.
  • Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

    Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми:

    1. Накопление впечатлений.

    2. Спонтанное выражение творческого начала.

    3. Поиск творческих решений

    5. Индивидуальное и коллективное творчество.

    Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.

    Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Очень хорошо использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие художественного творчества.

    Вот, например, игра «На что похожи облака?». Детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом. Или игра «Превращение геометрических фигур». Детям предлагается, например, круг, и они превращают его в разные предметы. Во что бы вы превратили круг? Да, действительно, это и арбуз, и очки, и смайлик, яблоко, часы, солнце и многое другое.

    Развитию творческого воображения дошкольников способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая, развивающая среда. Познавательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя: продуктивную деятельность детей, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развивает детское творчество, приобщает к изобразительному искусству, народной культуре.

    Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Вот поэтому важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе. Эти уголки должны быть яркими, динамичными, доступными для детей. Наполняемость меняется в зависимости от темы недели и от различных направлений в работе, соблюдены принципы вариативности и разнообразия.

    Уголок ИЗО должен располагаться в хорошо освещенном месте, все материалы доступны для детей.

  • Необходимо выделить место для сменных выставок детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей.
  • Дидактические пособия необходимо подбирать в соответствии с темой недели и программным содержанием. Дети успешно используют различные схемы, дидактические альбомы, материалы для нетрадиционных техник рисования. Очень большой выбор дидактических материалов представлен у Ирины Лыковой. Коллекции календариков, марок, фантиков и открыток учат детей любованию. Дети видят прекрасное в окружающем нас мире и выражают свое эмоциональное отношение с помощью художественных средств.
  • Нетрадиционные техники рисования превращают изо деятельность в познавательную игру.
  • Дидактические игры развивают фантазию, творческое воображение.
  • Научите детей видеть прекрасное в окружающем нас мире! На прогулках любуйтесь цветами, бабочками и многим другим. Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, умение радоваться каждой минуте.

    dohcolonoc.ru

    Стимулирование развития воображения у дошкольников

    Чтобы понимать, каким образом протекает развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста, нужно изначально ознакомиться с самим понятием, а также с разновидностями воображения, факторами, влияющими на его становление, и особенностями психики старших дошкольников – как здоровых, так и нарушениями разного характера. Обо всем этом вы сможете узнать из данной статьи.

    Что такое воображение?

    Воображение — это не что иное, как психический процесс, за счет которого человек получает возможность рисовать новые образы на основе имеющегося жизненного опыта. Воображение позволяет ребенку дошкольного возраста найти свое место в мире, реализовать имеющиеся способности, а также способствует пониманию школьной программы, то есть готовит малыша к обучению в школе.

    Пиком развития воображения можно назвать период от старшего дошкольного возраста до 12 лет. В это время крайне важно способствовать развитию этого свойства психики ребенка, так как дальше это делать будет все сложнее. Дети, развитию которых в этом направлении не уделяют внимания, как правило, не способны самостоятельно фантазировать. Более того, у них не возникает потребности и интереса к деятельности творческого характера, они никогда не смогут мыслить креативно, особенно если это будет касаться отвлеченных тем.

    Воображение и его основные функции

    Человеческий разум — это особый механизм, который постоянно работает. Когда человек спит, когда ест, он постоянно обрабатывает новую информацию. Но бывают моменты, когда новая информация в мозг не поступает, ему не нужно решать новые задачи – тогда появляется время для «отдыха», и здесь включается воображение. Считается, что воли и желания человека недостаточно для того, чтобы перестать думать или фантазировать.

    В жизни каждого человека воображение выполняет несколько основных функций:

  • Переводит реальность в образы, которые впоследствии используются для решения задач. Функция является частью мышления.
  • Регулирует эмоциональное состояние ребенка. Воображение помогает человеку избавляться от напряжения, находить способы настраиваться на позитивное восприятие мира.
  • Помогает контролировать познавательные процессы. Появляющиеся образы помогают человеку концентрировать внимание на том, что для него действительно важно, управляя высказываниями, восприятием и воспоминаниями.
  • Способствует формированию схемы действий с манипуляцией образами.
  • Позволяет спланировать деятельность с оценкой ее правильности и составлением плана для реализации задуманного.
  • Имея развитое воображение, человек сумеет подчинить себе целый ряд психофизических состояний организма, правильно настраиваясь на ту или иную деятельность. Известны случаи, когда всего лишь силой воли и воображения человеку удавалось влиять на процессы в организме, изменяя ритм дыхания и пульса, температуру тела и давление.

    Каким может быть воображение?

    Воображение можно разделить на несколько основных типов в зависимости от причин и вариантов появления представлений. Итак, виды воображения:

    Непроизвольное воображение также называют пассивным. Особенность его заключается в том, что образы в голове у ребенка возникают без его ведома и контроля. Как правило, такой вариант воображения чаще всего проявляется у совсем маленьких детей раннего дошкольного возраста. Ребенок видит красочные сны, имеющие мало общего с реальной жизнью, и даже способен грезить наяву, причем так ярко, что порой путает грезы с действительностью и обижается, когда взрослые пытаются его «вернуть к жизни».

    Бодрствуя, дошкольник может легко фантазировать, получая удовольствие от появляющихся у него разного рода представлений, при этом для него крайне важно не столкнуться с критикой взрослых. Спустя время, ближе к среднему и старшему дошкольному возрасту, малыши научаться контролировать процесс вызова образов с помощью более зрелого сознания.

    Произвольное воображение, оно же активное, характеризуется вызовом образов по требованию, например, в соответствии с каким-то заданием, которое дошкольнику нужно выполнить. Очень хорошо тренировать такой тип воображения во время ролевых игр, в процессе которых дети могут примерить на себя роли взрослых тех или иных профессий, сыграть роль мамы, папы или воспитательницы из детского сада.

    Активное воображение во время ролевых игр задействовано в полную силу, и это связано с желанием ребенка-участника сыграть свою роль как можно более реалистично и интересно. Немного позже способность вызывать образы будет проявляться в процессе творческой и трудовой деятельности.

    Воображение трех остальных типов, упомянутых выше, классифицируется по особенностям представлений и образов, которые возникают у ребенка. Так, например, воссоздающее воображение — это способность дошкольника «дорисовать» образ мысленно, по описанию, даже если описываемый предмет он еще не встречал в жизни.

    Творческий вариант воображения — это способность ребенка вызывать специальные новые образы, которые станут отображением реальной жизни, но в его особом видении. Но самый интересный вариант — это мечты, то есть способность дошкольника придумывать что-то, что ему бы хотелось увидеть или испытать в реальной жизни. Если ребенок слишком часто и подолгу грезит наяву, то это может негативным образом отразиться на его активности, а в дальнейшем и на успеваемости в школе.

    Характеристики воображения у старших дошкольников

    Детские психологи отмечают, что воображение у ребенка от 5 до 7 лет может иметь несколько стадий развития.

    На первой стадии в нем, как правило, львиную долю занимают домыслы, сказки и грезы. На второй стадии сказки «разбавляются» практическими образами, вызванными определенным жизненным опытом, а на третьей способность фантазировать обретает прямую связь с интеллектом, который ее контролирует.

    Дети в младшем дошкольном возрасте имеют воображение первой стадии. Правильная двигательная активность и целенаправленное увлечение ребенка до трех лет играми позволяют подготовить его к тому, чтобы спустя несколько лет он мог вызывать образы совершенно осознанно. К концу третьего года малыши уже умеют давать название возникающим в их сознании образам.

    С 3 до 5 лет дошкольник среднего возраста осваивает новую задачу: он пробует следовать некому алгоритму, хронологическому порядку действий, необходимых ему для достижения цели.

    И только в старшем дошкольном возрасте дети начинают осознанно создавать образы. Они активно фантазируют, принимают участие в творческой деятельности. Ускорить развитие воображения в этом возрасте помогают специальные методики, которые можно использовать как дома, так и в детских дошкольных учреждениях.

    Методы развития воображения: дидактическая игра

    Дидактическая игра уже достаточно давно используется как одно из эффективных средств, с помощью которого можно развивать воображение у ребенка в старшем дошкольном возрасте. Выделяют несколько вариантов таких игр:

    • словесные;
    • с использованием дополнительных предметов;
    • настольные.

    Первый вариант — это словесные игры. В ходе них дошкольникам предлагается поговорить на какую-то определенную тему, высказывая свае мнение и слушая друг друга, выполняя простые и интересные задачи по теме.

    Второй вариант — это игры, в процессе которых детям предлагают дополнительно использовать какие-либо предметы или игрушки.

    Настольные игры — чаще всего это игровые поля с фишками, карточки, разнообразные карты, играть с которыми нужно, соблюдая специальные правила.

    Особенность дидактической игры — это ее связь с реальной жизнью, которой живет ребенок. Это значит, что в процессе он имеет возможность понять, каким образом устанавливаются связи между людьми, какие виды трудовой деятельности существуют, какие явления природы бывают и так далее. Так малыш знакомится с миром и его устройством легко и с интересом.

    Как дома, так и в детском дошкольном учреждении ребенок должен иметь доступ к такого рода играм, причем взрослым нужно будет ограничивать количество доступных наборов и заменять их на новые время от времени. Это необходимо для того, чтобы внимание малыша было сконцентрировано на чем-то одном и не переключалось с одного набора на другой.

    Кроме того, все игры, доступные для ребенка, должны быть разработаны с учетом его возраста, а также уровня способностей. Не нужно предлагать старшему дошкольнику слишком примитивные для него игры, так же как не следует пытаться увлечь малыша играми для более взрослых и развитых детей. В таком случае процесс игры не вызовет у него интереса и уж точно не принесет пользы. Важно подобрать такие варианты игр, которые заставят ребенка думать, будут подталкивать его к самодисциплине, стимулируя развитие умственных способностей и, конечно, воображения.

    Как развивается воображение у детей раннего возраста?

    В раннем возрасте формируется фундамент воображения, которое появляется в результате копирования манеры поведения взрослых, участия во всевозможных играх с применением разных ролей, обыгрыванием ситуаций, необходимостью предметного замещения. Во всех этих случаях воображение может работать исключительно опираясь на реальные предметы и возможные действия с ними.

    В три года дети много играют, поэтому воображение у них развивается во время игровой деятельности. Заметить, что малыш научился фантазировать, просто: он начнет придумывать разные названия и назначения одному и тому же предмету. Так, например, в раннем дошкольном возрасте дети уже представляют себе, что камушек — это пирожок, песок — это каша, а диван — это машина, в которую они с удовольствием приглашают родителей прокатиться к морю.

    Особенность воображения трехлетнего малыша заключается прежде всего в том, что оно связано с предметом, который ему доступен. Есть палка — ребенок может начать играть в супергероя, нашел старый таз — будет «капитаном корабля».

    Об особенностях воображения четырехлетнего малыша

    В четыре года дети умеют демонстрировать навыки воображения уже за пределами игровой деятельности, по требованию – например, если нужно выполнить какое-либо задание. Малыши в этом возрасте уже способны на решение целого ряда задач, большая часть из которых построены на так называемом опредмечивании. Суть таких упражнений заключается в том, чтобы ребенок, глядя на заданный предмет, вообразил, чем этот предмет может быть еще.

    Пример подобного упражнения — игра под названием «Что это за игрушка?». Дети дошкольного возраста с удовольствием в нее играют, выдвигая разные версии решений. Построена игра на демонстрации ряда карточек. Каждая из них изображает схему из нескольких предметов, глядя на которые, ребенок должен озвучить свою версию, на что это похоже.

    Четырехлетние дети уже способны придумывать предметы для каждого изображения, а самые активные, с развитым воображением, предлагают по несколько вариантов к каждой карточке. Также в этом возрасте уже можно работать с детьми по принципу «дополни сказку», предлагая придумать разные варианты концовки для недочитанной сказки или рассказа.

    Пятилетние дети: в чем особенности воображения?

    В пять лет — начальный период старшего дошкольного возраста – ребенок по-прежнему развивает воображение, по большей части фокусируя внимание на опредмечивании как основной деятельности. Решение задач на опредмечивание требует от дошкольника умения вызывать образы, которые в этом возрасте он уже способен «украшать» всевозможными дополнениями.

    Это легко можно проверить, если предложить малышу дополнить незаконченный рисунок самостоятельно. Для этого перед ребенком раскладывают несколько карточек с картинками, которые не закончены. Малыш в этом возрасте с большим удовольствием выполнит просьбу дорисовать картинку так, чтобы получилось интересно.

    Анализируя творчество пятилеток, можно отметить, что у большинства из них не возникает сложностей с дорисовкой картинок, которые получаются не просто законченными, но и интересными за счет дополнительных деталей, придуманных ребенком. Впрочем, здесь некоторую роль играет опыт в рисовании и природные способности. Нередко встречаются дети, воображение которых диктует им множество ярких и необычных образов, но они не в состоянии перенести их на бумагу из-за отсутствия опыта.

    В 5 лет малыши также с удовольствием дополняют незаконченные сказки, более того, уже могут придумать личные истории и сказки, если им предложить тему. С этим заданием справятся многие дети этого возраста, но далеко не все. Придуманные рассказы и сказки чаще всего имеют ограниченный размер и содержат мало деталей. Кроме того, большинство из них — это несколько измененные уже известные детям сказки или рассказы.

    Дошкольники перед подготовкой к школе: особенности развития воображения

    Старшими дошкольниками считаются дети в возрасте 6-7 лет. Воображение у них в этот период развивается особенно активно. Малыши самостоятельно могут придумывать множество историй, сказок и рассказов, соблюдая последовательность повествования и каждый раз додумывая иную концовку. Если сравнить их истории с теми, что они могли выдумать еще несколько лет назад, то значительный прогресс прежде всего касается сюжета: он становится более полным, но самое главное — имеет законченный вид.

    Задания для развития воображения в этом возрасте построены не на опредмечивании, как это было раньше, когда ребенку предлагалось дополнить показанный предмет, а на «включении». Суть таких заданий заключается в том, что ребенку предлагают карточку с каким-либо недорисованным предметом, на основе которого он должен дорисовать целую картинку.

    То есть, если это часть круга, то ребенку нужно будет не просто дорисовать солнышко, а включить предмет на основе круга в историю рисунка, например, изобразив лису, которая держит на носу колобка (дорисованный круг). В этом случае дорисованный элемент является включенным в общую картинку, а не центровой фигурой.

    Подведем первые итоги об особенностях развития воображения у детей разного дошкольного возраста. Отметим, что недостаточно развитое воображение в любом возрасте не может и не должно считаться показателем отставания психического развития дошкольника. Тем не менее это должно подтолкнуть к дополнительной работе с такими малышами над заданиями, которые помогут восполнить пробелы.

    Стоит насторожиться, если по мере взросления ребенка воображение, наоборот, начинает настолько активно работать, что он путает выдуманные образы с реальными, пытаясь уйти от действительности, все больше погружается в мир иллюзий. С такими детьми также нужно будет дополнительно поработать, направляя их творческий потенциал в правильное русло.

    Итак, что можно вынести из всего вышесказанного в отношении особенностей развития воображения у дошкольников?

    В три года у детей этот процесс протекает в основном во время игры, когда у них возникает необходимость предметного замещения. У детей постарше, в четыре года, проявляются способности дополнять недорисованные фигуры, схемы, картинки, придумывать окончания для историй и сказок.

    В пять лет малыши способны дорисовать картинку, украсив ее дополнительными деталями. Также дети в этом возрасте пробуют самостоятельно придумывать истории и рассказы на заданную тему, используя сюжеты известных им сказок.

    Шесть-семь лет — период, когда воображение дошкольников активно развивается, в результате чего дети могут придумать сложный сюжет истории, оригинально дополняют деталями картинку на заданную тему.

    Развитие воображения в изобразительной деятельности

    Далеко не все родители уделяют должное внимание изобразительному творчеству ребенка, считая его просто детским баловством. На самом деле изобразительное творчество — это первый осознанный труд ребенка. В процессе рисования малыш задействует целый комплекс анализаторов, в том числе и двигательные, кроме того, в это время у него активно развиваются такие важные свойства, как воображение и творческое мышление.

    В старшем дошкольном возрасте ребенок уже не пытается копировать действия взрослых во время рисования. Он аккуратно обращается с красками и карандашами, контролирует свои действия, совершенствуя навыки.

    Со временем ребенок сможет не только нарисовать что-то на заданную тему – он сам будет придумывать сюжет рисунка. Причем до того как изобразить его, он представляет его во всех деталях в уме, после чего старается перенести каждый элемент, каждый образ на бумагу. Чаще всего рисунки — это сказочные миры с принцессами и супергероями, но порой дети рисуют сценки из реальной жизни, свидетелями которых они становились, с развитием и концовкой, придуманными ими лично.

    В период целенаправленного воздействия у дошкольника развиваются такие необходимые для дальнейшей учебы качества воображения, как:

    Чтобы воображение дошкольника продолжало активно развиваться, взрослые не должны ограничивать его деятельность, а должны помогать, создавая условия для экспериментов с разными предметами и материалами, поощряя инициативу малыша, позволяя наблюдать за деятельностью взрослых, вызывая у него интерес.

    Влияние сказки на воображение детей

    Сказка как средство для стимуляции воображения дошкольников в старшем возрасте зарекомендовала себя исключительно с положительной стороны. Каждый ребенок с детства слышит рассказы родителей о сказочных героях перед сном, во время еды или игр. Любой из сказочных персонажей побуждает ребенка думать, анализировать и фантазировать.

    Почему сказка заслуживает роль основного фундамента для развития воображения:

  • Каждая сказка основана на опыте нескольких поколений и отражает культуру и традиции разных народов мира.
  • Во время прослушивания сказки ребенок анализирует собственный жизненный опыт.
  • Обсуждение сказки и пересказ побуждают малыша фантазировать, придумывая свой вариант развития событий, что воспитывает в нем оригинальность мышления, способствует развитию речи и памяти.
  • Сказка знакомит ребенка с миром, вызывает у него интерес к его устройству и составляющим.
  • Прослушивая сказку, малыш учится придумывать ассоциации, начинает видеть мир другими глазами.
  • Сказка помогает детям представлять себя в роли сказочных героев, анализировать их поступки и придумывать свои варианты решения тех или иных задач.
  • В процессе прослушивания сказки эмоциональная сфера детей переходит на новый уровень развития за счет постоянного использования метафор. Многие слова, связанные со сказочными сюжетами, вызывают у дошкольников целый букет положительных эмоций.
  • Целенаправленно работая над развитием воображения у дошкольников, можно и нужно использовать сказки, предлагая ребенку не только слушать их, но и пересказывать, дополнять, придумывать и даже инсценировать.

    Конструктор и его роль в развитии воображения

    Положительным образом на развитие воображения влияет «конструкторская деятельность». Работая над созданием какой-либо модели, дошкольник в старшем возрасте примеряет на себя важную роль создателя.

    Он приходит в восторг и гордится собой, если из-под его рук вырастают роскошные башни, гаражи или даже целый мини-городок, но выходит из себя, психует и обижается, если что-то пошло не по плану. Такие игры нужны не только для совершенствования воображения у ребенка, но и для тренировки его терпения и силы воли.

    Что особенно важно в процессе сборки конструкторов:

  • В воображении ребенка формируется образ окончательного строения.
  • Его понятия об окружающем мире становятся более осмысленными и глубокими.
  • Предметные свойства проходят через стадию осмысления.
  • Тренируется память за счет необходимости запоминания отдельных деталей конструктора и их особенностей.
  • Дошкольник учится строить модели и придумывать им применение в игре.
  • Уделяя внимание развитию воображения у детей через конструкторскую деятельность, можно использовать:

  • наборы конструкторов для создания домов, мостов, машин, моделей самолетов и пр.;
  • наборы из цветных пластиковых деталей для строительства чего угодно;
  • наборы для создания поделок с использованием специальных техник (оригами, выжигание на дереве, монотипия и пр.)
  • Рассмотренные выше виды деятельности: сказка, собирание конструкторов, рисование – играют важную роль в развитии воображения малыша старшего дошкольного возраста. Поочередное задействование ребенка в каждой из них позволит ему вырасти внимательным, инициативным, с задатками креативного воображения, способным слышать, видеть, запоминать и анализировать — то есть полноценной личностью. Не менее важен и тот факт, что такого рода подготовка поможет ребенку быстрее адаптироваться в школе, стать успешным учеником в классе.

    Особенности развития воображения у дошкольников с нарушениями зрения

    Стоит ли говорить, что проблемы со зрением у детей дошкольного возраста накладывают некоторые ограничения на развитие их воображения, по крайней мере нарушают алгоритм, по которому это принято делать в случае со здоровыми детьми.

    Дошкольникам со слабым зрением сложнее работать над комбинированием образов, так как их образы являются неточными, без четких очертаний, поэтому и в воображении они возникают некорректными, далекими от реальности.

    Более того, дети с нарушениями зрения обладают недостаточно развитой знаково-символической функцией, не всегда могут правильно вообразить себе какую-либо ситуацию. Хрупкая связь между вербальной и зрительной сферами в совокупности с незрелой произвольной регуляцией образной сферы приводят к созданию в воображении детей неточных образов-представлений.

    Ниже будут рассмотрены основные этапы деятельности, направленной на развитие воображения у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, с условным обозначением возрастных границ, учитывая, что психологический и биологический возраст ребенка могут не совпадать.

    Младший дошкольник 3-4 лет: развитие воображения

    На этом этапе, характеризуемом формированием воображения в словесных формах, у детей часто отмечается так называемая фантазийная ложь. Задача взрослых в этот период — помочь формированию у ребенка операционных навыков, с помощью которых он сможет вызывать образы. Проще всего это сделать, предложив детям принять участие в ролевой игре, где можно будет сосредоточить деятельность на предметном замещении.

    Детям со слабым зрением нужно будет объяснить, что у одного предмета может быть несколько назначений, если только это представить. Полезными на этом этапе будут небольшие разминки для ума, во время которых ребенку можно предложить придумать как можно больше применений для одного и тога же предмету. Чем шире дошкольник сможет использовать заместители, тем активнее будет развиваться его воображение.

    Важно понимать, что фундамент воображения — это продукты восприятия, на основе которых строится что-то новое. Следующим процессом станет переработка полученной информации с последующим комбинированием. Это означает, что ребенок со слабым зрением должен иметь возможность воспринимать как можно больше предметов, знать о формах их взаимосвязи друг с другом.

    Для этого необходимо будет:

    1. Создать условия для глубокого изучения объекта, понимания его функциональной связи с другими предметами.
    2. Создать условия для экспериментов дошкольника, в ходе которых он сможет самостоятельно познакомиться с предметами и их функциями.
    3. Если все сделать правильно, то ребенок научится применять освоенное действие на других предметах, добавлять объекты к новым ситуациям, изменять условия и комбинировать действия. Обязательно нужно играть с детьми в познавательные игры, в которых им нужно будет найти выход из выдуманной ситуации, разгадать загадку для развития воображения.

      Развитие воображения у дошкольника со слабым зрением в 4-5 лет

      В этом возрасте для детей нормальным становится составлять план действий, используя образы и представления. Взрослые должны уделить внимание работе с детьми, имеющими нарушения зрения, предлагая им решать задачи, требующие дорисовки по точкам или схемам, с выделением образа основного предмета и последующим его воссозданием на картинке.

      Учитывая, что в этом возрасте активно развиваются речевые формы воображения, можно чаще заниматься с детьми, используя произведения художественной литературы и предлагая попутно решать задачки для развития воображения. Детям можно предложить пересказать сказки, построить диалоги главных героев по отличной от сюжета линии, выполнить схематические зарисовки отдельных сценок, придумать свою сказку на ту же тему.

      Старшие дошкольники с нарушением зрения: как работать над развитием воображения

      В 5-6 лет дети с нарушениями зрения должны научиться видеть и создавать сюжетные композиции, беря за основу образы и представления, комбинируя и перекомбинируя их. Детям предлагается составлять сказки, истории, рассказы с акцентом на собственный уникальный сюжет, далекий от штампов, с оригинальными решениями и концовкой.

      Также нужно учитывать, что в этом возрасте у детей формируется наглядно-образное мышление, поэтому процесс воображения должен быть построен на основе именно такого мышления. Детям можно предложить поработать над «отсечением лишнего», дорисовыванием картин и предметов, выделением части и целого.

      Особенности воображения у дошкольников с ЗПР

      Воображение у дошкольников с диагностированной задержкой психического развития имеет свои особенности, которые его отличают от воображения здоровых детей этого возраста. Главная особенность воображения у таких детей заключается в том, что к старшему дошкольному возрасту оно не отличается творческой составляющей, а скорее имеет репродуктивный характер, что связано с задержкой в психическом развитии.

      Оптимальный вариант для стимуляции развития творческого воображения у таких дошкольников — это приобщение их к творческой деятельности. Например, детей можно увлечь:

      Огромная роль в процессе отводится педагогу, который должен проявить себя как творческая натура, способная найти контакт с детьми, имеющими проблемы с психическим развитием. Общаться с такими дошкольниками нужно будет максимально деликатно, в дружественном тоне, подмечая и активизируя у них любые творческие проявления.

      Коррекционная система работы над развитием воображения

      Правильно выстроенная коррекционная работа по развитию воображения позволит стимулировать его у детей с ЗПР. Программа должна быть построена согласно:

    4. общим целям и задачам;
    5. особенностям деятельности ребенка;
    6. психическим особенностям и возрасту.
    7. Целенаправленная работа педагога по развитию воображения у старших дошкольников с ЗПР обязательно даст положительный эффект. Но для этого необходимо побеспокоиться о создании ряда условий, которые будут мотивировать детей реализовать себя и вызывать у них интерес к такого рода деятельности. Это:

    8. специализированное оборудование и класс;
    9. новые впечатления для обогащения опыта;
    10. приятная эмоциональная атмосфера;
    11. поощрение творческих проявлений.
    12. Чтобы воображение у таких детей получило толчок для активного развития, необходимо помочь им накопить жизненные впечатления, художественный и эмоционально-чувственный опыт.

      В процессе коррекционной работы необходимо делать акцент на развивающее обучение, учитывающее возрастные особенности ребенка, особенности его психологии и возраста, а также на воспитание тех способностей, формирование которых находится в начальной стадии.

      Педагоги должны научить детей в процессе работы с материалами для творчества пользоваться воображением, развитию которого необходимо уделить особое внимание.

      Блоки коррекционной работы

      Коррекционная работа над развитием воображения у детей дошкольного возраста с ЗПР делится на несколько основных блоков:

    13. диагностика — ребенка тестируют для определения стадии развития его творческого воображения и определения хода последующих занятий;
    14. развивающий — составление четкого плана занятий;
    15. заключительный — закрепление полученных знаний.
    16. Ступени воплощения программы в жизнь:

    17. На начальном этапе можно провести ряд тестов для определения уровня творческого развития. Например, можно предложить дошкольникам с ЗПР дорисовать картинку, определить «злых» и «добрых» персонажей и пр.
    18. На втором этапе составляется план творческих занятий с детьми. Можно предложить ребенку создать аппликацию под названием «Фантастический герой», выдав ему несколько отдельных элементов, или рассмотреть и проанализировать карточки с фигурами, похожими сразу на несколько объектов, и предложить дошкольнику озвучить свою версию того, что там изображено. На этом этапе нужно уделить внимание развитию воображения посредством беседы, чтения, рассказа.
    19. На третьем этапе оценивают результаты работы с ребенком, определяют динамику.
    20. Занятия с детьми с ЗПР для развития их воображения должны проводиться непродолжительное время — не более 30 минут на одно занятие.

      Особенности развития воображения у детей с нарушениями слуха

      Дошкольники старшего возраста с диагностированным нарушением слуха имеет специфическое воображение, что в первую очередь связано с задержкой развития речи, с особенностями значений некоторых слов, которые дети понимают по-своему, с отставанием в развитии игровой деятельности и мышления в целом.

      Согласно проведенным исследованиям, дошкольники с проблемами слуха продолжительное время занимаются предметно-процессуальной игровой деятельностью, в которой основные действия осуществляются с предметами. Между тем после 5 лет дети должны переходить к новому виду игровой деятельности — ролевой, в процессе которой воображение получит необходимые для развития стимулы.

      Дети, которые все же совершили переход к ролевым играм, не могут придумать интересные сценарии, неспособны вообразить себя на месте сразу нескольких героев, роли которых нужно сыграть. Их игры обычно с однообразным сюжетом, по сравнению с играми хорошо слышащих детей отличаются некой стереотипностью. Говоря простыми словами, плохо слышащие дошкольники скорее подражают, чем придумывают что-то свое.

      Воображение у таких детей тесно связано с восприятием и лишь немного – с памятью. Дошкольники не всегда могут замещать предметы, отмечаются и определенные сбои в процессе формирования познавательной функции воображения. Такие дети заметно отстают в этом отношении от сверстников, и, несмотря на то, что образы в их памяти отличаются яркостью и достаточно живые, они не способны воссоздавать их, используя словесное описание.

      Согласно исследованиям в отношении воссоздающего воображения, образы, появляющиеся у дошкольников с проблемами слуха во время прослушивания литературных произведений, не всегда такие, как указано в описании.

      Обычно это связано с тем, что дети не понимают, о чем идет речь в произведении. Если проанализировать рисунки, которые дети делают в качестве иллюстраций к рассказу, то можно отметить, что они не отвечают его содержанию. Чаще всего несоответствия связаны с тем фактом, что дети наполняют рисунки деталями из опыта прослушивания предыдущего текста, используя элементы скорее из памяти, чем из воображения.

      Полезные упражнения для развития воображения у слабослышащих дошкольников

      Недостаточно развитое воображение у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха поддается корректировке. Для этого можно поработать с детьми над специальными упражнениями, способствующими развитию фантазии. Все упражнения имеют игровую форму и разделяются на несколько основных групп:

      Целью графических упражнений является создание зрительного образа, словесных — слова, двигательного — движения. Каждое из упражнений представляет интерес для старшего дошкольника и будет вызывать у него желание проявить воображение.

      Упражнение первое — «доделать фигуры». Дети получают набор листов с изображенными на них разными фигурами. Каждому ребенку дается 10 минут на то, чтобы к фигурам он дорисовал что угодно, чтобы получились законченные картинки. После того как дошкольник справится с заданием, ему будет предложено описать свою фигурку и рассказать педагогу, что именно он хотел изобразить и почему.

      Упражнение второе — «географическая карта». Ребенок получает карту, на которой изображена река с нанесенными по ее берегам городами, деревьями, мостами и так далее. Ему предлагают представить себя капитаном на корабле, который плывет по реке, и описать максимально подробно все, что ему встречается на пути.

      Во время этой игры работает и развивается словесное воображение. Оптимальным результатом будет считаться рассказ ребенка, в котором он не просто перечислит объекты, помеченные на карте, но и свободно расскажет о своем путешествии в роли капитана, окрашивая рассказ эмоциями и яркими образами.

      Упражнение четвертое — «сказочные кляксы». Педагог готовит несколько клякс на листах бумаги, которые затем складывает вдвое. После того как лист будет развернут, детям предлагается начать игру. Каждый из ребят должен будет называть по очереди изображения, которые им видятся в отдельных деталях клякс.

      Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста можно и нужно стимулировать, причем как у здоровых, так и с нарушениями слуха, зрения или с задержкой развития, правильно разрабатывая программы и подбирая эффективные упражнения. Очень важно, чтобы воображение ребенка-дошкольника имело связь с его жизнью и являлось ее творческим отображением.

      rebenkoved.ru

      Развитие воображения у детей

      У новорождённого ребёнка воображения ещё нет. Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.

      Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности.

      Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.

      Существовало неправильное мнение, что воображение достигает своего расцвета у детей младшего возраста, а затем оно постепенно отмирает, уступая своё место трезвому мышлению. По этому поводу великий русский педагог и психолог К. Д. Ушинский писал: «. Думают, что с возрастом оно (воображение. — А. 3.) слабеет, тускнеет, теряет живость, богатство и разнообразие. Но это большая ошибка, противоречащая всему ходу развития человеческой души. Воображение ребёнка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека».

      Лишь под влиянием воспитания может сформироваться то творческое воображение, которое характерно для деятельности рабочего, учёного, художника.

      Первые проявления воображения можно наблюдать уже у ребёнка раннего возраста, в конце второго — в начале третьего года жизни. На основе следов прежних раздражений, путём новых их сочетаний у ребёнка начинают возникать первые образы воображения. Эти начатки воображения сказываются в первых сюжетных играх преддошкольников, а также в том интересе, который они обнаруживают к простейшим историям, рассказываемым им взрослыми. Так, малыш в возрасте одного года и восьми месяцев, научившийся уже несколько владеть ложкой, берёт вместо ложки спичку и «кормит» ею находящуюся здесь бабушку и маму, а также фарфоровую собачку и бюст Льва Николаевича Толстого. Так происходит воображаемое «кормление».

      Слушая сказку «Сорока-воровка», двухлетний мальчик настолько ярко представил себе всё содержание этой истории, что его охватывает жалость к пятому, обиженному пальцу, обделённому «сорокой». Желая несколько поправить допущенную несправедливость, он по окончании сказки заявляет: «А мама его тоже накормила».

      Эти примеры показывают, что уже в преддошкольном возрасте у ребёнка наряду с образами памяти начинают возникать образы воображения.

      Однако на первых порах своего развития воображение оказывается очень слабым и бедным по своему содержанию. Ребёнок в своём воображении ещё очень связан воспринимаемыми в данный момент обстоятельствами и ограниченным запасом своего небольшого личного опыта.

      Так, дети полутора-двух лет ещё неспособны слушать рассказ о сколько-нибудь отдалённых вещах и событиях, но они с удовольствием выслушивают маленькие истории, напоминающие сцены из их собственной жизни, недавно ими пережитые. Слабость и ограниченность воображения преддошкольников проявляется также в их играх. Эти игры обычно воспроизводят какие-либо несложные действия, неоднократно наблюдавшиеся детьми дома или в детском саду (укладывание детей, умывание, кормление и т. п.).

      В отличие от дошкольника, ребёнок раннего возраста затрудняется дополнить какой-либо недостающий в игре предмет вымышленным, воображаемым. Так, если малыш привык, играя в обед, кормить куклу из маленькой чашечки, то при отсутствии этой чашечки он теряется и не знает, что делать. Инициатива в игре у детей этого возраста обычно исходит не от них самих, а от взрослых. Первые игры детей — это те, в которые с ними играли взрослые или старшие дети.

      Таким образом, воображение преддошкольника вначале ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны — непроизвольным характером.

      В дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.

      В своих вымыслах дошкольники более изобретательны, чем преддошкольники, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.

      Даже в тех случаях, когда воспитатель предлагает дошкольникам сюжет игры, они не механически его воспроизводят, а творчески развивают и дополняют предложенную тему.

      После экскурсии на железнодорожную станцию воспитательница предлагает детям средней группы детского сада: «Давайте играть в железную дорогу». Дети с радостью соглашаются и при помощи воспитательницы разбирают роли. Один будет начальником станции, другой — пассажиром, третий — машинистом и т. д. А Миша заявляет: «Я буду шофёром, стану людей возить и вещи на вокзал». Он творчески расширил сюжет игры, сам себе придумал роль и круг обязанностей, которые будет выполнять.

      Воображение дошкольника становится менее зависящим от того, что воспринимает в данный момент ребёнок. Малыш в своём воображении чрезвычайно зависит от вещей и игрушек, имеющихся сейчас налицо. Ему попадается на глаза кукла — он начинает её укачивать; ему дают повозочку — он возит её взад и вперёд.

      В воображении же дошкольника большую роль начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия.

      Во время игры в железную дорогу дошкольник воображает себе, что стул — это вагон или паровоз. Но затем, в игре с куклами, стул превращается в дом, и под ним удобно располагается игрушечная утварь и посуда. Наконец, когда при игре в магазин нужно устроить где-нибудь кассира, стул становится кассой, и через отверстие в его спинке принимают деньги и выдают чеки покупателям. В пределах увлекающего его сюжета игры дошкольник уже может подчинить работу своего воображения общей теме, основному замыслу коллективной игровой деятельности.

      Воображение дошкольника приобретает черты некоторой целенаправленности, известной произвольности. Все эти изменения в детском воображении возникают, конечно, не сразу. Воображение проходит в своём развитии ряд качественно своеобразных ступеней на протяжении дошкольного детства.

      У младшего дошкольника воображение ещё во многом сходно с воображением преддошкольника. Хотя сюжет игры, например, трёхлетнего ребёнка богаче и содержательнее, чем детей двухлетнего возраста, однако всё же он ограничивается воспроизведением довольно узкого круга действий и событий, наблюдавшихся детьми дома и в детском саду. Часто повторяются игры в варку обеда, в умывание, одевание и кормление кукол и т. д.

      Велика у детей этого возраста зависимость процесса воображения от воспринимаемых в данный момент предметов и явлений.

      В своём воображении младший дошкольник ещё мало самостоятелен, мало инициативен.

      Для того чтобы ввести новый сюжет в игру или в рисование младшего дошкольника, взрослому обычно приходится не только раскрыть тему его деятельности, но и организовать соответствующую обстановку, наглядно показать способ выполнения отдельных действий, помочь выбрать подходящую роль в игре и т. д.

      Обладая недостаточным практическим опытом, младшие дети ещё плохо дифференцируют образы воображения и представления о действительно воспринятых предметах и явлениях.

      Младший дошкольник иногда смешивает воображаемое с действительным; то, что он выдумал, с тем, что он действительно видел и пережил.

      О великом русском актёре К. Станиславском рассказывают, что когда ему было около трёх лет, он «страшно перепугал всех, сказав, что он «игоуку пуагуатиу» (т. е. иголку проглотил). Боже мой, что тут было! «Где ты её чувствуешь?» — «Здесь», — покажет на грудь. «А теперь?» — «Теперь тут», — показывает совсеи другое место. Скорей за доктором. Переполох! Ужас! В конце концов оказывается, что никакой иголки Костя не глотал и что просто так себе выдумал». Повидимому, под влиянием слышанных разговоров ребёнок так ярко вообразил себе, что он проглотил иголку, что сам поверил в действительность своего вымысла. Такого рода смешения воображаемого и действительного встречаются и у более старших детей. Однако в большинстве случаев старшие дошкольники уже хорошо знают то, что делается или говорится «понарошку», а что «взаправду», что является вымыслом, а что действительностью.

      В среднем дошкольном возрасте воображение существенно изменяется. В связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов, усложнением его деятельности воображение приобретает более творческий характер. Сюжеты детских игр, рисунков, самостоятельных рассказов становятся богаче и разнообразнее.

      В них ребёнок отображает уже не только то, что происходит в ею ближайшем окружении, но и значительно более далёкие события из жизни завода, колхоза, Советской Армии и Военно-Морского Флота. В своём воображении ребёнок этого возраста достигает значительно большей самостоятельности и инициативы. Он уже не просто воспроизводит с некоторыми вариантами темы, заимствованные у взрослых или старших детей. Он творчески их видоизменяет, дополняет новым, сам начинает искать способы осуществления своих творческих замыслов.

      Однако, достигая довольно высоких ступеней развития, воображение в среднем дошкольном возрасте, как и у детей более раннего возраста, может успешно протекать лишь в том случае, когда оно непосредственно связано с внешней деятельностью ребёнка.

      Для того чтобы воображать, ребёнку нужно что-то делать: играть, рисовать, строить или рассказывать. Изображая всадника, ребёнок легко может вообразить, что зонтик — это лошадь, а платяной шкаф — это конюшня. Но для всего этого он должен скакать на зонтике, иначе воображение перестаёт работать, отказывается ему служить. Даже воссоздавая в своём воображении образы героев и событий, описанных в прослушанных рассказах и сказках, дошкольник является не пассивным слушателем, а активным участником воспринимаемых истории, вмешивается в повествование, жестикулирует и отпускает различные реплики, гладит рукой изображения положительных героев, пытается карандашом зачернить физиономии отрицательных персонажей и пр.

      Он не умеет ещё воображать, так сказать, про себя, внешне оставаясь бездеятельным, как это делает школьник или взрослый.

      У детей старшего дошкольного возраста воображение поднимается на новую, более высокую ступень развития. Под определяющим влиянием воспитания происходит дальнейшее обогащение опыта ребёнка, дающее ему возможность отразить в своих играх и изобразительной деятельности более широкую область окружающей действительности.

      Становясь более творческим и целенаправленным (что выражается, например, в подчинении своего воображения требованиям взятой на себя роли, правилам игры и т. п.), воображение постепенно приобретает относительную независимость от внешней деятельности ребёнка.

      Иногда наблюдаются интересные переходные формы. Воображение, например, протекает ещё, главным образом, в процессе игры. Но сама игра уже проявляется не столько во внешних действиях, сколько во внутреннем плане, в плане представлений.

      Короленко описывает, как он с братом играли в детстве в путешествия. Забравшись в старую карету, стоявшую на свалке, они просиживали в ней часами, внешне почти ничего не делая. Брат изредка понукал воображаемых лошадей, а маленький Короленко произносил иногда несколько слов, обращаясь к воображаемым встречным. Основное содержание игры разворачивалось вс внутреннем, мысленном плане. Они воображали себе далёкие страны, которые они посещают, опасные происшествия, которые им приходится пережить в пути, и т. д.

      Воображение, неразрывно связанное с деятельностью ребёнка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.

      Развитие воображения у ребёнка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.

      Как уже указывалось, для того чтобы понять урок по географии, усвоить главу из учебника истории или решить задачу по физике, нужно уметь представить себе предмет или явление по описанию, т. е. воссоздать их в своём воображении.

      Таким образом, учебная деятельность предъявляет большие требования к воображению. Требуя воображения, школьное обучение способствует вместе с тем его дальнейшему развитию. Благодаря овладению основами наук, благодаря накоплению обширных знаний воссоздающее воображение школьника становится более точным, а творческое воображение более целенаправленным, более глубоким по своему содержанию. Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и прежде всего организации правильной воспитательной работы. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении.

      Гончаров прекрасно описал в «Обломове», какой извращённый характер приобретает воображение у ребёнка, которого воспитывают вдали от реальной жизни, оберегают от «всего, что существует на самом деле», знакомят лишь с миром сказочных вымыслов и фантазий.

      В результате «населилось воображение мальчика странныжи призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и всё видит в жизни вред, беду, всё мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живёт Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром».

      Так начинает складываться, благодаря неправильному воспитанию, тип бездеятельного фантазёра, бесплодного мечтателя.

      Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.

      Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

      Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

      Важную роль в pазвитии воображения имеет художественное воспитание детей.

      Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

      А. В. Запорожец. «Психология», М., Учпедгиз, 1953 г.

      www.detskiysad.ru