Что такое отставание в развитии ребенка

Задержка в развитии ребенка

Именно в младенчестве и раннем детстве происходит стремительное развитие мозга и завершается формирование нервной системы. Каждый ребенок, безусловно, самостоятельная личность, которая развивается по индивидуальному графику. Тем не менее, все дети проходят одни и те же этапы развития – кто-то чуть раньше, кто-то чуть позже. Эти возрастные этапы позволяют судить о психическом и моторном развитии ребенка. Проще говоря, педиатрам нужно знать, обладает ли ребенок совокупностью навыков, характерных для детей его возраста. Задержка в развитии ребенка может стать первым симптомом какого-либо заболевания, и именно поэтому врачи будут следить за малышом до года каждый месяц, проверяя, что он умеет делать.

Задержка в развитии ребенка до года

Как же происходит развитие грудничков? Существуют нормы, которым малыш должен соответствовать. Так, в месяц он первый раз улыбается, увидев взрослого человека. Он ненадолго приподнимает голову, когда лежит на животе, реагирует на голос мамы и папы, может следить взглядом за плавно двигающимися предметами, ненадолго фокусирует взгляд на крупных предметах.

В два месяца малыш способен длительное время удерживать взгляд на предмете, уверенно держит головку, начинает понемногу гулить, улыбается взрослым и поворачивает голову, стремясь увидеть источник звука. При задержке в развитии ребенка уже в этом возрасте могут наблюдаться отклонения от нормы – например, если малыш плохо держит голову. Родителям стоит насторожиться, если мышцы малыша вялые или наоборот, все время находятся в тонусе.

К трем месяцам часть рефлексов новорожденного исчезает – например, так называемая «автоматическая ходьба». Зато появляется много других навыков – и прежде всего, это активное общение с взрослыми. Малыш радостно им улыбается и даже смеется, а его плач становится различным по интонациям. По сути, это действительно первые попытки вербального общения. Мама легко угадывает, почему плачет ребенок – хочет ли он есть, спать, или же у него болит животик. Малыш сам переворачивается на животик, начинает делать первые попытки дотронуться до погремушки. Если наблюдается задержка в развитии ребенка до года, в этом возрасте ребенок не может перевернуться самостоятельно, не имеет хватательных рефлексов, не пробует гулить. К четырем месяцам навыки развиваются, и ребенок уже может сосредоточенно рассматривать игрушку, взятую им в ручку. Он точно локализует источник звука в комнате и лица взрослых.

К пяти месяцам все рефлексы новорожденного, кроме сосания, исчезают полностью. Малыш активно переворачивается и стоит при поддержке. А к полугоду он уже самостоятельно садится, кушает с ложки или из бутылочки, активно берет в руки предметы и размахивает ими. Некоторые малыши уже в этом возрасте начинают лепетать первые слоги.

В семь месяцев ребенок встает на четвереньки, а в восемь уже активно ползает. Это крайне важные этапы моторного развития. При задержке в развитии ребенка до года эти навыки могут задержаться – ребенок позже начнет сидеть, вставать на четвереньки и ползать. Но все отклонения от нормы должны рассматриваться только в совокупности – если во всех других отношениях малыш в этом возрасте не уступает сверстникам, то вполне возможно, что таковы его индивидуальные особенности.

В девять и десять месяцев ребенок уверенно стоит и ходит, держась за опору, но главное – он начинает взаимодействовать с родителями и другими взрослыми. Он показывает пальцем предметы, играет в пальчиковые игры, знает свое имя, откликается на зов, активно лепечет слоги. А к году он делает свои первые шаги, учится собирать пирамидки, и даже пробует самостоятельно расчесываться, активно подражая взрослым.

Что же может свидетельствовать о задержке в развитии ребенка в 2 года, если до года он развивался, полностью соответствуя нормам? Еще раз повторим, что нельзя уверенно говорить о задержке развития, если малыш впервые пополз не в восемь месяцев, а в девять или десять. Есть дети, которые вообще минуют этот этап, сразу вставая на ножки. Но если на каждом из этапов развития наблюдались отклонения, то нужно внимательно следить и за дальнейшим развитием ребенка.

В период с года до двух на первый план выходит овладение малышом элементарных навыков и развитие его речи. Это колоссальный скачок, ведь в два года малыш в норме может делать следующие вещи:

  • Он понимает рассказы взрослых, и уже имеет представление о времени;
  • Пользуется прилагательными (красный, красивый) и местоимениями (в основном «он», «они»);
  • Может подобрать похожие предметы (например, круглые) или, наоборот, контрастные;
  • Уже частично может самостоятельно одеваться – например, надеть штанишки, шапку и ботиночки.
  • Когда можно говорить о задержке в развитии ребенка в 2 года? Следует насторожиться, если ребенок не выполняет инструкции взрослых – именно в этом возрасте дети готовы активно сотрудничать и с готовностью выполняют простые просьбы, радуясь своим достижениям. Очень важно следить за речью ребенка: в этом возрасте словарный запас обогащается с огромной скоростью, и ребенок стремится повторять новые незнакомые слова. Если этого не происходит, можно предположить отставание в речевом развитии, которое в дальнейшем без коррекции лишь усилится.

    Если задержка в развитии ребенка выявлена, педиатр направит его на осмотр к соответствующим специалистам (невропатологу, логопеду). Дополнительные обследования помогут понять причину происходящего.

    lady7.net

    Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

    По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

    За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

    Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

    Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

    Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

    ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

    Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
  • У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

    Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

    В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

    Основные причины задержки речевого и психического развития

    Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

    Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
  • Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.
  • Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

    ЗПРР с элементами аутизма

    В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

    Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
  • Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

    При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

    Основные методы лечения ЗПРР:

    Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.

    Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

    Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

    Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

    Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.

    Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

    • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
    • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
    • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.
    • Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

      Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

      Лечение ЗПРР за границей

      Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

      К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

      Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

      Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

      Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

      Где лечить ЗПРР в Москве

      В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

      Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

      • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
      • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
      • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
      • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).
      • Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

        Где можно пройти диагностику ЗПРР?

        С любым заболеванием легче справиться на начальных стадиях, так же и ЗПРР у детей лучше поддается лечению в возрасте 2–3 лет. Конечно, сложно самостоятельно определить, есть ли у ребенка до 5 лет задержка психоречевого развития. Поэтому профилактический медосмотр — это важная составляющая заботы о здоровье детей. Пройти диагностику ЗПРР можно в государственных и частных клиниках. Если выбор пал на второй вариант, следует учесть несколько важных моментов:

      • Наличие лицензии — без этого документа оказание медицинских услуг запрещено;
      • Опыт специалистов и их репутация — порой, в сложных ситуациях, помочь могут только врачи, имеющие обширный стаж в своей области;
      • Оснащенность — наличие современного оборудования играет важную роль для высокоточной диагностики заболеваний;
      • Спектр услуг — возможность пройти все необходимые процедуры в одной клинике экономит время и деньги;
      • Ценовая политика — пусть не решающий, но все-таки важный фактор. Кроме того, некоторые медицинские центры проводят различные акции, благодаря которым можно получить комплекс медицинских услуг по выгодной цене.

      Примером такого медицинского учреждения является «ABC-медицина» — сеть клиник, в которых оказывается широкий спектр медицинских услуг. Во всех клиниках ведется прием взрослых и детей. Высокоточную диагностику можно пройти в филиалах в Балашихе и на «Парке культуры». В штате всех клиник врачи широкой и узкой специализации с многолетним опытом работы, которые по сей день продолжают развиваться — повышают квалификацию, участвуют в профессиональных объединениях и конференциях, проводят клинические исследования. Также в клинике на «Чистых прудах» собрана настоящая элита медицинского сообщества — заслуженные деятели науки и работники здравоохранения, профессоры, доктора и кандидаты наук, к ним можно обратиться за консультацией в особо тяжелых случаях.

      «ABC-медицина» придерживается демократичной ценовой политики, а также регулярно проводит различные акции, которые помогут получить медицинскую помощь по выгодной стоимости.

      P.S. Записаться на консультацию можно по телефону +7 (495) 223-38-83 и на сайте www.abc-medicina.com. Сдать необходимые анализы при подозрении на ЗПРР возможно ежедневно в любой клинике сети «ABC-медицина» в Москве и области.

      Лицензия № ЛО-50-01-009187 выдана 14 ноября 2017 года Министерством здравоохранения Московской области (филиалы в Ромашково и Коммунарке).

      Лицензия № ЛО-77-01-013027 выдана 1 сентября 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (поликлиника у ст. м. «Бауманская»).

      Лицензия № ЛО-50-01-007895 выдана 28 июля 2016 года Министерством здравоохранения Московской области (филиал в Балашихе).

      Лицензия № ЛО-77-01-013523 выдана 23 ноября 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Улица 1905 года»).

      Лицензия № ЛО-77-01-012454 выдана 8 июня 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Коломенская»).

      Лицензия № ЛО-77-01-014762 выдана 13 августа 2017 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Парк культуры»).

      Лицензия № ЛО-77-01-012180 выдана 21 апреля 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Чистые пруды»).

      Лицензия № ЛО-77-01-013720 выдана 28 декабря 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Беговая»).

      www.kp.ru

      Проект «Дети»: Как понять, что ребенок 1-3 лет отстает в развитии

      В рамках совместного проекта с ЮНИСЕФ «Дети» Kaktus.media рассказывает о правильном развитии детей. На прошлой неделе мы затронули очень важную тему – отставание в развитии детей до года.

      Сегодня поговорим об отставании в развитии детей 1-3 лет. Разобраться в том, как определить, отстает ли в развитии ребенок и что с этим делать, нам помогли детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова, а также специалисты ЮНИСЕФ: координатор программ по вопросам раннего развития Чинара Джумагулова, консультант по раннему вмешательству Гульмира Нажимидинова.

      Напомним, при поддержке ЮНИСЕФ в Кыргызстане разработано «Руководство по развитию детей от рождения до трех лет», которое содержит индикаторы развития ребенка, рекомендации для специалистов (медработников, педагогов, воспитателей дошкольных образовательных организаций и социальных работников) и родителей, а также отражены тревожные признаки в развитии ребенка.

      Тревожные признаки отставания в развитии детей родители могут найти и в «Дневнике развития детей от рождения до 7 лет». Дневник содержит также другие рекомендации по уходу за ребенком. Планируется пилотирование «Дневника развития ребенка» для родителей в новостройках Бишкека на базе ГСВ, обсуждение педагогами на августовских педагогических чтениях.

      ЮНИСЕФ будет благодарен за ваши комментарии и отзывы на «Дневник развития детей от рождения до 7 лет», которые можно оставить в комментариях.

      Ранее детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова рассказала Kaktus.media, что с самого рождения у ребенка должно быть медицинское и других специалистов, по возможности, сопровождение, поэтому очень важно, чтобы медики и другие специалисты были оснащены стандартами развития ребенка. Родители же должны обращаться к специалистам.

      Для развития ребенка с задержкой развития, по словам Мирзаматовой, немаловажен еще один факт: в какой атмосфере живет ребенок, такое у него и отношение к жизни, поведение. Ребенок настолько копирует взрослых, что по нему сразу видно, в какой среде он живет. Взаимоотношения в очереди, с соседями, в магазине – дети будут дублировать поведение родителей.

      Родители, которые понимают, что с ребенком что-то не то, и пытаются разобраться, что же происходит, как с этим жить и как работать, им значительно легче.

      Бывает, что у ребенка задержка развития связана с органическими нарушениями. К примеру, выраженное внутричерепное давление или другие заболевания, которые мешают развиваться ребенку. При хорошей адекватной терапии дети «выстреливают» в развитии и догоняют сверстников, поэтому детские психиатры стараются не торопиться с выставлением диагноза. К примеру, в последнее время стало много псевдоаутизма, когда диагноз «аутизм» в дальнейшем не подтверждается, хотя признаки у ребенка были.

      Важный совет! Если задержка в развитии серьезная, то в первую очередь ребенка с серьезной умственной отсталостью необходимо научить базовым вещам: гигиене (научите мыть руки, приучите к чистоте). Нужно научить всему, что не сделает его обузой для тех, с кем он живет. Ребенок должен уметь ходить в туалет, убирать за собой чашку, чтобы он морально не напрягал. Если ребенок чистенький, от него не исходит неприятный запах, тогда он будет благоприятен для общения. Эти умения и навыки ему понадобятся больше, чем умение отличить букву А от Б.

      Итак, какие признаки должны насторожить мам и пап?

      При наличии любого из данных признаков обязательно обратитесь к специалисту (медицинскому работнику, социальному работнику, педагогу, детскому психологу).

      Ребенок 1-2 года

    • Имеет плохой аппетит.
    • НЕ ходит самостоятельно в 18 мес.
    • НЕ может сохранять равновесие, когда он сидит, стоит или ходит.
    • НЕ удерживает предметы, которые ранее удерживал.
    • НЕ следит за движущимися предметами.
    • НЕ реагирует на других, не смотрит им в глаза.
    • НЕ знает и не использует функций общедоступных предметов (чашки, телефона и т.п.) к 24 месяцам.
    • НЕ произносит названия знакомых предметов к 18 месяцам (даже по-своему, не точно).
    • НЕ слышит и не понимает обращенную к нему речь.
    • НЕ играет в подвижные игры.
    • Неуверенно двигается, часто падает.
    • НЕ может брать и удерживать маленькие предметы.
    • Плохой аппетит.
    • СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    • НЕ отвечает на свое имя.
    • НЕ общается с детьми и взрослыми.
    • Ребенок сосет большой палец руки.
    • У ребенка наблюдается необычное поведение после того, как за ним присматривали не родители.
    • НЕ различает проявление эмоций близкими людьми, не выражает разнообразных эмоций сам.
    • УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ

    • Отсутствует интерес к играм с игрушками и предметами-заместителями.
    • НЕ реагирует на других.
    • НЕ понимает и не объясняет простые причинно-следственные связи.
    • НЕ задаёт вопросов об окружающем мире.
    • НЕ способен говорить фразы из нескольких слов.
    • НЕ способен понимать обращенную к нему речь.
    • НЕ отвечает на простые вопросы.
    • НЕ выражает словами свои потребности и желания.
    • РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ от 1 года до 3 лет

      1. Давайте ребенку возможность самостоятельно что-либо делать и радуйтесь за него, если у него это получается. Это разовьет в нем уверенность в себе.
      2. Он может рассердиться и ему может стать досадно, если не получит то, что захотел. Расскажите ему о его чувствах.
      3. Он научится правилам быстрее, если их будет немного и они будут четкими и постоянными.
      4. Он хочет делать все по-своему, упрямится. Иногда он ведет себя как младенец, иногда как повзрослевший. Отнеситесь с пониманием к этой фазе в развитии: возьмите его на руки, когда он хочет быть как младенец, и давайте ему больше независимости, когда ведет себя как взрослый. Этим самым вы окажете ему незаменимую услугу.
      5. Этот возраст важен для постановки речи и понимания значения слов. Стимулируйте обучение, наблюдая за его действиями и сопровождая это речью. Используйте каждую возможность, чтобы поговорить с ребенком (например, во время кормления, купания или занимаясь своими делами рядом с ним).
      6. Задавайте простые вопросы и отвечайте на вопросы ребенка и поддерживайте разговор. Поощряйте малыша повторять слова. Слушайте слова ребенка, обращайте внимание на его жесты, это будет стимулом для ребенка вести разговор с вами. Игры на подражание, книги, песни, стихи, рассказы, игры с чередованием ролей внесут разнообразие в развитие ребенка.
      7. Он начинает чаще и более умело пользоваться ведущей рукой. Давайте возможность пользоваться той рукой, которую «выбрал» мозг. Он может практиковаться, когда самостоятельно кушает, одевается, рисует, выводит каракули, играет с водой, играет с предметами, которые он может собирать или складывать, класть или вытаскивать из емкости.
      8. Выходите на улицу, где он может бегать, прыгать, карабкаться. Это укрепит его физически.
      9. © Эртэм ИО и другие. Университет Анкары, медицинский факультет, кафедра педиатрии, отделение педиатрии развития и поведенческой педиатрии

        kaktus.media

        Как понять, что ребенок отстает в развитии?

        Все дети развиваются в разном темпе, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Единого шаблона не существует. Тем не менее, если ребенок начинает ходить и говорить позже, чем его сверстники, это может стать для родителей причиной беспокойства, у них появляются подозрения, что ребенок отстает в развитии. Конечно, возрастной диапазон, когда дети делают свой первый шаг или произносят первое слово, очень широк, поэтому небольшое отставание от общепринятых норм – не повод для волнения. Отставание в физическом и умственном развитии можно вычислить по особенностям поведения ребенка, поэтому родителям «ленивых» малышей следует знать, на что обратить внимание, чтобы определить, отстает ли ребенок в развитии.

        Почему ребенок отстает в развитии?

        Задержки психического и физического развития могут быть вызваны рядом причин:

      10. Неправильный педагогический подход. При этом отставание в развитии объясняется не нарушениями работы мозга, а запущенностью воспитания. Ребенок не знает и не усваивает многие вещи при том, что он абсолютно здоров. Если малыша не поощряют к умственной деятельности, его способности к усвоению и обработке информации снижаются. Такие проблемы устраняются при правильном подходе и регулярных занятиях.
      11. Задержка психического развития. Эта особенность выявляется по нюансам поведения, которые указывают на умственную отсталость и задержку в проявлении психических реакций. Дети с задержкой развития психики не имеют нарушений в работе мозга, при этом они имеют не характерное для их возраста, незрелое поведение. Часто это проявляется повышенной утомляемостью и недостаточной работоспособностью.
      12. Биологические факторы, которые приводят к отставанию в развитии ребенка. Это могут быть нарушения в организме и заболевания во время беременности, употребление алкоголя и табакокурение в период вынашивания ребенка, наследственность, патологии при родах, инфекции в раннем возрасте.
      13. Социальные факторы того, что ребенок отстает в развитии. К ним относятся сильный контроль или агрессия со стороны родителей, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте и т.п.
      14. Типы задержки психического развития у детей

        В современной медицине задержка психического развития (ЗПР) у детей делится на 4 основных типа:

      15. Психический инфантилизм. Ребенок вспыльчивый, плаксивый, не самостоятельный, бурно выражает свои эмоции, у него часто меняется настроение, ему сложно принимать решения самому, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Выявить такое состояние сложно, так как родители и педагоги не могут разобраться, отстает ли ребенок в развитии или просто балуется. Но проведя аналогию с нормальным поведением ровесников ребенка, можно выявить эту особенность.
      16. Психическая задержка соматогенного происхождения. Эта группа состоит из детей с хроническими заболеваниями, или у которых частые простудные заболевания. Также подобная задержка развития проявляется у детей, которых с рождения слишком опекали, не давая им познавать мир и учиться быть самостоятельными.
      17. Неврогенные причины ЗПР ребенка. Такие нарушения происходят при отсутствии внимания со стороны взрослых или, напротив, чрезмерной опеке, насилии со стороны родителей, перенесенных травмах в детстве. При таком типе задержки развития моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, он часто не знает, как нужно проявлять свое отношение к чему-либо.
      18. Органически-церебральные задержки в развитии. Появляются из-за органических отклонений в организме, которые затрагивают нервную систему и мозг. Самый частый и наиболее трудноизлечимый тип задержки в развитии ребенка.
      19. Признаки отставания в развитии ребенка

        Врачи утверждают, что выявить отклонения в развитии ребенка можно уже в первые месяцы после его рождения. Когда ребенку исполнится 3-4 годика, сделать это можно уже безошибочно, достаточно внимательно наблюдать за его поведением. Основные признаки отставания в развитии ребенка основываются на том, что у малыша могут быть особенно развиты или отсутствовать вообще некоторые безусловные рефлексы, когда у здоровых детей эти реакции присутствуют. Следует обратить внимание на следующие особенности поведения малыша:

      20. В 2 месяца младенец не в состоянии сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать.
      21. Реакция на звуки слишком резкая или отсутствует.
      22. Младенец не может следить за движущимся предметом или сфокусировать взгляд.
      23. В 2-3 месяца малыш еще не умеет улыбаться.
      24. В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» — признак нарушений речи.
      25. Уже подросший малыш не может четко произносить буквы, не запоминает их, не может научиться читать.
      26. У ребенка в дошкольном возрасте проявляется дисграфия (нарушение навыков письма), неспособность освоить элементарный счет, невнимательность и неспособность сосредоточиться на чем-то одном.
      27. Нарушение речи в дошкольном возрасте.
      28. Разумеется, этот перечень – не повод ставить диагноз и считать, что ребенок отстает в развитии. Чтобы выявить расстройство нужно проконсультироваться со специалистом, который сможет определить, есть ли у малыша нарушения.

        Практика показывает, что чем раньше родители обратят внимание на отклонения, тем больше шансов с ними справиться. Если ребенок отстает в развитии, то начинать его лечение нужно уже с первых месяцев его жизни, в этом случае хороших результатов можно добиться достаточно быстро, особенно, если это состояние обусловлено не биологическими, а социальными факторами.

        mezhdunami.net

        Обучение детей раннего возраста с психомоторной задержкой развития (ЗПР)

        Диагноз ЗПР или Задержка Психомоторного Развития довольно часто встречается в медицинских картах детей раннего возраста. Также можно встретить и другое употребление этого термина: ЗПРР (задержка психоречевого развития), задержка умственного развития, временная задержка умственного (психического) развития.

        Причиной отставания в развитии психомоторных функций могут быть слабовыраженные органические поражения или минимальные дисфункции головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникнуть в пренатальном (внутриутробном), натальном (во время рождения), а также раннем периоде жизни ребёнка.

        Одним из предрасполагающих факторов может быть генетически обусловленная недостаточность (слабость) центральной нервной системы. Любые интоксикации и инфекции, обменные нарушения задерживают механизм созревания и развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие органические повреждения. У детей наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что затрудняет образование сложных нейронных связей между областями и участками мозга.

        Понятие задержка психического развития является понятием психолого-педагогическим и характеризуется рядом признаков отставания развития психики в целом или ее отдельных функций, таких как моторика, сенсорные функции, речь, эмоционально-волевая сфера. Важно помнить, что задержка темпа развития психических функций имеет обратимый характер!

        Можно сказать, что ЗПР занимает промежуточную нишу между нормой и патологией. У детей с задержкой психического развития нет грубых отклонений в психомоторном развитии, как у детей с нарушением интеллекта, слуха, зрения или нарушениями в опорно-двигательной системе.

        Необходимо отметить, что у детей задержка в развитии может проявляться по-разному и отличаться по степени проявления. Однако можно выделить ряд объединяющих особенностей развития, характерных для детей с ЗПР:

      29. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Дети с синдромом задержки психомоторного развития эмоционально не устойчивы, для них характерна частая смена настроения, страдает самоконтроль во всех видах деятельности, имеются нарушения поведения, они трудно приспосабливаются и адаптируются в детском саду и при общении со сверстниками, проявляют суетливость, неуверенность, стеснительность, чувство страха, могут быть фамильярны по отношению к взрослому. Ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо, начать или закончить начатое дело. Всё это свидетельствует о недоразвитии социальной зрелости у этих детей.
      30. Нарушения свойств внимания. Внимание у таких детей неустойчивое, концентрация снижена, ребенок часто отвлекается при выполнении какого-либо задания. Нарушения внимания могут сопровождаться как повышенной, так и сниженной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений как нарушение внимания, повышенная двигательная и речевая активность, обозначается термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
      31. Нарушение восприятия. Выражается в затруднении формирования целостного образа. Такая особенность восприятия является причиной ограниченности знаний ребенка об окружающем мире. Например, ребенку может быть сложно узнать известный ему предмет по его части, или ребенок затрудняется при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, распознавании контурных и схематических изображений.
      32. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; недостаточный объём и точность запоминания; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
      33. У детей ЗПР нередко возникают проблемы с речью, связанные в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае, это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи.

      Диагноз задержки психомоторной задержкой развития появляется в медицинской карте ребенка чаще всего в 4-5 лет. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии. Проблема в том, что диагностирование задержки психомоторного развития ребенка на ранних стадиях представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.

      Таким образом, на первое место выходит ранняя профилактика синдрома задержки психомоторного развития у детей. Рекомендации по этому поводу будут состоять в следующем: в первую очередь это создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, и особенно, — пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни с ведением дневника развития ребенка. Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.

      В первую очередь, необходимо показать новорожденного невропатологу. Если потребуется, назначит проведение нейросонографии — ультразвукового исследования, которое позволит получить ценную информацию о развитии головного мозга. Если вы уже побывали на приеме, и доктор счел нужным назначить лечение, то не стоит пренебрегать его рекомендациями.

      Можно воспользоваться услугами онлайн-консультации специалистов центра Логопед Профи, которые смогут дать квалифицированные рекомендации по профилактике отклонений в развитии психомоторного и социального развития ребенка. Работа психолога с детьми ЗПР заключается в тестировании по шкале KIDR-СDI и составлении дальнейшего плана лечения.

      www.logopedprofi.ru