Чевелева н а исправление речи у заикающихся дошкольников

Чевелева н а исправление речи у заикающихся дошкольников

На всех занятиях этого периода дети говорят (отвечая на вопросы учителя) только о том, что они делают в данный момент, говорят по поводу совершаемого ими какого-то отдельного элемента работы (“Я приклеиваю. ”, “Я вырезаю. ”, “Я раскрашиваю. ” и т. д. ). Такая речь носит название сопровождающей.

В процессе занятий учащийся непосредственно наблюдает свои действия, слышит, как их называет учитель, осмышляет, переживает. Таким образом, речь детей на таких занятиях опирается на восприятие: ребенок одновременно видит и осязает тот предмет, о котором говорит. Кроме того, речь учащихся опирается на представления, полученные в результате их собственной деятельности. Все это в значительной мере облегчает речь заикающегося ребенка, так как речь, опирающаяся на восприятие и представления, является для детей наиболее доступной. И хотя с самого первого момента речь ребенка носит самостоятельный характер, пользование ею совершенно свободно от заикания.

На протяжении всего первого периода сопровождающая речь постепенно усложняется. Это достигается разными путями.

Сначала, на первых занятиях этого периода, каждый учащийся, самостоятельно называя производимое действие, в то же время может воспользоваться оборотами речи, содержащимися в словах учителя или других опрашиваемых детей. Так, например, на первом занятии развертывается такой диалог

Учитель. Смотрите, как я намазываю клеем листок А ты, Коля, что сейчас делаешь?

Коля. Я намазываю клеем листочек.

Учитель. Алеша, а что ты сейчас делаешь?

Алеша. Я намазываю клеем свой листик.

На следующей степени развития речи учащиеся говорят уже более разнообразно, например, на восьмом занятии они отвечают так.

Учитель. Скажи Алеша, что ты отрезаешь ножницами?

Алеша. Я отрезаю ножницами лишнюю бумагу.

Учитель. А ты, Миша, что делаешь?

Миша. А я подравниваю квадратик.

Учитель. Интересно, а что Женя делает?

Женя. Я тоже отрезаю ножницами лишнюю полоску бумаги.

Постепенно речь детей становится все более самостоятельной, ответы делаются уже более развернутыми. Так, например, если вначале, на первых занятиях, учащиеся отвечают лишь небольшими, короткими фразами (“Я приклеиваю квадрат”, или “Я разрезаю бумагу”, или “Я мну пластилин”), то позже они стараются ответить более подробно (“Я приклеиваю клеем свой квадрат красного цвета”, или “Я разрезаю свой листок бумаги по линии сгиба”, или “Сейчас я мну пластилин руками, чтобы он стал мягким и из него можно было легко лепить” и т. д. ).

Такие разнообразные, развернутые ответы учитель должен постоянно поощрять, побуждая учащихся к еще большим успехам в развитии речи.

С самых первых занятии свое объяснение учитель должен строить так, чтобы дети постоянно слышали, что одни и те же действия можно называть по-разному. Тогда у них не будет желания употреблять одинаковые фразы при ответах. Например, уже на первом и втором занятиях учитель говорит “Смотрите, как я намазываю клеем листок, видите, как я аккуратно мажу клеем листочек. ” или “Смотрите, как я осторожно прикладываю листочек. Я его приклеиваю ровно. Видите, как я наклеиваю второй листок?” — и т. д.

С самого начала занятий важную роль играют вопросы учителя, которые определяют, направляют и регулируют содержание и характер речи учащихся. Так, на первых порах, когда у детей формируется навык самостоятельного плавного ответа, вопросы учителя должны быть тесно связаны с непосредственными действиями ребенка, которые он совершает в процессе изготовления той или иной поделки. Например, вначале от детей требуется только называние производимого ими действия В таком случае учитель должен спрашивать: “Что ты сейчас делаешь?” На этот вопрос ученики дают такие, например, ответы: “Я наклеиваю листок”, “Я отрезаю полоску”, “Я загибаю уголок” — и т. д.

На последующих занятиях, когда учащиеся могут уже отвечать распространенными предложениями, вопросы учителя должны формулироваться таким образом, чтобы они требовали ответов полными, развернутыми фразами. Приведем пример:

Учитель. Скажи, Алеша, что ты отрезаешь ножницами?

Учитель. А как ты сложил свой квадрат?

Алеша. Я сложил его так, чтобы уголки совпадали (8-е занятие)

Постепенное усложнение речи детей достигается и другим путем — определенной системой подбора поделок. Так, вначале следует давать детям для изготовления такие поделки, выполнение которых требует наиболее элементарных трудовых операций, о которых можно было бы говорить короткими фразами (“Я приклеиваю листок”, или “Я вырезаю квадрат”, или “Я обвожу кружок” — составление коллекций из листьев или образцов бумаги, материи, различного рода аппликационные работы).

Затем следует подбирать такие поделки, изготовление которых требовало бы повторения одинаковых трудовых операций, а следовательно, и некоторой повторяемости в ответах (“Я складываю первый листок пополам”, “Я складываю второй листочек пополам”, “Я вырезаю первый кружок из материи”, “А я уже третий кружок вырезал”— изготовление словаря, перочистки, гирлянды из флажков и колец для елки, изготовление счетного материала).

Позже нужно подбирать такие поделки, изготовление которых требует более сложных действий, а следовательно, и более сложных объяснений (“Я сейчас делаю ножницами надрез от угла до середины квадрата”, “Я приклеиваю фитилек внутри фонарика внизу”, “Я один уголок прикладываю к середине, а другой уголок пропускаю”— изготовление пионерской палатки, фонарика из цветной бумаги на елку, вертушки).

pedlib.ru

Заикание является одним из распространенных дефектов речи. Его целесообразно исправлять еще в дошкольном возрасте. Однако часто дети (приходят в школу с невыправленным заиканием. Иногда случается так, что угасшее или мало заметное в дошкольном возрасте заикание с приходом в школу обостряется и становится явным дефектом. И в том, и в другом случае его необходимо исправлять сразу же после обнаружения, так как оно лишает учащихся нормальных условий речевого общения и часто препятствует успешной учебе.

Настоящее пособие предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников I—IV классов в процессе ручной деятельности. Данная система является практическим итогом исследования, проведенного под руководством профессора доктора педагогических наук Р. Е. Левиной в секторе логопедии научно-исследовательского Института дефектологии АПН РСФСР.

Коротко остановимся на том, каково содержание нашей системы и каковы основные теоретические предпосылки, положенные в ее основу.

В настоящее время можно считать общепризнанным, что основные затруднения возникают у заикающихся при необходимости отвечать полным, развернутым ответом, спрашивать, пояснять, рассказывать. На это указывают целый ряд авторов как наших, отечественных, так и зарубежных (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, Е. Пишон, С. Борель-Мезонни, Е. Фрешельс, И. Стрэкинару и др. ).

На основании своих исследований Р. Е. Левина приходит к выводу о том, что “заикание представляет собой расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции” (Р. Е. Левина. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи. Симпозиум по вопросам за икания у детей. М., изд. АПН РСФСР, 1963, стр. 3). И далее: “В соответствии с данным пониманием следует привлечь внимание к томy факту, что заикание обычно усиливается в ситуации общения (разговор, сообщение) и ослабевает, например, в условиях эгоцентрической речи, обращенной к себе, а не к другим” (Р. Е. Левина, О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи Симпозиум по вопросам заикания у детей М., изд. АПН РСФСР, 1963, стр. 3).

Еще в 1940 году Р. М. Боскис, занимавшаяся углубленным клиническим анализом заикания у дошкольников, писала о затруднениях, с которыми встречаются исследованные ею дети: “Они довольно легко называют отдельные предметы, находящиеся иерея глазами, но часто не умеют сформулировать отношения между этими предметами. Они не умеют сразу подобрать нужную им грамматическую форму” (Р. М. Боскис. О сущности и лечении заикания у детей дошкольного возраста. В сб. “Лечение душевнобольных”, под ред. В.А. Гиляровского, Э. Л. Кагановской, М., 1940, стр. 286). В этой связи автор приходит к выводу, что “все эти недостатки должны быть в процессе лечения ликвидированы путем систематического накопления запаса слов и грамматических форм, а также путем систематической работы то обучению ребенка развернутым высказываниям” (Р. М. Боскис. О сущности и лечении заикания у детей дошкольного возраста. В сб. “Лечение душевнобольных”, под ред. В.А. Гиляровского, Э. Л. Кагановской, М., 1940, стр. 289).

Как показали наши наблюдения, все это в равной мере относится и к заикающимся детям младшего школьного возраста.

В литературе встречаются неоднократные упоминания о том, что заикающимся детям разного возраста часто бывает трудно сформулировать свою мысль в языковой форме, подобрать в данный момент нужное, точное слово, нередко в их речи отсутствует необходимая последовательность

Известные французские авторы Е. Пишон и С. Борель-Мезонни пишут “Заики в основном страдают лингвистической недостаточностью, то есть каково бы ни было в остальном качество их интеллекта — им трудно сформулировать самим себе свои мысли в языковой форме” (Е. Pi hon et B. Maisonny S., La Begaiment sa nature et son traitement. Paris. Masson, 1937, p. 4).

И далее мы читаем у тех же авторов: “Заикание является нарушением функции лингвистической реализации и абсолютно не зависит от каких бы то ни было пары мышц, артикуляции или их иннервации” (Е. Pi hon et B. Maisonny S., La Begaiment sa nature et son traitement. Paris. Masson, 1937, p. 3).

Причем как показало исследование Р. Е. Левиной наше, затруднения такого рода сильнее проявляются тот момент, когда ребенок лишен возможности опереться на непосредственное зрительное восприятие или на яркие, четкие зрительные представления. И наоборот, заикание у детей заметно ослабевает или вовсе снимается в тот момент, когда их речь бывает связана с конкретной, наглядной ситуацией или непосредственной практической деятельностью. Это объясняется тем, что наглядная, конкретная ситуация или ситуация непосредственной деятельности значительно облегчает называние производимых действий, манипуляций с предметами, находящимися перед глазами ребенка. В случаях же затруднений в подыскании нужного слова наглядная ситуация позволяет ребенку воспользоваться местоимением или просто жестом, указывающим на тот или иной предмет. Например, если ученик не может в момент ответа припомнить или подобрать нужное слово, он может ответить “Я склеиваю вот это”, или: “Я разрезаю здесь”, или “Я отмерил вот столько” и т. д. Такую форму речи, непосредственно связанную с практической деятельностью ребенка или с наглядной ситуацией, принято в психологии называть ситуативной.

В отличие от нее, речь контекстная, то есть связанная с предметами, которые ребенок не может наблюдать непосредственно в момент речи, с событиями прошедшими, иногда очень давними, с будущими его действиями, является для заикающихся детей более трудной. Сложность такой речи заключается в том, что ребенку приходится строить свое сообщение без конкретного показа, опираясь лишь на языковые средства.

Все вышеизложенное убеждает в том, что развивать самостоятельною речь детей нужно начиная с наиболее элементарной, доступной заикающимся формы, то есть ситуативной, постепенно подводя их к умению пользоваться контекстной формой речи. Развитие самостоятельной речи детей мы начинаем с первых же уроков, не (прибегая к традиционным упражнениям в подражательной (сопряженной, отраженной) и репродуцирующей речи. С самого начала занятий мы предусматриваем такие условия, при которых становятся возможными самостоятельные ответы детей, свободные от заикания.

Одним из таких благоприятных условий для постепенного развития речи заикающихся детей является ручная деятельность.

В литераторе уже встречались упоминания о применении ручного труда на занятиях с заикающимися детьми. Некоторые авторы видят в этом способ развития моторики детей и улучшения координации их движений (В. И. Городилова, Е. М. Радина, М. Зееман); другие (Н. А. Власова, Е. Ф. Pay) рекомендуют применять ручной труд на последнем этапе занятий с заикающимися дошкольниками в целях активизации речевой практики. Встречаются также попытки сочетать речь детей с раз тачными движениями: произнесение слов и фраз в такт маршировке, в такт хлопков и т. д. (В. И. Рождественская).

Предполагается, что таким образам происходит отвлечение внимания детей от процесса произнесения, и они получают возможность тренироваться в размеренной, ритмичной речи.

Как можно видеть из сказанного выше, наш замысел не совпадает со всеми перечисленными.

Нельзя отрицать положительного значения развития моторики заикающихся детей, активизации их речи, отвлечения внимания в момент произнесения. Но не это имеем мы в виду, предлагая использовать ручной труд на занятиях по исправлению заикания у детей. Главное состоит в том, что общение в процессе речевой деятельности содержит в себе возможность расположить речевой материал с большой постепенностью. Благодаря тому, что наглядная опора может постепенно убывать, возникает возможность медленно усложнять речь детей, создавая постепенный переход к более отвлеченным высказываниям, развернутым объяснениям и, наконец, подробным рассказам, лишенным непосредственной зрительной опоры, опирающимся на языковые средства.

Этой цели могут служить и другие педагогические условия. Например, можно на занятиях не предлагать детям изготовление поделок, а просто разговаривать с ними о том, что находится в классе, о качестве, цвете, величине этих предметов (подробнее об этом будет рассказано в главе “Методика проведения занятий”).

На занятиях с заикающимися школьниками можно также использовать и другие виды их деятельности. Например, конструирование из различных строительных материалов, изготовление игрушечной мебели, конструирование планеров, самолетов, ракет, изготовление различных учебных пособий, макетов, оформление живого уголка, классной комнаты или логопедического кабинета и т. д.

Но, чтобы все эти занятия принесли наибольший эффект, необходимо прежде всего позаботиться о соблюдении излагаемой системы, осуществлять постепенное развитие у заикающихся детей умения пользоваться самостоятельной речью.

Говоря о ручной деятельности, мы имеем в виду изготовление очень простых поделок из бумаги, листьев, картона, ниток, материи, а также лепку из пластилина. Из бумаги делаются простые изделия путем сгибания, складывания, склеивания и резания ножницами по намеченным прямым линиям (пакетики для семян, лодочки, карнавальные шапочки, бумажные лапки для тетрадей, закладки для книг, конверты и т. д. ). Из пластилина можно лепить овощи и фрукты, изготовлять макеты на различные темы, например: “Наша школа”, “Осенние работы в поле и в саду”, “Зимние детские игры”, “Труд людей зимой” и т. д. Все эти виды ручного труда предусмотрены школьной программой. Мы привели лишь неполный перечень поделок, предлагаемых учащимся с I класса. Примеры занятий с детьми будут даны нами также на материале для I класса. Затем будет сказано о работе с учащимися II—IV классов.

Поделки, которые мы рекомендуем изготавливать на занятиях, очень элементарны и не требуют от логопеда никакой специальной подготовки. Кроме того, большинство из них выполняется детьми на уроках труда под руководством учителя, иногда их предлагают изготовить дома (в этом случае учитель так же подробно объясняет детям весь трудовой процесс). В первом случае логопед будет просто повторять на своих занятиях то, что делалось на уроке. В последнем — поможет детям подготовить домашнее задание. Понятно, что для этого логопеду необходимо ознакомиться со школьной программой по ручному труду и поддерживать постоянную связь с учителем.

В процессе изготовления тех или иных вещей дети сначала отвечают на вопросы учителя, а затем подробно рассказывают о том, какое действие производят в данный момент, в какой последовательности выполняют отдельные элементы работы, какой материал гари этом используют, что только еще намереваются делать, как будут мастерить задуманную вещь, какое применение найдут ей впоследствии и т. д.

Вначале дети говорят только в условиях непосредственно осуществляемой деятельности. При этом их речь опирается на непосредственное восприятие предметов. В таком случае детям легко формулировать свои ответы, так как предметы, о которых они говорят, находятся перед их глазами, а действия, которые они называют, совершаются ими в данный момент.

Дальнейшее постепенное усложнение речи учащихся заключается в том, что они рассказывают о выполненной работе или о том, что еще только намереваются делать. В этом случае нет ситуации, подсказывающей или напоминающей слова. Детям приходится строить свои ответы и рассказы по следам прошлых, иногда очень давно возникших представлений.

Разговаривая с детьми таким образом в процессе работы, после ее выполнения или еще до осуществления плана, развивая их умение самостоятельно отвечать на всевозможные вопросы, пояснять, рассказывать, можно воспитать у них речь правильною, плавную, без запинок.

Исправлять заикание в. процессе ручного труда мы рекомендуем еще и потому, что при этом создаются исключительно благоприятные условия для развития логического мышления ребенка, укрепления его воли, умения доводить начатое дело до конца, а также для формирования характера. Кроме того, развитие самостоятельной речи в процессе ручной деятельности позволяет упорядочить ее темп, который у заикающихся обычно бывает ускоренным и носит скачкообразный характер. Неторопливый, спокойный ритм выполняемой детьми работы, естественно, переносится и на их речь, делая ее плавной, ритмичной, спокойной. Занятия ручным трудом позволяют также вносить в них элементы соревнования, обсуждения качества выполненного изделия, что делает речь детей особенно эмоциональной, живой. Все это очень важно для заикающихся детей.

Предлагаемая читателям книга предназначена для логопедов.

Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.

Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Распространенность заикания среди детей. В конце XIX в. наш отечественный психиатр И. А.Сикорский впервые установил, что заикание возникает в большинстве случаев в возрасте от 2 до 5 лет и в связи с этим назвал его «детской болезнью».

По данным ученых, как советских, так и зарубежных, заикаются примерно 2% детей от их общего числа. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Причины возникновения заикания. По этиологическому признаку различают два вида заикания.

Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной (контекстной) фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей;.

В редких случаях заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепномозговых травмах, нейроинфекциях и т.п.). Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.

Причины функционального заикания могут быть различными.

Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). В таких случаях I перегрузка нервной системы ребенка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам в речи, повторениям отдельных звуков речи слов. В дальнейшем у ребенка появляется уверенность, что так будет всегда. Создастся патологический раздражитель (фиксация, самовнушение). Возникает заикание.

У некоторых детей подобное происходит вследствие неправильного звукопроизношения (если учесть, что заикание появляется с 2 лет, становится понятным, что это закономерное физиологическое явление).

Возникновение заикания возможно и вследствие чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, подражая кому-то из окружающих или стремясь быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках — и начинает заикаться.

Часто заикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выраженияя мыслей.

Возникновению заикания способствуют также неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг.

Заикание может возникнуть и в результате подражания.

Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, пониженная ее устойчивость.

Проявления заикания. Заикание возникает то внезапно, то исподволь, постепенно усиливаясь. Периодически оно то ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей.

Состояние речи тесно связано с общим физическим и эмоциональным фоном. Так, например, заикание обычно усиливается в момент болезни, переутомления, после того как ребенка наказали. Наблюдается также зависимость от погоды, от времени года, от условий жизни, от питания.

Основным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.

Формы заикания. По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (илы вида) заикания: клоническую, тоническую, смешанную.

Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (к-к-к-кошка, б-б-б-абуш-ха, со-ба-ба-бака).

Со временем она нередко переходит в более тяжелую форму-тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или середине слова (к. нижка, каранд. аш).

Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог).

Степени заикания. Различают три степени заикания: слабую (умеренную), среднюю и сильную (тяжелую). Четких критериев, определения степеней заикания нет. В практике обычно считают слабой степенью такую, при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. Сильной считается такая степень, при которой в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным. Кроме того, при сильной степени проявляются также сопутствующие движения и эмболофразия (см. ниже).

Сопутствующие движения. Заикание не сразу сопровождается сопутствующими движениями. Они, как правило, появляются в процессе его развития, когда дефект прогрессирует и принимает все более тяжелые формы. Сопутствующие движения — это судорожные явления, которые возникают в различных группах мышц внеречевой мускулатуры: лица, шеи, туловища, конечностей. Движения самые разнообразные: зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа (рефлекс Фрешельса), опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сжимание пальцев, притопывание ногами, различные движения туловища.

Различают непроизвольные, т.е. не зависящие от воли говорящего, сопутствующие движения и произвольные.

По мере развития заикания появляются новые уловки — речевые. Заикающийся начинает для мнимого облегчения речи добавлять стереотипные слова или звуки, например: «а-а», «э-э», «ну», «вот это», «вот так», «это», «вот», «как это» и т.п. Такое явление называется эмболофразией.

Еще одним из характерных симптомов заикания является страх перед речью, боязнь определенных звуков или слов, которые, по мнению заикающихся, особенно трудны для произнесения. Это явление называется логофобией.

Все описанные виды симптоматики заикания очень непостоянны, изменчивы. Меняется вид заикания: то оно проявляется в повторении звуков или слогов, то во внезапных остановках, паузах:

Неустойчивыми оказываются и сопутствующие движения: исчезают одни и на их смену появляются новые. Состояние заикания также постоянно меняется. Эти изменения связаны с самыми разнообразными обстоятельствами. Так, например, один и тот же ребенок почти в одно и то же время может то очень сильно заикаться, то говорить хорошо. Наедине сам с собой, с игрушками, с воображаемым собеседником заикающийся ребенок, как правило, говорит без запинок. Присутствие других собеседников действует на его речь по-разному: разговор с близкими людьми, с которыми он чувствует себя спокойно, обычно не вызывает больших запинок. Беседа с малознакомыми людьми, со взрослыми, которых он боится или стесняется, моментально вызывает усиление заикания.

У некоторых заикающихся детей отмечается нарушение моторики. Б.И.Шостак наблюдала некоторую неловкость, неуклюжесть в движениях, плохую координацию их, иногда — чрезмерную напряженность мышц.

Обследование заикающихся детей

В связи с тем что заикание является весьма сложным речевым дефектом, с разнообразными проявлениями, необходимо проводить всестороннее комплексное обследование: медицинское, логопедическое и психологическое.

Медицинское обследование проводит врач-психоневролог или невропатолог. При этом тщательно изучаются особенности развития ребенка с момента его рождения. Часто выявляются неблагоприятные факторы внутриутробного развития ребенка, которые оказывают косвенное влияние на его последующее речевое развитие. Врач устанавливает также природу заикания: функциональное оно или органическое.

В случае необходимости врач назначает лечебное укрепление нервной системы.

Логопедическое обследование предполагает ряд направлений:

1. Установление причины и характера заикания (вид; степень; наличие или отсутствие сопутствующих движений, логофобия, течение заикания).

2. Определение темпа речи ребенка (замедленный, ускоренный, скачкообразный). Особое внимание логопед обращает на ускоренный темп речи, так как всего труднее в дальнейшем нормализовать его. Часто в таких случаях в семье ребенка и взрослые говорят слишком быстро. Логопед должен сделать специальную запись о том, что с родителями нужно провести соответствующую беседу.

3. Выявление скрытого левшества. Из беседы с родителями можно установить, не отучали ли раньше ребенка все делать левой рукой, не развивали ли у него специально умение владеть правой. При обнаружении скрытого левшества необходимо начать переучивать ребенка пользоваться левой рукой (это даст дополнительный эффект в устранении заикания).

4. Выявление нарушения внимания.

5. Изучение истории общего и речевого развития ребенка: когда у него появились первые слова, когда он стал говорить фразами, как шло дальнейшее речевое развитие (бурно, медленно, форсировалось ли взрослыми, была ли перезагрузка речи, много ли с ним разучивали стихов и сказок, каково было их содержание, не превышало ли оно возрастные возможности ребенка).

6. Изучение речевого окружения ребенка: нет ли у кого из близких недостатков речи, нет ли двуязычия в семье (не пытались ли обучать ребенка другому языку), каков темп речи у людей, окружающих ребенка, заикался ли кто-нибудь из взрослых или детей и был ли с ним контакт у ребенка.

7. Выявление отношения к ребенку в семье (не слишком ли его балуют или, наоборот, не излишне ли строги; нет ли неровности в обращении, когда его то заласкают, то постоянно наказывают, то все разрешают, то запрещают, то обращаются ровно и спокойно, то начинают кричать и ругать за все подряд.) Если логопед обнаруживает недочеты в воспитании, он делает для себя вывод, что в дальнейшем ему придется регулировать отношение взрослых к ребенку.

8. Знакомство с обстановкой в семье (нет ли конфликтов, ссор, как реагирует на них ребенок).

9. Установление времени возникновения заикания (в каком возрасте появились первые запинки), развития и хода его; выяснение, с чем родители связывают появление заикания, его усиление.

10. Выявление реакции самого ребенка на заикание (угнетает ли его заикание или малыш его не замечает, пугают ли его запинки в речи или он не обращает на них внимание).

11. Выявление недостатков звукопроизношения. Если таковые обнаружатся, необходимо дополнительно обследовать строение и подвижность органов артикуляционного аппарата, а также точно определить все дефектные фонемы и состояние фонематического восприятия.

12. Установление уровня общего речевого развития заикающегося ребенка (соответствует ли возрастной норме его словарный запас и сформирован ли в достаточной степени грамматический строй).

Основные принципы коррекционной работы

Необходимость преодоления заикания в дошкольном возрасте. В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычно легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.

Но такой взгляд сложился сравнительно недавно. До 1930 г. в СССР логопедическая помощь оказывалась только заикающимся подросткам и взрослым. Детские психиатры и педиатры утверждали, что в раннем возрасте не следует фиксировать внимание маленького ребенка на заикании и лечение должно сводиться лишь к профилактическим мерам (медленная речь и изоляция ребенка от коллектива детей). Этот взгляд впервые был опровергнут в 1930 г. В А.Гиляровским, который выдвинул и обосновал положение о том, что устранять заикание нужно «у его истоков», т.е. в дошкольном возрасте. Он утверждал, что наиболее подходящей формой детского учреждения, где должна проводиться работа по ликвидации заикания, является детская площадка или полустационар.

В 1931г. в Москве были открыты ясли для заикающихся детей, где логопедическую работу проводила Е.Ф.Рау, и полустационар, где работала НАБласова. В 1932 г. в Ленинграде были организованы группы с продленным днем, где устранением заикания у дошкольников занималась М.Ф.Брунс. Современный комплексный метод преодоления заикания. Теоретически и практически доказано, что полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии применения комплексного метода.

Комплексное воздействие на заикающегося складывается из следующих направлении:

1. Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы и различные виды физиотерапии), способствующее нормализации функций нервной системы ребенка и создающее благоприятный фон для психотерапии, для активной логопедической работы.

2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы), которое состоит в том, что ребенка постоянно убеждают, что он может и должен говорить без заикания; фиксируют его внимание на успехах в этом направлении, обязательно в присутствии сверстников, воспитателей или родителей.

3. Логопедическое воздействие, осуществляемое на протяжении длительного (8-9 мес), регулярного, систематического курса занятий. Основной целью занятий является воспитание навыков правильной, свободной от заикания речи, начиная с самых легких ее форм, не вызывающих запинок, и кончая сложными, в любых жизненных условиях.

4. Логопедическая ритмика. Состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку или в сочетании с речью детей. Такие упражнения и игры способствуют развитию общей и речевой моторики, развивают координацию движений, умение управлять собой, включаться я деятельность по сигналу, воспитывают чувство ритма. Они призваны также снимать общую скованность, напряжение. Большое внимание при этом уделяется развитию внимания у детей.

5. Воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношения со средой и на его эмоционально-волевую сферу. Осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы. Педагоги, воспитатели, родители должны воспитывать у ребенка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него; постоянно поддерживать сознание успеха на каждом этапе занятый и убеждение, что в конце концов успех будет полным.

6. Большое значение для успешного преодоления заикания имеет также речь окружающих (всего персонала детского учреждения и близких в семье ребенка). Дети должны слышать только негромкую, спокойную, неторопливую речь. Тогда они начинают подражать этой манере говорить. Отношение к детям должно быть ровным, ласковым, без порицаний. Малейшие успехи должны тут же поощряться. Важную роль играют также правильное соблюдение общего и речевого режима, рациональное питание, обязательный дневной сон, продолжительные прогулки на воздухе, закаливание.

Последовательность логопедических занятий

В настоящее время существует несколько методов логопедического воздействия для устранения заикания у детей. Но все они, так или иначе, подчиняются одной цели: воспитать у детей умение говорить нормальной, свободной от заикания речью.

Для реализации этой задачи необходимо наличие системы последовательных упражнений, при которой дети могли бы говорить с самых первых занятий и до конца обучения свободно, без заикания. Только благодаря очень постепенному усложнению детской речи от занятия к занятию можно воспитать навыки здоровой речи. Малейшее усложнение детских высказываний без учета возможностей ребенка приведет к проявлению заикания. И тогда не будет условий для выработки рефлекса на правильную речь. Итак, для успешного преодоления заикания, прежде всего, необходимо, чтобы все занятия подчинялись основному дидактическому принципу систематичности и последовательности.

В чем же должны состоять последовательность занятий, которые обеспечивали бы заикающимся детям возможность с самого начала говорить без запинок? Как должна осуществляться систематичность, создающая детям условия, при которых они говорили бы изо дня в день, от занятия к занятию свободной от заикания речью? В 1958 г. Р.ЕЛувина выдвинула идею развития коммуникативной функции речи у заикающихся детей и обосновала непродуктивность использования заученной речи.

НА.Чевелева разработала систему занятий, которая позволяет воспитать у детей на протяжении 8-9 мес. самостоятельную, речь, лишенную запинок, начиная с самой легкой, доступной ситуационной речи и кончая контекстной речью. Таким образом, развитие речи заикающихся детей должно протекать в указанной выше последовательности. Почему же именно ситуационная речь, т.е. речь по поводу наглядных предметов или действии, оказывается сразу же доступной для заикающегося ребенка? Это происходит потому, что все, что видят, осмысливают, делают дети, они без труда и называют, так как все предметы или совершаемые действия находятся перед их глазами и как бы сами подсказывают свои названия. В случае же затруднений в подыскании нужного слова наглядная ситуация позволяет ребенку заменить его местоимением (это, тот, такое и др.) или просто жестом, указывающим, на тот или иной предмет («Я взял вот это»; «Я положил сюда»; «Вот здесь»). И при этом заикание, как правило, не проявляется.

Постепенно уменьшая наглядную опору, можно усложнять речь детей. Упражняя ребенка в ответах, когда наглядная опора речи все больше уменьшается, можно развивать у него способность пользоваться контекстной речью, вовсе лишенной наглядной опоры.

Последовательность развития самостоятельной связной речи заикающихся детей должна состоять в том, что с первых занятий они отвечают на вопросы логопеда простыми, короткими фразами, называя игрушки; геометрические формы различных предметов, их величину, цвет; разнообразные действия с предметами («Это машина»; «Это листок»; «Листок синий»; «Я приклеиваю»; «Я раскрашиваю» и т.п.).

Затем в условиях такой же полной наглядности предметов и выполняемых действий дети отвечают уже простыми распространенными предложениями («Я взял свой кружочек»; «Я загибаю уголок»; «Сейчас я разрезаю свою полоску»; «Я катаю Шарик из пластилина»). Постепенно предложения становятся все более развернутыми, и, наконец, дети отвечают сложными предложениями («Это треугольник, потому что у него три угла»; «У меня получился грязный флажок, потому что когда я клеил, то взял много клея на кисточку»; «Я долго мял пластилин руками, чтобы он стал мягкий и легче было бы лепить из него»). И наконец, дети овладевают умением говорить без заикания, отвечая на самые сложные вопросы логопеда, задавая вопросы товарищам; в самостоятельных рассказах (как изготавливали поделку, как будут играть с ней, кому подарят; как готовятся к предстоящему утреннику и т.д.).

Такое систематическое и последовательное развитие связной речи дошкольников приводит к тому, что ребенок приобретает умение легко и быстро подбирать нужные слова, точно формулировать мысль, говорить без пауз и остановок. Кроме того, постоянные упражнения в плавной, свободной от заикания речи закрепляют рефлекс на нормальную, здоровую речь.

Связь логопедических занятий с «программой воспитания и обучения в детском саду» и общережимными процессами

Как уже говорилось выше, для развития у детей связной самостоятельной свободной от заикания речи необходимо создать такую обстановку, которая вначале обеспечивала бы максимальную наглядность (как опору для речи), а затем позволяла бы постепенно уменьшать наглядную опору и подводить дошкольников к отвлеченным, обобщенным развернутым высказываниям, лишенным конкретной наглядности. Такую благоприятную обстановку можно создать при реализации всех основных разделов программы для массового детского сада («Развитие речи» и «Ознакомление с окружающим», «Развитие элементарных математических представлений», «Изобразительная деятельность» и др.).

В процессе изобразительной деятельности (конструирование из бумаги, картона и других материалов; составление аппликаций из готовых и самостоятельно вырезанных форм, лепка из глины и пластилина; рисование карандашами и красками) дети видят предметы, о которых им приходится говорить, сразу осмысливают те действия, которые называют, непосредственно участвуют в изготовлении поделки, о которой затем рассказывают в той же последовательности. Поэтому программа по изобразительной деятельности может использоваться на логопедических занятиях с первых этапов и полностью, без каких-либо изменений в порядке прохождения тем.

Иная картина должна быть при освоении программы по развитию элементарных математических представлений. На первых этапах используются лишь те разделы, где можно применять демонстрационный и раздаточный материал (знакомство с количеством и счетом, с плоскими и объемными геометрическими формами, с делением целого на части, порядковым счетом; знакомство с независимостью количества предметов от их расположения, формы, цвета и расстояния между ними). Остальные разделы программы по развитию элементарных математических представлении следует проходить на более поздних этапах. При этом необходимо учитывать возможность оснащения занятий наглядным материалом. При прохождении программы по развитию речи и ознакомлению с окружающим логопед должен так изменить последовательность занятий, чтобы на первые этапы приходились следующие их виды: рассматривание предметов и объектов, сравнение предметов и объектов, рассматривание картин и серий картин, экскурсии и наблюдения в природе.

Кроме специальных логопедических занятий для устранения заикания, нужно использовать многие режимные процессы: подготовку к занятиям, сборы на прогулку, дежурство по группе, переодевание к музыкальным занятиям, приготовление к обеду (завтраку, ужину) и т.п. Конкретным, наглядным материалом для разговора с детьми могут служить их одежда, пособия для занятий, посуда, игрушки и др. Логопед спрашивает, чья это вещь, какого она цвета, что надел на себя ребенок, что наденет после, что он ставит на стол, что делал в группе сегодня утром, вчера вечером и т.д. При этом логопед должен помнить, что на первых порах его вопросы (а следовательно, и ответы детей) должны относиться только к конкретным предметам или действиям.

На основе данной методики (разработанной НА.Чевелевой) и «Программы воспитания и обучения в детском .саду» САМиронова составила специальную программу «Обучение и воспитание заикающихся дошкольников» (М., 1983). Помимо описанного, существует метод устранения заикания у дошкольников в процессе игровой деятельности (разработан Г А.Волковой).

Роль семьи и детского сада в преодолении заикания у детей

Успех в преодолении заикания у детей в большой степени зависит от помощи родителей и воспитателей, которые под руководством логопеда должны организовывать и проводить общий и речевой режим ребенка, закаливающие и общеукрепляющие процедуры, а также выполнять все его советы и назначения.

Заикающиеся дети очень подвижны и возбудимы, поэтому родители часто не могут организовать их дневной сон. Следует помнить, что продолжительный сон — 10-11 ч ночью и не менее 2 ч днем для заикающихся дошкольников должен быть обязательным, так как он укрепляет нервную систему детей и подготавливает их для активной работы на занятиях.

На занятиях под руководством логопеда дети говорят без пауз и запинок. Необходимо, чтобы в остальное время эти навыки сохранялись и поддерживались. Поэтому воспитатели и родители должны следить за речью детей. Они должны стараться ограничивать все разговоры детей, не задавать им вопросов, не заставлять повторять плохо (с заиканием) сказанные слова. Если ребенок (вне занятий) начинает говорить с заиканием, следует тут же прийти ему на помощь, договорив за него слово или фразу.

Особенно ответственным и сложным является проведение в первый месяц занятий «режима молчания» в детском саду дома. Это общепринятое название является условным, так как по существу полного молчания вне занятий от любознательных, подвижных, эмоциональных детей добиться не удается. Но стремиться к этому необходимо. Речь детей вне логопедических занятий допускается в самых крайних случаях, и то шепотная.

Такое ограничение речи необходимо прежде всего для того, чтобы «погасить» патологический рефлекс на заикание. Кроме того, молчание детей, если его правильно организовать, успокаивает их нервную систему, дает возможность отдохнуть после напряженных речевых занятий.

И наконец, поскольку дети на логопедических занятиях всегда говорят без запинок, а в процессе «режима молчания» речевой акт не совершается, у них вырабатывается стойкий рефлекс на нормальную речь.

Молчание детей должно достигаться не запретом, а педагогическими уловками, находками, изобретательностью воспитателей и родителей.

Нельзя допускать, чтобы при ребенке говорили о его заикании, демонстрировали его дефект других лицам.

Своим личным примером воспитатели и родители должны приучать ребенка говорить не торопясь, негромко, выразительно.

Дома для ребенка необходимо создать спокойную обстановку. На протяжении года не следует принимать в присутствии ребенка гостей и его водить в гости. Это возбуждает малыша, провоцирует его плохую речь.

После устранения заикания хорошо увезти ребенка на несколько месяцев из города в какое-нибудь тихое место. Большую часть времени он должен проводить с кем-то одним из взрослых, наиболее спокойным, ласковым, выдержанным. Лучше, чтобы в это время ребенок дружил с одним товарищем, уравновешенным по характеру, желательно младшим по возрасту. Не следует перегревать ребенка на солнце, допускать перевозбуждения в играх.

Соблюдение этих условий закрепит полученные навыки нормальной речи и не даст возможности возникнуть рецидиву при каких-либо неблагоприятных условиях.

Предупреждение заикания у детей

Для того чтобы уберечь ребенка от заикания, необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих его в семье, яслях, детском саду. Уже с самого раннего возраста в развитии речи малыша на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Но, являясь могучим фактором развития речи, подражание в то же время представляет и известные опасности.

Прежде всего, необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка. Ребенок должен говорить, достаточно широко открывая рот, не очень громко, не крикливо, не спеша. Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.

Нельзя допускать у детей ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая речь ребенка часто свидетельствует о повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы. Впоследствии она может привести к заиканию. Заикание может возникнуть и по подражанию. Постоянно общаясь со взрослыми или сверстниками, страдающими заиканием, ребенок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи. Поэтому следует ограждать малыша от контактов с заикающимися.

Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. У детей нервная система находится еще в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок. Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать малыша от психических и физических травм, бурных проявлений гнева или радости, от пребывания среди нервных, беспокойных детей.

Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одергивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание.

Нельзя слишком перегружать речь ребенка, форсировать ее без учета возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию. Необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограничены: у него не развито еще в достаточной степени произношение, беден словарный запас, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые порой требуют от малыша слишком много, заставляя его произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать слишком много стихотворении, сложных по содержанию и форме.

Следует учитывать, что правильно выговаривать все звуки речи ребенок сможет только после четырех лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Кроме того, это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы и нередко приводит к заиканию.

Не менее вредна для ребенка и другая крайность, когда взрослые в семье не читают ему, не просят пересказать прочитанное, не разучивают с ним стихотворений, очень мало разговаривают и не поправляют, когда он говорит неверно. В таких случаях ребенок заметно отстает в своем речевом развитии. При этом его мыслительные способности превышают речевые возможности. У малыша не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. В результате в момент высказывания в речи ребенка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем могут перейти в стойкое заикание.

Не следует перегружать малышей и избыточными впечатлениями, которые вызывают у них эмоциональное перенапряжение. К сожалению, некоторые родители, бабушки и дедушки часто водят детей в кино, театр, цирк, разрешают подолгу смотреть телевизор. Между тем посещение кинотеатров ребенку дошкольного возраста не рекомендуется вообще. Во-первых, потому что специальных художественных фильмов для детей такого возраста почти нет, во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для малышей.

Возбужденный и утомленный, перегруженный впечатлениями после посещений кинотеатра, театра, цирка, ребенок не может удержатся от расспросов, высказываний. При этом он глотает звуки, слоги, запинается, повторяет звуки или слова, перескакивает с одной мысли на другую, говорит торопливо. В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в заикание.

Вышесказанное отнюдь не означает, что нужно полностью исключить посещения театра, цирка. Но делать это нужно очень осторожно, заранее знакомясь с содержанием пьесы, постоянно помня о возрастных возможностях ребенка, о впечатлительности малыша, о ранимости его нервной системы.

Иногда заикание появляется у детей в результате чувства страха. Однако взрослому не всегда удается вовремя заметить скрытую тревогу, беспокойство малыша и тем более разгадать их причину. Помочь этому может наблюдение за поведением ребенка. Нельзя оставлять без внимания случаи, когда малыш боится один спать в комнате, пугается темноты, не остается один в помещении. Выяснив причину страха, надо постараться или устранить ее (например, оставлять в спальне ночник, пока ребенок не заснет, не рассказывать на ночь страшных сказок, волнующих, историй), или показать ребенку, что в том, что он считает таинственным и страшным, на самом деле ничего таинственного и страшного нет.

Ирония, насмешка, равно как и выговоры и наказание, в таком случае не помогут, а, наоборот, еще больше усилят чувство страха. Осторожно, тактично и бережно нужно приучать ребенка преодолевать свой страх. Малыш боится оставаться один в комнате — обойдите вместе с ним все углы, загляните под диван, другую мебель, покажите, что никого там нет и бояться некого. Если ребенок боится собаки или кошки — подойдите с ним к животным, предложите покормить их из рук и т.д.

Особого внимания требуют дети, которые лучше владеют левой рукой, чем правой. Нередки случаи, когда от того, что этих детей насильственно заставляют все делать правой рукой, у них возникает заикание. Если у ребенка-левши существует предрасположенность к заиканию: нервная возбудимость, ускоренная речь, неоправданные повторения звуков в момент речи, речь на вдохе, — переучивать его вообще нельзя. Если же с речью все благополучно и у ребенка не отмечается ослабленное нервной системы, переучивание допустимо и приступать к нему следует как можно раньше. Делать это надо очень постепенно, осторожно, мягко, любовно, без принуждений и тем более без угроз и наказаний. Но при этом необходимо очень внимательно следить за речью ребенка и при малейшем проявлении заикания немедленно предлагать ему снова действовать левой рукой. Наибольший успех достигается тогда, когда ребенок переучивается без постороннего вмешательства, добровольно, чтобы быть «как все».

1. Арутюнян Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся (лекции и беседы). — М.: 1990. Изд. МОИУУ МО РСФСР.

2. Волкова Г.А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей.- Л., 1976-С. 26-58

3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983.

4. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников: Программа. — М., 1983.

5. Селиверстов В.И. Современный комплексный метод преодоления заикания //Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С.Ляпидевского.- М., 1969.

6. Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников.- М., 1965.

7. Чевелева Н.А. Заикание у детей // Основы теории и практики логопедии.- М., 1968. -С. 229-271.

studfiles.net