Человек и природа для детей дошкольного возраста

Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Л.Н.Слепцова,заместитель директора по УВР ДО

МБОУ ЗСОШ, п.Зырянка, Верхнеколымский район, Республика Саха(Якутия)

«Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка и пр.).Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, — и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла». Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка. Как показывает практика, у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.У детей часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», «Посей овес для корма птиц» и т.п.Большое значение имеют просмотры телепередач «О животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать). Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя. Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

infourok.ru

Педагогический совет «Человек и природа неотделимы»

Педагогический совет "Человек и природа неотделимы" разработан для педагогов ДОУ. Его цель- совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры. Педсовет организован в форме деловой игры, во время которой педагоги отвечают на вопросы по экологическому воспитанию детей, решают педагогические ситуации, разгадывают экологический кроссворд, презентуют папки- передвижки экологической направленности для родителей, экологические модели, изготовленные своими руками.

«Педагогический совет «Человек и природа неотделимы» »

Педагогический совет в ДОУ

(форма проведения- деловая игра)

Тема: «Человек и природа неотделимы»

Вступление- заведующая д/ садом.

Справка о результатах тематической проверки «Состояние эколого- развивающей среды в группе» – старший воспитатель.

Обмен опытом между педагогами по организации работы с родителями («Буклеты по экологическому воспитанию дошкольников» и другой материал).

Деловая игра «Экологическое лукошко»- старший воспитатель.

Выставка «Экологические модели».

Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Проанализировать состояние экологического воспитания детей дошкольного возраста и наметить пути совершенствования в данном направлении.

Активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ.

Активизировать формы организации и проведения педагогических советов в ДОУ.

Изучение литературы по теме- старший воспитатель, воспитатели;

Проведение консультаций- старший воспитатель, воспитатели;

Изготовление экологических макетов, дидактических игр экологического содержания, папок- передвижек и буклетов для родителей- воспитатели всех возрастных групп;

Посещение НОД, совместной деятельности, прогулок, изучение документации, развивающей среды по данному вопросу- заведующая детским садом, старший воспитатель;

Самостоятельная работа над темой- воспитатели.

Материал: методическая литература, экологические макеты, дидактические игры, материал для конкурсов (кроссворд, педагогические ситуации, карточки с заданиями, маркеры, бумага), «экологические лукошки» с цветами для каждой команды, справка о тематической проверке, буклеты по экологии.

Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит отчизну свою!

Сегодняшний педагогический совет позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

В ДОУ была проведена тематическая проверка на тему «Состояние эколого- развивающей среды в группах ДОУ»

по результатам тематической проверки.

Тема: «Состояние эколого- развивающей среды в группах ДОУ»

Цель контроля : проанализировать состояние эколого- развивающей среды в группах ДОУ и наметить пути совершенствования в данном направлении.

Обмен опытом между педагогами по организации работы с родителями.

Воспитатели представили материал экологической направленности, который они используют в работе с родителями.

Деловая игра «Экологическое лукошко»

Предлагаю разделиться на 2 команды. Каждой команде даются задания, за правильное выполнение команда получает цветок для экологического лукошка.

И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?

Что должно быть в уголке природы?

Что должно быть на участке детского сада?

Какие методы используются для экологического воспитания детей?

Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.

Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.

Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.

Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)

Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность.

2. У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);

Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;

Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);

Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.

3.Предлагаю вам небольшой блиц — конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

— Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

— Уж на дороге греется – (перед дождем).

— Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

— Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

4.Решение педагогических ситуаций

по экологическому воспитанию дошкольников

На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

— Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

— Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации — «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? — спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » — подсказала воспитатель.

5.А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд

У меня в волшебном лукошке лежат загадки о растениях, которые вы все знаете. Отгадав их, вы назовете и ключевое слово в кроссворде.

1- Стебельки ершистые, Ягодки душистые.

Малиновые, сладкие От простуды нам даны (Малина)

2 – И красива, и кисла На болоте выросла (Клюква)

3 – Стоит кудряшка – Белая рубашка

Сердечко золотое Что это такое? (Ромашка)

4 – Под ярусом, под ярусом Висят кисти с красным гарусом (Рябина)

5 – Обожжет без огня И тебя, и меня. И живет у плетня. (Крапива)

6 – Поранил ты в походе ногу, Усталость не дает идти –

Нагнись: солдатик у дороги Готов помочь тебе в пути! (Подорожник)

7 – Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный Из кисти белоснежной. (Ландыш)

8. Как все эти растения называются? (Лекарственные)

6.Конкурс на лучшее знание лечебных свойств трав.

Командам по очереди предлагается вытянуть билет с названием лекарственного растения и рассказать о его лечебных свойствах.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы остальные смогли ее “прочитать”.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Увидел грача – весну встречай.

3.Готовь сани летом, а телегу зимой.

4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5.Любишь кататься – люби и саночки возить.

6.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

7. Яблоко от яблони недалеко падает.

Итог: каждая команда собрала в своё экологическое лукошко весенние цветы.

5.Педагоги всех групп презентуют экологические модели, изготовленные своими руками.

Продолжать работу семинара «Повышение экологической компетенции педагогов»— ответственный ст. в/ ль.

Подготовить тематическую выставку для родителей о природе, о правилах поведения в лесу, в парке, на лугу, на речке- 1 младшая группа, 2 младшая группа, средняя группа, старшая и подготовительная группы.

Оформить картотеки с экологическими опытами- 2 младшая группа, средняя группа, подготовительная группа.

Оформить паспорта растений- средняя группа.

Организовать уход за растениями в цветнике и огороде. Заслушать отчеты воспитателей о проделанной работе в октябре- ответственный ст. в/ ль.

kopilkaurokov.ru

«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников

«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников

Программа по экологическому воспитанию

«ПРИРОДА — НАШ ДОМ»

«Человек! Возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный, является там порядок!»

В нашем детском учреждении «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района» 11 воспитателей. Деятельность воспитателей построена так, что бы охватить все направления воспитательного процесса. В связи с этим каждый из воспитателей работает по определенной разработанной программе. Мне очень близка тема экологии, в силу того, что по одной из специальностей я учитель биологии, поэтому разработала программу экологической направленности «Природа — наш дом».

Указанная программа ориентирована на новую концепцию воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию исследовательских умений, интеллектуальных и художественных способностей детей.

Разделы содержат информационную, эстетическую и нравственную характеристику предметов, явлений, отношений, дают широкую картину взаимоотношений человека с миром. Знакомясь с обитателями всех сфер, ребенок получает возможность прочувствовать, поиграть продумать, осознать, т. е. пропустить через себя информацию о мире. Перед детьми раскрывается единство и многообразие мира, целесообразность предметов и явлений, прослеживается связь человека с миром. При этом учитываются возрастные особенности и способности детей воспринимать мир.

Программа обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предмету «Окружающий мир».

Любить природу недостаточно, нужно еще и представлять место человека в ней, понимать, насколько все в природе взаимосвязано, научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда существовали хотя бы в относительной гармонии, жили по принципу устойчивого развития. Это значит, что необходимо воспитывать людей с новым экологическим мировоззрением. Основы такого мировоззрения закладываются в дошкольном возрасте.

1. «Земля – наш общий дом»- экологическое мероприятие /обобщить и систематизировать представления детей о животном и растительном мире/.

2. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в живую природу».

3. Чтение рассказов о жизни животных из книги Зотова «Лесная

4. «По неведомым дорожкам» — экологическая викторина.

5. Организация наблюдений в живом уголке /на примере комнатных растений показать связь живых организмов с окружающей средой. Закреплять представления о характерных признаках осени/.

6. Экскурсия «Разноцветная природа».

7. «Друзья природы» — эколого-патриотический час.

«ДОМ ПОД КРЫШЕЙ ГОЛУБОЙ…»

Словно крыша над землей,

А под крышей голубою –

Горы, реки и леса,

И поляны, и цветы, и, конечно, я и ты.

1. «Дом под крышей голубой» — познавательная беседа.

2. «Кто в доме — природе живет?» -игра-викторина.

3. «Лес-многоэтажный дом» — экологический час.

4. «Что в доме природе растет?» — экскурсии на огород, в сад»./ а) дидактическая игра «Живая и неживая природа», б) беседа об овощах, д/и «Вершки и корешки», «Что нам осень подарила», в) заучивание стихов, пословиц об осени, в) рассматривание картин /продолжать упражнять в выделении характерных признаков основных периодов сезона (ранняя, золотая, поздняя)

5. Акция – субботник «Посади дерево» / совместно с родителями/

6. Поделки из природного материала.

7. «Край родной» — развлекательное мероприятие.

«Здоровье — это главное жизненное благо»

1. «Путешествие на поезде здоровья» — экологическое мероприятие.

2. «Советы доктора Айболита…» — спортивное развлечение.

/людям необходимо оберегать не только природу от своих неправильных

воздействий, но и к самому себе относиться бережно, охранять свое здоровье, формировать привычку к здоровому образу жизни. Беседы «Осторожно, лекарства», «Правила на всю жизнь» (безопасное поведение дома, в приюте, в школе,на улице, «Если случится беда».

2. Занятие-мастерская «Уроки Мойдодыра» — освещение тем

Тест «Дружи с водой» (значение чистоты собственного тела, как научиться

содержать тело в чистоте, помогать своей одежде, дому, игрушкам и т. д.,

«Чтобы глаза видели» (что может мешать зрению, как помочь глазам,

«Чтобы уши слышали» (правила гигиенического ухода);

3. Беседа «Держи осанку!» (понятие осанки, позвоночник и его значение в

жизни человека, как его нужно беречь, «Приятного аппетита» (питание

человека, что очень нужно детям для роста и развития, «Берегите зубы!»

(гигиена полости рта, профилактика болезней).

4. Тест «Наша кожа – наша забота» (правила гигиены кожи, предотвращение

ее заболеваний, повреждений, «О руках и ногах» (значение и строение рук и

ног, важность их правильной тренировки, профилактика плоскостопия)

5. «Бой Королю мусора и принцессе Замарашке» — экологическая акция.

6. «Я с природою дружу, я здоровьем дорожу» — игра-соревнование.

«Тот, кто жесток к животным, также ведет себя с людьми. Мы можем судить о характере человека по его отношению к животным».

1.«Советы мудрой совы» — экологическое мероприятие.

2.«Животные – наши меньшие братья»— познавательная беседа.

3. «В гостях у зимующих птиц» — игра-викторина.

4. «Птичьему пенью внимаем с волненьем» — беседа, викторина.

5. «Жалобная книга природы» — путешествие по страницам Красной

6. «Зачем нам нужны собаки» — познавательная беседа о породах собак и

значении их в жизни человека.

7. Операция «Птицы» — изготовление кормушек, скворечников.

8. «Будь природе другом» — беседа, викторина.

«Нет такого растения, которое не обладало бы лечебными свойствами, и нет такой болезни, которую нельзя бы растениями вылечить»

«Цветы, как люди, на добро щедры и, людям нежность отдавая, они цветут, сердца обогревая, как маленькие, теплые костры»

1.«Секреты растений» — экскурсия в природу.

2.«От зерна до каравая» — беседа-викторина.

3. «Живые барометры»— познавательная беседа.

4. «Чьи цветы лучше» — экологическая сказка.

5.«Путешествие по лесной тропе» — экологическая викторина.

6. «Бал цветов» — викторина, конкурс рисунка.

«В природе нет ничего бесполезного»

1.«Воздух-невидимка» — познавательная беседа.

/ а). опыты: «Знайка с Незнайкой» (программа Н. А. Рыжовой «Воздух –

невидимка», б). чтение стих. С. Маршака «Мыльные пузыри»/.

2.«Снежные причуды» — беседа-игра.

3.«Её величество вода» — устный журнал.

/ а). наблюдения: «Морозные узоры» (чтение стих. Ю. Марцинкявичюся

«Ледяные цветы», «Лед» (чтение стих. С. Махорина «Первый мороз»)

б). Экскурсия на зимний водоем.

в). Какой бывает вода – опытническая деятельность: «Как сделать воду

разноцветной?», «Имеет ли вода вкус? Запах?», «Лед – твердая вода» и др.

г) Игровой тренинг «Кому нужна вода» — дать представление о роли воды в

жизни растений и животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы

нуждаются в разном количестве воды. Чтение экологической сказки

Н. А. Рыжовой «Жила – была река»/.

4. «Чистый водоем» — экологическая акция.

5.«Осторожно огонь?» — экологическое мероприятие.

6. «Чистая улица» — экологический десант.

«Лечит болезни врач, но излечивает природа»

1. «Лекарственные растения – наши друзья» — экологическое мероприятие.

2 .«Советы мудрой Совы» — познавательная беседа.

3. Экскурсия в весенний сад «Целебное лукошко»

4.«Путешествие колобка в зеленую аптеку» — экологическое мероприятие.

5.«Природная аптека» — викторина.

6.«Лечит болезни врач, но излечивает природа» — экологический час.

7.«По целебной тропинке» — экскурсия в природу, сбор лекарственных

«ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ — ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ»

«Охранять природу — значит охранять Родину»

Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака,

Ни зуба, чтобы защищаться от недругов.

Ее сокровища вверены нашей совести,

Справедливости, уму и благородству»

1. «Природа в опасности» — познавательная беседа.

2.«Травинка, согретая сердцем» — устный журнал.

3.«Поможем природе» — познавательная беседа.

4. «Будь природе другом» — викторина.

5.«Охранять природу — значит охранять Родину» — экологическая игра.

6.«Живи Земля» — экологическая акция.

«Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя»

1. «Флора и фауна Брянской области» — беседа с просмотром видеофильма.

2. «Жалобная книга природы» — путешествие по страницам Красной

3. «Мы учимся у природы» — устный журнал.

4. Игра – викторина по экологии «Знатоки природы» /приложение/.

5. «Не причиняя природе зла» — экскурсия в природу.

/весенние явления в жизни растений и животных. Изменение внешнего вида растений, животных, прилет птиц, появление насекомых. Знакомство с перелетными птицами: грач, кукушка. Наблюдение за прилетом и поведением птиц. Наблюдение за появлением всходов декоративных растений на клумбах приюта. Уход за всходами. Изменение в жизни комнатных растений и животных в связи с изменением светового и теплового режима. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений, их пересадка, деление куста. Знакомство с размножением комнатных растений.

Экскурсии в природу: в парк, на водоем с целью изучения весенних явлений/.

6. «Прикоснуться к природе сердцем» — экологический праздник.

7. «Милый сердцу уголок» — конкурс рисунков.

Анализ образовательных программ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста I.»Юный эколог» Николаева С. Н. Задача: формирование осознанно правильного отношения к природе. Методы: 1. Организация среды в ДОУ с обязательным.

Из опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Из опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Воспитатель: 1 кв. категории Путиловой М Е. «У ребенка необходимо.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Зоопарк» Цель: • Систематизировать представления детей о многообразии животного мира нашей планеты. • Развивать умения классифицировать животных.

Конспект ООД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Земля — наш общий дом» ООД по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста на тему «Земля — наш общий дом» Программное содержание: Формировать бережное.

Новый год у ворот программа для младших школьников Новый год у ворот программа для младших школьников. Ход праздника. Перед началом праздничной программы звучит ФНГ новогодних песен. ФНГ.

Консультация для педагогов «Построение работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» Пономарёва Надежда Ивановна, Ширинских Надежда Сергеевна ПОСТРОЕНИЕ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Юго-Восточное.

Программа по коррекции мышления умственно отсталых младших школьников Теоретическое обоснование: коррекционная работа по развитию мышления в школе VIII вида занимает важное место в системе обучения детей с.

Консультация «Схемы и модели по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» Я хотела бы обратить ваше внимание на модели по экологическому воспитанию. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы.

Занятие по трудовому воспитанию для младших школьников «Маленькое дело лучше большого безделья» Ход занятия. 1. Организационный момент: — Добрый день! Мы начинаем наше занятие, а начнём мы его с определения нашего настроения. Для этого.

Занятие по экологическому воспитанию «Природа — наш дом» Цель: показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий.

www.maam.ru

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Будь другом природы»

Просмотр содержимого документа

«Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Будь другом природы»»

Конспект НОД в старшей группе по теме «Будь другом природы»

Автор: Субботина Светлана Ивановна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №135» г.Перми

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по теме «Будь природе другом». Материал будет полезен для воспитателей старших групп. Конспект познавательного занятия направлен на формирование экологической культуры, бережное отношение к природе

Цель: формировать у детей элементы экологической культуры, способствовать осознанию детьми взаимосвязи всех компонентов природы. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Показать детям взаимодействие живой и неживой природы. Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Самостоятельный поиск путей решения экологических проблем.

Систематизация и закрепление имеющихся у детей экологических знаний о связях и зависимостях в живой и неживой природе.

Осознание необходимости сохранять и беречь окружающий мир.

Предварительная работа: изготовление плакатов, наблюдения на участке, рассматривание энциклопедий.

В.: Ребята, а любите разгадывать кроссворды? Я тоже люблю этим заниматься, ведь это очень полезное дело. Отгадывание кроссвордов – это своеобразная гимнастика для ума. Недавно мне попался один кроссворд. Поможете мне его разгадать?

В.: Ребята, о чем этот кроссворд? (ответы детей)

В.: Да, природа разнообразна – это лес и луг, озеро и болото, растения и животные. Все, что нас окружает. Ребята, а как называется наш край? (Пермский край, Прикамье). А какова природа нашего края? (ответы детей) Правильно. Главным богатством нашего края является лес. Лес – это большой дом. А кто там живет? (растения, животные). Животные находят в лесу укрытие и корм. Ребята, а все ли благополучно в наших лесах? (загрязняют, засоряют и т.д.) А к чему это приводит? (к исчезновению растений и животных). А что мы можем сделать, чтобы этого не происходило? (придумать правила, нарисовать плакаты)

В.: Ребята, а по каким еще признакам исчезают растения и животные (выбрасывают ядовитые вещества в воздух, ядовитые отходы выливают в реку)

В.: Ребята, вы слышите, кто-то стучится? Кто же пришел к нам в гости? (Старичок-лесовичок). А что он делает в лесу? (охраняет, оберегает)

С/л: какие вы молодцы, ребята, сколько правил хороших вы знаете! Наверно, вы их выполняете? Я вас приглашаю к себе в гости, в лес.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

И в лукошко набери! (Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)

Утомил всех долгий путь —

Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

С/л: Ребята, а у вас есть друзья? (ответы детей). Однажды, мои друзья, волшебники поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них получилось, я вам сейчас расскажу

Первый волшебник решил, что у него в лесу никаких животных, даже самых крошечных, не будет. Только деревья, кустарники, трава и грибы. Скоро лес превратился в непроходимую чащу, а потом и вовсе погиб. Волшебник не мог понять, почему. Помогите ему, ребята, разобраться (ответы детей)

Второго волшебника раздражал всякий шум. И он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла та же участь. Как вы думаете, что случилось? (ответы детей)

Третий волшебник был очень добрый и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных – зайцев, лосей, косуль. И они, чуть, не съели весь лес. Очень огорчился волшебник. В чем его ошибка? (ответы детей)

Четвертый волшебник поселил, в созданном им лесу, только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это произошло? (ответы детей)

Пятый волшебник сотворил обычный лес. Но никто этот лес не покинул. Почему? (ответы детей)

С/л: Ребята, а вы можете создать модель леса в вашей группе?

Создание модели леса

С/л: Молодцы, ребята. В нашем лесу всем есть место. А вы знаете, что в природе все между собой взаимосвязано?

В.: А мы, старичок – лесовичок и игру знаем («Цепи питания в лесу») начинается выбор с солнца (солнце не только согревает землю, но и дает всем нам энергию необходимую для жизни. Мы не можем получить эту энергию напрямую от солнца. Умеют это делать только растения, а животные получают энергию, съедая растения)

Солнце – вода (вода необходима для живых организмов). Солнце освещает, вода питает, растет трава – травой питаются мыши – мышами – питается сова. В лесу кроме травы растут деревья – в деревьях вредные паразиты (жуки-короеды) – жуками питается дятел.

Предложить потянуть за ниточку, какая она прочная.

Попросить кого-то опустить свою ниточку: и ниточка начинает рассыпаться. Все в природе взаимосвязано. Если погибнет, хоть, один вид – погибнет вся природа.

В.: Ребята, а что дает нам еще лес?

В.: А самое главное, лес нам дает – чистый воздух. Поэтому лес надо охранять и беречь. Ребята, у вас такие прекрасные плакаты. Что нужно сделать, чтобы о наших правилах узнали другие люди, дети, родители нашего детского сада?

(развешать плакаты в детском саду, на остановках, в школе, у больницы)

С/л: До свидания, ребята, жду вас еще в гости. Приходите.

Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. — 2006. — № 1. — С.48-52.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 1999.

Николаева С.Н. Программа «Юный эколог» // Дошкольное воспитание, 1994, № 9. – С. 51-53.

Рыжова Н.А. Я и природа. – М., 1996.

Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. – М., 2000. – С. 110-155.

Рыжова Н.А. «Наш дом — природа», «Я и природа» М.1996.

Рыжова Н.А. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание, 1998, № 7. – С. 26-34.

Конспект родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Добрый день, коллеги.

Направляю Вам на рассмотрение конспект родительского собрания на тему: «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста«, который был представлен на семестре для воспитателей детского сада.

Конспект родительского собрания

Тема: «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста«

1. Оформляются красочные пригласительные билеты для каждого родителя.

2. В уголке «Для вас, родители» помещаются тексты народных примет, пословиц и поговорок о природе.

3. На занятии вместе с детьми готовим книжки «Загадки о природе«, с рисунками детей, в подарок родителям.

4. Снимаем фильм на тему «Отношение детей нашей группы к природе, домашним животным, растениям «.

5. Зал украшаем сюжетными картинками о природе.

6. Столы стоят полукругом, так, чтобы все видели друг друга, на столах контурные изображения деревьев, наборы цветных карандашей, фломастеры.

Ведущий (педагог) В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху давали кошку. Если он гладил животное, играл с ним — добрый человек пришел; если обходился грубо — настораживались, так как по отношению к животному судят и об отношении к людям.

Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают им и правила поведения в природе. Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества. Нужно ли говорить о том, насколько остро стоит вопрос о воспитании в детях бережного отношения к окружающему миру?

Мы должны с малых лет воспитывать в детях четкое понимание: человек- часть природы. Не будет зелени, животных- и ему не жить на Земле. И наоборот: чем богаче мир вокруг, тем лучше человеку будет жить в этом мире.

1-е задание. Конкурс «А как у вас?» Родители отвечают на вопросы.

1. Есть ли у вас дома животные, растения? Принимает ли ребенок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать за домашними животными, растениями?

2. Трудится ли ребенок в огороде, саду? Как он это делает: с радостью или неохотно, равнодушно?

3. Есть ли дома детские книги о природе? Назовите их. Любит ли ребенок смотреть передачи о природе по телевизору?

4. Знает ли он что-нибудь об охране природы? Например, какие растения подлежат защите? (ландыш, купавница, колокольчик и другие).

5. Как вы считаете, для чего надо прививать любовь к природе с раннего детства?

Выбранное жюри подводит итоги беседы.

2-е задание. Просмотр фильма» Отношение детей нашей группы к природе, домашним животным растениям».

3-е задание. Решение родителями педагогических задач.

1. Пока мама разговаривала со своей знакомой, ребенок вырвал из клумбы цветы. Она возмущена, сгребает ребенка в охапку и » выдает» ему изрядную порцию шлепков. Ребенок плачет.

Проанализируйте поведение ребенка и реакцию матери: соответствует ли реакция матери поступку ребенка? Считаете ли вы поступок ребенка преднамеренным? Обоснуйте свое мнение.

2. Лида принесла со двора несколько веток тополя, чтобы поставить их в вазу и понаблюдать, как из почек появятся листочки.

— Мама, посмотри, что я принесла! — торопится поделиться дочь своей радостью,- И у Нины, и у Леши тоже есть веточки.

— Откуда взяли? Наверное, ломали сами? Как вас только в милицию не забрали! Радость исчезает с лица девочки, сколько обиды в глазах! Она пытается разуверить маму:

— Да нет же, нет! Мы не ломали сами. Это нам дали рабочие, которые подрезали деревья.

— Лучше не обманывай, все равно проверю.

Отпуская дочь гулять, мама вновь высказывает подозрения:

— Опять заберешься к Оле домой вместо того, чтобы побыть на воздухе? Смотри, проверю!

Мать считает, что она воспитывает у ребенка правдивость, честность. Разделяете ли вы мнение матери? Дайте обоснование своему мнению. Как вы контролируете своего ребенка? (Приведите примеры)

4-е задание. Блицконкурс» Кто больше назовет народных примет, пословиц и поговорок».

В зал входят дети, и следующее задание выполняют вместе с родителями.

5-е задание. Рисование «Дерево радости»

На столах контурные изображения дерева и наборы цветных карандашей, и фломастеров. Задача взрослых и детей — передать «настроение» дерева.

Этот рисунок нужно раскрасить так, чтобы получилось дерево Радости.

Жюри подводит итоги. Дети группы дают маленький концерт.

Невоспитанный мальчик Сережа в лесу.

— Хочу этих цветов (срывает)

— Хочу поломать ветки с деревьев.

— Хочу разжечь большой костер под этим деревом.

— Хочу покричать в лес, напугать птиц, чтобы они улетели из леса. (кричит)

Возмутившись, птицы и звери хотели выгнать из леса Сережу. А потом подумали: если выгнать Сережу, он так и не узнает правил поведения в лесу. Как быть? Звери обратились к воспитанным детям с просьбой подсказать Сереже, как вести себя в лесу.

(Дети показывают таблички и рассказывают)

Гуляя в лесу, не будем топтать траву, цветы, будем ходить по лесным тропинкам.

Не будем ловить бабочек, стрекоз, они ведь погибнут от наших развлечений. А ведь бабочки украшают лес, приносят пользу, они как шмели, пчелы опыляют цветы, чтоб на каждом цветке созрело семя. А стрекозы ловят мух, комаров и защищают нас от них.

Не будем резать и уродовать ствол березы, чтобы попробовать березовый сок.

Будем очень осторожны в лесу, чтобы не сломать ни одной ветки дерева или кустарника.

И, конечно же не будем разжигать костер там, где огонь может спалить дерево или кустарник, а сделаем это вдали от деревьев затем затушим и засыплем землей (вместе с взрослыми).

И мусор не оставим в лесу. Оставшийся мусор закопаем или унесем.

Сережа читает стихотворение

Я на кусте у родника

Не тронул сети паука.

Я поглазел на — муравьев

У них домище — будь здоров!

Я долго по лесу шагал.

И никого не напугал.

Нигде воды не замутил

В лесу я просто погостил.

Дети поют песню, читают стихи

Дети дарят родителям книжки «Загадки о природе«.

Родители вместе с детьми выходят на участок детского сада и вместе с детьми сажают дерево.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему «Духовно-нравственное воспитание.

Задачи родительского комитета Родительский комитет МБДОУ ДС № 15 В состав родительского комитета входят по два представителя от каждой группы детского сада, которые.