Цели и задачи художественного воспитания детей

«Изобразительное искусство в современной школе. Цель и задачи художественного образования и воспитания в контексте реализации ФГОС»

Главной задачей реализации ФГОС в современной школе выбрано раскрытие способностей каждого ученика, готового к жизни в высокотехно-логичном, конкурентном мире.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• быть способным к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Как мы знаем, главная особенность учебно-методического комплекта (УМК) по изобразительному искусству состоит в том, что он обеспечивает преемственность курсов изобразительного искусства в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализует принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся; учебный предмет имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах; учебный материал представлен в примерной программе блоками, отражающими деятельностный и коммуникативный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «духовно-нравственные проблемы жизни и ис-ва», «Язык пластических ис-в и художественный образ», «Виды и жанры пластических ис-в».; специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй — намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий — дает инструментарий для его практической реализации, а четвертый — содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческий опыт. Также программа осуществляет взаимодействие с другими предметами общеобразовательной системы ( литературой, математикой (алгеброй и геометрией) историей, географией, физкультурой, биологией). В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» —развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности —практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

-формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

-освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

-формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально

-развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятель-ным действиям в ситуации неопределенности;

-формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-

материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

-овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

-овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Основой преподавания изобразительного искусства становятся универсальные учебные действия (УУД), навык приобретения которых формируется в комплексе учебных предметов.

Кроме этого, предметы образовательной области «искусство» в 5-6 классах учат образности мышления и эмоциональности восприятия окружающего мира. Это необходимо для личной и культурной самоидентификации личности.

Предмет «Изобразительное искусство» легко интегрируется с любыми школьными предметами.

Например в 5 классе на уроках изо изучаются темы, имеющие много общего с историей древнего мира.

А темы, соответствующие современным требованиям жизни (промышленный дизайн, дизайн костюма и среды), имеют практикоориентированный характер, позволяют подросткам ориентироваться в дальнейшем профессиональном выборе.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока — дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым. При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в

форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания,

интересы самих учащихся);

• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой

системы приемов обратной связи).

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1.Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые

дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если

сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало.

Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

• проблемы, с которыми столкнулись учителя, работая в начальных классах: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.

• если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

• таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно- воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего её. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя могут реализовывать новые стандарты без проблем, в основном за счёт своего умения быстро перестраиваться.

Таким образом, ФГОС второго поколения декларирует большие возможности для реализации творческого потенциала учителей изобразительного искусства.

В своей профессиональной деятельности я имею большой опыт преподавания ИЗО и в начальной школе, и в средней школе. зная особенности подросткового возраста, поняла, что подросткам мало объяснить тему, нужно эмоционально настроить их на творческий процесс. Не секрет, что в подростковом возрасте у ребёнка угасает интерес к художественной деятельности. Возникают вопросы, что нужно сделать, чтобы на твоих уроках дети не скучали и понимали, что изобразительное искусство не просто урок рисования, а урок где можно проявить себя как творческая личность, делать новые открытия, общаться, учиться понимать произведения искусств, отличать истинное искусство от псевдокультуры.

Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных потребностей. Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире конечно реализуется в процессе изучения таких предметов , как «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры России», «Изобразительное искусство». Данные программы составлены в соответствии с концепцией модернизации российского образования, на основе положений правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа и других народов страны.

infourok.ru

В. № 5. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольное детство — уникальный возраст, в этом возрасте закладываются основы всего будущего развития человека. Все участники учебно-воспитат. процесса в дош. образоват. учреждении должны четко представлять себе цели воспитания, так как именно воспитание является главным в учебно-воспитательном процессе д/у.

Таким образом, на современном этапе развития нашего государства, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка, что полностью соответствует Конвенции о правах ребенка: в статье 29 записано, что воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физич-х способностей.

К задачам воспитания относится физическое, умственное, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое воспитание. Цель и задачи воспитания реализуются в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. Решение всех задач направлено на всестороннее и гармоническое развитие личности, но в каждом конкретном случае эти задачи могут решаться не в полной мере.

Исходя из особенностей детей дошкольного возраста, все указанные выше задачи воспитания имеют свою специфику в д/у.

Ведущее место отводится решению задачи физ. воспитания детей. Сюда входит охрана и укрепление здоровья, совершенствование растущего и развивающегося организма. Физ. воспитание направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков, умений и физич-х качеств, развитие интерес к доступным видам деятельности. К концу пребывания в д/саду у детей должны быть сформированы прочные культурно-гигиенич. навыки и основы знаний о бережном отношении к своему здоровью.

Решая задачу умственного воспитания детей дош. возраста, следует помнить, что ведущее место занимает развитие речи ребенка, обогащение и активизация словаря, развитие звуковой культуры речи, умения правильно выражать в разговорной речи свои мысли. Умственное воспитание направлено и на развитие различных видов мышления. У детей дош. возраста особое место занимает развитие логического мышления — сравнение, установление доступных ребенку причинно-следственных связей, первичный анализ фактов, явлений, событий. Успешное решение задач умст. воспитания детей дош. возраста зависит от умения воспитателя подбирать содержание занятий и организовывать их.

Большое внимание в д/у отводится нравственному воспитанию Развитие нравственных чувств, воспитание нравст-х привычек, формирование нравст-х суждений и оценок — все это является составными частями при решении задач нравст-го воспитания детей дош. возраста. Перед работниками д/у стоит задача воспитания у детей уважения к взрослым, сверстникам, навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению доступных поручений, организованности, самостоятельности, умения дружно играть и трудиться, стремления поступать хорошо и воздерживаться от того, что не дозволено, справедливо оценивать свои поступки и действия своих сверстников.

Задачи эстетического воспитания дошкольников включают в себя формирование чувства прекрасного, эстетического отношения к миру, художественного развития. Для детей дош. возраста в связи с их импульсивностью и эмоциональностью характерна особая восприимчивость к произведениям искусства. Музыка, изобразительное искусство, художест. литература способствуют развитию эстетических чувств, воображения, обогащают духовный мир ребенка.

Важная задача детского сада в процессе учебно-воспитательной деятельности подготовка воспитанников к школе. В течение всего пребывания детей в д/саду необходимо развивать у них качества, важные для будущей учебы в школе. Это интеллектуальные умения и навыки, нравственно-волевые качества, без которых невозможен систематический учебный труд. Особое значение эта задача приобретает в старшей и подготовит. группах детского сада, где все обучение и воспитание подчинено задачам формирования готовности ребенка к школе. В результате воспитания и обучения в д/у воспитанники должны прийти в школу крепкими физически, здоровыми, умеющими дружно, сообща работать, ответственно относиться к своим обязанностям, способными к самостоятельной умственной деятельности, имея хорошо развитую, правильную и выразительную речь. При подготовке детей к школе важно сформировать у них умение общаться со взрослыми и сверстниками. К 5 — 6 годам общение детей приобретает устойчивость, избирательность, а также самостоятельность. В процессе общения ребенок оценивает своих товарищей и учится самооценке, т.е. познанию самого себя. В настоящее время разработали много диагностических методик для выявления готовности ребенка к школе. Воспитатель должен знать их и использовать в работе.

Все задачи учебно-воспитательного процесса в практической деятельности находятся в единстве и взаимосвязи, органически дополняя друг друга. Решение этих задач в д/у направлено на реализацию цели воспитания — разностороннее развитие личности. Но при этом сохраняется ориентация на идеальную цель воспитания — всестороннее и гармоническое развитие личности.

studopedia.ru

Цели и задачи нравственного воспитания детей

ГЛАВА 1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЦЕНТРАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ.

Цели и задачи нравственного воспитания детей.

Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность. Что же представляет собой нравственное воспитание?

Воспитание — это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно.

Нравственность – граница дозволяемого совестью. Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis – мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и так далее.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

И.С. Марьенко обозначил нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду.

«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.» «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность.

«Гуманность» — это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.»

Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.

«Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.»

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

— культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);

— культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки — дома или в общественных местах, от цели общения — деловое, личное и т.д.)

— культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);

— бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).»

По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:

1. В отношение к Родине (патриотизм) — любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

2. В отношение к труду (трудолюбие) — предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

3. В отношение к обществу (коллективизм) — умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.

4. В отношение к себе — уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

5. В человеколюбие или гуманность.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

«Нравственная воспитанность» — это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие сильной воли, способность осуществлять нравственно — волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.»

Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

lektsii.org

I. Цели и задачи процесса воспитания;

ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

I. Цели и задачи процесса воспитания.

II. Функции воспитательного процесса.

III. Виды воспитания.

Воспитание – это целенаправленный процесс формирования и развития человека, характеризующийся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осуществляемый в рамках педагогической системы.

Процесс воспитания рассматривается в двух смыслах: в узком, когда воспитание понимается как целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у детей систему определенных социально значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений, и широком, когда воспитание – целенаправленное создание условий для всестороннего развития человека.

Как и любой процесс, воспитание имеет свои цели и задачи. Цель воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

Цель воспитания позволяет поставить адекватные её задачи:

­ Формирование отношений личности к миру и к самому себе предполагает такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное ему место в обществе.

­ Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности – это воспитание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать трудности, встречающие на его пути.

­ Воспитание социально-компетентной личности – воспитание человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности и непонимания в обществе.

­ Приобщение человека к культуре – это воспитание его эстетически и духовно совершенным, развитие творческой индивидуальности.

­ Воспитание гражданской личности – формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, развитие его как патриота своего народа и своей страны, превращение в борца с социальной несправедливости и неравенством.

­ Воспитание автономно развитой личности – формирование у человека способностей к позитивному самоизменению и самосовершенствованию в окружающей действительности.

­ Развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении – это такое воспитание человека, которое предполагает, во-первых, осознание им настоятельной необходимости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально- и социально-психологических качеств; во-вторых, стремление не останавливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего саморазвития.

Любая воспитательная задача решается через инициирование воспитателем активных действий воспитанника. Например, выполнение физических упражнений или решение учебной задачи, восприятие художественного произведения, преодоление страха или вредной привычки.

studopedia.su

Цели и задачи эстетического воспитания (Медведь Э.И.)

Анализ сложившейся ситуации в российском образовании по­зволяет заключить, что эстетическое воспитание начинает играть все большую роль во всей воспитательной работе с детьми и подрост­ками. В современной школе наметилось стремление проникновения искусства во все сферы образования. И одно из важных мест в эсте­тическом воспитании, которое охватывает все стороны жизни детей и подростков, является воспитание средствами искусства на основе ряда концепций российских ученых (Д.Б. Кабалевского, Д.Т. Лихачева, В.С. Кузина, Т.С. Комаровой, Б.Т. Неменского, В.А. Разумного и др.), оказавших большое влияние на развитие этого процесса в по­следние годы.

Одним из самых массовых и популярных в системе дополни­тельного образования является эстетическая художественно-твор­ческая деятельность. Ее роль значительно возросла за счет создания благоприятных условий для приобщения детей искусству в условиях общеобразовательных учреждений: школах, лицеях, гимназиях, школ с углубленным изучением предметов эстетического цикла, профиль­ных художественных классов. Большими возможностями для художе­ственно-эстетического развития располагают многочисленные учреж­дения дополнительного образования: центры и дома творчества детей и подростков, школы искусств, клубы по интересам и т.д. как художе­ственно-эстетическое направление в системе дополнительного обра­зования является массовым, его основной целью, в отличие от специ­ального профессионального, является не формирование музыканта, художника, танцора и т.д., а воспитание развитого человека, осущест­вляемое средствами различного искусства. Вводя детей и подростков в мир искусства, педагог создает условия для обогащения его внут­реннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой ху­дожественной культуры, способствует формированию их духовных и нравственных качеств. Познавательные возможности различных на­правлений художественно-эстетической деятельности делают практи­ческие занятия особенно эффективными с точки зрения развития лич­ности.

Образовательные выставки и семинары

Педагогическая установка на развитие психики детей и подрост­ков, заключающаяся в становлении «его деятельности, сознания и, конечно, всех «обслуживающих» их психических процессов (В.В. Давыдов. Проблемы развивающего обучения. М., 1986, с. 9), необходимая при построении любого изучаемого предмета, в системе массового эстетического воспитания и образования приобретает особую акту­альность. Как считают прогрессивно мыслящие педагоги, именно здесь развитие детей и подростков в процессе развития художествен­но-творческой эстетической деятельности должно стать особой це­лью. Задача педагога при этом не в том, чтобы этот эффект был мак­симально высок. Занятия с ребенком в художественных, музыкаль­ных, театральных, танцевальных студиях, фольклорных ансамблях и т.д. должны ориентироваться педагогом не на его сегодняшние зна­ния, умения и навыки, еще недостаточно развитые, а строить работу в расчете на его завтрашний день, очерчивая для себя «зону его бли­жайшего развития» (Л.С. Выготский). Поэтому развитие личности де­тей и подростков в художественно-эстетическом воспитании стано­вится специальной целью. В связи с этим все виды художественно-творческой деятельности, составляющие содержание процесса эсте­тического воспитания в системе дополнительного образования, а так­же формы работы и педагогические методы оказываются подчинен­ными этой единой цели.

Определив основную цель художественно-творческой деятель­ности, а именно развитие личности детей и подростков, можно очер­тить круг задач, с помощью которых эта цель может быть реализована в системе дополнительного образования.

Это, прежде всего: развитие способностей, общих и художест­венно-творческих; формирование способностей к мыслительной дея­тельности; воспитание творческого начала и интереса к искусству.

Одной из важнейших задач эстетического воспитания подрас­тающего поколения — научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности. Эту задачу решают многие типы учреждений дополнительного образования: центры и дома творчест­ва, художественные студии, школы искусств, различные любитель­ские клубные объединения, а также школа и семья. Назначение учре­ждений дополнительного образования состоит в том, чтобы оказать детям и подросткам помощь в формировании и закреплении эстетиче­ских чувств и потребностей, способствовать расширению их сферы в процессе художественно-творческой деятельности, организованного и неорганизованного общения.

Одна из основных задач эстетического воспитания — развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты. С этой целью в системе дополнительного образования используются разнообразные виды художественного творчества. Процесс формирования творческих способностей детей и подростков предполагает организацию художественного творчества на основе их природных задатков, запросов и интересов с учетом собственных склонностей и желаний.

Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусст­ва осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место среди которых занимают музыка, ли­тература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество. Подростки, в отличие от детей, имеют большой запас знаний. Они могут воспринимать и теоретиче­ские положения эстетики, вопросы теории и истории искусства. По­этому эстетическое воспитание невозможно без приобщения их к ми­ровой сокровищнице художественной культуры.

Важным разделом эстетического образования подрастающего поколения является также эстетика труда и быта. Формирование эсте­тических чувств, вкусов и потребностей происходит не только под влиянием искусства, но и под воздействием обыденных вещей, окру­жающих детей и подростков, той обстановки, в которой они находят­ся в школе и в учреждениях дополнительного образования.

В эстетическом образовании подрастающего поколения всех воз­растов эстетика поведения занимает одно из центральных мест. Это конечный результат воспитательных воздействий. Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в искус­стве. Решая конкретные задачи эстетического образования можно способствовать решению других задач духовно-нравственного разви­тия личности, то есть на практике может осуществляться комплекс­ных подход к воспитанию детей и подростков.

  1. Верб М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической куль­туры будущего учителя // Проблемы эстетического образова­ния и воспитания студентов педагогических институтов / Отв. ред. В.В. Кукшанов. Свердловск, 1981. — С. 3 — 10.
  2. Верб М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической куль­туры будущего учителя // Проблемы эстетического образования и воспитания студентов педагогических институтов / Отв. ред. В.В. Кукшанов. Свердловск, 1981. — С. 3 — 10.
  3. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьни­ков.— М., 1985.
  4. Основы эстетического воспитания. / Под ред. И.А. Кушаева. — М, 1986.238с.
  5. Третьякова З.И., Аничкин С.А. Подготовка учителя к эстети­ческому воспитанию: Методическое пособие. — Свердловск, 1975.80с.
  6. Эстетическое воспитание школьной молодежи / Ред. Б.Т. Лихачева, З. Зальмана. — М., 1981. 272 с.

Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования.

Учебное пособие. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. С. 18-20.

www.ckofr.com