Атмосфера ребенка в семье

Атмосфера в семье, создаваемая в разной степени всеми ее членами, может быть управляемой и специально контролируемой, или являться спонтанно сформированной. Тот психологический микроклимат, который царит в вашей семье, имеет принципиальное значение не только для фундаментального становления психики каждого, кто в этой семье живет, но и ложится в идеологическую основу каждого из ее членов. В гораздо большей степени конечно обстановка в семье влияет на детей, их вклад в семейную атмосферу не столь велик, как у взрослых, которые на основании своих жизненных взглядов принимают окончательные решения по многим вопросам. Но дети могут быть связующим звеном между двумя эгоистическими точками зрения своих родителей, если те в свою очередь несут за ребенка ответственность в полной мере, и это тоже вклад в атмосферу семьи, имеющий свой вес. За свою практику работы с семейными людьми и решения их семейных проблем, мне, конечно, приходилось сталкиваться с разными ситуациями, так или иначе отражающими для меня всю атмосферу, царящую в каждой отдельной семье.

Для меня вырисовываются обычно две позиции любой семейной проблемы, одна позиция подразумевает безрассудный эгоизм со стороны, или обоих супругов или кого-то в отдельности, и проблема при этом для них не является очевидной, с точки зрения их собственной в ней вины. Второй момент, это когда есть признание факта проблемы, с точки зрения существенности собственной в ней роли, и вопрос тогда уже встает иным образом, когда человек задумывается над тем, что лично ему надо сделать, для решения этой проблемы, сделать не с кем-то, а с собой. Личная роль в семейных проблемах и в целом в семейной атмосфере, на самом деле существенна, для человека неудовлетворенного той средой, в которой он находится, его собственная роль в ее формировании является определяющей. Она более определяющая, чем чья бы то ни было еще, ибо с одной стороны ваша роль во всем определяет и ваше отношение ко всему, а с другой стороны, ее понимание дает вам большие возможности. Если, допустим, жена недовольна своим мужем, или же муж недоволен своей женой, то на его состояние, равно как и на решение проблемы в целом, будет влиять не его собственная воля, а воля его жены, или на состояние жены и ситуации в целом, будет влиять виноватый во всем муж.

В общем, кто бы на кого не перекладывал ответственность, вместе с этой ответственностью перекладывается и контроль ситуации, контроль атмосферы в семье в целом. Зачем же самим себе руки связывать, перекладывая ответственность за все на других, ведь тогда и сделать ничего нельзя будет, тогда вы можете только ждать нужных вам действий от других людей, которые в этом не заинтересованы. Сделать так, как нужно именно вам, можете только вы, своими собственными руками, а прежде всего своей головой. Любой нормальный человек, заведший семью, сначала связав свою жизнь с другим человеком, а затем возможно и обзаведясь ребенком, а то и несколькими, разумеется хочет, чтобы в его королевстве все было прекрасно. Но для этого ведь важно целенаправленно создать в семье соответствующую благу, атмосферу, и собственный вклад в эту атмосферу самый значительный. Ответственность в этом деле имеет определяющее значение, ибо это закаляет силу и волю в человеке, как во взрослом, так и в ребенке. Что вы можете, если вы ни за что не отвечаете, насколько вы сильны, насколько вы устойчивы к любым внешним угрозам для вас и вашей семьи, если не вы за все в ней отвечаете? Какие разговоры вы ведете внутри своей семьи, к каким выводам они приводят вас и остальных, какова идиллия в вашей семье?

Все эти моменты, согласитесь не так сложно проанализировать и определить их, как наиболее приоритетные с точки зрения вашего на них воздействия, любая ваша идея, будет разделяться членами вашей семьи, но лишь в том случае, если она будет для них полезной. Если в вашей семье, бытует такая точка зрения, согласно которой государство виновато в ваших проблемах, или ваш начальник, или еще кто-нибудь, тогда вы становитесь пассивными наблюдателями этой жизни, а не активными ее участником и это вы прививаете всем членам своей семьи. Не удивляйтесь тому, что ваши дети, когда вырастут, будут пассивными, будут винить так же как и их родители во всем государство или других людей, включая своих собственных родителей. И в том будет не их вина, а вина той идеологии, которой их родители придерживались и которую внушали им. Помните, что в пустыне растут колючки, а на плодородных лугах, красивые цветы, кого растите, того и получаете, вот и все. Нет плохих мужей или жен, и тем более нет плохих детей, есть только мужья и жены, выращенные в определенной среде, в определенной атмосфере, и под воздействием определенной идеологии. И от того насколько эта идеология сильно сидит в человеке, будет зависеть его собственная идеология, которую он в свою очередь, будет внедрять уже в сознание своей семьи и своих детей.

Заразу можно передавать из поколения в поколение, но и сильные идеи, сильную позицию, также можно передавать своему поколению, создав в семье соответствующую атмосферу. Но главное, можно определить для себя, жизненную позицию, свою собственную, а не навязанную кем-то, и даже будучи слабым морально человеком, можно стать более сильным, только лишь отказавшись от идеологической позиции слабых. Вы конечно скажете, как же можно повлиять на уже взрослого человека, с которым вы связали свою судьбу, и который не хочет меняться ни при каких условиях, для которого его собственная семья, вообще не имеет ценности? С этим ко мне обращаются часто, и я конечно понимаю, что перекладывать ответственность за их проблемы, на тех, кто хочет чтобы я помог им кого-то исправить, дело не очень продуктивное. Однако и влиять на другого человека, тоже не очень продуктивно, давление к хорошему не приведет, тем более давление в семье, где все должно быть в рамках согласия и понимания. Вы создаете свою собственную атмосферу в вашем доме, люди в вашей компании могут чувствовать себя определенным образом, и ваша жена или муж, рядом с вами чувствуют себя так, как вы им позволяете себя чувствовать. Я бы мог сказать, что все дело в выборе человека, с которым вы связываете свою судьбу, это существенно вне всяких сомнений, но тем не менее, ваше влияние на того, кто находится рядом с вами, не менее важно.

Только вот это влияние, не является активным, это скорее пассив, вы создаете атмосферу, она является отражением ваших личностных качеств, и человек, чувствует себя в ней либо весьма комфортно, либо напряженно, угнетенно и подавленно. Ну как скажем, будет чувствовать себя жена, муж которой ей изменяет, разве она будет уверенной в себе женщиной, парящей на крыльях любви? Конечно же нет, это скорее будет раздражительная и подавленная женщина, недовольная всем и вся, и такая женщина уже не будет опорой для предавшего ее мужчины. Однако роль такой женщины, на самом деле тоже весьма существенна, не обязательно она стерва, которая пилит своего мужа и которая тем самым спровоцировала его измену, это может быть вполне милая и хозяйственная женщина, каждый вечер с любовью ждущая своего мужа домой с работы. Но для бессознательного ума, даже такая благоприятная домашняя атмосфера, способствует росту его эгоизма и вседозволенности, когда хочется большего, в ущерб тому, что уже имеешь. Здесь нет чьей-либо вины, здесь есть роль, каждый которую себе выбирает сам и каждый решает, чем все лично для него должно закончиться, с точки зрения его собственного воздействия на ситуацию. Говорят, что от хорошего мужчины жена никогда не уйдет равно как и от хорошей жены не уйдет муж, но разве это применимо к тем, кто не осознает того, что жена или муж у них хорошие?

На самом деле это понятие, можно отнести к необходимости, то есть скажем не всякой женщине, действительно хорошей, преданной и заботливой, нужен такой же муж. В браке всегда будет одна сторона несколько выше другой, в интеллектуальном и нравственном смысле, тем более сейчас, когда у нас так много межкастовых браков, а само понятие касты, вообще практически не обсуждается. И поэтому когда речь идет о ситуации в семье, в которой один из супругов ведет крайне безответственный образ жизни, согласно своему воспитанию и той среде, в которой он или она выросли, то роль второго супруга или супруги, выходит на первый план. Человек может совершенно не осознавать ошибочности своего поведения, бессмысленности своей позиции в жизни, может совершенно не видеть того, что в настоящий момент у него есть. И если до него невозможно докричаться, то только та атмосфера, которую вы вокруг него создадите, может либо способствовать его, или ее осознанию большего, либо вынудит вас отказаться от такого человека, как, от не ценящего вас человека. Здесь вся ответственность за семейный микроклимат, ложится на более осознанного члена семьи, который либо в силах помочь другому увидеть и понять, либо он будет тащить свой крест по своей же собственной воле, и этот крест – собственная слабость, а не другой человек.

И не надо поспешно причислять себя к сознательным людям, даже более или менее, если вы не видите своего собственного эгоизма, который может быть запредельным, и который может также лежать в основе ваших семейных проблем. Поэтому обязательно, в любой ситуации, вам необходим в первую очередь собственный самоанализ, дабы выявить все моменты вашей собственной вины во всем, что происходит в вашей семье, за всю царящую в ней атмосферу. Самоанализ должен строиться на исключительно критическом к себе отношении, это не проблема для более или менее сознательных, а следовательно и сильных людей. Что лично вы не доглядели и чего вы не сделали или что вы сделали, но не так, что в результате привело к тому, что вы имеете в настоящий момент. Понимаете, фокусировка вашего внимания, целиком и полностью должна быть направлена на вас самих, но ни в коем случае не на другого человека. Дабы в вас не возникало противоречивых мыслей, из-за тех точек зрения, с которых я подхожу к вопросу роли человека в своей семье, поймите, все это делается по вашему собственному желанию. Я не сторонник того, чтобы один человек, нес на себе крест другого, и если ваш брак привел к ситуации, в которой одна из сторон явно не понимает сути семейной жизни, вам необязательно ставить человека на путь истинный, потакая его безрассудству.

Просто не надо на эмоциях и на повышенном эгоизме, принимать решения о вашей безукоризненной правоте, я именно по этой причине, так осторожно все это вам рассказываю. Я понимаю, что на мне может лежать очень большая ответственность за решения многих из вас в отношении своей семьи. С семейными проблемами ко мне сейчас обращаются многие, и мало кто вообще смотрит на свою собственную роль в формировании атмосферы в семье, которая может способствовать возникновению самых разных проблем. Я не хочу, чтобы из-за необдуманных вами, ваших решений, основанных на моих словах, неудачи преследовали вас по жизни, ибо если вы ошибаетесь в своем отношении, тогда вы причина собственных проблем, и куда бы вы не пошли, с каким человеком вы не заводили отношений, вы будете создавать проблему для себя и для других, ибо в таком случае, вы и есть проблема. Особенно мне жалко детей, жалко не в том смысле, что их жизнь может быть обречена из-за эгоистической атмосферы в их семье, не факт, иной раз это наоборот закаляет, здесь все зависит от характера ребенка, на который влияют множественные факторы. Но мне известно насколько беспомощными могут быть дети, насколько они беззащитны перед глупостью и эгоизмом своих родителей, в результате которых, для них могут быть закрыты двери в счастливую жизнь. И если прекрасный цветок вянет в неблагоприятной для себя среде, это всегда печально, чисто по-человечески.

Поэтому с одной стороны, никто конечно не обязан терпеть и способствовать своим терпением усиливающемуся эгоизму другого человека, но и принимать решения на горячую голову, основываясь на твердом мнении о собственной правоте, я бы тоже не советовал. Вы находитесь на определенном уровне развития, я нахожусь на определенном уровне развития, другие люди находятся, на различных уровнях развития и мир мы созерцаем именно исходя из своего личного уровня развития. Уровень, о котором я говорю, это общий уровень, который формируется из ваших интеллектуальных, моральных, нравственных и культурных особенностей, а также прочих личностных качеств. Это уровень, характеризующий вас как личность в целом. Разумеется и атмосфера создаваемая вами, будет аналогична вашему уровню развития, той степени ответственности, которым вы обладаете будучи на этом уровне, и вашим ценностям, которых вы придерживаетесь. Самое-то интересное, что во всем этом есть, так это неадекватная точка зрения как в отношении себя, так и в отношении других, она ведь также является вашим личностным качеством, основанным на вашем уровне развития. Это своего рода ловушка, в которой находится человек, ибо чем он глупее, скажем так, чтобы было более понятно, тем больше он о себе мнит.

Он считает, что во всем всегда прав, что он все знает и все понимает, и естественно считает свой взгляд на жизнь трезвым, более трезвым, чем у кого бы то ни было. Поэтому-то в разного рода священных писаниях, говорится о смирении, как о пути к знаниям и пути к осознанности, ибо упертость в свою собственную глупость, не позволяет этого сделать. В нашем обществе мало кто вообще берется помогать таким людям, как видите, в нем наоборот нужны максимально неадекватные люди, на которых можно влиять примитивными методами, и использовать их по своему усмотрению. Но ведь никто из нас не может в таком случае с полной уверенностью сказать, что он-то, точно человек высокоразвитый и адекватный, я во всяком случае не берусь этого в отношении себя утверждать. Люди, которые производят на вас впечатление своей уверенностью, делают это исключительно исходя из вашей неуверенности в себе и вашей неадекватности, следовательно, если вы тянетесь к сильному, но не видите, что сильны сами, тогда вы находитесь на низком уровне развития, примите это как факт, с которым вам надо работать. Поэтому если подобное поведение в вашей жизни, имеет место быть, тогда сами подумайте, насколько ваше семейное положение, соответствует вам самим, ибо я-то твердо убежден в том, что каждый человек имеет то, чего он на самом деле заслуживает. Вот скажите, как оно получается, аккуратно подвел нас к собственному дерьму и ткнул нас в него носом.

Я понимаю, что это возможно не очень приятно слышать, однако с тем, что это перспективная позиция, вы я думаю со мной спорить, не станете. Ну какой подумайте смысл, ругать власть в своих бедах, или своего начальника, или мужа али свою жену, что это дает, только подсознательное чувство собственной беспомощности, в лучшем случае понимание собственной слабости, с которой приходится мириться. Я же предлагаю вам взглянуть на все с точки зрения вашего участия во всем, а не просто смотреть кино про свою жизнь и в частности про свою семью. Что лично вы можете сделать, какие бы проблемы в вашей семье у вас не были, чтобы ваша жена или ваш муж, или непослушный ребенок, не под вашим давлением и эгоистическим напором стали такими, какими вы хотите их видеть, а чтобы они выросли в глубоком смысле этого слова, рядом с вами? Знаете такую поговорку: “Не ищите женщину, ищите деньги, тогда женщина сама вас найдет”, и это правильно, ибо если вы цветок, пчелы к вам сами слетятся, а если вы куча сами знаете чего, то кроме как мух, вокруг вас никто летать не будет. И атмосфера в семье, собственно возвращаясь к сути нашей с вами в данный момент теме, будет смердеть исключительно из-за вашего присутствия, потому что если вы не достаточно сильны, чтобы в вашем доме царили любовь и уважение всех ко всем, если вы не сильны настолько, чтобы все в вашей семье чувствовали себя сильными, простите, чья же в таком случае это вина?

Нет такой обязанности, как я уже сказал, тащить кого-то за собой вверх, но вот вытащить себя, на новый уровень, я бы сказал, что это наш долг перед самими собой. Ищите в себе изъяны, почему вы имеете то, что имеете, почему вы не контролируете того, что хотите контролировать, в чем вы слабы и чего вы не понимаете. Эта позиция поможет вам исправить любую ситуацию в своей жизни, такой подход принципиально изменит вашу жизнь, и позволит не только установить необходимую атмосферу в своей семье, но если понадобится в стране, а может быть и в мире. Ибо вопрос у вас всегда будет только один в таком случае – “Почему?”. Ответив на него, вам даже не понадобится задавать вопрос – “Как?”, ибо если вдуматься в его суть, то это идиотский вопрос, потому что можно, как угодно, хоть с песней на устах, хоть раком-боком, если знаете что делать, то делайте. Но нам с вами приходится иметь дело с этим вопросом “Как?”, что и свидетельствует о нашем недостаточно высоком уровне развития, я, вы, мы часто задаемся этим вопросом. Если вы мне говорите о том, что вы знаете и понимаете, но не можете, то простите великодушно, но вы не понимаете и не знаете ничего, ибо вопроса “Как?” у вас в таком случае не возникало бы.

Мы ведь с детства с вами слышали об ответственности, но разве это дает нам право утверждать, что мы знаем и понимаем, что это такое – “Ответственность”, во всей глубине понимания этого определения? Ведь непонимание этого, по сути и приводит нас к тому, что мы это часто слышим в своей жизни. Если я говорю вам об ответственности, то я не уведомляю вас о наличии этого качества как такового, я указываю вам на проблему в вашей ситуации, связанной с этим качеством. Атмосфера в семье, прекрасный показатель того, какими личностными качествами обладают люди, которые ее создали и на каком уровне развития они находятся, учитывая, что они нашли друг друга. Человек рядом с вами, практически является вашим отражением, не обязательно вы такой же, нет, вы можете быть разными, но достойны вы в данный момент именно того, кто рядом с вами. Причем, что самое интересное, часто личностный рост, не столько способствует смене человека рядом с собой, сколько его росту рядом с вами, в той атмосфере, которая начинает формироваться вокруг вас и рядом с вами.

Надеюсь вы меня не столько поймете уважаемые читатели, сколько примите все, что я здесь написал, ибо даже незначительного примера действенности моих слов, будет вам достаточно, чтобы осознать их истинность. А уж если вы осознаете не только правильность моих слов, но и того, к чему они вас побуждают, то вы многое в своей жизни измените. Я был бы очень рад, если бы каждый из вас обрел свое счастье. Ведь это доказательство духовной силы человека, который радуется в том числе и тому, что другим людям хорошо. Ведь это так здорово, быть счастливым от всего, что есть в этой жизни [или почти от всего], в том числе и от счастья других людей. Так жизнь воспринимается гораздо лучше. Любите себя и свою семью, дорожите тем, что важно для вас, заботьтесь о дорогих вам людях.

psichel.ru

Атмосфера ребенка в семье

7. Ребенок в семье. Права ребенка

Одной из главных целей создания мужчиной и женщиной семьи является рождение и совместное воспитание детей. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима: семейное воспитание является наилучшей формой воспитания ребенка, которую знает человечество. Семью невозможно заменить никакими другими социальными институтами или общественными учреждениями. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает атмосфера внутри семьи.

Социологи выделяют три достаточно устойчивых варианта семейного воспитания:

1) детоцентристское, сутью которого является позиция всепрощения по отношению к детям, ложно понимаемая любовь к ним;

2) профессионалистское, в рамках которого наблюдается своеобразный отказ родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах;

3) прагматическое, т. е. воспитание, целью которого является выработка у детей «практичности», умения «устраивать свои дела», ориентация их прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды.

Правовые основы взаимоотношений родителей и детей закреплены в нормах семейного законодательства.

Определение понятия «ребенок» содержится в п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ: ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Правам несовершеннолетних детей посвящена отдельная глава кодекса. Основная цель этой главы — не допустить дискриминации ребенка в семейных отношениях. Другим документом, закрепляющим права детей, служит Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г., участницей которой Россия является с 1990 г. Конвенция представляет собой часть российской правовой системы, хотя ее нормы и не были инкорпорированы во внутреннее законодательство и подлежат непосредственному применению. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную рядом прав и способную в той или иной степени осуществлять и защищать эти права. Такой же подход к проблеме прав ребенка закреплен и в нормах Семейного кодекса РФ.

Ст. 47 Семейного кодекса РФ гласит, что основа шгем возникновения родительских правоотношений является происхождение детей от родителей, уста-новленное в законном порядке. Документами, удос-товеряющими происхождение, являются запись лиц в качестве отца и матери ребенка в органах загса и свидетельство о рождении ребенка. Независимо от того, родился ли ребенок в зарегистрированном араке или вне его. он обладает всеми правами, предоставленными ему семейным законодательством. Каждый ребенок в соответствии с конвенцией имеет право на сохранение своей индивидуальности. Индивидуализирующими признаками являются имя, фамилия, гражданство, семейные связи.

Имя дается ребенку по соглашению между родителями. При этом родители вправе дать ребенку любое имя, которое они пожелают. Если родители не могут прийти к соглашению относительно выбора имени и фамилии ребенка, спор между ними разрешается органами опеки и попечительства. Отчество ребенка определяется именем отца. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенка решается по соглашению между ними, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Если отцовство в отношении ребенка не установлено, то имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного по указанию матери в качестве отца, а фамилия — по фамилии матери.

Родители вправе изменить имя и фамилию ребенка только до достижения им 16-летнего возраста. Причем, если ребенок достиг возраста 10 лет, изменение его имени или фамилии невозможно без его согласия — это положение является важнейшей гарантией права ребенка на сохранение своей индивидуальности. По достижении 16 лет лишь сам ребенок может в обычном порядке, предусмотренном для изменения имен и фамилий, ходатайствовать об их изменении.

Ст. 12 Конвенции и ст. 57 Семейного кодекса РФ предусматривают право ребенка свободно выражать свое мнение. Законодательство не содержит указа-ния на минимальный возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом. В конвенции закрепле-но положение, что такое право предоставляется ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды. Следовательно, как только ребенок достигнет достаточной степени развития для того, чтобы это сделать, он вправе выражать свое мнение по любым вопросам, затрагивающим его интересы. С этого же времени он имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, непосредственно его касающегося. В зависимости от возраста ребенка его мнению придается разное правовое значение.

Другим важнейшим правом ребенка является его право на семейное воспитание, предусмотренное п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ. Это право прежде всего заключается в предоставлении ребенку возможности жить и воспитываться в семье.

Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями, за исключением ситуаций, когда это противоречит его интересам, в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. В соответствии со ст. 10 конвенции государства-участники обязаны содействовать воссоединению разъединенных семей. Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать своих родителей. Это право может быть ограничено в ряде случаев, когда получение сведений о родителях не представляется возможным (например, ребенок был найден).

Ребенок имеет право на заботу со стороны родителей, обеспечение интересов и уважение его человеческого достоинства. Ребенок вправе общаться со своими родителями, в том числеи отдельно, если онипрекратили супружеские отношения.

Право ребенка на семейное воспитание включает в себя также право на общение с членами расширенной семьи: дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и иными родственниками. Это право сохраняется и в случае расторжения брака между его родителями или признания их брака недействительным.

Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (арест, болезнь, несчастный случай), имеет право на общение с родителями и иными родственниками. Отказ в контакте с близкими возможен только при наличии серьезных оснований.

Имущественные права ребенка регулируются гражданским законодательством. Согласно ему, родители не имеют права собственности на имущество детей. Однако если они проживают совместно, то вправе владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Никакого особого правового режима для собственности родителей и детей не существует.

Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов. Ребенок имеет право на получение от родителей и других родственников содержания в порядке, предусмотренном законодательством об уплате алиментов. Право собственности на суммы полученных алиментов, пенсий и пособий также признается за ребенком. Однако право распоряжаться этими средствами в интересах ребенка принадлежит его родителям или лицам, их заменяющим. Они должны расходовать эти средства на содержание, воспитание и образование ребенка. Иногда родитель, выплачивающий алименты, считает, что они расходуются другим родителем не по назначению. В этом случае родитель-плательщик вправе обратиться в суд с требованием о зачислении алиментов (но не более чем 50%) на счета, открытые на имя ребенка в банке.

Гражданское законодательство определяет и пра-во ребенка самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Оно зависит от возраста ребенка и, следовательно, от объема его дееспособности. При управлении имуществом ребенка родители обладают теми же правами и несут те же обязанности, которые предусмотрены гражданским законодательством для опекунов.

Большинство из перечисленных выше прав не только провозглашены в законе, но подкреплены санкциями за их нарушение. Гарантией их осуществления является право ребенка на защиту этих прав лично или через своих представителей.

Ст. 56 Семейного кодекса РФ закрепляет положение, согласно которому обязанности по защите прав ребенка возлагаются на его родителей, законных представителей, а также органы опеки и попечительства.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

В Семейном кодексе закреплено право ребенка непосредственно обращаться за защитой от злоупотреблений со стороны родителей и иных законных представителей. Если указанные лица нарушают права и интересы ребенка, не осуществляют своих обязанностей по воспитанию, содержанию, образованию ребенка, унижают его достоинство, нарушают право на выражение собственного мнения, ребенок может самостоятельно обратиться за защитой в органы опеки и попечительства. Никаких возрастных пределов для такого обращения не установлено. Ребенок, достигший 14-летнего возраста, вправе при нарушении его прав со стороны родителей или законных представителей непосредственно обратиться в суд.

Однако часто дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, не только не обращаются за защитой своих прав, но и стараются скрыть факты таких злоупотреблений из-за боязни, что их отберут у родителей и поместят в детские учреждения. В связи с этим законом установлено, что все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны немедленно сообщать об этом органу опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

www.e-reading.club

Атмосфера дружбы в семье

Роль родителей в жизни ребенка и в формировании его личности необычайно велика. Методы воспитания, атмосфера в семьи, взаимоотношения между родителями – все это влияет на мировоззрение ребенка и его восприятие мира и себя. Взаимоотношения с родителямиОсновная проблема, которая возникает в жизни подростков – это взаимоотношения с родителями. Каждый ребенок, достигший двенадцатилетнего возраста, входит в фазу взросления, которая сопровождается изменениями на психологическом уровне.

Семья. Конфликты. Дружба в Интернете — Русский язык

Конфликты в семье между подростками и родителями возникают на почве непонимания друг друга. Ссор можно избежать, если прислушиваться друг к другу и спокойно, доброжелательно обсуждать наболевшие проблемы. Родители должны лучше знать своего ребенка. А дети должны постараться доверять родителям. Взаимоотношения в семье строятся на доброте, взаимной заботе и умеренной строгости.

Разработка родительского собрания "Атмосфера жизни в семье…"

Провела: Гаврилина Н.А. Создание оптимального доброжелательного и благополучного климата в семье для ребенка .Повысить уровень педагогической культуры родителей.Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.Создать условия для обмена семейным опытом.Обсудить наиболее актуальные проблемы воспитания.Структура:

Семейная атмосфера [1989 Кочетова А.И. — Начала семейной…]

Любящие родители желают создать для своего ребенка наилучшие условия для развития и воспитать его высокоморальным и добропорядочным человеком. Логичными становятся вопросы: «Как же нужно проводить процесс воспитания своего малыша? Какую же психологическую атмосферу в семье необходимо создать для нормального психологического развития ребенка?».

Атмосфера в семье и развитие детей | Все о детях, все для…

Ни для кого не секрет, что атмосфера в семье влияет на характер, поведение и развитие детей. Для нормального развития детей, нужна атмосфера внимания, заботы и любви. Благоприятная атмосфера в семье – это когда в равной мере удовлетворяются два таких типа потребностей, как контроль и привязанность.

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями Семья – величайшая ценность, созданная человечеством за весь период его существования. Центром воспитания подрастающего поколения была и остается именно семья. Пример старшего поколения: родителей, близких людей влияет на формирование жизненного опыта детей. Только эмоционально уравновешенные и любящие родители формируют у ребенка доброе и заботливое отношение к людям.

Психологический климат в семье и его влияние на отношения

Такое понятие, как психологический климат в семье, редко бывает на слуху. А вы когда-нибудь задумывались, почему распадаются, казалось бы, крепкие браки? Вы уверены, что ваша семья не находится под угрозой разрыва? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, вам стоит понять, что такое социально-психологический климат в семье.

«Атмосфера хорошей семьи — легкая и радостная» | Матроны.RU

Добрая семейная атмосфера. Уют, порядок и готовый обед; Добрые отношения между членами семьи; Вклад каждого в общее семейное дело; Семейные праздники. Слайд 4 из презентации «Взаимоотношения в семье» к урокам обществознания на тему «Отношения в семье» Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg.

Семья и дружба. Вредят ли друзья семье? | Журнал "Фармацевт Практик"

Семья – это душевное тепло и радость общения с самыми родными людьми, а еще – нелегкий груз ответственности, рутинных обязанностей, разного рода проблем и неурядиц. И кто как ни друзья могут нам помочь, оказать психологическую поддержку или просто дать возможность от всего отдохнуть. Дружба повышает нашу самооценку, дает чувство защищенности и уверенности в том, что мы никогда не будем одиноки. К сожалению, случается и так, что друзья оказывают не самое лучшее влияние на нашу семейную жизнь. Почему так происходит?

Атмосфера дружбы в семье

А когда детей несколько, то становится гораздо сложнее научить их любить семью, друзей, себя, уважать людей, быть самостоятельными, помогать другим. Тут одного попробуй воспитать целостной личностью, а когда детей двое — вообще можно сойти с ума. Но, на самом деле, не все так сложно и печально. Прежде всего, если у вас хорошие отношения с мужем или женой, то вы показываете самый важный пример своим детям. Они видят любовь, заботу друг о друге и нежность, перенимают эти качества и используют их в жизни.

Женщина плюс мужчина. Познать и покорить

Эмоциональные отношения супругов, как правило, проходят последовательно пять стадий. Они испытываются и мужем и женой, но для определенности опишем их в женском восприятии, поскольку у женщин эмоции проявляются более рельефно. 1) Первая стадия — период глубокой страстной влюбленности человека, когда он полностью находится под влиянием положительной установки («герой»): супруг безраздельно занимает все внимание, окрашивая собой в радужные тона восприятие действительности, не покидая ни на минуту сознания любящего человека.

Совет 1: Атмосфера дружбы в семье

Разработка родительского собрания "Атмосфера жизни в семье как показатель нравственности ребенка"

Выбранный для просмотра документ Атмосфера жизни в семье как показательнравственности ребенка.doc Цель: Формировать у родителей убеждение в необходимости поддержания психологического комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности; дать рекомендации по созданию эмоционально благоприятной семейной атмосферы.

«Атмосфера хорошей семьи — легкая и радостная»

О самых распространенных трудностях в браке мы побеседовали с Наталией Владимировной Ининой, практикующим психологом, сотрудником факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, преподавателем факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова. Наталия Владимировна, существуют ли какие-то признаки, по которым уже в начале отношений можно судить о том, что они не сложатся? Другими словами, какое начало предвещает неизбежный конец?

www.chsvu.ru

“Ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог.»

Когда мы слышим слово «атмосфера», сразу представляется космос, земля, моря и океаны, воздух, которым мы дышим и без которого не представляем своего существования. Да, и это все верно, Бог настолько чудно сотворил весь мир, что не перестаешь удивляться Его мудрости и разуму, вложенному в Свое творение.

Для всего живущего Он создал свою атмосферу или среду обитания: рыбки плавают в воде, птичкам нужен воздух, деревья, где они могут гнездиться, зверям—лес, где они могут укрыться и строить свои норы. Теплолюбивые животные живут там, где тепло и, наоборот, животные с длинной шерстью и густым мехом могут жить в самых холодных точках земли. Для каждого растения Бог тоже предусмотрел свой климат и свое место: в пустыне не растут деревья, а в лесах не растут кактусы: не та среда обитания, не та «атмосфера».

Наш Бог—чудный Бог, Он так же предусмотрел идеальную «атмосферу» для семьи—это Едемский сад, в который Он поселил первую чету—Адама и Еву. Посмотрим в Первоисточник, как это было: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которго создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском чтобы возделывать его и хранить его.» Быт.2:8-9,15. Атмосфера была прекрасная: климат—хороший, еды—сколько угодно, но одному Адаму, даже в этих идеальных условиях, было плохо, ему нужен был»соответственный помощник», Ева. «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку». Быт.2:21-22. «И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.» Быт.1:28. «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.» Быт.2:24-25. Идеальные условия для жизни семьи: ежедневное общение с Богом, красота Едемского сада, вкусные и питательные плоды. Стих о том, что Адам и Ева «были оба наги» говорит об их отношениях, о том, что они были абсолютно открыты друг для друга: духовно, душевно и физически; никакой тьмы, мрака и греха не было в их отношениях, они полностью понимали и крепко любили друг друга. Они работали в саду: Бог дал им задание «возделывать и хранить » Едемский сад. Адам и Ева были венцом творения, они владычествовали над всеми рыбами, птицами и животными, они обладали всей землей.

После грехопадения «атмосфера» жизни Адама и Евы резко изменилась: соделанный грех разделил их с Богом; вместо красоты Едемского сада они получили тернии и волчицы, а вместо сочных плодов—«в поте лица» добытый хлеб. Отношения их друг к другу тоже потерпели крах: ушла открытость, остались лишь взаимные обвинения.

Они так же продолжали трудиться, но сейчас их работа не приносила им радости и удовлетворения. Они забыли, что созданы владычествовать над всем Божиим творением, они стали бояться всех Божиих «тварей», страх и разделение вошли в их жизнь. Грехопадение повлияло не только на настоящее Адама и Евы, но, в еще большей степени, на их будущее, на их потомков: Каин убивает своего родного брата, Авеля. Быт.4:8. Атмосфера зла и греха многократно увеличивается в следующих поколениях. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и возскорбел в сердце Своем.» Быт.6:5-6. Картина довольно-таки угнетающая, не правда ли?

Но были люди, которые жили «атмосферой » Едемского сада и в это развратное время. «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» Быт.6:9. «В роде своем» , т.е. его родители и прародители воспитали его в атмосфере святости, а он, в свою очередь, научил этому свою жену и детей. Это была семья, преоритетом которой была «праведность, непорочность и хождение перед Богом». Их образ жизни повлиял на их настоящее: они были спасены; на их будущее: спаслись их сыновья и невестки и все человечество в их лице. Вот это подвиг!

Еще один прекрасный пример из Библии воспитания в хорошей «атмосфере»—маленькая девочка, служанка Неемана. Казалось бы, ребенок, захваченный в рабство, какие чувства должны были бы переполнять ее?—ненависть и страх. Но мы видим, что в этой маленькой девочке живет любовь, смелость и огромная вера в Бога, причем силе ее убеждения можно позавидовать—ей поверил такой большой человек, Сирийский военачальник!, а часто ли мы обращаем внимание на слова наших детей? 4-я Царств, 5 глава. Есть чему поучиться нашему поколению у таких героев веры!

Какие же примеры мы можем привести из нашей жизни, какая «атмосфера» преобладает сегодня в христианских семьях? В один дом зайдешь, чувствуешь—напряжение в воздухе висит, гроза вот-вот разразится, молнии сверкают, отношения натянутые, нервозность в общении. Вроде бы внешне все нормально, но не знаешь, что сказать, где стать, куда сесть. Потом выходишь на улицу и с облегчением вздыхаешь, как будто освободился от чего-то. В другой дом заходишь, а уходить из него совсем не хочется, просто чувствуешь—классная «атмосфера», солнечная и теплая! Родители с детьми совершенно просто общаются, искренне и весело. После таких домов на душе всегда хорошо становится, радуешся, что есть такие семьи! Побольше бы! В Минске я работала на Полиграфическом комбинате, мы выпускали книги. У нас была одна заказчица, до сих пор ее помню. Вот она только заходит в кабинет, «атмосфера» сразу накаляется, у всех нервозность начинается. Все вдруг начинает падать из рук, все начинают ссорится и кричать друг на друга, а она—больше всех. Правда от этого качество ее книг лучше не становилось, а скорее наоборот, брака было больше, чем у других заказчиков. Вот и мы часто думаем что криками и постоянными придирками можем кого-то исправить или изменить ситуацию к лучшему, а на самом деле это всегда влияет отрицательно, особенно на детей. А потом вырастают наши дети, уходят в мир, а мы досадствуем: Америка испортила наших детей, с плохой компанией связался, школа плохая, Церковь не научила. Нет, нет и нет! просто плохая «атмосфера» в доме, «атмосфера вне Едемского сада»!

В других домах—«азоновые дыры», молчат супруги днями, неделями, как будто дали обет молчания. А у некоторых начинается «хьюмит»—повышенная влажность, всем все равно, ничего не хочется делать, лень дома убрать, лень Церковь посещать, думать, и то лень. Что уж говорить, какие последствия могут быть от этого синдрома! Смех сквозь слезы.

Но почему так происходит в христианских семьях? Ведь Иисус Христос Своей смертью и воскресением искупил мир от греха! Христианам намного легче жить в «атмосфере» Царства Божия, чем Ветхозаветним героям веры. У них не было победы Иисуса Христа, у них не было Духа Святого, но у них была вера и стойкость! Сегодня Великий Бог по Своей любви и милости дал человечеству возможность через Иисуса Христа вернуть «атмосферу» Едемского сада или Царства Божия в каждый брак и в каждую семью! Иисус искупил не только нас лично, но и наш брак, наши отношения. «Царство Божие—это праведность и мир и радость во Святом Духе.» Римл.14:17.

Праведность—это правдивость, честность, прямота и открытость в отношениях с

Богом и друг другом (это та же «нагота» в Едемском саду). Из праведности вытекает мир, уходит страх и осуждение. Пребывание во Святом Духе, общение с Богом приносит радость в сердце, а значит в наш дом, в нашу семью.

Супруги, проверьте «атмосферу» своей семьи сегодня! Может быть, вы уже давно не открывали окна и с трудом дышите спертым воздухом? Общение с Духом Святым приносит свежесть в наши отношения, пригласите Его в свой дом. Может быть, вы своим поведением перекрыли кислород своей жене(мужу), детям? Может быть, они боятся слово сказать в твоем присутствии и ждут, когда же папа(мама) уйдет на работу? Лучше пусть они ждут с нетерпением твоего возвращения домой! Обычно люди, долго находясь внутри помещения, свыкаются со специфическим запахом, который присущ каждому дому, и не чувствуют его. И только выйдя на улицу, подышав свежим воздухом, при возвращении домой можно уловить своеобразный запах своего дома. Библия, Слово Божие пусть станет для тебя свежим воздухом, подышав которым ты сможешь увидеть пробелы в своей жизни. Часто мы настолько привыкаем жить в «непроветренном» помещении, что забываем, что такая «атмосфера » вредит не только нам, (а нам она очень сильно вредит), но и нашему будущему, нашим детям или даже внукам. Почему наши дети должны страдать оттого, что Царствие Божие еще до сих пор не пришло в наш дом? Иисус отвечал фарисеям, которые спрашивали Его о Царстве Божием: «. не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царство Божие—внутри вас» . Лук.17:20-21. В молитве «Отче Наш» мы молимся: «Да придет Царствие Твое!», давайте действительно возжаждем Царства Божия в наши семьи! Если наши дети не почувствуют внутри нас «атмосферу» Царства Божия, им потребуется намного больше усилий, чтобы самим войти в Царствие Божие; и представте, как будет обидно и больно, если кто-то из них не сможет туда войти из-за лицемерия своих родителей, которые, называясь христианами, жили другой жизнью. Мы можем изобразить «атмосферу» Царства Божия в Церкви, на работе (это немного труднее), перед чужими людьми, но дети наши—очень тонкие психологи, их не проведешь. Они четко знают, где фальш, а где правда. Ответственность за «атмосферу» в доме несут муж и жена!

Если у вас отсутствует ежедневное общение с Богом, если в ваших отношениях нет открытости, чистоты и понимания, а наоборот, вы постоянно обвиняете друг друга; если вы не работаете над созиданием своей семьи и не охраняете ее; если в вашей жизни присуствует страх и дискомфорт; если вы заботитесь об удовлетворении себя и забываете о своих ближних; если все ваши усилия направлены на создание материальной базы и вы забываете о духовной пище—это все симптомы «атмосферы вне Едемского сада». Если вы обнаружили даже некоторые из них в своем браке, покайтесь и откажитесь от них!

Первый шаг перехода в»атмосферу» Царства Божия—это осознание того, что мы находимся вне ее и покаяние в этом. Нам необходимо ежедневное общение с Господом, т.е. совместная молитва супругов, и изучение Его Святого Слова. Дух Святой приносит радость в наши сердца и свежесть в наши отношения. Еще один важный шаг—иметь чувство благодарности Богу и друг другу. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» 1-е Фесс.5:18. И не только иметь это чувство, но так же и благодарить конкретно за какие-то действия, например, за вкусный суп или починенную машину. Царство Божие—это 1) праведность, поэтому нам нужно стать праведными людьми—честными, правдивыми и искренними, в отношении супругов не должно быть никаких тайн и недомолвок. 2) мир: «Старайтесь иметь мир со всеми. «, а особенно с мужем или женой. помните, что всегда легче предотвратить ссору, чем ее потом остановить. 3) радость: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.» Фил. 4:4. Радость—это состояние нашего сердца, это не кратковременное счастье от какого-либо события, это радость в Господе. И еще очень важный момент: Бог заповедал «возделывать и хранить». Не жалейте своих сил, времени и здоровья, вложенных в свою семью, в мужа-жену, детей. На невозделанном поле растут одни сорняки, не для этого предназначена ваша семья! Больше времени проводите вместе, пусть будут общие интересы, поездки, игры, пусть просто вам будет хорошо вместе. Храните: вы должны знать, чем занимаются ваши муж-жена, дети. Не позволяйте им увлекаться «грешными игрушками», четко обьясните что такое грех, научите с детства ваших детей делать правильный выбор!

Да благословит вас Бог и да придет Царство Его во все Христианские семьи!

myhome-sweethome.com

Атмосфера в семье

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

По утверждению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: ее материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям.

Недостатки семейного воспитания могут быть вызваны следующими причинами: неполная семья; конфликтная атмосфера в семье; наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребенка («Мой святой долг — одеть, обуть, накормить, а остальное — дело школы»); при полном внешнем благополучии семьи — авторитарные методы воспитания; излишняя порочная родительская любовь и т. п.

Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни очень существенно, а на это зачастую обращают слишком мало внимания при воспитании. Очень часто родители полагают, что ребенок — их достояние, их собственность, с которой они могут поступать совершенно безотчетно, как с вещью. Только в том случае они склоняются признать за молодым человеком его личную неприкосновенность, когда он в состоянии жить своим трудом. Причем такое отношение в некоторых семьях распространяется на детей, которые являются студентами. Но такое отношение к ребенку совершенно неправильно, и ничего подобного допустить нельзя, родители обязаны содействовать развитию человека. Обязанность эта истекает из их прошедшего, они в свое время пользовались тем же, пользовались поддержкой своих родителей, поэтому отдают только свой нравственный долг своему потомству.

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку возможность самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние.

Главное требование к семейному воспитанию — это требование любви. Очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Постоянный глубокий психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Воспитание детей в семье необходимо строить на принципе равенства позиций родителей и детей. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.

Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания! Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в наших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации нашей семьи, нашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Родители должны быть авторитетом для своих детей (2). Главным основанием родительского авторитета является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если они сами всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет. Дело отца или матери должно выступать перед ребенком как серьезное, заслуживающее уважения дело. Заслуги родителей в глазах детей должны быть прежде всего заслугами перед обществом, действительной ценностью, а не только внешностью.

Буева выделяет несколько симптомов «болезни» сегодняшней российской семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность. И самое страшное, по мнению психологов — отсутствие понимания между детьми, родителями и стариками.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

1. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

2. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

3. Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

4. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

5. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Ребенку нужны оба родителя- любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

“От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком”

Родителями не рождаются. Родителями становятся. Это естественный закон жизни. Человеческая история свидетельствует нам о том, что отправной точкой развития личности является жизнь в семье и отношения с родителями. “Одно из самых ответственных и священных призваний человека — быть отцом и матерью».

Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.

Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье.

1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».

При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и

3) Разъяснение. Воздействие словом.

В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Воспитатель должен своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия.

Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка. В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться. И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», — писал В. А. Сухомлинский. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «… искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

9) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

От того как вы воспитаете ребёнка зависит ваша старость.

11class.21415s15.edusite.ru