Арт терапия с детьми младшего школьного возраста

Консультация для педагогов «Изотерапия с детьми дошкольного возраста детского сада»

Консультация для педагогов

«Изотерапия с детьми дошкольного возраста детского сада»

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. [1, c. 5]

Арт-терапия включает в себя:

Изо-терапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда [5, c. 11]. Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, свечи и т. д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами мы обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

При рисовании происходит:

-Расставание с негативными эмоциями и прорисовывание плохого события.

-Пережидание и усмирение ярости, гнева, злости.

-Развитие воображения, творческих способностей, мелкой моторики. [4, c. 27]

Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с младшей группы с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета («Виноград», «Козлёнок», «Осенние кусты», «Укрась ёлочку» и др.) . Позднее учили рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования («Два весёлых гуся», «Солнышко»). Интересна детям техника рисования «тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее [6, c. 41]. С 4 лет мы пользуемся техникой «тампонирование». В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Одуванчики», «Облака», «Елочки», забавные «Снеговики», «Цыплята». Со средней группы мы учимся рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы: «Чудесные бабочки», «Волшебное дерево», «Чудесный букет» [3, c. 86]. В старшей группе мы используем технику «Рисование свечой». Ребенок рисует свечой на бумаге, а потом акварелью закрашивает лист в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Интересная техника «Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами) ». На лист бумаги клеем ПВА, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Но больше всего в данном возрасте, детям нравится рисование мыльными пузырями. С большим интересом и желанием дети создают рисунки при помощи мыльных пузырей. Это очень увлекательный процесс. Мыльные пузыри приносят много радости детям. Для рисования необходимо сделать следующее: добавить в любой мыльно-пенящийся раствор, акварельную краску. И затем через трубочки выдувать пузыри на бумагу. Рисование мыльными пузырями способствует развитию пространственного мышления, фантазии, зрительной памяти, пробуждает в ребенке интерес к творчеству. Красивая коллективная работа получилась «Подводное царство». [5, c. 67]

Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Результат педагогической работы с использованием изо-терапии будет заключаться в том, что дети могут самостоятельно справиться с запредельными эмоциями, воплотить в жизнь творческие замыслы, проявить познавательный интерес. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.

В ходе работы выявлена результативность и несомненная польза применения изо-терапии в работе с детьми в детском саду:

-устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса;

-у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;

-воспитывается чувство коллективизма;

-отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу) ;-на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;

-идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;

-уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя -агрессивность.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

1. Аметова Л. А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт. М., 2003. — 210 с.

2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» под ред. А. И. Копытина. — СПб., 2002. — 155 с.

3. Казакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей. — СПб. : КАРО, 2007. — 178 с.

4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб. : Речь, 2006. — 160 с.

5. Короткова Л. Д. «Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста». СПб. : Речь — 2001. — 109 с.

6. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие. — М., 2010.

Размер файла: 19 kB Загрузок: 0

schoolfiles.net

Статья «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Статья «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время в образовательном процессе в качестве основных приоритетов выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, забота о его психическом здоровье. Для этого необходимо осваивать новые эффективные методы и приемы, способствующие улучшению психического здоровья дошкольников. Одним из таких методов является арт-терапия. Через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия помогает снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться

Детская арт — терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка, но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.

Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик. Для методов арт-терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства (продукт творчества, сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами.

Арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие педагогические задачи:

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческое деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Показания для проведения детской арт-терапии:

• страхи; тики, заикание, навязчивости и др. ;

• частая смена настроения;

• задержки речевого и психического развития;

• трудности в школе, общении со сверстниками и/или взрослыми;

• возбудимости или апатичности;

• изменение места жительства;

• подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;

• потери родительского контроля над ребенком, непослушании.

• застенчивости и неуверенности в себе;

Основные принципы занятий арт-терапией:

1. Желание ребенка — основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Поощрение и благодарность ребенку.

3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.

4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия, рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т. е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

7. Главное — получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!

Какие бывают виды арт — терапии

Изотерапия — рисование цветным песком, марание, штриховка, каракули, рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами,рисование на мокрой бумаге, рисование мятой бумагой, резиновыми игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками, пальчиками на зеркале, на стекле и на бумаге, пластилиновое рисование;

• Цветотерапия — (хромотерапия) — это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. ;

• Сказкотерапия — это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться;

• Песочная терапия. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо;

• Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией;

• Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация;

• Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.

Занятия с помощью средств арт-терапии проводятся в индивидуальной и групповой форме, во время НОД, самостоятельной деятельности.

Важно, что для занятий арт — терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт — терапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи, на развитие познавательных и психических процессов, сенсорных навыков.

Рекомендации по применению методов арт – терапии

Для некоторых из вас арт – терапия еще безызвестная область, про которую вы мало слышали и слабо доверяете, может быть некоторые из вас, уже знакомы с арт – терапией, ее методами и особенностями, и, возможно, Вас уже захватил спонтанный, творческий, несущий радость переживаний дух данного метода. Безусловно, кроме творчества у данного метода масса преимуществ – и мы еще раз подчеркнем их.

• Занимаясь с детьми, помните, что их руки еще недостаточно развиты, они неловкие и неуклюжие. Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие или несформированность этих умений сердит и расстраивает, подскажите, помогите – как нужно правильно выполнять определенное действие, но, ни в коем случае не критикуйте.

• Если ребенок агрессивен — то в работе с ним стоит предпочесть — лепку. В этом случае рисунок будет только раздражать ребенка, а вот лепка, наоборот — успокоит.

• Всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры — карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочтительней краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.

Помните арт – терапия:

• помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру;

• помогает легче прожить период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – гнев, тревогу, обиду, резкий уход матери на некоторый промежуток времени и т. д. ;

• развивает сенсорные способности ребенка – ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности; обогащает социальный опыт ребенка, развивает коммуникабельность ребенка;

• арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность;

• помогает развить гармоничную, духовно развитую личность;

• вскрыть проблемы и недостатки в развитии и воспитания ребенка, его переживания и состояния, отношения с миром.

1. Арт-терапия [Текст]: хрестоматия / сост. и общая ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] / учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская – М.: Академия, 2001. – 248 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст]: учеб. пособие / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. — СПб.: Речь, 2003. — 400 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. — СПб.: ООО «Речь», 2002. — 310 с.

5. Практикум по арт-терапии [Текст] / под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.

6. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / Копытин А. И. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.

Арт-терапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Понятие арт-терапии Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной.

Арт-терапия с детьми дошкольного и школьного возраста Дидактическое пособие. Арт_терапия, МДОУ № 87 «Улыбка». г. Улан –Удэ. Воспитатель. Поплевина Л. Н. Искусство это удивительный инструмент для.

Фотоотчет о работе кружка «Ловкие пальчики». Пластилинография в работе с детьми дошкольного возраста «Волшебство с ребёнком вместе сотворим — в этом нам поможет пластилин!» Рисование пластилином — заиечательный по своим возможностям вид.

Игровая терапия, как основная деятельность в работе с тревожными детьми В отечественной психологии уже давно доказана необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития.

Использование арт-терапии в работе с детьми с ЗПР Модернизация дошкольного образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

Мастер-класс на тему: «Су — Джок терапия в работе с детьми» Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас в этом уютном зале. Тема моего мастер-класса «Су-Джок терапия в работе с детьми».

www.maam.ru

Коррекционно-развивающая программа «Арт-терапия для младшего школьника»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ленинская средняя общеобразовательная школа № 1»

«Арт-терапия для младших школьников»

педагог-психолог Л.С. Цабыбина

ПРОГРАММА ПО АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Арттерапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг.

Арттерапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арттерапии .

Занятия Арт-терапией способствуют:

Развитию креативности личности

Формированием образного мышления

Развитие мелкой моторики

Стимулирует творчество и осознание чувств

Помогает членам группы лучше взаимодействовать друг с другом

Формирование представлений о себе;

Осознание и выражение своих чувств

Занятия в количестве 30 часов включают в себя:

Изотерапия —воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи.

Игровая терапия — воздействие с использованием игры.

Программа занятий по атрт-терапии:

Знакомство с правилами группы. Установление межличностных контактов в группе. Знакомство с изобразительной техникой марания.

Цель: Знакомство участников группы между собой и с тренером, создание благоприятной атмосферы в классе. Знакомство с методами арттерапии.

Материалы: бумага разного формата; краски, губки, кисточки, клубок ниток, одноразовые тарелочки;

Ритуал начала занятия «Клубок»

Дети сидят на стульях по кругу. Тренер передает клубок ниток ребенку. ребенок при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

Упражнения для первичного знакомства «Снежный ком».

Все играющие усаживаются в круг. Ведущий объясняет условия игры: он называет свое имя, следующий игрок называет имя предыдущего игрока, а затем свое, следующий игрок называет имена двух предыдущих игроков и свое, и т.д.

«Мое настроение» техника марания.

В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках школьников, выполненных в абстрактной манере. Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен.

Номер материала: ДБ-403129

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

infourok.ru

Арт-терапия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.doc

поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

АРТ­ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

Опыт многолетней работы с детьми дошкольного возраста позволяет сформулировать

условия, соблюдение которых делает арт­терапию более успешной и интересной.

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные

занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи,

которые эффективно решаются в ходе встреч один на один ­ снятие эмоционального напряжения,

преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием

гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр. А группа сверстников дает возможность

удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и

отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Хорошие результаты наблюдаются, когда ребенок сначала проходит курс индивидуальной

коррекции эмоционально­личностных особенностей, а потом включается в группу, однако такая

длительная работа требуется не всем детям.

Арт­сессии продолжительностью от 30 до 80 минут проводятся один раз в неделю, и, в

зависимости от сложности запроса, длятся от 3­5 до 12 недель.

Выбор материала индивидуален. Один ребенок быстрее согласится рисовать красками, другой

проявит интерес к песочнице. Как показывает практика, младшие дети чаще выбирают песок, а

школьники – гуашь. Однако, повторюсь, выбор индивидуален, и психологу желательно иметь в

своем арсенале разные материалы.

Подвести ребенка к манипуляциям с красками можно несколькими способами:

? дать инструкцию: если установлен доверительный контакт, ребенку легче принять

инструкцию «рисовать цветом: пятнами, мазками, линиями, брызгами и пр.», он может общаться с

психологом, тем самым преодолевая неопределенность;

? показать рисунки других детей, если контакт только устанавливается и ребенок сохраняет

явную тревогу, зажат. Обычно они развешены по пространству арт­комнаты или по стенам

коридора рядом с комнатой. Можно сделать специальную подборку рисунков, выполненных в

абстрактной манере (мазанием, штриховкой);

? дополнительный вариант – показ взрослым манеры действий с материалом или совместные

действия. Психолог словно «заражает» ребенка, увлекает за собой. Вариант уместен, когда у

ребенка сложились серьезные барьеры спонтанности реакций, обусловленные ранним обучением,

? подобрать задания, сами собой предполагающие «свободную» манеру действий с

материалами. Например, любой вариант техники монотипии или рисование на мокрой бумаге.

С чего же начинается индивидуальная работа с использованием песочницы? Взрослый и

ребенок постепенно обходят, осматривают, ощупывают всю игровую комнату: рисунки, игрушки,

оборудование, и так доходят до ящика с песком. Об использовании песочницы в процессе арт­

терапии написано достаточно много интересных и содержательных работ. Описываемый здесь

подход, так же, как и работа с красками, опирается на воссоздание периода детского марания. В

практике песочная терапия с дошкольниками обычно организуется в двух видах:

? действия с неоформленным материалом – песком, водой;

? построение песочных миров, сюжетная игра (по заданной теме или спонтанная).

Первый вариант имеет очень мощный коррекционный ресурс. Внешне простые действия ­

выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной жижи, переливание из

емкости в емкость, отделение воды от песка и тому подобное – позволяют стремительно уменьшить

внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, устранить дисциплинарные

барьеры, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. Сначала психолог

предлагает малышу потрогать песок, просыпать его между пальцами, почувствовать крупинки,

попробовать стряхнуть их с рук. После этого ребенка подводят к идее, что в песок можно добавить

воду. Если ребенок легко увлекается предложением, в дальнейшем взрослому надо лишь следовать

за детской фантазией. Если малыш сомневается, опасается, или по какой­то другой причине

отказывается от контакта с природными материалами, воздействия психолога должны быть более

Порой в песочницу выливается столько воды, сколько позволяет объем, до самых краев. Руки

по локоть погружаются в ту самую «грязь», к которой взрослые категорически запрещают даже

приближаться. Ребенок получает возможность удовлетворить потребность в экспериментировании

и свободной активности. Через несколько сессий малыш сам изъявит желание развивать, менять

игру. Внимательный психолог увидит это и сможет воспользоваться динамикой для решения

дальнейших коррекционных задач.

Случай из практики

Андрей, 4 г. 5 мес.

Мать обратилась с запросом помочь наладить отношения с сыном. Недавний развод в

связи с уходом мужа к другой женщине сильно пошатнул уверенность матери в своей

состоятельности, нарушил взаимоотношения с Андреем. Мальчик вел себя очень

демонстративно, выматывал ее пренебрежением к любым воздействиям и одновременной

сильной привязанностью. Воспитатели детского сада регулярно обращали внимание матери на

агрессивность, неадекватность поведения мальчика, негативизм.

Первые две сессии с Андреем носили явно конфликтный характер. Мальчик был

неуправляем и агрессивен: кидался песком, отказывался рисовать, бранился в мой адрес,

спорил. Попытки вводить минимальные правила, например, играть песком только в песочнице,

встречали игнорирование или сопротивление. Андрей наливал в песочницу воду, руками

размешивал песочную жижу, переливал, перекладывал разжиженный песок по игрушечным

ведрам. В конце первой сессии он сделал из мокрого песка два гладких холмика и, похлопывая по

ним ладошками, торжественно заявил: «Это твоя голая жопа!» Одним словом, мне

досталось изрядно. Несмотря на противоборство, Андрей не отказался от последующих

Как уже было сказано, первое время Андрей отказывался рисовать (да и просто брать в

руки кисточку, проводить линию, ставить краской точку на листе). Но постепенно он увлекся

предложением мазать краской бумагу, расположившись на полу. Сначала это были акты

«порчи» бумаги и всего окружающего – Андрей старался испачкать пол, набрызгать, накапать,

измазать лист снова и снова, и при этом с любопытством наблюдал за моей реакцией. Я не

комментировала его действия, но поощряла активность и выдумку. На второй сессии мальчик

попробовал рисовать пальцем, на третей – ладонями. Увеличивался размер выбираемого для

рисования листа, расширялась амплитуда движений. Иногда бумага протиралась до дырки.

Андрей стал мне доверять, его поведение заметно изменилось – почти исчез негативизм, он

стал более управляем, покладист, расслаблен.

На пятом занятии мальчику попались ножницы – это был новый виток его деятельности

– он стал отрезать бумагу в разных направлениях, я придумывала, на что это похоже, иногда

подрисовывала детали. Так у нас получались пистолеты, змеи, заяц, расческа, автомобиль.

Андрей поверил в свои силы, у него улучшилось настроение, он стал откликаться на юмор.

Наши встречи продолжались, теперь они были конструктивными. Андрей был готов к

сотрудничеству, направленной активности, творчеству. Когда появилась возможность

побеседовать с воспитателем группы Андрея, отзывы указывали на значительное снижение

агрессивности и демонстративности, появление желания взаимодействовать с детьми,

участвовать в работе на занятиях. Эмоциональная сфера уравновесилась.

Что касается его взаимоотношений с матерью, здесь положение изменилось

незначительно. Сильная тревожность и нервность матери, эмоциональная ригидность,

вызванные разводом и проблемами взаимоотношений с сыном, усталость от постоянного

сопротивления Андрея мешали ей быть более гибкой и терпеливой. В дальнейшем семье был

предложен курс коррекции детско­родительских отношений.

Условия подбора техник и приемов создания изображений

Рисуночные сессии с дошкольниками и младшими школьниками не должны ограничиваться

обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их

использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.

Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит

успешность арт­терапевтического процесса с детьми.

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью

предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны,

Сталкиваясь с трудностями, пусть даже мнимыми, дети реагируют привычным для них

образом. Как правило, психологу приходится иметь дело с детьми, которые на препятствия

реагируют разными формами защиты. Наличие трудностей любого плана – учебных,

коммуникативных, эмоциональных, семейных, перед которыми ребенок чувствует себя слабым и

незащищенным, когда­то спровоцировало появление проблем, с которыми внимательные родители

впоследствии обратились к детскому психологу. Арт­терапия предполагает создание безопасных

условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы

активности и помогает их закрепить.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания

изображения, и результат.

Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского

рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и

возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать изображения в данной

технике будет для ребенка также естественно, как рисовать.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во­первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и

удерживают внимание. Во­вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт

необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В

таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной

информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным

способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами

или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т.д. Немного

фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из

мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски ­ в невиданных животных. Ребята

почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить

ПРИЕМЫ РАБОТЫ: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

В буквальном понимании «марать» ­ значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт­

сессии, речь идет о спонтанных рисунках дошкольников и младших школьников, выполненных в

абстрактной манере, имеющих схожесть с рисунками доизобразительного периода. Определение

«марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета,

сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть

сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков

и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании

Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или

акварельные изображения. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять

разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Их можно облечь в

привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами,

пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ;

закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.

Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками,

мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни

поступков, позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.

Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет

категорий «правильно­неправильно», «хорошо­плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки

мараний исключает и саму оценку. Хотя есть дети, которые не могут обойтись без оценок, внешних

или внутренних, а потому выдвигают для себя и других собственные критерии. Например,

привлекательность цветовой гаммы или аккуратность. В этих случаях навязывание оценки

устраняется взрослым, в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.

Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Как мы уже

отмечали, часто в ходе мараний дети отказываются от кисточек, губок и начинают рисовать

пальцами и ладонями. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство

детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу.

Марания могут проходить не только в виде непосредственных раскрашиваний, размазываний

и т.д., они могут стать частью изобразительных техник (например, монотипии, которая будет

описана ниже, или акватуши). Последняя техника ­ акватушь ­ проста, необычна и близка детским

играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок.

После его подсыхания вторым слоем весь лист покрывается черной тушью (последняя сохнет

быстро, если ее слой не слишком толст). Затем рисунок опускается в воду. В воде гуашь почти

смывается, а тушь – лишь частично. В результате на черном фоне остается тонированный рисунок с

размытыми контурами. Весь процесс, каждый его этап удерживает интерес создателей. При помощи

акватуши дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной

деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный

мотив для включения в творческую деятельность.

Результат мараний может иметь весьма привлекательный вид, либо наоборот, представлять

собой бурое бесформенное пятно (рисунок 7). Иногда ребенок замазывает краской всю поверхность

листа, тщательно уничтожая пробелы и щели возле кромки. При этом бумага под силой нажима

может вытираться до образования катышков или даже протираться до дыр. Нельзя сказать, что

ребенок действует спонтанно, так как он нацелено достигает результата – абсолютно закрашенной

или деформированной поверхности. Временами в процессе мараний ребенок наливает из банки для

полоскания кистей или выжимает из губки воду на поверхность листа, стекла. Вода так же, как и

краски, служит материалом для мараний. Часто случается, что возникшее на листе изображение,

которое можно назвать действительно красивым, интересным, экспрессивным, замазывается сверху

безобразными, разрушающими зримый образ пятнами, шлепками, разводами. Результат создания

зримого образа для автора имеет субъективную оценку, и она может не совпадать с оценкой других.

Порой, начиная рисовать яркими красками, ребенок переходит на темные цвета, или смешивает

собранные на листе краски в одно бурое пятно. Стремление к удовольствию от контакта с водой и

грязью естественным образом раскрывается, когда ребенок испытывает психологическую

безопасность и расслабляется.

Работа на одном листе в паре или всей группой добавляет выразительности результату, а

также обогащает взаимодействие детей.

Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и

мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное

нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр.

Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот,

выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание

предстанет в абстрактной манере.

Штриховки и каракули могут иметь различное воплощение:

? заполнение пространства (тонирование, создание фона, закрашивание штрихами выделенной

? рисование отдельных линий или их сочетаний (передача «характера» и взаимоотношений

линий, например, грустной, испугавшейся линии, ссоры; так же появляются волны, лучи

солнца, ветер, языки огня, взрывы, препятствия) ;

? изображение объектов и символов в ритмической манере.

Графические линии могут быть прямыми, изогнутыми, ломаными, закругленными,

спиралеобразными, иметь вид галочек, пунктира.

Чиркать можно, используя технику «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа,

под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Наверняка каждый пробовал

так «проявить» монетку!

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша

или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают

непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт­занятия.

Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное

влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый

психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том

числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает

настрой на активность, тонизирует ребенка.

Базовая графическая техника, описанная в брошюре О.А. Никологорской и Л.И. Маркус

«Излечивает гнев и заполняет время», заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле,

пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской.

Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист

бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может

быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы

между разными красками.

Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» – «один», так как отпечаток в

этой технике получается только один. Если хочется что­то изменить или улучшить, нужно

Традиционная техника печатного художественного изображения в арт­работе с дошкольниками и

младшими школьниками может быть модифицирована.

На одном и том же листе можно делать несколько оттисков. Если после получения отпечатка

ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок

изменится, вдохновляя автора на новое творчество. Действия можно повторять до тех пор, пока

процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного

При желании возможно «прописать» готовый отпечаток – дорисовать или приклеить сверху

нужные элементы для завершения образа.

Известная всем работникам детских садов «кляксография» — это тоже вариант монотипии.

Лист сгибается пополам, и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся

пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения). Можно нанести краску

непосредственно около линии сгиба, либо в другой части половины листа – от этого будет зависеть,

сольются ли оригинал и будущий оттиск в одно целое или между ними будет расстояние, как

между двумя разными изображениями. Затем лист снова сгибается и плотно проглаживается

ладонью. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа. Сложенный лист

раскрывается, и перед взором оказывается ЧТО­ТО!

Красивые необычные оттиски получаются с помощью ниток. Если нитку (длиной сантиметров

30–40) опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне

листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку

из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности

останутся необычные отпечатки!

Можно получать разные оттиски:

? если проглаживать верхний лист с разным нажимом;

? если на оригинал наносить много/мало краски;

? если, наложив лист на оригинал, слегка/сильно сдвинуть его ­ полученные в результате

разводы дают богатый материал для детских фантазий.

Часто бывает, что, проглаживая верхний лист, ребенок оставляет на его тыльной стороне

следы испачканных краской рук. Эти случайно появившиеся разводы могут привлечь ребенка не

меньше, а то и значительно больше, чем сам оттиск. И дальнейшая активность развернется именно

здесь – пальцы будут целенаправленно окрашиваться, а краска вытираться о лист бумаги. Для

ребенка это собственный, придуманный им, способ рисования. Для психолога – организованное

самим ребенком условие избавления от гиперсоциализации, подавленности и страхов, укрепления

уверенности в себе. Ребенку задается вопрос, какое из изображений ему нравится больше,

выбранный вариант получает название и внимание автора, взрослого, других детей.

? Рисунок на стекле

Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку в

мастерской (техника безопасности).

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные

ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят

для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она

не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, например, 25х40см или 40х70см, – на

них есть где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой,

нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.

Часто случается, что кто­нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в

сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Такая манера характерна для детей

дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих проблемы аффективно­личностного плана.

Пространство активности ребенка расширяется за счет вытекания воды за пределы стекла. К тому

же консистенция воды значительно отличается от краски. Меньшая плотность и текучесть

увеличивают скорость манипуляций, убирают статику и конкретику изображений.

За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под

ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на

стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства.

Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет.

Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и

исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.

Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных

страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым

детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных»

замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями.

Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать

и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать

Почти во всех перечисленных выше способах создания изображений имелись комментарии о

спонтанном переходе детей на рисование пальцами и ладонями.

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения,

которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь ­ плотную, но мягкую, размешиваешь краску

в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок.

Это целый ритуал!

Ценность рисования пальцами с точки зрения диагностики индивидуальности описывается

психологом Асей И. Кэйдис. В качестве сильных сторон метода перечисляются:

? свобода от двигательных ограничений;

? свобода от культурного влияния;

? свобода от социального давления;

? отсутствие проблем эквивалентных форм.

Все эти особенности значимы для успешного арт­терапевтического процесса.

Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и

пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть

размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми.

Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.

Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Так рисовать

детей не учат ни в детском саду, ни в школе. Поэтому такой способ создания изображений

проективно представляет индивидуальность ребенка.

Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные

импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя,

может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не

считает возможным нарушать правила.

У одного и того же ребенка каждый процесс и продукт рисования пальцами не похожи на

предыдущие. Всякий раз происходит по­новому: выбирается другой цвет, соотношение линий,

темп, ритм и т.д. Потому результат манипуляций с краской может быть непредсказуем: неизвестно,

какое изображение получится в итоге.

Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации,

особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно

сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко

отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе

рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают

Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые,

заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке как к более

привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию

пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения,

ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят

«маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений.

Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности,

социальных страхов, подавленности.

? Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)

Каждую осень в конце сентября я собираю желтые, красные, рыжие листья, высушиваю их на

подоконнике, складываю в картонную коробку с отверстиями для вентиляции. Сухие листья

приносят много радости детям. Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто

держите их в ладонях, перцептивные впечатления после привычного пластика, полиэстера и ДСП

вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы,

шершавы и хрупки на ощупь.

С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем,

который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между

ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся

частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.

Даже когда дети пытаются изобразить что­то опредмеченное, например, Чебурашку или

машину, изображение получается «лохматым», пушистым, малоразборчивым, но при этом

эффектным и привлекательным.

Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов:

круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. В

частности, если в кабинете психолога есть песочница, бывают случаи инициативного использования

песка. Маленькие дети высыпают на лист с клеем сыпучие материалы либо прямо из емкости для

хранения, либо целыми горстями. Очень часто дети засыпают всю поверхность листа крупой, даже

если до этого нанесли совсем немного клея. При стряхивании лишних материалов изображение все

равно останется только в месте приклеивания.

Рисование сухими листьями или сыпучими продуктами захватывает окружающее ребенка

физическое пространство. Материалы рассыпаются, разлетаются вокруг рабочего места,

покрывают поверхность стола, пола. Легкие и хрупкие сухие листья в руках превращаются в

мелкую труху. Дети набирают их снова и снова, сгребая в кучки со всей поверхности, до которой

дотянулись, и которую смогли «отбить» у соседей. Перемешанные между собой и раскиданные

сыпучие продукты, труха листьев по своей внешнему выражению — сор, который в обыденности

аккуратно выметается, выбрасывается, от которого детей приучают избавляться, к которому не

Когда занятие заканчивается и дети уходят из арт­комнаты, взору открывается помещение,

закиданное ровным слоем мусора. Именно этот момент и есть та временная точка, в которой карета

превращается в тыкву, а сыпучие материалы – в мусор. До него обстановка арт­помещения

является креативным пространством, необходимым для творческого самораскрытия личности.

Обстановка помогает детям приобретать новый опыт свободной активности, а манипуляции с

сыпучими материалами ­ в социально разрешенной форме удовлетворять деструктивные влечения в

обход социальных барьеров и догм.

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной

неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве,

дарит чувство успешности.

? Рисование предметами окружающего пространства

На моем опыте дети рисовали мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками,

зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем­то еще.

Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда

приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права

других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для психолога

знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса,

возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще

это просто весело!

Предложения по новому использовать неизобразительные материалы может исходить и от

психолога. Целенаправленное «раскачивание» двигательных и функциональных стереотипов

создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости ­ в

частности, от ритуалов, ­ повышения настроения, развития воображения, адаптационных

? Трехмерные изображения из газет (фольги, слюды)

Бесплатные рекламные газеты (прошу прощения у издателей) – это популярный расходный

материал, которого очень много у всех владельцев почтовых ящиков. В семьях его используют для

бытовых нужд: обертывания и прокладывания вещей при хранении, укрывания поверхности стола

во время рукоделия или ремесленничества. Рекламные газеты – это незаменимый помощник во

время ремонта квартиры и хозяйственных дел на даче. Прямое назначение рекламных газет быстро

обесценивается в виду их регулярного появления в почтовом ящике, вновь и вновь. И отношение к

рекламным изданиям такое же, как к компьютерному спаму, – скорее обреченное, чем радостное.

Во время творческих действий с газетами и скотчем создается образ, вызывающий

положительный отклик у ребенка. Даже деструктивные акты разрывания, комканья, стискивания

бумаги нацеливаются именно на созидание Нового. Можно сказать, что из «мусора» возрождается

«ценность», из Ничего создается Что­то, также как в процессе арт­терапии из неуверенного,

робкого, пугливого, затюканного постоянными придирками и нападками ребенка возрождается

Дети легко абстрагируются от рекламно­информационного назначения газет, а в нашем случае

воспринимают их, в крайнем случае, как бумагу, на которой можно поискать картинки. Как и при

создании изображений на плоскости, дети не получают от взрослого готового образца, к которому

надо стремиться в ходе изготовления творческого продукта, но перенимают способы действий,

диктуемых свойствами материалов. В данном случае – свойствами газетной бумаги. Она легко

мнется, рвется, режется, складывается, заматывается, скручивается. Она тонкая, но при

необходимости удерживает форму. К ней надежно приклеивается скотч, на нее хорошо ложится

Внешний вид созданного продукта может получиться самым разным – от двумерных плоских

силуэтов, до многоярусных пышно украшенных конструкций (рисунки 24, 25, 26). Это зависит от

возраста детей, воплощаемой идеи (или идей), количества создателей, стратегии психологического

руководства. Взрослый может принимать участие в изготовлении творческого продукта, но

стратегия взаимодействия с детьми и степень оказываемой детям помощи должны быть определены

задачами данной арт­сессией. Соответственно его роли по степени участия можно определить как

«партнер», «ассистент», «наблюдатель».

Кроме описанных изобразительных техник и их вариаций, для эмоциональной тонизации детей

4­10 лет можно подбирать задания подобные тем, которые предложены в книгах «Веселое

рождество» и «Веселые игры» Р. Гибсон и Д. Тайлер; «Игры на листе бумаги» М. Дрезниной;

«Рисуем без кисточки» А.А. Фатеевой; «Развитие эмоционального мира детей» Н.Л. Кряжевой.

Дети любят, когда прямо на их глазах происходит чудо – только что исчирканный, замаранный лист

легким движением руки и степлера превращается в предмет: шапочку, коробочку, домик, игрушку.

На закрашенный разными цветами ватман приклеиваются кусочки зеленой бумаги в виде листьев

кувшинок – и взору предстает сказочное болото, и где­то на нем обязательно появится Царевна­

Лягушка. Мелкие кусочки разорванной бумаги приклеиваются рядом, и теперь они напоминают

лохматое существо. На смоченный мокрой губкой лист бумаги прилетают капли краски – росинки,

и от каждой росинки рождается цветок. Блеклый невыразительный рисунок вставляется в веселую

рамку, сразу становится «картиной». Таких приемов можно придумать множество, важно знать,

какие коррекционные задачи вы хотите решить, и в соответствии с ними подбирать или изобретать

Как правило, дети выполняют задания арт­терапевта индивидуально, каждый создает свой

рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных

работ — общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми

группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений

договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу,

выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею. По завершении происходит

процесс совместного любования общим продуктом. Положительные переживания объединяют

Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь

znanio.ru