4 месяц развитие ребёнка

Развитие ребенка в 4 месяца

В этом возрасте у крохи начинают угасать рефлексы новорожденного, он все чаще радует близких улыбкой, уверенно поворачивает головку и все дольше фиксирует взгляд на интересных предметах. Какие особенности физического и умственного развития четырехмесячных детей? Как на него нужно влиять? Что надо знать о питании детей на грудном вскармливании и искусственников? Узнаем подробно.

Как оценить нормальное развитие ребенка в 4 месяца

В этом возрасте у малыша сохраняется большая прибавка в весе . В период от трех до четырех месяцев он может набрать до 750 граммов, вырасти на 3 сантиметра.

На основе безусловного рефлекса Робинсона возникает целенаправленное хватание. Дитя уверенно берет рукой предметы, которые видит перед собой, удерживает их некоторое время, рассматривая. Исчезает рефлекс Моро — вскидывание рук в стороны после резкого хлопка или звука.

Здоровое развитие малыша характеризуется присутствием таких навыков:

  1. Легкое переворачивание с живота на спину и на бочок.
  2. Приподнимание на руках, лежа на животе, уверенное удерживание головки в этой позе.
  3. При потягивании за руки вперед из лежачего положения малыш садится.
  4. Отталкивание от пола при поддерживании за подмышки.
  5. В руках исчезает гипертонус.
  6. Предметы в руке кроха может удерживать 30 секунд.
  7. При кормлении малыш сам поддерживает грудь матери.
  8. Отсутствие этих умений и навыков — знак тревоги. В таких случаях надо обращаться к педиатру и устанавливать причину отставания.

    Нормальное психоэмоциональное развитие девочек и мальчиков этого возраста характеризуется ярким проявлением комплекса оживления. Малыш в ответ на обращение мамы активно двигает конечностями, лепечет и улыбается. Он уже способен произносить отдельные согласные звуки. Кроха реагирует на свое имя.

    В 4 месяца у малыша начинают формироваться первые причинно-следственные связи. Так, увидев грудь мамы, он замолкает, ожидая кормления. У него появляются любопытство, радость, страх. Маленький человечек может расплакаться при появлении в комнате незнакомого человека или при обращении к себе на улице. А вот близких узнает и радуется их присутствию.

    С любопытством дитя разглядывает части своего тела, тянет в рот ножку. Малыш радуется, когда его маме весело. Он становится беспокойным, если ей тревожно.

    Психологическое развитие четырехмесячных детей связано с новым этапом зрительного и слухового восприятия. Малыш не просто видит, но и следит взглядом за предметами, которые движутся.

    Зрение ребенка уже более восприимчиво к цвету. Чистые и яркие оттенки воспринимаются ним лучше, чем многоцветные сочетания. Поэтому не стоит окружать малыша большим количеством игрушек. Необходимо покупать ему такие, которые содержат 3-4 цвета. Перенасыщение разными тонами, оттенками просто утомляет. маленького

    Слух ребенка в 4 месяца — еще один ценный проводник в окружающий мир. Малыш точно поворачивает голову в ту сторону, откуда слышатся шумы, речь, звуки. Он прекрасно отличает голос своей мамы от отцовского. Может узнавать и голоса самых близких родственников. Дитя понимает, когда к нему обращаются незнакомые люди, прислушивается, когда звучит музыка, может покачивать головкой. Ребенку неприятны высокие тона, его успокаивают низкие и ритмичные. Он любит слушать колыбельные. Четырехмесячным деткам рекомендуется включать музыку в исполнении одного инструмента или солиста.

    В этом возрасте ребенок спит 15 часов в сутки, ночной сон составляет 10 часов. Днем дитя отдыхает три раза.

    Как и чем можно заниматься с детьми в 4 месяца: игры

    В период с 4 месяцев мама и близкие должны постоянно разговаривать с ребенком, знакомить его с предметами, объектами, игрушками. Нужно комментировать все действия дома, на прогулке, показывать картинки. Все это является залогом успешного развития малыша, формирования его пассивного словарного запаса, который со временем перейдет в активный. Надо развивать у крохи способность к речевому подражанию.

    Конечно же, ведущую роль в развитии малыша этого возраста играет мама. Поэтому именно она является стимулятором взросления крохи. В 4 месяца основой развития является тесный контакт с любящей матерью, которая постоянно говорит с сыном или дочерью, знакомит с окружающим миром. Необходимо носить дитя на руках или в слинге, «кенгурушке», возить в коляске, демонстрируя разнообразие внешнего мира.

    С малышом такого возраста нужно вступать в диалоги, то есть отвечать на его лепет. Ведь ребеночек должен чувствовать, что папа или мама его слушают, общаются с ним, понимают и любят. Рассказывайте крохе обо всех своих действиях, называйте цвета тех предметов и объектов, которые показываете малышу. Для того чтобы играть в хватательные игры, рекомендуется использовать не только игрушки, но и различные предметы, которые можно понюхать, потрогать, бросить. Главный критерий — их безопасность.

    Кроха усваивает и привыкает к тем игрушкам, которые были куплены при его рождении. Поэтому в 4 месяца пора обновить их. В этом возрасте уже интересны не только погремушки, но и куклы небольшого размера, резиновые пищалки, мягкие предметы, музыкальные игрушки с кнопочками.

    Чтобы развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев, подойдут развивающие коврики. Их можно сделать самостоятельно из лоскутков разной текстуры — шелка, шерсти, бархата, вельвета, шифона.

    Что касается игр с четырехмесячным малышом, то рекомендуется проводить такие забавы:

  9. Игра «Ку-ку!». Это те же прятки, только в упрощенном варианте. Мама или папа закрывают свои глаза руками на короткое время и затем открывают их со словами «ку-ку». Также можно спрятаться за спинку детской кроватки и выглядывать. Еще один вариант такой игры — накрывание головки ребенка легким платочком с последующим его раскрытием.
  10. «Ладушки». Ребенка можно усадить на колени, взять его ладошки в свои, показать, как надо хлопать, и при этом ласково приговаривать или припевать «Ладушки, ладушки, где были — у бабушки…». Такая игра развивает мелкую моторику пальцев, активизирует головной мозг, поднимает настроение.
  11. «Сорока-ворона». Эта детская игра не просто развивает речь, но также обогащает пассивный словарный запас ребенка. Она активизирует работу его желудочно-кишечного тракта, потому что взрослый стимулирует на ладошке активные точки, отвечающие за работу органов пищеварения. В центре детской ладошки есть зона, стимулирующая работу тонкого кишечника. Именно с ее поглаживания своим указательным пальцем надо начинать игру. Движения совершаются по кругу, но без сильного нажима, со словами: «Сорока-ворона на припечке сидела, деткам кашку варила, деток кашкой кормила». Далее нужно легонько отводить назад и массажировать кончики всех пальцев, начиная с мизинца, приговаривая: «Этому дам, этому дам…». Всем пальчикам соответствуют определенные органы детского тела: мизинцу — сердце, указательному — желудок, безымянному — ЦНС, среднему — печень, большому — головной мозг. Именно поэтому последний надо массажировать дольше других со словами: «А этому не дам: он дров не рубил, в дом не носил, печь не топил, кашку не мешал!».
  12. Помимо игр, малышу в 4 месяца надо продолжать делать массаж , заниматься с ним гимнастикой после пробуждения, в воде.

    Питание ребенка в 4 месяца

    Мама к этому времени должна выработать режим дня и кормлений. Отклонения в нем могут быть, но незначительные. Дитя, которое живет по режиму, с пеленок приучается к дисциплине, порядку, у него лучше работает система пищеварения.

    В 4 месяца крохе вполне достаточно материнского молока. Оно полностью удовлетворяет потребности в витаминах и микроэлементах. Кроха еще не нуждается и в дополнительном допаивании . Молоко мамы вполне удовлетворяет потребность организма в жидкости.

    Поэтому деткам на грудном вскармливании не стоит вводить прикорм в 4 месяца. Педиатры рекомендуют делать это в 6 месяцев. Ведь даже соки, которые на первый взгляд кажутся безобидными, могут у малыша вызвать сильную аллергию и колики. Это только повысит кислотность желудочного сока, будет провоцировать частые срыгивания. Хотя на практике многие мамы уже пробуют после исполнения крохе 4 месяцев давать прикорм. Если уже так хочется попробовать, то пюре из фруктов можно вводить лишь после овощных. Помимо риска аллергии и высокой нагрузки на желудочек, существует и риск отказа от груди. Ведь фрукты и соки сладкие, они вкуснее материнского молока.

    Если же ребенок находится на искусственном вскармливании, то первый прикорм разрешатся вводить ближе к пяти месяцам. Это должно быть овощное пюре из брокколи или кабачка.

    Кормление смесью четырехмесячного малыша осуществляется 6-7 раз в сутки. Объем адаптированной смеси составляет 1/7 от веса крохи, то есть 150-160 мл за кормление.

    nashidetki.net

    Четвертый месяц является новым уровнем в развитии младенца. Происходят заметные внешние изменения, в большей мере модифицируется психологическое развитие.

    Физиология ребенка четвертого месяца жизни

    С четырехмесячного возраста, кроха будет не столь весомо набирать вес. Рост увеличивается стабильно до года: в среднем, около 2-3 см. в месяц. В 4 месяца у крохи начинают активно расти волосы и ногти. Следует остригать длинные ногти на руках, чтобы избежать микротравм слизистых оболочек и появления расчесов.

    График роста ребенка от 4 до 5 месяцев

    Психология ребенка четвертого месяца жизни

    Специфика развития крохи в психологическом плане в четыре месяца – это большая надобность в общении. Активизируется сознание, сейчас у малыша появляется потребность во внимании, а не лишь в пище и сне. Малышу доставляет большое удовольствие общение: как умеет, выдает ответ на реплики родителей, выдает определенные звуки, агукает и улюлюкает.

    Что умеет ребенок в 4 месяца

    Навыки и умения четвертого месяца жизни:

  13. крохи могут переворачиваться с живота на спину и со спины на живот, пробуют ползать, помогая себе ручками и ножками, сидят, упираясь о подушки;
  14. ребенок различает объем, форму, цвет, опознает знакомых людей в новом облике;
  15. малыш, не учитывая национальность, пытается повторять звуки и складывает первые слоги – «па», «ма», «ба». Их родители зачастую считают первыми словами крохи;
  16. может находиться в состоянии бодрствования более 2 часов подряд, и даже некоторое время развлекаться самостоятельно, рассматривая и пробуя ухватить новые яркие игрушки.
  17. Как организовать жизнь ребенка

    Более продолжительными становятся прогулки с крохой: в летнее время можно прогуливаться на протяжении 2-3 часов, в зимнее – где-то два часа. Можно делать массаж дважды в день, с утра и вечером. Лучше сделать ритуал для отдыха ко сну – покупать малыша в теплой ванне, погладить его, спеть колыбельную песню: так младенец будет лучше и приятней засыпать.

    Если малыш очень капризный и часто ночью просыпается, то этому причиной могут быть условия сна – излишняя жара или холод, не комфортная пижама, шум. Неспокойный сон может свидетельствовать о том, что у крохи прорезаются зубки. У некоторых детей зубы прорезаются где-то в 6 месяцев, однако, первые признаки возникают уже за пару месяцев до этого момента.

    Как играть с ребенком в 4 месяца

    Дальше проводятся прежние игры, с участием больших и ярких игрушек, мешочков, которые набиты разными материалами, способствующие развитию тактильного восприятия и мелкой моторики малыша. Кроха может получать большое удовольствие от общения с зеркалом, которое не бьется. Его можно прицепить к кроватке – кроха будет махать руками, делать гримасы, смотреть за своим отражением и улыбаться ему.

    Чему можно научить ребенка

    В это время у малыша появляется такое зрение, как у взрослого человека – у него получается фокусировать взгляд и смотреть на предметы, находящиеся от него на разной дистанции. Потому сейчас он длительное время рассматривает игрушку, перед тем как поставить ее в рот.

    Подчас прогулок малыш еще больше заинтересован в рассматривании всего происходящего вокруг, потому родители могут называть крохе все, что он видит: дома, животных, цветки и пр. Следует обязательно повторять звуки крохи, которые он выдает, и добавлять новые. Если огранить сейчас общение с малышом, то он может ограничиться обычным агуканьем.

    Начальное развитие речи

    Малыша очень радует то, что он может слышать и выговорить разные звуки. Мамин разговор кроха узнает по интонации, и повторяет лишь те, которые ему больше понравились. Это может быть кашель, визг, шипение, писк – все, что угодно. Есть малыши, чередующие силу звука – сначала пронзительно кричат, опосля, еле слышно бормочут, получая наслаждение от произведенного эффекта. В большинстве случаев, четырехмесячный малыш обращается к близким родственника и таким образом с ними общается.

    Что чувствует и как себя ведет ребенок в 4 месяца

    Малыш очень довольный в этом возрасте общением. Он дарит улыбку всем гостям и тщательно изучает их лица. Аналогичная ситуация и с куклами. Родительские лица также будет щупать малыш – он может засовывать пальчики им в рот, когда они говорят, хватать их за нос и волосы. Если вам неприятно или больно, вы можете говорить первое «нет», легко отводя руки крохи. Со словом «нельзя» лучше повременить и приберечь его для будущего.

    Видео: развитие ребенка по месяцам. 4 месяца.

    nedeli-beremennosti.com

    Краткое содержание статьи

    На четвертом месяце жизни младенца происходят важные изменения в его социальном, психологическом и эмоциональном развитии. В этот период ребенок учится взаимодействовать с окружающими его людьми, осознанно изучает игрушки и предметы, начинает проявлять активный интерес к происходящим вокруг событиям. Изменения происходят и в физическом развитии – пропорции тела ребенка постепенно приближаются к пропорциональным параметрам взрослого человека.

    Для оценки уровня развития младенца, которому уже исполнилось 4 месяца, большое значение имеют особенности зрительного восприятия и формирования речевых навыков. Даже если ребенок немного отстает от своих сверстников, это легко можно скорректировать при помощи специальных занятий и развивающих игр. Бывает и так, что несоответствие навыков младенца существующим стандартам является первым признаком серьезных неврологических расстройств и других тяжелых патологий, поэтому родители должны знать особенности развития ребенка в 4 месяца.

    Сколько должен весить ребенок в четыре месяца

    В течение первого года жизни младенец должен проходить ежемесячный плановый осмотр у участкового педиатра. На каждом приема малыша обязательно взвешивают, измеряют его рост, окружность головы и грудной клетки. Это важнейшие антропометрические показатели, позволяющие оценить состояние здоровья ребенка и правильность его развития.

    Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

    Например, несоответствие размеров грудной клетки возрастным нормам может свидетельствовать о нехватке витамина D3 и быть признаком рахита – прогрессирующего нарушения обменных процессов, вызывающего дистрофию костной ткани и патологии нервной системы. Слишком большая окружность головы в некоторых случаях может быть клиническим проявлением гидроцефалии – опасного заболевания, при котором происходит скопление цереброспинальной жидкости в желудочках головного мозга. Для своевременной диагностики этих заболеваний необходимо контролировать изменения в данных параметрах и вовремя обращаться за медицинской помощью.

    Не менее важно регулярно измерять рост и вес ребенка – это поможет вовремя заподозрить патологии эндокринной системы (например, нарушение синтеза инсулина и гормонов надпочечников). Вес ребенка в 4 месяца может колебаться от 6 до 7 кг. Средняя прибавка в этот период составляет около 700-750 г, так как двигательная активность младенца еще находится на низком уровне. Средний рост четырехмесячного ребенка – 64 см. Некоторые дети в этом возрасте вырастают до 68 см – это также считается вариантом нормы, если в анализах крови и мочи не выявлено никаких отклонений.

    На вес и рост ребенка в 4 месяца могут влиять следующие факторы:

    • тип вскармливания (дети, получающие в качестве питания молочные смеси, набирают вес немного быстрее);
    • наследственность;
    • масса тела при рождении;
    • психоэмоциональная обстановка в семье;
    • количество и продолжительность прогулок.
    • Важно! Если показатели физического развития намного отличаются от нормальных значений, ребенок нуждается в комплексном обследовании, так как этом может быть признаком неврологических, эндокринных расстройств, а также заболеваний сердца и сосудистой системы.

      Что должен уметь ребенок в 4 месяца

      В этот возрастной период активно развивается мышечная система ребенка, помогая младенцу осознать свое тело, изучить его и подготовить к выполнению основной задачи первого года жизни — умению ходить.

      Мышцы ребенка в 4-5 месяцев уже достаточно крепкие, чтобы он мог выполнять многие действия:

      • осознанное хватание предметов (не путать с рефлекторными действиями) и перекладывание их из руки в руку;
      • удерживание головы в положении лежа на животе и поднимание верхней части туловища с опорой на ладошки ;
      • переворачивание со спины на живот и обратно;
      • приподнимание плечевого корпуса и головы в положении лежа на спине (первые попытки сесть);
      • хватание за перекладину или руку взрослого лежа на спине с попытками подтягивания;
      • способность придерживать ручками грудь матери или бутылочку при кормлении;
      • приподнимание ягодиц и отталкивание ножками в положении лежа на животе (задатки ползания).
      • После того, как малыш освоит все перечисленные навыки, его лучше спускать на пол, ограничив пространство для передвижения при помощи подушек или специальных напольных манежей. Это положительно сказывается на физическом и интеллектуальном развитии ребенка и позволяет изучать окружающий мир с нового ракурса.

        Важно! Ни в коем случае нельзя присаживать ребенка, если он сам не предпринимает попыток сесть и не может самостоятельно удерживать спину. Слишком ранние попытки посадить кроху могут стать причиной заболеваний позвоночника (остеохондроза, сколиоза). У девочек подобная практика может привести к нарушению функционирования репродуктивных органов и загибу матки.

        На четвертом месяце жизни в организме ребенка происходят важнейшие физиологические изменения, затрагивающие почти все органы и системы и определяющие степень его здоровья и развития в будущем.

      • Слух. Ребенок способен определить источник звука. Нормой в этом возрасте считается, если малыш проявляет ответные реакции на обращенную к нему с расстояния 2-2,5 метров речь.
      • Зрение. Возможности органа зрения по восприятию и дифференциации различных оттенков и цветов расширяются, улучшается острота зрения. У многих детей в этом возрасте может измениться цвет глаз. Ребенок хорошо видит не только вблизи, но и подобно взрослому человеку, на расстоянии 20-30 см. В 4 месяца младенец должен уметь фокусировать взгляд на игрушках и других предметах, а также людях, которые с ним разговаривают. Многие дети рождаются с легкими формами косоглазия, возникающего из-за слабости зрительных мышц. В 4 месяцам это состояние должно пройти. Если этого не происходит, необходимо показать младенца врачу, чтобы исключить патологии органов зрения и различные формы неврологических расстройств, например, ДЦП.
      • Слезные железы. На четвертом месяце жизни плач ребенка уже сопровождается слезами, а не просто громкими звуками с негативной окраской.
      • Волосы и ногти. Волосы также начинают активно расти в возрасте 4-5 месяцев. Быстрее растут и ногтевые пластины, кожа околоногтевых валиков уплотняется. Это связано с нормализацией пищеварительных процессов и улучшением всасывания полезных элементов, которые непосредственно влияют на питание волосяных фолликулов и клеток эпидермиса.
      • Пищеварительная система. К 4 месяцам в организме младенца нормализуется выработка пищеварительных ферментов, необходимых для переваривания и расщепления пищи. Это проявляется следующими признаками: устранение кишечных колик, уплотнение каловых масс (оформление стула), регулярность испражнений, расслабленность брюшных мышц. Ребенок становится спокойнее. Налаживается аппетит, улучшается качество сна. Некоторые дети в этом возрасте могут перейти на восьмичасовой ночной сон с одним ночным кормлением.
      • Типичные рефлексы новорожденных уже почти не прослеживаются. Остаются только некоторые рефлексы: сосательный, рефлекс ползания, рефлекс Моро. Частично может сохраняться поисковый рефлекс, который со временем заменяется реакцией на визуальный раздражитель (оживление малыша при виде бутылочки со смесью, груди, приготовленной к кормлению), хватательный рефлекс, рефлекс Галанта. Если хоботковый рефлекс, рефлекс Бабкина, рефлекс автоматической ходьбы все еще есть у ребенка к четвертому месяцу жизни, это может указывать на поражение центральной нервной системы.
      • Психическое и эмоциональное развитие

        Действия ребенка становятся более упорными и целенаправленными, характер уравновешивается, постепенно сходит на нет возможность возникновения неожиданного плача безо всяких очевидных причин. В этом возрасте ребенку интересно быть одному, изучать свое тело, поэтому некоторые дети могут посвящать занятиям без участия взрослых до 30 минут

      • Гуление. В 4 месяца ребенок активно гулит во время бодрствования и пытается произносить первые слоги, используя согласные звуки.
      • Эмоциональность. Четырехмесячный малыш ярко выражает свои эмоции: смеется, проявляет радость, важничает. Ему нравится общаться со взрослыми.
      • Ребенок учится реагировать на слова мамы или другого человека, который находится с ним большую часть времени. Многие дети в этом возрасте реагируют не только на речь близкого человека, но и на его присутствие. Это может проявляться активным гулением, улыбками, растягиванием согласных звуков (чаще всего «а», «о» и «у»).
      • На четвертом-пятом месяце жизни ребенок узнает голос знакомых ему людей. Реакция может проявляться поворотом головы, улыбкой, активными движениями руками и ногами. Положительные эмоции могут возникать во время прослушивания знакомой музыки, песен, любимых сказок.
      • Появляются зачатки общения жестами. Малыш может протягивать ручки, тем самым показывая свое желание оказаться на руках у матери.
      • Младенец проявляет признаки заинтересованности в окружающих его вещах. Если он хочет взять какой то предмет или получше рассмотреть его, то его губки вытягиваются «хоботком», дыхание учащается и малыш тянется к предмету.
      • Активное познание собственного тела. Руками ребенок ощупывает свои ножки, тем самым как бы фиксируя в сознании факт наличия, изучает их, сосет пальцы на ногах.

Важно! Признаком здорового социального и эмоционального развития является разделение окружающих людей на «своих» и «чужих». Когда ребенок видит незнакомого человека, он проявляется беспокойство, начинает кричать и плакать, пытается отвернуться в другую сторону. В присутствии мамы или других близких людей ребенок улыбается, активно гулит и проявляет признаки заинтересованности в общении.

«Певучесть» у младенцев 4-5 месяцев является признаком здорового эмоционального развития и социальной адаптации. В этот период важно больше разговаривать с ребенком, играть в игры, при этом объясняя все действия и называя окружающие предметы. Положительно влияет на эмоциональное и речевое развитие чтение сказок и пение спокойных песен, например, колыбельных. Даже если мама не занимается с ребенком, но в это время находится с ним в одном помещении, следует чаще общаться с младенцем, чтобы улучшить психоэмоциональное восприятие, которое во многом определяет характер и личностные качества ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

Видео календарь развития ребенка от 4 до 5 месяца

Как развивать четырехмесячного ребенка

  • Подвесные игрушки. Это могут быть мобили, игрушки, закрепленные на перекладине или просто предметы разного размера, формы, цвета, фактуры, издающие звуки, подвешенные на прищепках на веревочке или резинке поперек кроватки. Со временем старые, надоевшие игрушки заменяют новыми, а старые прячут и через некоторое время используют вновь.
  • Погремушки. В возрасте четырех месяцев ребенку будут интересны легкие погремушки. Желательно, чтобы они были разные. Также как и подвесные игрушки они за счет тактильных ощущений, звука, цвета способствуют развитию ребенка. Лучше всего, если это будут пластмассовые или деревянные погремушки, которые легко мыть. Ребенок непременно попробует игрушку на вкус. Рот в этом возрасте — это важнейший орган познания окружающего мира, поэтому препятствовать тянуть все подряд в рот, значит сдерживать нормальное развитие ребенка. Основная забота мамы — это обеспечить чистоту всех предметов, которые находятся в доступной близости от малыша.
  • Прятки. Бурю восторга наверняка вызовет игра с ребенком в прятки. Играть можно, используя разные варианты: прятаться за пеленкой или закрывать глаза руками, а потом вновь «находиться» с возгласом «ку-ку». Крохе будет интересно понаблюдать и за мягкой игрушкой, которая то прячется, то опять возвращается. В конце игры дайте потрогать ее руками.
  • Сорока-белобока. Вспомните эту игру из вашего детства и она также как и вам когда-то понравится вашему малышу. Также не забывайте о пальчиковых играх, приговаривая при этом забавные потешки.
  • Подтягивание. Четырехмесячный малыш вполне может подтянуться, зацепившись за опору, а если это у него плохо получается, потренируйте его. Дайте зацепиться ручками за большие пальцы, а указательными зафиксируйте ладошки и слегка потяните. Ребенок непременно попытается подтянуться. Такое упражнение помогает развить мышцы и постепенно ребенок сможет уже почти сидеть. Вместе с тем, оставлять его в сидячем положении еще нежелательно, поэтому необходимо вернуть кроху в положение лежа.
  • Прыжки. Поскольку мышцы шеи и спины ребенка уже достаточно окрепли, то можно попробовать, поддерживая ребенка под мышки, поучить ребенка прыгать. Сидя приподнимите малыша над коленями и опустите на ножки, но так, чтобы он не успел полностью перенести на них весь свой вес. В этот момент опять приподнимите ребенка. Обязательно общайтесь при этом с крохой. приговаривая какой-нибудь ритмичный стишок, улыбайтесь, чтобы малыш не испугался.
  • Разговорчики. Постарайтесь поговорить с ребенком в форме диалога. Скажите ему что-нибудь, а потом выдержите паузу и вы наверняка услышите ответ. Больше разговаривайте, описывая и рассказывая окружающие предметы. Общаясь, не забывайте выражать свои эмоции, чтобы ваше лицо было хорошо видно малышу. Конечно же смысл слов он не поймет, но ваши эмоции все ему скажут.
  • Игрушки для развития четырехмесячного ребенка

    Большое значение в правильном развитии для младенца 4-5 месяцев имеют игрушки. Педиатры советуют приобретать для ребенка такого возраста следующие игрушки:

  • яркие погремушки, колокольчики и другие игрушки для привлечения внимания и стимулирования навыков ползания;
  • тканевые игрушки и лоскутки для развития тактильного восприятия;
  • тканевые мешочки, заполненные различными крупами для развития тактильных ощущений;
  • тряпичные браслеты и игрушки с подвесками для развития мелкой моторики.
  • Все игрушки должны быть яркими и выполненными из безопасных материалов. Преимущество следует отдавать изделиям, окрашенным в природные цвета: желтый, зеленый, красный, синий или оранжевый.

    Видео рекомендации по развитию ребенка 3-6 месяцев от врача невролога Красновой М. А.

    1. Массаж и гимнастика. Основой физического развития ребенка в этот период является массаж и специальная гимнастика для младенцев. Упражнения лучше всего выполнять в первой половине дня, когда ребенок проявляется максимальную активность, а массаж дает максимальный лечебный эффект после вечернего купания перед подготовкой ко сну. Для массажа можно купить специальное детское масло с экстрактом лаванды – оно отлично смягчает кожу и обладает успокаивающим действием, помогая настроиться на сон.
    2. Купание. Купать кроху в этот период рекомендуется каждый день, так как потовые железы работают активно, и выделяющийся пот может вызывать раздражение чувствительной кожи. Для купания можно использовать отвары лекарственных трав, морскую соль или хвойные экстракты, но перед их применением необходимо проконсультироваться со специалистом. Например, хвойный экстракт (концентрат) не подходит для гиперактивных младенцев и детей с повышенной возбудимостью.
    3. Прогулки. Прогулки должны быть регулярными и продолжительными. Общая длительность прогулок в теплую погоду должна составлять 3-4 часа. В холодное время года пребывание на улице необходимо ограничить до 2 часов, но совсем отказывать от прогулок нельзя, так как они укрепляют иммунитет и способствуют лучшей адаптации к разным погодным условиям. Если позволяют погодные условия, лучше брать ребенка на руки, чтобы он мог изучать окружающий мир, цвета, формы.
    4. Развитие ребенка в 4 месяца редко по всем параметрам соответствует идеальным значениям, но это не должно быть поводом для беспокойства, если врач не видит нарушений в функционировании важнейших систем детского организма. Если будут выявлены серьезные отклонения в антропометрических и других показателях, ребенку будет назначено профильное обследование.

      topotushky.ru

      Когда малышу исполняется 4 месяца, жизнь в семье становится более упорядоченной и спокойной. Возможно, к этому времени уход за ребенком уже превратится для вас в привычную рутину, хотя иногда к концу дня кроха начинает капризничать. Дети, страдающие в первые месяцы от колик, в этом возрасте уже более спокойны, и даже неугомонные малыши позволяют мамам и папам поспать шесть часов подряд ( правда, не всегда ночью ).

      С 4 месяцев слезы и улыбки ребенка уже не рефлекторны, а вполне осмысленны. Младенцы не просто спят или капризничают – любое действие имеет эмоциональный подтекст. Так дети единственным доступным им образом выражают сложные чувства и свое отношение к окружающим.

      В первые три месяца настроение малыша зависело от скопления газиков или желания покушать, а также от желания привлечь к себе внимание взрослых. Теперь, в четыре месяца быстрое развитие мозга ( и соответствующее улучшение работы пищеварительной и нервной систем ) позволяет младенцу проявлять больший интерес к миру и событиям «взрослой» жизни.

      В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость. Стабильная эмоциональная связь с любящими родителями или заменяющими их людьми – вот фактор, обеспечивающий нормальное умственное и психологическое развитие ребенка.

      К 4 месяцам ребенок уже научился ассоциировать ваш образ с приятными ощущениями и заботой, так что не удивляйтесь, когда при вашем появлении губки малыша растягиваются в радостной улыбке.

      На тесную эмоциональную связь, которая сформировалась между вами и малышом, указывает множество признаков: младенец улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать, когда вы к нему обращаетесь или гладите по головке, и не хочет вас никуда отпускать.

      В 4 месяца большинство младенцев «просто не замолкают», нужно только научиться их понимать. Например, речь малыша часто начинается с попыток произнести открытые гласные звуки «а» и «о». Как правило, первыми с уст младенца слетают неопределенные «п» и «б», ну и, конечно, любимица каждой мамы «м», поэтому вам может показаться, что малыш говорит «мама».

      Как узнать наверняка, что ребенок постепенно учит язык, если он пока не произносит различимых слов? И в этом случае главное – отношения и эмоциональная связь. Неудивительно, что ученые говорят о повышенной способности к изучению иностранных языков детей, с которыми окружающие много разговаривали именно в период, когда малышам было 4-6 месяцев.

      Чаще разговаривайте с младенцем, рассказывайте ему о мире и окружающих предметах, и слушайте, что он вам отвечает. Необязательно включать крохе лингафонные курсы, аудиосказки или занимать его обучающими игрушками; достаточно вместе разглядывать картинки и говорить о том, что вы на них видите, рассказывать малышу о своих планах и событиях прошедшего дня, показывать интересные предметы, когда выходите на прогулку.

      Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте гуление малыша: выделите любимый звук сынишки или дочурки и попробуйте повторить его во время «монолога». Присоединяйтесь к «разговору» ребенка, и через некоторое время он начнет повторять звук уже за вами. Вводите в ваши «беседы» новые звуки ( сначала надо брать гласные ).

      Чтобы помочь ребенку научиться ( или тренироваться ) переворачиваться на бок, поместите сбоку в детской кроватке большую яркую игрушку. Отодвиньте эту игрушку подальше, чтобы малышу приходилось тянуться за ней. После нескольких попыток младенца дотянуться до игрушки, пододвиньте ее к нему. Привяжите к ручке или ножке малыша бубенчик на ленточке – это очень понравится ребенку и позволит лучше ощущать свое тело.

      На 4 месяце ребенок учится произвольно захватывать игрушки; движения при этом становятся более четкими и точными. У малыша возникают «ощупывания», он замечает возникновение и исчезновение предметов, их качества ( например, тяжесть ), способен соотносить различные свойства предметов ( оптические, звуковые и т.д. ).

      Действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. У младенцев начинает появляться повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием и рассматриванием: теперь кроха обследует предмет губами и языком, может бросить его в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звук.

      С 4 месяцев ребенок уже может лежать на животе, приподнимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони ребенка можно подкладывать плоские подушечки из поролона ( 1-1,5 сой ). К подушечке нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани ( фланель, шелк, клеенку и т.д. ). К другой стороне чехла неплохо бы пришить плоские пуговицы различной формы.

      Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит ладошкой малыша по поверхности подушечки, стремясь вызвать ощупывающие движения.

      Полезны упражнения с ленточкой и шнурком: когда младенец лежит на спинке, взрослый вкладывает ему в ручки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.

      Предлагайте малышу для захватывания предметы различной формы ( мягкие игрушки, крупные кубики из конструктора, колечки разного диаметра и т.д. ). Такие упражнения развивают и мелкую моторику, и осязание.

      Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает или скатывает вниз:

    5. Тушки-тушки, сели на подушке,
    6. Пришли подружки,
    7. Столкнули с подушки.
    8. Подниму дочушку ( сынульку ) на крутую горку.
    9. Бух! Покатились, с горки свалились.
    10. Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки:

    11. Ножки-топтыжки пошли молотить,
    12. Ручки-грабельки сено воротить.
    13. Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:

      Тащить за ножки на себя:

      Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:

      Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела:

    14. Тут лес ( волосы ),
    15. Тут поляна ( лоб ),
    16. Тут бугор ( нос ),
    17. Тут – сердце живет ( положите ручку ребенка и дайте ему послушать стук сердца ).
    18. Чтобы ваш малыш с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо рассказывать ярко и эмоционально. Можно даже устроить небольшой кукольный театр с помощью игрушек, имеющихся у вас в доме. С 3-4 месяцев дети с восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у каждого из которых свой голос, тембр и ритм. К тому же таким образом малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, вместе с вами радуясь вытянутой репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему Колобку…

      Исследования ученых показали, что дети, которым с первых недель рассказывали стихи, в дальнейшем не имели никаких проблем с запоминанием больших объемов рифмованного ритмизированного текста ( вы не мучились в школе, заучивая стихи?! ). У них оказывался лучше развит фонематический слух, наблюдалась большая восприимчивость к иностранным языкам.

      www.missfit.ru

      Развитие ребенка на 4 месяце

      Как так? Читаю комментарии и не понимаю, что с моим сыном не так? Ему четыре месяца, он не переворачивается, не сидит и не ходит. Он только пару недель назад начал погремушками играть и на животике на руках вставать. Ах, да! Вес восемь килограмм.

      Значит у вас совершенно нормальный ребенок. А вот у кого ребенок ходит по кроватке и знает таблицу умножения — не нормальная мать и детей вообще не видела, фантазии все.

      Карина, не обращайте внимания. Это не нормально, если в 3,5 мес. сидеть и ходить (смешно даже!). Моему второму сыночку тоже 4 месяца через несколько дней. И весит тоже 8 кг. Так мы и руками пока еще не очень управляем! А Ваш — не переворачивается скорее всего из-за крупного веса. Или просто не хочет пока еще. Всему свое время)))

      у вас бы детки еще в три месяца ходить начали, пишут какую-то ерунду. нельзя детей в четыре месяца подушками обкладывать.

      У меня сыночку 3,5 месяцев у него уже лезут зубки, он хочет сидеть и ходить, сам поднимается и становиться на ножки, конечно при моей поддержке.

      Что за ерунда! Встает на ножки, в 3,5 мес.? Главное сидеть он только ,,хочет,, но на ножки ,,сам встает. Мамочка, вы себя слышите? Не гробьте ребенку позвоночник.

      У меня второй ребенок в три месяца сел, а в пять уже старался стоять, и рано пошел. Причем первый был "ленивый", сел почти в семь месяцев, а пошел в год и месяц и то с поддержкой.

      Моему мальчику 3.5 мес., и он действительно отвечает похожими звуками на разговоры с ним и различает каждого члена семьи, реагируя на каждого по разному. Особенно бурно и весело реагируя на ажеку.

      Моему сыночку 4 с половиной месяца. Переворачивается на живот так что не успеваешь за ним следить)) Только положила на кровать на спину не успела отвернуться уже на животе))) Шустрый) Но он очень ручной, не могу ничего сделать дома ничего. Еще у кого-то так? А спит в кроватке или с мамой?

      Валерия, если вы ребенка покормили, поговорили с ним ласково, подержали на ручках (все это около часа наверное займет, если не больше), то положите его в кроватку с чистой совестью, пуст сам учится засыпать и вы будете свободны хоть на какое-то время. Я делаю так, потому что мои руки и спина не выдерживают держать ребенка без конца и потому что не хочу, чтоб ребенок был ручным. Когда сама тихонько засыпает, а когда и плачет минут 5-10, а потом засыпает. Конечно, мне эти минуты кажутся за полчаса, но что делать. Всегда есть вещи для глажки, я стою глажу и смотрю одним глазом на ребенка и на часы — успокаивается сама. И еще + в том, что не надо спящую с рук перекладывать в кроватку — может проснуться в процессе, а так сразу на месте заснула и хорошо.

      В 3 месяца пошли к педиатру я сказала, что малышу хочеться сидеть и ходить. На что мне ответили: "Почему бы и нет. Все что хочет малыш." Через 2 дня нам 4 месяца мы ползаем на спине, сидим в подушках и иногда так и засыпаем, устраиваем маме истерики, чтобы походить и причем довольно хорошо переступает ножками, даже на ступеньки, но держу под ручки, чтоб небыло нагрузки на позвоночник.

      Бред какой-то! И педиатр странный, что такое ляпнул. Ходить в 4 месяца? И ещё по ступенькам. Маман, одумайтесь. У дитя ещё мышцы спины слабые и связки голеностопа. Не всем капризам надо потакать. Скоро сразу с роддома будут сидеть, ходить, говорить, в год пойдут в школу, а в 10 на работу.

      Зачем обкладывать подушками? Зачем стимулировать ходьбу? Ребенок должен самостоятельно, без чьей-либо помощи сесть или встать на ножки! Его позвоночник и мышцы должны сами решить, когда они будут готовы!

      mamapedia.com.ua